В монастыре на истоке Волги освящен Никольский храм 11 августа 2022 г. 15:54 9 августа 2022 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил великое освящение Никольской церкви Ольгинского женского монастыря на истоке Волги в Осташковском районе Тверской области и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил (Баглай), благочинный Осташковского церковного округа протоиерей Димитрий Марковский, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, клирик Ольгина монастыря иеромонах Владимир (Шевчук). За Литургией молились настоятельница монастыря игумения София (Прощаева) с насельницами обители, паломники. Богослужебные песнопения исполнил молодежный хор из Москвы под руководством Ксении Грамматик. После чтения евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь. За Литургией были вознесены молитвы о мире. По окончании богослужения архиерей поздравил гостей и паломников с днем памяти великомученика и целителя Пантелеимона и освящением монастырского храма, посвященного святителю Николаю Чудотворцу. Во внимание к усердным трудам на благо Ольгина женского монастыря глава Тверской митрополии наградил архиерейской грамотой III степени А.Н. Батина. После трапезы митрополит Амвросий с настоятельницей монастыря прошел к истоку Волги, а затем ознакомился с ходом текущих работ и новыми проектами обители. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича у истока Волги был устроен Волговерховский мужской монастырь Преображения Господня на горе Фавор. Однако в 1724 или 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся до конца XIX века. В 1897 году по инициативе архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) и тверского губернатора князя Голицына начался сбор пожертвований на строительство новой церкви. 29 мая 1912 года состоялось освящение кирпичного Спасо-Преображенского храма. Эта дата является датой основания Волговерховского женского монастыря в честь равноапостольной великой княгини Ольги.

http://patriarchia.ru/db/text/5950009.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стоять в центре живого дела 07.02.2019 570 Время на чтение 6 минут 17 января этого года исполнилось 80 лет со дня преставления священномученика Николая Маслова - угодника Божия, служившего некогда на Саратовской земле. Обстоятельства этого служения были выяснены благодаря недавней публикации архимандритом Дамаскином (Орловским), автором жития святого, статьи о нем в «Православной энциклопедии», а также благодаря труду саратовского краеведа Евгения Леонидовича Лебедева. В 1874 (либо в 1875) году в семье псаломщика Ильинской церкви г. Твери (при которой была также Знаменская церковь) Иоанна Николаевича Маслова родился сын Николай. Повзрослев и поступив в Тверское духовное училище, юноша проучился в нем только один учебный год. В 20летнем возрасте, в мае 1894 года, Николай был поставлен псаломщиком к Никольской церкви погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда Тверской губернии, а через год, 29 июня 1895 года, переведен в Михаило-Архангельскую церковь села Михайловского Тверского уезда - недалеко от губернского города. Служение молодого псаломщика, очевидно, было замечено, и 4 декабря 1900 года архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) переместил его в главный храм епархии - Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери. Супруга Николая - Надежда - была моложе его на семь лет. Она тоже была дочерью псаломщика - Капитона Арсеньевича Введенского, служившего в селе Котово. 16 августа 1905 года Николай был рукоположен в сан диакона, но с оставлением на должности соборного псаломщика. Известно также, что он много лет состоял учителем пения. В то время в Москве будущим священномучеником протоиереем Иоанном Восторговым были организованы пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви. Отец Иоанн видел в этих пастырских курсах путь к возрождению церковной жизни. «Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными,- и тогда посрамится всякое сектантство»,- говорил он.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/7/sto...

Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Маровский женский монастырь основан в первой половине XVII века. Принадлежит Лысковской епархии Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. Не следует путать Маровский Крестовоздвиженский женский монастырь с Крестовоздвиженским женским монастырем в Нижнем Новгороде . Престольный праздник — 27 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Содержание История [ править править код ] Согласно «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» в 1632 году в селе Прудищи Нижегородского уезда появился киевский монах Матфей и, выкопав в горе рядом с приходской церковью Иоанна Предтечи пещеру, стал в ней жить, зарабатывая себе на еду «делом токарства». Вскоре Матфей и крестьянин из Прудищ Илларион в лесу в трех верстах от села у источника Булач соорудили себе шалаш из луба. Там к ним присоединились монах Макарьевского монастыря Маркел и пустынножитель из заволжских лесов Макарий, который стал учителем и наставником по молитве. Владелец Прудищ воевода Иван Леонтьев пожертвовал участок земли, а Патриарх Иосиф благословил создание монастыря. В монастыре были построены Михайло-Архангельская церковь, каменный Крестовоздвиженский собор и Троицкая церковь. Возможно, что возводившие их зодчие позднее трудились и над созданием ансамбля Макарьевского Желтоводского монастыря в 40 километрах от Маров. В царствование Петра I монастырское хозяйство пришло в упадок. В 1721 году обитель была приписана к Оранской Богородицкой пустыни. В период властвования Екатерины Великой Маровская пустынь была вовсе упразднена. В 1870-х заботясь о возрождении обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти на средства попечителя женской общины Николая Демидова в 1885 году рядом с деревянной была выстроена каменная часовня. 6 июля 1887 года епископ Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил развалины монастыря и призвал Божие благословение на начавшееся возрождение этой обители. В 1901 году была освящена деревянная Троицкая церковь. Её главной святыней стала икона Божией Матери «Избавительница», написанная в Иерусалиме в конце XIX века.

http://azbyka.ru/palomnik/Маровский_Крес...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Единственное с чем я не согласен — с отрицанием бытия Бога», — священномученик Василий (Сокольский) 7 мин., 10.09.2021 Задолго до наступления эпохи исповедничества протоиерей Василий писал: «Плодом добровольного несения креста является обещанный Христом Спасителем покой духа (Мф 11:29). Ясно всматриваясь в надзвездный мир и чувствуя сердцем свою связь с Господом Иисусом, носитель креста Христова не только не боится страданий, но даже радуется им, видя в них знамение благоволения Божия, залог вечного воздаяния и вожделенное уподобление Самому Господу Иисусу пострадавшему. Христианские мученики чувствовали себя счастливыми и блаженными даже в тот самый момент, когда они стояли лицом к лицу перед страшной смертью и перед открытой пастью разъяренных зверей. У них была только одна мысль — достигнуть Христа». Через несколько лет отцу Василию и самому предстояло разделить подвиг христианских мучеников... Священномученик Василий родился в 1878 го­ду в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника Петра Сокольского. В 1898 году Василий окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1902 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 11 августа 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев) рукоположил его во священника к Андреевской церкви Казанского учительского института. Протоиерей Василий Сокольский. Петроград. Тюрьма ОГПУ, 1923 г. В Казани отец Василий деятельно включился в работу религиозно-философского кружка, организованного по инициативе архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина), который считал, что для пастырей недостаточно служения в храме, что действительность ставит перед ними вопросы, на которые рано или поздно потребуются ответы. 15 сентября 1910 года Святейший Синод назначил отца Василия преподавателем Священного Писания в Астраханскую духовную семинарию. И здесь не только преподаватели и учащиеся семинарии, но и астраханское общество увидело его как прекрасного проповедника, способного пробудить от спячки самосознание человека. В своих проповедях и поучениях священник затрагивал животрепещущие, волнующие общество вопросы и, привлекая данные современной науки, всегда стремился найти их разрешение в свете Евангелия. В семинарии он был инициатором и руководителем диспутов, на которых раскрывался и уяснялся идеал христианского пастыря, что было особенно актуально в эпоху религиозного и нравственного шатания, когда многие умы оказались плененными духом материализма и меркантилизма.

