20-го и 27 мая 1917 года в Тобольске, как и во многих других епархиальных центрах страны, прошел чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, попытавшийся выработать отношение к современным событиям и реформам. Поскольку Святейший Синод не уполномочивал епархиальных архиереев утверждать постановления съездов, то епископ Гермоген, представив в Синод некоторые постановления, выразил и свое суждение по вопросам, которые считал важными, как например, отношение съезда к чрезвычайным событиям, переживаемым страной . «Кажется, в данном отношении моя формула по своему смыслу и содержанию будет мало отличаться от формулы вверенного мне духовенства Тобольско-Сибирской епархии, – писал он. – Я не благословляю случившегося переворота, не праздную мнимой еще “пасхи” (вернее же, мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душою духовенства и народа, не лобызаю туманное и “бурное” лицо “революции”, ни в дружбу и единение с нею не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей Родине, особенно же Церкви Божией, завтра... А сложившуюся (или “народившуюся”) “в бурю революции” власть Временного правительства считаю вполне естественным и необходимым – для пресечения и предупреждения безумной и губительной анархии – признавать и об этой власти и правительстве молиться, дабы они всецело служили одному лишь благу Родины и Церкви» . 20 июня 1917 года Временное правительство объявило о передаче всех церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения, и таким образом уже государству целиком передавалось дело просвещения народа . 14 июля Временное правительство издало декрет «О свободе совести», а 25 июля обер-прокурор В.Н. Львов был уволен, а на его место назначен А.В. Карташев , который оставил все распоряжения принятые В.Н. Львовым в силе, придерживаясь той же самой практики вмешательства во внутренние дела Церкви. 5 августа 1917 года Временное правительство упразднило обер-прокуратуру создав вместо нее Министерство исповеданий, однако, перемена была только в названии, так как в соответствии с этим постановлением министру исповеданий «присваиваются права и обязанности, ныне принадлежащие обер-прокурору Святейшего Правительствующего Синода» . Министром исповеданий был назначен А.В. Карташев.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

7 сентября 1907 года согласно собственному прошению отец Владимир уволен за штат и 6 октября уволен из консистории в связи с переходом в другую епархию. 20 декабря 1907 года священномучеником епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганевым; 1858-1918) 32летний батюшка был определен на священническое место к Воскресенской кладбищенской церкви в Саратове. На этом кладбище покоятся первенцы отца Владимира - двое близнецов, скончавшихся во младенчестве. Именно в Саратове в семье Воробьевых родились и выросли восемь детей: Иоанн (2 октября 1908 года), Нина (15 августа 1910 года), Серафим (29 января 1912 года), Клавдия (18 сентября 1913 года), Валентина (3 февраля 1916 года), Надежда (13 апреля 1920 года), Ольга (16 июля 1922 года), Елизавета (4 ноября 1926 года). Перечень обязанностей и назначений отца Владимира в Саратовской епархии занимает не одну страницу: благодаря своим дарованиям и безупречной репутации он участвовал в очень многих епархиальных делах. 16 декабря 1911 года на Ярославском синодальном подворье епископ Гермоген назначил протоиерея Воробьева на должность миссионера-проповедника, а также настоятелем Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря. 21 января 1913 года он утвержден преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Саратовской духовной семинарии. В учебном 1913/14 году преподавал в семинарии Священное Писание и основное богословие. 29 марта 1913 года избран духовенством председателем Проповеднического кружка духовенства Саратовской епархии. 2 сентября 1913 года был назначен настоятелем Духосошественской церкви в Саратове. В период 1914-1916 годов был редактором «Проповеднического листка». Статьи протоиерея Владимира Воробьева часто публиковали саратовские епархиальные издания. За свою службу в Саратовской епархии отец Владимир был неоднократно награжден: камилавкой (28 марта 1911 года), грамотой Святейшего Синода за отлично-усердную службу (28 февраля 1914 года), наперсным крестом за заслуги по духовному ведомству награжден Святейшим Синодом, орденом Святой Анны III степени (6 мая 1915 года), преподано благословение с грамотой епископом Палладием (Добронравовым; 1865-1922) «за великие и в высшей степени полезные труды по должности Председателя Саратовского епархиального комитета по устройству быта беженцев» (22 декабря 1915 года), нагрудным знаком светло-бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. Саратов. После революции. Первый арест

