В Ростовской области в формате сетевой конференции состоялась II Областная учительская конференция по Основам православной культуры 12 мая 2014 г. 18:53 В апреле-мае 2014 года Донская митрополия совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области при поддержке Донского государственного технического университета проводят II Областную учительскую конференцию по Основам православной культуры «Содержательные линии курса Основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы». В этом году форум проводится впервые в формате сетевой конференции. 12 мая в Зале Ученого совета ДГТУ состоялось итоговое пленарное заседание областной конференции. Заседание возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации , глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, министр общего и профессионального образования РО Лариса Балина, ректор ДГТУ Бесарион Месхи. На торжественное мероприятие организаторами также была приглашена Людмила Шевченко, известный православный педагог, разработчик учебников по православной культуре. В работе завершающего конференцию пленарного заседания приняли участие более 400 учителей ОПК в средних школах, средних специальных учебных заведениях, вузах Ростовской области, благочинные округов, руководители профильных епархиальных отделов, духовенство Донской митрополии, помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации. Новый формат конференции позволил принять участие в работе пленарного заседания в режиме он-лайн более 7 000 учителей. С девятью территориями была установлена двусторонняя связь. Открывая конференцию, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии протоиерей Андрей Мекушкин сообщил, что новый формат учительского форума в этом году позволил охватить 3 500 учителей в 55 территориях (12 городов и 33 района) Ростовской области, работающих в рамках курса «Основы православной культуры».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

При этапном снятии ограничений и возобновлении богослужебной жизни в полном объеме, руководствуясь постановлением Правительства Ростовской области от 11.06.2020 530, регламентирующим поэтапность выхода из режима противоэпидемических ограничений на территории Ростовской области, и «Практическими указаниями приходам и монастырям Донской митрополии в период поэтапного выхода из режима противоэпидемических ограничений», установленными Архиерейским советом Донской митрополии, по благословению благочинного Новочеркасского округа протоиерея Олега Добринского во всех приходах Новочеркасска были выставлены сестринские посты, обеспечивающие санитарно-профилактические меры для всех людей, заходящих в храмы. Памятный почетный знак и почетные грамоты были вручены врачам-инфекционистам, медицинским сестрам и сотрудникам лечебных учреждений города, сестрам милосердия и волонтерам за значительный вклад в области медицинского и социального служения в период борьбы с пандемией. Наградами отмечен труд 73 человек. Памятный знак имеет уникальное дизайнерское решение, он изготовлен из латуни высокого качества, имеет форму круга, на аверсе — рельефное изображение «Руки молящегося» с четками и крестом в лучах, по кругу идет надпись: «Много может молитва праведного Иак. 5:16». На задней стороне медали есть фоновое рельефное изображение знака биологической опасности, надпись по центру: «За труды и Отечество г. Новочеркасск», надпись по кругу в верхней части: «За труды милосердия», надпись в нижней части: «В борьбе с пандемией 2020». Колодка медали обтянута муаровой Александровской лентой. Изготовление памятного почетного знака стало возможным при поддержке генерального директора Новочеркасского электродного завода Евгения Чурикова и депутата городской Думы Владимира Маханькова. При вручении наград со словами приветствия и благодарности за труды к поощряемым обратились благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, заместитель главы администрации г. Новочеркасска Константин Хмельницкий и депутат городской Думы Владимир Маханьков.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Однако вскоре ситуация опять резко изменилась. Мамай был разбит, но на Золотой Орде это если и отразилось, то, скорее, в сторону ее усиления. Хан Тохтамыш, непримиримый враг Мамая, владевший огромной территорией по левую сторону Волги, в 1381 году добил Мамая на Калке и объединил свои владения с правобережными степями и Крымом. Признать Москву не данником, а политическим партнером Тохтамыш, разумеется, намерений не имел. В августе 1382 года татары подошли к Москве, взяли ее и предали опустошительному разорению. Димитрий вынужден был капитулировать и опять признать над собой власть Золотой Орды. В тот момент казалось, что Куликовская битва потеряла свое значение и победа была напрасной. Киприан был первым русским митрополитом, который ни разу не ездил в Орду и никаких сношений с татарами никогда не имел. В переменившейся ситуации он был совершенно неподходящей для Москвы фигурой. Киприану вновь пришлось покинуть Москву и уехать в Киев, то есть в Литву. К тому же не надо забывать, что и с канонической точки зрения у Киприана тогда не все было безупречно. Все-таки митрополитом Киевским и Великой Руси в Константинополе был рукоположен Пимен. Димитрий помирился с Пименом и отдал ему митрополичью кафедру в Москве, хотя не все московское духовенство с этим согласилось. Период с осени 1382 года до весны 1390 года именуется в истории Руси периодом церковной смуты. У нас нет возможности да и надобности описывать все запутанные перипетии, происходившие в то время вокруг митрополичьей кафедры: поездки в Константинополь Киприана, Пимена и других претендентов на митрополичий престол и участие во всем этом великого князя московского. Скажем только, что ситуация разрешилась в конце концов лишь со смертью основных ее участников. Св. блгв. кн. Димитрий Донской Великий князь Димитрий Донской умер 19 мая 1389 года в Москве. Тело его обрело покой в Архангельском соборе Московского Кремля. Митрополит Пимен, не доехав до Константинополя, умер 11 сентября 1389 года. Его похоронили в той же генуэзской Галате, где и Митяя.

