Дионисий Ареопагит Об именах Божиих, 1, 4. Раннехристианское богословие неустанно комментировало один из текстов Павла. Это отрывок из Послания к Ефесянам: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф. 4,16 ). Отец есть Бог над всеми, принцип всякого бытия. Воплощенный Сын есть Бог с нами. Это не кто иной, как Логос, образующий мир Своими творческими словами. Дух есть Бог в нас, Дыхание, Pneuma, оживотворяющая все и приводящая все вещи к их усовершению. Логос предстает как порядок и разумность, Пневма – как движение и жизнь. Таким образом, скажет Максим Исповедник , созерцание вещи есть обретение троичного опыта: само бытие вещи указывает на Отца, заключенный в ней смысл, логос, говорит о Логосе, а ее устремленность к полноте и красоте являет животворящего Духа. Над всеми – Отец, и Он есть глава Христа. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Ириней Лионский Против ересей, 5, 18, 2. Отец сотворил все вещи Словом в Духе. Тем самым утверждается Единство Троицы, тем самым провозглашается в Церкви Единый Бог над всеми, и чрез всех, и во всех ( Еф. 4, 6 ): над всеми – как Отец, начало и источник, чрез всех – [действующий] Словом, и во всех – в Духе Святом. Афанасий Александрийский Письма к Серапиону, 1, 28. Блаженная Троица нераздельна и обладает Единством в отношении Себя Самой. Ты говоришь: Отец. Тут же присутствует и Слово, и Дух, пребывающий в Сыне. Ты говоришь: Сын. Но и Отец присутствует в Сыне, и Дух не пребывает вне Слова. Едина благодать, исходящая от Отца чрез Сына и совершающаяся в Духе Святом. Едино Божество… Есть лишь Один Бог, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Дионисий, слушая внимательно слова Павла, сохранил их в сердце своем. Прочие старейшины просили Павла объяснить им свое учение в другое время, но Дионисий, будучи мудрее их, начал беседовать с Павлом наедине. «Какого Бога у вас почитают?» – спросил у него Павел. Ареопагит указал ему на Сатурна, Венеру, Зевеса, Вулкана, Меркурия, Бахуса, Диану и других. Осмотрев капища их вместе с Дионисием, Павел увидел жертвенник, на котором была надпись «Неведомому Богу», и спросил Дионисия: «Кто ж это Бог неведомый?» Дионисий отвечал, что ОН еще не явился между богами, но придет в свое время и будет царствовать над небом и землею, и царствию Его не будет конца. Апостол, услышав это, начал с его же слов показывать ему истину и сеять на добрую землю слово Божие, объясняя, что «сей ожидаемый Бог уже пришел, что Он родился от Пречистой Девы Марии, что Он претерпел страдания, пригвожденный ко кресту, для спасения рода человеческого, и что солнце, не стерпев вида Его страданий, померкло и не освещало вселенной три часа. Сей Самый Бог, – продолжал Апостол, – воскрес из мертвых и вознесся на небо. И так уверуй в Него, Дионисий, познай Его и послужи истинно истинному Богу, Иисусу Христу!» Дионисий, вспомнив о тьме, которая была по всей земле и на которую указал ему Павел, тотчас уверовал, что точно Бог страдал в то время в человеческом теле, и с сей минуты открыл сердце свое к познанию неведомого Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Благодать Божия озарила его, и он попросил Апостола помолиться о нем, чтоб Господь стал к нему милостив и принял его в рабы Свои. Павел, оставляя уже Афины, повстречался со слепорожденным, известным целому городу. Слепец попросил Апостола возвратить ему зрение. Раб Христов, осенив глаза его крестным знамением, сказал: «Господь мой и Учитель Иисус Христос, Который, брением помазав очи слепого, возвратил ему зрение, да просветит и тебя Своею силою!» Слепец тотчас прозрел, и Павел приказал ему идти к Дионисию и сказать: «Павел, раб Иисуса Христа, послал меня к тебе напомнить о твоем обещании придти к нему, чтобы принять от него крещение и отпущение грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве – Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. «Божество неименуемо, – говорит святитель Григорий Богослов . – Не один разум показывает это, но и... мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей... могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». 17 Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание... Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту , является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом . Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» ( 1Пар. 29:11–12 ). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» ( Ис. 48:13 ); Бог «держит все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Другие образы ангелов, неантропоморфные. Перед вами серафим из церкви Спаса Преображения на Ильине улице, в Новгороде. Феофан Грек расписал эту церковь в 1378 году. Слово «серафим» встречается в Библии в книге пророка Исайи: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». «Серафим» в переводе с древнееврейского означает «пламенеющий, огненный», поэтому в Ерминиях (руководствах для иконописцев) изображать серафимов предписывалось красными. Дионисий Ареопагит писал о них: «…имена сии выражают Богоподобные их свойства. Ибо, что касается до наименования Серафимов, то оное ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, — также их способность действительно возводить низших в горние, возбуждать и воспламенять их к подобному жару; равно как означает способность, опаляя и сожигая, таким образом очищать их, — всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую, светообразную и просвещающую силу их, прогоняющую и уничтожающую всякое омрачение». Патриарх константинопольский Герман писал, что дьяконы во время Литургии изображают серафимов. Именно серафимов и херувимов у нас чаще всего помещают на изображения на рипидах (опахалах, которые используются во время Литургии). На западе, в латинской традиции, серафимов предписывалось изображать голубым цветом, поэтому в XIX веке, на поздних русских иконах часто будут путать серафимов и херувимов: серафимы могут изображаться синими, а херувимы красными. Не удивляйтесь, это западное влияние, которое после XVIII века активно присутствует в нашей иконописи. Херувим. Это изображение Святого Макария с херувимом, исполненным очей. Посмотрите, у него на крыльях изображены глаза, т.к. Херувимов называют «многоочитыми». Дословно с дрейнееврейского «херув» переводится как «подобие цветущей юности». Также из переводят, как «многое знание», «многое разумение», «излияние премудрости», т.к. они считаются хранителями Божественной мудрости. В отличие от серафимов, имеющих 6 крыльев, у херувимов обычно два крыла, это их отличительный знак. Но не всегда было так, в разное время было по-разному. Очень часто серафимов и херувимов смешивали в единое целое, и получалось нечто среднее. В средневековом искусстве херувимы часто изображались с 4-мя крылами, но с руками и ногами, что было их характерной особенностью и отличием от серафимов. Они достаточно часто упоминаются в Библии. Именно огненных херувимов Бог поставил стражами на восточной стороне Эдема после изгнания Адама. Быт. 3,24: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

е. терпения страданий. — Ред.) Я и пришел (Ин. 12:27). Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Жертва Сына Божия совершенно добровольна: Я отдаю жизнь Мою, никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее (Ин. 10:17–18). И эта добровольная Христова Жертва приносится во имя нашего спасения: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира (Ин. 6:51). Чтобы человек освободился от смерти, должен был умереть Сын Божий — в этом заключается великая тайна Искупления. Добровольное принятие смерти Сыном Божиим есть необходимое условие победы над ней: Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14). «Пребывая Богом, Христос соглашается стать смертным; ибо единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места» (Б.Н. Лосский). Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. Евр. 2:14 Смерть Христа на Кресте открывает всю полноту любви Божией к человеку: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас (Рим. 5:8). Крестные Страдания и смерть Спасителя — это не просто событие, запечатленное на страницах Евангелия, или факт, констатируемый историками-хронистами Римской империи, — это ужасающая реальность, потрясшая не только человеческие души, но даже и саму неодушевленную природу. Во время крестных страданий Спасителя сделалась тьма по всей земле (Лк. 23:44), — говорит евангелист. Об этой тьме свидетельствуют и языческие писатели-историки: римский астроном Флегонт, Фалл, Юний Африкан. Один из них воскликнул: «Умер кто-либо из богов!» Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит был в то время в Египте, в городе Гелиополе. Когда внезапно спустилась тьма, он сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». После Своей смерти Господь был погребен, и Его тело покоилось во гробе до третьего дня. Во время Своей земной жизни Иисус Христос не раз говорил о Своем погребении: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12:39; Мк. 8:12; Лк. 11:29), пребывавшего три дня во чреве кита (об истории пророка Ионы см. в разделе «Священная история Ветхого Завета»). После смерти тело Спасителя было погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому. Пребывая телом во гробе до Своего Воскресения, Господь душой сошел во ад, оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная с Адама и Евы.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Еретик, т.