И так оставил всех своих близких сиротствовать. Но и по кончине в некоторые времена, до погребения, некоторым из достойных видимы были некоторый видения. И самые те видения, и его кончина истинно уверили, что у Господа воспринял благую часть за труды и подвиги, которую уготовал Господь любящим его. Уже отлетел, как сокол, и умолк столь многоглаголивый язык, и заключен, как един от учителей, темницу гроба; погас светильник, померкли и сердца утешения от этого светильника. Блажены мертвые умирающие о Господе. 1853 года августа 7 числа в 12 часов дня предал святую душу в руки Божии. Сообщил И. Д. 1 Югский монастырь, в котором скончался и погребен иеромонах Адриан, находится в Ярославской губ. на полдороге между г.г. Рыбинском и Мологой. Туда иеромонах Адриан перешел из Адрианова Пошехонского монастыря (Ярославской же губ.) вследствие притеснений, кажется, со стороны настоятеля. При жизни своей старец о. Адриан пользовался среди граждан городов Мологи, Рыбинска, Бежецка и Пошехонья н жителей окрестных селений большим уважением и славою прозорливца. И по смерти его память о нем хранится среди богомольцев, привлекаемых в монастырь чудотворною иконою Югской Божией Матери; на могиле о. Адриана часто служатся панихиды о его упокоении. Его имя связано с устройством Рыбинского женского монастыря, которому в сентябре 1916 г. исполнилось 60 лет. В течение нескольких лет он руководил общиной женщин и девиц, окончательное устройство которой передал, по завещанию, своему современнику, благочестивому и прозорливому иерею Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близь г. Углича в слободе Входо-Иерусалимской. По указаниям о. Петра был основан в Рыбинске женский монастырь, куда н переселилась вышеупомянутая община и куда с большою торжественностью было перенесено и тело почившего о. Петра, сообразно его предсказанию, в сент. 1866 г. Жизнеописание старца о. Адриана было составлено и напечатано протоиереем Иоанном Покровским. Им же собраны и достопамятные события его жизни, назидательные наречения и келейные записки и напечатаны особой книжкой в 1862 г. в С.-Пб. Печатаемая рукопись досталась мне, лет 20 тому назад, от благочестивой пожилой девицы г. Мологи А. Н. Н-вой. Рукопись представляет обыкновенный полулист писчей бумаги, свернутый пополам; писано крупным славянским шрифтом не особенно искусным; некоторые орфографические ошибки пришлось исправить. И. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Да старичок неосторожно полагает в пазуху записочки. Чрез несколько времени еще записочку прислал: Паренек (легонькой умочик, детский у старца) Старичка у меня отнял. Стыдно бы, кажется, по полям, послушание в пользу ближняго оставя, Богородицу искать, когда может видеть Ее и в Церкви. Причина такого старческого замечания: без спроса его ушли встречать не во время Икону Богородицы. Чрез несколько времени Батюшка опять пишет: В письмах пишите: разговор крупным почерком, а ответы помельче; а у тебя эта манера почто-то брошена? Я этим мучусь уже месяц не один. NB. Адресы из писем, вновь выписываемые, присылайте всегда все ко мне для разсмотрения. NB. Не стесняйте строк в письмах: бумаги жалеть стыдно. Здесь, думаю, скажете: эк де разшумелся? Отвечаю: сегодня на досуге! XIV 1849 г. 3 сент. О явлении Югския иконы Богородицы списочек я справлял кому-то здесь: узнайте о нем, и справьте свой по нему. Пошехонскаго Адрианова Монастыря собор заложен в 1615 году; в сем же году явление иконы Божия Матери Югския; тогда же основан Ярославский Афанасьевский монастырь. XV 1849 г. 5 сент. А.Н. только вы с М.И. читайте мои записочки; а читать или списывать никому (даже и в руки) не давайте, а сами прочитывайте тайно; а иначе: мне не можно будет отпускать. Это, если вам годно, перепишу чистенько своей ручонкой, для памяти вам (тебе). Этого не пеняла? Толкование. Рукописание мое только до тебя, а иным никому не давайте. А кроме вас, не только к кому намереваюсь писать да и на словах ничего бы не сказать (желаю). XVI 1849 г. 6 сент. Батюшка! Каково здоровьеце ваше: в Церкви не? и в келейке окошечко ваше закрыто? От 10 часов утра и до 10 часов вечера разслабленно лежал; теперь хожу. Сегодня тепленько: иду поразгуляться и к вам зайду. Пришедши, пожаловал записочку для извещения знакоменьких о его болезни. XVII 1849 г. 9 сент. Немощный Адриан чрез почту делать переписку не имеет возможности: а потому, с испрашиванием извинения, ожидает