http://foma.ru/edinstvennoe-s-chem-ja-ne...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Александр Вершинский 6.03.1873–8.12.1937 6 мин., 08.12.2023 — В июле вы в церкви среди верующих говорили, что советская власть душит священнослужителей и за каждое оплошное слово дает им по пять лет, — сказал следователь прото­иерею Александру на допросе. — Этим вы пытались у верующих вызвать жалость к священникам и ненависть к советской власти. Тогда же и там же вы говорили, что у духовенства нет возможности участвовать в выборной кампании. Этими разговорами вы пытались дезорганизовать выборную кампанию среди верующих. Расскажите следствию, для какой цели вы занимались контрреволюционными разговорами. — Подобных разговоров по окончании службы в церкви я никогда не вел. — Когда вы читали проповеди в церкви, вы в этих проповедях протаскивали контрреволюционные монархические идеи. В частности, в праздник Воздвижения восхваляли благочестие царей Константина, Давида и цариц, ставя своей целью дать понять верующим о благочестивых царях, хорошо относившихся к народу. Священник Александр Вершинский с супругой Еликонидой и дочерью — Действительно, на праздник Воздвижения я говорил проповедь о значении этого праздника. В проповеди я говорил о царице Елене, так как она связана с праздником, но о царях Давиде и Константине с восхвалением их благочестия я не говорил. «Показаний», зафиксированных следствием на том допросе, тройке УНКВД хватит, чтобы приговорить отца Александра к смертной казни... Священномученик Александр родился 6 мар­та 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского, большого почитателя протоиерея Иоанна Кронштадтского. 22 февраля 1906 года, когда протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить вместе с праведником. протоиерей Александр Вершинский. Таганская тюрьма. 1937 В 1897 году Александр окончил Тверскую духовную семинарию и 11 июля был назначен псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Обвенчавшись вскоре с девицей Еликонидой, дочерью священника Ильинской церкви города Торжка Михаила Никольского, он 30 января 1900 года был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору. 6 февраля того же года архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин) рукоположил его во священника к Архангельско-Михайловской церкви в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр преподавал Закон Божий в Яковлевской земской школе в том же уезде.

http://foma.ru/cvjashhennomuchenik-aleks...

Тверская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николаевский Малицкий монастырь в Твери Тверская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — город Тверь . Исторически область называлась Тверская земля, Тверской край. Граничит с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями. Содержание Православие в Тверской области [ править править код ] История [ править править код ] Кафедра Тверской епархии – одна из старейших в Русской Православной Церк­ви. Она учреждена при великом князе Яро­славе Ярославиче не позднее 1271 года, будучи выделена из Полоцкой епархии, и с того времени идет отсчет ее историчес­кого бытия. Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор (1285-1290) в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на всей Суздальской земле после нашествия татар. Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской; по существовавшему с 1764 по 1868 гг. делению епархий на классы, Тверская епархия числилась в 1764 году двенадцатой, в 1800 и 1869 гг. одиннадцатой и следовала непосредственно после Рязанской. Московскими соборами 1589, 1667, 1681 и 1682 гг. установлена была епископия во Ржеве и предположена была к установлению в 1589 и 1681 гг. епископия в Кашине. Однако на практике не осуществлено. От первого Тверского епископа Симе­она, выходца из князей Полоцких, смени­ли друг друга на Тверской кафедре 78 епи­скопов. Правящий с 1988 года архиепис­коп Тверской и Кашинский Виктор в их ряду 79-й. Среди архиереев, возглавлявших Тверскую кафедру, были святые подвиж­ники и исповедники веры Христовой. Прежде всего, это святитель Арсений I, епископ Тверской Акакий, епископ Варсонофий, архиепископ Феоктист, принявший мученическую смерть. Тверской епархией управляли архиепископ Платон (Левшин), впоследствии митрополит Москов­ский, архиепископ Димитрий (Самбикин) , положивший начало прославлению всех святых, в Тверской земле просияв­ших. Оставили по себе память архиепис­коп Филарет (Лопатинский) и многие другие приснопоминаемые святители.