Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском у. Вологодской губ., при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании А. м. являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских», а также Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игум. Данилова мон-ря Иоасафом (после 1560). Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником сщмч. Григорием Авнежским . На пожертвования местного богатого землевладельца Константина Дмитриевича (в иночестве Кассиана ) в мон-ре в 70-х гг. XIV в. были выстроены 2 храма: во имя Св. Троицы и во имя вмч. Георгия Победоносца, а также кельи для братии. Вскоре св. вел. кн. Димитрий Донской прислал в обитель богатый вклад и церковные книги и отозвал прп. Стефана в Москву. Уезжая, прп. Стефан назначил настоятелем обители иером. Григория, а келарство поручил иноку Кассиану. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, мон-рь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по др. версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня. В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария , митр. Московского, обитель возобновилась трудами игум. Стефанова Махрищского мон-ря Варлаама (с 1570 еп. Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом вмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная и кельи. В это же время А. м. был приписан к Махрищскому мон-рю. В Смутное время Авнежский и Махрищский мон-ри сильно пострадали, и в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву мон-рю. В 1764 г. А. м. был упразднен, а Троицкий храм, в к-ром под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской. К 2000 г. храм не сохранился, на Авнежском погосте уцелела лишь полуразрушенная колокольня. Лит.: Волков П. Сказание об упраздненном Троицком Авнежском монастыре и о преподобных его основателях//Вологод. ГВ. 1846. 8, 9; Мелетий, иером. Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком монастыре Вологодской епархии//Вологод. ЕВ. 1869. 10. С. 351-359; 11. С. 383-406; 12. С. 433-447; Зверинский. Ч. 2. С. 44; Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские//Вологод. ЕВ. 1900. 9 - 10. Приб.; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 407-408; Свистунов М. А. И в погибели нетленны: Сказание об Авнежском Троицком монастыре (легенды и факты). Вологда, 1991. К. О. Козлов Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/62846.html

В Житии И. сообщается о назначении его строителем обители. Вскоре И. отказался от этого послушания и отошел «на том же острове во уединение, и поживе едино бодръственном посничестве и в молитвах лета некая (малая)» (Житие и завещание. 1896. Т. 2. С. 4). Ок. 1663 г. Никон (к этому времени оставивший Патриаршую кафедру, но сохранивший за собой управление рядом мон-рей) перевел И. строителем в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь , где буд. патриарх руководил сооружением Воскресенского собора. По-видимому, из-за конфликта с Никоном И. покинул мон-рь и, получив приглашение от Ф. М. Ртищева, перешел строителем в московский Андреевский мон-рь в Пленницах . Вскоре поступил на должность келаря в Новоспасский московский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Несмотря на то что новый келарь много сделал для наведения порядка в хозяйстве этого привилегированного мон-ря, у И. были столкновения с настоятелем обители архим. Прохором, невзлюбившим И., и с братией (в Житии рассказывается, что однажды монахи взбунтовались против келаря из-за недоброкачественной рыбы). На защиту И. встал живший в Новоспасском монастыре близкий к царю М. А. Ртищев. На Соборе в авг. 1664 г. рус. иерархи рекомендовали И. на место архимандрита Чудова монастыря, освободившееся после того, как бывш. настоятель обители Павел был назначен Сарским и Подонским (Крутицким) митрополитом. 19 авг. в Донской иконы Божией Матери московском монастыре И. был рукоположен Новгородским митр. Питиримом во иерея (ранее митр. Питирим поставил И. «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). 