1233 . Письмо св. Киприана Карфагенского к Донату/Пер.//Радость христианина. – 1898. – Кн. 1. 1234 . Светлая радость православного христианина: Пасхальный сборник/Изд. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 88 с, л. ил. Литература о жизни и деятельности 1235 . Двадцатипятилетие священства и законоучительства в Константиновском межевом институте магистра богословия протоиерея А.Г. Полотебнова, 1874–1889. – М.: Печатня Снегиревой, 1890. – X, 78 с, 1 л. портр. Савваитов Павел Иванович (1815–1895)  Павел Иванович Савваитов родился 15 февраля 1815 года в Вологде в семье священника. Первоначальное образование получил в Вологодской Духовной семинарии, которую окончил в 1833 году. По окончании курса Санкт-Петербургской Духовной Академии одним из первых учеников со сте- пенью магистра богословия, присужденною за сочинение «О древней иудейской синагоге», Павел Иванович был назначен в 1837 году преподавателем философии в Вологодскую Духовную семинарию. В Вологде он познакомился с М.П. Погодиным и собирателем «Сказаний русского народа» И.П. Сахаровым. Это знакомство оказалось плодотворным для молодого ученого, он занялся описанием древних монастырей, собиранием вологодских песен. В 1842 году Павел Иванович был переведен в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания, патристики и герменевтики. Кроме того, с 1853 года он также преподавал в семинарии статистику русского раскола, почти двенадцать лет проработал библиотекарем. Вскоре он был также приглашен преподавать русский язык и словесность в Павловском кадетском корпусе, в Коммерческом училище и Школе гвардейских юнкеров, с 1862 по 1864 год Павел Иванович был наставником-наблюдателем по русской литературе в 1-м Павловском военном училище. В 1846 и 1956 годах он был командирован для научных исследований в книгохранилищах Вологды, Ярославля, Костромы, а в 1858 году ездил в Москву для работы в Главном архиве Министерства иностранных дел. В 1868 году Павел Иванович вышел в отставку и занялся научной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

763 . К 50-летию воссоединения западнорусских униатов с Православною Церковью//Церков. ведомости. – 1889. – 13. – С. 356–366; 17. – С. 456–463. 764 . Как понимать изречение Исайи 25, 15 : «Приложи им зла. Господи, приложи зла сильным Земли», читаемое на великопостной утрени: (Из посмертных бумаг)//Богослов, вестник. – 1902. – Нояб. – С. 359–364. 765 . Критическое рассмотрение особенных более важных случаев новозаветной цитации и толкования, в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879. 766 . Кудрявцев Виктор Дмитриевич: Некролог. – М.: Унив. тип., 1892. – 33 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов – М., 1957. -Т. 2. – С. 29. 767 . Магистерский диспут в Московской Духовной Академии 2 апр. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, 1880. – 27 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 768 . Наместник Сергиевой Лавры архимандрит Леонид: (Некролог). – М.: Унив. тип., 1892. – 30 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891–1892. 769 . Наречение и хиротония ректора Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии//Богослов. вестник – 1899. – Март. – С. 471–495. 770 . Новая реформа крестьянского самоуправления. – М.: Тип. Снегиревой, 1891. – 26 с. 771 . Новозаветное толкование Ветхого Завета. – М.: Тип. Снегирева, 1885. – III. 327 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1879–1884. 772 . Новые труды в области Палестиноведения: (По описанию Иерусалимской Патриаршей библиотеки). – М.: Тип. Снегиревой, 1892. – 19 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1892. 773 . Отношение в Бозе почившего отца архимандрита Леонида (Кавелина) к Святогробскому братству. – М.: Унив. тип., – 8 с. – Отт. из: Душеполез. чтение. – 1891. 774 . Отчет о докторском диспуте, происходившем в Московской Духовной Академии 16 дек. 1880 г. – М.: Тип. Снегирева, – 21с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. 775 . Памяти П.А. Мухановой. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, Ценз. 1895. – 9 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указатель. – Т. 1, вып. 1. – М., 1983. -С. 50–57. 