Воеводина, Босния и Краина – историко-географические понятия, под которыми подразумеваются определенные территории. Веками на этих землях компактно проживали православные сербы. Вышеперечисленные территории в разное время подчинялись Австрийской или Австро-Венгерской монархии. Латиница служила в буквальном смысле орудием латинизации православного сербского населения этих земель. Фактически в этих землях проходил и проходит до сих пор рубеж между православной и католической традициями. Вуковица – кириллический алфавит сербского языка, созданный Вуком Караджичем в начале XIX века и с тех пор не изменявшийся. Ныне действующая Конституция Республики Сербии часто называется Митровданской конституцией (серб. – Митровдански устав). Была окончательно принята 8 ноября 2006 года, в день памяти вмч. Димитрия Солунского, по-сербски – Митров дан. БиГ – общепринятое и часто используемое сокращение названия «Босния и Герцеговина». Имеются в виду Автономный край Косово и Метохия, Автономный край Воеводина в составе Республики Сербии и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины. скрыть способы оплаты Комментарии Eduard Shpak 6 марта 2014, 00:16 Не страшно под пулями замертво лечь Не страшно остаться без крова Мы сохраним тебя, Русская Речь Великое Русское Слово Инна 9 января 2014, 07:02 господину, Сергею Петренко, латиница не подходит для русской фонетики, 26 букв, вместо 33... может быть Вы болеете и Вам просто трудно запомнить все буквы? Родной язык это последнее средство самоидентификации у человека, его признак принадлежности к роду и племени. А Ваш комментарий лишь попытка раздуть спор на пустом месте. Вспомни иероглифические языки, напримеряпонский - тут кроме тысяч и тысяч иероглифов используют две слоговые азбуки хирагану и катакану, по 46 символов в каждой, и ни одному японцу в кошмарном сне не приходит в голову отказаться от них. И я наше ё никому не отдам. Сергей Петренко 7 ноября 2013, 01:44 Лучше всем, в том числе и русским, украинцам и белорусам поскорее перейти на латинский алфавит и закрыть эту искусственно раздуваемую тему. Оба эти алфавита очень похожи и общего происхождения. 2 алфавита очень неудобно на клавиатуре, да и иностранцам будет легче учить восточнославянские языки и они поднимутся в международном статусе.

http://pravoslavie.ru/29984.html

«Шестоднев» Г. П. сыграл важную роль и в истории древнерус. лит-ры. В 1385 г. сочинение было переведено Димитрием Зографом на слав. язык («на русский язык», как сказано в примечании переводчика), по-видимому в одном из балканских книжных центров. В переводе поэма «премудраго Георгия Писида» была озаглавлена «Похвала к Богу о сотворении всеа твари», в ней рассказывалось о космосе, пребывающем в движении и покое одновременно («стоя же, бегает и, ходя, пребывает»), об ангелах, к-рые, как и само небо, «стояще, летают и, утверждени, текут», о «всепитательном огне» - солнце. Поэма о божественном мироздании, переведенная ритмической прозой, пронизана дидактическими сентенциями в духе христ. этики («Кто нашего детородного семени, изгнившаго, на угощение костяное съплетаеть? Аще бо не изгниеть и наше семя, яко тело мрътво погребено в чреве, не въплощается на рождение младенец, и на кожу и на жилы не претворяется»). В XVI в. «Шестоднев» Г. П. был включен в ВМЧ. В историю визант. стиха Г. П. вошел как разработчик классического двенадцатисложника, представлявшего собой переход от античной квантитативной метрики к средневек. акцентированной. Правда, нек-рые стихи Г. П. содержат не только 12, но и 13-15 слогов, однако именно с его именем связывается окончательное утверждение в визант. поэзии средневек. просодических норм. Нек-рые произведения Г. П. сохранились в рукописной традиции и изданы под именами др. авторов (напр., Мануила Фила). Михаил Пселл в XI в. приравнивал лучшие из произведений Г. П. к шедеврам Еврипида. Соч.: «Шестоднев» Георгия Писида в славяно-рус. переводе 1385 г./Изд. И. А. Шляпкин. СПб., 1882 [др.-рус. пер.]; Carmina inedita/Hrsg. L. Sternbach//Wiener Studien. 1891. Bd. 13. S. 1-63; 1892. Bd. 14. S. 51-68; Studia philologica in Georgium Pisidam/Ed. L. Sternbach. Warsz., 1900; L " encomio di S. Anastasio martire persiano/Ed. A. Pertusi//AnBoll. 1958. Vol. 76. P. 5-63; Poemi. 1. Panegirici epici/Ed. A. Pertusi//Studia Patristica et Byzantina. 1959. Vol. 7. Лит.: Георгий Писидийский и его поэма о миротворении в славяно-русском переводе 1385 г. СПб., 1890; Bianchi G. Sulla cultura astronomica di Giorgio di Pisidia//Aevum. Mil., 1966. Vol. 40. P. 35-52; Speck P. Zufälliges zum Bellum Avaricum. Münch., 1980; Frendo J. D. C. The Poetic Achievement of George of Pisidia//Maistor. L., 1984. P. 159-188; Van Dieten J. -L. Zum Bellum Avaricum des Georgios Pisides//ByzF. 1985. Bd. 9. S. 149-178; Romano R. Teoria e prassi d. versificazione: il dodecasillabo nei Panegirici epici di Giorgio Pisidia//BZ. 1985. Bd. 78. S. 1-22; Dyck A. R. Michael Psellus: the Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Vienna, 1986.