22 авг. царь Алексей Михайлович предложил И. стать архимандритом Чудова мон-ря. По сообщению старообрядца диак. Федора Иванова , предварительно царь поручил М. А. Ртищеву испытать И., «которыя он держится веры - старыя или новыя», на что И. будто бы ответил: «Аз-де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем» (МДИР. 1881. Т. 6. С. 229). Являясь настоятелем Чудова монастыря, И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Прохода Андрей Петрович; 1.12.1875, с. Суходол Глуховского у. Черниговской губ.- 30.04.1951, Глинская пуст.), архим., духовник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст . Род. в крестьянской семье, образование получил в сельской школе. С юных лет стремился к иночеству, в 1898 г. поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь на Афоне . Прожив там 7 лет, был назначен послушником на книжный склад Афонского подворья в Москве. В мае 1906 г. по прошению был переведен в Донской иконы Божией Матери мон-рь , где проходил послушание пономаря в соборном храме. 12 дек. 1908 г. пострижен в рясофор, 29 нояб. 1909 г.- в мантию с именем А. В 1910 г. рукоположен во иеродиакона, в 1920 г.- во иеромонаха. В 1923 г. свт. Тихоном , Патриархом Московским и всея России, награжден наперсным крестом, в 1928 г. митр. Сергием (Страгородским) возведен в сан архимандрита. В 1932 г. А. был выслан из Москвы и уехал на родину. В 1943 г. он поступил в возрожденную Глинскую пуст., где своим подвижничеством, благочестием и духовной мудростью приобрел всеобщую любовь и почитание. В 1946 г. назначен духовником братии, миряне также приходили к нему на исповедь. Воспитанный афонскими старцами, А. не только познал самого себя, но и провидел душевное состояние тех, кто к нему обращался. В 1948 г. по старости А. был освобожден от должности братского духовника, но продолжал принимать богомольцев и не отказывал братии в духовной поддержке. В 1951 г., в Великий пост, А. принял постриг в схиму с именем Афанасий. На 2-й день Пасхи, во время совершения литургии, А. почувствовал себя плохо и в тот же день мирно скончался. Похоронен на братском кладбище Глинской пуст. Арх.: О пострижении в монашество указного послушника Донского мон-ря Андрея Проходы//РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 172; О возведении монаха Донского монастыря Антония в сан иеродиакона//Там же. Д. 88. Послужные списки монашествующих Донского мон-ря за 1910 г.//Там же. Ф. 1629. Оп. 1. Д. 56. Л. 52; Дело с послужными списками монашествующих лиц по ведомству Конторы Святейшего Синода//Там же. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 6. Л. 125 об.- 126 об.; Материалы по мон-рю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО. Ф. Р2196. Оп. 12. Д. 6. Лит.: Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1994. С. 457-459; он же. Глинский патерик. М., 1996. С. 599-600. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/116000.html

И. принял участие в Соборе об установлении Патриаршества в России. В мае 1589 г. по приговору участвовавших в Соборе иерархов была учреждена архиепископия Суздальская и Тарусская. В нач. июля 1591 г., во время похода крымского хана Казы-Гирея на Москву, Суздальский архиепископ, находившийся тогда в столице, был направлен патриархом св. Иовом к русским войскам с Донской иконой Божией Матери . И. присутствовал при избрании и хиротонии в Москве в марте 1592 г. Новгородского митр. Варлаама . По сообщению П. М. Строева , в том же году И. был уволен на покой ( Строев. Списки иерархов. Стб. 655). Архиерей был погребен в построенном незадолго до его кончины Преображенском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря, в юж. приделе во имя прп. Евфимия Суздальского. Сохранилась надгробная плита с надписью: «Лета 7102 месяца июня в 24 день, на память Рождества святаго славнаго пророка, предтечи, крестителя Иоанна, преставился раб Божий преосвященный архиепископ Иов Суждальский и Тарусский» ( Курганова Н. М. Страницы истории некрополя г. Суздаля. М., 2007. С. 70). В сер. XVII в. в Спасо-Евфимиевом мон-ре хранился покров с гробницы И.- «камка таусинная, на ней в кресте дробницы серебряны, золочены, по краям слова шиты золотом» ( Тихонравов. 