Итак, читай и слушай, человек, Писание сие, к твоей особе писанное. Читай, как письмо от Царя Небесного, Богом и Создателем твоим к тебе посланное, в знак любви и милости Его к тебе, – и так непременно с радостью и великим утешением Слово Божие читать или слушать будешь. И притом молись прилежно с Давидом святым к Творцу его, говоря: Господи, открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ). Так молитва твоя будет беседой с Богом, а твое чтение или слушание Божия Слова будет Божией с тобой беседой. Через молитву ты будешь с Богом говорить и свое предлагать прошение, а Бог через Слово Свое святое будет тебе отвечать, научать, увещевать, наставлять, вразумлять, утешать тебя. Сладкая и желаемая беседа! Чудная беседа! Бог с человеком, Создатель с созданием своим, Господь с рабом беседует. Итак, приступая к слушанию Слова Божия, возьми в пример благочестивую Марию, которая все попечение домашнее оставила, и сев при ногах Иисусовых, слушала слово Его ( Лк. 10, 39 ). Как семя, посеянное на земле, растет и умножается влагой, так божественной веры семя, посеянное на земле сердца человеческого, растет и умножается влагой Слова Божия, говорит апостол Павел: вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим. 10, 17 ). Слово Божие живо, – гласит тот же богодухновенный учитель, – и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, со ставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4, 12 ). И опять тот же апостол: все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 16–17 ). Слово Божие представляет нам Бога Единосущного, но Триипостасного, и потому непостижимого, и потому не надобно Его испытывать. Слово Божие представляет Его Всемогущим, и потому надобно от Него одного помощи искать. Слово Божие представляет Его обо всех промышляющим, и потому надобно на Него надеяться. Слово Божие представляет Его неложным, и потому надобно Ему несомненно веровать. Слово Божие представляет Его Праведным и воздающим каждому по делам его, и потому бояться Его надобно. Слово Божие представляет Его Великим, и потому надобно перед Ним смиряться. Слово Божие представляет Его Вездесущим, и все дела, слова и помышления наши видящим, и потому пред Ним, как перед страшным Царем, ходить со всяким страхом и опасением надобно, и делать, и говорить, и думать воли Его угодное. Слово Божие представляет Его Преблагим, и потому любить Его надобно. Слово Божие представляет Его Милостивым к кающимся грешникам, и потому грешникам надобно с покаянием и сожалением к Нему прибегать. Слово Божие представляет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надобно к Суду Его готовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин 5:26 ). «Только Бог в Своем бытии ничем не ограничен, ни от чего не зависит. Сын обладает такою же полнотою жизни, но как даром, полученным от Отца. Это относится и к Его деятельности как Судии человечества II. Беседа Господа о Хлебе Небесном Особенности описания обшеевангельского чуда насыщения пяти тысяч пятью хлебами в Евангелии от Иоанна: – Упоминание праздника Пасхи ( Ин 6:4 ) – это и хронология события, и возможное объяснение стечения такого числа людей, шедших с севера в Иерусалим на праздник и важный богословский символ; – В отличие от синоптиков, в Ин желание накормить людей исходило от Самого Христа; – Евангелист Иоанн подчеркивает момент насыщения всех собравшихся: »...сколько хотели» ( Ин 6:11 ), «вы ели хлеб и насытились» ( Ин 6:26 ), «когда они насытились» ( Ин6:12 ); – Повеление Господа относительно оставшегося хлеба ( Ин 6:12–13 ); – Реакция на чудо: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» ( Ин 6:14–15 ). Сопоставление с первым искушением в пустыне (семинар I – 3). Беседа в Капернауме, в синагоге: – «... старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин 6:27 ). Связь с чудом – насыщение в пустыне указало им на Того, Кто может дать эту пищу; – «делом Божиим» Господь называет в Беседе веру «в Того, Кого Он послал» ( Ин 6:29 ). На другой день (!) после великого чуда насыщения иудеи, для того чтобы творить это «дело Божие», то есть веровать в Иисуса Христа, требуют знамения, подобного низведению Моисеем манны в пустыне; –  Истинный хлеб с небес дает Отец: «...не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» ( Ин 6:32 ); Этот хлеб – Личность: «ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру» ( Ин 6:33 ); –  «Я есмь хлеб жизни» ( Ин 6:35, 48 );

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

