В Паризиях предание связывало мученическую кончину Д. А. с «горой мучеников» (лат. Mons Martyrum, совр. Монмартр). Сщмч. Дионисий Ареопагит. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. В Третьем Житии Д. А. из местного миссионера, просветителя округа Паризиев, превращается в главу апостольской миссии во всех провинциях к западу от Рима. Его деятельность охватывает Арелат на юге Галлии, Аквитанию на западе, Белловак на севере и даже Испанию. Кафедра Д. А. находится в Паризиях, буд. резиденции франк. королей Хлодвига I и Дагоберта I, городе, где в 754 г. новая династия Каролингов получила от папы Стефана II подтверждение легитимности своей власти. В Житии подчеркивается достоинство Римской кафедры, к-рая рассылает миссионеров по зап. провинциям Римской империи. В «сакральной географии» Жития крайними точками являются Афины, откуда происходил Д. А., и Паризии, где он мученически скончался. Центральный пункт его деятельности - Рим, где святой принял епископский сан от сщмч. Климента. Эти мотивы созвучны церковно-политическим устремлениям Римских пап VIII-IX вв., утверждавших, что Рим, расположенный между Востоком и Западом, призван хранить христ. мир, заботиться о благе Церкви и чистоте веры во всей империи ( Gouillard J. Aux origines de l " iconoclasme: le témoignage de Grégoire II?//Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation de Byzance. P., 1968. Vol. 3. P. 243-307). В Житии нет информации о жизни Д. А. в Афинах до его прибытия в Рим. Для заполнения этой лакуны в Риме было составлено послание к примикирию Онисифору, приписанное некоему греч. хронисту Евгиппию Аристарху (вымышленные лица). Послание представляет собой ответ Аристарха, человека сведущего в древней истории, на просьбу гос. чиновника Онисифора, желавшего узнать подробности жизни и подвигов Д. А. В начале послания описываются географическое положение Афин, легендарная история ареопага, проповедь ап. Павла, совершенные им чудеса и обращение Д. А. в христианство (фрагмент сохр. в составе проповеди о Д. А., Рустике и Елевферии, написанной в Сен-Дени в XI-XII вв.- ActaSS. Oct. T. 4. Col. 403-405; BHL, N 2187). По словам Гилдуина, видевшего произведение целиком, в послании описывалась история Д. А. до прибытия в Рим. Гилдуин считал, что послание переведено с греч. языка.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 октября 2024 года 3. Среда. Сщмч. Дионисия Ареопагита , еп. Афинского. Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского . Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба сщмч. Дионисия Ареопагита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й – 3, и ины стихиры священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Приидите, вернии…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Небеснаго знания…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Во святителех и мученицех…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница Нескверная…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

3. Понедельник. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Служба сщмч. Дионисия Ареопагита шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 1-й – 3, и ины стихиры священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Приидите, вернии...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Марие Богородице...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – священномученика, глас 4-й: «Небеснаго знания...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Света облаче...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспитавшейся во храме...». Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 6. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Во святителех и мученицех...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак священномученика. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и священномученика, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и священномученика. Апостол и Евангелие – дня и священномученика. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-16/

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

1998). Сведения о том, что П. И. писал богословские сочинения, сохранились у еп. Захарии Ритора: он указывал, что некий Иоанн Александрийский часть своих «еретических» (т. е. православных) сочинений приписал авторству П. И., чтобы «верующие дались в обман и приняли их». По мнению ряда ученых, П. И.- автор трудов, приписываемых сщмч. Дионисию Ареопагиту (см. в ст. Ареопагитики ). Эту гипотезу первым выдвинул Ш. Нуцубидзе в 1942 г. ( Нуцубидзе. 1942). В 1952 г. Э. Хонигман, с 40-х гг. ХХ в. занимавшийся вопросом авторства «Ареопагитик», самостоятельно пришел к тем же выводам, отчасти совпадая с Нуцубидзе в аргументации. Оба ученых основывались на сведениях Жития еп. Иоанна Руфа, в к-ром указано, что после серьезной болезни (очевидно, ок. 444) у Иоанна Лаза было видение, приведшее его к прозрению Божественной иерархии. По мнению Нуцубидзе и Хонигмана, это мог быть тот самый опыт, к-рый позже был изложен в «Трактате о небесной иерархии». Кроме того, Хонигман обратил внимание на то, что в древних монофизитских сир. месяцесловах дни почитания сщмч. Дионисия Ареопагита и вдохновившего его на написание трактата учителя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, следуют один за другим - 3 и 4 окт., и увидел в этом параллель с П. И. и его учителем Иоанном Лазом. По мнению В. М. Лурье, эти даты связаны с датой Успения Пресв. Богородицы (15 авг.): 3 окт.- 50-й день после Успения, своего рода Пятидесятница после Пасхи (существует ряд эфиоп. памятников, подтверждающих существование традиции называть Успение Пасхой); также 3 окт. является средней датой между Успением (15 авг.) и Введением во храм Пресв. Богородицы (21 нояб.). Память сщмч. Иерофея в копт. традиции (16 апр.) также связана с праздником Успения: этот день находится ровно посередине 206-дневного периода копт. Успенского цикла (между 16 янв., Успением, и 9 авг., Вознесением Пресв. Богородицы на небо). С празднованием Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании зимой 444 г. связано, очевидно, и само видение Иоанна Лаза ( Esbroeck. 1992. P. 436-445; Louri é . 2010. P. 192-199).