е. тот, кто проповедует ересь, и те, кто следуют за ним, хорошо зная, что он проповедует ересь, находятся тем или иным образом в оппозиции к Церкви. А пребывающий в конфликте с Церковью не может быть очищен Кровью Христовой от всякого греха. Для этого необходимо пребывать в Истине. " Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы, - пишет возлюбленный ученик Господа. - Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха " . " Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына " . Вот условие: чтобы иметь благодать, надо пребывать в Истине. " Истина есть ничто иное, как благодать Христова " , - пишет св. Симеон Новый Богослов (Слово 22). Следовательно, отделение еретика от Церкви никак не связано с решениями архиерейского собора. Православный собор - это хирург, отсекающий гнилой член от Тела Церкви. Это не собор, умерщвляющий отсеченный член. Член был мертвым еще до того, как собор решил отсечь его. Конечно, епископы имеют власть отлучать от Церкви, но лишь тех, кто уже духовно мертв. Православный и праведный пребывает живым и непоколебимым в Церкви Христовой, верша суд и не будучи никем судим, каким бы отлучениям, анафемам и низложениям ни подвергали его епископы, будь они даже православными. " Если епископ отлучает от Церкви не согласно с волей Божией, то это не означает непременного Божественного приговора " , - сказал Св. Максим Исповедник, который знал, о чем говорил. А Св. Дионисий Ареопагит пишет: " Таким же образом, в качестве возвестителя Божественных решений, первосвященник имеет власть отлучать от Церкви; конечно, не потому, что всепремудрое Богоначалие рабски подчиняется, если дерзнуть так выразиться, всем его капризам, но потому, что он послушен Духу, Который есть начало всякого таинства и Который вещает его устами, потому что он отлучает тех, кто уже осужден Богом, именно в силу их недостойного поведения " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/284/...

«Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Пет. 2:20 ). 303. Могут ли быть прощены грехи, совершённые после Крещения? Для согрешивших после Крещения есть средство получить прощение грехов: это – покаяние . О Миропомазании 304. Что такое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании частей тела освящённым миром (составом из масел и благовоний – ред. ), во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. 305. Что говорится об этом Таинстве в Священном Писании? О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у евангелиста Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святаго. 306. О внешнем действии Миропомазания следует предполагать, что слова евангелиста Иоанна относятся и к нему. Также известно, что апостолы, для подавания крещаемым даров Святого Духа, употребляли рукоположение (см. Деян. 8:14–17 ). Преемники же апостолов вместо этого стали употреблять Миропомазание , чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (см. Исх. 30:25 ; 3Цар. 1:39 . Святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 4). 307. В чём состоит особенность святого мира? Право освящать святое миро принадлежит высшим иерархам как преемникам апостолов, совершавших рукоположение для подавания даров Святого Духа. 308. Что означает помазание святым миром частей тела?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если имя «Элоним» (Бог) может использоваться в ветхозаветных текстах как титул, означающий «судья», «судьи», по отношению к языческим «богам» и даже к людям, осуществляющим судебные функции, то Имя «Янве» (Господь), никогда, как собственное Имя Бога, не используется в качестве титула по отношению к тому, что не есть Божество. В этом случае известные слова: «…и никто не может назвать Иисуса Господом (то есть Янве. – О.С.), как только Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ), – не оставили бы сомнения и для господина Фурули в том, что Сын Божий – и есть Господь Бог . Ибо только Духом Святым можно постичь великую благочестия тайну, что «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 16 ). (И хотя во многих авторитетных новозаветных рукописях стоит не «Бог», а «Который», но у нас есть достаточно свидетельств древних отцов, цитировавших это место (или выражавших подобную мысль) именно со словом «Бог»: Игнатий Богоносец (Послание к Эфесянам, 7), Ипполит Римский (Против Ноэта, 8, 17), Дионисий Ареопагит , Григорий Нисский , Иоанн Златоуст …) Что значит: «показал Себя Ангелам»? Ответ очевиден: даже Ангелы постигали характер Бога, распознавали Его истинные намерения ко всему творению в Сыне Его – Господе нашем Иисусе Христе. Сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). – Словосочетание: «сущий в недре Отчем» указывает на единство Божественной природы и Отца и Сына. Ибо как от человека рождается человек, так и от Бога предвечно рождается Бог. 31 . Не сумев объяснить наличия в Библии свидетельств о Христе как об Истинном Господе, автор заявляет: «Исследуя эти тексты, в первую очередь важно помнить о факторе времени». Здесь г-н Фурули опять недомысливает, что то, что он называет фактором времени – и есть главное