Бог премудр: что же? Для того ли только Он украсил нас Богоподобными совершенствами и даровал нам все для жизни и благочестия, чтобы это прекрасное создание после нескольких десятков лет вдруг уничтожить?... Бог правосуден: а на земле Его что такое?... Часто и часто здесь путь нечестивых успешен, праведные же срезаются, как колося..., добродетель стонет от горя, порок ликует от радости... О, будет, несомненно будет время праведного суда и воздаяния, когда каждый получи [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 )... Жив Бог, – жива душа моя! Эту отрадную истину с полной силой раскрывает слово Божие и подтверждает история. Вот пророк Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». ( Дан.12:2 ) Вот Исаия взывает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» ( Ис.26:19 ) Вот Иов размышляет: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». ( Иов.14:14; 19:25 ) А вот и дивное свидетельство пророка Иезекииля: ему суждено было даже видеть образ сего воскресения. Среди поля, усеянного сухими костями человеческими, он видел, как, по слову Божию, кости эти пришли в движение и стали совокупляться одна к другой, каждая к своему составу, как потом появились на них жилы и выросла плоть, как покрылись они кожей, потом вошел в них дух жизни, и они жили и стали на ногах своих в великом множестве. Вслушайтесь еще в слова доблестной матери Маккавеев, исстрадавшейся страшными мучениями своих сыновей- мучеников, в слова, сказанные ею последнему, самому младшему своему сыну: «Умоляю тебя, дитя мое ... будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2Макк.7:28,29) И так, эта дивная мать, впоследствии, после мученической кончины семи сыновей своих, сама потерпевшая ту же кончину, только тем и утешалась, что по смерти своей опять будет неразлучно вместе со своими сыновьями-мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Богоподобие На Кресте свобода Христа проявляется в Его любви к распинавшим Его. Старец Силуан подчеркивает ту мысль, что “истинная свобода в Боге и исходит от Бога”. Чтобы быть свободными, мы должны быть подобными Богу и, как Он, любить добрых и злых. В Евангелии Христос говорит: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк 6:27,35). Через наши аскетические усилия и с помощью благодати Божией мы можем стать богоподобными в любви к врагам, ибо Бог есть Любовь, Он любит добрых и злых. Надо отказаться от ложного представления о том, что Бог любит только добрых и что если мы хотим, чтобы Бог возлюбил нас, мы должны творить добрые дела. Не наши добрые дела спасают нас, но наше покаяние, ибо все мы грешны. Никто не может считать себя спасенным потому, что сделал что-то доброе. Этот урок мы извлекаем из евангельской притчи о блудном сыне. Он вел греховную жизнь, пока не обратился на истинный путь, брат же его был человек добронравный, строго соблюдавший все наставления отца. С фарисейской жесткостью и самооправданием он отказывается идти на пир, который его отец (Бог) приготовил для нас, блудный же сын входит на пир благодаря своему покаянию. Любовь к врагам как проявление нашей свободы Итак, имея любовь к врагам, мы становимся богоподобными. Любовь к врагам служит наивысшим проявлением нашей свободы. Только когда мы любим врагов, наше поведение уже неподвластно нашей падшей природе, но исполнено свободы чад Божиих. Следуя повелениям своего падшего естества и любя только тех, кто его любит, человек далек от духа Христова, потому что Христос говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк 6:32). Митрополит Иоанн Зизиулас, желая привлечь наше внимание к тому, что старец Силуан с настойчивостью писал о необходимости любви к врагам, поясняет это так: “Справедливость требует от нас любви к праведнику или к достойному любви но если мы любим недостойного любви, это значит, что мы любим его свободно, не имея на то никакой причины или нравственного обязательства” 13 . Любовью к врагам мы можем измерять степень нашего богоподобия, собственно спасения, то есть обожения. Как узнать, насколько мы близки к этой цели? А вот как: у нас есть критерий: “Люблю ли я моих врагов или нет?”. Любовь к врагам, словно компас, помогает нам идти по пути к спасению.

http://pravmir.ru/zapovedi-bozhii-i-chel...