http://pravenc.ru/text/164421.html

На следующем этапе обработанная поверхность доски по общепринятой технологии сохранения от рассыхания и трещин проклеивалась паволокой. Однако ее использование в XVIII-XIX вв. становится почти необязательным или частичным. Это не исключало и полного покрытия паволокой. Благодаря рентгенографии можно наблюдать фрагментарное наклеивание небольших лоскутков разнородного характера, закрывающих наиболее опасные места, такие как участки с сучками, всевозможные каверны и механические повреждения древесины. Позднее иконописцы использовали вместо паволоки бумажные листы, страницы из книг и даже газеты. Грунт-левкас по-прежнему сохраняет свое значение. Однако предпочтение отдается гипсовому левкасу взамен принятого в древней И. мелового. В своей основе техника И. осталась прежней, использовались прориси, к-рые определяли иконографию и композицию произведения. Сначала выполняли фон и второстепенные детали, затем переходили к личному. Наряду с однотонным (охристым) покрытием для фона часто использовали золото, как листовое, так и твореное, к-рое накладывали на красноватый полимент. Твореное золото чаще применяли для разработки различных деталей, в т. ч. облачений. Фоны нередко «обогащали» дополнительным декором. Мастера использовали формы-штампы, к-рыми они оттискивали на сыром левкасе рельефные орнаменты, как это видно на сохраненном реставраторами фрагменте перегрунтованного фона XVIII в. на иконе Божией Матери из деисусного чина ц. вмч. Димитрия Солунского в Угличе (XVI в., ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 468-469. Кат. 990). Широко распространенным также стало канфарение фонов, когда чеканом по позолоченному левкасу наносили орнаменты и узоры или делали цировку - процарапывание орнаментов иглой по позолоченному грунту. В отдельных случаях, если речь идет о «тиражировании» конкретных, особо почитаемых икон в окладах, встречалась имитация окладов. В разработке личного в целом сохранялась традиц. техника. Однако высокопрофессиональные мастера нередко обращались и к технике отборки, при которой лики и открытые части тела выполнялись тончайшими короткими, не сливающимися и иногда перекрещивающимися друг с другом штрихами-мазками.

http://pravenc.ru/text/389066.html

1979. R., 1981. Vol. 2. P. 513-522; Dalmais I.-H. Tropaire, Kontakion, Kanon: Les éléments constitutifs de l " hymnographie byzantine//Liturgie und Dichtung. St. Ottilien, 1983. Bd. 1. S. 421-434; Hannick Ch. Zur Metrik des Kontakion//Byzantios: FS H. Hunger zum 70. Geburtstag. W., 1984. S. 107-119; idem. Le Kontakion dans l " histoire de la musique ecclésiastique byzantine//OS. 2009. Bd. 58. H. 1. S. 57-66; Brock S. Syriac and Greek Hymnography: Problems of Origin//StPatr. 1985. Vol. 16. P. 77-81; idem. From Ephrem to Romanos//Ibid. 1989. Vol. 20. P. 139-151; Petersen W. L. The Diatessaron and Ephrem Syrus as sources of Romanos the Melodist. Louvain, 1985. (CSCO; 475. Subs.; 74); idem. The Dependence of Romanos the Melodist upon the Syriac Ephrem: its Importance for the Origin of the Kontakion//VChr. 1985. Vol. 39. N 2. P. 171-182; Maisano R. L " accoglienza dei contaci di Romano il Melode in Occidente//Politica, cultura e religione nell " Impero romano (secoli IV-VI) tra Oriente e Occidente: Atti del II Convegno dell " Associazione di Studi Tardoantichi/A cura di F. Conca e. a. Napoli, 1993. P. 111-126; Rompay L., van. Romanos le Mélode: Un poète syrien à Constantinople//Early Christian Poetry: A Collection of Essays/Ed. J. den Boeft, A. Hilhorst. Leiden, 1993. P. 283-296; Lingas A. The Liturgical Place of the Kontakion in Constantinople//Литургия, архитектура и искусство визант. мира. Тр. XVIII Междунар. конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. И. Мейендорфа/Ред.: К. К. Акентьев. СПб., 1995. С. 50-57. (Византинороссика; T. 1); Wolfram G. Der Beitrag des Theodoros Studites zur byzantinischen Hymnographie//JÖB. 2003. Bd. 53. S. 117-125; Schroeder M. Romanus the Melodist: Drama as an Instrument of Theology//Logos. Ottawa, 2004. Vol. 43/45. P. 203-251; Louth A. Christian Hymnography from Romanos the Melodist to John Damascene//JEastCS. 2005. Vol. 57. N 3/4. P. 195-206; Кривко Р. Н. Древнерус. версия кондака вмч. Димитрию Солунскому и ее южнослав.

