идентифицирован Г. В. Маркеловым - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 617). К 300-летию Дома Романовых и прославлению Е. на Красной пл. в Москве по проекту худож. В. М. Васнецова предполагалось воздвигнуть монумент в честь освобождения России от польско-швед. интервентов (Дом-музей В. М. Васнецова, см.: Чугреева. 2006. С. 91. Ил. 3, 4), который должен был более чем в 3 раза превосходить по размерам памятник К. М. Минину и кн. Д. М. Пожарскому скульптора И. П. Мартоса . В письме Васнецова от 18 марта 1913 г. в комиссию по сооружению памятника Е. и прп. Дионисию (Зобниновскому) приводится описание монумента, к-рый не был сооружен (В. М. Васнецов. 1987. С. 230-231, 442). Он представлял собой высокий пьедестал, завершавшийся монументальной фигурой вмч. Георгия Победоносца. Ниже, на лицевой стороне, обращенной к храму Покрова Пресв. Богородицы на Рву, располагался крупный барельеф с изображением Е., благословляющего прп. Дионисия. Под барельефом надпись: «Святейшему Патриарху Гермогену за Россию живот свой положившему 1612 г. 17 февр. и сподвижнику его преподобному архимандриту Дионисию Спасенная Россия». Др. проект памятника Е. и прп. Дионисию принадлежал скульптору Н. А. Андрееву (вариант в собрании ГТГ, фотография в ГНИМА): Е. стоит с высоко поднятой благословляющей десницей, прп. Дионисий держит развернутый свиток-послание (см.: Рогозина М. Г. Моск. архитектура на фотографиях 1890-1910-х гг.//Москва в нач. XX в./Авт.-сост.: А. С. Федотов. М., 1997. С. 23. Ил.; Белоброва О. А. Портретные изображения Дионисия Зобниновского// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. М., 2005. С. 89, 92. Примеч. 35). Сщмч. Ермоген. Икона. 1913 г. Мастерская Н. П. и И. П. Пашковых (ГММК) Сщмч. Ермоген. Икона. 1913 г. Мастерская Н. П. и И. П. Пашковых (ГММК) К канонизации Е. его гробницу в Успенском соборе Московского Кремля разместили в резном шатре (1624, работа мастера Д. Сверчкова), первоначально сооруженном для ковчега с частицей ризы Господней. К 10 мая 1913 г.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дорофей Радонежский, книгохранитель, прп. Описания иконы Преподобный Дорофей-книгохранитель, святой инок обители Преподобного Сергия Источник: Сайт stsl.ru Среди учеников архимандрита Дионисия (Зобниновского), настоятеля Троице-Сергиева монастыря, особенно известен преподобный Дорофей. Подробности жизни подвижника известны нам из жития преподобного Дионисия. Его автор троицкий келарь Симон (Азарьин) называл святого Дорофея «великим трудником» и даже посвятил ему отдельную главу «О Дорофее-иноке и о крепком житии его», которая основана на рассказах архимандрита Дионисия и священника Иоанна Наседки. Преподобный Дорофей был канонархом Троицкого собора, пономарем в церкви Преподобного Никона и библиотекарем. Одним из многих послушаний преподобного Дорофея было переписывание книг. Некоторые экземпляры, написанные его рукой, до сих пор хранятся в лаврской библиотеке. В самый разгар Смуты архимандритом Троицкого монастыря стал преподобный Дионисий (Зобниновский). По его распоряжению часть монастырской казны была использована на строительство домов призрения в Служней слободе и в Клементьеве. Ближайшим помощником архимандрита в попечен[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-4133