В духе любви и мира, призываем всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, словами Апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (1 Кор. 1:10). В Послании Архиерейского Собора 2006 г. находится следующий призыв: «Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание возстановления единства Русской Церкви». Мы повторяем сей призыв, а также и выраженные в том же Послании Архиерейского Собора другие слова назидания: «Мы призываем нашу паству молитвенно продолжить вместе с нами ту благодатную созидательную работу, начатую IV Всезарубежным Собором, завершение которой должно стать всеми нами чаемое единство Поместной Русской Церкви». «В прочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Аминь. + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви + Марк, архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, епископ Ишимский и Сибирский + Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский + Гавриил, епископ Манхеттенский + Агапит, епископ Штуттгартский + Петр, епископ Кливлендский 26 ноября/9 декабря 2006 г. Сайт Русской Православной Церкви Заграницей /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/169988.htm...

В молодых летах он был один из жарких гонителей Церкви Христовой. Не довольствуясь преследованием христиан в Иерусалиме, он выпросил у первосвященника письмо к Синагоге Дамасской, чтобы там брать верующих и пересылать их в Иерусалим, и отправился в путь. Но когда подходил уже в Дамаску, – вдруг около полудня осиял его и бывших с ним спутников необыкновенный свет, и раздался с неба голос: «Савл, Савл! Что ты Меня гонишь?» – «Кто ты, Господи?» – спросил изумленный Савл, и слышал ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». – «Что-же, Господи, повелишь мне делать?» – снова спросил Савл, и снова слышал ответ: «Встань и иди в Дамаск; там тебе сказано будет, что ты должен делать». – Савл встал, но глаза его лишились зрения, так что спутники должны были вести его в Дамаск. Тут он три дня провел в посте и молитве. По повелению Господа, к нему пришел один из верующих, именно Анания, и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня возвратить тебе зрение и сообщить дары Св. Духа». – При этих словах как будто чешуя спала с глаз Савла. Приняв крещение (35 г. по Р.Х.), он стал проповедовать Христа в Дамаске. Но когда за проповедь хотели здесь лишить его жизни, – он бежал в Аравию, а через 3 года по своем обращении прибыл в Иерусалим. Христианство между язычниками в Кесарии и Антиохии В г. Кесарии жил римский сотник, Корнилий. Это был язычник, но язычник набожный, добрый и сострадательный к бедным. Однажды явился ему Ангел и сказал: «Молитвы твои и милостыни услышаны Богом. Пошли людей в Иоппию; там, в доме Симона кожевника, живет Симон-Петр; пригласи его к себе: он скажет тебе, что нужно для спасения тебя и семейства твоего.» Корнилий немедленно отправил в Иоппию трех мужей. В эту самую пору Петр молился в Иоппии, и, почувствовав голод, вдруг увидел, будто с неба спускается как бы большая скатерть, наполненная разными нечистыми животными, которые не употреблялись в пищу иудеями, и слышал голос: заколи и ешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В самом деле, этот праздник он называет ορτ, без определенного члена. Греческое ορτ по своему значению вполне соответствует еврейскому а‘церет‘, а этим именем, равно как в сирийской его форме ’Аσαρθ, евреи, называли праздник пятидесятницы 56 . Таким образом, очень может быть, что ορτ у евангелиста Иоанна (51) есть имя не нарицательное, а собственное, почему и употреблено без члена. К тому предположению может вести и употребление в данном месте глагола ναβανω (взыде Иисус во Иерусалим, греч. – νβη ες εροσλυμα; Вульг. – ascendit Ierosolymam), так как этот глагол обыкновенно употребляется в евангелиях обыкновенно тогда, когда идет речь о путешествиях в Иерусалим на праздники 57 (напр. Лк.2:42 ). Собираться в праздник пятидесятницы, в Иерусалимском храме побуждало евреев не одно желание возблагодарить Господа за окончание весенней жатвы, но также и то, что в пятидесятницу вспоминалось синайское законодательство. Правда, прямых библейских указаний на то, что закон был дан евреям при Синее именно в 50-й день по их выходе из Египта, мы не имеем, так как Исх.19:1 говорит только весьма неопределенно, что «сыны израилевы пришли в пустыню синайскую в третий месяц по исходе из земли египетской, в самый день новолуния», после чего на третий день был дан им закон ( Исх.19:16 ); – но по преданию, единогласно принимаемому толкователями Священного Писания , как древними так и новыми, как еврейскими так и христианскими, пятидесятый день после выхода евреев из Египта был днем, в который изречено было десятословие 58 . Впрочем, в Библии можно находить, по