http://pravenc.ru/text/1841894.html

Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») вмч. Димитрия, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. , содержит значительно больше сведений о св. мученике и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение которых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитрий носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата . Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286–305 и 307–310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий и мч. Нестор Солунские. Икона (XXI в.) Вмч. Димитрий Солунский. Икона (Псков, 2-я четв. XV в.) Вмч. Димитрий Солунский и благотворители (епископ и губернатор Салоник). Мозаика (VII/VIII в.) в базилике вмч. Димитрия в Салониках Вмч. Димитрий Солунский. Фреска (Афон, монастырь Дионисиат). Автор Зорзис Фука (1547 г.) Первоначально вмч. Димитрий почитался как местный святой, защитник и покровитель Фессалоники . Среди множества эпитетов, которыми награждался вмч. Димитрий, были «градолюбец» и «градоспаситель». Вмч. Димитрий избавлял город от различных бедствий (голод, эпидемии, землетрясения, восстания) и становился на его сторону в случаях противостояния с центральной властью (Macrides. 1990. Р. 189–191). То, что во время варварских нашествий в VI–VII вв. город устоял под натиском аваров , славян и болгар , не получая никакой помощи извне, а затем выжил в ситуации, когда Македония и почти вся Греция были захвачены славянами , воспринималось современниками как чудо. Именно в эпоху варварских нашествий складывались культы покровителей визант. городов. Богоматерь становится защитницей Константинополя , спасая его от осады 626 г., патроном Фессалоники — вмч. Димитрия. Жители верили, что любые замыслы против города обречены на неудачу, т. к. дом вмч. Димитрия не может быть осквернен. Если же город все-таки становился добычей врагов (в 904, 1185 и 1430), считалось, вмч. Димитрий оставлял его из-за грехов жителей.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

