Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551, мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 28.10.1651, Почаевский мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Почаевский, игум. почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Источники В кон. XVIII в. (по данным Н. И. Петрова, ок. 1791, по мнению свящ. В. Левицкого, ок. 1773) в ожидании канонизации И. католич. Церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие И. В издании сообщается, что Житие составил ученик И. иером. Досифей, к-рый воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного ЖЖития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтвержденных, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 авг. 1695 г., данной нареченным на Луцкую кафедру еп. Дионисием (Жабокрицким) , тогда еще православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в кон. XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской ДС). Важнейшим источником биографии И. является анонимный униат. сб. «Гора Почаевская...» («Góra Poczajowska...»), посвященный гл. обр. истории чудотворной Почаевской иконы Божией Матери . Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польск. языках, последнее издание вышло ок. 1815-1820 гг. В данной книге И. упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божией Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами вмц. Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униат. еп. Иосифом Выговским (1712-1737) и помещенном рядом с пещерой И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

В » И. Фаминский баллотировался и был избран доцентом на кафедру латинского языка в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в должности доцента с 16 августаˆ1911  г.; постановлением Совета КДА от 13 декабря 1911 г., утвержденным Синодом 13 мартаˆ1912 г., перемещен на кафедру русской литературы (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 36). 124 Попович Григорий Григорьевич, – выпускник КДА (1907), баллотировался и был избран на кафедру еврейского языка и библейской археологии, освободившуюся после перемещения священника А. А. Глаголева на кафедру Ветхого Завета, в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в статусе исполняющего должность доцента с 16 августа 1911 г. Был и. д. доцента, пока не защитил в 1913 г. магистерскую диссертацию («Книга пророка Аггея» (К., 1913)). 125 Чернышев Серапион Иванович – выпускник КДА (1906); в 1906/07 уч. г. профессорский стипендиат при кафедре истории Русской Церкви; с 1907 г. преподаватель в Киевской духовной семинарии. Баллотировался и был избран на кафедру русской гражданской истории в заседании Совета КДА 15 июня 1911 г.; утвержден Синодом в статусе исполняющего должность доцента с 16 августа 1911 г. 126 Булгаков Георгий Ильич – выпускник КДА (1907); после окончания академии преподавал гомилетику и соединенные с ней дисциплины в Курской духовной семинарии. 127 Курганович Сергей Васильевич – выпускник КДА (1911); в 1911/12 уч. г. профессорский стипендиат при кафедре истории Русской Церкви; с 1912 г. преподаватель в Волынской духовной семинарии; с 1915 г. магистр богословия (дисс. «Дионисий Жабокрицкий, епископ Луцкий и Острожский: Историко-биографический очерк» (К., 1914)). 128 Барвинок Владимир Иванович (1879–1943) – выпускник КДА (1905); в 1905–1911 гг. учился в Петербурге в Археологическом институте и на историко-филологическом факультете Петербургского университета; затем служил в учреждениях Святейшего Синода. С июня 1911 г. магистр богословия (дисс. «Никифор Влеммид и его богословские сочинения» (К., 1909)). После революции вернулся в Киев, работал в Национальной библиотеке, с 1919 г. – в историкофилологическом и археологическом отделах Украинской академии наук (после 1921 – Всеукраинской).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

