После оккупации Югославии в апр. 1941 г. в Д. пытался найти защиту еп. Рашско-Призренский Серафим (Йованович) . Но на Пасху 1941 г. мон-рь заняли нем. войска, а потом он оказался в итал. зоне оккупации. Еп. Серафим был арестован и умер в 1945 г. в заключении. Гонения и мученическую кончину претерпели мн. насельники мон-ря, в т. ч. послушник Мирко Вуисич был убит коммунистами в мае-июне 1945 г., архидиак. Гавриил (Ковачина) умер в тюрьме в 1946 г. Албанцы изгнали из окрестных сел тысячи правосл. жителей, к-рым впосл. власти не разрешили вернуться. С окончания войны и до 1957 г. настоятелем мон-ря был рус. эмигрант игум. Феодосий (Мельник), бывш. келейник митр. Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) . При проведении в 1946 г. в Югославии аграрной реформы Д. были включены в 1-ю группу наиболее крупных серб. монастырей. Обители было оставлено 20 га необработанной пашни и 30 га угодий вместо 231 га пашни и 618 га угодий, пригодных для сельского хозяйства. Были конфискованы практически все монастырские запасы. Царские палаты, «призренский» братский корпус, склады, пекарню, трапезную и большую кухню по распоряжению властей передали детскому саду, на 1-м этаже «милошева» братского корпуса разместили санаторий. В распоряжении мон-ря остались квартира настоятеля, 4 жилые комнаты, 3 магазинчика (2 из к-рых долгое время оставались опечатанными представителями комиссии), подвал, 1 комната для паломников и маленькая кухня. Попытки церковных властей опротестовать решения Комитета по Косову и Метохии результатов не дали. В нач. 90-х гг. ХХ в. в Косове и Метохии усилилось стремление албанцев к отделению края от Сербии, к-рое сопровождалось насильственным вытеснением малочисленного серб. населения, нападениями на правосл. храмы и мон-ри. 6 авг. 1992 г. из ризницы Д. в безопасное место были перенесены ценные предметы и иконы. Чтобы поддержать мон-рь, еп. Артемий (Радосавлевич) перевел в него неск. монахов из мон-ря Црна-Река. В 1998 г. братия Д. насчитывала 25 монахов и послушников. В окрестностях в тот период проживало ок. 600 сербов и 55 тыс. албанцев. Серб. семьи оставляли свои дома и селились в бунгало близ Д., а скот размещали в монастырских сараях. В 1999 г. во время бомбардировок Косова и Метохии военными силами НАТО в монастыре нашли защиту не только сербы, но и ок. 200 албанцев. После ухода югослав. армии из края в Д. скрывались сербы, ок. 50 цыган и мусульм. семья. В июне 1999 г. Д. вошли в итал. зону КФОР. В окт. 2002 г. 33 насельника обители, оставшиеся единственными сербами на территории общины Дечани, отказались голосовать на выборах в местные органы власти в знак протеста против бесправного положения серб. населения. В 2006 г. были построены стена длиной 450 м для защиты обители со стороны реки, новый келейный корпус и котельная. В нач. 2007 г. братия потребовала установить защитную зону вокруг мон-ря. Военные КФОР охраняют насельников и сопровождают их во время выходов из обители, даже к источнику воды в 100 м от мон-ря.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Епископ Рашко-Призренский Артемий выразил возмущение в связи с визитом в США лидеров косовских албанцев 22 июля 2008 г. 11:46 В преддверии состоявшейся 21 июля встречи президента Буша с лидерами косовских сепаратистов было обнародовано заявление правящего архиерея Косово и Метохии епископа Рашко-Призренского Артемия. 21 июля Президент Дж. Буш запланировал встречу с Хашимом Тачи, которого некоторые называют «премьер-министром» сепаратистской албанской мусульманской администрации в сербской провинции Косово и Метохии. Будучи пастырем православных христиан Косова, я выражаю протест по поводу того, что Президент Буш, встречаясь с террористом, военным преступником  и предводителем организованной преступной группировки со столь  дурной репутацией, с большой долей вероятности навлечет позор на всю свою администрацию  и запятнает доброе имя американского народа. Такого рода встреча вызывает особое беспокойство в свете стремления Президента Буша возглавить борьбу всех