http://pravoslavie.ru/2559.html

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ встретился со студентами Южного федерального университета 13 ноября 2017 г. 10:57 10 ноября 2017 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , принимая участие в проходящих в Pocmobe-ha-Дohy XXII Димитриевских образовательных чтениях на тему «Нравственные ценности и будущее человечества», провел встречу со студентами Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Представитель Церкви рассказал об особенностях и основных тенденциях развития современного информационного поля, об изменениях, происходящих со СМИ и в журналистике, а также о своей работе на посту председателя профильного Синодального отдела Русской Православной Церкви. По словам В.Р. Легойды, происходящие в медиапространстве процессы тесно затрагивают и образовательную систему, заставляя ее меняться в соответствии с развитием информационных технологий. «На долю каждого поколения выпадают свои сложности. Одна из задач учебного заведения — подготовка студентов к будущему. Сложностью вашего поколения является то, что никто не знает, каким станет будущее. Скорость развития информационных технологий такова, что невозможно дать более или менее точный прогноз даже на пять лет вперед», — отметил он. «Впрочем, как бы ни складывалась наша история, какие бы ни появлялись новые средства и каналы коммуникации, все равно интересны будут люди, общаться между собой будут люди, создавать бизнес, болеть и радоваться тоже будут люди. И чтобы человеку состояться, ему будет нужно образование и знание литературы», — добавил представитель Церкви. По завершении своего выступления В.Р. Легойда ответил на многочисленные вопросы. Среди прочего, студенты попросили председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ дать советы начинающим журналистам, узнали о его отношении к изменению культуры чтения, в частности, распространению электронных книг, а также спросили о том, каким образом журналист может привлекать внимание к тексту с помощью заголовка, не искажая при этом факты. Димитриевские образовательные чтения — крупнейший на Юге России церковно-общественный форум, который каждый год объединяет представителей Церкви, работников науки и культуры, деятелей образования, представителей власти.  Чтения организовываются при участии всех структур Донской митрополии , а также при поддержке правительства Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Министерства культуры Ростовской области. В организации форума также принимают участие волонтеры — студенты вузов города и воспитанники Донской духовной семинарии.   Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ / Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5059800.ht...

