Из остальных книг Vitae Patrum, где находились разрозненные, отрывочные сведения о святых, Святитель взял немногое. Он дополнил отсюда жития святых, написанные по другим отделам того же источника; самостоятельных, особых житий по 3, 4, 5, 6, и 7 книгам Vitae Patrum написано только три: 6-го июня – прей. Виссариона, «от Патерика Египетского и великие Минеи Четьи». Жития свв. Отцов, кн. III, в ВЧМ (июнь, л. 109–111) сказание во многом отличающееся от того, которое в наших Четиих-Минеях; 6-го июля – преп. Сисоя великого, «от отечников», а во втором месяцеслове: «quare in indice in Vitis ss.pp. довольно будет. О преставлении его декабря 11-го» – Жития свв. Отцов в разных местах 210 . 27-го августа – преп. Пимена великого , «от Патерика Египетского и Алфавитного собрано сокращенно»; во втором месяцеслове: «in Vitis ss.pp. vide idem Paemen et Pastor» – кн. Ill, §§4,5,8,11, 12, 14, 16, 27,31,35,36,37, 60, 64, 76, 144, 146, 147, 177, 180 и 183 211 . Однако, если мы станем детально сравнивать, эти жития с указанным источником, то едва ли нам удастся найти здесь все сообщаемые в них сведения. Особенно это надо сказать о житии преп. Пимена. Но есть в Четиих-Минеях и такие жития, для которых в Житиях свв. Отцов мы не могли найти соответствующего материала. Между тем, Святитель указывает, что они взяты также из Патериков. Таковы: житие св.м. Фомаиды (апреля 13-го), в Четиих-Минеях: «от Патерика Скитского»; блаж. Таисии (мая 10) – «от Алфавитного Патерика, знамениеТ»; преп. Дулы страстотерпца (июня 15-го) – «от Патерика азбучного, лит. 4-я» и сведения о рождении и отроческих годах преп. Онуфрия великого, сообщаемые Святителем 12-го июня, после жития преподобного, с пометкой: «от отечников». Очевидно, между патериками и отечниками у Святителя были и такие, которых в Житиях свв. Отцов нет. Мы, однако, не думаем, чтобы это были греческие патерики. Вероятнее разуметь здесь славянские переводы их, богатое собрание которых давали, напр., великие Макарьевские Четии-Минеи. Здесь как раз находим мы и сведения о всех тех святых 212 , каких не удалось нам найти в Житиях свв. Отцов. Поэтому, источниками этих житий скорее надо считать великие Четии-Минеи или те патерики – Скитский и Азбучный, – о которых есть упоминание в описи оставшихся после Святителя книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

— Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей! Святой мученик на это ответил: — Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель. Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно. После этого святой мученик сказал: — Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это? Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский [ 14 ], Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ [ 15 ], святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий [ 16 ] возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь. Память преподобного Дулы Страстотерпца Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий [ 1 ] Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этой угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, — чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, — что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мои недостатки, грехи не только управляют моим алкогольным, ветхим человеком, они делают жизнь скучной, постной и труднопереносимой. Вам это ничего не напоминает? Точно, очень похоже на похмелье, когда с тоской и страхом разлепляются глаза и настойчиво пульсирует мысль: «Неужели этот адский день начался?!» Иногда очередной открытый недостаток, держащий меня «на коротком поводке», может показаться достаточно невинным, так что я долгое время не придаю ему значения. Например, привычка всюду опаздывать и врать в незначительных ситуациях или же, например, обещать и не выполнять обещанное. Это может быть укоренившийся навык ложиться спать слишком поздно, беспорядочно питаться. Тяготить меня может и множество начатых и недоделанных дел и предприятий. В процессе работы над 6м Шагом я понял: речь идет не только о чем-то морально