Бог бесконечно свят, Он не может терпеть греха; если Он бесконечно любит грешников и желает им явить Свою милость, то в то же время ни за какую цену не может допустить, чтобы грех остался: грех должен исчезнуть, должен умереть, а иначе он умертвит тех, кто терпит его в своей жизни. Голгофское событие открывает нам как бы в мгновенном блеске молнии то, что происходит в сердце Отца Небесного: Бог любит мир, Бог желает явить ему Свою любовь, но между Ним и миром лежит страшное препятствие – грех; необходимо, чтобы это препятствие было устранено, чтобы эта плотина была прорвана для того, чтобы источники воды живой, источники Божественной любви, могли политься из недр Небесного Отца и наполнить весь мир. Это совершил Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и смертью на кресте”. – Епископ Алексий (Дородницын) . Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1914. – Сс. 148–149. 65 Ср. толкование святителя Иоанна Златоуста : “Так как Иоанн крестил Его вместе с другими многими, и многие могли предполагать, что Он приходил к Иоанну по той же причине, как и другие, то есть за тем, чтобы исповедовать согрешения и омыться в реке с покаянием, то Иисус и приходит снова, чтобы и самому Иоанну дать возможность исправить такое предположение. И действительно Иоанн, сказав: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (ст. 29), совершенно уничтожил такое подозрение. Если Он так чист, что может даже разрешать чужие грехи, то ясно, что Он приходил не за тем, чтобы исповедовать Свои согрешения, а чтобы чудесному проповеднику дать случай – повторением прежде сказанного еще точнее внушить слушателям прежде о Нем сказанное и присовокупить к тому еще нечто другое. Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се, выражая этим, что Он есть Тот, кого издавна ожидали. Се Агнец. Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчества Исаи и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Это было в то прекрасное – к сожалению, продолжавшееся недолго – время, когда не заботились ограничивать число учащихся в Академии, а напротив, считали полезным распространять высшее богословское образование как можно более. 1094 В наше время Троице-Сергиева лавра содержала 16 студентов, давая им помещение в Пятницкой башне и уплачивая в Академию за их стол и одежду. 1095 В наше время среди студентов ходил слух, что один из профессоров обратился в академический совет с жалобой на студентов, что они очень не­исправно посещают лекции; но жалоба осталась без последствий. Наши «столпы-профессора» будто бы заметили: «Нет ничего легче, как заставить студентов хо­дить на лекции; но надо подумать, выйдет ли из этого что-либо полезное: зани­мающийся студент не будет иметь возможности отдаться своему сочинению как следует, а не имеющий расположения заниматься, неужели будет слушать лекцию», на которую пригнали его насильно? Добросовестный студент сам знает, когда, у кого и какие лекции ему полезно послушать». 1096 Печатается с разрешения супруги покойного – Александры Петровны и его сына – Сергея Павловича. 1097 В данном месте П. И-ч разумеет свои посещения номеров во время последней лекции перед обедом, когда к казенным студентам приходили своекоштные для несколько «веселого» и, конечно, начальством не допускаемого время­препровождения в так называемых печурах. 