Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛУКИАН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Лукиан Александровский Лукиан Александровский, Переяславский (ок. 1610 - 1655 ), игумен , основатель и настоятель Лукиановой пустыни , преподобный , местночтимый святой Владимирской митрополии Память 8 сентября (Владимирск. , РПЦЗ ) и в Соборе Владимирских святых В миру Иларион Дмитриевич, родился около 1610 года. Его родителями были Димитрий и Варвара, благочестивые и состоятельные граждане города Галича Костромской губернии. Они прожили в любви и согласии долгое время, но не имели наследника. Они непрестанно молились о разрешении от бесплодия и однажды дали обет, что если Бог услышит их молитву, они, воспитав свое дитя, постригутся в иноческий образ. Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий вспомнил о данном им обете иночества и приказал супруге собирать его в дорогу к безмолвной пустыни. Иларион упросил отца не оставлять его сиротой и взять с собой туда, где он мог бы разделить с ним труды и молитвы. Найдя пустынное место в Брынском бору, Димитрий водрузил там крест, построил келью и, приняв от одного пресвитера пострижение с именем Дионисия, стал жить с сыном в полном уединении. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же он перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Благочестивый отрок старательно и охотно учился молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию, во всем подражая отцу. Из жития схимонаха Дионисия известно, что он носил на теле железные вериги и власяницу, непрестанно пребывая в посте и молитве. Спустя некоторое время начала собираться к нему братия и составилась малая обитель из двенадцати иноков. После кончины его (предположительно, в 1636 году) братия довершила обитель и устроила в ней церковь Живоначальной Троицы. Супруга Димитрия – Варвара, после слезной разлуки с мужем и сыном, раздала имение нищим, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине.

http://drevo-info.ru/articles/25326.html

Голос епископа, уважаемого по своим добродетелям, друга пр. Сергия Радонежского, был принят Великим Князем, – и Михаил жестоко был оскорблён разрушением своей мечты. Нашлись люди, которые усилили несогласие; указали наречённому митрополиту, что Дионисий не хочет оказывать ему никакого уважения, что, приехав в Москву, он не явился к Михаилу для принятия благословения. При первом же случае Михаил высказал своё неудовольствие на это Епископу Суздальскому. Тот отвечал: «не мне следовало являться к тебе, а тебе ко мне. Я Епископ, ты не более, как священник». Раздражённый таким ответом, Михаил возразил: «ты меня считаешь не более, как священником; а я из тебя сделаю менее, нежели священника; своими руками спорю с мантии твоей скрижали, лишь бы только возвратиться из Константинополя» 383 . После такой размолвки и Дионисий нашёл надобным ехать в Царьград. Узнав об этом, Михаил убедил В. Князя задержать епископа Суздальского в России, по крайней мере, до истечения года после посвящения Михаилова. Димитрий принял свои меры; держал Дионисия под строгим присмотром и не выпускал из Москвы, доколе тот не уверил В. Князя, что не думает более о путешествии в Царьград, и поручителем в верности своего слова представил Игумена Радонежского. Получив таким образом свободу, Епископ Суздальский удалился в Нижний Новгород, а оттуда немедленно отправился водою в Царьград. Тогда и Михаил, злобясь на Дионисия и на поручителя его, начал спешить своим отправлением в путь. Он отправился с огромною свитою из духовных и светских лиц: с ним было три архимандрита: Иоанн Петровский из Москвы, Пимен Переяславский и Мартин Коломенский, – протоиерей московского Успенского собора и клир Владимирской соборной церкви, печатник митрополичий и двое переводчиков, бояре митрополичьи и слуги. С ними В. Князь отпустил своего боярина, которому поручил управление свитою, представлявшею из себя целый полк, и дал Михаилу «неписанные грамоты» за своею печатью, на случай надобности в деньгах. После всех приготовлений Михаил, наконец, двинулся из Москвы (в июле 1379 г.), провожаемый самим В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30 сент. 1940 г. под давлением оккупационных властей Варшавский митр. Дионисий (Валединский) принял решение об архиерейской хиротонии И. Огиенко. 