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ДОГМАЭЛ [Догваэл] (VI в.), прп. (пам. зап. 31 окт., 14 июня), основатель церкви и, возможно, мон-ря в Лландидохе (совр. сел. Сент-Догмелс, близ г. Кардиган, Уэльс) ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_58.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Крылов [Крыло]; † до 21.12.1630), мон., книгохранитель б-ки Троице-Сергиева мон-ря, участник исправления церковных книг под руководством архим. прп. Дионисия (Зобниновского) ; возможно, знал греч. язык. Согласно записи Арсения Глухого в предисловии к Каноннику, А. не только сам исправлял книги, но и в качестве библиотекаря подбирал необходимые рукописи и давал справщикам советы. На Московском соборе 1618 г. он и др. книжники, участвовавшие в исправлении, были обвинены в ереси и осуждены. В 1619 г. осужденные были оправданы приехавшим в Москву Патриархом Иерусалимским Феофаном IV и вернувшимся из польск. плена Патриархом Московским Филаретом (Романовым) , а их исправления признаны правильными. В 1620-1628 гг. А. служил справщиком московского Печатного двора , когда исправлялись книги Канонник, Минеи общие и месячные, Псалтирь, Требник, Триодь Цветная. Время смерти А. определяется вкладной записью, сделанной 21 дек. 1630 г. Лит.: Казанский П. Исправление церковно-богослужебных книг при Патриархе Филарете//ЧОИДР. 1848. Кн. 8. С. 1-26; Исправление богослужебных книг при Патриархе Филарете//ПС. 1862. Ч. 2. 6. С. 375, 378-379, 381-384; Ч. 3. 7. С. 38-86; Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 188-191, 196, 205, 255, 258; Каган М. Д. Антоний Крылов (Крыло)//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 87-89; Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосиб., 1998. С. 37, 46. Б. Н. М. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ДОРОФЕЙ Алексеевич Климашев (1869-1937), мч. (пам. 10 дек., а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих) ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_37.html

  Приложение. Основные принципы церковнославянской орфографии, восстановленные в данном издании   Краткая историческая справка по истории книжной справы Традиции церковного книгопечатания в Москве хотя и были заложены во второй половине XVI b. , однако становление и расцвет Московского печатного двора (МПД) происходит уже после Смутного времени. Так, текст московских изданий богослужебной Псалтири ведет свою родословную с 1619 г., а полный круг богослужебных книг был выпущен в Москве лишь к 1642 году. Переход к печатному тексту осуществлялся, как правило, непосредственно от рукописных источников. Поэтому орфографическая традиция изданий Московского печатного двора (преемником которого стала Московская синодальная типография, далее — МСТ) органически вырастает из культуры рукописных книг, которая составлялась в основном переписчиками из монашествующих. Например, одним из видных центров московской книгописной традиции стал Троице-Сергиев монастырь со времен преподобного Никона, преемника по игуменству Радонежского чудотворца Сергия. Заметная степень разнообразия орфографии рукописей послужила причиной того, что тексты богослужебных книг, как мы их видим сейчас, сформировались не сразу. Задолго до никоновской книжной справы ощутимой была нужда в исправлении богослужебных книг. Начал редакторские труды Патриарх Филарет. Он вызволил из опалы преп. Дионисия (Зобниновского), архимандрита Троице-Сергиевой обители, которому за справу пришлось претерпеть гонения лже-ревнителей старых книг. Вскоре из старцев Троице-Сергиева монастыря, сподвижников преп. Дионисия, он создал «прав ильную палату». «Арсений Глухой со товарищи» вели работу в Москве на Троицком подворье, а труды их касались в основном исправления догматических ошибок и описок в Служебнике и Требнике, растиражированных переписчиками. Этап собственно грамматической справы начался после 1642 г., когда завершились труды по печатанию корпуса богослужебных книг. Начальной принципом начинающейся справы стало требование понятности текста, но этот критерий нуждался в конкретизации.

