VII. Мамай бежал в Орду, где побит был другим ханом Тохтамышем. Этот Тохтамыш, захватив всю власть над татарами, пошел на Москву два года спустя после Куликовской битвы, обманом взял ее и разорил в то время, как Дмитрий в Костроме собирал войско. Куликовская победа стоила дорого: в живых осталось не более 40.000 и московскому князю невозможно было вступить в новую борьбу с татарами; Русь снова на некоторое время обложена была данью. Но слава этой победы осталась в памяти народной: Димитрий получил название Донского; в нескольких сказаньях о Задонщине, в подражание «Слову о полку Игореве», поется слава Дмитрию Иоанновичу и его брату Владимиру Андреевичу; приведем отрывки. VIII. «Князья и бояре и удалые люди оставили дома свои и богатство, жен, детей и весь почет, чтобы сложить свои головы за землю русскую... Великий князь Дмитрий Иванович и брат его, Владимир, наострили сердца свои мужеством и своей крепостью напомнили прадеда своего, Володимира Киевского. Эй, жаворонок, птица, в красные дни утеха! взойди под синие облака, спустись к сильному городу Москве, пой славу великому князю и его брату. Они, как соколы, поднялись с земли русской на поля половецкие (задонские). Кони ржут в Москве, бубны бьют в Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенит слава по всей земле русской. Звонят вечевые колокола в великом Новгороде, стоят новгородские мужи у св. Софии и творят такую жалобу: «Уже нам, братья, не поспеть на пособь великому князю, Дмитрию Ивановичу». Тогда орлы слетелись со всей полуночной стороны: то не орлы слетелись, выехали посадники из великого Новгорода с 7000 войска к великому князю, Дмитрию Ивановичу, и к брату его, Владимиру Андреевичу. Съехались все русские князья, говоря: «Господин великий князь! уже наступают поганые татары на поля наши; пойдем, господин, за быструю реку, Дон: пусть наша отвага будет землям диво, старым повесть, а молодым в память». И отвечал Дмитрий Иванович своей братье: «Братцы мои милые, русские князья, мы с вами одно гнездо великого князя, Ивана Даниловича. До сих пор, братцы, еще никому не давались мы в обиду: ни соколу, ни ястребу, ни белому кречету, ни тому псу, поганому Мамаю»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Версия эта не моя, я услышал её в Белозерске, и вот по ней колокол этот за какую-то провинность (возможно, за призыв к бунту) был сослан на Белоозеро государем Иваном IV. Зная крутой нрав Грозного царя, удивляться не приходится. К тому же подобные примеры в истории нам известны: вспомним хотя бы знаменитый колокол из Углича, битый кнутами и сосланный в Сибирь Борисом Годуновым за то, что призвал народ к бунту и самосуду после трагической и до сих пор загадочной смерти царевича Димитрия Иоанновича... Конечно, эта версия более романтическая, чем прозаическая покупка, но она гораздо лучше объясняет и появление колокола на Белоозере, и, самое главное – то, что он никогда не звонил. Так ли, иначе ли, но стоял колокол долгие-долгие годы на паперти Успенского собора, став местной святыней. Прикладывались к нему люди, верили в его чудотворную силу, и есть сведения, что некоторые по вере своей получали исцеление. Ведь предметов чудотворных самих по себе нет —чудеса творит только Господь посылая их людям по их вере, а уж посредством чего посылается чудо — неисповедимы пути Господни... В начале 1990-х годов колокол решили «подлечить» — заварить большую трещину по новейшей технологии — лазерной сваркой. «Операцию» провели в Санкт-Петербурге, колокол вернули в Белозерск и водрузили на колокольню Богоявленского храма. Однако выяснилось, что дело не только в трещине — сильно обломаны края колокола, его «юбка», а ведь она-то и является главным резонатором, голосом колокола. К тому же на колокольне, не рассчитанной на такого великана, колоколу тесно — нет размаха его огромному «языку», он ударяется в ограду. Так что, скорее всего, в ближайшее время вернётся местная святыня и достопримечательность на место, ставшее привычным для поколений белозёров — на паперть Успенского собора. Из книги: К. Козлов " Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей " . - Москва.: Северный Паломник, 2007. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00250