9 окт. 1940 г. он был пострижен в монашество с именем Иларион (в честь прп. Илариона Печерского) в Яблочинском Свято-Онуфриевском мон-ре, 10 окт. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея и возведен в сан архимандрита. 19 окт. на соборе епископов ПАПЦ в Холме (ныне Хелм, Польша) состоялось наречение И. во епископа Холмского и Подляшского (Холмско-Подляшская епархия была территориально выделена из митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ). 20 окт. того же года хиротонисан во епископа Холмского и Подляшского. В хиротонии участвовали Варшавский митр. Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и Люблинский еп. Тимофей (Шреттер) . В тот же день возведен в сан архиепископа. 3 нояб. состоялась интронизация И. на Холмской кафедре. И. основал при Холмском соборе типографию и изд-во, большую епархиальную б-ку. Многие из его проповедей были изданы или разошлись в рукописных списках. В этот же период он написал множество стихотворных и прозаических произведений, в основном духовно-назидательного содержания. После начала Великой Отечественной войны вступил в переговоры с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским) , к-рый возглавлял на оккупированной территории УССР автономную Украинскую Православную Церковь, находившуюся в каноническом общении с Московской Патриархией. На Соборе автономной УПЦ, состоявшемся в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре 8-9 дек. 1941 г., митр. Алексий выдвинул И. кандидатом на замещение Киевской кафедры, рассматривая это как возможный компромисс со сторонниками неканонической УАПЦ. Собор поддержал это предложение, указав, что И. должен быть назначен не митрополитом Киевским, а архиепископом Киевским и Переяславским. Однако в дальнейшем это назначение не было осуществлено, т. к. И. не получил разрешения оккупационных властей на выезд из Холма. Являясь сторонником укр. церковной автокефалии, И.

http://pravenc.ru/text/389195.html

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дионисий (Балабан-Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона, бывший епископ Луцкий и Острожский с 28.02.1658 10.05.1663 Лазарь (Баранович), епископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (повторно) с октября 1654 по май 1661 епископ Черниговский и Новгород-Северский Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 05.05.1661 по 1662 предан анафеме, устранён от управления, вернулся в 1664 Дионисий (Балабан Тукальский), митрополит экзарх Константинопольского трона (повторно) 10.05.1663 Иосиф (Нелюбович Тукальский), митрополит бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге; до 1667 Афанасий (Желиборский), епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович), епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву; неизвестно Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константиноп. патриархом, экзарх с 1669 по 1676 не был принят; 26.07.1676 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) епископ Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий), митрополит бывший епископ Перемышльский, утверждён Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона 26.11.1679 Лазарь (Баранович), архиепископ Черниговский местоблюститель Киевской митрополии (четвёртый раз) с 1679 по 1685 епископ Черниговский и Новгород-Северский 03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Имена Сведения Гедеон (Четвертинский кн. Святополк), митрополит бывший епископ Луцкий и Острожский, возведён с 08.11.1685 избран 8.07.1685 06.04.1690 Варлаам (Ясинский), митрополит рукоположен с 31.08.1690 22.08.1707 Иоасаф (Кроковский), митрополит рукоположен с 15.08.1708 01.07.1718 Кирилл (Шумлянский), епископ Переяславский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

