XIX в. из ц. Св. Духа погоста Толбицы близ Пскова И. изображен в числе избранных псковских подвижников: прп. Евфросина Псковского и его учеников (преподобных Серапиона, Саввы Крыпецкого, Досифея Верхнеостровского, Игнатия и И., см.: Русь святая: Кр. иллюстр. история Православия на Руси. М., 1995. С. 146). Святые предстоят в молении благословляющему Иисусу Христу в облаке на фоне лесного и гористого пейзажа с Трехсвятительским собором Елеазарова мон-ря. И. изображен в правой группе за прп. Евфросином, с седыми недлинными волосами и бородой средней величины, правая рука прижата к груди, в левой - развернутый свиток с текстом: «Г[оспо]ди Б[о]же мой призри на смирение рабы сво # ». В наст. время данный извод используется в качестве иконографического образца ( Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 223). В часовне во имя И. в Озёрах (кон. XIX - нач. XX в.), где находилась старая сосна, в дупле к-рой, по преданию, подвизался И., по воспоминаниям очевидцев, была устроена божница. В ней до 1960 г. сохранялось до 11 икон, в т. ч. 2 образа святого на фоне зданий мон-ря. Сложившаяся в XVIII-XIX вв. иконография И. содержит постоянную деталь - преподобный изображен с непокрытой головой. В кон. XIX в. появился извод, в к-ром святой представлен в полной схиме с прижатой к груди левой рукой и с книгой в деснице ( Филарет (Гумилевский). Жития. Март. С. 221). Подобный вариант встречается в стенописи галереи рус. подвижников, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия; поновлена в 70-х гг. XX в.). И. изображен в группе С.-Петербургских (Петроградских) чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг. и кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) , созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), и на совр. списках этой композиции (храм Христа Спасителя, ц.

http://pravenc.ru/text/389129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) Прп. Иларион Псковоезерский. Фрагмент нагробной иконы. Ок. 1887 г. (Покровская ц. в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых), Псковоезерский, Гдовский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и 1-й игумен Покровского монастыря (ныне дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.) на берегу р. Желча. Житие святого неизвестно. Самые древние письменные источники, где упоминается И.,- 3 редакции Жития прп. Евфросина Псковского: Житие, составленное в 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом) , а также анонимные Сокращенная редакция и «Житие и подвиги», протографы к-рых можно отнести к кон. XV - нач. XVI в. В Житии прп. Евфросина И. упоминается в перечне учеников преподобного, ставших основателями мон-рей на Псковской земле,- после преподобных Саввы Крыпецкого и Досифея Верхнеостровского: «...третьяго же ученика глаголю богодухновеннаго Ларивона, иже по Бозе житие живша с святым, и сему же въздвигшу честную обитель Покров Святей Богородици над Желчию рекою в пустыни, еже глаголется Озерский монастырь» ( Охотникова. 2007. С. 280, 164). Время ухода И. из основанного прп. Евфросином Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста монастыря не установлено. Согласно преданию, до поселения на р. Желче И. на нек-рое время останавливался при бьющем из пригорка ключе (впосл. на этом месте стоял деревянный сруб, источник сохр.), расположенном недалеко от совр. дер. Дряжно Плюсского р-на Псковской обл. Местность на р. Желче, выбранная И. для подвига пустынножительства, называлась Сосновый Бор. На старинном кладбище неподалеку от бывш. монастырской Покровской ц. сохранилась часть дерева, в дупле к-рого, согласно преданию, святой начинал отшельническую жизнь (над этим деревом восстановлена часовня). Основание Покровского мон-ря, как правило, датируется 1460 либо 1470 г. без ссылок на источники. Н. И. Серебрянский считал, что, хотя ученики прп. Евфросина устраивали мон-ри «на началах строго общежительных правил», в маленькой обители И. устав прп. Евфросина не мог найти полное применение. Согласно «Описанию о российских святых», И. преставился 28 марта 1476 (6984) г. Преподобный был погребен у сев. алтарных врат в построенном при его жизни Покровском храме. Память И. отмечена в Отенских святцах 1718 г., в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 675. Л. 324, 1807-1811 гг.).