сомнительном, о каких-то моих грехах или страстях, не только о них во всяком случае. Шестой Шаг дан мне для того, чтобы я научился, изменяя незначительные детали в мозаике моей жизни, менять тем самым всю жизнь. Например, труднопреодолимая привычка есть перед сном! Ну, знаю я прекрасно, что это вредно, глупо и опасно есть перед сном. А вот в Шестом Шаге я начинаю смиренно, но упорно просить Господа избавить меня от этой дури. И Господь, как всегда, действует деликатно и со вкусом: мне дарят книгу о правильном питании, знакомый приглашает на соответствующий семинар, а друзья рекомендуют обучающую программу о правильном распределении времени. Я принимаю все это как дары от самого Господа (ведь я же просил Его о помощи), внимательно изучаю книгу, записываюсь на семинар. Постепенно привычки неправильного питания начинают поддаваться моему нажиму. Вообще-то еда — одна из самых трудных тем для работы, поскольку это базовая система нашей жизни, но проходит время (а я позволяю себе ждать и изменяться постепенно), и я уже не хочу открывать холодильник после вечерней молитвы, потом я начинаю ужинать около восьми вечера и спокойно отказываюсь от вечерне-ночного чая с бутербродиком. Так мы вместе с Богом поработали над моим рационом. Почему бы не попробовать тот же метод с другими проблемами: завистью, похотью, склонностью ко вранью, зависимостью от Интернета, расточительностью, жадностью, мстительностью?.. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» ( Рим.6:2 ) увещевает меня апостол Павел. Я думаю, в моем случае — это процесс, но процесс по-своему увлекательный. Господи, помоги мне увидеть тот недостаток, который мешает выздоравливать и любить Тебя; открой моему наставнику по АА, как я могу избавиться от этого недостатка, и дай мне силы освободиться от душевредного груза. 28 июня. Память преподобного Дулы, страстотерпца Египетского ( Мф.7:1-8 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

— Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей! Святой мученик на это ответил: — Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель. Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно. После этого святой мученик сказал: — Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это? Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.  Память преподобного Дулы Страстотерпца Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этой угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, — чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, — что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сицилианин, приняв иночество в Цареграде, удалился в Хиос, и там основал обитель. Патриарх Никифор посылал его в Рим к папе Пасхалию (ум. 824 г.) по делам церковным. Возвратясь в Константинополь, терпел изгиание и узы от Михаила Косноязычного и Феофила. По смерти последнего, будучи возведен на патриарший престол (842 г. 12 февр.), созвал Вселенский собор, на котором восстановлено иконопочитание. Скончался в 846 г., святительствовав 4 года и 4 месяца. Чет. Минеи от различных историографов. (Or. Chr. I. col. 244. Act SS. . iunii II. р. 960. Fabr. VII. 273). Мес. В. Март. Р. Есть служба. 15 Св. пророка Амоса. Третий из меньших пророков, пастырь из Фекои; пророчествовал при Озии, царе Иудейском, и Иеровоаме Израильском (798 –784 г. до Р. Хр.). Чет. Минеи. Мес. В. 16 июня. Март. Р. 31 марта. Есть служба. Свв. мучч. Вита отрока, Модеста пестуна и Крискентии, питательницы его. Сицилиане, страдали в Риме при Диоклетиане; скончались в Лукании. Чет. Минея от Великой Чет. и от иных. (Act. SS. iun. II. р. 1013.) Март. Р. Св. муч. Дулы. Киликианин, скончался от мук недалеко от Тарса, куда влекли его за игемоном Максимом. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. iun. II. р. 1042). Мес. В. Март. Р. Преп. Дулы страстотерпца. Монах из одной египетской киновии, претерпевший узы и биение по неправедному подозрению в святотатстве. Чет. Минея от Патерика Азбучного. Св. отца нашего Ионы, митрополита Московского и всея России. См. 31 марта. Обретение мощей его 27 мая. Со свв. Петром и Алексием воспоминается 5 окт. Есть служба. Св. благоверного князя сербского Лазаря. Убиен от Измаильтян в 1389 году. Чет. Минея. Преп. Иеронима. Чет. Минея. (Fabr. IX. р. 295). Перенесение мощей св. Феодора Сикеота. Мес. всех свв. Память его 22 апр. 16 Св. Тихона чудотворца, еп. Амафунтского. Преемник Мемнония, рукоположенный св. Епифанием, архиеп. Кипрским (в 5 веке). Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 1063. Act. SS. iun. III. р. 93). Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Тихона луховского. Малороссиянин, воинствовавший в литовских странах. Не терпя латинского насилия, он прибыл в Москву, постригся в монахи, удалился на реку Луху, и основал Крестовоздвиженскую Николаевскую Тихонову пустынь. Преставился в 1492 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

15. Св. прор. Амоса, св. Ионы, митр, московского и всея России; мучч. Вита, Модеста, Крискентии и Дулы; препп. Иеронима стридонского и Дулы, страстотерпца египетского; св. благов, кн. Лазаря сербского; перенесение мощей св. Феодора сикеота; Григория, Кассиана авнежск., Ефрема сербск. Когда Иона († 1461 г.) был еще простым иноком Симонова монастыря, то митр. Фотий, в одно из своих посещений этого монастыря, нашел его в хлебне спящим. Во время сна Иона держал правую руку свою на голове согбену, «яко благословляше ею». С удивлением посмотрел на него Фотий и не велел будить, а только сказал: «инок сей Иона будет велик святитель в странах Русския земли» (Ч.-М. 31 мар.). Отсюда видно, что перстосложение для благословения было отлично от молитвенного, – иначе как бы узнал Фотий, что у Ионы рука сложена как бы для благословения. 16. Св. и чудотв. Тихона амафунтского, пр. Тихона луховского, мучч.: Тигрия пресвитера и Евтропия чтеца; преп. Тихона медынск. 17. Муч. Мануила, Савела и Исмаила. 18. Св. мучч. Леонтия и с ним Ипатия и Феодула. Празднование образу Пресв. Богородицы Боголюбская. В описания страданий муч. Леонтия († I в.) о крещении Ипатия и Феодула говорится, что, по молитве св. Леонтия, «облак светел сниде на трибун Ипатия и на друга его Феодула и, осенив их, испусти на них дождь и крести их». Такое чудесное крещение ясно показывает, что совершение его через окропление или обливание не противно Господу, – иначе Он не благословил бы и чуда совершить в неугодном для Себя виде. На Боголюбской иконе Божией Матери Спаситель изображен с обращенною несколько книзу ладонью руки, благословляющей именословно. 19. Св. ап. Иуды, брата Господня; мч. Зосимы воина; пр. Иоанна отшельника, Паисия вел.; пр. Варлаама шенкурского. 20. Свм. Мефодия еп. патар.; мч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона, Афанасия чтеца; мч. Инны, Риммы, Пинны – скифов; пр. Левкия; всех св., на Афоне подвизавшихся; благ. кн. Глеба (1175), свт. Гурия, арх. казанск. 21. Мч. Иулиана тарсийского; свящ.-муч. Терентия, еп. иконийского; пр. Иулия пресвитера и Гулиана диакона; мч. Арчила и Луарсаба (груз. цер.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Скачать epub pdf Память преподобного Дулы Страстотерпца Память 15 июня Блаженный раб Божий Дула был монахом одной из киновий 3957 Египетской страны. Во взгляде его всегда светилось смирение и кротость, но по разуму он был велик и славен. Этот угодник Божий, всеми гонимый и злословимый, всегда радовался и веселился духом. Уничижавших его он считал неповинными, и молился за них Богу, – чтобы Господь не поставил им этого во грех. Возлагая всю вину на диавола, – что это он смущает братию, и с мужеством вооружаясь на него, блаженный Дула терпением, молитвой и незлобием побеждал все козни его. В таком терпении подвижник Божий пробыл двадцать лет, непоколебимо питая в сердце своем кротость и смирение. Диавол же, не зная, чем бы, наконец, озлобить блаженного, распространил на него такую коварную ложь; причем в этом случае он напал не только на преподобного Дулу, но и на всю братию, опечалив и смутив таким образом всех безмолвников; именно – он научил одного брата, не имеющего страха Божия, проникнуть тайно в церковь и украсть там