1878. С. 38). Известна духовная грамота И., содержащая перечень многочисленных поминальных вкладов архиерея. Ист.: СГГД. Ч. 1. С. 584; Ч. 2. С. 95, 102; ДАИ. Т. 1. С. 229; ПСРЛ. Т. 14. С. 12; Т. 34. С. 233; Тихонравов К. Н. Описная книга суждальского Спасо-Евфимьева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878. С. 25, 26, 38, 42; Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998; Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер; ред.: Н. Е. Носов. Л., 1986. С. 58, 59. 40; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в.//РД. 1999. Вып. 5. С. 88-92; он же. Явочные челобитные 1568-1612 гг. из архива суздальского Покровского мон-ря//Там же. 2003. Вып. 9. С. 304. 34. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 6, 31, 48, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 26; Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 61-62; Косаткин В. В., свящ. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 44.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Воинов-Борзецовский Иван Иванович; 17.07.1832, Москва - 1.08.1896, там же), архим., церковный историк. Род. в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в ц. во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке) в Москве. В 1840-1846 гг. обучался в Донском ДУ, в 1846-1854 гг.- в МДС, в 1854-1858 гг.- в МДА. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года Московским митр. свт. Филаретом (Дроздовым) рукоположен во диакона, 20 июля 1858 г.- во иерея. По окончании МДА 19 авг. 1858 г. назначен в Вифанскую ДС, преподавал Свящ. Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отд-ниях. 10 февр. 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора ДС и членом правления семинарии, 8 янв. 1860 г.- инспектором Вологодской ДС и профессором богословия (преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику). Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февр. 1862 г. по ходатайству митр. Филарета (Дроздова) назначен инспектором Вифанской ДС и профессором Свящ. Писания и греч. языка. 16 окт. 1863 г. Г. стал инспектором МДС, 6 авг. 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря . По рекомендации митр. Филарета Г. был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 г. Г.- настоятель Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , с 1892 г. настоятель Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По завещанию Г. был похоронен в склепе с сев.-зап. стороны Знаменской ц. Андроникова мон-ря. Г.- автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении» , «Чтениях в обществе истории и древностей российских» , «Московских епархиальных ведомостях» и др.

http://pravenc.ru/text/166652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Рождественский-Вещезеров Алексей; ок. 1767, Новгородская губ.- 14.02.1825, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Род. в семье священника Новгородской епархии. Окончил Кирилловскую ДС, затем Александро-Невскую ДА в С.-Петербурге (см. С.-Петербургская Духовная Академия ). С 5 марта 1794 г. преподаватель грамматики и греч. языка в высшем классе академии; с 9 мая 1795 г.-поэзии, с 18 февр. 1799 г.- красноречия, рус. и лат. языков. 25 марта 1797 г. пострижен в монашество, 29 нояб. 1798 г. зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры . 26 янв. 1800 г. возведен в сан архимандрита, настоятеля вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря и назначен ректором Вологодской ДС, 21 июля 1804 г.- настоятелем Димитриева Прилуцкого мон-ря , цензором проповедей. В 1810 г. находился на чреде священнослужений в С.-Петербурге. В 1811 г. назначен настоятелем Валдайского муж. мон-ря . С 25 окт. 1811 г. член духовной консистории, с 26 марта 1812 г. инспектор СПбДА. С 28 янв. 1816 г. настоятель Донской иконы Божией Матери муж. мон-ря в Москве, председатель Московской духовной цензуры. 