Дух Святой, Дух благий и Источник всякой благостыни одного существа с Отцом и Сыном. Он посылается твари от Отца и Сына, хотя передвечно исходит только от Отца. Посылает Его Отец, по слову Христа Господа, реченному Апостолам: Утешитель, Дух Святой, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); посылает и Сын, по оному обетованию: егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца..., Той свидетельствует о Мне ( Ин. 15:26 ). Итак, эту молитву: Дух Твой благий наставит мя на землю праву мы имеем воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, дабы от обоих истекал на нас один источник благодати, как видел его Иоанн Богослов в Откровении истекающим от престола Божия и Агнца, говоря так: и показа ми чисту реку воды животныя, светлу яко кристалл, исходящу от престола Божия и Агнча ( Откр. 22:1 ). Благим же Духом именуется Дух Святой не только потому, что Он по естеству благ, как Бог ( Мф. 19:17 ), но и потому, что Его Божественной Ипостаси усвояется благость, как Отчей – всемогущество, и Сыновней – мудрость. Он есть источник всякого блага: от Него – все дары, сияющие в Церкви в пророках, в апостолах, в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух видения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судьях, Дух кротости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненом Симеоне; вообще от Него происходят все дары благодати. Посему Дух благий именуется Духом правым, Духом владычним: Им управляется и бывает наставляема Церковь не только к ответствованию в Апостолах и мучениках [по Господню обетованию ( Лк. 12:11–12 ): егда же приведут вы на соборища и власти, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи], но и на всякое дело благое, по тому истинному слову: Утешитель же, Дух Святой, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); потому-то Он посылается, дабы наставить нас на путь вечности, научить нас оправданиям Своим и ввести нас в первое достояние. Без Его же Божественного наставления наш человеческий дух не знает ходить путем правым и вводить нас в землю праву. И подлинно, дух человеческий суетен, непостоянен, заблудлив, немощен; и мы весьма часто не знаем, коего мы – духа ( Лк. 9:55 ): иногда мы влечемся духом суеты, иногда духом нетерпения, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом любоначалия и, водимые чрез различные стремнины погибели, не познаем лукавого вождя. А имея таковые и подобные препятствия в пути нашем от лукавого демона, часто прельщающего нас под видом благости злом, притом же и сами будучи немощны, мы всячески имеем потребу, чтобы Тот Дух благий наставил нас и способствовал нам в немощах наших ( Рим. 8:26 ). Он же, Помощник наш милосердый, способствует различными образами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О. С. Булгаков верно говорит, что нет личного воплощения Духа Святого, что его воплощение всеобщее, разлитое по всему миру. Поэтому так трудно определить отношение Духа и Святого Духа. В Духе действует Святой Дух. Духовная жизнь есть приобщение к божественной жизни. Например, для К. Барта Дух есть дар благодати Творца творению. Благодать есть для него наша тварность. Святой Дух присутствует в человеке эсхатологически. Но бартианство ограничивает возможности действия Святого Духа на человека и мир, и это одно из основных противоречий этого учения. Католическая теология почти отождествляет Дух Святой с благодатью, но это действие благодати устанавливает закономерности. Что говорится о Святом Духе в Священном Писании? Прежде всего нас поражает, что в Евангелии все происходит от Духа Святого и через Дух Святой. Рождение всегда происходит от Духа. Иисус родился от Духа, был крещен Духом Святым и возведен Духом в пустыню. Вот какими словами определяется в Евангелии роль Духа Святого: «Не вы будете говорить, но Дух Отца будет говорить в вас» (Матф., гл. 10, 20). Духом Божьим изгоняются бесы. «Хула на Духа не простится человеком» (Матф., гл. 12, 31). «Не знаете, какого вы Духа» (Лук., гл. 9, 55). «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук., гл. 12, 12). «Нужно родиться от Духа, чтобы войти в Царство Божье» (Иоанн, гл. 3, 5). «Дух дышит, где хочет» (Иоанн, гл. 3, 8). Дух животворит. Отец пошлет Утешителя Духа Святого (Иоанн, гл. 15, 26). Он научит всему. Дух истины наставит на всякую истину (Иоанн, гл. 16, 13). Все происходит через Дух. Нужно испытывать духов. Дух есть истина (I Послание Иоанна). Духом все судится. Дух все пронизывает. Дары даются Духом. Прежде душевное, потом духовное. Буква убивает, а Дух животворит. «Господь есть Дух, где Дух Господен, там свобода» (II Послание к Коринфянам, гл. 3,17). «Духа не угашайте» (I Послание к Фессалон., гл. 5, 19). Самые поразительные слова: Дух дышит, где хочет, где Дух, там и свобода, только хула на Духа не простится, Духа не угашайте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Слово святых Говоря о