По Хронике Титмара Мерзебургского, некий «архиепископ» (как иногда титуловались митрополиты Руси) был в Киеве в 1018 г., он встречал вступившего в Киев польского князя Болеслава в соборе св. Софии, а затем был послан к Ярославу в Новгород на переговоры ( Титмар Мерзебургский. Указ. соч. С. 177, 178). Согласно патериковому «Слову о Моисее Угрине», уходя в Польшу, Болеслав увел с собой насильно двух сестер Ярослава и его бояр (Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерник. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 49). Та же судьба могла постигнуть и митрополита, как, безусловно, виднейшего представителя киевской элиты. Принципиальным вопросом в истории Русской митрополии является период строительства кафедрального киевского Софийского собора, возведение которого могло быть предпринято, конечно, только при условии активно действующей митрополии. А. Поппэ датирует киевский кафедрал 1037–1046 гг. ( Poppe A. The building of the church of St Sophia in Kiev//Journal of Medieval History. 1981. Vol. 7. P. 15–66; Поппэ А. Кто и когда строил каменную Софию в Киеве?//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 2(52). С. 17–24; этой же датировки придерживался Я. Н. Щапов ( Щапов Я. Н. Государство и Церковь… С. 23–25). Действительно, в 1036 г., если доверять тексту ПВЛ, каменного Софийского собора в Киеве еще не было, поскольку на его месте («поле вне града») состоялась битва Ярослава с печенегами (ПВЛ. С. 66–67). По С. М. Михееву, мнение которого основывается на эпиграфических данных, каменный кафедральный собор Св. Софии строился в Киеве либо с середины 20-х по середину 30-х гг. XI в.. либо в 1033–1039 гг. ( Михеев С. М. Когда был построен Софийский собор в Киеве?//Именослов. История языка. История культуры. М., 2012. С. 231–240). Не исключено, что после окончания в середине 20-х гг. межкняжеской смуты какой-то неизвестный нам по имени митрополит на Русь все же прибыл. Но по совокупности данных последний период возможного строительства собора представляется более вероятным. ПВЛ. С. 67.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

170 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 284. В Лаврентьевской летописи это чудо датировано 1109 г., в Николаевской– 1112 г. 181 Это церкви Иоанна Милостивого на Мячине и Иоанна Богослова в Вяжищском монастыре (см.: Секретарь Л.А. Монастыри Великого Новгорода и его окрестностей. М., 2011. С. 47.) 182 Срезневский И.И. Грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю//Известия Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. СПб., 1859. Т. 8, вып. 5. Стб. 345–346. 183 Mylonas P.M. La trapeze de la grande Lavra an mont athos//Cahiezs archeo-logigues. 35. Picard. 1987. P. 143–157. 184 Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской. СПб., 1859. С. 1, 11, 12, 54, 70, 73, 94, 110. 185 НГОМЗ. Архив учреждения. Ф. 1. Оп. 6. Д. 157. 1988. Отчет об архитектурноархеологических работах в новгородском Антониеве монастыре в 1987 г. Л., 1988. С. 4–10. 187 Поппэ А. Студиты-просветители Руси//Proceedings of the 22-nd Intertutiehal Congress of Byzantine Studies/Sofia, 22–27 august 2011. Выражаю искреннюю признательность доктору искусствоведения Т.Ю. Царевской за предоставление мне текстов научных работ А. Поппэ, P.M. Mylonas и других исследователей по интересующей нас теме и большую помощь в работе. 189 Зверкина Г.А. К 900-летию Кирика Новгородца//Математика в образовании: сб. ст. Чебоксары: изд-во Чуваш. ун-та, 2010. Вып. 6. С. 12–19; Мильков В.В. Первый ученый Руси: жизнь, творчество, идейное своеобразие воззрений: к 900-летию Кирика Новгородца//Россия XXI. 2010. 6. С. 90123; Симонов Р.А. Кирику Новгородцу 900 лет//Румянцевские чтения–2010/РГБ: в 2-х ч. М., 2010. Ч. 2. С. 133–136. 190 Симонов Р.А. Древнерусская книжность (В свете новейших источников календарно-арифметического характера): учеб. пособие. М., 1993. 191 Симонов Р.А. Роль Кирика Новгородца в культуре Руси: к 900-летию со дня рождения//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. 4 (42). С. 70–83. 193 Митрополит Евгений (Болховитинов) . Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому//Труды и летописи Общества истории и древностей российских. М., 1828. Ч. 4. Кн. 1; Хавский П.В. Примечания на русские хронологические вычисления. Дополнительная выписка из вычислений Кирика XII в.//Чтения Имп. Общества истории и древностей российских. М., 1847. 6. С. 35–39; Бобынин В.В. Состояние математических знаний в России до XVI века//Журнал Министерства народного просвещения. 1884. Ч. 232. Апрель. С. 187–194; Ундольский В.М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии...//Временник Имп. Московского общества истории и древностей российских. М., 1849. Кн. 4. С. 