Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего " (Исх.20:13,15,16); " Почитай отца твоего и мать твою " (Исх.20:12); " Не желай что есть у ближнего твоего " (Втор.5:21) Таким образом, первый закон, преподанный в раю Адаму и Еве, является как бы некой матерью всех прочих заповедей Божиих. На самом деле, если бы Адам и Ева любили Господа Бога своего, они не поступили бы против Его заповеди; если бы любили ближнего, то есть друг друга, они не поверили бы навету змия и не убили бы непосредственно после этого себя, потеряв бессмертие нарушением заповеди; они бы не совершили кражи, вкусив тайно от плода дерева и стараясь скрыться от лица Божия; они не стали бы соучастниками лжецу - дьяволу, поверив ему, что они станут, как боги наконец, если бы они не возжелали чужого, они бы не вкусили от запрещенного плода. Значит, в том общем и первоначальном законе Божием содержались все заповеди последующего закона, которые были объявлены в свое время " (цит. по 76:26,27). Приведем по данному вопросу мнение святителя Игнатия (Брянчанинова): " Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого (см. приложение 1). Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедовал Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:16,17). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древо - древом познания добра и зла. Познание этого хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, - для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму, потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил вражды со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого (см. приложение 1). Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедовал Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16,17 ). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских... гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древодревом познания добра и зла. Познание этого хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, – для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму, потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил вражды со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им. Напротив того, отцы завещают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, нужно сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: подобным образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы» (32: 163, 164 со ссылкой на «Достопамятные сказания», об авве Иосифе Панефосском, гл. 3). В дальнейшем людям неоднократно давались заповеди (заветы, уставы, законы, определения, постановления, повеления), в которых определялось: что надо делать и что нельзя; что ожидает людей, если они будут выполнять постановления Божии (волю Божию) (см., например, Исх. 15: 26 ; Лев. 25: 18; 26: 3–12 ; ; Мф. 7: 21; 19: 17 ; 1Ин. 2: 17 ) и что ожидает, если не будут (см., например, Лев. 26: 14–41 ; ). Заповедь, аналогичная по структуре заповеди, данной Адаму, приведена, например, во Втор. 30: 15–19 . В ней, в частности, говорится: «... жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» О наказании смертью за невыполнение заповедей Божьих сказано, например, во Втор. 8: 20; 30: 15, 17–19 . Глава 3. Грехопадение прародителей в раю (первородный грех)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Блаж. Августин высказывает и еще одну своеобразную мысль – слова чтобы возделывать его и хранить его могут быть поняты в смысле отношения Бога к человеку. Бог поселил человека в раю, чтобы там возделывать и хранить его. Блаж. Августин: «Поэтому Бог, создавши человека, чтобы он был человеком, Сам и делает, и хранит его, чтобы он был праведным и блаженным. Отсюда изречение, что человек делал землю такою, чтобы она, уже будучи землею, стала обработанною и плодородною, равносильно изречению, что Бог делал человека, чтобы он, уже будучи человеком, стал благочестивым и мудрым, и хранил его» 235 . Адам, человек, был введен Богом в сад Эдемский, в рай, чтобы возделывать его и хранить его. С тех пор, в каждом человеке, и, в особенности, в мужчине, живет труженик и воин. Это земное призвание человека. Муж-человек должен трудиться и охранять Божий сад – сад души, сад семьи, сад земли, сад Царствия Божия. 4.5. Видение Еноха Праведного Некогда был восхищен в рай св. апостол Павел. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – (только) не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2–4 ). Видение апостола Павла отражает представление иудеев о семи небесах. На третьем из них – рай. На небо был взят праведный Енох ( Быт. 5:24 ). В «Книге Еноха Праведного» («Славянском Енохе») описано, как Енох восходил на небо, проходя все семь небес. На третьем небе он видел рай. «И взяли меня (Еноха) оттоле мужи те и возвели на третье небо; и поставили меня посреди Рая. Вид же места того красоты незнаемой есть: всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие. И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и древо то отменно благовонием своим несказуемым. И другое древо подле, масличное, точащее елей непрестанно. И всякое древо благоплодно, и нет там древа бесплодного, и на всем месте том благословение. Ангелы же, хранящие Рай, светлые весьма, немолчными гласами сладкопения своего служат Богу на всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так некогда и святые жены украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Также и вы мужья обращайтесь с своими женами по разуму, воздающе им честь, яко немощнейшему женскому сосуду, как сонаследницам благодатной жизни. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или досаждением за досаждение» (не так, как в толстовском супружестве, где «ненависть и грызня” между супругами была нормальным их состоянием, где они «злоумышляли друг против друга, как два ненавидящие друг друга, связанные одною цепью, колодника»); «напротив”, – поучает св. первоверховный апостол, – «благословляйте друг друга, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла” (не как злостный герой Толстого «и уста свои от злых лукавых речей. Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Потому что очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их; но лице Господне против делающих зло, чтоб истребить их от земли”. А что сказать Толстому? То, что сказано Господом Иисусом, что поставлено нами в начале: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозди, или от рения смоквы? Тако всяко древо добро плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их (Мат. 5: 15–19). В учении веры и нравственности какого добра ждать от Толстого безбожника, который идет до Геркулесовых столбов абсурда в выводах из своих гибельных начал, дальше всех безбожников, – от такого лицемера, какого свет еще не родил?! Горе вам, книжницы, фарисее, лицемеры, яко одесятствуете тмин и мяту (лепите печи, тачаете сапоги), и оставите вящшая закона, суд и веру (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Также и вы мужья обращайтесь со своими женами по разуму, воздающие им честь, яко немощнейшему женскому сосуду, как сонаследницам благодатной жизни. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или досаждением за досаждение» (не так, как в толстовском супружестве, где «ненависть и грызня между супругами была нормальным их состоянием, где они «злоумышляли друг против друга, как два ненавидящие друг друга, связанные одною цепью, колодника », «напротив», – поучает св. первоверховный апостол, – «благословляйте друг друга, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла» (не как злостный герой Толстого) «и уста, свои от злых лукавых речей. Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Потому что очи Господни обращены к праведным и уши Его к молитве их; но лице Господне против делающих зло, чтоб истребить их от земли. А что сказать Толстому? То, что сказано Господом Иисусом, что поставлено нами в начале: внемлите от лживых пророк, иже приходит к вам во одеждах овечьих, внутри же суть волки хищники. От плод их познаете их. Еда объемлют от терны гроздья, или от репья смоквы? Так всяко древо добро плоды добры творить: а злое древо плоды злы творить. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Темже убо от плод их познаете их ( Мф.5:15–19 ). В учении веры и нравственности какого добра ждать от Толстого безбожника, который идет до Геркулесовых столбов абсурда в выводах из своих гибельных начал, дальше всех безбожников, – от такого лицемера, какого свет еще не родил?! Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры, яко одесятствуете тмин и мяту (лепите печи, тачаете сапоги), и остависте вящшая закона, суд и веру ( Мф.23:23 ). Аминь. Беседа VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Что же ты видишь соломинку в глазу брата твоего, а бревно в глазу твоем не видишь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну соломинку из глаза твоего», и, се, в глазу твоем бревно? Лицемер, вынь сперва бревно из глаза твоего и тогда увидишь, как вынуть соломинку из глаза брата твоего. Не давайте святыню псам и не бросайте жемчугов ваших пред свиньями, чтобы не случилось им растоптать их и, повернувшись, порвать вас. Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и откроют вам. Ибо всякий, кто просит, получает; и, кто ищет, находит; и стучащему открывают. Или разве какой человек из вас, если сын его просит у него хлеба, предложит ему камень? Или, если попросит рыбу, разве предложит ему змею? Если же вы, хотя и злы, умеете благие дары дарить детям вашим, сколь более Отец ваш небесный даст благого просящим Его. Итак, во всем, как хотите, чтобы делали вам люди, так и вы делайте им. Сие же есть закон и пророки. Входите узкими вратами, ибо широки врата и просторен путь, ведущие к погибели, и многие входят ими. Узки же врата и тесен путь, ведущие к жизни, и немногие находят их. Остерегайтесь ложных пророков, кои приходят к вам в одеждах овчих, а внутри же суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Разве собирают с терновника виноград или смоквы – с репейника? Так всякое древо доброе приносит плоды добрые, злое же древо приносит плоды злые. Не может древо доброе приносить плоды злые или древо злое – приносить плоды добрые. Всякое древо, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. Не все, говорящие Мне: «Господи, Господи» войдут в царство небесное, но творящий волю Отца Моего, сущего на небесах, – он войдет в царство небесное. Многие скажут мне в день тот: «Господи, Господи, не во имя ли Твое мы пророчествовали и не именем ли Твоим изгоняли демонов и не во имя ли Твое многие подвиги совершили?» И тогда признаюсь им: «Я никогда не знал вас, оставьте Меня, творившие несправедливость». Посему всякий, кто услышал сии слова Мои и исполнил их, уподобится мужу мудрому, построившему дом свой на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Я, однако, вижу другие «произрастения» земные и по-другому воспринимаю множество плодов. Ибо если моя «земля» принесет плод, если по благословению Господа «даст произрастения свои», я своим умом пойму и смогу объяснить, что представляет собой и какого рода эта земля, которая, приняв дождь с небес, дает плоды разумного «произрастения». Послушай свидетельство Евангелия, где говорится, как «вышел сеятель сеять; и иное [семя] упало при дороге, иное упало на места каменистые, иное упало в терние, иное упало на добрую землю». И то, которое «упало на добрую землю, принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» ( Мф.13:3 и далее). 4 . Сказано: «И дерева полевые дадут плод свой» ( Лев.26:4 ). В нас самих есть «дерева полевые», дающие «плод свой». Что же это за «дерева полевые», дающие «плод свой»? Возможно, слушающий воскликнет: «Что еще придумал этот сочинитель? Зачем он отовсюду собирает слова, лишь бы только не объяснять прочитанное? Как это он учит, что внутри нас “дерева” и растения?» Если не будешь бездумно возражать, то услышишь: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Таким образом, в нас произрастают либо добрые деревья, либо худые, и добрые не могут «приносить плоды худые», а худые не могут «приносить плоды добрые». Хочешь, приведу тебе названия деревьев, которые растут внутри нас? Это не смоковница, не яблоня, не виноградная лоза, но одно дерево именуется праведностью, иное – рассудительностью, иное – стойкостью, иное – воздержностью. И если хочешь, узнай об еще более великом множестве деревьев, которыми, как подобает думать, был засажен даже рай Божий. Ибо там росло древо милосердия, и иное – древо мудрости, и иное – древо учения, и иное – «древо познания добра и зла». И над всеми ними – «древо жизни» (ср. Быт.2:9 ). Но не кажется ли тебе еще более великим, что «Отец», небесный «земледелец 85 » (ср. Ин.15:1 ), насаждает такие деревья в твоей душе и взращивает подобные растения в уме твоем?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится, как «Держащий семь звезд в деснице Своей и Ходящий посреди семи золотых светильников обращается к нему со словами: «Ангелу Ефесской церкви напиши... побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр. 2:1, 7 ). Об этом древе жизни говорится и в заключительных главах Апокалипсиса, когда Иоанн видит Новое Небо, и Новую Землю и святой город Иерусалим, сходящий от Бога с Неба.., и чистую реку воды жизни,., исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую стороны реки, древо жизни ( Откр. 22:1–2 ). Может ли натуральное дерево стоять по обе стороны реки? А ведь символ тот же самый, что и в Книге Бытия. Следовательно, и там говорится не о натуральном дереве. Это и есть провозвестие о сходящем с Неба на Землю Царствии Божием, о том рае, куда Христос вводит раскаявшегося разбойника, то есть все уверовавшее в Него и отвратившееся от своих грехов человечество. И древо жизни в этом раю дает плоды всегда и листья его – для исцеления народов ( Откр. 22:2 ). И времени уже не будет.., и ночи не будет там, ибо вошедшие в него вошли в вечность ( Откр. 10:6; 22:5 ). 