—331— 70-х годов XIX века включительно изучается в 3-м классе. – Против такого деления можно также сказать очень многое, но постараемся быть краткими, отмечая лишь самые выдающиеся факты. Курс 3-го класса обнимает историю Западной Европы приблизительно с XVII века, а между тем вся жизнь Западной Европы XVII в. есть лишь развитие того реформационного движения с одной стороны и борьбы с ним с другой, которые начались в XVI в. Великая английская революция, борьба с гугенотами во Франции при Людовике XIV, борьба католичества и протестантства в Германии при Рудольфе II – всё это стоит в неразрывной связи с предшествовавшими событиями, отнесёнными программой к курсу второго класса, т. е. с историей и первоначальным развитием реформационного движения в Англии, с историей Варфоломеевской ночи и Генриха IV, с Аугсбургским религиозным миром. Тридцатилетняя война, изучаемая в 3-м классе, есть ближайшее следствие того положения дел, которое было создано Аугсбургским религиозным миром, знакомство с которым относится ко 2-му классу. История возникновения иезуитского ордена и характеристика его строя рассматриваются во втором классе, тогда как о самой деятельности иезуитов курс этого класса не даёт почти никаких поводов говорить. Вообще, изучение истории реформации, благодаря распределению её между курсами двух классов по необходимости носит нежелательный характер: во 2-м классе ученики изучают начало без конца, а в 3-м – конец без начала; цельного представления реформационной эпохи таким образом получиться не может. – Изучение русской истории во 2-м классе заканчивается царствованием Феодора Иоанновича; курс 3-го класса начинается с Бориса Годунова. Такое деление также нельзя признать удобным и потому именно, что царствование Бориса Годунова, как справедливо сказано в учебнике Иловайского, „характером своим почти не отличалось от времён Феодора, потому что правитель был тот же самый“. По программе о Борисе, как правителе при царе Феодоре, проходится во 2-м классе, а о Борисе-царе – в 3-м. История прикрепления крестьян и убиения царевича Димитрия рассказывается в курсе 2-го класса, а смутное время, ко-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11587. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1908 г. Л. 182–183; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 187–188. Шкаровский М.В. Ермоген (Максимов Григорий Иванович)//Православная энциклопедия. М. 2008. Т. 18. С. 660–663; Казачий словарь-справочник. Сан-Ансельмо, Калифорния. 1968. Т. 2. С. 156 (репринт М. 1992). ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11587. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1908 г. Л. 185 об.; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 190 об.; Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 11 июля. 20. С. 331. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 11 июля. 20. С. 331. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732. Клировые ведомости церквей Новочеркасского благочиния за 1910 г. Л. 190 об. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1909 г., 21 июля. 21. С. 363. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1911 г., 11 июля. 20. С. 312. Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1910 г., 01 августа. 22. С. 349; Отдел Официальный/Донские Епархиальные Ведомости. 1910 г., 11 августа. 23. С. 382. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46. Григорий Иоаннович Байздренков (1881–1919), из духовенства, сын псаломщика казачьего происхождения из станицы Кагальницкой. Обучался в Новочеркасском духовном училище, которое оставил по болезни. В 1907–1912 служил псаломщиком в двухклировой Николаевской церкви поселка Манычско-Балабинского, в 1912–1918 служил псаломщиком в одноклировой Димитриевской церкви при кладбище станицы Кагальницкой. В 1907–1910 состоял в первом браке, овдовел. С 1910 в браке с Наталией Димитриевной Максимовой. От второго брака имел детей: Вера (1911 г.р.) и Сергий (1912 г.р.). Подробно: ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 452. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1912 г. Л. 45 об., 46 ; ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11741. Клировые ведомости церквей Кагальницкого благочиния за 1910 г. Л. 27 об., 28; Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского XVIII в. – 1918 г. Часть II . Доц. А. Г. Сизенко. Ростов-на-Дону. РГСУ. 2012. С. 516, 517; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослу-жителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об.; Архив УФСБ РФ по РО. Дело П-59205. Дело о контрреволюционной повстанческой организации, возглавляемой бывшим князем Ухтомским, под названием «Армия спасения России». Т. 4. Л. 38, 39. Протокол по показанию Бориса Димитриевича Максимова.