кого-либо из посланных от вас, для получении ответа на желания ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Том 2 → Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола   Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из дворян, призванное Господом для спасения вечнаго чрез руководство старца о. Адриана, имело пребывание свое сначала неподалеку от Адрианова монастыря, а с перемещением старца в Югскую Пустынь, – близ оной, в городе Мологе. Замечательный особы этого достопамятнаго семейства, отличавшиеся особенными подвигами благочестия: Матрена Ивановна Гулина, Мария Дмитриевна Свитина и Анна Николаевна Леонтьева и многия другая, по особенному Божию смотрению, призваны были как бы для хранения и распространения всего прекраснаго и всего совершеннаго из жизни христианской, что в лице своем представлял редкий подвижник благочестия о. Адриан. Памятные записки этого семейства и переписка со старцем служат очевиднейшим доказательством христианскаго совершенствования сестер, их искреннего отношения к старцу, участие в трудах и болезнях старца, и проливают свет на некоторыя события из жизни самого старца и его духовной деятельности во спасение ближних. Труды послушания, в вспоможение старческой деятельности чрез переписку, преимущественно лежали на А.Н. Леонтьевой, как более всех к тому способной. Мучительная и продолжительная лихорадка Леонтьевой была главною побудительною причиною переворота в ея судьбе и посвящения себя жизни духовной под руководством старца. За св. молитвы старца и за предстательство угодника Божия Адриана Чудотворца, у раки его, тот час после водоосвященнаго молебна она получила совершенное облегчение от мучительной болезни, много времени ее томившей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Родился Косма 22 октября 1885 года в деревне Дуплино Мышкинского уезда Ярославской губернии. По своему воспитанию он был человек «некнижный и простой». С малых лет он вместе с родителями, Иоанном и Синклитикией, братьями и сестрами крестьянствовал. Умел делать все: и грабли мастерить, и лапти плести. Когда умирали в их семье младенцы, Косма делал им гробики и крестики. Он не любил, чтобы ему прислуживали, но всегда сам хотел помогать всем. «Я услужу, — говорил он, — спрячусь и радуюсь, и молюсь». На нем исполнились слова Господа: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить ( Мф. 20:28 ). Четыре зимы ходил Косма в церковно–приходскую школу в селе Шипилове, находившуюся рядом с очень красивым пятипрестольным храмом Иоанна Предтечи, в котором пели и читали на службах школьные учителя и дети священников. В храме имелся престол святых бессребреников Космы и Дамиана. В зимнее время, в метель, церковный сторож звонил в колокол каждый час, подавая знак заблудившимся путникам. В Шипилово на Преображение Господне приезжали монахи из Югского Богородицкого монастыря, что в Рыбинском уезде, с Югской чудотворной иконой Богоматери. Икону встречали потом во многих деревнях уезда. Из Углича в июле месяце ходили с иконами Покрова и преподобного Паисия. Было принято в этих краях, когда люди управятся с яровой, идти куда-нибудь на богомолье: в Рыбинский Софийский монастырь, в Югский, и в другие святые места, которых на Ярославщине, как и повсюду в России, было много. Мать, Синклитикия, тоже ездила с Космой в монастыри, и однажды старец одной обители пророчествовал о ее сыне: «Какая ты счастливая! Сын твой родился не только для вашего спасения, но для спасения очень многих людей». В одном из видений в детстве о. Косма услышал голос: «Родился не от рода сего». «А я думаю, — вспоминал о. Косма, — как же так — не от рода сего? Значит, я плохой? И слышу голос:“Нет, ты Божий”». Пророчествовала о будущем служении о. Космы и блаженная старица Ксения (Красавина Ксения Степановна), жившая неподалеку от деревни Дуплино. Ее открытые голубые глаза ничего не видели, но сердце было зрячим. Поэтому возле ее дома в селе Ларионовка всегда было много людей, желавших получить ее духовный совет. Ее все знали и любили за доброту и мудрость.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

