1973. Т. 4. С. 312). Армянскими стали нек-рые принадлежавшие грузинам мон-ри, в т. ч. Кобаир и Дзели-Чешмарити (Хуневан) (Там же. С. 308). В нач. XIX в. монофизитство распространилось и среди груз. населения Шида-Картли. Непрекращавшиеся восстания изнуряли персов; наконец, Надир-шах был вынужден признать царем К. представителя кахетинской ветви Багратиони придерживавшегося Православия Теймураза II, а его сына Ираклия II - царем Кахети. 1 окт. 1745 г. в Светицховели Теймураз II был помазан на царство К. В 1762 г. К. и Кахети объединились под властью Ираклия II в царство Картли-Кахети. Стремление царя к «европейским преобразованиям» ( Бурнашев. 1896. С. 10) и усилению обороноспособности страны явилось залогом более тесного союза с Россией. Картли-Кахети участвовала в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.; в 1783 г. был заключен Георгиевский трактат (подробнее см. в ст. Грузия ), позволивший российскому имп. Александру I Павловичу в 1801 г. присоединить Вост. Грузию к России. С вхождением Вост. Грузии в состав Российской империи К. стала частью Тифлисской губ. России. Епархии Квемо-Картли были упразднены и присоединены к Тифлисской епархии ГПЦ (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 143). Уплотнение происходило и в Шида-Картли, где Самтаврская и Цилканская епархии подчинились архиеп. Иоанну Самтаврскому († 1802); позднее Цилканская епархия была присоединена к Самтависской, а Никозская - к Самтаврской (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 263, 264, 268, 269). Официально епархии К. просуществовали до 1811 г., когда автокефалия ГПЦ была упразднена и был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. По решению Святейшего Синода РПЦ в К. была образована Мцхетско-Карталинская епархия (1811) (АКавАК. 1870. Т. 4. С. 169). Горная часть Шида-Картли и прилегающие области Имерети перешли в юрисдикцию архиепископа Телавского. В 1818 г. на территории К. и Кахети была образована единая Карталино-Кахетинская (Грузинская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ. Епархии, существовавшие на территории К. до нач. XIX в. ГПЦ: Ахпатская, Ахтальская, Агаракская (Хунанская), Болнисская, Дманисская, Манглисская, Никозская, Руисская, Самтависская, Самтаврская, Таширская, Тбилисская, Урбнисская, Хуневанская, Цалкская, Цилканская, Цинцкаройская (?), Цуртавская. Армянская Церковь: Ахпатская, Санаинская. Цари К.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Кафедра и резиденция: Борджоми. 10. Ванская и Багдатская епархия Высокопреосвещенный Антоний (Булухиа ). Митрополит Ванский и Багдатский. Рожд. 1956 г. Кафедра - Багдати. Резиденция: Багдати, Вани. 11. Гардабанская и Марткопская епархия Преосвещенный Яков (Иакобишвили). Епископ Гардабанский и Марткопский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. Рожд. 1962 г. Кафедра и: Марткопи. Резиденция: Тбилиси 12. Гурджаанская и Велисцихская епархия Преосвещенный Евфимий (Лежава). Епископ Гурджаанский и Велисцихский Рожд. 1953 г. Кафедра и резиденция: Гурджаани. 13. Дманисская и Агарак-Таширская епархия Высокопреосвещенный Зенон (Иараджули).Архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский. Рожд. 1972 г. Кафедра и резиденция: Дманиси. (Агарак-Ташири – северная часть современной Армении, провинция Ташир -Лори) 14. Зугдидская и Цаишская епархия Высокопреосвещенный Герасим (Шарашенидзе). Митрополит Зугдидский и Цаишский. Хорепископ Каталикоса-Патриарха. Рожд. 1958 г. Кафедра: Зугдиди, Цаиши. Резиденция: Зугдиди, Цаленджиха. 15. Кутаисская и Гаенатская епархия Высокопреосвещенный Калистрат (Маргалиташвили). Митрополит Кутаисский и Гаенатский Рожд. 1938 г. Кафедра и резиденция : Кутаиси, Гелати. 16. Манглисская и Цалкская епархия Высокопреосвещенный Анания (Джапаридзе).Митрополит Манглисский и Цалкский Рожд.1949 г. Кафедра и резиденция: Манглиси, Цалка. 17. Маргветская и Убисская епархия Высокопреосвещенный Вахтанг (Ахвледиани). Митрополин Маргветский и Убисский.Рожд. 1953 г. Кафедра: Зестафони. Резиденция: Зестафони, Харагаули. 18. Местийская и Верхне-Сванетская епархия Преосвещенный Иларион (Китиашвили). Епископ Местийский и Верхне-Сванетский. Рожд. 1957г. Кафедра и резиденция: Местиа. 19. Некресская епархия Высокопреосвещенный Сергий ( Чекуришвили). Митрополит Некресский. Рожд. 1959 г. Кафедра: Некреси, Кварели. Резиденция: Кварели, Лагодехи 20. Никордцминдская епархия Высокопреосвещенный Елисей (Джохадзе). Митрополит Никордцминдский Рожд. 1949 г. Кафедра: Никордцминда. Резиденция: Амбролаури, Они.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