http://pravoslavie.ru/158426.html

Т Тарч. См. Щит. Татаур Татаур – ременной пояс с металлическими наконечниками, в роде употребляемых монахами и послушниками, иногда вышитый золотом и серебром. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал (1389 г.) сыну своему «князю Ивану пояс золот татаур» 843 . У Монголов татуур означает вообще затяжку, пояс. Может быть это название имеет отношение и к Перс. татуре путы для лошадей, как заметил П. И. Лерх. Как Лат. compedes означало не только путы, но и украшение, которое женщины носили на ногах: так и могло. кроме первого значения, иметь и другое, относившееся к одежде. Тафта Тафта – известная шелковая ткань. По названию, образовавшемуся из Перс. тафтэ, можно заключать, что первоначальный вывоз ее к нам был из Персии. По описям известны тафты: Бурская, Вавилонская («ферези тафта Вавилонская»), Виницейская, Шамохейская, Китайская, Немецкая, гунгулинная (у кафтана «подпушка тафта гунгулинная») клеенка, такатцская («подкладка тафта зеленая такатцская»). В торговой книге означены «имена тафтам: Шамская тафта не леняет, широта ей вершков, тонконита, без покромок; (купят по) ; а черчатая ино дороже . Бурская толстонита, как узор на ней, ширина вершков, покромок нет; длина тем тафтам (Диз: не одна; Зап: длина тем тафтам, каков косяк мерою выдет) косяк всяко, меря купят аршин (Зап: купят аршин по 3 алтына с деньгою, по 4 и по 5 алтын). Тафта Виницейская (Зап: Виницейская, Диз: виницейка), широта ее полтора аршина, леняет, а иная не леняет; купят по ; а длина всякой тафте аршин, и боле и мене бывает; а добрая знати по краске, коя не леняет, покромки хороши (Диз: широки) у тое тафты. Тафта китайка хуже всех, широта поларшина с покромью; купят аршин . Тафта клеенка (Диз: клеянка), одна сторона клеена (Зап: а другая нет), ширина поларшина; купят аршин » 844 . По описям – из тафты шились опашни, ферези, телогреи, роспашницы, кортли, шубы, шапки, чулки, бумажники, зголовья, одеяла, завесы у постелей, каймы у телогрей и одеял; на тафте вышивались кружива; тафту употребляли на подкладку, подпушку и подбивку платен, кафтанов, терликов, зипунов, чюг, подлатников, штанов, роспашниц, телогрей, шубок, одеял, на подольники и подкладку летников 845 ; из тафты делались знамена 846 . Тафья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Но жертвуя одной мысли и Небом и самым истинным земным счастием: спокойствием, внутренним услаждением добродетели, законным величием Государственного благотворителя, чистою славою в Истории, Годунов едва было не лишился вожделенного плода своих козней от случая естественного, но неожиданного: вдруг разнеслася весть от дворца Кремлевского до самых крайних пределов Государства и всех, кроме Бориса, от Монарха до земледельца, исполнила счастливой надежды – весть, что Ирина беременна! Никогда Россия, по сказанию Летописца, не изъявляла искреннейшего веселия: казалось, что Небо, раздраженное преступлением Годунова, но смягченное тайными слезами добрых ее сынов, примирилось с нею, и на могиле Димитриевой насаждает новое Царственное древо, которое своими ветвями обнимет грядущие веки России. Легко вообразить сии чувства народа, приверженного к Венценосному племени Св. Владимира: гораздо труднее вообразить тогдашние чувства Борисовы. Гнуснейшее из убийств оставалось тщетным для убийцы: совесть терзала его, а надежда затмевалась навеки или до нового злодейства, еще страшного и для злодея! Годунов должен был терпеть общую радость, изъявлять живейшее в ней участие, обманывать двор и сестру свою! Чрез несколько месяцев нетерпеливого ожидания, Ирина родила дочь, к облегчению Борисова сердца; но родители были и тем счастливы, как ни желали иметь наследника престолу: разрешилось неплодие, и нежность их могла увенчаться плодом новым, в исполнение общего желания. Не только чувствительная мать, но и тихий, хладнокровный Феодор в восторге благодарил. Всевышнего за милую дочь, названную Феодосиею (и 14 Июня окрещенную в обители Чудовской); простил всех опальных, самых важных преступников, осужденных на смерть: велел отворить темницы и выпустить узников; наделил монастыри богатою милостынею и послал множество серебра Духовенству в Палестину. Народ также радовался; но люди склонные к подозрению, угадывая сокровенность души Борисовой, за тайну передавали друг другу сомнение: не мог ли Годунов подменить младенца, если Царица родила сына, и вместо его обманом представить Феодосию, взятую им у какой-нибудь бедной родильницы? После увидим действие сей мысли, хотя и маловероятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