1852 года 20 Сентября. Которую духовную вы мне посоветуете представить: первую или вторую? Это дело отца духовного. Мне бы хотелось, до приискания кельи, одной пожить? На своей квартирке, близ Девичьего монастыря. Не лишите вашего совета: что начать мне делать? Слушаться Библии. Я не здорова? Это счастье твоё. Хочется приехать в Югскую обитель? Поскорее – то бы лучше. Не грех ли мне в моей болезни лечиться? Да нужна ли ты кому? Помолитесь, как бы проводить жизнь в тишине? Слушайся Алфавита. 388 1852 года 10 Октября. Я жду вашего ответа? Не с кем было послать. В Рыбинске живу для сдачи хлеба? Поскорее продать полезнее. Покупает Ярославский купец, только с ожиданием денег до Марта? Его к вам милость важнее вашего ожидания. Писала к родителю, но ответа не получала: не бранит ли, что долго живу? Вы, сударыня, правильно время проводите. А дела комиссионерские не кончил: хочется при себе сделать? Не отступайте от предложения. Прошу вашего совета? Не имею: с кем бы вам послать. Знакомая просит меня похлопотать о ней? Это дело духовного отца. Научите: как жить мне? Слушайся Библии. Можно ли положиться мне на моего приказчика? Спрашивайте тех, кто уверенны в его честности. И быть с ним откровенной? Для этого ищите поруку. Чрез него я не получу ли чего от родителя? Скорби душеполезны. А моё здоровье худо поправляется? Молитвой и постом исцеляются. И лечиться оставила до вашего благословения? Любовь к Евангелию, – живейший бальзам. Чувствую дурноту и слабость в руках и ногах. Сырая вода, употребляемая натощак, пользует. Прошу вашего совета: что мне ещё предпринять? К советам Прологов ум свой склонять. Домой приехавши, лечиться ли мне от лекаря Н. Ф.? Почитай и врача против потреб его. Дайте совет, а без него не начну ничего? Молитва с верой спасёт болящего. Жду с нетерпением ответа? При помощи Божией, кое – что пером шепчу. Будьте милостивы ко мне? Чем богаты, тем и рады. 389 Отец Адриан! Благословите мне видеть вас? Не смею. Позвольте к вам зайти? И этого боюсь. Я нарочно приехала из Москвы?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Молитва и за врагов, к которой особенно возбуждал старец, кротость и долготерпение были единственною опорою их стеснённого положения и отрадою в болезнях и скорбях сердечных. Между прочим, к утешению старец, по дару прозорливости, близким своим или притчами или какими либо знаками или словами давал понимать о скорой и решительной перемене его обстоятельств к лучшему, во славу Божию, для него и для всех от него во спасение пользующихся. Скоро Милосердый Господь и Царица Небесная милостивно призрели на смирение рабов, в кротком и молчаливом духе преклонивших выю свою под благое иго Христово. По неисповедимым судьбам Божиим, чудно и премудро устроящим спасение людей, старцу указывается другой монастырь. Об этом событии, имевшем благотворное влияние на дела, касающиеся вечного и временного благосостояния многих из Христиан, старец много утешенный, к близким своим писал: «благодарите Премилосердаго Творца: Югский отец Варфоломей у нашего отца Сергия (съехавшись в Ярославле) выпросил меня у него. О, несказанная милость!» В Успенском Адрианове Монастыре, покрываемый Богом, старец подвизался, по примеру святых, в трудах совершенного иночества 30 лет и 3 месяца: Отсюда перемещён Ярославской губернии, Рыбинского уезда в Югскую Дорофееву Пустынь, в которую прибыл во время благовеста к обедне 1851 года, 14 Февраля. II. Сказания о жизни старца отца Адриана во время пребывания его в Югской Дорофеевой Пустыне 1. Отец Адриан с обычною ему неутомимостью продолжает в Югской пустыни свою старческую деятельность Вступивши будто для успокоения в Югскую св. Обитель в число больничных её братий, старец, глубоко проникавший в нравственные нужды современных ему людей, и здесь день и ночь не имел покоя, посвящая все силы души и тела на служение спасению их. В Югской Обители деятельность отца Адриана в пользу духовного просвещения ближних принимает тот же самый характер и выражается в тех же самых благотворных действиях. Так как здесь был разрешён ему Игуменом Варфоломеем выход за врата Обители и доступ к нему народа, ищущего пользы душевной в Богомудрых советах от него то народ всякого звания, состояния, пола и возраста буквально наводнял Обитель с целью видеть и слышать Богомудрого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители. Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей. Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья. Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

http://sobory.ru/article/?object=34875

