Для окончательного решения дела и приведения в исполнение мысли о епископе на 8 июля, назначен был новый собор; и хотя этот собор, по-видимому, кончился ничем, и сторона несогласных «неленостно вопиявшая» противу греков и против Амвросия как будто одержала даже верх; но они имели то важное значение, что партия согласных, чувствуя свою количественную силу, решилась по окончании собора, избрать собственно для Славского скита двух кандидатов – одного для поставления в священника, а другого для постановления в диакона: первым был инок Аркадий, постриженик инока Дорофея, последним инок Иаков. А затем вскоре воспылало усердие у славских отцов иметь и своего епископа; кандидатом на епископство, после отказа настоятеля Макария, был избран Аркадий Лаврентьевский. Но Амвросий отказался посвятить последнего, так как до вступления в монашество он был женат на вдове, и потому первым епископом для турецких старообрядцев был посвящен 24 авг. 1847 г., упомянутый инок славский, Аркадий Дорофеев 28 . Таким образом факт учреждения архиерейской кафедры у турецких раскольников совершился, хотя далеко не по желанию всех старообрядцев. Аркадий нареченный во епископа богохранимого места Славы, был уроженец селения Купицы бессарабской области, сын простого поселянина по прозванию Лысого. В 1824 году, когда ему было шестнадцать лет от роду, он оставил родительский дом, и ушел за границу. Сначала он жил в Яссах мальчиком в лавках тамошних старообрядцев, потом несколько лет был послушником в старообрядческом Мануиловском монастыре, что в Молдавии. В 1829 году он воротился в Россию и жил в Лаврентьеве монастыре (гомельского уезда могилевской губернии). Отсюда с некоторыми монахами и бельцами ходил в странствие по разным местам востока отыскивать небывалых старообрядческих архиереев. Возвратясь из странствия, он поселился в Молдавии, а потом – в Славе 29 . В конце 1847 года Аркадий возвратился в Славу, и здесь под покровительством Гончарова приступил к отправлению епископских обязанностей. Но партия противников белокриницкого священства не хотела примириться с фактом уже существующим.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

XVIII в. до 1905 г. располагалась тюрьма для душевнобольных лиц духовного звания, где содержались и здоровые арестанты, в т. ч. старообрядцы, напр. Новозыбковский еп. Конон (Дураков) , Пермский еп. Геннадий (Беляев) , Славский архиеп. Аркадий (Дорофеев) . В разное время в суздальской тюрьме находились представители сектантских движений, в т. ч. С. Подгорный, молоканин М. Рудомёткин , почитание к-рых сохранилось до наст. времени. В 1890 г. во Владимирской губ. были известны хлысты и молокане, главным центром последних была дер. Коровино Меленковского у. Е. А. Агеева Католический костел во Владимир. 1891 г. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) На территории В. о. расположены центр и большинство приходов «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ, до 1998 г. называлась «Российской православной свободной церковью») - раскольнической структуры, к-рую создал в 1991 г. запрещенный в священнослужении клирик Владимирской епархии РПЦ настоятель Цареконстантиновского храма в Суздале Валентин (Русанцов). Первоначально «Российская православная свободная церковь» состояла из 3 общин: при Цареконстантиновском храме в Суздале и 2 общин в Суздальском р-не, составивших Суздальскую епархию. К сер. 90-х гг. в Суздальской епархии состояло 23 прихода, из них более половины представляли собой группы от 3 до 10 чел., немногие общины имели священников. К кон. 2003 г. на территории В. о. РПАЦ насчитывала 16 организаций, в т. ч. 1 муж. и 2 жен. мон-ря. В суздальском Цареконстантиновском храме, принадлежащем РПАЦ, в наст. время хранятся мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Основу раскольнического клира составляют бывш. священнослужители Московской Патриархии, по разным причинам запрещенные в священнослужении или лишенные сана. 24 июля 1993 г. во В. о. открылся приход Римско-католической Церкви - Св. Розария Пресв. Девы Марии во Владимире, входящий в Апостольскую администратуру для католиков лат. обряда европ. части России. Община располагается в костеле, построенном в 1891-1894 гг.