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Нам остается выяснить время появления собравшихся вокруг Сергия первых насельников на Маковце. Современные исследователи, исходя из предположения, что Сергий провел в одиночестве около двух лет, склонны датировать это событие периодом около 1343–1344 гг. Но в реальности преподобный еще в 1349 г. жил отшельником. Все это заставляет отнести возникновение общины к началу 1350-х годов, скорее всего – к 1350–1352 гг. В начальный период своего существования она еще не представляла из себя монастыря в привычном для нас понимании этого слова, а являлась монашеским поселением – скитом, членов которого окормлял игумен Митрофан, настоятель ближайшего Хотьковского монастыря. Но подобное положение продолжалось относительно недолго. По свидетельству Епифания, «по лете же единем (после возникновения монашеского поселения. – Авт.) прежереченный игуменъ (Митрофан. – Авт.)... разболеся, и неколико время поболевъ, от сего житиа преставися и къ Господу отъиде» 228 . Перед братией встал вопрос – кто его заменит? 38 Никон, иеромонах. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1885. С. 8. 39 См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 104–105. 40 Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2002. С. 13; Клосс Б. М. Избранные труды. T. I. С. 27; Кучкин В. А. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992. 10. С. 75. 44 Это было выяснено в 1992 г. М. В. Бибиковым (См.: Кучкин В. А. Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. 2 (8). С. 122). 63 О нем см.: Титов A. A. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова Великого Ярославской губернии. Сергиев Посад, 1893; Родина преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Ростовский Троице-Варницкий монастырь. М., 1898; Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского чудотворца с рисунками и кратким описанием Троице-Варницкого монастыря, место родины преподобного Сергия. М., 1897. С. 96–98; Вахрина В. Родина преподобного Сергия//Московский журнал. 1992. 7. С. 7–8; Виденеева А. Е. Введенская церковь Варницкого монастыря//Памятники истории и архитектуры Европейской России. Нижний Новгород, 1995. С. 202–205; Она же. К истории Ростовского Троице-Варницкого монастыря//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции 29 сентября – 1 октября 1998 г. М., 2000. С. 196–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

98. Морозова Федосья Прокопьевна//Православная энциклопедия. Т. 47. М., 2017. С. 40–43. 99. Феодосий Васильев//Большая российская энциклопедия. Т. 33. М., 2017. С. 254. 100. Филиппов Иван//Там же. С. 358. 101. «Предивное художество»: Иконы из собрания Григория Лепса. Издание к выставке в Государственном историческом музее. М., 2018 ( автор текста ). 102. Церковные предметы производства Товарищества Оловянишниковых: новые памятники, новые возможности// XXII Научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2018. С. 348–358. 103. Актуальные вопросы церковной жизни в переписке двух крупнейших деятелей староверия XX века – И. Н. Заволоко и М. И. Чуванова//Всемирный старообрядческий форум: Материалы международной конференции. Москва, 1–2 октября 2018 г. М., 2018. С. 109–114. 104. «Изыскание о иноческом пострижении» – филипповское сочинение 60-х гг. XVIII в.//Традиции русской духовной культуры в памятниках письменности XVI – XX вв.: Сборник научных. трудов. Новосибирск, 2018. С. 168–178 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 37). 105. Дар С. Ю. Николаева Государственному историческому музею//Собрание. 2019. 9. С. 42–51. 106. XVI век. Эпоха митрополита Макария.. М., 2019 [Каталожные описания 17 предметов] ( отв. редактор, составитель, в соавторстве с Э. В. Шульгиной ). 107. Икона «Святой Николай Можайский» 1918 г. Иконографический отклик на революционные события// XXIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сборник статей. Ярославль, 2019. С. 342–353. 108. Становление беспоповства и его разветвление//Русское старообрядчество: История и культура/Ред. Х. Сакамото и А. Накадзава. Токио, 2019. С. 75–96 ( в соавторстве с А. Накадзава, на японском языке ). 109. Предисловие// Старообрядческая рукописная книга в собрании М. А. Максимова. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. 29 апреля – 29 мая 2019 г. Каталог выставки/Авт.-сост. М. А. Максимов. СПб., 2019. С. 7–10. 110. Изучение новгородских церковных древностей старообрядцами в первой четверти XVIII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. 2. С. 91–99.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

В Москве прошла конференция «Имя России: к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского» 23 апреля 2021 г. 17:13 19 апреля 2021 года в трапезной московского храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО состоялась научно-практическая конференция «Имя России: к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского». В мероприятии, организованном Центром «Церковь и международные отношения» при МГИМО совместно с Александро-Невским храмом, участвовали крупнейшие отечественные историки-специалисты по изучению личности святого князя и его эпохи. Главный научный сотрудник и руководитель Центра по истории Древней Руси Института Российской истории (ИРИ) РАН В.