В Афинах Павел возмутился духом при виде идолов, наполнявших сей город, и скорбел о погибели стольких душ. Он стал толковать в синагогах с иудеями и ежедневно на площадях с греками и философами их. Слушатели привели его в Ареопаг (так называлось место, где при идольском храме производился общественный суд). Привели же его туда отчасти для того, чтобы выслушать от него в бывшем собрании что-то новое, а отчасти и для того (как думает Златоуст святой), чтобы предать его суду, мукам и смерти, если услышат от него что-нибудь достойное казни. Павел же святой, еще прежде увидев в городе какой-то жертвенник, на котором было написано: «неведомому богу», начал свою речь по этому поводу и стал проповедовать им Истинного Бога, доселе неведомого им, говоря: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян.17:23). И начал сказывать им о Боге — Создателе всего мира, и о покаянии, и о суде, и о воскресении мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни из слушателей насмехались, а другие еще более о сем хотели услышать. И вышел Павел из собрания их не осужденный, как невиновный ни в чем: а Слово Божие, проповеданное им, было не без пользы для приобретения душ: ибо некоторые мужи, пристав к нему, уверовали во Христа; между ними был Дионисий Ареопагит и некая знатная женщина, по имени Дамарь, и другие многие, крестились. Оставив Афины, Павел пришел в Коринф и жил там у некоего иудеянина, по имени Акилы; сюда пришли к нему и Сила с Тимофеем из Македонии и вместе проповедовали о Христе. Был же Акила с своею женою Прискиллою ремеслом шатерник; Павлу было знакомо это ремесло, и он работал вместе с ними, и трудом своим приобретал пищу себе и спутникам, как сам от этом говорит в послании к Солунянам: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фес.3:8). И опять: «Нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20:34). А во всякую субботу убеждал в синагогах иудеев, доказывая, что Иисус есть Христос. Но так как они упорно противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян.18:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В еруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх семи выдумано неразумными еретиками. Семеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании , равно как и прочие догматы православной Веры. И во–первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа” ( Мф. 28:19 ); “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк. 16:16 ). Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: “Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше” ( Лк. 24:49 ), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел ( 2Кор. 1:21–22 ), а яснее Дионисий Ареопагит . Священство основывается на следующих словах: “Сие творите в Мое воспоминание” ( 1Кор. 11:24 ); также еще: “Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах” ( Мф. 16:19 ). Бескровная Жертва – на следующих: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…. пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета” ( 1Кор. 11:24–25 ); “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Иоан. 6:53 ). Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете ( Быт. 2:4 ); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мр. 10:9 ). Апостол Павел брак называет великою тайною ( Еф. 5:32 ). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” ( Иоан. 20:23 ); также: “Если не покаетесь, все так же погибнете” ( Лк. 13:3 ). О таинстве Святого елея, или молитвенном Елее, упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (5:14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В Новом Завете ап. Петр называет Бога Отца «Богом живым, пребывающим во–веки» (I Пет., I, 23) Ап. Павел — «Царем веков» и «единым имеющим бессмертие» (I Тим., I, 17, VI, 16) или «вечным Богом» (Рим., XIV, 25). Ап. Иоанн — «Живущим во веки веков», «Тем, Кто был, есть и грядет» (Ап., IV, 8, 9). Только в Боге и от Бога и люди имеют вечную жизнь… Вечен и Сын Божий: Он «на веки совершенен» и «пребывает вечно» (Ио., VII, 24, 28). «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная», восклицает ап. Иоанн (1 Ио., V, 20). Вечны Его царство, престол и слава. «Иисус Христос вчера и сегодня и во–веки тот же» (Евр., XIII 8). В Боге Отце «нет изменения и ни тени перемены» (Иак., I, 17)… Св. Дух именуется — «Источником воды, текущим в жизнь вечную» (Ио., IV, 14). Отцы Церкви понимают вечность Божию прежде всего как сверхвременность, как «неизменно пребывающее настоящее». Как говорит св. Григорий Богослов: «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, — всегда есть, ибо слова «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны переходящей природе, а Сущий — всегда!.. Он сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, как