позолоченный дубовый 2-ярусный иконостас церкви находился в кафедральном Троицком соборе. К 2010 г. в Крестовоздвиженской ц., принадлежащей Украинской православной церкви Киевского патриархата , была произведена капитальная реставрация, интерьер заново расписан. Со времени основания обители в подземельях Крестовоздвиженской ц. сложился православный некрополь. Наряду с луцким собором во имя ап. Иоанна Богослова и Успенской обителью в Л. м. было принято хоронить наиболее крупных и известных вкладчиков и членов Луцкого братства. Среди них были не только лица из числа духовенства и мещан, но и видные представители волынской шляхты ( Малышевский. 1897. Ч. 1. С. 178-179; Ч. 2. С. 267-268). Так, в марте 1642 г. в крипте Крестовоздвиженской ц. была похоронена Галшка Гулевич. В том же году родственники похоронили в мон-ре Елену Бутович (Южнорус. летописи. 1916. С. 84), дочь киевского войскового Семена Бутовича и Евдокии Елец. Елена была женой известного защитника прав православных кн. Ю. Пузыны. Его отец, сторонник кн. К. К. Острожского, известен как активный противник Брестской унии 1596 г. и один из организаторов правосл. Люблинского братства ( Чистович. 1884. С. 285-286; Wolff. 1895. S. 408-409). В 1648 г. в обители была похоронена Елена, родная сестра Андрея Ерлича (Южнорус. летописи. 1916. С. 101). Они были ближайшими родственниками польского православного мемуариста Иоахима (Иоакима) Ерлича, дед к-рого Василий был слугой литов. гетмана кн. Константина Ивановича Острожского ( Яковенко Н. М. Паралельний cbim: Дocлiджehhя з icmopiï уявлень та iдeй в Ykpaïhi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 35-36). Самым известным из них стал ревнитель и защитник Православия в Юго-Зап. Руси поэт, венденский подчаший Даниил Богданович Братковский, 15 нояб. 1702 г. казненный в Луцке польск. властями за участие в восстании Семена Палия. Арх.: ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Спр. 252. Ист.: ПВКДА. 18482. Т. 1. Отд. 1. 1-23. С. 1-274; [Петров Н. И.] Отрывок из акта Луцкого Ставропигиального Братства о рукоположении в епископский сан номината Луцкой епархии Дионисия Жабокрицкого//Волынские EB.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Еще нецыи из зовемых архиепископов, приходяще к вам, зовутся патриархами, еже есть неправедно всевесьма беззаконно; о сем пространнее пишем к царскому величеству. Прислахом же и грамоту в Цареграде бывшаго Собора, юже ваше святейшество дабы вписал бы еси в священный кодик сущаго при вас патриаршества, яко аще кий отныне архиепископ назовется патриархом во всей пастве вашей, да накажется и изгонится яко священнокрадяй патриаршеское имя и сквернящ и преначертаваяй патриаршеское титло. Мы же убо бдяще о Кафолической Церкви, еже долженствуем творити, творим; ваше же есть писанным прийти в совершенство, яко да обретшееся благоразумии и вернии икономи (сиречь строители и управители) во дни Господни приимите от него безсмертную мзду, иже и да сотворит лета ваша премнога и преблага, аминь. 1693 года августа в 10 день из Влахии. Досифей, милостию Божиею святаго града Иерусалима и о Христе брат. Грамота патриарха Досифея Московскому патриарху Адриану, писанная в мае 1696 года, в которой он благодарит Адриана за дары и милостыню, присланную им в Иерусалим, заявляет, что учителя и справщика не присылает в Москву ради трудного времени, и отвечает Адриану на его запрос о некоем Дионисии Жабокрицком. Блаженнейший и святейший господине кир Адриане, архиепископе царствующаго великаго града Москвы и всея Росии и всех северных стран патриарше, в Дусе Святем брате возлюбленный и сослужите-лю нашея мерности, блаженство твое сладце и радостно и братственно целуем, молящеся Господу нашему Иисусу Христу, яко да направляет стопы твоя на путь мирен. Пречестныя вашя грамоты и от благоутробия твоего происходящая дары, еже есть священное и удивительное Евангелие и кандилы златосребренныя и милость, вся прияхом в целости, и дашася тамо в приличная места во славу Божию и вам в честь, славу и похвалу и в вечное воспоминание. И воистину милость твоя тамо отцем сущим велие утешение бысть; Господь един весть в каковых нуждах обретаемся и мы зде, а отцы труждающиися тамо: долги, убытки, клеветы и напраслены непрестанныя, дани несносныя, а христиане мнози во убожество от того приидоша и места некая, которые помогали нам, сиречь: Сербская земля, Болгарская, Волоокая, Еллада и Македония от сих нападков вельми изнемогли. Прочее благодарствуем зело Бога умоляюще за утешение ваше, наипаче же возблагодарит вас богатый в милости Бог, увенчевая вас всех премногою своего милостию и щедротами и мы, приявше время, благопотребно будем писати божественной твоей любви пространнее о Господе, Ему же буди слава во веки. А что не писал пространнее, прощения прошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