по 6 сент. (Гос. архив новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 1. Л. 59). В кон. 1944 г. храм был открыт официально, прот. Александр назначен настоятелем. 3 февр. 1952 г., со смертью католикоса-патриарха Каллистрата, Манглисская кафедра овдовела. В 1959-1972 гг. ею управлял епископ (с 1962 - митрополит) Урбнисско-Маргветский Давид (Девдариани), в 1972-1974 гг.- он же, в сане католикоса-патриарха (Давид V (VI)) . 13 янв. 1974 г. во епископа Манглисского был хиротонисан настоятель ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси) прот. Георгий Гонгадзе (без перемены имени), 1 окт. 1980 г. его сменил архиеп. Фаддей (Иорамишвили) (до 25 авг. 1986). В 1982 г. в М. е. служили 2 священника. С 25 авг. 1986 г. по 15 мая 1992 г. епархией управлял митрополит Батумско-Шемокмедский Константин (Меликидзе), с 17 мая 1992 г. по 25 дек. 1992 г.- еп. Иов (Акиашвили). С 25 дек. 1992 г. епархию возглавляет архиеп. Анания (Джапаридзе) (с 15 нояб. 2001 - митрополит). В сент. 1995 г. на XIII Соборе ГПЦ на основе М. е. и Агарак-Цалкской епархии были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В 1998 г. в Манглисско-Цалкской епархии действовали 8 храмов: собор в Манглиси, церкви во имя св. Архангелов в Алгети, во имя свт. Николая в Тетри-Цкаро, в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Цалка, во имя вмч. Георгия в Бешташени, во имя равноап. Нины в Коде, во имя св. Архангелов в Гумбати, во имя Св. Троицы в Санти. Образование Манглисско-Тетрицкаройской епархии По решению Синода от 11 окт. 2013 г. из территории Манглисско-Цалкской епархии был выделен муниципалитет Цалка и учреждена Цалкская епархия, оставшаяся территория получила наименование Манглисско-Тетрицкаройской епархии. Она охватывает территорию муниципалитета Тетри-Цкаро и с. Манглиси, с северо-востока граничит с Мцхетско-Тбилисской, с запада - с Цалкской, с севера - с Самтависско-Каспской, с юго-востока - с Марнеульско-Худжабской, с юго-запада - с Дманисской, с юга - с Болнисской, с востока - с Гардабанско-Марткопской епархиями ГПЦ. В наст. время в епархии действуют 17 церквей и 4 муж. мон-ря: Гударехи в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - архим. Торникий (Нацвлишвили)), Кабени в честь Успения Пресв. Богородицы (настоятель - иером. Иоанн (Чхеидзе)), Гоубани во имя 40 Севастийских мучеников (настоятель - игум. Антоний (Хуцишвили)), Цклулети в честь Иверской иконы Божией Матери (настоятель - схиигум. Николай (Цабадзе)). В состав духовенства входят архимандрит, схиигумен, игумен, 2 иеромонаха, 4 протоиерея, 6 иереев, 2 протодиакона, а также схимонах и 4 монаха. Архиереи восстановленной М. е.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