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Марьино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Марьино) — каменная однопрестольная церковь простой архитектуры. В 1904 году была построена из бывшей здесь Преображенской часовни (1854). В советское время не закрывалась. Содержание История [ править править код ] Исстари существовавшая в деревне часовня в честь Преображения (связано посвящение было с принадлежностью к приходу в селе Спас) была в 1852 году выстроена каменной. Весной 1897 года деревню посетил архиепископ Димитрий (Самбикин). Он предложил крестьянам перестроить часовню в церковь, обещая им поддержку. Крестьяне обещали «постараться». Действительно, в 1902 году к часовне была пристроена обширная трапезная и колокольня. Строителем выступил марьинский крестьянин Федор Романов. Церковь действовала до войны, вновь открылась в 1944 году и была действующей до 1963 года. В 1963 году областной уполномоченный по делам религий Борис Шантгай смог договориться с архиепископом, что священник назначаться в храм не будет. Церковного старосту и актив не регистрировали (даже не объясняя причин). Усилиями местной власти подали заявления на выход из состава церковной «двадцатки» 11 человек из 29. У оставшихся отрезали огороды («под угол дома»), запрещали выгонять на пастбище скотину, лишали пенсии. Сопротивляться можно было единственным способом — писать во все места: в обком, генсеку Брежневу, Патриарху, хоть в ООН... В Марьине главным ходоком стал прошедший Первую мировую, травленный газами и лишившийся на войне глаза печник Степан Рябов, фактически в одиночку сражавшегося за церковь. У него отняли 10 из 13 соток огорода, лишили жену пенсии (сам он как «шабашник» пенсию и не получал). Но в нем как классном печнике была нужда, и тем Рябов выжил. Шантгай его ненавидел, но прямо устранить не мог — времена Сталина, к счастью, в СССР уже миновали. Каким чудом Степан Рябов ухитрился передать письмо управляющему делами Московской патриархии архиепископу Алексию в апреле 1965 года — неизвестно. Но «сверху» поинтересовались у архиепископа Иннокентия, что же происходит в Марьине. Архиепископ ответил, что ставить, дескать, некого, да и «церковный совет не зарегистрирован, поскольку не заботится о священниках». В сентябре 1965 года Шантгай согласился-таки дать регистрацию священнику в Марьине, если появится кандидат. Что послужило причиной такого поворота, мы не знаем, возможно, еще один нажим из патриархии. При этом уполномоченный «обработал» Иннокентия в том ключе, чтобы кандидат в Марьине никогда не появился.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая Мирликийского в городе Тверь — уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Возведен храм был в 1902-1909 годах в рабочем поселке при Морозовской мануфактуре. Содержание История и описание [ править править код ] Никольская церковь на Красной слободе расположена на берегу реки Волги и неподалёку от реки Тьмаки, на юго-западной стороне Затьмачья. Название «Красная слобода» происходит от слова «красивая», «прекрасная». Это была уютная слободка Морозовских промышленников, которая возникла в Твери на рубеже 19-20 веков. На слободе жили семьи рабочих Морозовских заводов, их называли Тверские мануфактурщики. Благодаря именно этим людям и возник Свято-Никольский храмовый комплекс. Для детей Морозовской слободы решено было построить церковь святителя Николы с церковно-приходской школой по проекту епархиального архитектора А. П. Фёдорова. Закладка первого камня состоялась в 1902 году. После праздничного богослужения в Тверском Христорождественском монастыре архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) прибыл на Красную слободу с многочисленным народом и освятил место для строительства Свято-Никольского комплекса. В связи с тем, что подрастающему поколению промышленников необходима была церковно-приходская школа, то строительство началось именно с неё. И уже в 1904 году Краснослободская церковно-приходская школа приняла своих первых воспитанников. Из-за волнений 1905 года финансирование, которое поступало с Морозовской мануфактуры, прекратилось. Но даже Морозовские пролетарии понимали, что начатое дело необходимо закончить. И усилиями Морозовских рабочих церковь была достроена, но по упрощённому проекту В. К. Терского: вместо запланированного пятиглавая возвели четырёхскатную, шатровую кровлю с одной главкой, увенчанную крестом. Кроме церкви была построена и звонница с открытым ярусом, которая галереями-папертями соединялась с церковью и школой.