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

291, 292, 294, 295 Герасимов А. – делопроизводитель мобилизационного Отделения Петергофского уездного Комиссариата по военным делам. 215 Герасимов Павел Матвеевич (в монашестве Павел); (1 января 1863 – 3 марта 1934). Окончил ДУ. С 24 сентября 1898 – преподаватель церковного пения Олонецкой ДС. Диакон Петрозаводского кафедрального собора; 23 августа 1898 рукоположен во священника к Крестовой церкви архиерейского дома; с 18 августа 1899 – сверхштатный священник Александро-Невской церкви Петрозаводска; с 28 ноября 1902 – священник церкви с. Виданы Петрозаводского уезда; с 1903 – эконом Олонецкого ЕЖУ; с 18 сентября 1906 – священник на диаконской вакансии Кондушского прихода Олонецкого уезда; с 6 сентября 1907 – священник Чуриловской церкви Вытегорского уезда; с 1911 – делопроизводитель Олонецкого епархиального свечного завода; 3 января 1913 назначен на штатную диаконскую вакансию к церкви Петрозаводского ДУ, одновременно с января 1913 – и. о. настоятеля Скорбященской тюремной церкви г. Петрозаводска; 13 ноября 1913 назначен на вновь открытую вакансию священника тюремной церкви (в мае 1917 при ней открыт приход); протоиерей. Уклонился в обновленчество. 18 октября 1925 был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Карельской (Олонецкой) епархии. С 20 августа 1930 – на покое. С 11 марта 1931 – временно управляющий Карельской епархией; с 15 июля 1931 – на покое. 123 Геркен Екатерина Сергеевна; (ок. 1871 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. Бухгалтер. 357 Герман Валаамский, прп. (? – около 1353). 8 Герман Нина Борисовна; (ок. 1906 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Гермоген (Долганев Георгий Ефремович); (25 апреля 1858 – 15 (или 16) июня 1918). Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и С.-Петербургскую ДА (1893), к. б. Пострижен в монашество 28 ноября 1890, рукоположен во иеродиакона 2 декабря 1890, во иеромонаха – 15 марта 1892. С 17 сентября 1893 – инспектор, с 18 июля 1898 – ректор Тифлисской ДС, архимандрит. 17 декабря 1900 назначен и 14 января 1901 хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии; с 21 марта 1903 – епископ Саратовский и Царицынский. 17 января 1912 уволен на покой, с пребыванием в Жировицком монастыре Гродненской епархии, 25 августа 1915 – местопребыванием назначен Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 8 марта 1917 – епископ Тобольский и Сибирский. Утоплен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  На следующий день император Николай II подписал согласие на увольнение епископа Гермогена от присутствия в Святейшем Синоде. Этим действием само собой выявилось, что обер-прокурор может обходиться при принятии решений об увольнениях и перемещениях архиереев вообще без участия членов Святейшего Синода. 7 января это положение было формально исправлено – указ был заслушан задним числом бывшими в то время в Санкт-Петербурге тремя архиереями, входившими в состав Святейшего Синода. В тот же день обер-прокурор В.К. Саблер довел это решение до сведения епископа Гермогена, прибыв к нему на Ярославское подворье. Решение об увольнении епископа Гермогена было в тот момент неожиданным для многих членов Синода. «Увольнение епископа Гермогена, – сказал 9 января архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), – для меня, по крайней мере, явилось полной неожиданностью. По моему мнению, это увольнение не находится ни в какой зависимости от деятельности епископа Гермогена в Святейшем Синоде. Несмотря на все разногласия, которые были между Саратовским Преосвященным и некоторыми иерархами, сам Святейший Синод никогда не задумывался над вопросом об удалении епископа Гермогена. Мне думается даже, что и обер-прокурор Святейшего Синода не делал подобного представления» . Члены влиятельного кружка графини С.С. Игнатьевой сделали попытку примирить епископа Гермогена с Г. Распутиным. 14 января епископ Гермоген служил в Иоанновском монастыре на Карповке и горячо молился отцу Иоанну Кронштадтскому. Это была одиннадцатая годовщина его служения в епископском сане. В монастыре ему подарили рясу отца Иоанна, что стало для него некоторым утешением и напоминанием о поддержке, оказанной ему некогда праведником. В этот день представители графини С.С. Игнатьевой и Г. Распутин ожидали владыку, чтобы примириться. Но епископ Гермоген не стал встречаться с Г. Распутиным. В салоне графини С.С. Игнатьевой приняли тогда решение, что если эта встреча не состоится до 16 января и иеромонах Илиодор не возьмет на себя миссию примирить владыку с Г. Распутиным, то епископ Гермоген будет лишен «всякого покровительства» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Оказавшись в екатеринбургской тюрьме, епископ Гермоген потребовал, чтобы ему было разрешено написать объяснительную записку Екатеринбургскому областному Совету народных комиссаров. В ней он, в частности, писал: «Политическую агитацию... я отнюдь нигде и никогда не допускал, даже вообще для себя всякую политику считаю ненужным балластом, старым тряпьем; ни в каких партиях или политических группах не был и не знаю об их существовании в Тобольске. Обвинение заведомо ложное...» Из тюрьмы владыка написал патриарху Тихону письмо с изложением всех происшедших за последнее время событий и смиренно просил, если то Богу будет угодно, оставить его на Тобольской кафедре, а пребывание в тюрьме и всякое другое насильственное задержание вне епархии считать за продолжение служения. Прибывшая в Екатеринбург от епархиального съезда делегация, состоявшая из протоиерея Ефрема Долганева, священника Михаила Макарова и Константина Александровича Минятова, начала хлопоты по освобождению епископа на поруки. Руководители Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов назвали сумму залога в сто тысяч рублей. Узнав об этом, владыка написал: «Дорогие о Господе... отец Ефрем, отец Михаил и Константин Александрович! Милость Божия будет со всеми вами. Узнал, что мое освобождение возможно под условием залога, вернее выкупа (так как “отданные раз деньги уже не выдаются обратно”, как говорят повсюду), в сто тысяч рублей!!! Для меня это, конечно, несметное количество денег; сто рублей я бы еще дал из своего старого... небольшого жалованья – даже, пожалуй, до трехсот рублей (это последняя грань). Если же паства будет выкупать меня, то какой же я “отец”, который будет вводить детей в такие громадные расходы вместо того, чтобы для них приобретать или им дать. Это что-то несовместимое с пастырством. Наконец, я ведь вовсе не преступник, тем более уж не политический преступник... Затем, можно ли поручиться, что они, взявши сто тысяч (страшно даже выговорить), вновь не арестуют меня через сутки всего... Если я “преступник” для них со стороны церковной среды, то перестанут ли они считать меня таковым, сами преступая все правила и законы церковные, вторгаясь в Церковь и вынуждая меня вступать в защиту Церкви» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