В кон. XII - нач. XIII в., при католикосе-патриархе Епифании, возникла социальная напряженность, связанная с повышением платы за требы, что отражено в груз. надписях католикоса Епифания (1218, церковь в Ани) и епископа Дманисского (зап. притвор кафедрального собора в Дманиси). В Ани прибыл католикос Епифаний, поддержавший паству. Епископ Дманисский (его имя в надписи повреждено) искоренил «неправедное право» и отменил плату за венчание «безродным и неимущим» парам. В XII-XIII вв. влияние ГПЦ распространилось на соседние страны Сев. Кавказа. Так, в ее юрисдикцию вошли церкви с груз. населением в Осетии, где возводились также новые храмы, в Дагестане образовалась епископская кафедра. Церковь поддерживала культурные связи с армянами: на арм. язык переводились сочинения груз. авторов (напр., «Картлис Цховреба», Жизнь царя царей Давида), в Армении существовала «грузинская обитель» - мон-рь Плиндзаханк (ныне Ахтала). Церковь имела множество монастырских и церковных центров за рубежом: Крестовый мон-рь в Иерусалиме, Петрицонский (Бачковский) мон-рь на территории совр. Болгарии и др. В XI-XIII вв. ГПЦ придерживалась принципа свободы вероисповедания: иудеи имели одинаковые права с православными, лояльным было отношение к католич. Церкви. Лит.: Гамбашидзе Д. , прот. Гаэнатский мон-рь и жизнеописание блгв. царя Давида Возобновителя. Кутаис, 18882; Церетели А. Царица Тамар. Тифлис, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Католикосы Грузии 1-й пол. XIII в. Тифлис, 1913 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Католикос Николай//Собр. соч. Тбилиси, 1977. Т. 8; он же. История соц. борьбы в Грузии в IX-XIII вв.//Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 6. С. 347; Силогава В. Завещание Давида Строителя Шиомгвимскому мон-рю. Тбилиси, 2003. С. 122 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). В. Силогава Грузинская Церковь в период монгольского владычества В нач. XIII в. Грузия распалась на 2, а позже - на 3 царства (Картли, Кахети, Имерети) и 5 княжеств. В 1220 г., в правление царя Георгия IV, в Вост. Грузию вторглись монголы и одержали 2 победы над груз. войском. Во время нашествия хорезмшаха Джелал-ад-Дина (1226) были разорены и осквернены храмы, истреблены тысячи правосл. грузин. В 30-х гг. монголы завоевали всю Вост. Грузию, царица Русудан признала их власть. В 1243 (по др. источникам, в 1241) г. в Поволжье к вел. хану Батыю царицей Русудан было отправлено посольство во главе с архиеп. Арсением Чкондидел-Мцигнобартухуцеси, в результате чего Церковь была освобождена от податей. Освобождение от налогов было подтверждено в 1254-1256 и 1258-1259 гг., во время предпринятой монголами переписи населения (ОИГ. Т. 3. С. 559).

http://pravenc.ru/text/638558.html

В дек. 1991 - янв. 1992 г. в стране вспыхнула гражданская война. И. старался примирить враждующие стороны, дал согласие на проведение в Патриархии переговоров между ними. Встречи имели определенный результат, хотя избежать столкновения все же не удалось. Этот тяжелый для Грузии период этноконфликтов привел к разрушениям, жертвам и прекращению многолетних связей между грузинами и абхазами и грузинами и осетинами, а также к военным действиям между Грузией и Россией в авг. 2008 г. Однако, несмотря на это, ГПЦ и РПЦ сохранили дружественные отношения, т. о. показав мировой общественности, что именно Православие является той основой, на которой возможно будущее мирное сосуществование 2 соседних суверенных гос-в. При содействии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя ОВЦС РПЦ митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) И. смог вывезти тела погибших из зоны конфликта (Цхинвальский р-н), дав возможность родным похоронить их по правосл. обычаю. И. активно участвовал в ведении переговоров и процедуре освобождения военнопленных. Особое внимание И. уделяет вопросу исправления демографической ситуации в Грузии. Католикос-Патриарх обратился к жителям Грузии с новой инициативой: «В случае желания родителей крестным отцом каждого третьего ребенка любой семьи, независимо от их этнической принадлежности, станет лично Католикос-Патриарх». Первое такое крещение прошло 19 янв. 2008 г. в Самеба. На данный момент состоялось 8 крещений (последнее - 28 сент. 2009). И. имеет уже 3,7 тыс. крестников. Увеличение числа регистрируемых браков и рождаемости в Грузии, которое наблюдается за последние 2 года, специалисты квалифицируют как демографический бум, основным фактором которого они называют именно инициативу И. По состоянию на кон. 2009 г. усилиями И. состав высшего клира ГПЦ увеличился до 39 архиереев; в юрисдикцию Церкви входит столько же епархий. Пять из учрежденных при И. епархий восстановлены на исторических территориях Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 окт. 2002 г. для приходов Зап. Европы была учреждена Западноевропейская епархия . В предстоятельство И. были открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 мон-рей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц. Внешнеполитическая деятельность