Надмирном, Божественном, не обойтись без слов тех, кого Сам Бог одарил этими словами, кто писал, исходя из этого сугубого духовного дара. Книги святых, богатых Духом Истины, могут открыть нашему затуманенному взору такие горизонты, что вера наша станет еще более глубокой и торжествующей. Ведь святые отцы, подвижники, получившие в избытке благодать Свыше, готовы с каждым желающим поделиться своим духовным богатством, облекая в слова невыразимое и непостижимое. Только вникай! И, по слову святителя Василия Великого, нет ни одного дара, ниспосланного твари, в котором бы не присутствовал Святой Дух. Пророк Исаия называет семь Его даров: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия. Однако эти наименования не исчерпывают всех граней действия одного из лиц Святой Троицы в материальном мире. Вообще, Даров Святого Духа бесконечное множество, ведь источник их — бесконечный в Своих проявлениях и свойствах Бог. И православное богословие не разделяет Божественные дары и обожающую человека благодать. Потому Дух Святой, будучи источником нетварных даров, именуется множеством имен, которые мы связываем с благодатью Божией: «Прихожу в трепет, — говорит святой Григорий Богослов, — когда представляю в уме богатство наименований... Дух Божий, Дух Христов, Ум Христов... Дух сыноположения... Он есть Дух... воссозидающий в Крещении и Воскресении... Дух, Который... дышет, идеже хощет... Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь». Симеон Новый Богослов в своих гимнах воспевает Дух Святой, именуя Его возвышенно и поэтично: «сокровенная тайна», «сокровище безымянное»; «вещь неизреченная»; «могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением»; «невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый», «венок неувядающий», «дыхание и жизнь моя»… В каждом слове — космос. Кстати, насчет космоса как материального мира, в котором мы живем. Христос накануне Своего распятия воздыхает и томится: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). О чем это? До Голгофы Дух Святой присутствовал в мире только Своим действием. Но когда человек, искупленный крестной жертвой Спасителя, становится способным к принятию, Дух сходит в мир и присутствует в нем уже как Лицо Святой Троицы. Он наполняет Собой Церковь, омытую и очищенную Кровью Сына Божия. И потому Пятидесятница, как говорят мудрецы, просвещенные знанием свыше, — конечная цель Божественного домостроительства на земле.

http://pravoslavie.ru/146663.html

Так, мы можем зрением привести другого в неловкое положение, в замешательство. Случалось мне не раз пристально смотреть из окна своего дома на лица, проходящие мимо дома, и эти лица, как бы привлекаемые какою-то силою к тому самому окну, из которого я смотрел, оглядывались на это окно и искали в нем лица человеческого; иные же приходили в какое-то замешательство и вдруг ускоряли свою поступь, охорашивались – поправляли галстук, шляпу и прочее. Есть тут какой-то секрет. Представляй чаще Господа Владыкою твари. Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые, тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе Дух благий, Дух Святой, а когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тебе худо, тяжело; когда ты внутренно смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем необыкновенную трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ей возвыситься к Богу. Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а Дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух широты и свободы духа, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда дух злой, и как можно чаще возвышайся благодарным сердцем к Всесвятому Духу, оживотворяющему и освящающему тебя, и всеми силами бежи помыслов сомнения, неверия и страстей, с которыми вползает в нашу душу духовный змий, тать и убийца наших душ. Самая высокая степень силы действующей страсти обыкновенно бывает последнею вспышкою при сильном противоборстве духа плоти, – я разумею у людей, которые стараются об истреблении своих страстей. Поэтому не нужно унывать и отчаиваться в милости Божией, когда страсть какая-либо терзает, рвет, так сказать, на части нашу душу. Плоть обыкновенно сильнее восстает, воюет на дух, когда дух хочет подчинить себе плоть грешную. Знаю Моих, и Мои знают Меня [ Ин. 10,14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание этой переписки сводится, стало быть, к вопросу о почитании Святого Духа или, точнее, к опровержению доводов так называемых «Тропиков ». Это предшественники Македония, и получили они свое наименование от греческого слова τροποσ, что значит «поворот», «оборот», «обратный ход». Св. Афанасий их не называет еще «пневматомахами», «духоборами», а пользуется этим выражением «Тропики». Появились они, возможно, первоначально где–то в дельте Нила и попали в поле зрения Серапиона, который и обратился за разъяснениями к александрийскому предстоятелю, как с ними бороться и где