все церковные сосуды. Сделав все это, монах тот скрыл украденное и затворился в келии своей, как бы никуда перед этим не выходя. Когда же настало время утренней службы, параекклисиарх 3958 , войдя в церковь , чтобы возжечь панникадила, увидел, что украдены все церковные сосуды; он тотчас же пошел и поведал об этом авве 3959 . Потом по обычаю он ударил в било 3960 , и все братия собрались в церковь на утреннее пение. По окончании утрени авва и параекклисиарх возвестили братии, что сосуды украдены, – и все были сильно этим возмущены. Случилось же, что в то время по болезни блаженный Дула не пришел на утреннее правило; и сказали некоторые из братии. – Никто не мог их украсть, кроме брата Дулы, который от того, должно быть, и не пришел в церковь ; если бы не он совершил эту кражу, то пришел бы к полунощнице раньше всех, как это он имел обыкновение делать всегда. И послали привести его в храм; посланные, отправившись, нашли его, хотя и больным, но все же стоящим на молитве; схватив блаженного, они силой повлекли его в церковь . Тогда святой Дула спросил их:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кириака диак. мР. Р. В. А У. 8 авг. и 16 марта. Н. 16 марта. Апрониана. Б. мР. Р. А. У. Н. 2 февр. Папия и Мавра. Б. мР. Р. В. А. У. Н. 29 янв. Смарагда, Ларгия. У. 8 авг. мР. В. 16 мар. Сатурнина. Иерон. Бух. Алляц. Англ. мР. Р. В. А. У. 29 ноября. Крискентиана. мР. 16 мар. Р. У. 24 нояб. Крискента, Даргия, Кириака. Иерон. 8 авг. Маркеллина папы. Б. мР. Р. А. У. Н. 26 апр. 7. Свв. мучч. Кириакии, Калерии и Марии. 8. Пр. Ефрема патриарха антиохфского. 1345. Пр. Зосимы финикианина. Дим. Рост. 8. Пр. Ефрека, патриаха антиохийского.Пр. Зосимы финикиана. 9. Мучч. Феклы, Марфы и Марии. 1370. 9. Св. Кирилла александрийского. А. У. Н. 28 янв. 9. Св. мучч. Феклы, Марфы и Марии. 10. Пр. Феофана, иже от Антиохии. Петр. Св. Вассиана, еп. лавдийского. Дим. Рост. 10. Пр. Феофана, иже от Антиохии. 11. Св. ап. Варфоломея. Иерон. Б. 24 авг. Флориац. 26 авг. Св. ап. Варнавы. Англ. Б. Ф. и все 11 июня. 12. Пр. Петра афонского. Канон Иосифа. 12. Пр. Петра афонского. 13. Св. Трифиллия, еп. левкус. Преп. матери Анны и сына ее Иоанна. М. Гр. 1595. 13. Пр. матери Анны и сына ее Иоанна. 14. Пофр. Елиссея, Иерон. Алляц. 29 авг. Б. мР. Р. В. А. У. 14 июня. 15. Свв. Вита, Модеста, Крискентии. Син. 1. Неап. 319. Св. Дулы страстотерпца. Дим. Рост. Пр. Иеронима. Канон сырн. субб. 1370. 15. Прор. Амоса. У один 31 марта. Св. Вита. Б. Свв. Вита, Модеста и Крискентии. Иерон. Ф. мР. Р. В. У. 16 июня. Флориац. 16-го. Пр. Иеронима. Б. и все 30 сент. 15 Пр. Дулы страстотерпца, монаха египетского. 16. Мучч. Тигрия пресвитера, Евтропия чтеца. Дим. Рост. 19. Пр. Иоанна отшельника близ Иерусалима. 240. Пр. Паисия Великого. До Мак. Мак. 19. Св. ав. Иуды, брата Господня. Иерон. (у Солье). Б. Бандин. и все проч. 28 окт. (Иерон. Н. еще 29 июня). 19. Св. муч. Зосимы воина при Траяне. Пр. Иоанна отшельника близ Иерусалима. Пр. Пансия Великого. 20 Св. Левкия исповедника. Дим. Рост. 20. Св. Мефодия еп. патарского. мР. В. А. У. Н. 18 сент. 20. Свв. мучч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца. 21.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. о. н. Мефодия , патриарха цареградского, † 846. Вас. Екл. Флор. XI в. Муз. 1044. Акад. Слепч. 240. М. Р. †. М. 12 в. Служба. В М. 449 и Греч. печ. минее канон другой Феофана. Стих. Фотия патриарха. (Коал. 2 июня 24. Нан. 2 июля 15). II. Пр. Иулитты в мире. 1370. Канон сырн. субботы. Пр. Нифонта афонского. 1330 году. Афон. патер. III. Преставление благоверного князя Мстислава Георгия в Новгороде в 1180 году. М 209. †. (КСоф. 5 сент.). Мощи Мстислава в храме Софии в приделе Рождества Богородицы. Пр. Елиссея сумского, соловецкого подвижника в XV в. Соловецк. патер. IV. Феодора константиноп. Хил. (Сикеот анастасиупольский, коего мощи 15 июня перенесены в Царьград). V. Маркиана , еп. сиракузского. Сирм. (30 окт.). Мучч. Ираклиа, Павлина, Венедима . Мак. 1345. Белоз. 493. (18 мая). Прор. Илии . 