http://pravenc.ru/text/389129.html

Досифей Верхнеостровской, преподобный Преподобный Досифей был ученик преподобного Евфросина Псковского. Около 1470 года он основал свой монастырь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на острове Псковского озера, называемом Верхний. Отсюда монастырь преподобного стал называться Верхнеостровским. Преподобный Досифей имел сан иеромонаха и, вероятно, был первым игуменом созданной им обители. Преставился он 8 октября 1482 года. Мощи его почивают под спудом в храме обители, упраздненной в 1764 году. Память преподобного Досифея празднуется местно. Октябрь 10 Собор Волынских святых В 10–й день месяца октября — в воспоминание о возвращении Почаевской лавры из унии в Православие 10 октября 1831 г. — празднуется Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих угодников Волынских, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти святые содержали и утверждали на Волыни всеми силами своей души, своей жизни и деятельности. Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви Христовой на Волыни. Современная по своему происхождению первоначальному просвещению славян еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов пережила Волынь. Но терпением непоколебимым, мечом, кровью почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру. История Волынской Церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро–Волынский ( †  1086 г; см. 22 ноября/5 декабря), прп. Стефан Печерский, епископ Волынский († 1094 г., см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

8. Понедельник. Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Собор Вятских святых . Свт. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского . Служба прп. Пелагии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава» – преподобной, глас 4-й: «Идеже умножися грех...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Архангела Гавриила...». По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобной, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобной, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобной, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, врата Царя Славы...». На часах – тропарь и кондак преподобной. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь преподобной; кондак дня, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-21/

Русская Православная Церковь 10 июля будет вспоминать псковских святых 8 июля 2005 г. 20:49 В воскресенье 10 июля Русская Православная Церковь вспоминает наряду с Соборами Новгородских святых, Белорусских и Санкт-Петербургских еще и Псковских святых. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, среди первых русских святых, заложивших основы православной веры в языческой Руси, псковитянка Великая и равноапостольная княгиня Ольга, Креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, родившийся на псковской земле в местечке Будник, святой благоверный князь Александр Невский, псковские князья Всеволод и Довмонт, преподобные и блаженные имена которых и не исчислить, святость которых начинала и созидала нашу Православную Церковь. Само слово «святой» означает «отличающийся от мира», посвятивший себя Богу. До нынешнего времени Церковь открывает новые имена святых миру. С 2000 по 2003 год были канонизированы более 1500 новомучеников, ныне предстоящих в славе перед престолом Божиим. Среди них псковские священники и иеромонахи, новомученики и преподобные. Издавна известны имена преподобных Православной Церкви псковских святых Саввы Крыпецкого, Онуфрия Мальского, Досифея Верхнеостровского, Никандра Пустынножителя, Илариона Псковоозерского, Серапиона Изборского, Евфросина Елеазаровского и многих других. По материалам Псковского агентства информации   Календарь ← 14 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/28004.html

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) (Дорофей) (XV в.), прп. (пам. 8 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Верхнеостровский, Псковский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и игумен Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем (совр. Белов, один из Талабских о-вов на Псковском оз.); по преданию, остров в пору основания там обители был покрыт непроходимыми лесами и служил пристанищем разбойникам. Житие или проложная память Д. неизвестны. Д. назван в Житии прп. Евфросина, составленном ок. 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом ), наряду с др. учениками прп. Евфросина - основателями мон-рей преподобными Саввой Крыпецким и Иларионом Гдовским : «Учеником его разшедшимся по местом проразсужением духовнаго их настоятеля… и тамо честныа обители въздвигшим в славу Христову съжительствовати иноческому чину… глаголю чюднаго отца Досифиа, създавшаго обитель честну святых апостол Петра и Павла на сожительство иночествующим о Христе братии в пустыни над Великим езером, на острове, зовом Верхнем» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. С. 164). В дореволюционной лит-ре встречается мнение, что Петропавловский мон-рь был основан Д. ок. 1470 г., однако Житием прп. Евфросина эта дата не подтверждается. По предположению Н. И. Серебрянского , данный мон-рь, как и др. обители, созданные учениками прп. Евфросина, был устроен «на началах строго общежительных правил», что и обусловливает, несмотря на небольшие размеры этих мон-рей, их известность, о к-рой писал автор Жития прп. Евфросина: «И доныне суть тые честные обители всеми видими, благодатию Христовою, яко светила, сияют во Псковской стране и молитвами преподобных отец» (Там же).