http://pravenc.ru/text/154967.html

Между тем уже 28 (по др. данным, 29) окт. 1846 г. произошло присоединение А. к старообрядчеству. Этому предшествовало активное обсуждение старообрядцами вопроса о чиноприеме А. Павел (Великодворский) считал, что прием должен совершиться третьим чином (ср. Присоединение к Православию , чин), т. е. через отречение от ересей и Покаяние. Эту мысль он проводил в сочинениях, существенную часть к-рых составляли статьи «о образцах к принятию священства от никониан и нынешних греков». Зарубежные староверы настаивали на принятии вторым чином - через отречение от ересей и Миропомазание , как принимались в старообрядчество беглые из правосл. Церкви священники (см. Беглопоповцы ). Практика приема священнослужителей в сущем сане через Миропомазание, противоречащая смыслу таинства Священства, вызывала возражения и самих старообрядцев, в частности против нее выступил монах Никодим на старообрядческом соборе, бывшем на Рогожском кладбище в Москве в 1779 г. (тогда большинство высказалось за повторение Миропомазания над священнослужителями, приходившими из правосл. Церкви). Вопросу о чиноприеме А. был посвящен старообрядческий собор, открывшийся 27 окт. 1846 г., «Соборное деяние» было составлено Павлом (Великодворским). После бурных прений вопрос о принятии А. вторым чином решился утвердительно. А., выслушав посланных к нему депутатов, согласился на присоединение к старообрядчеству через отречение от ересей и Миропомазание. Перед литургией в полном святительском облачении А. прочитал чин проклятия ересей - «переведенный на греческие литеры, а выговор слов по-русски» (Цит. по: Юдин. С. 481), исповедался у старообрядческого иером. Иеронима (несмотря на то что А. не знал рус. языка, а Иероним - греч.), Иероним помазал А. миром. В окт.-нояб. 1846 г. А. рукоположил неск. старообрядческих диаконов и священников, 18 янв. 1847 г. А. один поставил во епископа с. Майнос (Турция) наместника Белокриницкой митрополии дьяка (уставщика) Киприана Тимофеева, получившего в пострижении имя Кирилл , рукоположенного А. 25 дек. 1846 г. во диакона, 1 янв. 1847 г. во священника. В дек. 1847 г. А. и Кириллом был поставлен Славский еп. Аркадий (Дорофеев) для тур. староверов, а также 5 священников и 3 иеродиакона.

http://pravenc.ru/text/114398.html

– Господин, ведь ты делаешь то, чего не делают люди, живущие в миру. Так поступают только в монастырях. Иди туда, и там спасешь свою душу. Ничего не зная о Боге и не представляя себе, что такое монастырь, юноша отвечал: – Возьмите меня и отведите в какой-либо монастырь. Сам я не знаю, куда идти. Некоторые из воинов, сопровождавших юношу, особенно уважали авву Серида. Посему они и пришли в его монастырь вместе с тем юношей. Игумен послал блаженного Дорофея поговорить с юношей и узнать, кто он. На все вопросы преподобного Дорофея юноша давал один ответ: – Я хочу спастись. Тогда Дорофей пришел к игумену и сказал ему: – Если ты желаешь принять его, то принимай без всякого опасения. Нельзя ожидать от него ничего злого. Игумен ответил: – Окажи ему милость, отче, и приими его к себе, чтобы он мог получить спасение, наставляемый тобою. Но смиренный инок отказывался и говорил: – Не могу я взять его к себе, ибо сие выше моих сил, не могу я наставить его на путь спасения. На это игумен возразил ему: – Я забочусь и о твоем спасении и о спасении всех вас; ты же не хочешь позаботиться о спасении одного юноши. – Если ты хочешь того, отче, – заметил Дорофей, – то спросим совета у великого старца Варсонофия. – Хорошо, – ответил игумен, – я скажу ему. Отправившись к Варсонофию, игумен возвестил ему обо всем происшедшем. Тогда святой Варсонофий сказал Дорофею: – Приими сего отрока, ибо Господь чрез тебя благоволит спасти его. После этих слов блаженный Дорофей с великой радостью принял юношу, поместив его вместе с собой в больнице. Имя тому юноше было Досифей. Когда наступило время обеда, авва Дорофей сказал Досифею: – Ступай и подкрепи свои силы, только скажи мне, сколько пищи принял ты. Возвратившись, Досифей сказал: – Я съел хлеб и пол-хлеба, а в каждом хлебе было по четыре фунта. Дорофей спросил его: – Достаточно ли с тебя сего? Юноша ответил: – Да, господин мой, сего вполне достаточно с меня. – И ты не голоден? – спросил Дорофей – Нет, – отвечал Досифей. – В другой раз, – сказал на это авва Дорофей, – ты съешь хлеб с четвертью хлеба, а другую четверть раздели на две части, и одну из них также съешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды преподобный Дорофей