42. Хлуд. 31. Муз. 1044 и др. (20 июля. Соф. Ев. 2 ошибочно 11 июня вместо 14 Илии и Елиссея). Иуста муч. Син. 1. (14 июля). Св. Трифиллия . Екл. (13 июля). Пр. Мефодия песношского. 201. 51. 1621 и др. (4 июня). Св. Кирилла , еп. гортинского. Вас. Петр. Печ. Пролог (6 сент ). 15 I. Св. прор. Амоса в 8 веке до Р. X. Кал. Петр. 43. Вен. Готф. и проч. М. 1439. По М. 449 канон Феофана, что и у нас. Служба. (Ап. 346 мая 17. Вас. УКр. 16 июня. Син 1. июня 18. Охр. 11 и 16 дек. Копт. 1388 июня 17. Копт. 1425 авг. 28. М. Р. У. 31 марта). Свв. мучч. Вита, Модеста и Крискентии из Сицилии. Страдали в Риме при Диоклитиане. Скончались в Лукании. Син. I. Неап. Кап. Асс. Остр. УКр. 319. ДоМак. Мак. и др. М. Р. Иерон. Б. Ф. мР. Р. В. У. М. 12 в. †. (246. 245. 1621 мая 16. Флориац. 16 июня). Св. муч. Дулы в Киликии в нач. 4 в. Син. 1. Вас. Екл. Петр. 240. М. Р. Пр. Дулы страстотерпца египетского. Ч. М. от азбучного патерика. Св. о. н. Ионы , митрополита московского и всей России. Пролог. Служба. Канон Пахомия. (Сн. 31 марта, 27 мая и 5 окт.). Мощи в московском Успенском соборе. Св. благоверного князя сербского Лазаря . Убит на брани с турками 1389. 1621. 51. Белоз. 516. Ч. М. †. В Сербляке служба. Мощи в Сремском монастыре Рованице (Южн. Слав. Филар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Наконец, раздражённый настоятель и братия отослали его к градоначальнику – там новые пытки; но на каждый вопрос: «Где сокрыл похищенное из церкви сокровище?» – невинный Дула повторял одно и то же: «Не имею у себя ни серебра, ни злата». Истощив весь ужас мучений, градоначальник повелел ввергнуть его в глухую и смрадную темницу. На следующий день судья призвал к себе настоятеля и прочих иноков и объявил им, что Дула ни в чём не признаётся; но ожесточённые люди представили на него новые лжедоказательства, и обманутый градоначальник подписал приговор, чтоб у Дулы, как у святотатца, отсечь руки. И повели невинного страдальца на место казни... В то самое время настоящий хищник почувствовал в душе своей угрызение совести. Он ужаснулся и сказал сам себе: «Увы! Что будет мне, если обнаружится злодейство мое? Но, положим, что тайна моя здесь на этом свете останется тайной: какой же дам ответ я на Страшном Суде Христовом? О, горе мне злочестивцу! Я – святотатец, я кровопийца!» Он немедленно идёт к настоятелю и говорит ему: «Отче, церковное сокровище нашлось; клянусь, что Дула невинен!» Немедленно настоятель послал с этим известием к градоначальнику, и страстотерпец возвратился в обитель свою. В тот же час иноки узнали о невинности его, узнали настоящего хищника и припали к стопам праведника, умоляя его, да простит им столь лютый грех . Но будет ли искать удовлетворения за обиды свои тот, кто живёт по примеру Христа Спасителя, невинно приявшего оплевания, заушения, венец терновый и смерть крестную?.. Никого не подозревай в преступлении, пока не будешь иметь несомненные на то доказательства. Неосмотрительность в этом случае губит человека невинного, меж тем преступник остается ненаказанным за большие злодеяния. Исправленный мститель 50 Один инок, будучи обижен другим иноком, пришёл к некоторому старцу и, рассказав, что и как между ними произошло, с гневом воскликнул: «Я не премину отомстить ему!» Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, но огорчённый инок не слушал его и беспрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением». Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк; потом сказал ему: «Время молитвы; принесём, любезный брат, жертву Богу». Инок восстал, и старец начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекися о нас, не мсти за нас; мы сами всё начнём и кончим». Услышав это, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, – сквозь слёзы говорил он, – не хочу мстить ему». Потом, обратившись к Богу, вскликнул: «Един Мститель неправды! Прости мое согрешение!» Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасётся; напротив того, кто гневается на брата своего, тот губит свою добродетель и рабствует дьяволу ».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

  001     002    003    004    005    006