334 Село Рокитно – под именем села Рокитной, как имение князя Капустина – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – под именем села Рокитного, как имение княгини Богданы Филоновны Друцкой-Горской, доставшееся ей по наследству от её родного брата – Лазаря Филоновича Кмиты-Чорнобыльского – упоминается в акте от 1595 года 17 июня в инвентаре м. Веледник и принадлежащих к нему сёл, в том числе и села Рокитного, составленным при отдаче этого имения княгиней Богданой Филоновной Друцкой-Горской в залог мужу своему – князю Юрию Друцкому-Горскому (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 251). 335 Село Сновидовичи – как имение Есифа Немирича – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – как имение подчашия вилькомирского Димитрия на Жабокриках Жабокрицкого – упоминается в акте от 1683 года 22 марта в жалобе этого Димитрия Жабокрицкого на дворян Немиричей и Терлецких о том, что они, собрав до 300 людей вооружённых: казаков нанятых в Димире, крестьян и слуг, разбили на дороге отряд надворных казаков Жабокрицкого, некоторых из них убили, других поранили за бегущими гнались через село Сновидовичи и стреляли в Олевковском костёле в тех, которые там искали спасения; деньги Жабокрицкого, их лошадей и вещи заграбили и не перестают искать случая убить самого Жабокрицкого. Всё это подтверждается свидетельством возного (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 27). 336 Село Собичин – под именем села Собечичов, как имение Ивана и Гневоша Гриньковичов – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; причём здесь сказано, между прочим: «Ивана и Гневоша Гриньковичов село Собечинов, дымов двадцать, а служб чотыри, подачки з них двадцать коп грошей (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

3, т. 2, стр. 323–324). Ещё оно – как имение отчасти принадлежавшее овручской иезуитской коллегии – упоминается в акте от 1717 года 20 июня в жалобе этой коллеги на дворян Недашковских о том, что они вытеснили иезуитов из принадлежавшей последним части села Недашков, захватили другие иезуитские имения – сёла Игнатовку и Ельцудин и, не смотря на решение люблинского трибунала, не возвращают этих имений и стараются их разорить (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 387). 271 Село Великая Фосня – под именем села Хвосни – упоминается в акте от 1682 года 4 октября в приговоре купного суда, состоящего из дворян Барановских, Мошковских и других, а также из крестьян соседних сёл, в том числе Иван и Стефан Демешенко из села Хвосни. Суд уличил дворян Игната Невмирицкого и Иосифа Барановского в том, что они выдрали пчёлы у дворян Богдана и Семёна Барановских, живших в залежнице, и приговорил виновных к уплате стоимости пчёл и к вознаграждению убытков, понесённых истцами (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 170). Ещё – как имение Прушинских – оно упоминается в акте от 1683 года 3 июля в жалобе (в Киевский гродский суд) дворянина Иосифа Барановского на дворян Богдана, Кирилла и Семёна Барановских о том, что они постоянно преследовали истца: прежде они нанесли сильные побои как ему, так и его жене; потом указали казакам спрятанный им запас хлеба, казаки разграбили этот хлеб и тем довели истца до нищеты; наконец они составили несправедливый приговор купного суда, в составе которого были, между прочим, и крестьяне из села Хвосни Иван и Стефан Демешенко; вписали в приговор имена людей, не бывших на купе, собирали потом прибавочные подписи и, угостив купников, поместили в приговор вымышленное обстоятельство: якобы Иосиф Барановский сознался в покраже мёду из одиннадцати бортей. (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 