По указаниям на разложение монастырского общежития и на условия монастырской жизни в Поморском крае XVI века очень любопытно житие соловецкого пострижен-ника Дамиана Юрьегорского. Оно составлено не позже половины XVII века: в двух приложенных к нему чудесах ясно указано, что они записаны особо после жития, а первое из них относится к 1656 году 498 . Неизвестно, кем и где написано это житие. Впоследствии составлен был ряд повестей о соловецких пустынниках первой половины XVII века, из среды которых вышел Дамиан, и здесь находим известие, что эти повести писаны самовидцами, жившими на Соловках; одним из них был монах Иларион, живший около соловецкой пустыни Дамиана: по-видимому, это автор записок об Иринархе 499 Две из этих повестей – об Андрее и Дамиане – выписаны из указанного жития последнего. Чудеса Савватия и Зосимы продолжали записывать в Соловецком монастыре и после игумена Филиппа в рукописях XVI века встречается ряд их, идущий до половины XVII века В них есть любопытные историко-географические указания и рассеяно много ярких черт из жизни Поморья того времени. В 1679 году по поручению соловецкого архимандрита Макария службы соловецким основателям и записки о них Максима Грека и Досифея с позднейшими чудесами, исправленные, соединены были в один сборник, которому дали название Соловецкого патерика 500 . Две части, из которых состоит житие Адриана Пошехонского, повесть о жизни его и слово об открытии мощей в 1626 году с чудесами, затем следовавшими, писаны в разное время. В первой, подвергшейся позднейшим поправкам, уцелели указания на автора, писавшего в конце царствования Ивана Грозного: он молится о победе над поганым царем Девликерием 501 . Слово о мощах составлено в 1626– 1643 годах, когда совершились рассказанные в нем чудеса, которые автор описывает как очевидец или со слов исцеленных. Составители обеих частей жития плохие грамотеи: стараясь выражаться по-книжному, они постоянно впадают в тяжкие грамматические ошибки и сбиваются на разговорную речь. Зато безыскусственный рассказ обоих полон любопытных подробности об отношениях пустынников к крестьянам, о монастырском и сельском быте XVI и XVII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Почему дабы не погасить сей искры в оставшихся в благочестии и просил он, благочинный, от лица тех крестьян в своем рапорте дозволить выстроить деревянную часовню…» Очевидно, именно тогда впервые поднимался вопрос об открытии самостоятельного прихода в Калгачинской волости. Из Синода в январе 1829 г. запросили сведения о том, «на каком положении должны существовать там церковь со своим причтом; могут ли предлагаемые для составления сего нового прихода 150 душ быть отделены от Юрьегорского прихода так, чтобы оный со своей церковью и причтом не почувствовали для сего от такового отделения оскудения». Вопрос о материальном обеспечении нового причта в Калгачихе так и не был решен. Местные жители захотели остаться под окормлением того же священника Захария Семенова, который бы проводил для них богослужения «без какого при ней нарочитого причта, которого они содержать не в состоянии». Синодальным указом от 11 ноября 1829 г. предписывалось разрешить строительство деревянного храма в Калгачихе и оставить местных жителей в составе Юрьегорского прихода из-за отсутствия средств на содержание отдельного причта: «Дабы жителей деревни Калгачинской удержать в православии и по отдаленности их от приходской Юрьегорской церкви доставить им возможность присутствовать при богослужениях, разрешить там вместо сгоревшей давной часовни построение деревянной церкви, с тем, впрочем, чтобы сия церковь и жители Калгачинские по малому количеству их и несостоятельности содержать особый причт не составляли бы отдельного прихода, но принадлежали к составу прихода Юрьегорского и чтобы тамошние священноцерковнослужители, заведуя калгачинской церковью одни, попеременно исправляли богослужения и в ней, и в Юрьегорской церкви». Строительство калгачинской церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрия растянулось на десятилетие. Она была возведена к 1841 г. «тщанием и усердием той деревни жителей, с помощью всего общества, на место сгоревшей в давнее время часовни, но еще не освящена», — указывалось в клировой ведомости за 1842 г.