1098 В наше время (говорю о 1881–1885 гг.) студенты очень охотно посещали академическую церковь , и случаи уклонения от богослужения были довольно редки. Зависело это от того, что служба церковная не отличалась продолжительностью; богослужение совершалось чинно и просто, без всяких вычурностей и ненужных эффектов; на всенощной чтения акафистов вместо кафизм, против чего, как известно, восставали митр. Филарет и А. В. Горский, не бывало. Церковным пе­нием студенты моего времени особенно славились. Имена таких певцов, моих однокурсников, как Анемподист Яковлевич Дородницын (ныне Алексий, епи­скоп Саратовский). Андрей Григорьевич Дружинин (уже усопший), Иван Ва­сильевич Знаменский (преподаватель женск. института в Тамбове), в посаде Сергиевском не забыты еще и теперь. Проповедями нас не мучили. Они произносились довольно редко, но зато такие, которые своими достоинствами обращали на себя внимание. Архиерейское богослужение отправлялось в академической церкви, помнится, только раз в году – 1-го октября. Но особенно торжественно совершал покойный ректор С. К. Смирнов литургию на греческом языке в одно из вос­кресений после Пасхи. Его возглас ερνη πσι так и раздается в моих ушах, как не забывается и его простое, но в высшей степени выразительное, производив­шее сильное впечатление, чтение заупокойной молитвы «Боже духов». Вообще никакого богослужения я не могу поставить выше академического, как оно совершалось в мое время, и утверждаю, что в своем мнении я не одинок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еленушка, как называли её домашние, родилась больной — во время беременности Мария Фёдоровна переболела холерой, которая сказалась на здоровье ребёнка. Еленушка не могла говорить, не владела телом. У неё бывали судороги, очень мучительные и для самой девочки, и для её родных. По желанию Марии Фёдоровны Александр Оттонович заложил в имении пра­вославный храм во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены, небесной покровительницы больной дочери. А вскоре и сам перешёл в Православие. Небольшая однопрестольная каменная церковь в псковско-новгородском стиле была построена в 1910–1912 годах и освящена в 1913 году Епископом Саратовским и Царицынским Алексием (Дородницыным). Во время первой мировой войны граф Медем несколько раз был на фронте. В 1914 году он отвозил в Польшу подарки для солдат некогда расквартированной в Саратове 47-й дивизии. А в 1915 году отправился на фронт в качестве начальника санитарного отряда Всероссийского земского союза. На фронте у него случился сердечный приступ и в 1916 году он уехал домой. Граф Александр Медем. Фотография военного времени Основное время Медемы жили в Александрии, изредка выезжая в Москву или в Санкт-Петербург. Семейство графа было удивительным примером христианской любви и благочестия. Доброе отношение графа Александра к каждому человеку, независимо от его сословия и вероисповедания, настолько располагало к нему земляков, что в лихолетье революции, когда горели усадьбы, рекою лилась кровь и дворян, и простых людей, толпа ревела на площадях: “Смерть помещикам!”, добавляя при этом: “Кроме Медема!”. Это и спасло всю семью от неминуемой смерти. Однако имения Медемы лишились. После того как в 1918 году советской властью все частные землевладения были конфискованы, семья переехала в Хвалынск, где поселилась на съёмной квартире. Кроме родных с Медемами жили мать Марии Фёдоровны Елена Михайловна Черткова, сестра Александра Оттоновича Мария Оттоновна Нецветаева с тремя дочерьми, а также учительница детей Ольга Николаевна Калогеропуло. С ними осталась также верная прислуга, горничные Анастасия Куляева и Аграфена Рубцова с дочкой Катей. И Александр Оттонович взял на себя заботу об этом “женском батальоне”, большая часть которого была или немощна, или слишком мала, чтобы помогать ему. О том, чтобы покинуть Россию всей семьёй, не могло быть и речи, в результате в эмиграции оказался только сын Фёдор. Ранее туда уехали отец Александра Оттоновича Оттон Людвигович и его брат Дмитрий.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Quare non est necessaria ilia ordinationis larva, neque si assit, suifit, ut fias sacerdos, Alioqui cogeres fateri, neque Christum neque Apostolos fuisse sacerdotes... Porro hanc sequelam esse fidelem et probam: Christus est sacerdos, ergo Christiani sunt sacerdotes...» (Tomus Secundus omnium operum Mart. Lutteri Jenae 1566 an. pp. 548 оборот – 549). 