находился в тяжкой, невыносимой скорби душевной, но в то же время не переставал с крепким упованием на милость Божию умолять Господа о помощи – милость Божия посетила его. В один день, когда Дорофей находился на монастырском дворе и заглянул нечаянно в храм, увидел там человека в святительской одежде, который нес сосуд со Святыми Дарами и входил в алтарь. Влекомый внутренним чувством, Дорофей вошел в храм и последовал за этим человеком в алтарь. Таинственный муж, воздев руки к небу, стал молиться, и Дорофей стоял позади него в благоговейном страхе. По окончании молитвы таинственный муж обратился к Дорофею, и по мере приближения его к подвижнику умолкали в сердце скорбящего печаль и уныние; потом коснулся рукою его груди и произнес слова псалма: Твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему ( Пс. 39:2–4 ). Трижды он произнес эти стихи тихо, ударяя в грудь Дорофея, и неизъяснимою радостию исполнилось сердце подвижника; он хотел последовать за небесным пришельцем, но тот уже скрылся от его взора. С этой поры никогда никакое уныние не овладевало сердцем преподобного Дорофея. По кончине преподобного Серида и Иоанна Прозорливого, когда Варсонофий совершенно заключился в своей келье, Дорофей оставил Серидову киновию, удалился в близлежащую пустыню между Газой и Маюмом и там основал свою собственную обитель, в которой был настоятелем и истинным руководителем других в жизни духовной. Блаженная кончина его последовала около 620 года по Р. Х. 490 Преподобный Дорофей оставил после себя в назидание христиан несколько подвижнических творений 491 . Творения его драгоценны и важны не только для инока, но и для христианина, живущего в мире. Преподобный Дорофей был опытен в духовной жизни. Поучения и наставления его дышат особенною простотою чистой души, свойственной помазанным от Святого Духа, и исполнены необыкновенной сладости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так провел он недолгое время своего пребывания в монастыре. Ибо он прожил в нем только пять лет и скончался в послушании, никогда и ни в чем не исполнив своей воли и не сделав ничего по пристрастию. Когда же он впал в болезнь и стал харкать кровью [отчего и умер], услышал он от кого-то, что недоваренные яйца полезны харкающим кровью. Это было известно и блаженному Дорофею, который заботился о его исцелении, но, по множеству дел, средство это не пришло ему на ум. Досифей сказал ему: «Отче, хочу сказать тебе, что я слышал о вещи, полезной для меня, но не хочу, чтобы ты дал мне ее, потому что помысл о ней беспокоит меня». Дорофей отвечал ему [на это]: «Скажи мне, чадо, какая эта вещь?» Он отвечал ему: «Дай мне слово, что ты не дашь ее, потому что, как я сказал, помысл смущает меня о сем». Авва Дорофей говорит ему: «Хорошо, я сделаю, как ты желаешь». Тогда больной сказал ему: «Я слышал от некоторых, что недоваренные яйца полезны харкающим кровью; но Господа ради, если тебе угодно, чего ты прежде не дал мне сам от себя, того не давай мне и теперь ради моего помысла». Авва отвечал ему: «Хорошо, если ты не хочешь, то я не дам тебе, только не скорби». И он старался вместо яиц давать ему другие полезные для него лекарства, ибо Досифей прежде сказал, что помысл смущает его касательно яиц. Вот как он подвизался отсечь свою волю, даже и в такой болезни. Он имел всегда и память Божию, ибо [авва Дорофей] заповедал ему постоянно говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – и между этим: «Сыне Божий, помози ми». Так он всегда произносил эту молитву. Когда же болезнь его весьма усилилась, блаженный сказал ему: «Досифей, заботься о молитве, смотри, чтобы не лишиться ее». Он отвечал: «Хорошо, отче, [только] молись о мне». Опять, когда ему сделалось еще хуже, [блаженный] сказал ему: «Что, Досифей, как молитва? Продолжается ли по-прежнему?» Он отвечал ему: «Да, отче, твоими молитвами». Когда же ему стало весьма трудно и болезнь так усилилась, что его носили на простыне, авва Дорофей спросил у него: «Как молитва, Досифей?» Он отвечал: «Прости, отче, более не могу держать ее». Тогда сказал ему [авва Дорофей]: «Итак, оставь молитву, только вспоминай Бога и представляй себе Его как сущего пред тобою». Страдая сильно, Досифей возвестил об этом великому старцу , говоря: «Отпусти меня, более не могу терпеть». На это старец отвечал ему: «Терпи, чадо, ибо близка милость Божия». Блаженный же Дорофей, видя, что он так сильно страдал, скорбел об этом, боясь, чтобы он не повредился умом. Через несколько дней Досифей опять возвестил о себе старцу, говоря: «Владыко мой, не могу более [жить]». Тогда старец отвечал ему: «Иди, чадо, с миром, предстань Святой Троице и молись о нас».