http://sobory.ru/article/?object=60729

В годы Смуты юго-восточный берег озера Лузского совсем обезлюдел, о чем свидетельствует писцовая книга, составленная в 1621–1622 г. Иваном Воейковым и Третьяком Копниным: «В Каргопольском уезде, в половине волости Водла озера, пустошь, что была деревня на Лузе, Ивановская, а в ней два места дворовых, пашни перелогом и лесом поросло, худые земли пятнадцеть чети с осминою в поле, а в дву по тому же, впусте выть без пол-пол-пол-четверти выта, сена по всей пустоши тридцеть копен, лесу пашенного 3 десятины… Пустошь, что была деревня в Лузе, Сидоровская. А в ней место дворовое; пашни перелогом и лесом поросло, худые земли 4 четверти в поле, а в дву по тому ж, впусти четверть выти; сена на 7 копен с полукопною». Затем обе пустоши были пожалованы русским царем Михаилом Федоровичем во владение мужскому Юрьегорскому монастырю, основанному в 20-е гг. XVII в. преподобным Диодором Юрьегорским. Одну из них – бывшую деревню Ивановскую – монахи восстановили. Они расчистили поросшие перелогом и лесом пашню и сенокосы. В первой четверти XVIII в. поселение уже носило свое современное название Луза. Вскоре на средства монастыря в нем поставили деревянную Петропавловскую часовню. Земли другой «пустоши подле Луз-озера» обрабатывали монастырские крестьяне (в 1719 г. – 5 человек). «Деревня Луза – Ивановская тож» есть в описи владений Юрьегорского монастыря середины XVIII в. Здесь перечислены ее немногочисленные постройки: «В той деревне 2 избы с сеньми и клетью образов на краске пядничных восми; в ызбах 7 окончин, двор с сараем, 4 хлева, погреб, заслон железной, 3 анбара – 1 з замком задорожчатым. Часовня ветхая, а в ней образ святых апостол Петра и Павла на краске. Гумно мостовое да овин – крыто тесом; байна малая, старая – ветхая – сушат сети; мельница ветренная со всею железною и древяною снастию, в целости. А с той земли оброку с половников, с Ыева Евтифиева с братьями, в год бралось в монастырь по 10-ти рублев». После закрытия Юрьегорского монастыря по секуляризационной реформе 1764 г. государственные крестьяне Лузы стали прихожанами Троицкой церкви новообразованного Юрьегорского прихода Онежского уезда. До середины XIX в. сохранялась старинная Петропавловская часовня, построенная монахами. В приходских документах встречается ее краткое описание: «в вышину до кровли двух сажен с половиной, деревянная и крыша на ней деревянная с заборчатой папертью и двумя дверми и одним весучим замком». На звоннице висели два небольших колокола, весом 1 пуд и 34 фунта соответственно. Богослужение проводилось в Петропавловской часовне два раза в год, в храмовый праздник 29 июня и в день памяти священномученика Власия, епископа Севастийского, отмечаемый Церковью 11 февраля.