563 ...в церкви Богоявления Господа нашего Исуса Христа за Ветошным рядом. – В Москве было три Богоявленских монастыря. Один – на Ильинском крестце, второй на Никольской улице, третий – в Кремле, у Троицких ворот (это было Троицкое подворье). «Погребальных пний ради» архимандрита Дионисия привезли в Богоявленский монастырь на Никольской улице за «Втошным рядом», после чего погребение состоялось в Троице-Сергиевом монастыре. 564 ...нкий велъможа именемъ князъ Алексй Воротынской... – Алексей Иванович Воротынский, воевода в Туле (ум. в 1642 г.), известен как заказчик иконы «Преподобные Сергий и Никон Радонежские со ученики», находившейся в притворе Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (см.: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиева монастыря. Сергиев, 1920. С. 36). 565 ...инокъ Антоний, рекомый Яринский. – Был пострижен в монахи в 1645 г. из священ-ников в Переславле (Вкладная книга... С. 208). 567 ...октября въ 26 день на празникъ святого великомученика Димитрия ... – Речь идет о Димитрии Солунском, греческом святом. 568 Отпуст – краткое молитвенное благословение священника, после которого молящиеся покидают храм. 569 Архимарит же Андреан и келарь Аврамий Подлсов... – Названы те власти Троице-Сергиева монастыря, при которых Симон Азарьин был казначеем (1634–1645). См. записи о вкладах: Вкладная книга... С. 175 и 180. 573 ...на Москв на Троицкомъ Сергиеве подвории у Богоявления в монастыри... – Троицкое подворье находилось в Богоявленском монастыре на территории Московского Кремля, у Троицких ворот. См. также сноску 85. 574 ...с протопопомъ Иваномъ Нероновым... – Иоанн Неронов (1591–1670) – священник, нижегородец, служил в Москве с 1640-х гг., был ключарем Успенского собора Московского Кремля, затем протопопом московского Казанского собора на Красной площади. Иван Неронов принимал у себя протопопа Аввакума, в дальнейшем выступал против нововведений патриарха Никона , за что был удален из Москвы: в 1654 г. его сослали в глухой Кандалакшский монастырь, откуда он бежал на Соловки; затем он снова в Москве, в Иосифо-Волоколамском и, наконец, в Переяславском монастыре. Исключение этой главы из Погодинского списка показывает, что к концу XVII в. его упоминание было нежелательным в определенных кругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Опис. киев. соб. 137). 379 Получивши грамоту Мелетиеву, Ипатий долго молчал и уже по вступлении на митрополию в 1601 г. отвечал с насмешками и грубостями (Оп. киев. соб. 147–148). Грамота патр. Мелетия к Ипатию в польском переводе и ответ последнего на том же языке издал Лев Кишка (жизнеописатель Ипатия) в конце «Поучений и бесед Ипатиевых», напечат. в Супрясле в 1714 г. 380 Степань – ныне волынской губернии, ровинского уезда. Степаньская оби тель св. арханг. Михаила делается известною с 1572 г., как видно из писем Константина Острожского, которыми он и его потомки жертвовали монастырю «десятину всякаго хлеба; в 1539 г. – село Мидско; в 1603 г. – землю, называемую Лобников; в 1621 г. – деревню Белые Берега с 6 подданными» (Киевл. 1850 г., 45–50 «О городе Степане»). 384 Мелетий Смотрицкий говорил слово над гробом Леонтия, изд. в Вильне в 1620 г. (о Леонтии см. Маяк 1843 г., кн. XXI, также Слов. дух. пис. м. Евгения II, 7–8). 385 Феофан имел от константинопольского патриарха Тимофея грамоту с правом исправлять в России иерархические дела (Опис. киев. соб. 154–155). 