http://pravenc.ru/text/389389.html

Цари часто жаловали М. е. иммунитетные грамоты, освобождая церковных крестьян от разных гос. повинностей, за исключением лашкар-надироба (охотничьей и военной повинности), сататро (налога в пользу персид. завоевателей) и салеко (сбора для содержания лезгинских наемников). Однако и эти налоги ложились тяжелым бременем на крестьян, что разоряло и опустошало М. е. (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 30-31; Пурцеладзе. 1881. С. 7-10; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 154, 169). Частая смена Манглисских архиереев в эту эпоху объясняется внутренними раздорами феодальной Грузии ( Джандиери. 1971. С. 340-342). Так, вслед. интриг князей Абашишвили-Бараташвили, посягавших на владения М. е. и Манглиси, епископскую кафедру в 1721 г. был вынужден покинуть крупный церковный деятель свт. Иоанн (Саакадзе) ( Пурцеладзе. 1881. С. 7; Шаоршадзе. 2008. С. 186-187). До и после него кафедру занимал Арсений (Доленджишвили), о котором известно, что в 1724 г. он находился в свите прибывшего в Россию царя Картли Вахтанга VI. В 1723-1747 гг. политика турок и персов, набеги дагестанцев, не прекращавшиеся на протяжении XVIII в., разорили Квемо-Картли: церковные кафедры упразднялись одна за другой. Из манглели этого времени известен Иосиф (Абашишвили-Бараташвили). В документе от 1770 г., составленном для российских властей при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), сказано, что в это время М. е., а также Болнисская, Дманисская и др. кафедры вдовствовали (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1764 г. манглели еп. Николай (Иотамишвили) подписался под постановлением Церковного Собора, проходившего 2-18 окт. в Тбилиси (Там же. 1971. Т. 4. С. 508), после него кафедра пустовала на протяжении более 15 лет. К 1780 г. М. е. вновь стала действующей (Там же. 1981. Т. 7. С. 473). Еп. Николай также упоминается в 1785 г.; в 1790 г. он рукоположил во иерея Рафаила, иеродиакона мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи . 1 марта 1792 г. царь Ираклий II поставил на Манглисскую кафедру еп. Цилканского Амвросия (Микадзе) , 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Разделы портала «Азбука веры» 17 Фев 2023 Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о вступлении в евхаристическое общение с Македонской Церковью В Избранное 14 февраля 2023 года, впервые после двухлетнего перерыва, состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви. Заседание открыл Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на patriarchate.ge. Вопрос о признании Македонской Православной Церкви − Охридской архиепископии (МПЦ-ОА) стал одним из ключевых на заседании Синода. С докладом по теме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Грузинского патриархата митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим. Он ознакомил архиереев с письмом Сербского Патриарха Порфирия, в котором говорится об уврачевании раскола, восстановлении евхаристической связи с Православной Церковью в Северной Македонии и о предоставлении ей томоса об автокефалии предстоятелем Сербской Церкви. Было отмечено, что автокефалию МПЦ-ОА признали также Церкви России, Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии. При этом Константинопольская, Антиохийская, Элладская и Польская Церкви вступили в евхаристический союз с Македонской Церковью без признания автокефалии. Таким же путем решил пойти и Грузинский патриархат. «Грузинская Церковь должна вступить в евхаристический союз с Православной Церковью в Северной Македонии, главой которой является блаженнейший архиепископ Стефан (Веляновский)», − говорится в определении Священного Синода. Синод также принял решение временно передать патриарху Илии надзор за грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии, а освобожденнного от управления ими 16 ноября 2022 года архиепископа Зинона оставить правящим архиереем Дманисской и Агарак-Таширской епархии. На заседании Синода обсудили «серьезные события, развернувшиеся в разных регионах мира», в том числе военный конфликт в Украине. «Грузинская Церковь молится об ослаблении напряженности, молится, чтобы события не приняли еще более опасный характер, а наоборот, Господь даровал мир Украине и миру», − говорится в сообщении Патриархии. Грузинские архиереи также выразили скорбь в связи с землетрясением в Турции и соболезнования семьям погибших и пострадавших. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/sinod-gruzinskoj-p...