79 . Титов А. А. Книгописные собрания в провинции: 1. Собрание преосвященного Амфилохия. епископа Угличского//Библиогр. зап. – 1892. – 4. – Прил. То же. – М., 1892. – 16 с. 80 . Титов А.А. Преосвященный Амфилохий как ученый и палеограф. – СПб.: Тип. Скороходова, 1894. – 21 с. 81 . Троицкий И. Е. О сочинении архимандрита Амфилохия под названием «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки»/Рец. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1881. – 24 с. – Отт. из: Отчет о присуждении наград графа Уварова... – СПб., 1881. 82 . Языков Д.Д. Учено-литературные труды епископа Угличского Амфилохия//Библиогр. зап. – 1892. – 10. – 5 с., л. портр. Богородский Яков Алексеевич (1841–1919) Яков Алексеевич Богородский родился в 1841 году в Нижегородской губернии. По окончании Казанской Духовной Академии в 1868 году со степенью магистра богословия был назначен преподавателем словесности Казанской Духовной семинарии, в 1870 году – утвержден инспектором. В том же году по прочтении двух пробных лекций «Об Аврааме», «Об идолопоклонстве евреев в период Судей» и по представлении труда «О фарисеях» он был избран доцентом Казанской Духовной Академии по Библейской истории, а в 1882 году – профессором по этой кафедре. В 1873 году он временно преподавал в Академии гражданскую историю, с 1874 по 1881 год был преподавателем русского языка в Родионовском институте благородных девиц. В 1884 году за диссертацию «Еврейские цари» Яков Алексеевич был удостоен степени доктора богословия и премии митрополита Макария. Как сказано в «Протоколах» заседания Совета Академии, «история еврейских царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом». Ценный материал содержит также труд Я.А. Богородского «Начало истории мира и человека по первым страницам Библии». Много сил Яков Алексеевич отдавал критическим отзывам на сочинения, представленные на соискание премии митрополита Макария. Яков Алексеевич Богородский скончался в 1919 году. Печатные труды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1664 . Книга Притчей Соломоновых: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1908. – 153 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1908. 1665 . Книга пророка Аввакума: Опыт историко-критического и экзегетического исследования. – М., 1887. – 97 с. – Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1885–1886. 1666 . Книга пророка Амоса: Введение, перевод и объяснение: (Докт. дис]. – Казань: Типо-лиг. Имп. ун-та, 1897. – LV, 209, 44 с. 1667 . Книга пророка Даниила в русском переводе с греческого текста: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1912. – 62 с. – Отт. из: Правосл. собеседник, 1912. 1668 . Книга пророка Иезекииля в русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1911. -VIII, 156 с. – Библиогр.: с. VIII. -Отт. из: Правосл. Собеседник. – 1911. 1669 . Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1910. -X, 176 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1910. 1670 . Книга пророка Исайи: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1909. – VIII. 202 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1909. 1671 . Книга пророка Михея: Библиологическое и экзегетическое исследование. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890. – LXVI, 372, VII с. – Библиогр.: с. LXIV-LXVI. 1672 . Книги XII малых пророков в русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1913. -VIII, 132 с. -Отт. из: Правосл. собеседник. –1913. 1673 . Книги Екклезиаст и Песнь Песней: В русском переводе с греческого текста LXX: С введением и примечаниями. – Казань: Центр, тип., 1916. – 66 с. – Отт. из: Правосл. собеседник. – 1916. 1674 . Неканонические книги Ветхого Завета. – Казань: Центр, тип., 1907. – 136 с. То же//Правосл. собеседник. – 1907. – Июль – авг. – С. 1– 104; 1908. – Июль – авг. – С. 105–136. 1675 . О Книге пророка Амоса: Систематическое изложение обличительных и пророческих речей пророка Амоса: Отношение пророка Амоса к другим пророкам израильского и иудейского Царств//Правосл. собеседник. – 1897. – Июль. – С. 3–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– СПб., –279 с. 652 . Библейская история: Лекции, читанные студентам 1-го и 2-го курсов С. -Петербургской Духовной Академии в 1886– 1887 учеб. году. – [СПб.). Ценз. 1887. – 310 с. – Литогр. 