разговаривали с собравшимися там женщинами» ( Деян. 16:13 ). Однако в оригинальном тексте Деяний слово «дом» отсутствует. Буквальный перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ξλθομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить на свежем воздухе у реки, а не в закрытом помещении. 191 Беседа Павла с женщинами закончилась тем, что одна из них, Лидия из города Фиатиры, торговавшая пурпурной тканью, уверовала, и Павел крестил ее вместе с домашними: вероятно, крестил в той же реке, у которой женщины собирались по субботам. По приглашению Лидии Павел со спутниками поселились у нее в доме ( Деян. 16:14–15 ). Лидия – одна из нескольких женщин, встречающихся на страницах писаний Луки. В его Евангелии женщины играют более заметную роль, чем в трех других Евангелиях. 192 И в книге Деяний он нередко обращает внимание на женщин, 193 что не характерно для того мира, в котором он жил, – мира, где доминировали мужчины и где женщин и детей подчас вообще не принимали в расчет ( Мф. 14:21 ). По церковному преданию, Лидия из Фиатир впоследствии стала диаконисой в Филиппах. Она прославлена в лике святых. Другая женщина, о которой упоминает Лука, – «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим». Она встретилась Павлу и его спутникам, включая Луку, когда они шли на то же самое место молитвенных собраний. В течение многих дней она ходила за ними и кричала: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». В конце концов «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» ( Деян. 16:16–18 ). Лука описывает это событие как одно из чудес Павла. Чудеса были частью того мира, в котором жил Павел , и неотъемлемой составляющей жизни раннехристианской Церкви. 194 Во всех четырех Евангелиях рассказы о чудесах Иисуса занимают существенное место. 195 Перед Своим вознесением на небо Иисус пообещал ученикам, что Его чудотворная сила передастся Его последователям: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Книга Деяний является наглядным подтверждением того, как это обещание исполнялось в опыте апостолов, и в рассказе υ деяниях Павла мы еще не раз встретим описание чудесных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский " Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного " . Том 12, книга 1, беседа 25 1. Поистине, велика вера Авраама. В Авеле, Ное и Енохе происходила только борьба мыслей и нужно было стать выше человеческих помыслов; а здесь нужно было стать не только выше человеческих помыслов, но показать ещё нечто большее; здесь божественное по-видимому противоречило божественному же, вера - вере, повеление - обетованию. Так, (Бог) сказал ему: " … пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего … ибо всю землю, … тебе дам Я и потомству твоему навеки " (Быт. 12:1; 13:15), и однако не дал ему в ней наследия, даже ни на один шаг. Видишь ли, как события противоречили обетованию? Ещё сказал: " в Исааке наречется тебе семя " (Быт. 21:12), и (Авраам) поверил; и ещё: принеси мне в жертву того, который имеет наполнить всю вселенную своим потомством. Видишь ли противоречие повелений обетованию? Он повелевал противное обетованиям, и однако праведник не смущался и не считал себя обманутым. А вы, говорит (апостол), не можете сказать, что Он обещал вам покой и послал скорбь; вам Он, что обещал, то и делает. Как это? " В мире " , - говорил Он, - " будете иметь скорбь " (И оан. 16:33); " и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " ( Мат. 10:38); " Сберегший душу свою потеряет ее " ; и: " если кто приходит ко Мне … не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником " (Лук. 14:26,33); и ещё: " и поведут вас к правителям и царям за Меня " ( Мат. 10:18); и еще: " … враги человеку - домашние его " ( Мат. 10:36). Здесь скорби, а покой там. С Авраамом же было напротив: ему повелено было делать противное обетованиям, и однако он не смущался, не колебался и не считал себя обманутым. А вы не терпите ничего такого, что было бы чуждо обетованию, и смущаетесь. Он слышал против­ное обещанному от самого Обещавшего, и не смущался, но исполнял, как согласное (с обетованием); и действительно оно было согласно; оно противно было помыслам человеческим, но согласно с верою; а каким образом, это апостол сам объяснил нам, сказав: " он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить … " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский О собраниях для вкушения пищи и вечери Господней. – Обязанность разделять трапезу с бедными. Том 10, книга 1, Беседа 27 При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).     " Но, предлагая сие, не хвалю вас , что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее " (1Кор.11:17). 1. Прежде всего надобно объяснить причину предлагаемого обличения; тогда наша речь будет удобопонятнее. В чем же состоит эта причина? Как в начале верующие, в числе трех тысяч, вкушали пищу за общим столом и имели у себя все общее, так было и тогда, когда апостол писал это, хотя и не с такой точностью, а только как бы некоторый остаток прежнего общения сохранялся и соблюдался в последующее время. Верующие, из которых одни были богаты, а другие бедны, хотя не отдавали всего своего имущества на общую пользу, однако в установленные дни по обычаю учреждали общие столы и, по окончании собрания и причащения таин, сходились все на общее пиршество, при чем богатые приносили яства, а бедные и ничего не имеющие были приглашаемы ими, и таким образом вкушали пищу все вместе. Но впоследствии уничтожился и этот обычай. Причиной было то, что верующие разделились между собой, причисляли себя одни к тем, а другие к другим, и говорили: я такого-то, а я такого-то, как говорил и вразумлял (апостол) в начале послания: " ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: „я Павлов " ; „я Аполлосов " ; „я Кифин " ; " (1Кор.1:11-12). Это не значит, будто они называли себя Павловыми: он не допустил бы этого; но, желая сильнее и с корнем истребить такой образ действий, он привел свое имя, чтобы показать, что если бы кто-нибудь принял даже его имя, отторгшись от общего тела (Церкви), и в таком случае поступил бы безрассудно н крайне нечестиво: если же нечестиво (называться) его именем, то тем более именем других низших учителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13:17). Под словом же — « неусыпно » он разумеет бесчисленные труды, заботы и опасности. Добрый пастырь, именно такой, какого и желает Христос, состязается в подвигах с многочисленными мучениками. Ведь мученик однажды за Христа умер, а пастырь, если он таков, каким должен быть, тысячекратно умирает за стадо, он даже каждый день может умирать. Поэтому и вы, зная труд его, содействуйте ему молитвами, усердием, готовностью, любовью, чтобы и мы для вас, и вы для нас сделались похвалой. Потому и Христос, вверяя стадо Свое первоверховному из апостолов, который более всех любил Его, предварительно спрашивал: « любишь ли Меня? » (Ин. 21:16) — чтобы ты уразумел, что попечение о стаде Христовом является преимущественным признаком любви к Самому Христу, так как для этого нужна мужественная душа. Но это сказано мной о совершенных пастырях, не обо мне самом и о подобных нам, но о пастыре, — если есть такой, — вроде Павла, или Петра, или Моисея. Итак, будем им подражать, как начальствующие, так и подчиненные, ведь и подчиненному можно отчасти быть пастырем своего дома, друзей, домашних, жены, детей; а если мы так будем управлять делами своими, то достигнем всех благ, получить которые да будет дано всем нам благодатью и человеколюбием. БЕСЕДА 30 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними» (Рим. 15:25–27).   Восхваление Прискиллы. — Прискилла — образец для нас. — Нужно читать послание ап. Павла и др. свящ. книги.   1. Так как (апостол) сказал: « не имея места в сих странах » и: « с давних лет имея желание идти к вам », а между тем нужно было ему еще промедлить, то, чтобы римляне не подумали, что он смеется над ними, он объясняет причину, по которой пока не может придти к ним, и говорит: « теперь я иду в Иерусалим ». Но, говоря о причине своего промедления, (апостол), кажется, имеет в виду и другое, именно — побудить их к милостыне и сделать их в этом более усердными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

14) Кресты и хоругви, употребляемые при погребениях и при крестных ходах, должны быть относимы в храм обратно с подобающим священному предмету благочинием; хорошо бы надевать на них при этом чехлы. 15) Обязательно должно быть благоговейное, отчетливое и разумное чтение при богослужении на клиросе. 16) Уставное и рачительное исполнение священником всех пастырских обязанностей. Совершение крещения должно быть чрез погружение и по возможности в святом храме. 17) Рачительное исполнение одиночной исповеди для всех прихожан. «Никак не следует принимать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы то были и дети, но должно исповедовать каждого отдельно. Для доброго пастыря исповедь служит вернейшим средством к указанию духовного состояния каждого из пасомых и надежнейшим способом к благотворному воздействию пастырских наставлений на их души» (Постановления Юго-Западных преосвященных 1884 года). 18) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должно быть свободно от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, ибо штунда сама заявит ему: «Врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 19) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудивших. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино ( Ин.17:11 )! Беседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. ( Кол. 4:6 ) Миссионерство, или веропроповедничество, в Православной Церкви есть, с одной стороны, благородный дар, а с другой стороны – искусство. Благородный дар стяжается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, крепости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим.2:2425 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

1. Корнилий был не иудей и не жил по закону (иудей­скому), но уже следовал нашему образу жизни. Обрати вни­мание на двух уверовавших, которые оба были сановниками, – на евнуха из Газы и этого, – и на то, как велико было об них попечение (Божие). Но не подумай, чтобы это – за их сан. Нет, не за то, – да не будет! – но за благочестие. Для того и замечено о сане, чтобы более явно было их благочестие. Когда кто бывает таким среди богатства и власти, то это более до­стойно удивления. Великая похвала первому, что он предпри­нял такое путешествие, что на пути, когда время не благоприят­ствовало, занимался чтением, что, сидя на колеснице, пригла­сил к себе Филиппа, и за весьма многое другое; великая (по­хвала) и последнему, что он творил милостыни и молитвы, и был благочестив при такой начальственной должности. По­этому естественно (писатель) упоминает и о должности этого мужа, чтобы кто-нибудь не сказал, что повествование Писаний не точно. " Из полка " , говорит, " называемого Италийским " . " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " .  Говорит  это для того, чтобы ты не подумал, будто случившееся с ним сделано ради (его) сана. Когда нужно было обратить Павла, то является не ангел, но сам Господь; и посылает его не к кому-либо из двенадцати, но к Анании. А здесь, напротив: посылает верховного (апостола), подобно тому, как Филиппа к евнуху, снисходя к их слабости и научая, как должно поступать с такими (людьми). И Христос часто сам приходит к тем, которые страдают тяжко и сами не могут приступить (к Нему). Заметь, прошу, также и здесь новую похвалу милостыне, как там (в сказании) о Тавифе. " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " (ст. 2). Да услышат это те из нас, которые не заботятся о домашних. Он же заботился и о вои­нах и " творивший много милостыни народу " . Так были благоустроены у него и понятия, и жизнь. " Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! " (ст. 3). Для чего он видит ангела? Это – для удостоверения Петра, или лучше – не его, но остальных слабейших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

387 Ученики Иисуса Христа держались общего взгляда иудеев, что болезни и несчастия всегда посылаются Богом в наказание людям. 389 Так назван один из двух резервуаров Силоамского источника. Этот источник протекал при подошве Сионской горы и почитался священным. 390 Этими словами фарисеи хотели ослабить силу совершённого чуда и тем самым воспрепятствовать тому, чтобы в Иисуса Христа уверовал народ. К тому же клонились в данном случае и дальнейшие слова и действия фарисеев. 391 Тут нужно разуметь действительное постановление и решение иудеев отлучать от синагоги всех уверовавших в Иисуса Христа. Это отлучение состояло в том, что виновные не допускались в синагогу в течение месяца, и им запрещалось в это время иметь какое-либо общение как с домашними своими, так и с посторонними. 394 Иисус Христос называет Себя дверью овцам в том смысле, что люди только чрез веру в Него могут получить спасение, пребывая в Его Церкви. 397 и проч., – по-русски: «Потому любить Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее». 404 Законник думал, что Иисус Христос скажет какую-либо Свою заповедь, и тогда он обвинил бы Его в пренебрежении к закону Моисееву. 406 Под ближними иудеи разумели только своих единоплеменников, но Иисус Христос показал, что ближним своим должно считать всякого человека кто бы он ни был. 409 Это бывает, когда человек употребляет богатство на добрые дела и во славу Божию, а не на удовлетворение своих прихотей. 410 Обычно иудеи, приступая к какому-нибудь делу, подпоясывали свои широкие одежды. Подобно им, и последователи Иисуса Христа должны собрать все свои силы, чтобы успешнее совершать свое спасение. 412 Возмутившихся против римской власти. Пилат приказал умертвить их в самом храме, так что кровь убитых смешалась с кровью жертвенных животных. 414 Установленный Иудой Маккавеем в память возобновления Иерусалимского храма, после осквернения его Антиохом Епифаном. Этот праздник совершался в половине декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

   7. Таков был обычай апостолов, таков пророков и всех вообще праведников. Так Давид постоянно вспоминал о грехе своем, а о правых делах никогда, разве только когда был вынужден. Когда варварская война охватила Иудею, и все было исполнено опасностей, тогда он, будучи еще юношею и не­опытным в войне, оставив овец, пришел в стан, и найдя всех в ужасе, страхе и трепете, не испытал этого человече­ского чувства и не предался страху, видя своих домашних сде­лавшимися малодушными; но, возвышаясь верою над всем ви­димым, и обратив взоры к Царю небес, и исполнившись ве­ликой ревности, подошел к воинам и братьям, обещая осво­бодить их от обдержащей опасности. Когда братья стали смеяться над словами его, — потому что они не видели внутри его пома­зывающего Бога и души его благородной, достигавшей до небес и исполненной великого любомудрия, — тогда, оставив их, он отошел к другим. Когда же он был приведен к царю и нашел его помертвевшим от страха, то сначала восстанов­ляет его дух и говорит: «пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином» (1Цар.17:32). Так как тот не верил и говорил: «не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей» (1Цар.17:33), то по необходимости, Давид, наконец, вынуждается высказать себя похвалы. А что он не желал этого, он доказал прежним поведением своим, не сказав ничего о своих правых делах ни братьям, ни воинам, ни даже самому царю, пока не увидел его недоверяю­щим, спорящим и препятствующим идти против врага. Да и что оставалось ему делать? Замолчать ли похвалы? Но тогда царь не позволил бы выйти и освободить от обдержащей опас­ности. Поэтому он, молчавший, когда следовало, увидев обстоя­тельства, заставлявшая его сказать, уже не молчит, но говорит ему: «раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3309...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010