некое море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и природе…» Бл. Августин понимает вечность, как бесконечное дление без последовательности прошлого и будущего, как неподвижную жизнь. Св. Иустин Мученик учит, что Бог — истинный, сущий Бог, вечный и неподвижный. По св. Феофилу «Бог безначален, потому что не происходит; Он неподвижен и бессмертен». «Все, что высказывается об Отце, Сыне и Св. Духе, должно быть понимаемо выше времени, выше всех веков и над всякой вечностью», говорит Ориген. Св. Ефрем Сирин учил, что Бог не способен изменяться… «Бога называют Царем бесконечных веков, потому что все сущее существует в Нем или в отношении Него. Но Он Сам не был и не будет, не стал и не становится и не станет… Сущий есть Вечность вечности, ибо Он раньше всякой вечности… Всякая вечность и временность происходят от Него». Эти мысли Дионисия Ареопагита означают, что Бог есть Основа и вечности и времени и что в Нем нет становления. В другом месте он говорит, что Бог есть сама вечность и время всего, т. е. бытие временного определяется Богом и исходит от Него. Дионисий Ареопагит справедливо предлагает различать абсолютную Божественную вечность от всевременности (времени в его бесконечности) и от времени, которое «подвержено становлению, разрушению и изменчивости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В общественной жизни Иасон, вероятно, соприкасался с ними, и оттого ему легко было успокоить их. «Городские начальники» – зыбкая почва всех времен и народов. С ними надо уметь говорить. Апостол Павел умел не только благовествовать им, но и говорить с ними, не затрагивая «жемчуга» духовной области (см.: Деян. 16:37–39, 24 ). 24. Верийские благомысленные (гл. 17) Трогательно сообщение о том, что ввиду явной опасности в Солуни «братия» «немедленно ночью отправили Павла и Силу...» (10). Апостол народов подчинился «братии» и был «отправлен в Верию». Там было благомысленнее, тише, мудрее. Там без споров люди приняли свидетельство Истины и только захотели для прочности веры сами удостовериться в текстах Писания, на которые ссылались апостолы. В результате беспристрастного разбора Писаний «многие из верийских уверовали». Здесь уже и «почетные женщины» себя проявляют с самой хорошей стороны. Немало их уверовало. Но диавол змеится по стопам апостолов... Солунские возмутители услышали, что апостолы проникают в Верию. Павла опять спасает «братия», отправляя в виде путника, «как будто идущего к морю». Удивительна чуткость, разумность и любовь подлинных друзей апостолов. Сколько радости скрывается в этой заботе для благовестника, радости не из-за облегчения его трудов, а из-за торжества христианской любви в друзьях его и чадах о Христе; той любви, которая была «проповедана» и насаждена им. Верийская община выросла отчасти благодаря гонению на апостола в Солуни. «Любящим Бога все содействует ко благу». Диавольский ветер только разносит искры огня Христова в мире; не в силах он потушить их. Лишь призрачные искры исчезают под этим ветром. Внимательность верийских людей к Истине и их ежедневные разборы Писания с целью удостовериться в ней до конца есть новое вкладывание трепещущих радостно перстов человеческих в прободенные руки и ребра Спасителя Воскресшего... 25. Встречавшие (гл. 17) Апостол рассуждал «ежедневно на площади со встречающимися» (17). О чем? «Он благовествовал им Иисуса и воскресение» (18). Промысл вел души человеческие через афинскухо площадь, где стоял апостол и говорил о Боге Живом. Некоторые из эпикурейских и стоических философов спорили с ним и называли его за спиной суесловом. На площади речь апостола Павла обращалась ко всем. В результате этого апостольского – и Божиего слова образовалась группа уверовавших. «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (54).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

В своем надмирном и домирном бытии, до воплощения, Дева Мария – это апокалиптическая жена, под ногами которой луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд ( Откр. 12, 1 ). Она – женский Архетип, Архетип Вечно-Женственного, и в то же время – женская София-Мудрость. Как земная Мать Иисуса и надмирная София, она удочеряет Любовь , которую принес Христос на землю. После сошествия Духа Св. на нее и на апостолов Богородица становится главою первой апостольской общины, наставляя ее в мудрости Логоса. Усыновление Рожденный от Бога есть сын Его, миротворцы нарекутся сынами Божьими. «Все вы сыны Божьи по вере во Иисуса Христа» ( Гал. 3, 26 ). Ап. Павел говорит даже о предсуществовании избранных душ в Христе, для «усыновления через Иисуса Христа» ( Ефес. 1,5 ). Исаак говорит, что Бог, вложив в человека верующего любовь, приближает его к Себе «честью сыноположения» 135 . Христос делает Своих «царями и священниками Богу» (Откров. Иоанна, 1,5). Великий апостол и пророк, единственный после Христа, Иоанн перечисляет наследие Отца усыновленным: «Побеждающему дам (говорит Христос-Агнец) вкушать от древа жизни (Откров. 