http://pravenc.ru/text/180309.html

Лукиана (15 окт.). Ей было 15 лет, когда пришли воины, чтобы взять ее за исповедание ею Христа. Упросив воинов немного подождать, св. Пелагия, после молитвы для сохранения себя от поругания неверными, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу, в начале IV в. (вероятно, в 303 г.). Пр. Досиея, игумена Верхнеостровского. Ученик пр. Евфросина Псковского (15 мая), он в 1470 г. основал на Псковском Великом озере Петропавловскую обитель, в которой и был настоятелем. Скончался он в 1482 г. Мощи его – под спудом в его обители (ныне упраздненной). – Преставление пр. Трифона Вятского. Родом из селения Немигожки, Архангельской губернии, с детства чувствуя в себе призвание к девственной жизни, он тайно удалился из родительского дома и сначала, живя в городе Устюге, подвизался в посте и молитве под руководством приходского священника Иоанна, а затем принял пострижение в Пыскорской обители (находившейся в Пермск. губ. и ныне упраздненной) и много потрудился над обращением ко Христу язычников остяков. На реке Чусовой (Перм. губ.) им была основана обитель Успения Богоматери (впоследствии упраздненная). Другая обитель была основана им на реке Вятке, близ города Хлынова (ныне г. Вятка). Скончался он в 1612 г. Мощи его в его обители под спудом (см. Вят. еп.). Пр. Трифону есть особая служба с акафистом. – См. 6 июля. 9 . Е. Св. апостола Іаква Алфеева. Он был сын Капернаумского мытаря Алфея и брат св. ап. Матфея (см. 26 мая и 16 нояб.). Как и св. Матвей, св. Иаков был призван Самим Господом в число двенадцати апостолов ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:15 ) и вместе с прочими послан был на проповедь (Мф.10:3). По сошествии Святого Духа, ап. Иаков сперва оставался в Иерусалиме ( Деян.1:13; 6:2 ), потом проповедовал учение Христово в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, отсюда отправился в Египет и здесь в городе Острацыне (приморский город на границе с Палестиной) запечатлел апостольские труды свои мученической смертью на кресте (по другим, после разных мучений был засечен жезлами).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Стремясь к уединенной жизни, постриженик псковского Снетогорского монастыря прп. Евфросин по благословению духовника поселился в лесу на р. Толбе (Толве, в 30 км от Пскова) в небольшой келье. В некоторых списках Васильевской редакции Жития указаны обстоятельства и дата (1424/25) этого события (в ранних списках и др. редакциях даты нет, она была проставлена на полях позднее). Вскоре св. Евфросин «некими христолюбцы зван бысть, владетельми местом тем». Спустя неск. лет «христолюбцы» дали ему грамоту, в к-рой официально обозначали границы жалованной земли: «Се мы пожаловахом шабри Великопольской земли над Толвои рекои и дахом своеи земли уколомъ под монастырь храму святых Трие святитель Оните и Коклине да Настаха шабриная их, да Юрьи, да Иване шабри» (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пскову. 23326. Л. 96: «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь»). Первым к прп. Евфросину пришел прп. Серапион Псковский († 1480). Подвижники проводили «нужное, жестокое и трудолюбное житие», через нек-рое время стала собираться братия. Первоначально прп. Евфросин избрал скитское житие. Когда число иноков значительно увеличилось, пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле. Однако, согласно Житию в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в обители проходили по скитскому уставу. По просьбе братии была построена деревянная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом во имя прп. Онуфрия Великого (для Сев. Руси посвящение придела прп. Онуфрию необычно, особое его почитание характерно для Юго-Зап. Руси). При жизни прп. Евфросина в мон-ре также была построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. После возведения Трехсвятительского храма по благословению прп. Евфросина между 1432 и 1434 гг. его ученик, инок Е. м. прп. Игнатий , был рукоположен во иерея. К сер. XV в. в Е. м. было как минимум 3 священника для совершения уставного монастырского богослужения - это буд. игумены родные братья прп. Игнатий, Харалампий и Памфил. Сам прп. Евфросин не принял духовного сана и предоставил настоятельство своему ученику иером. Игнатию, который стал его духовным отцом. В числе учеников прп. Евфросина были также основатель Крыпецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря прп. Савва Крыпецкий, основатель и игум. Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем на Псковском оз. прп. Досифей , преподобные Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, основатель Покровского Озерского мон-ря близ Гдова Иларион Гдовский, основатель мон-ря на оз. Кудино близ Торопца Харитон Кудинский. После кончины прп. Евфросин был погребен в Е. м. между ц. Трех святителей и ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/189691.html