но вдруг умолкли, как бы испуганные дальнейшим предвидением. Нетерпеливый Борис велел им договорить; услышал, что ему царствовать только семь лет, и, с живейшею радостию обняв предсказателей, воскликнул: хотя бы семь дней, но только царствовать». Столь нескромно Годунов открыл будто бы внутренность души мнимым мудрецам суеверного века! По крайней мере он уже не таился от самого себя; знал, чего хотел! Ожидая смерти бездетного Царя, располагая волею Царицы, наполнив Думу, двор, приказы родственниками и друзьями, не сомневаясь в преданности великоименитого Иерарха Церкви, надеясь также на блеск своего правления и замышляя новые хитрости, чтобы овладеть сердцем или воображением народа, Борис не страшился случая беспримерного в нашем отечестве от времен Рюриковых до Феодоровых: трона упраздненного, конца племени державного, мятежа страстей в выборе новой династии, и твердо уверенный, что скипетр, выпав из руки последнего Венценосца Мономаховой крови, будет вручен тому, кто уже давно и славно Царствовал без имени Царского, сей алчный властолюбец видел, между собою и престолом, одного младенца безоружного, как алчный лев видит агнца!.. Гибель Димитриева была неизбежна! Приступая к исполнению своего ужасного намерения, Борис мыслил сперва объявить злосчастного Царевича незаконнорожденным, как сына шестой или седьмой Иоанновой супруги: не велел молиться о нем и поминать его имени на Литургии; но рассудив, что сие супружество, хотя и действительно беззаконное, было однако ж утверждено или терпимо церковною властию, которая торжественным уничтожением оного призналась бы в своей человеческой слабости, к двойному соблазну Христиан – что Димитрий, невзирая на то, во мнении людей остался бы Царевичем, единственным Феодоровым наследником – Годунов прибегнул к вернейшему способу устранить совместника, оправдываясь слухом, без сомнения его же друзьями распущенным, о мнимой преждевременной наклонности Димитриевой ко злу и к жестокости: в Москве говорили всенародно (следственно без страха оскорбить Царя и Правителя), что сей младенец, еще имея не более шести или семи лет от роду, есть будто бы совершенное подобие отца: любит муки и кровь: с веселием смотрит на убиение животных: даже сам убивает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Может представиться странным, каким образом «мужи» князей, следов. их подчиненные могли быть судьями князей, хотя бы и третейскими? Это действительно странно, но мы имеет множество примеров из последующих веков, что в тяжбах между князьями судьями третейскими обычно были их бояре с тем только непременным условием, что они избирали или – выражаясь языком того времени «из ряжали себе третьяго» – суперарбитра. Таковым суперарбитром, как было сказано выше, избирался даже обязательно, митрополит. Вот эти примеры. В «докончальной» (договорной) грамате Вел. князя Димитрия Иоанновича Донского с князем Владимиром Андреевичем от 1388 года читаем: «А которая дела учинятся межи нами, н нам отслати своих бояр, ине (и они) нсправу учинят; а о чем сопрутся, ини (и они) едут к митрополиту, а не будет митрополита в сей земле, ине на третий, кого себе изберут: а которые бояре умолвят, то подоймет князь, которого умолвят (т. е. повинят, осудят), а боярам вины нет» 34 . В договорной грамате Рязанского князя Ивана Федоровича с князем Георгием (Юрием) Димитриевичем Галицким от 1433 г. читаем: «А что ея про межи нас учинит какова обида и нам от слати своих бояр и они учинят исправу; а о чем ея сопрут, ино им третей отец наш митрополит; а кого митрополит обвинит, ино ему обидное отдати, а не отдаст ино тебе то великому князю отправили, а то тебе не в измену, а так с обе стороны» 35 . В договорной грамате Суздальских князей Василия и Федора Юрьевичей с князем Димитрием Юрьевичем (Шемякою) от 1446 г. читаем: «А об обидных делех тобе, господине, отслати судей опчих, и нам, господине, отслати своих судей, и ни тому исправу учинят, а чего наши судьи не узнают, ино им третей ты, господин наш князь Дмитрий Юрьевич, до отца твоего до митрополита“ 36 . В договорной грамате князя Тверского Бориса Александровича с Вел. Кн. Василием Васильевичем от 1451 года читаем: «А что судил Киприан митрополит суден наших обчих Полукарпа и Михайла, и Ивана, и Клеменьтья, или что судили суды: наши обчии и граматы подавали, и что будет взято, то взято, и что будет не взято, то есмя ногренули (отступились) и граматы тех судов подрали, а кто выложит тех судов граматы, ино их подрати же“ 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Невоструеву удалось при вторичной переписке славянской части словаря дойти только до буквы Д, причем им были оставлены