найти соответствующие доводы для полемики против них. Из первых же разделов первого письма выясняется точка зрения св. Афанасия: духоборчество есть скрытое арианство. Иными словами, из арианства путем логических умозаключений должно появиться непочитание Святого Духа, сведение и Его в разряд тварей. Для подтверждения своих «обратных умозаключений » они искали в библейском тексте те слова, которые говорили бы о тварности Духа. В разделе 3 письма I–ro разбирается текст прор. Амоса 4, 13: «се Аз, утверждаяй гром и созидаяй дух». Автор дает сразу же руководящее указание: где слово «дух» стоит без члена, это может означать и нечто тварное, как напр.: «ветер», «дух человеческий» и под. Там же, где слово «дух» предваряется членом среднего рода то, оно означает Дух Божий (§ 4). В разделах 5–8 даны и перечисления соответствующих текстов, подтверждающих только что сказанное им. Автор перечисляет ветхозаветные тексты о Святом Духе: «Дух Божий» (Быт. 1, 2), «Дух Мой» (Ibid., 6, 3), «Дух Свой» (Числ, 11, 29), «Дух Господень» (Судей 3, 10; 11, 29; 13, 25; 15, 14), «Дух Святый» (Пс. 50, 13; 142, 10), «Дух Господень» (Исаии 61, 1; Мих. 2, 7), «Дух Святый » (Дан. 13, 46) (перевод Феодотиона), «Дух Мой» (Иоиля 2, 28; Захар. 1, 6). Затем и новозаветные: «Дух Святый » (Лк. 3, 22; Ин. 20, 22; 14, 26; Деян. 2, 4; 21, 11; 20, 28), «Дух Истины » (Иоанна 15, 26), «Дух Отца» (Матф. 10,20), «Дух Божий » (Матф. 12, 28; I Кор. 2, 11),

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Содействие Святого Духа так необходимо христианину в его духовной жизни, что, по учению апостола Павла, никто неможет и назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). 2) О дарах Святого Духа Дух Святой, вселяясь в человека, обогащает его различными духовными дарами, и Его действия в человеке раскрываются в различных духовных плодах. Главнейшие дары Святого Духа, по учению слова Божия, суть следующие семь: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень. 29 Действия различны, но действующий Дух един, потому и силы действующие, именуемые дарами, мы недолжны строго различать и разделять: ибо Виновник их один, разделяющий властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Предложу краткие понятия об исчисленных дарах Святого Духа. Дух страха Божия есть дар страшиться нарушения закона Божия, дар благоговения пред Богом. Дух познания или ведения есть дар – познавать Божественные истины, необходимые для спасения человека. Дух силы или крепости есть дар преодолевать трудности в делании добра, или в подвигах христианских добродетелей, есть дар непоколебимой твердости в последовании Иисусу Христу. Дух совета есть дар основательно познавать свое звание и свои обязанности, и в трудных случаях правильно рассуждать и решать недоумения, и подавать другим добрые советы к преодолению недоумений и трудностей на пути спасения. Дух разумения есть дар основательного и глубокого познания о предметах святой веры и благочестивой жизни. Дух мудрости есть дар не только познавать Божественные истины, но и верно пользоваться ими ко спасению души или жить и действовать по Духу Христову. Дух Господень – это дар высшего благочестия и благодатного вдохновения, когда действие Святого Духа обнимает все силы души вдохновенного человека и всецело управляет им в служении евангельскому слову или в подвигах святой ревности по Боге. 3) О плодах Святого Духа Дух Святой, действуя в человеке, благоукрашает человека различными добродетелями. Спаситель учит: от плод их познаете их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Церковь верит, что Святой Дух это Особая сила, которой Бог наделяет верующих Другое имя Иисуса Христа Личность, отличная от Бога Отца и Бога Сына Как Святой Дух соотносится с понятием «Бог»? Святой Дух сотворен Богом Святой Дух есть истинный Бог Святой Дух — это название одного из ангелов Какие тексты называются «богодухновенными»? Выдающиеся литературные произведения Священные тексты различных религий Библия — книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов В каких людях пребывает Святой Дух? Только в великих подвижниках благочестия Во всех христианах Только в Апостолах Как отличить Святой Дух от духа заблуждения? Святой Дух открывает тайны, недоступные обычному познанию Святой Дух наделяет человека необычными способностями Святой Дух верно учит об Иисусе Христе и Его Церкви Хотя некоторые ереси и считали Святого Духа безличной силой, Священное Писание говорит о Нем именно как о Личности. Например, в Деяниях мы читаем: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ) Святой Дух обладает мыслями: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» ( Рим.8:27 ) и волей: «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ) Таким образом (в этом и других местах) Святой Дух определенно открывается как Личность. P.S. Правда, следует заметить, что в отдельных случаях выражением «Святой Дух» может обозначаться благодать Святого Духа. Подробнее:  митрополит Илларион Алфеев. Святой Дух Некоторые древние лжеучения — например, савеллианство — говорили о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются проявлениями одной и той же личности Бога. Но Сам Христос говорит о Святом Духе как о Ком-то, явно отличном от Него и от Отца, например, «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Иоан.14:16,17 ), или « Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан.15:26 )