15 июля 1817 г. А. был хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. Активизировал строительство храмов при оружейных заводах Вятской губ. Восстановил пострадавшее после пожара 1819 г. здание Вятской ДС и преобразовал преподавание в ней; открыл в епархии 3 духовных уч-ща. 28 окт. 1822 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую и Сибирскую кафедру. Особое внимание уделял развитию духовного образования и проповеди среди инородцев Сибири. В Киргизском крае положил начало буд. духовной миссии. Похоронен в Софийском соборе Тобольска. Арх.: РНБ. Ф. 203. 16; Собр. Помяловского И. В. Оп. 1, 2004. Л. 1-6; РГИА. Ф. 796. Оп. 96, 67, 90, 91, 94, 313; Оп. 98, 977; Оп. 100, 196, 355; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 144. Лит.: Абрамов Н. А. Амвросий II Рождественский, архиеп. Тобольский и Сибирский (1822-1825)//Странник. 1869. 10. С. 5-22; Сулоцкий А. , прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 13; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. С. 118-119. М. И. Кравченко Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/114410.html

XVIII в.— 1761 г. Фотография. 2005 г. В 10-30-х гг. XVIII в. появились немногочисленные каменные сооружения: Троицкий собор (1721, в 80-х гг. XVIII в. заменен новым храмом), Преображенская ц. на подворье Дивногорского мон-ря (1721, разобрана к нач. XIX в.) в Острогожске и ц. Иоанна Предтечи Азовско-Донецкого мон-ря под Богучаром (30-40-е гг. XVIII в.) редкого для местной архитектуры типа «восьмерик на четверике» с шатровой колокольней (не сохр.). Наиболее выдающееся сооружение 1-й пол. XVIII в.- Благовещенский кафедральный собор в Воронеже (1718-1736), возведенный при митр. Пахомии (Шпаковском), епископах Иосифе, Льве (Юрлове) и Иоакиме (Струкове) на месте обветшавшего храма (перестроен и расширен в 1868-1875, пострадал в 1942-1943, снесен в 50-х гг. XX в.), по мнению В. А. Митина, укр. мастером каменных дел А. Клюкой. Это центрический 4-столпный и 3-апсидный храм укр. типа (апсиды-певницы на концах юж., сев. и зап. рукавов креста), с пониженными угловыми объемами, пятиглавием, ориентированным по сторонам света. Его архитектура близка архитектуре рус. храмов 1-й пол. XVIII в., выстроенных укр. мастерами или в укр. формах (церкви Троицкого мон-ря в Тюмени, Покровский собор в Тобольске, в сопредельных В. е. Черкасске - Воскресенский собор и Белгороде - Троицкий) благодаря связям либо происхождению архиереев. Нек-рые черты (круглая, а не граненая форма апсид и барабанов, луковичные главы) характерны для московских сооружений рубежа XVII-XVIII вв., построенных по укр. типу, напр. Большой собор Донского мон-ря (1684-1698). Одновременно рядом с собором были возведены новая колокольня и каменный архиерейский дом с крестовой церковью. В 30-50-х гг. XVIII в. началась замена деревянных храмов каменными. Так, в Воронеже это коснулось церквей Богоявления (1733-1752, достроена к 1763, перестроена в 50-х гг. XIX в.) и Покрова Пресв. Богородицы (1736-1748, сохр. 8-столпная трапезная, перестроенная в 20-30-х гг. XIX в.). В регионе складывалась собственная архитектурная традиция, восходившая к посадскому зодчеству кон.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В трапезной ц. храма св. Отцов семи Вселенских Соборов за правым клиросом находился живописный образ Д. А. «в княжеском виде» (Опись Данилова монастыря 1824 г.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 112. Л. 4 об.). Ценным в худож. отношении считался храмовый образ из придела во имя Д. А. (освящен в 1805). На пилоне слева, у центрального иконостаса нового каменного Троицкого собора Данилова мон-ря (1838), стоял большой образ Д. А. в молении Спасителю «письма иконного» (иконы в иконостасе писались в 1835 Н. В. Щепетовым). На хоругви образ Д. А. был вышит по малиновому бархату с золотыми ветвями и виноградом (на др. стороне - «Зачатие прав. Анны» по освящению сев. придела). На эскизах 1868 г. небольших овальных образков в оправе, заказанных по распоряжению архим. Иакова, Д. А.- в горностаевой мантии и короне, со скипетром в руке (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 695). В ц. свт. Николая Чудотворца в Толмачах в верхней части пристенного киота находится круглая икона 1-й пол. XIX в.: Д. А.