2, 7)… дам ему звезду утреннюю (2, 28)… Дам вкушать сокровенную манну и дам ему белый камень и на камне написанное повое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (2, 17)… Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу имя его из книги жизни (3, 5)… дам сесть со Мною на престоле Моем» (3, 21)… Мистика Христа Созерцание Образа-иконы в Сыне становится главным содержанием Мистики сердца, Логос-мистики. Ап. Павел говорит, что Бог «благоволил» открыть в нем Сына Своего ( Гал. 1. 16 ), и с тех пор у него – живое чувство Христа внутри, «Живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). Конкретно это выражается в «изображении Христа» в сердце духовно-продвинутого и медитативно-подготовленного верующего. Это в то же время явление «Небесного образа» в «зеркале чистой души», по Дионисию Ареопагиту . Обычно зеркало загрязнено, покрывается ржавчиной низких страстей и копотью от темного и мрачного огня гнева и злопамятства. В длительном молитвенно-медитативном «усилии» зеркало души настолько очищается, что в состоянии отразить глубоко скрытый в ней «Небесный образ» Сына или Отца, или Обоих вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В свою очередь, Пятидесятница является личным схождением Духа Святого, обещанного и ниспосланного Христом. Дух же в непрерывной Пятидесятнице бытия Церкви осуществляет присутствие Христа в Его вселенском теле. Итак, Пятидесятница является не только пневматологическим, но и христологическим праздником, ибо она полагает начало экклезиологиче- скому и сакраментальному присутствию Христа в Духе Святом. Пятидесятница разрешает противоположение между вознесшимся на небо Христом, сидящим одесную Отца, и Его обетованием «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). д. Троичные энергии А) Божественные энергии и Божественные имена Мы непрестанно встречаемся с многообразным Откровением Божественной природы. Оно соответствует богатству человеческой природы. Существует глубокое соотношение между человеческими свойствами и тем, как Сам Бог нам является в Своем Откровении. До нас доходит множество Божественных энергий, то есть Божественных откровений, исходящих от «неприступного света» ( 1Тим.6:16 ). Боговдохновенные писатели дают Христу множество имен, которые были повторены отцами Церкви, в частности, Дионисием Ареопагитом в трактате «О Божественных именах». «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есмь...» ( Ин.8:28 ). Выражение «Я есмь» есть не что иное, как Имя Божие. Это выражение часто встречается в Евангелии от Иоанна. Все эти имена могут быть применены, прямо или косвенно, и к Святому Духу. Источником всех энергий является Отец, не только Неприступный, стоящий за пределом всякого слова, но и близкий. В нескольких отрывках говорится о близости и даже обитании Отца и Сына в душах верующих. «Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Поскольку мы уже вознесены со Христом ( Еф.2:6 ), то Отец творит в нас Свою обитель. Божественные энергии являются формами личного присутствия Христа в нас. Преподобный Макарий Великий говорил, что когда Христос и Дух Святой сходят на нас, мы переживаем это разным образом, в радости или в слезах, в молчании или в ликовании. Много разных форм присутствия Божия, но плод Духа – это всегда благодатное присутствие Христа, Который лично живет в Церкви и в сердцах верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В такой помощи нуждаются и крещаемые. И как тогда Святой Дух сошел на Апостолов в виде огня и излил на них Свои дары, так и сейчас, когда священник помазывает крещаемого Святым Миром, на него изливаются свыше дары Святого Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении этого Таинства: «Печать Дара Духа Святого. Аминь». Он как бы так говорит: «Через помазание этим Святым миром ты запечатлен и утвержден в дарах Святого Духа, которые ты получаешь для утверждения (ες βεβαωσιν) твоей христианской веры». Это согласно и со словами Апостола: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Это помазание миром, или, лучше сказать, это действие помазания, совершалось во времена апостолов через возложение рук, по словам Писания: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» ( Деян. 8:17 ). Впоследствии оно стало совершаться через помазание миром, как мы знаем от священного Дионисия Ареопагита , ученика блаженного Павла 70 . Вопрос 105. Что требуется для этого Таинства? Ответ. Во-первых, требуется, чтобы это миро было освящено верховным епископом. Во-вторых, чтобы оно имело надлежащую материю, то есть: елей, бальзам и другие масти. В-третьих, требуется, чтобы непосредственно после Крещения священник помазал определенные члены крещаемого, произнося эти слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». От этого Таинства происходят следующие плоды. Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит. 3:5–6 ). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе. Это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