198). Село Потаповичи – как имение дворянина Казамира с Прушина Прушинского лежащее в Овручском повете Киевского воеводства – упоминается в акте от 1689 года 26 августа в жалобе этого Прушинского и жены его Евы (урождённой Довгерды) на Вилькомирского подчашия и подвоеводу – генерала Дмитрия на Жабокриках Жабокрицкого – за увоз их крестьян со всем имуществом и за нанесение побоев возному Стефану Карачевскому, явившемуся в имения Жабокрицкого для арестования этих крестьян (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Новый кор. Август II в конфликте И. и Жабокрицкого поочередно поддерживал то одну, то др. сторону. При содействии короля по требованию И. были задержаны румын. архиереи, приглашенные Жабокрицким в Луцк для совершения его епископской хиротонии (об этом упомянул 11 сент. 1697 примас Польши архиеп. Августин Радзеевский, написавший в Рим, что И. помешал «доброму делу»; слова Радзеевского объясняются теми обстоятельствами, что Жабокрицкий в 1697 начал переговоры о принятии унии и его хиротония была согласована с польск. властями). 3 февр. следующего года король выдал Жабокрицкому грамоту о поддержке и защите его от врагов, а 18 июля следующего года дал охранную грамоту одному из главных оппонентов последнего - архим. Овручского мон-ря Климентию (Домарацкому (Домарадзскому)), получившему Овручскую архимандритию в 1693 г. от И. и признававшему над собой только архиерейскую власть И. К кон. 1699 г. Жабокрицкому удалось захватить имения Овручской архимандритии. Тем временем сторонники И. начали судебный процесс против Жабокрицкого, отказываясь подчиняться ему и подвергая сомнению законность получения им ставленой королевской грамоты. 23 мая 1700 г. на встрече с Л. Судейкиным, рус. посланником в Варшаве, Жабокрицкий говорил, что И. и гетман К. Я. Сапега собираются его убить. В том же году кор. Август II призвал Жабокрицкого на надворный суд за то, что тот будто бы обманул кор. Яна Собеского и получил грамоты на мон-ри, к-рые были уже обещаны др. людям; ему ставилось в вину и то, что он вошел в сношения с российским резидентом. В дек. 1700 г. Жабокрицкий был хиротонисан во епископа тайно прибывшим в Луцк Марамарошским еп. Иосифом (Стойкой) , которого взял под охрану противник И. правосл. шляхтич А. Жураковский (эту хиротонию не признал правосл. Киевский митр. Варлаам (Ясинский)). В 1697 г. луцкий каноник Анджей Лонский предал огласке факт произнесения И. католич. Исповедания веры в 1681 г., следствием чего стало резкое ухудшение отношения к последнему правосл. шляхты Галичины. Боясь полностью утратить контроль над епархией, И. в 1699 г. известил Рим о решении подчинить Львовскую епископию папе. К этому времени перестали действовать факторы, которые побуждали власти Речи Посполитой и И. не торопиться с объявлением о присоединении к унии. После заключения в 1699 г. мира с Османской империей у польских властей уже не было необходимости искать поддержки казачества, напротив, казачество теперь мешало освоению южных регионов Украины магнатами и шляхтой, а Левобережье было окончательно закреплено за Россией по «вечному миру» 1686 г. Планы присоединения Молдавии к Речи Посполитой также оказались неосуществимыми. Вместе с тем в течение прошедших десятилетий И. благодаря поддержке Киприана Жоховского удалось утвердить на постах настоятелей мн. правосл. мон-рей и приходов в Галичине клириков, сочувствовавших унии.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Село Журжевичи – под именем села Жаржевич (неправильно, вместо Журжевич), как имение Киевской митрополии – упоминается в акте от 1691 года 20 августа в жалобе от имени вилькомирского подчашия Димитрия Жабокрицкого на казацкого полковника Василия Искрицкого о том, что он дозволил своим казакам, без законного основания, занять квартиры в имениях, находящихся под управлением Жабокрицкого и разорить эти имения, в том числе и село Жаржевичи, сбором провианта, даней и истязанием крестьян. Управлявший и крестьяне подтверждают присягою достоверность жалобы (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 226). Ещё оно – под именем села Заржевиц, как