56 «Constat autem poenitentia proprie his duabus partibus. Altera est contritio seu terrores incussi conscientiae agnito peccato; altera est fides, quae concipitur ex evangelio seu absolutione, et credit propter Christum remitti peccata, et consolatur conscientiam et ex terroribus liberat. Deinde sequi debent bona opera, quae sunt fructus poenitentiae» (Confessio Augustana Müller S. Op. cit. p. 41). 66 «Ε μ τν το γενσϑαι καϑ’ ομοωσιν δυνμιν μν χαρσατο, υκ ν τ αυτν ξουσα τν μιωσιν δεξμεϑα’ νν μντοι δυνμει μς πιησεν μοιωτικος Θεο: δυνμιν δε δυς πρς τ μοοσϑαι Θε» Schelstrat. Op. cit. р. 243–244. 70 «Ως ληϑ τατα λεγον, εδναι σαφς ξεσιν κ τν δη προγεγενημνων προτν που ο πνυ πολλν, νκα τν καϑ’ μς κκλησαν διεπεν Ιερεμας· οτος γον π τν ν Γερμανα Λουτηρζοντων προκλησες ες μνοιαν κα κοινωναν το δγματος κα τ μεν πισχνουμνων παντα τ πειλοντων ατν κατ κρτος γκειμνων μως υκ κμφϑη λλ πρς τς κενων προσβολς γυνιως ντστη κα νδρικς» (Allatius Leon. De ecclesiae occidentasis atque orientales perpetua consensione lidri tres. Lib. III, cap. VIII, p. 1024–1025). 73 См., например, передовую статью в названном органе за 1899 г. 8 октября 42: «Т οκουμενικν πατραρχεον κα γγλικαν Εκκλησα». Автор. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений : Т. 1-2/Еп. Алексий (Дородницын). - Саратов : Тип. Союза Печатного Дела, 1913-./Т. 1: Статьи богословско-филосовского и церковно-исторического содержания. - 1913 (обл. 1914). - 593, с., 1 л. портр./Попытки протестантов к соединению с греко-восточной церковью в XVI веке. 323-376 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

1287 . Arnakis G. G. Gregory Palamas, the «chiónes» and the fall of Gallipoli//Byz 1952. 22. 305–312. 1288 . Athanasios, hierom. γνς Γρηρρνος Παλαμ ς κα ντπαπας. κδ. ρθοδ. Κυψλυς. Θεσσαλονκη 1980. 1289 . Balfour D. Palamas’ reply to Gregoras’ account of their debate in 1355//JÖB 1982. 32:4. 245–256. 1290 . Balfour D. Was St Gregory Palamas the Sinaïtés pupil?//SVTQ 1984. 28. 115–130. [Автор дает положит. ответ, но мн. аргументы чисто спекулятивны]. 1291 . Chionides G. Ch. στορικ προβλματα κα μνημεα κ τς παραμονς το γ ου Γρηγορου Παλαμ ες τν περιοχν Βερο ας//GP 1967. 50. 289–291. 1292 . Christou Ρ. δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τν χρνον τς Αρχιερατεας του// Κληρονομι. 1984. 16. 181–247. 1293 . Mantzaridis G. Γρηγορου το Παλαμ. Πραγματεαι γραφεσαι κατ τ τη 1341–1343. Θεσσαλονκη 1966. 237. 1294 . Phanourgakis Β. Α περιπτειαι κα δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τ τος τς αχμαλωσας ατο ες τν Ασαν (1354–1355)// Κληρονομι. 1984. 16. 249–272. 1295 . Papadakis A. Gregory Palamas at the Council of Blachernae, 1351//GRBS 1969 (Winter). 10(4). 333–342. 1296 . Philippidis-Braat A. La captivité de Palamas chez les Tures: dossier et commentaire//TM 1979. 7. 109–222. 1297 . Sokologorsky I. La défense par Palamas du traité de Nicéphore «De la garde du coeur»//Istina. 1999. 44(4). 368–390. См. также 6 .656, 714, 972, 976, 1277. Рецепция Паламы в церковной традиции и современности 1298 . Алексий (Дородницын) , еп. Византийские церковные мистики XIV века (преподобный Григорий Палама , Николай Кавасила , преподобный Григорий Синаит )/Иссл. еп. Алексия, ректора Казанской Духовной Академии.//ПС 1906. 1. 98–108, 224–240, 409–428; 2. 120–141, 456–479. оттиск Казань 1906. 93. 1299 .//Он же. Полн. собр. соч. 1–2. Саратов 1913–1914. Т. 1. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания. 2, 593, 3. пер.: Београд; Минхен 1999. (Универзитетски образовани православии богослови – Хиландарски фонд – Задужбина «Hukoлaj и Jycmuh