http://bogoslov.ru/article/2636057

Для Московской митрополии период, известный в истории как Смутное время, явился препятствием развитию печатания богослужебных книг. Только в 1625 г. впервые издан сборник с текстами келейного правила в своем составе — Псалтирь с восследованием. Подготовлена к печати эта книга благодаря усердию справщиков МПД, старшим из которых был монах Арсений Глухой, вместе с которым трудились еще несколько выходцев из Троице-Сергиева монастыря из круга книжников прп. Дионисия (Зобниновского). Потому не дивно, что в части Молебника состав текстов восследования находит тесное соответствие с традицией келейного правила Троице-Сергиевой обители, как это отражено в сборниках XVI b. из фундаментального собрания рукописей СТСЛ. Наиболее заметно данное соответствие проявляется на примере молитв «спальных» и в собрании седмичных канонов. Термин «молитвы спальные» соответствует надписанию в колонтитуле Псалтири с восследованием (МПД, 1625), которое, по всей вероятности, отражает обиходное название собрания молитв келейного правила, совершаемых непосредственно перед сном. Данное собрание исторически не имеет собственного отдельного заглавия, вместо которого изначально выступала вводная фраза « аще кто произволяетъ... чтетъ и молитвы сия», которая сохранена также в первом печатном варианте. Самым ранним из известных нам источников этого последования является Устав Чудова монастыря (рубеж 1360-х70-х гг.), среди ктиторских глав которого находим собрание из пяти молитв, объединенных общим надписанием: « аще ли кто произвляетъ. наедин въ келии своей съвершаетъ и сия молитвы. егда должно есть спати иноку» (л. 9-9 об.). Следующим этапом популяризации этих молитв стало внесение их в состав Часослова сразу после повечерия в Псалтири с восследованием свт. Киприаном, митр. Московским. Распространение эти молитвы получили сначала в книгах Троице-Сергиева монастыря, а затем и в других центрах книжности Древней Руси. Возможно, что появление данного собрания молитв стало неким прецедентом для русских книжников, чтобы составлять собственные собрания молитв для частного употребления. Такая творческая активность весьма заметна в рукописях, начиная со второй половины XV b., набирает же силу в XVI b. В это время происходит увеличение числа молитв в собрании «спальных», а также развивается состав собраний молитв «како начати правило», «от злых помыслов» , «от искушения во сне», «по заутрени». Последние молитвы встречаются реже всего, потому, очевидно, и собрание молитв утренних в печатных сборниках начинает образовываться практически «с нуля», а развитие состава совершается эклектично. Как показано выше, Василий Суражский объединяет два кратких собрания молитв из сборника Виленского братства, дополнив по своему усмотрению несколькими молитвами, которые не имеют в своем тексте «утренности». В то же время свой вариант молитв «на сон грядущим» тот же редактор четко выстраивает как расширенный вариант молитв «спальных» московской традиции.