имение стольника мозырского Александра Немирича – упоминается в акте от 1702 года 12 декабря в объявлении от имени стольника мозырского Александра на Олевске Немирича о том, что во время разгромления шляхтичей воеводства Киевского и войска польского казаками и крестьянами в лагере под Бердичевом, разграблены были разные вещи и бумаги Немирича и, в том числе, пропала привилегия королевская, на основании которой Немирич владел бывшим (Киевским) монастырским селом Жаржевицами, пожалованным ему по привилегии короля Августа II (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 508). Ещё оно упоминается в акте от 1780 года 14 октября в сознании возного Василия Волынца о том, что он ввёл во владение имениями, принадлежащими Киевской униатской митрополии, нового митрополита Ясона Юношу-Смогоржевского. В состав этих имений входили: город Радомысль и сёла, принадлежавшие и нему – Чудин, Рача Малая и Великая, Красноборка, Межиречка, Вышевичи, Меделовка, Михалки, Гута-Вышевицкая, Гута-Заболоцкая, слобода Паперня, Рудня-Крымская, Нижиловичи, Забодоч, слобода Береза, Нетребовка, Полысовка, Облитки, Буки, слобода Мылигород, Рудня городская Радомысльская, Вилковская Рудня, Михальская Рудня, Лисовка, Рудня Облитковская, слободы Потыевские, Буды-Старые и Новая; затем, в Дыдовском околотке – сёла Дыдов, Голяки и Тымошев; в Мироцком околотке – сёла Мироцк, Шибенное, Рудня Шибенская, Гавриловка, Пилиповичи, Микуличи, Лубянка, Бабинцы, Фелициановка; в Упинском околотке – сёла Упин, Рудня Воробьевская, Воробьи Счарые и Новые, Рутвянка, Буда Рутвянская, Каленцы, Шнили, Зарудье, Рудня Шниловская, Рудня Жеревская и Рудня Упинская, слобода Блитче, слобода Леоновка, хутор Россохи и Рудня Футорская на р. Уше; в Зарынском околотке – сёла Зарынь, Орание, Злодиевка, Хочева, Толокунь, слобода Толокунская, слобода Стефановка, Рудня Толокунская; в Голеньском околотке – сёла Голень, Лукоиды, Жары Низшие и Высшие; в Белосорокском околотке – сёла Оревичи, Рудын, Довлады, Белосорока, Вепры, Надточыевка, Углы, Рудня Резавская и Журжевичи (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 643).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

323 Село Збранки – как имение вилькомирского подчашия Димитрия на Жабокриках Жабокрицкого и жены его Марианны на Норинске, урождённой Немирич – упоминается в акте от 1684 года 13 апреля в жалобе управляющего Норинским имением дворянина Андрея Поецкого на казацкого полковника Карла Тышкевича, наказного полковника Гордея и сотников о том, что Гордей беззаконно занял для своих казаков квартиры в Норинской волости, в том числе и в селе Збранках, избил Поецкого, истязал, крестьян и мещан, грабил у них всё съестное под видом провианта и брал дань в пользу Тышкевича, свою и остального казацкого начальства (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 67). Ещё оно – как имение того же Димитрия Жабокрицкого – упоминается в акте от 1692 года 30 апреля в счёте обид и контрибуций, взятых казаками полка Василия Искрицкого в Народицкой волости, между прочим, и в селе Збранках – имении влилькомирского подчашия Димитрия Жабокрицкого (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 257). 324 Село Боровое – как имение княгини «Володимеровое Пувлское» (вероятно – Путильское) – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка; здесь, между прочим, сказано: «село Боровое, a Ирово (Яровое) княгини Володимеровое Пувлское» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – под именем села Боровой, как имение князя Богдана Путивльского, доставшееся по наследству князю Ивану Чарторыйскому, а после его смерти – за уплатою 500 коп грошей – жене Чарторыйского «княгине Ганне Кузмяние, княжне Жеславской», перешедшее к князю Богушу Феодоровичу Корецкому – упоминается в акте от 1579 года 21 июня в завещании князя Богуша (Евфимия) Феодоровича Корецкого – воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Браславского и Винницкого, в коем этот князь, между прочим, говорит, что если его родственники из рода князей Жижемских пожелают воспользоваться имениями князя Путивльского – сёлами Боровой и Яровой, то