653 . Вавилонско-ассирийское сказание о сотворении мира//Христиан, чтение. – 1877. – Май. – С. 767–784. 654 . Важнейшие задачи при научном рассмотрении библейских событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте: Речь пред защитою диссертации «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней». – СПб.: Гип. Елеонского, 1884. – 24 с. – Из: Христиан, чтение. – 1884. 655 . Древнеславянский перевод Исх. 1, 7 и 3, 4//Христиан, чтение. – 1905. – Апр. – С. 486–500. 656 . Египетское сказание о потопе//Христиан, чтение. – 1882. – Март – апр. 657 . Издание Священных книг Исход и Левит с объяснительными примечаниями: Критический разбор «Священной летописи» Г. Властова//Христиан, чтение. – 1877. – Ч. 2. 658 . История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней. – СПб.: Тип. Елеонского, 1884. – 276 с, 1 л. карт. 659 . К вопросу о Книге пророка Софонии//Христиан, чтение. – 1897. – Июнь. 660 . К вопросу об особенностях оригинального текста, каким пользовались LXX толковников при своем переводе//Христиан, чтение. – 1881. – Ч. 2. 661 . Комментарии на Книгу Иисуса Навина. – СПб., 1906. – 150 с: ил. – Отт. из: Толковая Библия, изд. ред. «Странника». 662 . Кому обязан своим происхождением древний славянский перевод некоторых мест ветхозаветного текста, сделанный с еврейского//Христиан, чтение. – 1905. – Окт. – С. 411–427; Нояб. – С. 573–580. 663 . Конспект лекций по Библейской истории, читанных для студентов 2-го и 3-го курсов С.-Петербургской Духовной Академии... в 1893–1894 учеб. году. – СПб.: Лит. Богданова, 1894. – 28 с. ... в 1894–1895 учеб. году. – 23 с. ... в 1896 учеб. году. – СПб.: Лит. Руднева, 1896. – 32 с. 664 . Конспект чтений по Библейской истории... за 1881–1882 учеб. год. – СПб., 1882. – 40 с. ... за 1883–1884 учеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1915 году при Петроградской Духовной Академии начала работать Комиссия по научному изданию славянской Библии, в которую входило около семидесяти русских ученых. Значение деятельности этой Комиссии было чрезвычайно велико. Евсеев в качестве фактического руководителя готовил к изданию Библию 1499 года, так называемую Геннадиевскую Библию, прочел в Комиссии целый ряд докладов, писал рецензии на критические издания Библейских текстов. В 1917 году Иван Евсеевич , будучи членом Поместного Собора, издал важную работу «Собор и Библия», где осветил вопросы, стоявшие перед Церковью в деле изучения и издания славянских и русских переводов Библии. В 1918 году Комиссия перешла в ведение Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук, и И.Е. Евсеев стал научным сотрудником Отделения. Иван Евсеевич был членом Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Московского археологического института, Подольского церковного историко-археологического общества, Витебской ученой архивной комиссии, Комиссии по описанию Синодального архива, почетным членом Псковского историко-археологического комитета. Черниговского Епархиального древлехранилища, Воронежского церковного историко-археологического комитета, участвовал в работе Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1910 году Иван Евсеевич был удостоен золотой медали имени профессора А.А. Котляревского за критический разбор сочинения Г.А. Воскресенского о древнеславянском Апостоле. В 1914 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Современный исследователь К.И. Логачев, занимавшийся изучением научного наследия И.Е. Евсеева в Санкт-Петербургской Духовной Академии, писал: «Заслуги И.Е. Евсеева в развитии русской библеистики необычайно велики... Основное направление научной деятельности И.Е. Евсеева – изучение древнейших славянских переводов Библии. Он впервые определил те редакции греческого текста Библии, которые легли в основу древнейших славянских переводов, установил характерные черты кирилловского, мефодиевского и симеоновского переводов, создал научную историю библейского текста у славян... Историю славянской Библии Евсеев рассматривал в рамках общественной и культурной истории славянских народов. Текстологические и филологические выводы И.Е. Евсеева сохраняют свое значение до сих пор... И.