В те дни, пока Павел ожидал в Афинах Силу и Тимофея, дух его в нем возмущался, видя, что город полон идолов. Итак, он рассуждал в синагоге с Иудеями и чтущими Бога, и на площади каждый день со случайными встречными. А кое-кто и из эпикурейских и стоических философов встречался с ним, и некоторые говорили: “Что хочет сказать этот пустослов?”. А другие: “Кажется, это проповедник чужих богов, (потому что он благовествовал Иисуса и Воскресение). И взяв его, привели в Ареопаг и говорили: “Можем ли мы узнать, что это за новое учение, проповедуемое тобой? Ибо странное что-то вкладываешь ты в наши уши. Вот мы и хотим узнать, что это может быть?” Афиняне же все и живущие у них чужестранцы ничем другим не заполняли свои досуги, как тем, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И Павел, став посредине Ареопага, сказал: “Мужи Афиняне, по всему вижу, что вы особенно богобоязненны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором было написано: “неведомому богу”. Итак, что вы, не зная, чтите, я возвещаю это вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли, не в рукотворённых храмах обитает, и не руками человеческими воздаётся Ему служение, как имеющему в чем-либо нужду: Он Сам дарует всем жизнь и дыхание и все. И произвел Он от одного весь род человеческий: обитать по всему лицу земли, предуставив сроки и пределы их обитанию; искать Бога, не коснутся ли они Его и не найдут ли, хотя и не далеко Он от каждого из нас. Ибо в Нем мы живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших поэтов сказали: “Ведь мы Его и род”. Итак, будучи родом Божиим, мы не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, носящим печать искусства и мысли человеческой. Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности, чрез Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых”. Услышав же о воскресении мёртвых, одни насмехались, другие сказали: “Мы послушаем тебя об этом еще раз”. Так Павел вышел из среды их. Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали: между ними и Дионисий Ареопагит и женщина, по имени Дамарь, и другие с ними.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

В то время пока Господь умирал на кресте, римские воины кидали жребий о Его одежде. Верхнее платье они разодрали на четыре части – каждому по одной, нижнее же – хитон – которое было единым, решили разыграть. В этом действе также сбылось одно из ветхозаветных пророчеств царя Давида о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21, 19). Люди, проходившие мимо и видевшие все происходящее, злословили и смеялись над Господом: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35). Однако Господь делал все наоборот – в этот момент Он спасал не Себя, а все человечество. Вместе с народом над Ним смеялись и воины, и даже один из распятых разбойников. И только второй преступник, еще сохранивший в себе остатки разума и совести, сказал своему подельнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23. 40-41). Спасителя он попросил помянуть себя в Царствии Небесном, на что Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Кроме римских воинов под крестом остались и самые близкие Христу люди – Его Пречистая Матерь, Ее сестра, две Марии – Клеопова и Магдалина, а также Его любимый ученик Иоанн (Имя сестры Божией Матери неизвестно; Мария Клеопова, согласно преданию, дочь праведного Иосифа Обручника; Мария Магдалина – покаявшаяся блудница, которую простил Христос; ученик Иоанн – святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. ). Увидев Свою Матерь и Иоанна, Господь заповедовал им оберегать друг друга после того, как Он покинет этот мир: «Жено! се, сын Твой… се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26 -27). В дальнейшем они исполнили Его наказ, Иоанн взял Божию Матерь жить к себе домой, где и ухаживал за Ней. Последние мгновения Все это время, то есть от шестого до девятого часа (по-нашему, от полудня до трех часов дня), было явлено знамение скорби – солнце померкло, а по всей земле наступила тьма. Свидетелями этому стали многие известные историки и философы той поры. Так, например, бывший тогда еще язычником, философ Дионисий Ареопагит, находясь в Египте, про наступившую тьму сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010