Состоялась традиционная пасхальная встреча митрополита Ростовского Меркурия с журналистами донских СМИ 20 апреля 2017 г. 10:45 18 апреля 2017 года в Трапезном зале Ростовского епархиального управления состоялась ежегодная пасхальная встреча митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с журналистами донских средств массовой информации. Встреча в неофициальном формате в дни Светлой седмицы проходит в шестой раз и становится площадкой для открытого обсуждения с правящим архиереем тех вопросов, которые волнуют сегодня широкую общественность, обмена мнениями по самому широкому кругу резонансных тем. В мероприятии принимали участие начальник Управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин, директор ГТРК «Дон-ТР» Вячеслав Ковалев, директор телеканала «РостовПапа» Владимир Буянов, проректор по организации проектной деятельности в сфере общественных коммуникаций ЮФУ Сергей Дюжиков, директор издательского дома «МедиаЮг» Владимир Денисов, главный редактор журнала «Национальные приоритеты» Анатолий Максимчук, директор пресс-центра «МедиаС» Людмила Бородина, журналисты крупнейших донских СМИ, руководители вузовских пресс-служб, которые активно сотрудничают с Донской митрополией в медиасфере. Церковные информационные структуры на встрече представляли руководитель информационного отдела Ростовской епархии протоиерей Даниил Азизов, пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, пресс-секретарь Шахтинской епархии Илья Шарков.  Во вступительном слове митрополит Меркурий обратился к теме столетия русской революции и указал на ключевую категорию, позволяющую подойти к пониманию истории: «В 2017 году мы вспоминаем события, которые изменили нашу страну. Вопрос в том, как мы будем оценивать тот исторический путь, который прошло Отечество. Многие пытаются давать оценки исходя из сегодняшнего дня, руководствуясь своим жизненным опытом, тем, что они видят и чувствуют. К осмыслению исторического процесса такой подход имеет слабое отношение. Очень важно для понимания истории использовать категорию вечности. Все, что происходило в истории, мы должны расценивать с точки зрения вечности. А если мы начнем мерить прошлое небольшими отрезками, то, конечно, не увидим, как действовал промысел Божий в тот или иной исторический период и рискуем повторить ошибки наших предков. А сто лет назад, если говорить очень кратно, было большое смущение умов, люди не могли осмыслить многочисленные стихийные политические явления».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Если говорить о регентском и иконописном отделениях, то благодаря тому, что в семинариях Юга России конкурентов у них нет, мы не испытываем недостатка в поступающих. Этому во многом способствует и то обстоятельство, что на выходе студенты дополнительно получают светские государственные дипломы, так как обучение по этим специальностям ведется на основе сетевого взаимодействия: три дня в неделю студенты занимаются у нас, еще три дня в государственных колледжах (музыкальном и художественном). Семинарии выделена квота: на каждом курсе там учатся по восемь наших студентов с регентского и иконописного отделений. Но такая система налагает на наших абитуриентов обязанность выдержать вступительные испытания по государственному стандарту наравне с другими поступающими в эти образовательные организации. — На Ваш взгляд, труднее сдавать вступительные экзамены вашим будущим студентам в колледжах или непосредственно в семинарии? — Сложно сказать. Мы стремимся разделять профили вступительных испытаний. Профессиональные навыки живописца и музыканта проверяют в основном экзаменационные комиссии в колледжах, мы же больше нацелены на выявление уровня церковности, знания Закона Божия. Впрочем, на иконописном отделении творческий конкурс у нас тоже есть — необходимо максимально точно выполнить копию предложенных иконографических образов. Думаю, такое взаимодействие со светскими образовательными учреждениями дает неплохие плоды. Например, певческий коллектив нашей семинарии стал лучшим среди женских однородных хоров по итогам II Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов», а уже в этом году на II Всероссийском хоровом фестивале регентских отделений духовных учебных заведений «Сергей Рахманинов и его эпоха» завоевал приз зрительских симпатий. — В прошлом году активно обсуждались варианты открытия в Донской духовной семинарии магистерского направления и учебного центра по подготовке военного духовенства. Есть ли по этому поводу какие-то новости? — Недавно руководство Южного военного округа обратилось к главе нашей митрополии с инициативой создания межрегионального Центра подготовки военного духовенства на базе Донской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/6022669.ht...