добропорядочных людей во всем мире  против террористов джихада, действующих повсюду. Но с другой стороны, его связь с террористами подобна  поискам соглашения с нацистами перед Второй мировой войной. Он что, изменил свои взгляды? Криминальный послужной список г-на Тачи общеизвестен. Под кличкой «Змей» г-н Тачи является одной из трех ключевых фигур в албанской мафии, которая базируется в Косово и занимается наркотиками, сексуальной работорговлей и вооруженным рэкетом по всей Европе. Согласно наблюдениям германской разведки BND, он регулярно встречается в «Гранд-Отеле» в Приштине с его компаньонами, Рамушем Харадинаем и Агимом Чеку, с целью управления их  совместным преступным предприятием. Чтобы защитить свою преступную «делянку», г-н Тачи без колебаний устраняет конкурентов и противников физически. По утверждению одного албанца, бывшего руководителя в Косово, «трупы никогда не препятствовали карьере Тачи». Перечень его действий в качестве террориста  и военного преступника не менее внушительный. Как бывший командир так называемой Освободительной Армии Косово (ОАК), г-н Тачи несет основную ответственность за террористические кампании,  в которых погибли тысячи моих прихожан, а четверть миллиона  были вынуждены покинуть свои дома в провинции. Тысячи сербских домов были сожжены или насильно отобраны албанцами, многие из которых нелегально иммигрировали из Албании. Приспешники г-на Тачи разрушили и осквернили более 150 церквей и монастырей в моей епархии. Главной целью разрушения были кресты и иконы Господа нашего Иисуса Христа и святых, что доказывает организацию этих нападения жестокостью исламского джихада.

http://patriarchia.ru/db/text/438983.htm...

1 апреля 1943 года нас 25 человек отправили в лагерь Порте Романо на окраине Драча... В лагере было около 900 сербов... В лагере Порто Романо мы оставались до 16 сентября 1943 года. В этот день нас отпустили домой, кроме заключенных из окрестностей Гнилана, которых было около 600 человек. Все заключенные из Гнилана были транспортированы на корабле в Триест. Как мы узнали позднее, судно было потоплено в Адриатическом море, и почти все интернированные погибли ... " С осени 1943 года развернулась новая волна террора, вызванная тем, что еще летом итальянцы, готовясь к своей капитуляции, начали передавать гражданскую власть в албанские руки. В результате сербы были " полностью предоставлены бешенству албанцев " . Террористическая организация " Черная рука " осуществляла меры по запугиванию и устрашению сербского населения. Сербам рассылались письма с требованием срочно покинуть Косово, а непокорных убивали. Еще в 1941 году часть Метохии формально была аннексирована в пользу Албании. После капитуляции Италии албанцы по договору с немцами считали оставшуюся часть Метохии и все Косово " новой Албанией " . Представители из Косова и Метохии вошли в единый албанский парламент и правительство в Тиране. Таким образом, нашла свое воплощение идея создания " Великой Албании " . " Когда мы вернулись в Призрен в конце сентября 1943 года, - сообщают все те же свидетели, - то застали там довольно спокойную обстановку. Такое положение для сербского населения ухудшилось, когда на Косово поле прибыл министр внутренних дел Албании Джафер Дева, организовавший в Косово и Метохии новую албанскую жандармерию, члены которой сейчас называются " балистами " . 9 декабря 1943 года в Призрене жестоко убит трактирщик Стеван Бачетович, которого члены новой жандармерии вытащили из дома, изрубили и бросили его труп на городскую свалку... С сентября 1943 года грабежи сербского населения совершались не преставая. В тоже время осуществлялся и шантаж под угрозой убийства. Суммы составляли по несколько сотен албанских наполеондоров... Аресты и избиения также продолжались, особенно в феврале 1944 года ... Обстановка, которую мы застали, покидая Призрен все хуже и хуже для сербского населения. Сейчас в призренской тюрьме находится около 800 человек, в основном торговцев, для которых вероятность выйти из заключения, разумеется, живыми очень мала " .