А. Кучкин представил доклад «Александр Невский: битва на Неве, возвращение Пскова, Ледовое побоище». Главный научный сотрудник и руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН А.А. Горский говорил о долгосрочных последствиях деятельности князя Александра Невского. Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Р.А. Соколов осветил тему «Александр Невский: дискуссионные вопросы современной историографии». Ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» Е.Л. Конявская предложила историко-филологический анализ первой редакции жития благоверного великого князя Александра. На заседании выступили два докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов представил сообщение «Святой князь Александр Невский в творчестве Н.Н. Лисового (1946-2019)». Заведующая кафедрой изобразительного искусства Государственной полярной академии (Санкт-Петербург) Н.В. Регинская выступила с докладом «Дореволюционная иконография святого Александра Невского южных районов России (историко-теологический аспект)». В ходе конференции на основе последних исторических исследований был уточнен ряд деталей, касающихся жизни и деятельности благоверного князя, выявлена неприменимость к последней некоторых современных историографических схем, доказана несостоятельность недобросовестной критики святого Александра Невского, показан масштаб поистине всероссийского почитания князя как защитника Православия и небесного покровителя России. Модератором форума выступил декан факультета международной журналистики МГИМО, председатель совета Центра «Церковь и международные отношения» Я.Л. Скворцов. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5801616.ht...

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

Все вышесказанное подтверждает сообщение «Повести о Борисоглебском монастыре, коликих лет и како бысть ему начало» об основании этой обители в 1363 г. Именно этим годом мы должны датировать эпизод главы «О худости портъ Сергиевыхъ и о некоемъ поселянине» о приезде князя к Сергию Радонежскому, которым завершается текст Епифания Премудрого . Обо всех последующих событиях биографии преподобного нам становится известным уже из сочинения продолжателя Епифания – Пахомия Логофета и сообщений русских летописей. Агиограф оставляет своего героя накануне первой, но далеко не последней из его поездок, призванных мирить враждовавших между собой русских князей. На повестку дня остро вставала проблема освобождения страны от иноземного ига. Но решить ее можно было, только сплотив все русские земли. В эти годы постоянных княжеских усобиц Сергий прилагал все усилия, чтобы Русь стала единой. Эти старания не пропали даром, – менее чем через два десятилетия вооруженные рати практически всех русских княжеств вышли плечом к плечу на Куликово поле, чтобы дать отпор ненавистному врагу. И в том, что это наконец произошло, была и частица заслуг Сергия Радонежского. 234 Ярлыки татарских ханов московским митрополитам (краткое собрание)//Памятники русского права/под ред. Л. B. Черепнина. Вып. 3. Памятники права периода образования Русского централизованного государства. М., 1955. С. 470. См. также: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. Вып. III. М., 1987. С. 593. 235 Русская историческая библиотека. 2-е изд. T. VI. (Памятники древне­русского канонического права. Ч. I.) СПб., 1908. Приложения. 9. Стб. 41–52. (Далее: РИБ). 236 Клосс Б. М. Указ. соч. С. 33. См.: Столярова Л. B. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV вв. М., 2000. 267. С. 277–279. 239 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950. 3. С. 14. 240 Кучкин В. А. Антиклоссицизм//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. 3 (9). С. 126. Прим. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30. Софья Ярославна Тверская: «Память» княжны-инокини//Исследования по истории средневековой Руси: К 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 418–428. 31. Житие свт. Арсения Тверского: проблема датировки и атрибуции//Экология культуры и языка: проблемы и перспективы: Сборник научных докладов и статей международной научной конференции, посвященной 100-летию Д. С. Лихачева. Архангельск, 2006. С. 368–373. 32. Святые правители Древней Твери (конец XIII– XVI в.)//Церковнославянский язык: Преломление традиций в современной культуре: Материалы международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. С. 244– 276. 33. Суд над Тверским епископом Евфимием и поставление на епископскую кафедру Арсения//Средневековая Русь. Вып. 7. М., 2007. С. 317–338. 34 . Митрополит Киприан и великокняжеская власть по тверским летописным источникам// Восточная Европа в древности и в средневековье. Политические институты и верховная власть: XIX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2007. С. 119–125. 35. История сложения цикла сказаний о чудесах Владимирской Божией Матери и его судьба в XV–XVI вв.//Религии мира: история и современность. 2005/Научный совет «Роль религий в истории» Отделения историко-филологических наук РАН. М., 2007. С. 22–39. 36. Нравственные идеи в Житии Михаила Ярославича Тверского//Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Варна, 17–23 сентября 2007 г. Т. 7. София, 2007. С. 214–221. 37. Житие Софьи Ярославны Тверской и его литературный источник//Река времени: Сборник статей памяти Людмилы Боевой (1934–2001). София, 2007. С. 123–129. 38. «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»//Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 264–265. 39. Новгородский паломник у чудотворных икон Константинополя// Восточная Европа в древности и в средневековье. Трансконтинентальные и локальные пути как социокультурный феномен: XX Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. М., 2008. С. 101–106.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033376/