http://sobory.ru/article/?object=51863

Открытие выставки икон XVII века и презентация книги о прп. Диодоре Юрьегорском состоялись в столице Карелии 23 декабря 2017 г. 11:49 22 декабря 2017 года в выставочном центре музея «Кижи» в городе Петрозаводске открылись выставки «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича» и «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления», а также состоялась презентация книги «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь».   Выставку посетили митрополит Петрозаводский и Карельский Константин , ключарь Ильинского храма г. Петрозаводска иеромонах Аркадий (Лозовский), настоятель храмов Кижского погоста протоиерей Павел Лехмус, секретарь главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, вр.и.о. руководителя информационного отдела Петрозаводской епархии иерей Евгений Кутырев. Собравшихся приветствовали директор музея-заповедника Кижи Е.В. Богданова, митрополит Константин и организаторы выставки. Презентацию книги «Святой преподобный Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь» провел старший научный сотрудник Водлозерского парка, доктор филологических наук, профессор Александр Пигин. Александр Валерьевич — российский литературовед, главный редактор представленной книги. Партнерская выставка музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича» представляет произведения двух иконописных мастерских середины – второй половины XVII века, располагавшихся в Пудожском крае и на Заонежском полуострове. Возраст отдельных выставленных икон достигает 370 лет. На некоторых из них в зашифрованном виде указаны имена мастеров Игнатия и Мокея Пантелеевых. Молитвенные образы из деревянных храмов Обонежья были созданы местными иконописцами, и поэтому в стилистике их живописи отражается мироощущение обонежских крестьян периода царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.). На выставке «Святки и фольклорный театр: игры, обряды, представления» посетителей познакомят с самыми известными сюжетами народной драмы. Все они имели свою историю и свою судьбу — это пьесы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Мнимый барин». В Карелии и Архангельской области достаточно широко бытовали такие сюжеты как «Барин», «Пахомушка», «Маврух», «Параша». Особое внимание уделено вертепным представлениям. Это удивительное кукольное действо, которое бытует в России более 200 лет, разыгрывали от Рождества до Крещения. Живое вертепное представление на открытии выставки представил фольклорно-этнографический ансамбль музея «Кижи», сообщает информационный отдел Петрозаводской епархии. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

А что мною, Чертовым, к той пустыне пристроено или что вновь построено будет, а оное строить с позволения Спасова монастыря властей, а за оную постройку зачитывать оным Спаским манастырем в договорной оброк, без отрицания. И жить мне, Чертову, в той пустыне добропорядочно и никакова безчинства не чинить, с воровскими людьми не знаться и пристани оным (в пустыни) никаковой не иметь. А по прошествии тех урочных лет, оную пустынь по принятии мною, Чертовым, с описью отдать обратно в тот Спасов монастырь в целости, с роспискою. В том ему, архимандриту Феодосию з братиею сие договорное письмо дал. Письмо писал, прошением Конана Чертова, Спасова монастыря служитель Яков Попов. К сему договорному письму того же Спасова монастыря монах Палладий, прошением Конана Чертова, руку приложил 388 . В 1764 г. Челменская пустынь, в числе других обителей, была назначена к упразднению. Но самое упразднение ее состоялось не раньше, кажется, 1765, или даже 1766 г., ибо время шло, как вследствие составления кропотливой отчетности о доходах, расходах и проч. упраздняемых обителей, требуемой от тех монастырей, к коим оне были приписаны 389 , так и – забрания из них имущества, начиная с освященных и не освященных вещей, и кончая скотом, который продавался и вырученные деньги отдавались в светскую казну, – приставникам экономическаго правления. Вот указец (с тогдашним правописанием), относящийся к сему, печальному для русских монастырей, событию: " 687». «Указ» ея Императорскаго величества Самодержицы Всероссийския Новгородской епархии викария преосвященнаго Иоанна Епископа Олонецкого и Каргопольскаго из Олонецкой Духовной Консистории Спасо-Каргопольскаго монастыря Архимандриту Феодосию. По ея Императорскаго величества указу и по определению Олонецкой Духовной Консистории, а по доношению вашему о требуемом от вас ко отдаче экономическаго правления помощником дворянином Иваном Шулгиным забранного в тот Спасо-Каргопольской монастырь из упраздненных, как Юрьегорского, так и ис протчих монастырей казенного имущества и полученных за проданной скот денег велено, как забранное из Юрьегорского, так и ис протчих монастырей в Спасо-Каргопольской монастырь казенное имущество принадлежащее до экономии и полученные от продажи скота деньги ис того монастыря по требованию означенного помошника дворянина Шулгина отдать ему по описи, с роспискою, наблюдая при том дабы церковные вещи хотя и не освященные отданы быть не могли, и тое росписку прислать в Консисторию при репорте, и о том к вам послать указ и, посылается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В деревне Нюхчезерской имеется приписная Николаевская церковь, устроенная в 1856 г. на казенные средства и освящённая 25 февр. 1864 г., и часовня. Для обучения детей имеется школа грамоты. Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 3 десятины земли и получает с 1 янв. 1895 г. жалованья 392 рубля. Доходы же крайне малы. Это последнее обстоятельство, вместе с отдалённостью и глушью прихода, были причиной того, что здесь причт очень часто менялся. Мало того: бывали целые годы, когда приход этот оставался без священника, что, кажется, послужило благоприятным условием для проникновения сюда раскола, которым заражены очень многие из прихожан. Теперь же с увеличением жалованья есть основание надеяться, что описываемый приход не будет подолгу оставаться без священника, и приверженность к расколу постепенно будет ослабевать. Составлено по клировой ведомости 1894 г. Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 31-32. В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню». Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось.

