Храм прп. Иоанна Лествичника соседствует с церковью Александра Свирского. Он возводился в 1896—97 годах как часовня-усыпальница семьи Терещенко. В 1898 году часовня была переоборудована в церковь. Небольшая, нарядная, она является ярким образцом псевдорусского стиля в отечественной архитектуре. Кроме перечисленных выше храмов, в монастыре также есть: Церковь свт.Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998) Церковь вмч.Георгия Победоносца (2000) Церковь св.кн.Александра Невского (2006) Часовни [ править править код ] - Часовня-усыпальница Левченко - Часовня-усыпальница Простяковых - Неизвестная часовня-усыпальница - Водосвятная часовня Святыни [ править править код ] Иконы Божией Матери “Феодоровская” и “Знамение” Донская икона Божией Матери [ править править код ] Список с Донской иконы Божией Матери, созданный в конце XVI века для Донского монастыря. Находится в Большом соборе Торжествуя победу над татарами, Дмитрий Донской заложил в Коломне собор в честь Успения Божией Матери. (Коломна была главным городом его княжества, а кроме того, именно здесь, в Коломне, собирались русские войска перед Куликовской битвой.) В 1382 го¬ду собор освятили, а спустя семь лет, на тридцать девятом году жизни, князь Димитрий скончался, и дальнейшее попечение об Успенском соборе легло на плечи его вдовы и старшего сына — великой княгини Евдокии Дмитриевны и великого князя Василия I. В 1392 году по их заказу собор был расписан фресками. И, видимо, примерно в это же время для Успенского собора создавалась Донская икона Божией Матери. Кто автор этой дивной иконы? Точного ответа мы, увы, не имеем. Но совершенство ее исполнения говорит о том, что над ней работал выдающийся мастер. И здесь — учитывая время создания Донского образа Богоматери — в первую очередь, приходит на память Феофан Грек. Более полутора столетий Донская икона Пресвятой Богородицы находилась в Успенском соборе Коломны. В 1552 году, перед походом на Казань, в Коломне останавливался Иван Грозный и здесь молился перед Донской иконой. В летописном рассказе, повествующем об этом, Донской образ Пречистой впервые связывается с Куликовской битвой и победой Дмитрия Донского над Мамаем.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Донская икона Божией Матери будет принесена в Донской монастырь Москва, 15 августа 2017 г.      1 сентября 2017 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря. По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в Донской монастырь из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, сообщает сайт монастыря . Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы, префектуры Южного административного округа столицы и Государственной Третьяковской галереи. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14:00 31 августа до 15:00 3 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. В самый день праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершит в Донской обители торжественную Божественную Литургию. Встреча Святейшего Патриарха и начало Божественной Литургии в 09:30. Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву было начато строительство Малого собора, первого каменного сооружения будущего Донского монастыря. С этого времени ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. После возрождения Донского монастыря была возрождена и традиция принесения Донской иконы в стены обители для молитвенного поклонения. 15 августа 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/105771.html

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы. Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1 Донской монастырь Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы. Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы. Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами. Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1 Новоспасский монастырь Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

Святейший Патриарх Кирилл: «Верим, что Господь будет с нами, потому что на нашей стороне правда» 02.09.2022 19:40:10 МОСКВА 1 сентября 2022 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братия, сестры, сердечно поздравляю с великим для града Москвы и Церкви нашей праздником. Мы молимся сегодня перед Донской иконой Божией Матери, вспоминая дивные события, которые связаны с молитвой наших благочестивых предков перед этим образом. И особенно памятны два события в истории нашего народа, когда молитва перед Донской иконой спасла нашу страну. Первый раз это произошло в 1380 году на Куликовом поле, когда предстояло дать решающее сражение тем, кто оккупировал землю Русскую, кто использовал ее ресурсы, разоряя материальную, и не только материальную, жизнь народа. Потому что бедность очень часто сопровождается пороками, и долгие годы иноземного ига, несомненно, отразились на жизни людей. И вот князь Дмитрий Донской решается сразиться на Куликовом поле с теми, кто столетиями господствовал над нашей землей. Как свидетельствуют историки, сила была на другой стороне и риск был огромный, потому что если бы Русь не победила, то она была бы просто обречена на уничтожение. Речь шла о том, быть или не быть стране нашей и народу нашему. Тогда, в 1380 году, донские казаки привезли на Куликово поле ту самую икону, перед которой мы с вами молимся, и Дмитрий Донской, все воинство наше склонили колена своя пред этим образом. Да, наверное, и весь народ наш горячо молился тогда, предстоя мысленно или физически пред этой иконой, чтобы решающая битва принесла победу Руси. И, несмотря на превосходящие силы противника, битва была выиграна — несомненно, силой Божией, как и мужеством наших воинов. Для Орды это было первое поражение, а для Руси — свидетельство о том, что мы можем бороться с иноземным игом и имеем силу его победить.