На Западе На Западе почитание вмч. Димитрия распространилось под влиянием Византии в Италии (напр., фреска с изображением вмч. Димитрия в ц. Санта-Мария Антиква в Риме , ок. 649 г.). Римский Мартиролог дважды упоминает вмч. Димитрие под 9 апр. (как и Сирийский Мартиролог ) и под 8 окт. (происхождение этой даты не установлено). Именно память 8 окт. вошла в более поздние Мартирологи (напр., в Мартиролог Флора сер. IX в.) и затем утвердилась в Зап. Церкви. В IX в. Анастасий Библиотекарь перевел «Мученичество» с Чудесами вмч. Димитрия на лат. язык в работе, посвященной Карлу Лысому. В результате крестовых походов и роста культурного обмена с Византией возросло почитание вмч. Димитрия на Западе. Так, согласно Хронике Петра Тудебода, вмч. Димитрий вместе с великомучениками Георгием и Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. Крестоносцы привезли в Европу иконы и реликварии с изображением вмч. Димитрия. (Grabar. 1950. Р. 1–28). Самыми известными являются иконы XII — нач. XIII в. в соборе Сан-Марко в Венеции: вмч. Димитрий в полный рост в тунике и вмч. Димитрий-воин, сидящий на троне с мечом (LCI. Р. 41–45). Почитание у южных славян и на Руси в кирилло-мефодиевскую эпоху О почитании вмч. Димитрия славянам было известно еще до принятия ими христианства, в период расселения на Дунае, прежде всего в Сирмии (Среме). вмч. Димитрий был одним из небесных покровителей воссозданной в 869 г. Сирмийской (Паннонской) архиепископии, во главе которой стал слав. первоучитель равноап. Мефодий (869–885), уроженец Фессалоники . В ближайшем окружении архиепископа (если не им самим) был создан один из древнейших памятников слав. гимнографии — канон вмч. Димитрию. (см. разд.: Гимнография). 26 окт. в день памяти вмч. Димитрия Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Имя вмч. Димитрия помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109), и в «Молитве Св. Троице» (Mares F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. Münch., 1979. P. 70), написанной, вероятно до 1096 г., в Сазавском монастыре в Чехии и следующей в русле кирилло-мефодиевской традиции (Konzal V. Otazniky kolem cirkevneslovanske Modlitby k sv. Trojci i èeskych vlivu na literaturu Kyjevske Rusi//Palaeoslovenica: Pamatce J. Kurze (1901–1972). Praha, 1991. S. 8–23; здесь же обзор мнений о происхождении памятника).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Почитание вмч. Димитрия продолжало распространяться в империи в XI–XII вв. В период, когда под властью Комниных была объединена большая часть Балкан , централизация гос-ва и укрепление имп. власти нашли отражение и в культе вмч. Димитрия. Из местного он окончательно приобретает масштаб имперского. Видимо, одновременно происходит трансформация образа вмч. Димитрия в универсального святого воина. Он начинает упоминаться в одном ряду с др. небесными воителями — архангелами Михаилом и Гавриилом , великомучениками Феодором Стратилатом , Феодором Тироном , Меркурием , Прокопием и, конечно же, Георгием Победоносцем . Особая заслуга в «централизации» культа вмч. Димитрия принадлежит имп. Мануилу I Комнину (1143–1180). В марте 1149 г. Иосиф, игум. монастыря Пантократор , склонил императора перенести в столицу чудотворный покров с изображением вмч. Димитрия с гробницы великомученика в Фессалонике . По поручению Мануила I Георгий Скилица составил канон в честь великомученика. Накануне Пасхи вмч. Димитрий перенес усыпанную драгоценными камнями мантию императора в Фессалонику и покрыл им свою гробницу. Это чудо, записанное Иоанном Ставракием и Константином Акрополитом, некоторые исследователи считают своеобразным ответом фессалоникийцев на перемещение реликвии вмч. Димитрия в Константинополь (Macrides. 1990. P. 193). Во время освобождения Болгарии от визант. господства и создания Второго Болгарского царства братья Петр и Асень предприняли попытку перенести центр почитания вмч. Димитрия в Тырново и сделать святого покровителем Болгарии . Они заявили, что после захвата Фессалоники норманнами в 1185 г. вмч. Димитрий оставил свой город и переместился в Тырново , где была построена церковь в его честь (см. в разд. «Почитание вмч. Димитрия у южных славян и на Руси»). Изображение вмч. Димитрия появляется на монетах болг. царей. На «узурпацию» вмч. Димитрия болгарам и последовала визант. реакция: была создана легенда об убийстве в 1207 г. великомучеником царя Калояна, которая появилась в сочинении Иоанна Ставракия, а затем получила широкое распространение в литературе и живописи (Тъпкова-Заимова. 1979. С. 11–12).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика на зап. стене юж. нефа. V–VI вв. Вмч. Димитрий Солунский с подводимыми к нему детьми. Мозаика на зап. стене юж. нефа. V–VI вв. К V-VI вв. относятся мозаики в наосе. На зап. стене 1-го сев. нефа (значительная часть утрачена) - вмч. Димитрий в патрицианских одеждах с тавлионом (как везде на мозаиках в базилике), в облаках - полуфигура трубящего ангела (венчающего святого (?)). На зап. стене юж. нефа, над входом из нартекса,- вмч. Димитрий с подводимыми к нему детьми. Святой находится на подножии, на фоне кивория, по сторонам к-рого 2 открытых дверных проема, ладони его рук, воздетых в молении, выложены золотой смальтой, возможно композиция представляет сцену посвящения детей вмч. Димитрию, дети изображены на фоне пейзажа. На зап. стене среднего нефа, рядом с гробницей Спандуни,- вмч. Димитрий с 4 клириками с 4-угольными нимбами, характерными для донаторов (Турта датирует VII-VIII вв.). Над 8-й колонной находилась мозаика с изображением вмч. Димитрия с ребенком (в наст. время в Византийском музее в Фессалонике). Мозаики VII в. сохранились на юж. и сев. предалтарных столпах: на вост. грани юж. столпа - вмч. Димитрий, обнимающий за плечи диакона с 4-угольным нимбом (по мнению Турты, диакон - инициатор реставрации храма после катастрофы 620); на сев. грани юж. столпа - вмч. Димитрий придерживает за плечи архиеп. Иоанна (с Евангелием в руках) и эпарха Леонтия (держащего посох и сверток), ктиторов базилики VII в.; на зап. грани юж. столпа - св. Сергий в молении; на вост. грани сев. столпа - вмч. Димитрий в молении, ладони выложены золотой смальтой (значительная часть фигуры утрачена; датируется VII-VIII вв.); на зап. грани сев. столпа - вмч. Георгий (ранее считался образом вмч. Димитрия) с 2 детьми, правая рука поднята в молении, левая - на плече девочки, дорогие одежды детей указывают на знатность их семей. По общему мнению исследователей, к периоду реставрации храма после землетрясения и пожаров принадлежали утраченные во время пожара 1917 г. мозаики сев. нефа (сохр. фотографии и акварельные зарисовки).