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Статьи. 10 . „Секта адвентистов седьмого дня”. Церковные Ведомости. 1898 г. 41. 11 . С. Потехин. Беседа с адвентистами о тысячелетнем царстве Христа”. Миссионерское Обозрение. 1914 г. 1. 12 . „Адвентисты на Кавказе”. Миссионерское Обозрение. 1901 г., стр. 648. 13 . А. Дородницын. „Секта адвентистов”. Миссионерское Обозрение. 1897 г., стр. 648. 14 . Петрушевский. „Вопрос о субботе и воскресном дне на закон и речение Св. Предания в авторитета Церкви в решения сего вопроса”. Миссионерское Обозрение. 1898 г., стр. 649 и 986. 15 . И. Айвазов . „Беседы с адвентистами седьмого – субботнего – дня о субботе и воскресном дне”. Миссионерское Обозрение. 1904 г. 6, 12–14. 16 . Н. Варжанский . „Адвентизм седьмого дня”. Миссионерское Обозрение. 1908 2–3. 17 . И. Айвазов . „О субботе и воскресном дне”. Миссионерское Обозрение. 1909 г. 1. 18 . „Секта адвентистов седьмого дня”. Миссионерское Обозрение. 1896 г. 1. 19 . „Овцы без пастыря”. (У адвентистов). Новая Земля. 1912 г. 11–12. в) Пашковщина. Книги и брошюры. 1 . С. Глебов. „Полковник Пашков”. СПб. 1904 г. 2 . В. Орлов. „Беседа с пашковцем”. М. 1903 г. 3 . Ф. Орнатский . „Секта пашковцев и ответ на «Пашковские вопросы»”. СПб. 1903 г. 4 . „Разговор православного и пашковца”. СПб. 1902 г. 5 . Д. Скворцов . „На молитвенном собрании у пашковцев в с. Сергиевском”. Рязань. 1909 г. 6 . Его же. „Пашковцы в с. Сергиевском”. Тула 1908 г. 7 . В. Терлецкий. „Секта пашковцев”. СПб. 1891 г. 8 . В. Сахаров. „Пашковцы, их лжеучение и опровержение его”. Орёл. 1897 г. 9 . А. Зазулин. „Беседа православного с пашковцем о почитании св. Креста и св. Икон”. СПб. 1904 г. 10 . „К пастырской борьбе с сектою пашковцев, называющих себя „евангельскими христианами”. Сергиев Посад 1910 г. Статьи. 11 . Ф. Тернер. „Деятельность Пашкова, моё знакомство с ним и соучастие в его работе”. См. Воспоминания жизни Ф. Г. Тернера, т. 1. СПб. 1910 г. гл. X. 12 . И. Янышев . „Религиозные мнения Пашкова”. Церковный Вестник. 1880 г. 11, 13. 13 . П. Сахаров. „Пашковец”. Богословский Вестник. 1892 г. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

17). Если понимать таинство Евхаристии так, как понимает его Православная Церковь , то эти слова строго истинны: мы, чада Православной Церкви, все причащаемся от одного и того же хлеба – Тела Господа. «Хлеб, который я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ). Но если понимать таинство Евхаристии, как его понимают штундисты, то слова ап. Павла не имеют смысла: в общинах их преломляются не один и тот же хлеб, а различные: каждая община преломляет свой хлеб. И так как штундисты не от одного хлеба причащаются, то и сами они не составляют одного тела. Вопрос. Что говорит ап. Павел в следующем стихе? Ответ. «Те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (ст. 18). Вопрос. Что имел в виду ап. Павел сказать этими словами? Ответ. Как иудеи, по повелению Бога, ели предложенные жертвы ( Лев.7:15; 22:30 ), и чрез это делались участниками жертвенника, так и христиане суть участники жертвенника и вкушают жертву; но жертва христиан есть Сам Иисус Христос ( Евр.7:27 ), а посему, причащаясь сей жертвы, христиане причащаются Тела и Крови Господа. Вопрос. Нет ли еще в Св. Писании доказательства сего? Ответ. Апостол Павел в 1Кор.11:23–25 передает установление таинства Евхаристии в тех словах, как и евангелисты Матфей, Марк и Лука, присовокупляя, что он получил от Господа то, что написал (ст. 23). Если Иисус Христос, когда устанавливал таинство Евхаристии, говорил иносказательно, то естественно ожидать, что ап. Павел, который не присутствовал на Тайной Вечери, даст объяснение слов Господа. Апостол Павел знал истинный смысл слов Спасителя, и если бы он понимал их в том смысле, что они означают только хлеб и вино, долженствующие служить только напоминанием о смерти Господа, – то почему в своем послании он не сказал коринфянам – грекам: «это есть образ тела Иисуса Христа, только воспоминание о смерти Его, или – это означает тело и кровь Господа?» Апостол Павел наставлял людей, которым не вполне было известно учение Иисуса Христа и этим людям он сказал, что то, что они считают хлебом и вином, есть Тело и Кровь Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