Е. Евсеев является представителем той замечательной плеяды ученых-богословов, которые своими трудами прославили русскую богословскую науку. Его работы вошли в сокровищницу мировой библиологии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обширная эрудиция, знание арабского, сирского, древнееврейского языков сочетались в нем с тонким критическим чутьем. Научная деятельность Акима Алексеевича началась с перевода книг великих пророков, который печатался в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1868–1873 годах. После этого перевода не проходило ни одного года без появления научной работы. В 1873–1874, 1886 и 1889 годах Аким Алексеевич по поручению Академии совершил поездки в Святую Землю, а в 1891 году участвовал в научной экспедиции, изучавшей памятники Заиорданья. Эти поездки много дали Олесницкому. «Профессор был редким знатоком Ветхого Завета, и Библия являлась для него не сборником трудных и легких текстов, а живою книгою», – писал биограф. В результате его первой научной поездки был написан труд «Святая Земля. Иерусалим и его древние памятники», за которую А. А. Олесницкии в 1877 году получил ученую степень доктора богословия. В 1894 году вышла книга Акима Алексеевича «Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из Творений св. Отцев и Учителей Церкви». «Этот труд заключает в себе важнейшие сведения о книгах Библии», – писал Ф.Г. Елеонский . А.А. Олесницкий начал готовить к печати энциклопедический словарь по Ветхому Завету, однако не сумел завершить эту работу. Аким Алексеевич пользовался в Киеве большой известностью и как проповедник. Его проповеди , напечатанные в академическом журнале с 1872 по 1899 год, отличаются богатым содержанием и истинной художественностью построения. Аким Алексеевич оставил также целый ряд публицистических статей, направленных против ложных воззрений. Небольшие статьи он помещал в журналах «Воскресное чтение», «Руководство для сельских пастырей». Аким Алексеевич был «украшением Академии. Редкие дарования профессора и горячая любовь к своему предмету захватывали слушателей», – отмечал современник. В 1881 году Аким Алексеевич был избран инспектором Академии, в 1892 году получил звание заслуженного профессора, в 1899 году он вышел в отставку, оставаясь почетным членом Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1901. – Май; 1902. – Янв. – С. 39–64, 673 . Отзыв о книге Бланкенкорна М. «Происхождение и история Мертвого моря»//Христиан, чтение. – 1897. – Ч. 1. 674 . Отрывки из Вавилонско-ассирийских сказаний о первобытных временах//Христиан, чтение. – 1875. – Ч. 2. 675 . По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре славянского перевода Библии. – СПб.: Тип. Лопухина, 1902. – 130 с. 676 . Постановления Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения//Христиан, чтение. – 1875. – Ч. 2. – С. 409–429. 677 . Примеры сделанных Елизаветинскими справщиками исправлений текста первоначальной Библии, не служащих к его усовершенствованию//Христиан, чтение. – 1902. – Май. – С. 675– 684, Июнь. – С. 811–852. 678 . Происхождение Юбилея//Христиан, чтение. – 1885. – Март – апр. 679 . Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятокнижия. – СПб.: Тип. Поповицкого и Елеонского, 1875. – Вып. 1: Разбор так называемых анахронизмов в Пятокнижии. – 11,318 с. 680 . Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории//Христиан, чтение. – 1899. – Июль, дек.; 1900. -Дек. 681 . Разбор проводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева//Христиан, чтение. – 1903. – Авг. 682 . Результаты новых изысканий в Заиорданской части Палестины и в Северной Сирии. – [СПб.], Ценз. 1886. – 25 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1886. 683 . Религиозное состояние и общественное устройство израильского народа в Египте//Христиан, чтение. – 1882. – 4.1. 684 . Следы влияния еврейского текста и древних, кроме греческого LXX, переводов на древний славянский перевод Библии. – СПб., 1905. – 68 с. – Из: Христиан, чтение. – 1905. 685 . Состояние истории Ветхозаветной Церкви в современной протестантской литературе//Христиан, чтение. – 1870. – Ч. 2. 686 . Сравнительное достоинство греко-славянского и еврейско-славянского переводов Быт. 2, 5 //Христиан, чтение. – 1905. – Февр. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