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Если не считать цитату из «Ареопагитик», речь свт. Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресв. Богородицы, авторство к-рого приписывалось ап. Иоанну Богослову (Ibid. P. 77, N 100), переведенный на лат. язык и к кон. V в. внесенный в Decretum Gelasianum как отвергаемая Церковью апокрифическая книга. Образ И. вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом визант., а впосл. и древнерус. иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа. Эти сведения нашли отражение и в визант. синаксарях (SynCP. Col. 103), в к-рых память И. помещается 4 окт., на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. И., подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10; IV 23. 3), к-рый называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях И. приписывается авторство мн. книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об И. как о сочинителе церковных песнопений ( Areop. DN. P. 143), к-рые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и слав. Прологи, на их базе свт. Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. Однако непонятно, на каких основаниях свт. Димитрий называет И. священномучеником: в визант. и слав. синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве И. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь И. Имя И. не попало в ранние визант. апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний зап. список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Т. о., почитание И. фиксируется только визант. синаксарной традицией с X в. В зап. календарях память И. под 4 окт. появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об И., почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресв. Богородицы,- болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование И. ( Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius//ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются нек-рые совр. исследователи (MartRom. Comment. P. 434).

http://pravenc.ru/text/293742.html

Состояние и размеры Аптекарского дома в первые же годы работы ун-та перестали удовлетворять его потребности. На углу Моховой и Б. Никитской улиц у кн. П. И. Репнина были арендованы земельные участки. В стоявших здесь зданиях стали читать лекции и проводить конференции. На новую территорию перенесли б-ку, открытую 3 июля 1756 г., уникальный минералогический кабинет, к-рый в 1791 г. был преобразован в Музей натуральной истории. Но полностью проблема размещения ун-та не была решена. В 1775 г. профессора подали в Сенат записку «О недостатках и нуждах Московского университета», предлагая перевести ун-т за город, но это предложение не было поддержано. В 1786 г. имп. Екатерина II Алексеевна разрешила ун-ту купить владения на Моховой ул. в приходе храма вмч. Георгия на Красной Горке и выделила 125 тыс. р. Среди новых университетских владений оказались земли неск. храмов, в т. ч. ц. во имя сщмч. Дионисия Ареопагита (упом. в 1625, была завещана Репниным ун-ту в 1780, разобрана в 1791 из-за ветхости), ц. свт. Леонтия Ростовского (возведена в 1514; архит. Алевиз Фрязин (Новый), к кон. XVIII в. обветшала и снесена в 1793) и ц. прор. Илии (основной престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). Последняя была обновлена в 1770 г., но в 1812 г. настолько пострадала от пожара, что уцелевшие святыни пришлось перенести в храм вмч. Георгия на Красной Горке. Проектированием здания ун-та занимался архит. В. И. Баженов, затем архит. М. Ф. Казаков . Симметричные крылья здания были возведены уже в 1784 г., закладка основной части состоялась 23 авг. 1786 г., церемония открытия прошла 23 авг. 1793 г. в новом, величественном актовом зале. Университетская ц. во имя мц. Татианы располагалась в левом крыле здания, она была расписана итал. худож. А. Клауди и освящена 5 апр. 1791 г. Московским и Коломенским митр. Платоном (Левшиным) . Перенесенные в нее древние иконы из разобранной ветхой ц. сщмч. Дионисия Ареопагита размещались в иконостасе, расположенном вдоль стены трапезной части храма.