http://azbyka.ru/quiz/svyatoj-duh/

В. Что означают слова «глаголавшего пророки»? О. Слова глаголавшего (говорившего) пророки ( чрез пророков) означают, что Дух Святый говорил чрез пророков. Пророки предсказывали только то, что им открывал Дух Святый. Напр., пророк Исаия предсказал о Спасителе, что Он родится от Девы, что Он будет творить чудеса, претерпит страдания за грехи всего мира. В. Получаем ли мы, христиане, дары Святого Духа? О. Получаем во-первых во спасительных таинствах, а во-вторых чрез усердную молитву. В. Какие главнейшие дари Святого Духа? О. 1) Дух страха Божия. 2) Дух силы. 3) Дух совета. 4) Дух познание. 5) Дух познания. 6) Дух мудрости. 7) Дух Господень или дар высшего благочестия. В. Как изображается Дух Святый на иконах? О. В виде голубя, потому что так Дух Святый сходил на Иисуса Христа при крещении и в виде огненных языков, – так сходил Дух Святый на апостолов после вознесения Господня. (Сошествие Святого Духа на апостолов). Наставление Усердно молитесь, дети, Духу Святому так: «Царю небесный»... Для нас необходимо, чтобы Дух Святый пребывал в нас. Дух Святый – наш Утешитель. Утешал Дух Святый апостолов, утешал св. мучеников, которые среди жестоких мучений радовались и славили Бога. Утешает Дух Святый и всех тех, которые обращаются к Нему с молитвою. Иногда человек приходит в церковь в глубокой скорби, со слезами молится здесь и выходит из храма утшенным: это Дух Святый утешил его по молитвам Божией Матери и святых. Вы, дети, только еще начинаете жить, сколько горя иному придется, можетъ быть, перетерпеть в жизни. Иной до того заскучает, что места себе не находит; а это все от того, что не знает, где и в ком искать утшения. Если бы с кем из вас приключилось горе, ищите, дети, утшения в молитве Духу Святому. Просите Духа Святого, чтобы Он утешил вас, пришел бы к вам, поселился в вас, очистил бы от всякого греха и спас ваши души. Самое большое утешение, даруемое нам Духом Святым, есть прощение грехов, если мы каемся в них. В. О чем говорится в девятом члене символа веры ? О. О Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дух называется Святым. Это – главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? – Послушай Спасителя: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы ( Мф. 12:28 ). Чтобы кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, ап. Павел говорит: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: не пецытеся, како или что возглаголите: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Мф. 10:19, 20 ). Что приписал Господь Себе Самому: Аз от Отца изыдох ( Ин. 16:28,27 ), это же приписывает и Святому Духу, говоря: иже от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Какой же смысл слова: «исходит»? Чтобы избежать имени: «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: иже от Отца исходит; оно называет Духа исходящим подобно тому, как вода бьет ключем из земли. Как сказано о рае: река же исходит из Едема ( Быт. 2:10 ), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником воды живы, как об этом говорит пророк Иеремия: ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу земля. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы ( Иер. 2:12,13 ). Божественное слово, определяя Отца – как источник воды живы, говорит об исходящей из источника жизни живой воде: иже от Отца исходит. Что исходит? – Дух Святой. Каким образом? – Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водою? Спаситель говорит: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Предлагая объяснение касательно этой воды, Евангелист присоединяет: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его ( Ин. 7:38–39 ). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого, назвал Его живою водою, а Отец говорит; Мене оставиша источника воды живы, то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю, Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который – от Бога, Духом Отца и Духом, Который – от Отца. Исаия от лица Христова свидетельствует о Духе Господнем: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя ( Ис. 61:1 ); ап. Павел: Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода ( 2Кор. 3:17 ). Если где присутствует Дух, и если поэтому там – свобода, то ужели Он – раб? Каким образом Он дарует то, чего не имеет? Каким образом, Сам, будучи рабом, освобождает других?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010