http://sobory.ru/article/?object=60729

– Кроткий святитель поставил себе хижину там же, где пребывал св. Леонтий, выгнанный из города, в 40 саженях от храма арх. Михаила, построенного св. Леонтием. Скоро стали собираться к блаж. Иакову многие из преданных ему граждан, а некоторые оставались жить с ним. Тогда блаж. Иаков построил деревянные келлии для братии и дер. церковь в честь зачатия св. Анны. 799 – Так положено было основание Иаковлевскому монастырю! Основанием ему было терпение опозоренной святости. – «Владея телесными страстями посредством пощения, ты не был побежден житейскими напастями», говорит похвальная песнь святителю. 800 Ростовцы почувствовали свой грех , раскаивались пред святителем, безрассудно оскорбленным, и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостью, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 нояб. 1391 г. Святые мощи его почивают под спудом; над ними устроена богатая серебренная рака, усердием графини А. А. Орловой. 801 «Земля покрывает тело твое, блаженный: но ты источаешь исцеления верным; дух твой в небе, с избранными, озаряемый сияниями божества». 802 Память о препод. Диодоре юрьегорском В 25 вер. от Олонца, к северу, при озере Юрьеве и на горе того же имени, в самом начале 17 столетия поселился отшельник Диодор и построил обитель с храмом св. Троицы. В те времена не мало являлось желающих заводить новые обители: но Диодор был не из числа многих. 803 Уроженец турчасовского прихода, Диомид на 19 году возраста отправившись в Соловецкий монастырь для молитвы, остался здесь жить и по испытании в послушании пострижен в иночество игум. Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братий нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скончался св. Прокл мирно, в 446 или 447 г. Тропарь, гл. 4. Иже Божественным началом премудрости, страхом Господним утвержден, оттуду священными восхождении возшел еси во ученичество Златоуста, и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами, апостольским правилом себе вообразив не себе живый, но Христу и стаду твоему; тем в нетленный живот апостольски вселился еси иерарше Прокле: моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, гл. 4. Достойно днесь торжествует всех градов честнейший воистину, в честном преставлении твоем, отче отцев, Прокле мудре. Ап. ( Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Ин.10:9–16 ; 36 зач.). Если предпразднство случится в неделю, то служба св. Прокла поется, егда рассудит экклисиарх. Мучч. и пострадавших за Христа в Никее, около 312 г. Родом из г. Никомидии, родные братья, они были научены вере Христовой от св. Лукиана (см. 15 окт.) и крещены св. еп. Анфимом (см. 3 сент.). Св. ЕвстафиЙ был диаконом. Дом свв. братьев служил местом христианского Богослужения. Язычники, узнав об этом, предали их разнообразным мучениям, а потом свв. мученики были усечены мечом. Муч. пострадавшего за Христа в г. Доростоле (в Силистрии) при Максимиане. Назначенный в жертву языческому богу Кроносу, св. Дасий объявил себя христианином и был после разных мук усечен мечом. Мучч. Азата скопца, еклы, Анны, священномучеников: Нирсы епископа, ученика его, и епископов Персидских, и иных многих мужей и жен, пострадавших за Христа в Персии, при Сапоре II, в 343 г. Свв. Нирса, 80-летний старец, и Иосиф были после мучений обезглавлены. Св. Иоанн, епископ Селевкийский, умерщвлен по приказанию сына Сапора. Св. Саверий скончался в темнице. Св. Исакий был побит камнями. Св. Азат, евнух, удавлен руками отступника пресвитера. Прочие мученики были обезглавлены. Пр. Дioдopa Юрьегорского. Он родился в Олонецком уезде и с юности