2-й член. О греховности человека и необходимости покаяния. Мы веруем и исповедуем в полном согласии с Св. Писанием, что все люди, без различия нации и конфессий, находятся под властью греха и, не смотря на религиозные обряды и церемонии, должны вечно погибнуть, если в их внутреннем человеке не случится важная перемена, называемая в Св. Писании покаянием или новорождением, ибо Св. Писание говорит: „не тот иудей, кто таков по наружности, но тот иудей, кто внутренне таков». Это самое можно сказать и о христианах: „не тот христианин, кто по наружности в последствие крещения и других обрядов считает себя христианином; но тот христианин, кто внутренне таков чрез новорождение и покаяние, как написано: „нет праведного ни одного, нет уразумевающего, никто не ищет Бога: все совратились с пути, до одного негодны, нет делающего добро – нет ни одного. Гортань их – открытый гроб, языком своим обманывают, яд аспидов на губах их, уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры для пролития крови, разрушения и пагубы на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их. Все согрешили и лишены славы Божией“ (Рим. , 10 – 18). Читая такие слова со вниманием, мы невольно усматриваем из них, что они верное изображение нынешнего мира, носящего ложное название „христианство». Поэтому оказывается крайняя надобность, чтобы, не обращая внимания на все конфессии (т. е. вероисповедания), всем верующим, безбожникам проповедовать Евангелие, дабы заблудшее человечество оставило путь заблуждений и вечной погибели и покаялось от всего сердца Господу Богу ( Дeяh. XVII, 30–31 ). 3-й член. В самом тесном союзе с покаянием находится познание самого себя. Человек от природы душевно слеп, т. е. он не видит своих грехов и недостатков, и хотя он отчасти их узнает, но он ещё не сознает страшных последствий грехов. Таким образом, слепой или мёртвый во грехах и преступлениях, человек остаётся совершенно равнодушным относительно вечных наказаний Божиих. Проповедь Евангелия имеет ту цель, чтобы бедный грешник проснулся от сна к познанию своих многочисленных грехов, пока он (т. е. грешник) не научится восклицать: „бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»? Или с мытарем ударяя себя в грудь: „Боже, будь милостив ко мне грешнику»! Это состояние сердца для человека самое удобное, чтобы присвоить (sic) себе самое совершенное искупление от грехов во И. Христе; в противном же случае он должен пропасть; теперь же он вкусит в сердце своём дар небесный благого глагола Божия и сил будущего века: „Св. Дух изольется в сердце его в залог усыновления“ (2 Корин. I, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

4-й член. О Таинствах. Таинства Христовы, как-то: крещение и приобщение учреждены исключительно для верующих. По примеру и учению нашего Спасителя и учеников Его нам должно крестить истинно покаявшихся людей в залог (sic) их веры во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крещение в воде не только есть обещание доброй совести, но имеет также и другие значения: а) оно есть символ (sic) очищения от грехов. Подобно тому, как мы при крещении обмываем водою тело от нечистоты, так И. Христос обмыл нашего греховного человека от всей греховной нечистоты своею драгоценною кровью, крещение есть символ гробоположения и воскресения И. Христа, на что ап. Павел ясно показывает, говоря: и так, мы с Ним погреблися крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Puм. VI, 4 – 5 ). Не обращая внимания на возраст, крестнику, однако, должно быть столько лет, дабы он мог получить посредством проповеди и самопознания истинную веру во Иисуса Христа и исповедовать доброе исповедание пред многими свидетелями ( I Tuм. VI, 12 ). И так как нам о крещении грудных детей ничего не упомянуто в Св. Писании, равно и о крестных отцах и матерях, то мы исповедуем, что их вовсе