Византия оказала определяющее влияние на русскую церковную мысль, политику, книжность, однако в ряде случаев — и в частности, в своем отношении к латинскому миру — она формировала свое личное отношение, не опираясь на византийский опыт , что видно на примере формирования антилатинского дискурса в древнерусской агиографии.   Использованная литература Афиногенова, Ольга Николаевна. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 62–63. Баронас, Дарюс Католичество и Православие в едином пространстве Великого Княжества Литовского, XV — нач. XVI в.//Религия и русь, XV–XVIII вв./Отв. сост. А. В. Доронин. Москва: Росспэн, 2020. С. 20–31. Власов, Андрей Николаевич. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, устюжский чудотворец, и литературная история его жития//О древней и новой русской литературе. Сб. ст. в честь профессора Натальи Сергеевны Демковой. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 170–184. Гладкова, Олеся Владимировна. Древнерусский святой, пришедший с Запада (о малоизученном «Житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»)//Древнерусская литература: тема Запада в XIII–XV вв. и повествовательное творчество. Москва: Азбуковник, 2002.С. 167–210. Городилин, Сергей Владимирович. Между «немечьскою землею» и Ростовом: исторические реалии в Житии Исидора Твердислова//Slovne. 2018. Vol. 7, 2. C. 414–450. DOI: 10.31168/2305-6754.2018.7.2.16 Карбасова, Татьяна Борисовна. Святцы 1646 г.: памяти русских святых//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации/Отв. ред.: Руди, Татьяна Робертовна, Семячко, Светлана Алексеевна. Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2011. Т. 2. С. 249–302. Карпов, Сергей Павлович. В поисках новой святости: греческое Причерноморье после 1204 года//Православная Византия и латинский Запад. К 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами. Международная церковно-научная конференция. Москва, 26–27 мая 2004 г. Сборник материалов. Москва, 2005. С. 59–65. Кириллин, Владимир Михайлович. Различные подходы при изучении западной темы в древнерусской литературе (к вопросу о комплексном анализе)//Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2002. (8). С. 48–54.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Дмитриевский – Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении М. И. Орлова «Литургия св. Василия Великого »//Сборник отчетов и премий о наградах, присуждаемых императорской Академией Наук: Отчеты за 1909 г. СПб., 1912. С. 176–347. Керн – Киприан (Керн) , архимандрит. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). – М.: Храм свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, 2001. Красносельцев 1885 – Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки, с замечаниями о составе и особенностях богослужебных последований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. Красносельцев 1889 – Красносельцев Н. Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии святаго Иоанна Златоустаг о. Казань, 1889. Мансветов 1882 – Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. Мансветов 1885 – Мансветов И. Д. «Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви». М., 1885. Мейендорф – Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. – URL : http://www.sedmitza.ru/lib/text/438219. Дата обращения: 08.10.13. Панова – Панова С.И. К проблеме происхождения русской редакции Диатаксиса патриарха Филофея//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. 1. С. 31–44. Пентковский – Пентковский А. М. Из истории литургических преобразований в Русской церкви в третьей четверти XIV столетия (литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси)//Символ 29. 1993. С. 217–238. Прохоров – Г. М. Прохоров. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ л., 1972. т. 27. С. 121–149. Сырку – Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в ΧΙV веке. Литургические труды патриарха Евфимия Тырновского. Т. Ι. Вып. 2. СПб., 1890. Тафт 1988 – Тафт Р.Ф. Гора Афон: последняя глава в истории византийского обряда//Р.Ф. Тафт. Статьи, т.2. голованов, Омск 2011. С. 149–187. Тафт 2000 – Тафт. Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб.: Алетейя. 2000. – 160 с. Перевод с английского оригинала по изданию: R. F. Taft. The Byzanmine Rite. А Short history. Collegeville, MN, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010