http://pravoslavie.ru/archiv/kosovogenoc...

Четверг. 31-еянваря. Был у меня жандармский офицер, говорил, что 9-го февраля в Москве готовятся студенческие беспорядки, что и наши студенты примкнут к этому движению, что для этого недавно в Посад приезжали десять студентов университета и три курсистки. Я сказал жандарму, что это вздор и я головой ручаюсь, что наши студенты не примкнут к этому неразумному движению. На это он мне ответил, что, по полученным им сведениям, у нас, в Академии, неспокойно, так как студенты собираются на сходки, и вчера была сходка у студентов, а у нас – экстренное заседание Совета. Я ему на это довольно внуши­тельно заметил, что его агент, вероятно, слишком ограничен, чтобы не сказать больше. Общежитие само по себе есть уже/настоящая сходка. Вчера были действительно сходки, но только не для обсуждения каких-либо политических дел, а просто для выпивок по случаю многих име­нинников – Василиев, Григориев и Иоаннов 36 . Правда, бывают сходки теперь по поводу злобы дня, но они теперь очень желательны, так как тут разоблачается самоволие маленькой кучки агитаторов, присво­ивших себе право говорить от имени всех студентов. У нас был вчера Совет, только совершенно по другим делам. Вообще, я дал понять жандарму, чтобы он понадежнее и поумнее имел агентов и что мы сами прекрасно знаем, что у нас происходит. 2-е февраля. Суббота. Служил у себя. Народу множество, пели пре­красно. Погода снежная, морозная, бодрящая. Слышно, что студенче­ское волнение у нас совершенно затихает. Благоразумное большинство взяло перевес. Агитаторы запрятались в норы и оттуда беспомощно стучат зубами и кулаки показывают. 5-е февраля. Вторник. Приезжал преосвященный Трифон, епископ Дмитровский 37 , для служения в Доме призрения, начальницею которого состоит Е.С. Кроткова 38 , пользующаяся известностью не только у нас, но и в Москве, известная и Высочайшему Двору. Сегод­ня праздновалось окончательное освобождение в административном отношении этого Приюта от Лавры 39 . Дело в том, что лет сорок тому назад Лавра учредила этот Приют и от нее, то есть от митрополита, зависело назначение начальницы; каковою и назначена была, по желанию тогдашнего наместника архимандрита Антония 40 , молодая тогда девица Кроткова. Повела она дело очень хорошо, надо отдать ей справедливость. Но ввиду перемен наместников и митрополитов, к которым нужно приспособляться и воззрение которых на дело управ­ления может быть различное, Е. С. Кроткова задумала передать это учреждение под покровительство Государыни Марии Феодоровны 41 , от которой и [будет] зависеть назначение начальницы. Таким образом, Лавра теперь будет только давать деньги (около тридцати тысяч), а сама касательства/не будет иметь никакого. Обвиняют митрополита, что он упустил из рук своих это дело 42 . Сегодня и праздновалось Высо­чайшее изменение устава Дома призрения 43 в указанном смысле, а вместе с тем и избрание новой помощницы – Софии Ивановны Тют­чевой, фрейлины 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С осени 1943 г. развернулась новая волна террора, вызванная тем, что еще летом итальянцы, готовясь к своей капитуляции, начали передавать гражданскую власть в албанские руки. В результате сербы были «полностью предоставлены произволу албанцев». [ix] Террористическая организация «Черная рука» проводила акции устрашения сербского населения. Сербам рассылались письма с требованием срочно покинуть Косово, а непокорных убивали. [x] Еще в 1941 г. часть Метохии формально была аннексирована в пользу Албании. После итальянской капитуляции албанцы по договору с немцами считали оставшуюся часть Метохии и все Косово «новой Албанией». Представители Косова и Метохии вошли в единый албанский парламент и правительство в Тиране, и идея создания «Великой Албании» нашла свое воплощение. Баллисты «Когда мы вернулись в Призрен в конце сентября 1943 г., – сообщают все те же свидетели, – то застали там довольно спокойную обстановку. Такое положение для сербского населения ухудшилось, когда на Косово поле прибыл министр внутренних дел Албании Джафер Дева, организовавший в Косово и Метохии новую албанскую жандармерию, члены которой называются «баллистами». 