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И ты кричишь, как пьяный гот. Поэтому я сказал: “Возьми чашу вина”». Понял Досифей слова своего наставника, молча сделал ему поклон, чашу с вином и хлеб отнес на свое место и с того времени говорил уже тихо. Случилось еще, что Досифей, читая слово Божие, не понимал одного стиха. И вот он приходит к наставнику и просит его объяснить непонятный стих. Дорофей находил, что Досифею рано еще упражняться в чтении и разумении слова Божия, ему необходимее приобрести смирение, и потому на просьбу его отвечал: «Не знаю». И в другой раз явился к своему наставнику Досифей с подобною же просьбою – объяснить другое место Писания. И тут Дорофей поступил таким же образом, сказав: «Не знаю», и послал его к самому игумену. Между тем Дорофей успел предварить Серида о Досифее и сказал авве: «Как придет к тебе Досифей, побей его немного и вразуми». Игумен Серид так и сделал. Когда Досифей явился к нему и просил объяснить ему место из Писания, авва-игумен начал бить его и приговаривал: «Тебе ли браться за разумение слова Божия? Молчать тебе лучше должно, когда не знаешь. Зачем не размышляешь и не заботишься о своей греховной нечистоте?» И другое подобное говорил он смущенному Досифею. Отпуская его, дал ему еще два заушения. Не возроптал на своего отца-наставника Досифей, не стал жаловаться, зачем он послал его к авве-игумену и сам не вразумил его, – нет, но, возвратившись к Дорофею, простодушно рассказал, как поступил с ним игумен, и прибавил: «У меня остались и знаки ударов на спине». Без размышления принял он и перенес все с ним случившееся с полною верою к своему наставнику, с искренним убеждением, что так и следовало быть, как было. Так жил и подвизался преподобный Досифей пять лет, достиг под руководством богомудрого наставника-руководителя высокой степени нравственной чистоты, и Господь воззвал его к Себе. Досифей заболел: у него открылась чахотка. Его стали лечить. Дорофей прилагал особенное о нем попечение и употреблял все возможные средства для его излечения, но ничто не помогало: болезнь усиливалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

40 ...вопрошая другого о том же самом... – Важное дело – вопрошение о помыслах: здесь следует либо полностью положиться на видение того, у кого ищешь совета, и более уже не обращаться ни к кому, дабы не впасть в «неверие и пытливость», либо самому троекратной молитвой испрашивать просвещения ума. 41 ...призывай Его [Бога] в сердце своем... – Помощь и поддержку Божию обретаем и устным, и сердечным призыванием, и даже кратким воспоминанием о святом имени Его. 42 ...должны заботиться о теле как об орудии души... – Мы заботимся о теле, ибо оно участвует в молитвенных трудах, а потому, если и делаем что по немощи или по нужде, «то не вменяется [это] ни в грех, ни в послабление». 43 ...Умри для всякого человека... – Это не призыв исчезнуть, бежав от общества людей, но совет смириться, истребить всякое страстное проявление своего естества и почитать себя последним: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк. 9, 35 ). 45 ...восходит в покой свой... – Псалмопевец говорит: Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя ( Пс. 114, 7 ). Стяжав добродетель и сокрушаясь сердцем, освобождаемся от зла и обретаем покой в Господе, по слову Его: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 28–29 ). 46 ...отсечение своей воли... – Отсекающий свою волю пребывает в спокойствии, ибо препоручает себя воле Божией не смущаясь никаким попечением. 47 ...искру снова возжечь... – Преподобный авва Дорофей сравнивает совесть с искроподобным помыслом, всеянным Господом в человеческую душу для распознания добра и зла. Такое святоотеческое рассуждение расширяет наше понимание помысла. 48 ...