880 . Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. – СПб.: Тип. Елеонского, 1882. – VI, 313 с. 881 . Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии и воспитанников С.-Петербургской Духовной семинарии. – СПб.: Тип. Елеонского, 1886 (обл. 1887). – 84 с. 882 . Земля и собственность по законам Моисея//Христиан, чтение.– 1881. -Ч. 1. 883 . Идея Промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской Духовной Академии 4 февр. 1892 г. – СПб.: Тип. Катанского, 1892. – 87 с. То же. – 2-е изд. – СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1898. – 126 с. 884 . Из поездки в Червонную Русь и по ее окрестностям: Путевые впечатления во время проезда чрез Галицию летом 1895 года. – СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1896. 885 . Ироды, их династия, ее представители и их судьба. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. 886 . Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам 2-го курса С.-Петербургской Духовной Академии... в 1889–1890 учеб. году. – СПб.: Лит. Гробовой, Ценз. 1890. – 24 с. ... в 1891–1892учеб. году. История Ассиро-Вавилонии. -СПб.: Лит. Богданова, 1892. – 22 с. 887 . Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1894– 1895 годах. – СПб.: Лит. Богданова, 1895. – 107 с. – На 1-й с: Обзор важнейших школ или направлений в современной историографии. 888 . Конспект лекций по философии истории, читанных студентам 1-го курса... в 1890–1891 учеб. году. – СПб.: Лит. Богданова, 1891. –28 с. ... в 1891–1892 учеб. году. – 1892. – 25 с. ... в 1892–1893 учеб. году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То же. – 2-е изд., испр. – 1870. – XVI, 530 с. То же. – 3-е изд. – 1874. То же. – 4-е изд. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1882. – 6, XVI, 472 с: ил. 727 . Сольский СМ. Рецензия на «Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета»  //Тр. Киев. Духов. Акад. – 1871. – 8. -С. 431–444. 728 . Сольский СМ. Рецензия на «Руководственное понимание Псалтири». Сост. преподаватель Киевской Духовной семинарии свящ. Х.М. Орда//Тр. Киев. Духов. Акад. – 1883. – 6. – С. 366–368. 725 . Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха): Изъясненная по святоотеческим толкованиям/Пер. с греч. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. 1883. – 420 с. Литература о жизни и деятельности 726 . Преосвященный Ириней, епископ Подольский и Брацлавский//Подол, епарх. ведомости. – 1896. – 50. – С. 1097–1110. Корсунский Иван Николаевич (1849–1899) Иван Николаевич Корсунский родился в 1849 году в семье псаломщика одного из сельских приходов Тульской епархии. В 1870 году, по окончании Тульской Духовной семинарии, как лучший ученик был отправлен на казенный счет в Московскую Духовную Академию. В 1874 году он окончил Академию и был назначен преподавателем греческого языка в Тульское Духовное училище, а в 1876 году – смотрителем училища. В 1879 году Иван Николаевич перешел в Московскую Духовную Академию на должность библиотекаря. Вскоре он стал заниматься описанием книг академической библиотеки. В 1882 году вышел первый выпуск «Систематического каталога книг Библиотеки Московской Духовной Академии», а вскоре – еще четыре выпуска, которые содержали сведения о книгах на русском, греческом, латинском, немецком, французском и других языках, издававшихся с XVI века. Многотомные издания включали содержание, к каждому тому прилагался образцово составленный указатель. Иван Николаевич великолепно знал состав библиотеки, и его даже называли «ходячей библиотекой». В 1879 году И.Н. Корсунский завершил диссертацию «Иудейское толкование Ветхого Завета. Опыт исследования в области истории толкования Ветхого Завета в период Новозаветный» и был утвержден в степени магистра богословия. В 1880 году он был утвержден приват-доцентом по кафедре греческого языка, а в 1884 году избран доцентом и оставил должность библиотекаря. В 1898 году по представлении докторской диссертации «Перевод LXX, его значение 9 истории греческого языка и словесности» Ивану Николаевичу было присуждено звание ординарного профессора. Этот труд Ивана Николаевича «имеет важное значение как для истории греческого языка, так и для Библейской текстуальной критики», отмечалось в журнале Совета Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010