9 декабря 1943 г. в Призрене жестоко убит трактирщик Стеван Бачетович, которого члены новой жандармерии вытащили из дома, изрубили и бросили его труп на городскую свалку… С сентября 1943 г. грабежи сербского населения совершались непрестанно. В то же время осуществлялся и шантаж с угрозой убийства. Вымогаемые суммы составляли по нескольку сотен албанских наполеондоров… Аресты и избиения также продолжались, особенно в феврале 1944 г. … Обстановка, которую мы застали, покидая Призрен, все хуже и хуже для сербского населения. Сейчас в призренской тюрьме находится около 800 человек, в основном торговцев, для которых вероятность выйти из заключения… живыми очень мала». [xi] С октября 1943 по март 1944 гг. исход беззащитного сербского населения вновь принимает массовый характер, но после этого, благодаря вмешательству немецких властей, его интенсивность несколько ослабла. Складывавшееся положение осложняло для немцев борьбу с народно-освободительным движением и создавало трудности в работе стратегически важных коммуникаций.

http://pravoslavie.ru/5714.html

Так бы надо поступать всем пастырям и во всех сёлах. Первым положить почин и потом с общего согласия переводить детей из избы в избу. Всё-таки лучше, чем выбрасывать их на улицу или отдавать сектантам. Прибегают сектанты и к другому способу призрения бедных детей, именно: они помещают их в доме какого-нибудь бедного своего односельчанина и потом оплачивают ему расходы по содержанию сирот отчасти деньгами, а отчасти и натурой. Такой вид благотворительности более продуктивен и полезен. Дети, по крайней мере, всегда находятся под одним влиянием, воспитываются в одном направлении, проникаются одним настроением, не видят лишних ссор и дрязг, не испытывают той неловкости и того одиночества, которые ощущают они в себе при переходе из дома в дом и, вообще, не так балуются, не так скоро портятся. Кроме того, они привыкают к своему постоянному благодетелю. Он заменяет им отца, а его жена заменяет им мать. И это всё в значительной степени скрашивает то сиротство, которое выпало им на долю и которое так ощутительно при кочевании по селу. Если так, то почему и нам не последовать примеру сектантов и не начать призревать бедных сирот так, как призревают их сектанты. Ведь это так возможно, так необходимо, так угодно Богу и приятно нам. Но допустим на время, что такого рода формы благотворительности и призрения бедных детей совершенно неосуществимы в наших деревнях и вызовут всеобщий протест со стороны местных обывателей. То и в таком случае можно горю пособить и пристроить несчастных сирот 83 . Можно отдать куда-нибудь в воспитательный дом или в какое-нибудь благотворительное учреждение, если они малы. А если уже более или менее взрослы, то можно пристроить куда-нибудь в ученье, в батраки в помощники. Нужно только взяться горю пособить, подать совет растерявшейся жене и неопытным опекунам, которые не знают, как им быть с детьми, что делать и к кому обратиться. В данном случае пастырю церкви легче всего и удобнее всего принять деятельное участие в семейном горе какой-нибудь крестьянской семьи и своим советом, своими знаниями и руководством вывести на надлежащий путь тех, кто нуждается в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Обележена напада на аутобус “Ниш-експреса” Парастосом у цркви Свете Петке у Селу обележена 12. напада на аутобус " Ниш-експреса " у селу Ливадице код када погинуло 12 Срба, а 43 Након парастоса одржан час „Ливадице – да се не заборави”. Парастосу су присуствовали страдалих, путници су преживели напад, као и мештани централног Косова. Парастос сус благословом Епископа Рашко-призренског намесник приштински секретар рашко-призренске Сава и Милорад чин и никада заборавити чин срама. Желимо да се сви спасу да живе у миру, радости и а особито нашим жртвама невиним и низашта пострадалим