не следует крестить, ибо И. Христос велел верующих крестить, а детей благословил и сказал ученикам: „пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство небесное» (Ев. Mamф. XIX, 14 ). О причащении. Св. Причастие имеет это значение: как мы все участники одного хлеба, так мы и все члены тела Христова, которое есть общество святых, и как мы пьём из одной чаши, то мы все свидетели в крови очищающей вас от грехов наших, как написано: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение телу Христову»? (Корин. X, 16). Руководящие слова при совершении Тайн Христовых мы берём из 1 Корин. XI, 23 – 26, где ап. Павел говорит: „ибо я от Господа Самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие делайте в воспоминание обо Мне“. Также и чашу после вечери, и сказал: „сия чаша новый завет в Моей крови, сие делайте когда ни будете пить, – в воспоминание обо мне“. Ибо всякий раз, „когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе Он приидет“. Мы принимаем Тайны Христовы в воспоминание страдания и смерти Христа, в знак (sic) общения со Христом и в знак общения верующих между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

7–15). Сказав: «Я есмь лоза», Христос непосредственно за сим объясняет, в каком смысле Он назвал Себя лозой, говоря, что мы должны питаться благодатью Его так же, как ветви питаются соками своего ствола; что мы любовию должны быть соединены с Ним также тесно, как Он соединен со Своим Отцем (ст. 5–10). Но когда Иисус Христос говорит: «Сие есть Тело Мое», Он не дает понять, что Он говорит иносказательно, и не дает никакого объяснения Своих слов. Иудеи соблазнились, многие из учеников оставили Его, все стали говорить: «какие странные слова», но Иисус Христос повторяет ту же истину решительно и ясно: «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Вопрос. Св. Писание не учит ли, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе, откуда Он придет при конце видимого мира для страшного суда? Ответ. Это учение ясно выражено в следующих словах Св. Писания: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). Вопрос. Как согласить с этим то, что Тело Иисуса Христа присутствует в таинстве Евхаристии? Ответ. В этом убеждает нас тоже Св. Писание, которое учит, что Иисус Христос с Телом пребывает на небе; посему мы верим в то и другое. Тем же, которые увидели бы в этом противоречие, должно указать на то, что Господь, после своего вознесения на небо, видимым образом явился ап. Павлу в Иерусалимской крепости ( Деян.23:10–11 ). Вопрос. Как должно понимать слова Иисуса Христа: «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» ( Мк.14:7 ). Ответ. Это Иисус Христос сказал о Своем видимом присутствии; невидимо же Он всегда пребывает с верующими в Него: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вопрос. Как должно понимать слова ап. Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей...»? ( 1Кор.11:26 ). Ответ. Ап. Павел Тело Господа, предлагаемое верующим в таинстве Евхаристии, называет хлебом, потому что оно имеет вид хлеба; но он говорит: «сей хлеб», показывая этим, что он разумеет необыкновенный хлеб. Ап. Павел называет хлебом, но говорит, кто причащается его, тот причащается Тела Господа. Иисус Христос также употребляет слово хлеб, но присовокупляет: «хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Наконец, в Св. Писании есть много примеров, где предметы, природа которых изменена, удерживают то название, которое они имели прежде. Так, Ева названа костью ( Быт.2:23 ); Адам назван прахом, потому что он был создан из праха ( Быт.3:19 ); жезл Аарона назван жезлом и после того, как он превратился в змея ( Исх.7:12 ); вода, которая была претворена в вино, названа водою ( Ин.2:9 ). Св. Писание называет предметы по их наружному виду: так, ангелы, имеющие вид мужей, называются мужами ( Быт.18:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010