- в княжеских одеждах, руки возле груди (ГТГ). В нач. XX в. особенное распространение получила иконография Д. А. в схиме, со скрещенными на груди руками, ориентирующаяся на традицию надгробных изображений. На чудотворной иконе из часовни Данилова мон-ря (ныне в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря) Д. А. представлен с нимбом в виде лучей на фоне рассветного неба и темного пейзажа с небольшим деревянным монастырским храмом. На иконе этого времени из храма Сошествия Св. Духа на Даниловском кладбище фигура Д. А. в синей схиме с белыми Голгофскими крестами возвышается над низкой линией горизонта, внизу, на берегу р. Москвы,- Даниловская слобода с домами и погостом, справа - шатровый деревянный храм с колокольней. Почитаемый аналойный образ с частицей св. мощей (ц. Покрова Богородицы Данилова мон-ря) представляет Д. А. в темных схимнических одеждах, с четками, на золотом орнаментированном фоне. Др. вариант иконографии (в горностаевой мантии, с поясным образом благословляющего Спасителя в облаках) встречается на иконе нач. XX в., созданной в среднерус. иконописных селах (частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/171280.html

В нач. 1381 г. произошел резкий поворот. 21 февр. Димитрий Донской послал в Киев архим. Симоновского мон-ря Феодора, приглашая К. в Москву. К. прибыл 23 мая и был принят «с великою честию», по случаю приезда устроили «пир велик». К. и прп. Сергий вместе крестили племянника Димитрия Донского Ивана, сына кн. Владимира Андреевича . Когда осенью 1381 г. из К-поля вернулся Пимен, он был арестован в Коломне и сослан в Чухлому. Послы, организовавшие его избрание, по свидетельству соборного деяния 1389 г., подверглись суровым наказаниям, нек-рые были казнены. Участие в событиях преподобных Сергия и Феодора, названного в летописи духовником вел. князя, говорит о том, что иноки воспользовались своим влиянием на вел. князя, чтобы убедить его призвать К. Представляется, что сложились благоприятные обстоятельства, к-рые сделали вел. князя более доступным для уговоров. В нач. 80-х гг. XIV в. Литва уже не была такой могучей державой, как при Ольгерде, сын Ольгерда вел. кн. Ягайло потерпел ряд серьезных неудач. Это ослабевшее гос-во можно было бы подчинить своему влиянию. Вероятно, во время этого пребывания в Москве К. написал Житие митр. Петра. В этом произведении К. восхвалял благочестие вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , принявшего в Москве митр. св. Петра , в уста святителя автор вложил пророчество, что «град сей славен будет в всех градех русскых» и взыдут «рукы его на плеща враг его». Рассказ о житии и прославлении свт. Петра заканчивался повествованием о том, как в К-поле К. был исцелен от болезни чудесным вмешательством свт. Петра. К этому же времени Г. М. Прохоров относит ответы К. на вопросы игум. Афанасия, к-рого исследователи отождествляют с прп. Афанасием Высоцким Старшим , учеником прп. Сергия Радонежского, настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы муж. мон-ря . О близости прп. Афанасия к К. говорит тот факт, что при отъезде митрополита из Москвы в 1382 г. он взял с собой настоятеля Высоцкого мон-ря. На Русь Афанасий не вернулся, что позволяет надежно датировать вопросы и ответы 1380-1382 гг. Высоцкий мон-рь был основан в 1374 г., и молодой настоятель, конечно, нуждался в советах опытного иерарха. Среди прочего Афанасий спрашивал, можно ли принять от князя село, к-рое тот хочет подарить мон-рю. Практику монастырского владения селами К. решительно осудил: «А еже села и люди держати иноком не предано есть святыми отци» (ПДРКП. Прил. 32. Стб. 263). Иноки будут вынуждены бороться за обладание этими селами, управлять живущим в них населением, и тогда они не будут отличаться от мирян. Обладание селами неизбежно ведет к упадку монастырской жизни, как К. наблюдал «в Святой горе». В крайнем случае можно принять село, но поручить управление им «мирянину некоему богобоязниву», к-рый бы привозил в мон-рь необходимые для жизни припасы.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010