отличие Церковного понимания библейского текста от сектантского (временем обусловленного). Ибо в Церкви формируется и канон книг Библии, и правильное понимание текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если мы внимательно рассмотрим эти грамматические параллели ( скитались, где скитались; живи, где будешь жить; милую, кого милую; милосерден, с кем милосерден ) то не остается сомнений в смысле конструкции: это отказ от сообщения деталей. Не остается сомнений и в том, каков смысл Исх 3:14: Бог отказывается уточнять про Себя, Кто Он. Он отказывается сообщать свое имя – точно так же, как ночной противник Иакова в 32-й главе книги Бытия или ангел в 13-й главе Судей. Вспомним эти рассказы. Это будут уже не грамматические, а смысловые параллели. Быт 32:22-30 …Той же ночью Иаков встал‚ и, взяв с собой обеих своих жен‚ обеих наложниц и одиннадцать сыновей, вброд перешел реку Иавок – перевел их на другой берег, и переправил все, что у него было. И остался Иаков один, и Некто, вступив с ним в схватку, боролся с ним до самой зари. Увидев‚ что не одолевает Иакова‚ Он ударил его по бедру – так, что после той схватки бедро Иакова было вывернуто из сустава, – и сказал Иакову: –  Отпусти меня. Уже взошла заря. Иаков ответил: – Не отпущу‚ пока не благословишь меня. Тот спросил: –  Как твое имя? Он ответил: –  Иаков. И тогда Тот сказал: –  Отныне ты будешь зваться не Иаков‚ а Израиль, ведь ты боролся с Богом и с людьми – и выходил победителем. Иаков попросил: – Назови мне свое имя! Тот сказал: –  Зачем ты спрашиваешь меня о моем имени? И благословил Иакова. Незнакомец не дает ответа и Иаков понимает, что боролся с Богом. Бог не дает ответа о своем имени. Суд 13:17-22. Маной сказал ангелу Господню: «Как твое имя? Мы возблагодарим тебя, когда твое слово сбудется.  Ангел Господень сказал ему: Зачем ты спрашиваешь меня о моем имени? Оно непостижимо Ангел возносится в пламени, поднявшемся над жертвенником и Маной понимает, что видел Бога. Бог не дал Маною ответа о своем имени. Иными словами, отказ Бога называть свое имя – характерный топос для ветхозаветных повествований. Это не случайно: в мире Ветхого Завета, как и вообще во многих архаических культурах, знать имя – означает знать сущность. Отказ Бога назвать Свое имя – своего рода древневосточный аналог позднейшему апофатическому богословию.

http://pravmir.ru/m-g-seleznev-esli-byi-...

За ним иподиакон держит поднос с митрой. Митра — головной убор, символизирующий корону — знак высокого служения (в древности на Востоке такие короны носили императоры). На Востоке митры появились после падения Византии и гибели византийского императора. Еще в XIV веке они не были приняты, но постепенно входят в употребление. (Митры были только в Александрийской Церкви.) Митру имеет право надевать епископ или архимандрит (настоятель монастыря). Указом Императора Павла в 1797 году митру стали давать как высокую церковную награду и заслуженным священникам — протоиереям . Митра епископа от митры священника отличается только тем, что на епископской вверху есть крест. После облачения владыка принимает дикирий с трикирием и благословляет народ. Воздев руки, епископ молится перед началом всесвятой службы, призывая Святой Дух прийти и действовать на сей службе. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вездесый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси Блаже, души наша». Затем, воспевая пришествие Спасителя, подобно Ангелам, присутствовавшим при Рождестве Христовом, архиерей произносит: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (что переводится как: Слава в вышних Богу и на земле мир людям Его благоволения )». И, прося укрепить его уста в произнесении страшных и ответственных слов Литургии: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Начинается Литургия. Подробно говорить о чинопоследовании Литургии мы не будем — для этого в книге есть отдельная глава. Мы коснемся тех моментов, которые имеют отношение к рукоположению. Во время начальных песнопений Литургии ( антифонов ) владыка стоит на архиерейском амвоне и молится. Как во время служения Литургии священник читает определенные тайные молитвы , так и владыка про себя или в полголоса читает особые тайные молитвы по особой книге — Чиновнику . Перед службой (по другой традиции — в начале службы) иподиакон приносит кувшин и омывает руки епископу. Это нужно для того, чтобы владыка совершал богослужение и касался святыни. При омовении рук читается молитва: «Омою в невинности руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». Видимое омовение рук символизирует освобождение души от всего постороннего и отвлекающего от молитвы, ибо «приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься даже от окраинных фантазий души» (св. Дионисий Ареопагит ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010