Нет ничего нелепей, чем, цепляясь к непроясненным (и порой непрояснимым при существующей источниковой базе) частностям, ставить под сомнение историческое событие в целом. Между тем Куликовской битве чрезвычайно не везет на безумные «гиперкритические» интерпретации. Достаточно вспомнить фоменковщину с ее «битвой на Кулишках» между «Дмитрием-Тохтамышем» и Мамаем. Версия эта строится на бесконечном мелком вранье и шулерстве. Не вдумываясь в бредовые построения, достаточно заметить, что, вопреки утверждениям ненаучных фантастов, река Дон постоянно упоминается в «Задонщине» и в летописных повестях без всяких издательских конъектур курсивом. Или что авторы врут, утверждая, что направление «на Котел», то есть на Котельники, через которые самая прямая дорога из Кремля в Коломну, - это направление из Коломенского на Кремль через речку Котловку. Тут дело не только в том, что «Котел» упоминается в тексте раньше Коломны, но и в том, что «Сказание о Мамаевом побоище», откуда Фоменко - Носовский и вытащили «Котел», характеризует направление движения князя вполне ясно - на юг, «напреди же ему солнце добръ сиаеть», что при направлении движения из Коломенского на север попросту невозможно. Однако явная бредовость вранья Фоменко - Носовского не мешает повторять его уже тридцать лет кряду множеству полуобразованцев. Что уж говорить тогда о построениях более респектабельных и традиционных по историческим методам авторов. Одни стараются всячески преуменьшить значение Куликовской битвы, поскольку она противоречит их евразийским фантазиям о «русско-ордынском союзе», и заявляют, что Дмитрий Донской поднял на татар руку только потому, что их возглавлял не бывший Чингизидом Мамай. На самом деле в летописи ясно говорится, что Дмитрий Донской «наеха наперед в сторожевых полцех на поганого царя Теляка» - был ли у Мамая ручной хан Теляк (от имени которого выдан один из церковных ярлыков митрополиту Михаилу Митяю), или имеется в виду хан Мохаммед Булак, бывший многолетним «мамаевым» ханом, нет никакого сомнения в том, что в Русской летописи Куликовская победа понималась как торжество над царем-чингизидом, а не только над безродным темником Мамаем, и что князь Дмитрий Иванович скрестил оружие с прямым потомком Чингисхана.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/22/...

Межвузовское студенческое объединение «Синергия» — это самая крупная постоянно действующая студенческая площадка в Ростовской области, которая нацелена на полноценное и гармоничное соединение воспитательного элемента образования с обучением. Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий неоднократно подчеркивал важность этого союза: «В традиционной отечественной системе образования нет антагонизма между знанием и воспитанием. Это надуманный конфликт. Перекосы и тяжелые социальные последствия бывают только при разводе этих двух понятий, когда искусственно навязывают одно или выталкивают другое. Давая образование вступающему в жизнь человеку, не в последнюю очередь требуется подготовить его для жизни в современном обществе, в его родной стране. Получаемые им знания должны стать основой его мировоззрения и гражданской позиции. Пройдя высшую школу, любая формирующаяся личность вынесет оттуда не только набор профильных знаний, но и определенную матрицу нравственных реакций. Вопрос в том, будет ли она формироваться хаотично, со всеми вытекающими отсюда рисками для социума, или ее формирование будет частью продуманной педагогической программы». Соединить образование и воспитание стало возможно в рамках преподавания в ДГТУ таких академических курсов, как «Основы нравственности» и «Основы православной культуры», читаемых для студентов всех факультетов университета. Однако и при отсутствии соответствующих курсов в других вузах есть возможность реализации проектов, направленных на духовно-нравственное просвещение студенческой молодежи. Сейчас «Синергия» объединяет студентов ДГТУ, ЮФУ, РГУПС, ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова, а также Донской и Якутской духовных семинарий. Со многими вузами подписаны договоры о сотрудничестве, в частности с Якутской духовной семинарией. Актив сообщества более 100 человек, а количество участников контактных аудиторий до 5 000 человек ежегодно. «Деятельность Синергии может заложить прочную мировоззренческую основу для сотен молодых людей, и плоды этой деятельности мы увидим очень скоро, потому что сегодняшняя молодежь это завтрашние специалисты во всех сферах социума. Сегодня у нас есть шанс сформировать и воспитать поколение будущего», — подчеркнул ректор ДДС протоиерей Тимофей Фетисов.