пробелы, которые предполагал заполнить впоследствии. Греческая же часть словаря была переписана старцем-тружеником, «хотя и без строгого алфавитного порядка». В нее вошло 16 258 слов, библейских и богослужебных, и 337 слов библейских (предисловие к книге Сираха и 4-й книге Маккавейской). Смерть Невоструева прервала его жизненный труд. Продолжателей не нашлось. Словарь остался в незаконченном виде, и его постигла печальная судьба. Через два года после смерти Невоструева (в 1874 г.) изучавший его словарь прот. Боголюбский с огорчением отмечал, что «написаны эти тетради (славянской части)... по местам так тесно и мелко, что разобрать можно только с трудом (я могу разбирать только через увеличительное стекло). Неясность рукописи зависит и от того, что тетради... изветшали, замаслились, да и чернила уже выцвели» 150 . Священник Григорий Дьяченко , собирая материал для своего словаря в конце прошлого столетия, пользовался в Московской епархиальной библиотеке и словарем Невоструева, авторство которого он ошибочно приписывал знаменитому брату протоиерея – Капитону Ивановичу 151 . Дьяченко нашел, что этот словарь, «вследствие влияния времени и прежнего его небрежного хранения, пришел в такое плачевное состояние, что только при сильно увеличивающей лупе и крайнем напряжении зрения можно прочитать некоторые слова» 152 . Так постепенно погибал двадцатипятилетний колоссальный труд вдохновенного добровольца – справщика. В настоящее время архив Невоструева находится в Государственной Ленинской Библиотеке 153 . После смерти Невоструева делались попытки добиться издания его словаря, но инициаторы потерпели неудачу. Было начато дело об его издании на средства Св. Синода 154 , однако духовно-учебный Комитет не нашел возможным дать на это согласие, ссылаясь на отзыв проф. Е. Ловягина , нашедшего словарь «не вполне исправленным и недоконченным, а потому неудобным для издания». Архиепископ Тверской Савва ходатайствовал перед Синодом о денежном вознаграждении вдовы покойного, которая соглашалась передать словарь в собственность Синода. Попытка склонить Московское Общество любителей духовного просвещения к напечатанию этого словаря протоиереем Московского Казанского собора и членом Московской Духовной Консистории Димитрием Иоанновичем Кастальским 155 тоже не увенчалась успехом. Он выступил с докладом о словаре 156 на распорядительном собрании Общества в 1881 г., но предложение его было отклонено за отсутствием средств 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Чедыги=Ичеготы. Челноки. См. Узоры на тканях. Чело Чело, Очелье или Челка 1) передняя часть женского головного убора. «Челка низана великим жемчюгом. – Чело кичное золото с яхонты и з жемчуги и з жемчужинами и с плохим каменьем» 984 . 2) Челка стяговая – плат или пелена, полотняная или шелковая, привязываемая к стягу. В Слове о Полку Игореве названа чрьленою (червленою) 985 ; в летописи: «потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша со стяга» 986 . Чембур Чембур – повод, идущий от удил узды; ремень. В сказке «Калин царь» «Велел Татарам сохватить Илью; Связали ему руки белыя Во крепки чембуры шелковые, ….. Изорвал чембуры на могучих плечах» 987 . Чепь=Цепь. Червец Червец – драгоценный камень. «В закрепках (у шапки) камешки червцы». – «Перстень с чевцом (червцом)» 988 . Черевец. См. Наручи. Черевики, Черевинки, Черевички Черевики, Черевинки, Черевички – обувь в роде башмаков с высоким подъемом, с каблуками и с оторочкою по опушке. «Башмачки да черевинки Крымские сафьян ал, писаны золотом» 989 . В народной песне поется: Ты москаль, а я католичка, Ты в лаптях, а я в черевичках. Черенки. См. Узоры на тканях. Черен у крыжа. См. Меч. Чернь Чернь – финифть черного цвета на серебряных изделиях. «Лубье саадашное, оправа серебряная с чернью» 990 . Четки, Чотки Четки, Чотки – нанизанные на нить шарики или бусы, концы которой связывались. Четки «ароматные, обложены, царевичу мать пожаловала государыня царица и великая княгиня Евдокия Лукьяновна» 991 . «Чотки черныя, дерева оливкого, с кистью золотою. – Чотки костяныя, белыя, на тесме шолковой» 992 . «Чотки ореховыя на проволоке, на них 5 пронизей белых серебряных» 993 . Чечак, Шишак, Шелом Чечак, Шишак. См. Шелом. Великий князь Иван Иванович завещал сыну своему Димитрию «чечак золот с каменьем, с женчуги». Такой же чечак завещал и другому сыну князю Ивану. В духовной князя Дмитрия Иоанновича (1509 г.) «два чичака золоты; один грановит, а на обеих яхонты сини да зерна Гурмыжские» 994 . Чешуи. См. Узоры на тканях. Чингалище Чингалище – кинжал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010