29 июня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского. Родился в 1858 году в семье священника Херсонской епархии, при крещении был назван Георгием. В 1889 году окончил юридический факультет Новороссийского университета и тогда же поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1890 году пострижен в монашество и наречен Гермогеном, в 1892-ом рукоположен во иеромонаха. По окончании духовной академии назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии, в 1898 возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1899 году, будучи ректором, он отчислил из семинарии мало кому тогда известного Иосифа Джугащвили. В 1901 году архимандрит Гермоген хиротонисан в епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а в 1903-м назначен епископом Саратовским и Царицинским. Был одним из духовных сыновей отца Иоанна Кронштадтского. В связи с революционными событиями 1905-1907 годов считал необходимым достичь большего влияния Церкви на жизнь народа. Это вызвало недовольство П. А. Столыпина. В 1912 году был уволен с Саратовской кафедры в Жировицкий монастырь за попытку ограничить влияние Г. Распутина на царскую семью и несогласие с вмешательством обер-прокурора в дела Церкви. В марте 1917 года владыка назначен епископом Тобольским и Сибирским. Участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриарха Тихона. При проведении в Тобольске крестного хода в Вербное воскресенье 15 апреля 1918 года на проповеди не умолчал о кощунствах, творимых властью при обысках в храмах. На следующий день арестован, тайно вывезен в тюрьму в Екатеринбург, 13 июня переведен в Тюмень. 15 июня заключен в трюм парохода «Ока», ночью 16 июня выведен на палубу и сброшен за борт со связанными руками и привязанным к нему 30-килограмовым камнем. До последней минуты творил молитву. Тело владыки спустя две недели обнаружено крестьянином на берегу реки и впоследствии погребено в склепе святителя Иоанна Тобольского. В 2005 году мощи священномученика Гермогена были обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