http://radonezh.ru/2022/09/02/svyateyshi...

30 нояб. 1562 г. перед походом на Полоцк царь Иоанн IV вместе с братом Юрием пешком с крестным ходом, возглавляемым митр. Макарием и архиеп. Ростовским Никандром, в сопровождении священников отправился к ц. во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот, неся с собой Донскую икону Божией Матери. За царем следовало воинство. В храме был отслужен молебен о даровании победы, после чего царь с войском отбыл, взяв с собой кресты (среди них был особо почитаемый крест прп. Евфросинии Полоцкой) и Колочскую икону Божией Матери . 27 нояб. 1612 г. состоялось особое общегородское богослужение - москвичи и воины ополчения одновременно молились перед чудотворными иконами Божией Матери Казанской и Владимирской, вынесенными архиеп. св. Арсением Элассонским с крестным ходом из освобожденного от интервентов Кремля. После установления празднований Казанской иконе Божией Матери в 1613 г. (8 июля, в день обретения в Казани, и 22 окт., в день освобождения от поляков) во Введенскую ц. на Сретенке из Успенского собора Московского Кремля стали совершать большие крестные ходы. В шествиях принимали участие царь и патриарх, проносили Владимирскую и Казанскую иконы Божией Матери. Помощь Божией Матери через Ее Донскую икону войскам царя Алексея Михайловича видели в отражении нападения крымских татар на Украину (1646), в честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с иконой в Донской мон-рь. В 1649-1660 гг. совершались ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе Божией Матери. Во время больших крестных ходов этот образ выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Покаянные крестные ходы, к-рым предшествовал общенародный пост, устраивались во время стихийных бедствий (напр., в июне 1518 по случаю затяжных дождей). Ряд благодарственных крестных ходов проводился традиционно. С 1591 г. до сер. XIX в. в память о победе над крымскими татарами ежегодно 19 авг. совершался малый крестный ход в Донской монастырь из кремлевских соборов через Боровицкие ворота, Каменный мост, Якиманку и Донскую ул.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Донской мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Донской монастырь — «аристократическая» обитель, пользовавшаяся с момента своего основания особым вниманием царствующей фамилии. С течением времени она встала в одном ряду с самыми знаменитыми московскими монастырями и сделалась местом не только богомолий знатнейших русских семейств, но и их последнего упокоения. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 1591 году в Москве, избавленной чудесным заступлением Божией Матери от нашествия крымского хана, стало одним монастырем больше. В ожерелье древних московских обителей, при необходимости обращавшихся в неприступные крепости, появилась еще одна — в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы. Именно перед этой иконой молился царь Феодор Иоаннович о спасении стольного града от «нахождения иноплеменных варвар». В первые десятилетия своего существования он оставался весьма беден, хотя уже в 1593 году имел каменный соборный храм, выстроенный повелением царя на том месте, где находилась во время татарского нашествия походная Сергиевская церковь. Храм был «пречудно украшен всякими изрядными лепотами», в нем поместили искусно выполненный список с Донской иконы Божией Матери, но на этом благоустройство нового монастыря застопорилось. Смутное время [ править править код ] «Вскоре по смерти царя Федора Иоанновича, — пишет историк И. Е. Забелин (1820—1908), автор замечательного «Исторического описания Московского ставропигиального Донского монастыря», — наступило Смутное время нашей истории, время самозванцев и междоцарствия, бедственное для всего государства и особенно бедственное для Москвы, которая тогда была почти вся сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время Московскою Роз-рухою. Нет сомнения, что и новоучрежденный монастырь подвергся общей участи разорения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нем помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии».