http://drevo-info.ru/news/22731.html

В митрополии более 20 муниципальных «казачьих» детских садов, которые разработали и реализуют программы духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания. Подчеркну — вступающий в действие с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает введение духовно-нравственного компонента в программы дошкольных образовательных организаций, и содержит такие понятия, как усвоение нравственных ценностей, развитие любви к Отечеству. Наша общая задача — обеспечить внесение лучших программ дошкольного образования с интегрированным духовно-нравственным компонентом в Реестр образовательных программ Министерства образования РФ для использования их другими дошкольными организациями. Заканчивая первую ступень образования, ребенок имеет право выбора: продолжить обучение в общеобразовательной школе, либо поступить в кадетский казачий корпус. Вообще, казачьи кадетские корпуса по праву являются ценностью Донского края. Шесть корпусов в Ростовской области и два в Волгоградской — это более 1500 воспитанников, которые составляют кадровый резерв Российской Армии и государственной службы. С 2013 по 2020 год государство планирует увеличить сеть казачьих кадетских корпусов вдвое. В 2014 году планируется открыть казачий кадетский корпус в поселке Орловский Орловского района и морской казачий кадетский корпус в г. Таганроге. Для более эффективной работы в казачьих кадетских корпусах между Донской митрополией и Департаментом по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области был подписан план совместных мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания на нынешний учебный год. Введенный на федеральном уровне курс ОРКСЭ, преподаваемый в 4-х классах, явно не достаточен для воспитания казака. Во всех казачьих кадетских корпусах в качестве факультатива (по выбору учащихся) с 5 по 9 классы, расширенно преподается курс «Основы православной культуры». В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» общеобразовательные организации, в том числе муниципальные и государственные, к которым относятся и кадетские корпуса, имеют право реализовывать курс ОРКСЭ на профильном, углубленном уровне, в рамках основных образовательных программ.

http://patriarchia.ru/db/text/658028.htm...

Московские князья, имея свободные деньги, и начали скупать земли у частных лиц и у церковных учреждений, у митрополита, у монастырей, у других князей. Покупая села и деревни в чужих уделах, Иван Калита купил целых три удельных города с округами – Белозерск, Галич и Углич, оставив, впрочем, эти уделы до времени за прежними князьями на каких-либо условиях зависимости. Преемники его продолжали это мозаическое собирание земель. В каждой следующей московской духовной грамоте перечисляются новоприобретенные села и волости, о которых не упоминает предшествующая. Новые «примыслы» выплывают в этих грамотах один за другим неожиданно, выносимые каким-то непрерывным, но скрытым приобретательным процессом, без видимого плана и большею частью без указания, как они приобретались. Димитрий Донской как-то вытягал у смольнян Медынь; но неизвестно, как приобретены до него Верея, Боровск, Серпухов, половина Волоколамска, Кашира и до полутора десятка сел, разбросанных по великокняжеской Владимирской области и по разным чужим уделам. При Калите и его сыновьях земельные приобретения совершались путем частных полюбовных сделок, обыкновенно прикупами; но потом на подмогу этим мирным способам снова пущен был в ход насильственный захват с помощью Орды или без нее. Димитрий Донской захватил Стародуб на Клязьме и Галич с Дмитровом, выгнав тамошних князей из их вотчин. Сын его Василий «умздил» татарских князей и самого хана и за «многое злато и сребро» купил ярлык на Муром, Тарусу и целое Нижегородское княжество, князей их выживал из их владений или жаловал их же вотчинами на условии подручнической службы. С конца XIV в. в видимо беспорядочном, случайном расширении московской территории становится заметен некоторый план, может быть сам собою сложившийся. Захватом Можайска и Коломны московский князь приобрел все течение Москвы; приобретение великокняжеской области и потом Стародубского княжества делало его хозяином всей Клязьмы. С приобретением Калуги, Мещеры при Донском, Козельска, Лихвина, Алексина, Тарусы, Мурома и Нижнего при его сыне все течение Оки – от впадения Упы и Жиздры до Коломны и от Городца Мещерского до Нижнего – оказалось во власти московского князя, так что Рязанское княжество очутилось с трех сторон среди волостей московских и владимирских, которые с Калиты были в московских же руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010