крайней мере, некоторые намеки, что древние евреи еще в период царей вспоминали великое событие при Синае в день пятидесятницы. Мы разумеем 2Пар.15:8–15 . Здесь повествуется, что Аса, царь Иудейский, «изверг мерзости языческие из всей земли иудейской, и вениаминовой, и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, и собрал всего Иуду, и Вениамина, и живущих с ними переселенцев от Ефрема, и Манассии, и Симеона, потому что они во множестве перешли к нему от Израиля, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вообще, с этого времени ассирияне сделались опасными для евреев. Мы, таким образом, приходим к предположению, что пр. Иоиль жил, вероятно, не позднее Сеннахиримова нападения, бывшего в 701 г. до Р. Х. 2) Пр. Иоиль в 3; Евр.4:4 и сл. говорит, что филистимлян постигнет наказание за их нападение на царство Иудейское, т. е., как можно предполагать, за нападение при Иораме. После Иорама филистимляне впервые потерпели от иудеев при Озии. Он, как мы читаем во 2Пар. 26:6–7 , „сразился с филистимлянами и разрушил стены Гефа, и стены Иавнеи, и стены Азота, и построил города в области Азота и у филистимлян, и помогал ему Бог против филистимлян“. В какие годы правления Озии происходила эта война, нельзя определить точно; но с несомнительностью можно сказать, что в начале его, когда еще не „возгордилось сердце Озии на погибель его“, и он еще не „сделался преступником пред Господом Богом своим“ ( 2Пар.26:16 ), – но когда „делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его“ ( 2Пар.26:4 ), – и когда „споспешествовал ему Бог“ ( 2Пар.26:5 ). Прегрешение Озии и наказание его за это проказою ( 2Пар.26:21 ) падает на 755-й год до Р. Х. Следовательно, война с филистимлянами была до этого времени; а, следовательно, можно предполагать, что Иоиль жил, вероятно, не позже 755-го года до Р. Х., так как иначе он едва ли бы почитал филистимлян ненаказанными за нападение при Иораме. 3) Говоря о народах, враждебных царству Иудейскому, пр. Иоиль не упоминает о дамасских сириянах. Это ведет к предположению, что он жил, вероятно, до их нападения на иудеев, бывшего в последнее время царствования Иоаса ( 4Цар.12:18, 19 ; 2Пар.24:23–24 ), в 828 г. до Р. Х. Если бы Иоиль жил позднее, то едва ли бы не упомянул о сириянах, так как их нападение при Иоасе не было неважным. Напротив, они „тогда истребили всех князей народа“ ( 2Пар.24:23 ), так что Иоас принужден был дать большой откуп, чтобы сирияне отступили от Иерусалима, отдав, ,,все пожертвованное, что пожертвовали храму Иосафат, и Иорам, и Охозия, отцы его, цари иудейские, и что он сам пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и дома царского“ ( 4Цар.12:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Воспитание А особенно внушай малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание [при Крещении служить Христу] и с малых лет приучались к благочестию. Ибо от воспитания все житие зависит, и родители, в страхе Господнем детей своих не воспитывающие, Божьего наказания не избегнут. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл. 6, 6–7: и да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать. От доброго воспитания добрые плоды следуют: 1 . плод благочестивого жития в выросших детях; 2 . родителям радость и утеха в добронравии детей своих; 3 . несомненная надежда вечной жизни; 4 . также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут; 5 . честь и похвала семье; 6 . опора отечеству. От плохого воспитания все наоборот следует: 1 . злое и развращенное житие; 2 . родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей; 3 . тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло: может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое ( Иер. 13, 23 )? – говорит Господь через пророка Иеремию; 4 . слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель; 5 . такое же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру; 6 . родителей ждет тоска, скука, страх оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а может быть, и злым примером соблазняли;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вот все, что я нашел благопотребным сказать теперь вам, возлюбленные и дорогие для меня чада мои. Закончу речь мою словом апостольским: «Братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ( 2Солун.2:15 ), а так как в словах или посланиях апостольских может встретиться для вас что-либо невразумительное, непонятное, то, дабы кто либо из самозваных учителей не дал вам превратных и ложных толкований, мы послахом к вам Алексия, 793 брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове, утвердити вас и утешити о вере вашей ( 1Солун.3:2 ). – Живите же, други мои, в святом союзе с православною церковью, не разрывайте связи с нею никогда и всегда твердо помните, что