прежде всего должны уплатить сыну его – князю Иоакиму Корецкому, причитавшуюся на этих сёлах сумму в 500 коп грошей (т. е. 1,500 рублей), а затем самые сёла – разделить поровну между собою (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 108). Ещё оно – под именем села Борового, как имение Брестского подкомория Евстафия Тышкевича-Логойского – упоминается в акте от 1684 года 6 мая в жалобе от имени дворянина Станислава Дубецкого – слуги Киевского подкомория Марцияна Чаплица на Брестского подкомория Евстафия Тышкевича о том, что он развил своеволие крестьян в селе своём – Боровом, уничтожив в нём панщину и доверив управление войту и крестьянам; что вследствие того крестьяне сочувствуют казакам, похваляются изгнать всех панов и буйствуют, между прочим, они напали под руководством священника и войта на проезжавшего через село Дубецкого, его избили, одного из людей его убили и вещи его разграбили (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

L. Radziminskiego, przy wspóudziale P. Skobieliskiego i B. Gorszaka, tom. 1, 1887, стр. 65). 46 Село Коптевчи – под именем села Коптевич – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня Коптевическая, а также городня Богдана Краевского с Коптевич (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 86:105). 47 Село Милостов упоминается в акте от 1595 года 5 декабря в записи князя Юрия Чарторыйского. данной сестре его Елене Горностаевой на имение Пересопницу с тем, чтобы доходы с этого имения били употребляемы на содержание Псресопницкого монастыря, причём земли села Милостова упоминаются, как пограничные с землями Перосопницкими (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 475). Ещё оно – как имение Григория Жабокрицкого, ловчего Брацлавского – упоминается в акте от 1704 года 12 ноября в инвентаре части села Милостова, с показанием количества крестьянских повинностей (Архив, ч. 6, т. 2, стр. 13). 48 Село Новый-Жуков – под именем местечка Жукова, как имение князя Александра Пронского, старосты Луцкого – упоминается в акте от 1587 года 3 апреля в накладной старосты Луцкого, князя Александра Пронского, данной князю Янушу Жаславскому на местечко Жуков с сёлами, к нему принадлежащими, как-то: с селом Новоселками, Новоставом, Старым-Жуковым, Суховцами и другими, с передачею Жаславскому права судить и казнить крестьян (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 161). 49 Село Ново-Селки – под именем села Ново-Селок Жуковской волости, как имение Луцкого старосты князя Александра Пронского – упоминается в акте от 1587 года 13 апреля в закладной старосты Луцкого, князя Александра Пронского, данной князю Янушу Жаславскому на местечко Жуков с сёлами, к нему принадлежащими, в числе которых упоминается и село Ново-Селки, с передачею Жаславскому права судить и казнить крестьян (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 161). 50 Село Омеляна – под именем села Емельяной, а также Омелена – упоминается в акте от 1545 года в описании Луцкого замка, в числе городень которого была городня Гурка Омелянского с Емельяной, или, как сказано в другом месте того же акта – с Омелеча (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 81, 86:104). Ещё оно – под именем села Омеляного, как имение Федора и Яцка Гурков – упоминается в акте от 1570 года 22 апреля в донесении возного о том, что он был в имениях Серадского воеводы Альбрехта Ласского, в сёлах Постойном, Чудле и Бармаках, бывших прежде во временном владении панов Федора и Яцка Гурков-Омелянских, причём мужи и подданные означенных сёл объявили, что Гурки, узнав о предстоявшем переходе этих сёл к Ласскому, отогнали в своё имение, село Омеляное, скот и лошади, и захватили разнос имущество. Кроме того, мужи и подданные заявили жалобу, что Гурки делали им притеснения и грабежи, вследствие чего они пришли в бедность и разорение (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 75). 51 Первое мнение взято нами из уст народных, а три остальных – из ст. А. Сендульского – «С. Пересопница Ров. у.), в Волын. Еп. Ведом. За 1880 г. 11, стр. 549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010