7. Библейский текст о реках и землях в свете Нового Завета В свете Нового Завета перед нами раскрылся истинный смысл основного ветхозаветного Откровения о рае в Едеме на Востоке. В том же ключе мы должны искать смысл и дополнительного текста о реке (Нагар), истекающей из Едема и дробящейся уже потом (мишам) на четыре начала (рашим), а также и об омываемых этими реками землях. Поскольку древний текст говорит о реках и о воде, то параллельным местом к нему может быть беседа Иисуса Христа у колодца с Самарянкой, а главное – приводимая в Евангелии от Иоанна Его речь на празднике Кущей о реках воды живой. Но прежде скажем о символике воды, как необходимого условия жизни. Многим европейцам, в особенности современным людям, оторванным от природы и от добывания хлеба насущного своими руками, символ воды менее сроден, нежели жителю Востока, для которого вода – символ жизни. Вода – то, что животворит природу, вода – то, без чего невозможно жить. Поэтому иудейские пророки часто говорили, что утоление духовной жажды так же необходимо человеку, как утоление телесной жажды для жизни организма. Вода была символом духовной жизни и упоминается в этом смысле у многих пророков ( Ис. 1:30; 21:14; 43:20; 44:3; 55:1 ; Иер. 2:13; 17:13 ; Иез. 19:10; 36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия . Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева. Дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну греха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своем греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернувшись к Богу, вновь усыновленные Им в крещении, имеющие в своем сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесенного на Крест, она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христианам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную. Второе послание Откр.2:8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив. И Ангелу Смирнской церкви напиши . Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятельность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь , это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойников. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших условиях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что примечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни одного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Из Едема выходила река для орошения рая. Воды этой богозданной реки напояли деревья и цветы рая, Едемского сада, богоуготовленного места обитания первого человека. В тени райского древа жизни, орошаемого Божьей рекой, зачиналось Царство Божие в новосозданном мире. Там Бог являлся Адаму. Для падшего Адама, древо жизни расцвело на Голгофе. Древо жизни, древо крестное. И от прободенного ребра Распятого истекли кровь и вода ( Ин. 19:34 ). То заструилась река жизни, возрождающая водою и духом входящих в Царство Мессии. Открылся Источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Раздался зов. Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Эта река разделилась на четыре потока. Четвероевангелием благодать Духа Святого разлилась, вернула к жизни все концы земли. И во дне восьмом, в Новом Иерусалиме, сходящем с неба от Бога, один из семи ангелов показал Иоанну Богослову, тайнозрителю, чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни... ( Откр. 22:1–2 ). Как сад в Эдеме соединял новосозданные небо и землю, в нем Бог являлся Адаму, от него Царство Божие, струящимися четырьмя потоками, должно было благодатно оживить сотворенные небо и землю, так и Новый Иерусалим, скиния Бога с человеками, где Он будет обитать с ними ( Откр. 21:3 ), орошается светлой, как кристалл, рекой жизни – источником вечной жизни нового неба и новой земли. 4.4. Возделывание и хранение сада в Эдеме И взял Ягве Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его ( Быт. 2:15 ). Введенный Богом в рай человек, становится в особое отношение к земле, растениям и животным сада Эдемского. Землю и растения он должен был возделывать и хранить, а животным дать имена. В результате же, он должен был получить жену Еву. Так человек должен был пройти некий путь восхождения от земли, растений, животных к, подобному себе, человеку. И через все это, и во всем этом иметь Богообщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010