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Церковь Шестоковской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Шестоковской иконы Божией Матери построена в 1897-1900 годах; богослужение в храме ведется на грузинском и церковнославянском языках. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры федерального значения. Содержание История [ править править код ] История храма началась с того, что купчиха А. И. Бильдеева приобрела в Санкт-Петербурге участок земли на Песках для устройства здесь подворья Шестоковского (Шелтомежского) Вознесенского женского монастыря Тверской епархии, в котором в 1895 года была сооружена деревянная Александровская церковь по случаю спасения Александра III в Борках. 28 декабря 1896 года Иоанн Кронштадтский освятил закладной камень. Строительство шло с 1897 по 1900 год по проекту епархиального архитектора Николая Никонова. Церковь на высоком подклете выстроена в стиле XVII века по образу шатрово-купольных храмов Москвы и Ярославля. 13 февраля 1900 году епископом Нарвским Никоном (Софийским) был освящён главный престол. В числе сослуживших ему был Иоанн Кронштадский. 18 июня того же года иеромонах Вениамин (Казанский) освятил придел святителя Николая и равноапостольной Марии Магдалины. 7 (20) октября 1901 года архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) освящён левый придел во имя благоверного князя Александра Невского, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Александра. Строительство храма обошлось в 110 тысяч тогдашних рублей, часть которых собрал сам Иоанн Кронштадский. Главными вкладчиками стали местные жители П. М. Степанов и П. М. Кумович. В 1904 году во дворе храма по проекту Александра Пуринга выстроили четырехэтажный флигель для богадельни и сёстер, число которых доходило к началу Первой мировой войны до двадцати пяти. На молебны перед иконой Шестоковской Богоматери, находившейся в местном чине резного иконостаса, стекалось множество народа. 17 августа 1932 года храм закрыли, здания были переданы районному штабу ПВО. Его архитектурный облик заметно изменился: барабанные основания вместе с куполами были снесены.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Шесток...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г. Блж. Евдокия Суздальская. Роспись трапезной Горненского мон-ря, Иерусалим. 2006 г. (не позднее 1-й четв. XVIII в., Суздаль - 22.12.1776, там же), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Сведения о Е. С. крайне скудны. С 1726 г. подвизалась в Евфросиниевом суздальском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . Юродствовала, по рассказам современников, часто била себя по голове деревянной палкой или камнем. На портрете, хранившемся до 1923 г. в настоятельских кельях обители, Е. С. изображена с обломком палки в руке; на ее голове, выше лба, заметны 2 желвака. Е. С. была похоронена за алтарем собора суздальского во имя святителя Василия Великого монастыря . На месте погребения почитатели подвижницы часто служили панихиды, а в 1825 г. был поставлен каменный памятник с железной кровлей, увенчанной крестом (не сохр.). По свидетельству настоятеля Васильевской обители игум. Модеста, в Суздале не было «почти ни одного помянника, где бы не было вписано имя» Е. С., «не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой при поминовении усопших по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой». В 1982 г. по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) был установлен Собор Владимирских святых (23 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери), в к-рый включена и Е. С. Подвижница изображена на иконе Собора Суздальских святых (кон. XX в.). Лит.: Модест, игум. Суздальский Васильевский мон-рь. Владимир, 1874. С. 25-26; Димитрий (Самбикин). Тамбов, 1878. Вып. 2. С. 48; Голубинский. Канонизация святых. С. 323; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 274; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 130; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/187100.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010