сохранять и свое устроение неповрежденным... – Такое наставление понимаем в том смысле, что какое бы важное дело ни исполнялось, более всего надлежит сохранять те благодатные дары, которые приобретаются через духовную брань. Потому, поучает авва Дорофей , лучше не исполнить начатого дела, и тем самым потерпеть ущерб на одну восьмую, нежели на семь восьмых понести урон, впав в искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Итак, достигнув Святого Града и поклонившись святым местам, пришли они и в Гефсиманию, где было изображение Страшного Суда. Когда же юноша, остановясь пред сим изображением, смотрел на него со вниманием и удивлением, он увидел благолепную Жену, облеченную в багряницу, Которая стояла подле него и объясняла ему муку каждого из осужденных и давала при том некоторые другие наставления от Себя. Юноша, слыша сие, изумлялся и дивился, ибо, как я уже сказал, он никогда не слыхал ни слова Божия, ни того, что есть Суд. И так он сказал Ей: «Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от сих мук?» Она отвечала ему: «Постись, не ешь мясо и молись часто – и избавишься от мук». Давши ему сии три заповеди, багряноносная Жена стала невидима и более не являлась ему. Юноша обошел все то место, ища Ее, полагая, что это была [обыкновенная] жена, но не нашел Ее: ибо то была Святая Мария Богородица. С тех пор юноша сей пребывал в умилении и хранил три заповеди, данные ему. А друг воеводы, видя, что он постится и не ест мяса, скорбел о сем за воеводу, ибо он знал, что воевода особенно берег сего юношу. Воины же, которые были с ним, видя, что он так себя ведет, сказали ему: «Юноша! То, что ты делаешь, неприлично человеку, хотящему жить в мире; если ты хочешь так жить, то иди в монастырь – и спасешь душу свою». А он, не зная ничего Божественного, ни того, что такое монастырь, и соблюдая только слышанное от оной Жены, сказал им: «Ведите меня, куда знаете, ибо я не знаю, куда идти». Некоторые из них были, как я сказал, любимы аввою Серидом и, придя в монастырь, привели сего юношу с собою. Когда же авва послал блаженного Дорофея поговорить с ним, авва Дорофей испытывал его и нашел, что юноша не мог ничего другого сказать ему, как только: «Хочу спастись». Тогда он пришел и сказал авве: «Если тебе угодно принять его, не бойся ничего, ибо в нем нет ничего злого». Авва сказал ему: «Сделай милость, прими его к себе для его спасения, ибо я не хочу, чтобы он был посреди братий». Авва Дорофей, по благоговению своему, долго отказывался от сего, говоря: «Выше силы моей принять на себя чью-либо тяготу, и не моей это меры». Авва отвечал ему: «Я ношу и твою, и его тяготу, о чем же ты скорбишь?» Тогда блаженный Дорофей сказал ему: «Когда ты решил таким образом, то возвести о сем старцу , если тебе угодно». Авва отвечал ему: «Хорошо, я скажу ему». И он пошел и возвестил о сем великому старцу. Старец же сказал блаженному Дорофею: «Прими сего юношу, ибо чрез тебя Бог спасет его». Тогда он принял его с радостью и поместил его с собой в больнице. Имя его было Досифей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Итак, по плодам их узнаете их…» (Мф. 7: 20), – свидетельствует нам Слово Божие. В своей недавней заочной полемике с российским политиком г. Затулиным по поводу Нового Афона о. Дорофей еще раз привел в свое оправдание «неотразимый» аргумент: «Нас называют раскольниками. Но мы же сюда не с Марса попали». Да, действительно, раскольники не с Луны и Марса попадают на землю. Они уходят из Церкви, которая просветила их Таинством святого Крещения, облекла их священным саном, дала им все необходимое для спасения. «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2: 19) – свидетельствует о таковых любимый ученик Господа, апостол Иоанн Богослов. Некоторое понимание деятельности о. Дорофея дает нам его выступление в интернете, где он приводит цитату известной своими либеральными взглядами, сторонницы свободы изъявления идей, госпожи Элени Гликадзи-Арвелер, первой женщины, ставшей ректором Сорбонны. Она говорит следующее: «Противоположностью истине не является ложь. Противоположностью истине является всегда другая истина». Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов пишет в своих трудах: «Истина интолерантна, Истина не терпит ложности». Православный взгляд на то, что является истиной – следующий: Истина – есть Христос. И противоположностью Истине, является «…человекоубийца от начала…лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44) – дьявол. И область лжи – область действия падших духов. И чтобы оправдать свою деятельность, о. Дорофею удобнее ссылаться не на Евангелие и Святых Отцов, а на госпожу Элени, так как, оказывается, с ее точки зрения, все по-своему правы. Мы видим, что по своим воззрениям о, Дорофей гораздо ближе к участникам Второго Ватиканского Собора, который обосновал возможность спасения христиан, иудеев, мусульман и язычников различными путями, выявляя тем самым двуличие, иезуитскую сущность римо-католичества, чем к единомыслию со Святыми Отцами Православной Церкви. Но, Господь наш Иисус Христос говорит нам, что «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010