для того и Бог не отец, для кого церковь не мать. – Живите, чада мои возлюбленные, достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу вас, или и не приду и не увижу, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – предзнаменование спасения ( Флп.1:27–28 ). Аминь. III. Народные вирши «Предивное нарождение: Бога Сына спородыла Дива Мария, Суса Христа в вертепи спородыла... Проспевали два ангели з небе летючи темной ночи, со звездою Христа славлючи. Остряхнулась (испугалась) Дива Мария... Господь с тобою, Дива Мария: приймай дитя рожденное при нас. Божьим Духом ще и ангельским рики пролили, сади зацвили. Дивувалися стары люди, дивувалися малы дети». В другой редакции: «Дева Сына спородыла, мале дитя рожденное, воздышком прикрытое. Прийшлы к ней два ангели с небеси... Бог с Тобою, Дива Мария; возми дитя рожденное на руки при нас. Ангели проспивали, с небес летючи темно – темный ночи и со звездою Христа глядачи... Ангели крылочками реки разлилы и к святому Рожествови сади зацвили». Еще: «На рици на Иордани там Прычыста ризы прала, своего Сына сповывала, на ёлыни колыхала. А где взялися три ангели, тай узялы Суса Христа, тай понеслы пид небеса. Уси небеса растворылися, уси святии поклонылися».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Вскоре за тем последовало новое обращение иудеев. Апостол Петр с Иоанном пришел в храм иерусалимский на молитву в 9 часу дня. В эту пору у дверей храма сидел хромой отрождения и просил милостыни. Он попросил её и у Апостолов. «Серебра и золота нет у меня, – сказал ему Петр, – а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И хромой тотчас же встал и вошел за Апостолами в храм. Это внезапное исцеление привело в изумление бывших там людей. Петр объяснил им, что не они своею силою совершили это чудо, а имя Иисуса Христа, распятого иудеями, и, указав на пророчества о Христе, призвал их к покаянию испасению верою во Христа. Эта проповедь обратила ко Христу до пяти тысяч человек. Из Иерусалима христианство стало проникать в другие места Палестины. Так в Самарии первый начал проповедовать о Христе апостол Филипп. Его проповедь , сопровождаемая многими чудесами, обратила ко Христу многих, в числе которых был и Симон, известный в то время волхв. Филипп крестил самарян, а апостол Петр и Иоанн, для сообщения крещенным даров Св. Духа возлагали на них руки. Симон волхв, заметив, что через возложение рук апостольских дается Дух Святой, хотел купить у Апостолов этот дар, и, предложив им деньги, сказал: «Дайте мне такуюсилу, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Св. Духа». Апостол Петр с негодованием отверг его просьбу. – После того апостол Филипп, по повелению Ангела, отправился в южные пределы Самарии, именно в город Газу, и на этом пути обратил ко Христу вельможу Эфиопской царицы Кандакии. Вельможа этот, едучи в коляске, читал книгу пророка Исаии. Филипп спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?». Нет, отвечал вельможа и попросил Филиппа к себе в коляску и объяснить непонятное для него место (Исаии 53, 7–8). Филипп охотно исполнил его просьбу, огласил его благовестием о Христе, и, по вере, крестил. Расставшись с вельможей, – он проповедовал потом в Азоте и Кесарии. Обращение Савла Жил в Иерусалиме некто Савл, – молодой, одаренный пылким и отважным характером и непоколебимою силою воли, фарисей из колена Вениаминова, ученик знаменитого учителя иудейского Гамалиила.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Вступая на новое для тебя нелегкое поприще служения, помни о том, что «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:18). Да не смущается и не устрашается сердце твое (Ин. 14:27). Доверься Господу и возложи на Него все упование. Помни, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» , как учит нас апостол Павел (Рим. 5:3-5). Щедрый и Милостивый Господь, видя твое доброе произволение, усилия и ревность о пользе церковной, непременно покроет Своей благодатью немощное и восполнит оскудевающее. Итак, облекшись в броню веры и любви (1 Фес. 5:8), прими сей жезл — зримое свидетельство явленной на тебе воле Господа и символ ниспослания тебе полноты даров Святого Духа, сошедшего некогда на первых учеников Христа. Прими сей жезл как знак апостольской преемственности и вместе с тем большой ответственности. Пречистая Царица Небесная да приклонит к тебе милосердие Божественного Своего Сына. Пусть Его всесильная и неоскудевающая помощь сопутствует тебе в предстоящих архипастырских трудах. Призвав же имя Пресвятой Троицы, благослови теперь народ православный, собравшийся в этом дивном храме и молившийся о ниспослании тебе непорочного епископства. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/4723450.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010