«Список» псковских угодников Болжиих сменяется «Историческим списком монастырей псковской епархии, доныне существующих» (стр. 82–116), который составлен частию на основании Ильинского и данных «Истории российской иерархии», частию, «сколько можно было собрать», на основании «летописей и оставшихся разных грамот» (стр. 15, III ч. Истории княжества псковского) 241 частию при помощи монастырских описей (стр. 85), писцевых книг (стр. 91), монастырских записок (стр. 101), жизнеописаний святых (стр. 103) и пр., – словом, если не в большинстве случаев, то во многих – при помощи рукописного материала. К настоящему списку присоединяется еще «Хронологический список упраздненных псковской епархии монастырей, по известию в летописях и в разных старых грамотах 242 о их построении, или других каких случаях до них касающихся» (стр. 117–133). Ни о тех, ни о других монастырях, исключая описанных преосвященным Евгением в отдельных брошюрах, мы не станем долго говорить; a заметим только, что: во 1-х, о некоторых монастырях (напр. Николаевском на Волку или Волоку, Михайло-Архангельском, Николаевском на Песках и Благовещенском на Песках) в Истории российской иерархии вовсе не было упомянуто; во 2-х, в этой последней сведения сообщаются порою короче Евгениевских (см. напр., о Покровском Озерском монастыре, ч. V, стр. 581, у Евгения стр. 121 о Петро-павловском Верхнеостровском, ч. III., стр. 528–529, у Евгения стр. 121), и о всех монастырях, описанных у Евгения отдельно 243 , а по временам и подробнее (см. напр., о монастыре Великолуцком Троицком Сергиевом, ч. III., стр. 510–512, у Евгения стр. 106–107, о Воскресенском со Стадища, ч. III, стр. 620, у Евгения стр. 120, и др.), 244 так что, пользуясь трудом нашего автора, церковному историку необходимо пользоваться и «Историею российской иерархии»; в 3-х, наконец только три монастыря из неописанных особо митрополитом Евгением вновь и много подробнее, a местами вернее описаны после его смерти, – это: «Спасо-Елеазаровский монастырь» (ст. М. Миротворцева в «Памятной книжке псковской губернии на 1860 г.», стр. 29–44) или, как у Евгения, «Елизарьев-Трехсвятительский, ныне именуемый Спасо-Елизарьев Великопустынский» (стр. 94–99), Псковский Спасо-Мирожеский мужской третьекласный монастырь (Васильева И., Псков, 1868 г., у Евгения стр. 79–103) и «Великолуцкий Троице-Сергиев монастырь» (Псковск. губ. вед., 1870 г., 84–38, св. И. Пульхерова; у Евгения стр. 106–107). 245

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...