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Архив Пн В Донской ставропигиальный монастырь будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 16 августа 2019 г. 18:39 1 сентября 2019 года, в день чествования Донской иконы Божией Матери, в Москве пройдут торжества по случаю престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря . По сложившейся традиции для молитвенного поклонения верующих в обитель из Государственной Третьяковской галереи будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Принесение святыни состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Правительства города Москвы, префектуры Южного административного округа столицы и Государственной Третьяковской галереи. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 10.00 31 августа до 10.00 2 сентября. Все это время перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. Как ожидается, Божественную литургию в день престольного праздника Донской обители — 1 сентября — возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Встреча Святейшего Патриарха состоится в 10.00. Также 1 сентября в Донском сквере будет проходить музыкальный фестиваль, в котором примут участие известные и молодые музыкальные коллективы. Донской монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5485833.ht...

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

Большинство Московских святителей были не только епископами Первопрестольного града, но и Предстоятелями всей Русской Церкви. Для каждого из них судьба Отечества, судьба нашего православного народа, судьба Церкви стала их личной судьбой. В настоящее время Собор Московских святителей включает 17 святых — от святителя Петра, рукоположенного на кафедру Русской митрополии в 1308 году, до священномученика Петра (Полянского) принявшего мученическую смерть за Христа осенью 1937 года. После Высоко-Петровского монастыря паломники посетили Богоявленский собор в Елохове , где смогли приложиться к мощам святителя Алексия Московского, наставника святого великого князя Димитрия Донского, друга преподобного Сергия Радонежского. Следующим местом стал Донской монастырь , где покоятся мощи святителя Тихона, исповедника, Патриарха Московского и всея России , избранного на Патриарший престол Поместным Собором в 1917 году. Здесь паломников благословил архиепископ Егорьевский Матфей, при поддержке которого данная поездка стала возможной. Все участники маршрута выражают владыке сердечную благодарность. В Донской обители паломники посетили большой Донской собор, где покоятся мощи святителя Тихона, и малый Донской собор, где состоялось их обретение, подошли к кельям, где святитель жил в заключении в течение почти трех лет. Следующим событием на маршруте стало посещение Московского Кремля, где участники Чтений посетили Успенский и Архангельский соборы. Успенский собор — это сердце Москвы, главная святыня, место, где совершали свое служение Предстоятели Русской Церкви и где ныне почивают мощи девяти из 17 Московских святителей. О каждом из них прозвучал краткий рассказ. Завершился маршрут в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, где покоятся мощи великого богослова и проповедника XIX века святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, совершавшего служение в непростой синодальный период. В монастырях и храмах паломники пели величания у мощей святителей и чудотворных икон Божией Матери — Казанской в Богоявленском соборе и Донской в Донском монастыре, а также пропели молитву «Царю Небесный» перед иконой Святой Троицы письма преподобного Андрея Рублева, которая в настоящее время находится в Храме Христа Спасителя рядом с мощами святителя Филарета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6099146...

«Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков». За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Владимира Минаева, клирика храма Вознесения Господня на Гороховом Поле г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет (Бердников), насельник Донского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери. Затем Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом . От лица насельников и прихожан Донского монастыря митрополит Каширский Феогност поблагодарил Предстоятеля за особое внимание к обители и за возможность молиться у чудотворной Донской иконы Божией Матери в сей день. Наместник монастыря преподнес Его Святейшеству икону Первосвятителей Московских.  Верующим были вручены иконки Донской Божией Матери с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5955916.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010