http://bogoslov.ru/article/5233602

XVII в.) о чудесной помощи преподобного Сергия Радонежского наконец поднявшемуся на освобождение Москвы от поляков в 1612 г. народному ополчению: «О поход изъ Троицково монастыря подъ Москву и о чюдесехъ чюдотворца Сергия. Самъ же князь Дмитрей [Пожарский. - В. К.] и Кузма и вс ратные люди того же дни... пша молебны у Живоначальные Троицы и у преподобныхъ чюдотворцовъ Сергия и Никона и взяша у архимарита Деонисия [Зобниновского, прп., † 12 мая. - В. К.] и у все братьи, пойде съ монастыря. Архимаритъ же Деонисей со всмъ соборомъ взяша икону Живоначальные Троицы и великихъ чюдотворцовъ Сергия и Никона и честный крестъ и святую воду, поидоша за пруды и сташа на гор Московские дороги. Начальники же и вс ратные люди быша въ великой ужасти, како на таковое великое дло итти. Втру же бывшу велию отъ Москвы противу ихъ, они же наипаче устрашишася отъ того и поидоша съ велиимъ ужасомъ. И како прихождаше кая сотня къ образу противъ архимарита, и архимаритъ благословляше ихъ крестомъ и кропяше ихъ святою водою. Тако же и всхъ пропустиша. Посл же начальниковъ тако же благословляху и кропяху водою. О чюдо туто содяся угодникомъ Пресвятй и Живоначальной Троицы великимъ чюдотворцомъ Сергиемъ: молитвами ево единымъ часомъ страхъ ото все рати отъяхся и на храбрость превратихъ. Архимариту Деонисию вземшу честный крестъ и благословляющу вслдъ ихъ и святою водою кропящу, и рече со слезами: «Богъ съ вами и великий чюдотворецъ Сергй на помощь постояти и пострадати вамъ за истинную, за православную християнскую вру». Въ мгновение же ока преврати Богъ втръ, и бысть въ тылъ всей рати, яко едва на лошедяхъ сидяху: таковъ приде вихорь Вся же рать познаша милость Божию и помощь великого чюдотворца Сергия и отложиша страхъ вс ратные люди и охрабришася, идяху къ Москв вс, радующеся. И общевахуся вс, что помереть за домъ Пречистыя Богородицы и за православную християнскую вру. Бывшу же тому втру до тхъ мстъ, како побита етмана и отогнаша отъ Москвы. И пришедъ подъ Москву и сташа на Яуз» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Как ты говорить, что человекообразно Божество? Перестань, отец честной, так думать и возьми в руки святые книги Дионисия и Григория Богословов , и Иоанна Златоуста , и Дамаскина, и в них там найдешь, что неприкосновенного касаешься, и о чем небесные силы не смеют помышлять, то ты хочешь постигнуть». Филарет же, не покоряясь, говорил: «Много ты книг читал, да Евангелию ты не веруешь, а мне у тебя что слушать?» Дионисий же со смирением просил его: «Скажи, отец честной, в чем я Евангелию не верю?» И Филарет говорил: «Если бы ты верил Евангелию, то не исключил бы слова Луки евангелиста, как сказано: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”». Отец Дионисий сказал так: «Отец Филарет, дело было, да совершилось, а мне тебя жаль, что в вере Христовой ты нетвердо умствуешь, книгам не хочешь верить». Филарет же сказал: «Я больше пророческим словам верю». Дионисий же сказал: «Да как ты нашел в пророках, что Божество человекообразно?» Филарет сказал: «Сам Господь Бог говорил: „Сотворил человека по образу нашему и по подобию”». Дионисий же сказал: «И каков образ Божий во Адаме, и в чем подобие его?» Филарет говорил: «Я о том с тобою не хочу и говорить». Дионисий же сказал: «Хорошо ты сказал, что ты не понимаешь и не различаешь, что есть образ и что есть подобие; ты, отец Филарет, скажи, имеет ли Бог части тела человеческие?» Филарет говорил: «Скажи ты мне, государь архимандрит, что Давид говорит: „Руки твои сотворили меня и устроили меня», и „Моя нога стоит на прямом пути” – о чем Давид говорит?» Дионисий сказал: «Скажу тебе все, но ты мне раньше поясни сказанное Давидом: „Насадивший ухо не услышит ли? и создавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, кто учит человека разумению!”» Логин же сидел и смеялся. И архимандрит Дионисий сказал ему: «Что, преславный певец, чему ты смеешься?» Логин же стал плевать чуть ли не в лицо Дионисию. И встали оба, Филарет и Логин, и хотели выйти из его келии. Дионисий же, поклонившись им до земли, сказал: «Пощадите меня и не понуждайте меня впасть в грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге? Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября, 2014 Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября Церковь чтит память святого Дионисия Ареопагита. Его имя записано не где-нибудь, а в Библии (Деян. 17: 34). «Прозвище» подчеркивает его высокое положение в обществе. Дионисий был из числа избранных граждан, из афинского ареопага. Диакон Павел Сержантов Святой Дионисий обратился в христианство под влиянием апостола Павла. Вспомним апостольскую проповедь, которая затронула сердце и ум Ареопагита. Святой Павел обращается к афинской знати: «Осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь… мы… не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17: 23-29). Апостол возвестил о Боге, который выше всех богов. Ему всеми силами служит Павел, но не потому что Бог остро нуждается в чем-то. Нет, Бог самодостаточен. Он создал Павла и всех людей не для Своих нужд. Он выше всего того, что мы можем представить, выше всех золотых идолов, Он даже недоступен человеческой мысли. Бог выше всего, но Ему есть дело до нас. Дионисий принял апостольскую весть о неведомом Боге, о Христе и воскресении. С тех пор прошли века, и в Церкви стали широко распространяться книги, надписанные святым именем Дионисия Ареопагита. В книгах находились богословские рассуждения о Боге. В духе той самой проповеди апостола Павла. Выписка из книг Я долго выбирал, что именно предложить из Ареопагитского корпуса. Долго, поскольку язык этих старинных книг исключительно старинный, великоторжественный, со многими риторическими украшениями. Немногие читатели выдерживают этот непростой стиль, дочитывают книги до конца. Сегодня мы чуть-чуть заглянем в одну из книг, ощутим ее стиль. И, я надеюсь, почувствуем за ее словами ответ на проповедь великого Павла.

http://pravmir.ru/areopagitskoe-bogoslov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010