Полный текст жития священномученика Митрофана (Крас­но­польского), архиепископа Астраханского и Царевского опубликован в книге “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Ор­ловским). Июнь”. Тверь, 2008. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Священномученик Гермоген (Долганев), Епископ Тобольский и Сибирский апреля 1858 — †16/29 июня 1918 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 2 Память празднуется 16/29 июня и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Есть три рода отношений священнослужителей к Родине. Для одних Родина и связанные с нею события воспринимаются как более важные, чем служение христианской истине и Богу, и, так сказать, само христианское и пастырское служение приспособлено у них для служения Отечеству, и сердце их скорее склоняется к тому, чтобы служить алтарю Отечества, нежели христианскому. Другие, будучи по-видимому искренними служителями алтаря, к судьбам Отечества совершенно безразличны, и в некотором роде им всё равно, где и в какой стране жить, хотя, конечно, вслух они о том не говорят, потому как и трудно говорить о том, чего нет. Третьи беззаветно любят Христа и Его прекрасную невесту Церковь Божию, но их любовь естественно проходит через любовь к ближним, а при большем великодушии и сердечности — и через любовь к Отечеству. Для них любовь к Отечеству Небесному органично сплетается с любовью к Отечеству земному, и они весьма заинтересованы в таких условиях жизни в их земном Отечестве, чтобы наибольшее число их земных сотрудников и соплеменников достигло Отечества Небесного. Для них главный вопрос и ценность всех политических и экономических преобразований в стране — насколько удобнее будет людям достигать Отечества Небесного. И потому они далеко небезразличны к тому, топят ли принятые правительством законы их собратий-сограждан в пучине греха или наоборот, способствуют тому, чтобы человек, родившийся в этот мир с целью просветиться светом Христовым, как можно раньше подошёл к осознанию, что за всё придётся дать ответ, и достиг границы жизни с незамутнённой душой и совестью, будучи зрячим, а не ослеплённым грехом. Таким и с таковым отношением и был священномученик Гермоген. Он был одним из тех, кто загодя предупреждал русского православного человека всех должностей и сословий о грозящей России катастрофе и о том, что то ликование, радость, торжествующие песни, с помощью которых многие пытались тогда забыться, были всего лишь погребальным звоном над будущим России.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

1 апреля 2014 года, Москва. Концерт камерной музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и возрождения исторического села Старая Потловка Великий пост – время самосовершенствования, милосердия и добрых дел. В спасительные дни подготовки к светлому и радостному дню Христова Воскресения предлагаем Вашему вниманию концерт классической музыки в поддержку восстановления единственного в России храма святой мученицы Аллы и культурного возрождения исторического села Старая Потловка (год основания 1718 г.). Храм находится в Колышлейском районе Пензенской области (территория новообразованной Сердобской епархии).          Концерт состоится в Большом конференц-зале Российской государственной библиотеки во вторник 1 апреля 2014 года (начало в 19.00).          Храм святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка – уникальный архитектурный памятник (построен в неорусском стиле), имевший общероссийскую известность до 1917 года как храм-школа, сооруженный на месте упокоения безвременно ушедшей дочери известной православной дворянки и меценатки Надежды Рихтер. Храм имел особое посвящение теме детства и материнства. Его неоднократно посещал епископ Гермоген (Долганев, 1858-1918), священномученик Тобольский.          В программе концерта прозвучит Соната для виолончели и фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова — одно из самых красивых произведений русской музыкальной классики, написанное примерно тогда же, когда был построен храм святой Аллы (1901 год). Также прозвучит камерная музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Среди исполнителей — лауреат Международных конкурсов, ученик Натальи Шаховской и Мстислава Ростроповича Евгений Румянцев; лауреат Международных конкурсов, композитор и пианист Алексей Курбатов; известный скрипач и организатор музыкального образования Дмитрий Герман; блистательная молодая скрипачка, лауреат Международных конкурсов Алла Селиванова.          Концерт призван привлечь внимание государственных и общественных деятелей, представителей бизнес-сообщества к возрождению уникального храма и исторического села. На полях концерта будет организована выставка фотографий, посвященных истории храма. Кроме того, планируется премьерный показ фрагмента мультфильма «История одной маленькой девочки», основанного на документальной истории жизни и безвременной кончины Али Рихтер, которая была похоронена в храме св. мученицы Аллы. Справки по электронной почте rodzem@yandex.ru и телефону (916) 734-97-38.     HTML-koд для сайта или блога: e-mail: @

http://e-vestnik.ru/annonce/kontsert_kam...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XIX Международные Рождественские образовательные чтения 15 января 2011     25 января в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в Зале Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя в 10.00 под руководством Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоится Конференция «Прославление и почитание святых». На Конференции будет прочитан доклад члена Синодальной Комиссии по канонизации игумена Дамаскина (Орловского) – «Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918)». Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/novosti/223-xix-mezhdunar...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XIX Международные Рождественские образовательные чтения 30 января 2011         25 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках XI X Международных Рождественских образовательных чтений под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия прошла третья конференция «Прославление и почитание святых». В ходе конференции были заслушаны доклады архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библейский взгляд на святость Бога и святость людей»; протоиерея Олега Митрова «Церковная политика императрицы Екатерины II на примере жития священномученика Арсения (Мацеевича)» ; игумена Дамаскина (Орловского) «Церковно-государственные отношения в начале ХХ столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858-1918)» ; авторской группы в составе священника Александра Щелкачева, священника Александра Мазырина и Б.А. Филиппова «Церковно-государственные отношения в период коллективизации»; протоиерея Владислава Цыпина «Канонизация „непоминающих“» и монаха Платона (Рожкова) «Оптина пустынь в годы гонений» . Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/novosti/224-xix-mezhdunar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010