387 Ист. унии. Б. К. 74; Опис. киев. соб. 154–156; Любоп. месяцеслов 1775 г.; Киевл. 1850 г., 49; Слов. дух. пис. I, 211. – Иезекииль Куруевич был последним православным епископом владимирским. На луцкой кафедре преемниками Исаакия были: Афанасий Пузина ок. 1634 г. (см. Протест луцкого братства о нападении на него «схоластиков иезуитской коллегии» 1634 г. в Пам. киев. ком. I, отд. I, 204). Преемником Пузины видим ок. 1650 г. Дионисия Балабана (с 1657 г. митрополит киевский). После Дионисия – Гедеон, князь Четвертинский, с 1657 по 1685 г., в котором посвящен в киевские митрополиты. Луцкую епархию отнял у него Иосиф Шумянский, епископ львовский, для брата своего Афанасия, и заграбил все его имение. После Гедеона в конце XVII или в самом начале XVIII в. был епископом луцким Мелетий Жабо-Шумлянский. Последний православный епископ луцкий и всей Волыни – Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г., в том же году выгнан из Волыни униатами и умер епископом переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Синода УПЦ от 23 дек. 2010 г. в состав П.-Х. в. были введены Переяслав-Хмельницкий, Бориспольский, Обуховский и Васильковский районы Киевской обл.; викариатством управлял не архиеп. Александр (Драбинко), а викарий Киевской епархии Васильковский еп. Пантелеимон (Поворознюк) , 25 сент. 2013 г. из Киевской епархии была выделена Бориспольская и Броварская епархия, в состав к-рой вошли г. Переяслав-Хмельницкий и район, однако г. Переяслав-Хмельницкий был сохранен в титуле викария Киевской митрополии. 23 нояб. 2013 г. митр. Владимир возвел Переяслав-Хмельницкого и Вишнёвского архиеп. Александра в сан митрополита. 15 дек. 2018 г. митр. Александр принял участие в «Объединительном соборе», объявившем о создании Православной церкви Украины (ПЦУ), присоединился к новосозданной церковной структуре. Решением Синода УПЦ от 17 дек. 2018 г. митр. Александр был освобожден от должности викария Киевской митрополии и запрещен в священнослужении. Тем же постановлением Синода епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии, был избран архим. Дионисий (Пилипчук), его епископскую хиротонию 19 дек. того же года возглавил Блаженнейший митр. Киевский Онуфрий (Березовский). Епископы. Переяславский, викарий Полтавской епархии Петр (Киреев; осень 1922 - 12 февр. 1923). Переяслав-Хмельницкие, викарии Киевской епархии: Нестор (Тугай; 11 нояб. 1954 - 16 марта 1961), Боголеп ( Анцух; 5 февр.- 25 мая 1965), Феодосий (Дикун; 4 июня - 7 окт. 1967), Владимир (Сабодан; 28 нояб. 1968 - 20 марта 1969), Савва (Бабинец; 30 марта 1969 - 2 февр. 1972), Варлаам (Ильющенко; 22 окт. 1972 - 18 марта 1977), Антоний (Москаленко ; 13 окт. 1985 - 30 дек. 1986), Палладий (Шиман; 8 февр. 1987 - 30 нояб. 1988), Ионафан (Елецких; 23 апр. 1989 - 23 апр. 1991), Сергий (Генсицкий; 23 янв.- июнь 1992), Антоний (Фиалко; 27 июля 1992 - 22 июня 1993), Иоанн (Сиопко; 13 дек. 1996 - 26 июля 2000), Митрофан (Юрчук; 30 июля 2000 - 31 мая 2007; с 9 июля 2003 в сане архиепископа), Александр (Драбинко; 19 дек. 2007 - 17 дек. 2018; с 19 дек. 2010 в сане архиепископа, с 14 июня 2011 с титулом «архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишнёвский», с 23 нояб. 2013 в сане митрополита), Дионисий (Пилипчук; с 19 дек. 2018).