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В наст. время территория архиепископии включает исторический центр А., часть новых районов и пригородов: Дафни, Психикон, Ильюполис, Патисию и др. Афинская архиепископия разделена на 13 округов (благочиний): центр Афин, район Дафни, район Илисия-Зографос, район Колонаки-ул. Асклипиу-ул. Акадимиас, район Гизи-Амбелокипи-Ст. Психикон, район Н. Патисия-ул. Ахарнон, район В. Патисия-Кипсели, район Дзидзифьес (Калитея), район Илиуполис-Айос-Димитриос, район Полидросос-Халандрион, район Петралона-Таврос, район Айия-Параскеви-Холаргос-Папагу, район Академия Платона-Колонос-Колокинфис-Вотаникос. Каждый округ возглавляет викарный епископ (их пятеро) или титулярный митрополит и координатор. В компетенцию викарного епископа, к-рый может окормлять одновременно неск. округов, входят богослужебные вопросы. В ведении координаторов (назначаются из приходских священников округа) находятся пастырские вопросы и различные виды приходской деятельности. Кроме них в округ назначается офиц. проповедник (иерокирикс). Все должностные лица округа образуют совет под председательством викарного епископа. В каждом приходе действует церковный совет, состоящий из председателя (священника), казначея и секретаря. В обязанности совета входит забота о храмовом имуществе и финансах, на него возложена ответственность за регулярность отчислений из доходов храма в гос. казну, на содержание архиепископа, общеепархиальные мероприятия и др. Эти отчисления составляют не менее 55% доходов храма. Такая организация не умаляет центральной власти в епархии, где помимо окружных структур существуют органы центрального управления, к-рые включают адм. службы и центры по координации различных видов приходской деятельности. Епископы, митрополиты и архиепископы А.: сщмч. Иерофей (до 52; пам. 4 окт.); сщмч. Дионисий Ареопагит, ап. от 70 (52-96; пам. 3 окт.); свт. Наркисс (ок. 125; пам. 31 окт.); Публий (ок. 170); сщмч. Кодрат (ок. 200; пам. 21 сент.); сщмч. Леонид ( ок. 250; пам. 15 апр.); Олимпий; Пист (325); Климатий (IV в.); Модест (ок.

http://pravenc.ru/text/77100.html

После глубокой, но почти целиком рассудочной версии христианского созерцания, представленной у Оригена и таких его последователей, как Евагрий Понтийский, православное созерцательное богословие обрело различные проявления: некоторые из них связаны с практикой совершения агап, опыт которых Ориген, конечно же, одобрял, но, по всей видимости, так и не смог включить в своё рассудочное созерцательное богословие.  На современном этапе можно обнаружить несколько различных направлений православного созерцательного богословия. Некоторые из них отличаются преимущественно катафатическим характером — как, например, литургическое созерцательное богословие евхаристического общения у митрополита Иоанна Зизиуласа, в других превалирует этический аспект, как, например у Христоса Яннараса. В одних больший акцент делается на пророческом или даже, скорее, апокалиптическом богословии — как, например, у о. Сергея Булгакова. Других же отличает исключительно и всеобъемлюще апофатичный характер, как, например, Владимира Лосского. Его прочтение раннехристианского богословия, временами слишком схематичное и чрезмерно избирательное, но всё же, на мой взгляд, по существу верно. Если обратиться к примерам свт. Григория Нисского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Максима Исповедника, прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Паламы, можно заметить, что у всех этих церковных учителей без исключения созерцательное богословие носило глубоко апофатичный характер. Более того, большинство греческих богословов (если исключить несколько платонических, рационалистических моментов у свт. Григория Нисского и сщмч. Дионисия Ареопагита) были персоналистами: а значит, они настаивали на том, что созерцание воздействует не только на ум (как в платонизме), но и на всю личность — ум, тело и сердце. И при этом воплощённое, аффективное и интеллектуальное понимание созерцания не является уделом исключительно монашествующих. В конце концов, Иисусова молитва обладает демократичным характером, то есть доступна для совершения каждому христианину.

http://bogoslov.ru/article/6172560

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010