да мир и душама казао отац сестра страдале истиче да боли да за тежак жлочин увек нико одговарао. “Мени и породици сваки дан исто, на на и ето тако се живи из дана у дан. Тешко нам и што нема правде, а не можемо ни да се надамо да правде бити”, казала У рашко-призренске и Културно-просветне КиМ након парастоса одржан час „Ливадице – да се не заборави”. Председник Културно-просветне КиМ Ратко казао да ово 11. пут како се у знак на жртве одржава час. “Неизмерна бол из године у годину да не сазнамо имена убица се слободно и машу ратним покличом да Срба на овом простору бити и не може да буде”, казао Парастосу су присуствовали и директорица Дома у Грачаници И посланица српске листе Рада шеф бироа за КиМ Бранимир и начелник косовског округа Владета Чланови породица пострадалих са др Радом данас су положили и на месту где се догодила пре 12. година. У мине, испод моста на магистралном путу Ниш-Приштина у месту Ливадице код 16. фебруара 2001. године, дигнут у ваздух први од шест аутобуса су Срби са Косова и ишли у Грачаницу на Задушнице, у КФОР-а. У истрази као злочина идентификован косовски Албанац од стране УНМИК суда на 20 година Врховни суд Косова у поступку на другостепеном новоу поништио ову пресуду и оптуженог потпуно ослободио кривице у марту 2009. године. ЕУЛЕКС истрагу наводно нема никаквих доказа о починиоцима. гнусни злочин остао од симбола српског на КИМ након рата и пример неспособности и неспремности да се починиоци заслужно казне. 18 февраля 2013 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59566.html

При таком отсутствии одного центрального управления, а вместе с ним и единства в направлении, одни места пользуются большим количеством благотворительных учреждений, другие – меньшим, а третьи и совершенно их не имеют. В наиболее благоприятных, в отношении к благотворению, условиях находятся, и совершенно конечно по праву, наши столичные города: Петербург и Москва. Здесь все ведомства с особенной энергией проявляют свою деятельность, так что каждое из них имеет у себя по несколько благотворительных учреждений и притом не только в отношении к одному какому-либо роду благотворительности, но почти ко всем. Так в Петербурге по статистическим данным, относящимся к 1874 году, находится: 63 богадельни, с 8535 призреваемых и с 697,000 руб. годового расхода 105 , 130 школ, с 10668 бедных детей, из которых 5441 полных пенсионеров, и с ежегодным расходом в 1,778,000 р., 106 тридцать четыре приходских благотворительных общества, с 1500 получающих ежемесячное пособие и вообще с 150,000 ежегодного расхода 107 , два приюта для падших женщин 108 , три общества доставления дешевых квартир, общество доставления ночлежных приютов, пять разных благотворительных обществ и, наконец, комитет по разбору и призрению нищих с его работным домом. То же самое нужно сказать и о Москве. В ней находится: 158 богаделен, с 6900 призреваемых и с 490,200 р. ежегодного расхода 109 , 5223, не включая воспитательный дом, призреваемых и обучаемых детей, с 1,558,200 р. ежегодного расхода 110 , братолюбивое общество, с его 18 домами для дешевых квартир и с его расходами в 13,983 р., 111 13 приходских благотворительных обществ, общество для поощрения трудолюбия, благотворительное общество, общество для призрения неизлечимых больных, попечительство о бедных в Москве, общество попечения о неимущих детях в Москве, несколько обществ для вспомоществования учащимся и, наконец, комитет по разбору и призрению нищих в Москве, с его работным домом на 323 призреваемых в нем 112 . В этих же двух городах сосредоточены и специальные благотворительные учреждения, как то: институты для слепых, глухонемых и дома умалишенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Представители Сербской Церкви подтвердили подлинность страшных свидетельств Белград, 5 ноября 2003г. 3 ноября 2003 года белградская газета «Вечерние новости» опубликовала материал с тремя фотографиями, на которых запечатлены ликующие члены Освободительной армии Косово с отрубленными человеческими головами в руках. Публикация этих снимков вызвала резонанс в сербской прессе и общественности. На одном из снимков запечатлен албанец Садик Чжуфлай, член ОАК из окрестностей Дечан. Мальчик слева от него - его сын Валон, 1981 г.