http://pravenc.ru/text/178245.html

Авторитет вмч. Димитрия как защитника Фессалоники был так высок, что его почитание затем распространилось по всей империи . В Чуде I, 9 упоминается, что вмч. Димитрий оказал помощь имп. Феодосию I Великому (379–395) во время похода на имп. Евгения и Арбогаста (394) (PG. 116. Col. 1260). В Житии прп. Ипатия, игум. Руфинианского монастыря близ Халкидона (406 — ок. 446), Фессалоники упоминаеются в числе наиболее важных центров паломничества (Callinicus. Vie d’Hypatios/Ed. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 226). Базилика «А» в Никополе (сер. VI в.) была освящена во имя вмч. Димитрия. Предпринимались попытки перенести реликвии великомученика и центр почитания в Константинополь . Имп. Маврикий (582–602) потребовал у архиеп. Евсевия прислать ему мощи вмч. Димитрия. Евсевий ответил отказом, пояснив, что еще имп. Юстиниан (527–565) хотел получить мощи святого, но при попытке раскопать то место, где, как полагали, они находились, внезапно вспыхнуло пламя и послышался голос вмч. Димитрия, велевший прекратить работы (Чудо I, 5). В визант. эпоху в Константинополе насчитывалось 9 церквей, освященных во имя вмч. Димитрия, и довольно известный монастырь (Janin. Églises et monastères. P. 88–94). Самым древним храмом, вероятно, была церковь вмч. Димитрия в Девтероне, перестроенная имп. Василием I Македонянином (867–886), где проводились офиц. торжества по случаю праздника в честь вмч. Димитрия. Вообще императоры Македонской династии (867–1056) выказывали особую приверженность культу вмч. Димитрия. Лев VI Мудрый (886–912) построил ц. св. Димитрия в Константинополе и написал 3 гомилии в его честь. Родной город вмч. Димитрия получил при нем экономические привилегии — туда было перенесено подворье болгарских купцов из Константинополя (Magdalino. 1990. Р. 98–201). Славяне , безуспешно осаждавшие город в VI–VII вв., а затем поселившиеся в его округе, рано познакомились с культом вмч. Димитрия и вскоре стали ревностными его почитателями. Из славяно-греч. среды Фессалоники вышли равноапостольные братья Кирилл и Мефодий , которые перенесли любовь к вмч. Димитрия в большой славянский мир. Впосл. славяне неоднократно пытались «присвоить» себе покровительство вмч. Димитрия, но никогда не отрывали его имени от Фессалоники , всегда называя «Солунским» (Obolensky. 1974. P. 19–20).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. великомученик Димитрий Солунский Димитрий Мироточивый, Солунский (+ ок. 306 ), чудотворец , великомученик Память 26 октября Один из наиболее чтимых святых в православном мире. Греки именуют вмч. Димитрия Мироточивым, т.к. его мощи источали миро , а в византийских текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес вмч. Димитрия связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти вмч. Димитрия. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой . Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) , а затем И. Делеэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции вмч. Димитрия, каждая из которых развивает и обогащает предыдущую. В основе т. н. Passio prima вмч. Димитрия («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это описание мученичества, ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» Константинопольского патриарха Фотия Cod. 255 , в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес вмч. Димитрия. , в кратком «Мученичестве» . Согласно Passio prima, вмч. Димитрий был ревностным учителем христианской веры в Фессалониках . С прибытием в город рим. имп. Максимиана начались преследования христиан. Перед началом гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать вмч. Димитрия, проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор . Разгневанный император вернулся во дворец и, когда ему сказали, что вмч. Димитрий напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело вмч. Димитрия и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса и эпарх Иллирии Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя вмч. Димитрия. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение вмч. Димитрия, ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью вмч. Димитрия вообще отсутствует).

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010