Морев Ф. Югская Дорофеева общежительная пустынь. Ярославль, 1894. Корсаков Г. Югская пустынь//Молога : история и судьба древней русской земли. Рыбинск, 1999. Вып. 4. С. 65-71.  Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2002. С. 35, 46-47.  Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской//Словарь книжников и книжности Древней Руси/РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб,. 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 579-581. Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Продолжается реконструкция Стоялой улицы. Будут обновлены, как планируется, и фасады нескольких зданий. В том числе — бывшей часовни подворья Югского Дорофеева монастыря, что на перекрёстке Крестовой и бульвара Ушакова. После этого часовню планируют передать в ведение Рыбинской епархии — такое решение принято в администрации города Рыбинска. 16 июня — праздник Югской иконы Богоматери. И в этот день ежегодно на берегу Рыбинского водохранилища совершают Божественную литургию под открытым небом — недалеко от места, где находился затопленный в 30-е годы ХХ века Югский Дорофеевский мужской монастырь. Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе. Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу. Летом 1701 года, после того как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора». В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

http://sobory.ru/article/?object=34875

иеромонах Адриан Югский (Семеновский) (04.07.1800–07.08.1853) Нравственно-аскетические труды иеромонах Адриан Югский (Семеновский) Подвижник, постник, духовный наставник. Биография Адриан, до пострижения Андрей Семеновский , сын дьякона, родился 4 июля 1800 года в селе Семеновском Пошехонского уезда.  Пройдя курс только низшего отделения в Ярославской семинарии, пострижен в 1826 году. Жил сперва в Адриановой Пошехонской пустыни, потом в Дорофевой, принимал на себя юродство, а людям его почитавшим открывался глубокомысленным духовным наставником, о чем свидетельствует обширная переписка духовно-нравственного содержания, изданная после его кончины (в августе 1853 г.). Почитатели подвижника после смерти Адриана сделали извлечение из его писем, рассылавшихся ко многим, просившим советов подвижника, и напечатали в двух томах в Санкт-Петербурге в  1861 году под заглавием: «Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофевой пустыни». В этом издании находятся сведения о жизни отца Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Молю Бога, да укрепит вас Своею благодатию!   Вас любящий и почитающий, Югский Игумен Варфоломей . 1850 г. 1 декабря. P. S. В скорбех познается человек: любит ли Бога и укоряет ли себя, а не иных? Прости, брате! Отца Адриана к Игумену Варфоломею: За милостивейшее ваше соболезнование о моих стесненных обстоятельствах всепокорнейше, (целуя ваши) ножки) благодарю. Вам угодно знать: какия причины негодования на меня? Извольте: Не для жалобы, а как духовному врачу порасскажу: я отказывался ехать в Рыбинск для сбора, по многим причинам моея неспособности. Начальникова на меня сильнейшая (скрытная притом) зависть и ненависть за то, что меня более, а не его ищут, уважают, доверяют, пользуются советами; и почему я, получаемыя мною подаяния, не сам к нему приношу, а чрез заслуживающего доверие посылаю. 1850 года 30 декабря. О. Варфоломея к о. Адриану: Возлюбленный о Господе! Вкратце отвечаю вам: что может минет все находящее на вас, утихнет вся буря воюющих против вас напастей и скорбей и сделается тишина велия: возмогай о Господе! А если встретятся уже невыносимые для вас обстоятельства: то я не откажу вам в вашем желании переместить вас в мою Обитель в больничные; а все бы наперед желалось вас видеть, впрочем предаю воле Божией. С истинным моим почтением к вам есть навсегда ваш доброжелатель грешный Варфоломей. 1851 года 17 января. О. Адриана к о. Варфоломею: Драгоценнейший мой отец! Позвольте мне недостойному поцеловать ваши ножки, с усерднейшею моею благодарностию за получение мною от Вас вторичного ко мне вашего благоволения на письме. Вот, милостивейший мой Попечитель, теперь пришло время уже и пряменько безпокоить мне вас: в недавние дни к нашему Архипастырю донесена (о чем пишут ко мне мои Благодетели) какая-то бумага, касательно меня. Ожидаю, с сея истории, не начнется ли мне наводимо быть невыносимое притеснение? Посему и осмеливаюсь усерднейше вас просить: не изъявите ли милости, мне приняту быть в вашей св. Обители в число больничных; а мои многоразличныя болезни, думаю, вам давно уже известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010