р., получивший удостоверение личности от УНМИК и служащий в настоящее время в Косовском защитном корпусе в чине поручика. По мнению корреспондентов отсеченная голова принадлежит сербскому резервисту Бояну Цветковичу 1972 г.р., уроженцу г.Ниша, попавшему в плен к албанским сепаратистам 11 апреля 1999г. вместе с четыремя товарищами. Представители Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви выразили свое потрясение опубликованной информацией и фотографиями. Информационная служба епархии уже более месяца назад получила неофициальную информацию о том, что в селе Прилеп около Дечан найдены фотографии, запечатлевшие преступление членов так называемой Освободительной армии Косово над пленными сербами. Эти фотографии были найдены в печи одного из домов. Тогда представители епархии, несмотря на все попытки, не смогли сделать копии фотоснимков, которые позднее первый раз были опубликованы в «Вечерних новостях». Также неизвестна информация о ходе расследования. «Единственное, - говорится в сообщении информационной службы Рашко-Призренской епархии, - что мы можем сообщить общественности это то, что речь идет о подлинных фотоснимках, которые были найдены во время обыска одного албанского дома, и что представителям полиции УНМИК известны личности большинства членов так называемой ОАК, запечатленных на них. Для полиции УНМИК остались неизвестными только личности сербских жертв, имена которых после собственного расследования назвали «Вечерние новости»». Инфослужбе епархии известно, что посмертные останки убитых сербов еще не найдены, и пока нет возможности провести точную экспертизу.

http://pravoslavie.ru/40498.html

В тоже время предписано было Рижскому генерал-губернатору, чтобы он неослабно наблюдал в отношении к раскольникам Высочайше утвержденные правила 1820 года 11 апреля и чтобы не допускал приема в богадельню и больницу лиц православного исповедания. Уже одни эти правила много ограничивали своеволие Рижских федосеевцев; но этим дело не кончилось. Главный удар который нанесен был правительством злоупотреблениям и непомерному разврату мнимых девственников состоял в том, что, вместе с подчинением богадельни и больницы приказу общественного призрения было Высочайше повелено «сиротское отделение», существовавшее при этих заведениях в котором воспитывались под именем подкидышей, незаконнорожденные дети Рижских богатых федосеевцев избавлявшихся чрез это от нареканий в нарушении целомудрия, закрыть, а находившихся в нем детей отдать родителям; тех же из них мужского пола, кои считались круглыми сиротами сдать в Рижский батальон военных кантонистов, а женского пола – распределить в благонадежные места и благотворительные заведения, по распоряжению приказа общественного призрения 265 . Как громом поражены были Рижские бракоборцы этим последним распоряжением, выводившим на свет Божий их темные дела. Теперь приходилось им или отдать своих детей «на службу антихристу» и чрез то сделаться виновниками их вечной погибели, или, взяв их в свои дома, сознаться пред всеми и каждым, что девственники «по вере» – отцы на деле. Как не совестно было решиться на последний шаг, но разумеется Рижские федосеевцы избрали его. Впрочем, прежде чем они решились обличить себя пред обществом в незаконной и развратной жизни пущена была в ход интрига; попечители моленной явились к генерал-губернатору и стали уверять его, что они берут на свою ответственность воспитание и устроение судьбы «сирот», помещавшихся в особом отделении при богадельне; а когда это уверение не было принято во внимание правительством, попечители стали доказывать, что «сироты» только назывались так, на самом же деле все они имеют, если не родителей то, по крайней мере родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010