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский». Патриаршая резиденция находится в Тбилиси. Епархии Грузинской Церкви Мцхетская и Тбилисская епархия Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси). Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Алавердская епархия Кафедра: в Алаверди Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Кафедра: в Ахалцихе и Сапара Правящий архиерей: Феодор, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Батумская и Схалтская епархия Кафедра: в Батуми и Схалта Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский Бодбийская епархия Кафедра: в Бодби Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский Болнисская и Дманисская епархия Кафедра: в Болниси и Дманиси. Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский Боржомская и Ахалкалакская епархия Кафедра: в Боржоми Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский Ванская и Багдатская епархия Кафедра: в Багдати. Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский Зугдидская и Цаишская епархия Кафедра: в Зугдиди и Цаиши Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский Манглисская и Цалкская епархия Кафедра: Манглиси и Цалка. Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский Маргветская епархия Кафедра: в Зестафони Вдовствующая епархия Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила Некресская епархия Кафедра: в Некреси и Кварели Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский Никорцминдская епархия Кафедра: в Никорцминда Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский Никозская и Цхинвальская епархия Кафедра: в Никози и Цхинвали Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский Руставская епархия Кафедра: в Рустави Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский Сагареджойская и Гурджаанская епархия Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Мцхетского Католикосата (ок. XII в.- не ранее нач. XVI в.), с кафедрой в г. Ани (груз. Аниси) - одна из древних епархий Грузинской Церкви. Появилась, возможно, уже в XII в., поскольку в источнике сер. XII в. упоминается армяно-халкидонитский епископ Ани, перешедший в XII в. в иерархию Грузинской Церкви. Паству епархии составляли армяне-халкидониты и грузины, жившие в Ани еще с X в.: груз. историком Д. З. Бакрадзе в 1885 г. была опубликована одна из груз. лапидарных надписей Ани, датированная 990 г. Как повествует груз. историч. хроника Картлис Цховреба , анисские старейшины выразили желание подчиниться власти груз. царя Баграта IV (1027-1072), внука по матери арм. царя Сенакерима (КЦ. Т. 1. С. 299). В царствование груз. царя Давида II Строителя (1089-1125) Ани вновь упоминается в груз. и арм. источниках: в «Житии царя царей Давида» груз. анонимного историка XII в., в сочинениях арм. историков Вардана, Матеоса Урхаеци и Степаноса Орбелиани рассказано о том, что в авг. 1124 г. Давид II отвоевал у турок-сельджуков среди проч. арм. крепостей и Ани (КЦ. Т. 1. С. 345). Царь Давид заново «крестил» (освятил) кафедральный анисский собор и церковь, построенную дочерью «греческого царя» царицей Катрамидой (КЦ. Т. 1. С. 345). В царствования Димитрия I (1125-1155) и Георгия III (1156-1184) Ани неск. раз переходил в руки мусульман, пока в 1161 г. при Георгии III на длительное время не вошел в состав Грузинского гос-ва. Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент Надпись на асомтаврули о посещении Католикосом-Патриархом Грузии Епифанием Анисской епархии. 1218 г. Фрагмент В состав А. е. входили провинции Грузинского гос-ва - «весь Зариштиани, и Ширакоани, и Магасберди» ( . Т. 3. С. 245). А. е. соседствовала с Валашкертской (известна с XI в.) и Карсской епархиями Мцхетского Католикосата (Там же). Анисский епископ (анели) имел довольно высокое положение среди иерархов Грузинской Церкви, занимая в списках архиереев при короновании царя 27-е место из 36 между Болнисским и Карсским епископами; даже Тбилисский (30-е место) и Дманисский (34-е место) епископы стояли ниже (там же. Т. 2. С. 249).

http://pravenc.ru/text/115528.html

   001    002    003   004     005    006