принял иночество в обители Соловецкой. По любви к уединению, он нередко удалялся из монастыря на пустынный остров, оставаясь там но нескольку дней. Однажды пр. Диодор пробыл на острове в одиночества 40 дней, не взяв с собой про запас ни одежды, ни пищи, и так изнемог, что братия нашла его едва живым. Принесенный в обитель братией, он приобщился св. Таин, и его здоровье стало быстро укрепляться. Впоследствии пр. Диодор основал монастырь Св. Троицы, в 25 верстах от г. Олонца, при горе Юрьевой. Скончался он 27 нояб. 1633 г. Мощи его почивают под спудом в бывшей его обители (ныне приходская церковь ), в Онежском уезде, Арханг. губ. Ему есть рукописная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского. К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей. С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Между тем за это время в ближайшем соседстве от Юрьевы Горы – в каких нибудь 25 – 40 верстах – отлично устроились и стали процветать Выговские – Даниловский и Лексинский скиты, распространяя свои сети на всю Олонию и на все поморие кругом... Какое положение принимала тогда бедная Юрьегорская пустыня – сказать не можем, – но скорее можно предположить – страдательное... В апреле 1721 г. по просьбе архимандрита каргопольского Спасского монастыря Иосифа Юрьегорская Демьянова пустынь была приписана, в числе прочих обителей, к названному монастырю, но в этот раз не надолго – всего на пять лет; по царскому указу в 1727 г. все малолюдные монастыри опять получили самостоятельность, а с ними вместе и описываемая пустынь... 45 . Но надолго ли – неизвестно; по «Истор. Росс. Иерарх.», Юрьегорский монастырь опять будто бы «был приписан сперва к Климецкому монастырю (в петрозаводском уезде), а потом к новгородскому архиерейскому дому» 46 ; по словам же IV ч. той же «Истории» 47 , был приписан опять к каргопольскому Спасскому монастырю. Вторично значит, что вполне подтверждается и архивными документами названного монастыря 48 , но в котором году – сведений об этом не сохранилось, – надо полагать, что приписан в самые последние перед упразднением монастырей годы. Что же касается до двукратной приписки – к Климецкому монастырю и архиерейскому дому, происшедших в течение каких нибудь 20 – 30 лет, то оная едва ли происходила. «И по тому ея и-го в-ства указу от Каргопольского Духовного Правления в показанной Юрьегорской монастырь посыланы были для описи того монастыря и забрания манастырских вещей в Спасо-Каргопольской манастырь, и для высылки вышепоказанных монашествующих – двух в Александро-Ошевенской, да двух в Климецкой манастыри, да для взятья третьяго (5-го) в реченное Правление и о протчем, нарочныя Каргопольского уезда, Почезерской волости (теперь пудож. у.) священник Алексей Иванов, да Полуборской волости дьячек Александр Стефанов, которые по призде в реченное Правление доношением объявили, что по прибытии в вышереченной монастырь, как церкви Божии, також и в церквах святыя образа, церковныя сосуды, книги, ризы и прочие церковные вещи описали, которую опись и приложили при том доношении, и по описи, взяв из того манастыря для привозу в Спасо-Каргопольской манастырь сребрянной церковной посуды: дискос, да 2 блюдца, сребрянныя, а весу значится с ложицею сребряною (которой не явилось) 1 фунт (4 золотника), да оловянных церковных сосудов: 2 потира, да 3 блюдца, которыя весом 3 фунта с третью, да грезетовой набедренник мясного цвету, игуменской, кругом обложен сребряным плетенком, да печать сребрянная, манастырская подписная (которое в Спасо-Каргопольском манастыре получено).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010