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Гермогена Сказание о явлении Казанской иконы Б. Матери и совершившихся от нее чудесах (1594 г.) 416 и Житие святителей Гурия и Варсанофия 417 ; Ионы Думина, архиепископа вологодского (с 1589 г.), Житие Александра Невского и похвальное ему слово 418 . Филофея Пирогова, инока Герасимова Болдина монастыря, Житие прен. Нила Столбенского (подвижн. XVI в.) 419 ; Нифонта, инока Антониева, а впоследствии Троице – Сергиева монастыря, Житие (переделанное из прежнего) и Сказание о чудесах (1578 – 1598 г.) Антония Римлянина, Воспоминание о св. Ионе, архиепископе новгородском и Повесть о его чудесах 420 ; Нафанаила, инока Корнилиева мон., Житие преп. Корнилия Комельского; воеводы Семена Романовича Олферева и инока переяславского Данилова мон. Сергия, Повесть о благоверном Романе, кн. углицком; неизвестных авторов: Житие Василия блаж., московского юродивого, и моск. митр. Филиппа 421 . В первую половину XVII в.: кн. Сем. Иван. Шаховского, два похвальных слова – одно московским святителям Петру, Алексию и Ионе, другое – юродивым Прокопию и Иоанну устюжским 422 ; инока Борисоглебского ростовского монаст. Александра, Житие преп. Иринарха ростовского (†1616 г.) 423 ; инока Соловецкого, посл. Ипатьевского монастыря Сергия, Сказание о свят. Иоанне и Логине Яренских (1638 г.) 424 ; Мартиниана, Сказание о их явлении; свящ. Иакова, Сказание о мощах святого в Инкерманском (в Крыму) храме; Каллистрата Осорьина, муромского губного старосты, Житие преп. Юлиании Лазаревской и Повесть об унженском чудотворном кресте; Колязинского игумена Илариона Житие преп. Иринарха соловецкого; думного дьяка Ивана Граматина Сказание об иконе Знамения Богородицы; Ивана Наседки Записка о жизни преп. Дионисия Троицкого; келаря Троице – Сергиева мон. Симона Азарина Житие преп. Дионисия и Записки о новых чудесах преп. Сергия Радонежского 425 ; неизвестных авторов: Жития пр. Макария унженского, Кирилла новоезерского, кн. Анны Кашинской, Артемия Веркольского, Галактиона Вологодского, Адриана и Ферапонта Монзенских, юрод.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Харитона Сянжемскаго (†1509) Иосифа Волоколамскаго (†1515) Герасима Чернаго (XV †XVI), Кассиана Босаго († 1532) и Фотия старца (†1554), Волоколамских Пахомия (†ок. 1515) и Пафнутия (†1515) Кенских Геннадия Важеозерскаго (†1516) Давида Серпуховскаго (†1520) Иннокентия Комельскаго (†1521) Владимира Белопесоцкаго, Серпуховскаго (†ок. 1522) Евфимия Архангелогородскаго (†ок. 1523) Игнатия Прилуцкаго (†1523) Филиппа Ирапскаго (†1527) Феогноста Перемышльскаго (†1530) Кирилла Новоезерскаго (†1532) Онуфрия Катромскаго (†ок. 1532) Макария Оредежскаго (†1532) Александра Свирскаго (†1533) Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия Островских (XVI) Ионы Клименецкаго (†1534) Корнилия (†1537), Кассиана (†1537), и Лаврентия (†1548) Комельских Лонгина Коряжемскаго (†1540) Даниила Переяславскаго (†1540) Иродиона Илоезерскаго (†1541) Стефана Озерскаго, Комельскаго (†1542) Иоанна и Лонгина Яренгских (†ок. 1544 †1545) Леонида Пошехонскаго (†1549) Киприана Тропскаго, Ярославскаго (сер. XVI) Зосимы Ворбозомскаго (†ок. 1550) Арсения Комельскаго (†1550) Иоакима Опочскаго (†ок. 1550) Нифонта Телеговскаго, Устюжскаго (†1553) Герасима Болдинскаго (†1554) Аркадия Дорогобужскаго (XVI) Нила Столобенскаго (†1554) Максима Грека (†1556) Антония Сийскаго (†1556) Александра, Иоакима и Илии Сийских (XVI) Никифора Важеозерскаго (†1557) Вассиана и Ионы Пертоминских (†1561) Симона Сойгинскаго (†1562) Ионы и Нектария Казанских (†после 1563) Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго († 1565) Нифонта Кожеезерскаго (†1565) Иоасафа, затворника Нижегородскаго (†1567) Димитрия инока, Нижегородскаго Феодосия Тотемскаго (†1568) Зиновия Отенскаго (†1568) Арсения Новгородскаго (†1570) Феодорита, просветителя Кольскаго (†1571) Христофора Сольвычегодскаго (†ок. 1572 †1582) Кирилла Астраханскаго (†ок. 1576) Афанасия Сянжемскаго (†после 1577) Анании иконописца, Новгородскаго (†1581) Никона и Дионисия Новгородских Никандра Псковскаго (†1581) Трифона Печенгскаго, просветителя Кольскаго († 1583) Варлаама, игумена Махрищскаго, епископа Суждальскаго (†1585)

http://pravoslavie.ru/2368.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010