Скачать epub pdf Часть седьмая. Вавилонская башня Глава первая. Бунт Нимрода Ни буре, ни наводнению не одолеть нашего врага. Оружие сломится в твоей руке, ибо мерзейшая мощь стоит перед нами, как в дни, когда царь Нимрод хотел достигнуть небес. К.С. Льюис. Мерзейшая мощь Величайшим после Всемирного потопа мятежником против власти Творца был царь Нимрод, чьи идеи до сих пор формируют мировую историю. Он впервые создал всечеловеческую империю, призванную поработить и изничтожить в человеке все, что напоминает ему о Господе. Он стал начальником языческого лжеверия. Нимрод восстановил те тайные знания, которые открыл мятежный первоангел еще допотопным исполинам, и с тех пор они составляют тайну тайн всех оккультных и магических обществ и орденов. А археологические памятники показывают, что уже в Шумере существовало представление о тайных знаниях, восходящих к богам. Доказано, что эта «потаенная мудрость» древнее письменности и сама являлось одной из причин создания письма. И, наконец, именно Нимрод справедливо может быть назван первым социалистом. Но обратимся к таинственным словам книги Бытия, повествующим нам об этом прегордом исполине: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» ( Быт. 10, 8–12 ). Среди многих родоначальников народов и племен Моисей выделил имя этого сына Хуша, определившего судьбы человечества на многие тысячелетия, но не оставившего после себя потомства. И действительно, даже внешне этот человек выделялся среди иных народоначальников. Само имя его означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» и вид его был ужасен. Это был гигант с черным лицом и еще более мрачным сердцем. Писание относит к нему те же слова, которые употребляет и в описании допотопных исполинов («гиббор»), и он действительно восстановил все мерзости этого проклятого племени. Как писал свт. Димитрий Ростовский , «злоба его превышала телесный его возраст, и ею он наполнил всю землю» .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Справедливости ради необходимо сказать, что более сдержанную неодобрительную оценку рационалистически-схоластического способа изложения православной догматики митр. Макарием дали и такие авторитетные его современники, как святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), что не просто добавляет критикам «юридической» теории основательности, но, казалось бы, и в самом деле снимает вопрос с обсуждения. Использование митр. Макарием во время своей работы инославных систематических изложений начал веры и заимствование их формы и отчасти терминологии косвенно отметил в своей рецензии и святитель Иннокентий Херсонский. Однако, по мысли последнего, этот факт является достоинством, а не недостатком труда: западная богословская наука послужила не только образцом внешнего строя («ученой обработки»), но и, что называется, апагогически, или для последовательного опровержения (как, собственно, формулировались сами догматы во времена Вселенских соборов – в непосредственном отталкивании от лжеучений): «Самые иностранные богословские литературы, несмотря на их давнее развитие и вековые усовершенствования, не представляют, особенно в современности, творения с такими достоинствами, как православная догматика преосвященного Макария. Богословие, как наука, подвинута сим многоученым творением далеко вперед и много приобрело уже тем, что разоблачено в нем совершенно от схоластики и латинского языка изображены со все силою те догматы и положения, коими Православная Восточная Церковь отличается от всех прочих вероисповеданий Как бы то ни было, но если сравнить «Православно-догматического богословие» и составленное на его основе учебное «Руководство по догматическому богословию» митрополита Макария с его же (тогда еще иеромонаха) ранней работой «Извлечение догматических мест из сочинений св. Димитрия Ростовского», то ни в общем плане изложения, ни в содержании существенной разницы не обнаруживается. Другое обстоятельство, которое не позволяет окончательно перевернуть эту страницу церковной истории, заключается в том, что все те догматики, катехизисы и экзегезы, которые были написаны с целью исправить недостатки труда преосвященного Макария (равно как и того же митр. Филарета), парадоксально обернулись другими и зачастую еще большими недостатками и уклонениями от святоотеческого учения. Так что, казалось бы, скептическое суждение свт. Игнатия об этом классическом учебнике по догматическому богословию неожиданно приобретает теперь новый смысл: «За неимением лучшей [книги] полагаю прислать “Богословие” Макария, которая много повреждена школьною [схоластической]

http://pravoslavie.ru/73158.html

Уникальное место, занимаемое блаженным Августином в западной традиции, заставляет обратить внимание на восприятие его идей и русским богословием, пути которого так или иначе тесно пересекались с западноевропейским. В этой связи представляется важным соотнесение богословской мысли отца Западной Церкви с богословским наследием святителя Филарета Московского . В предлагаемой статье указанное сопоставление проводится по следующим пунктам: триадология, учение о границах Церкви, учение о чистой любви, учение о благодати и свободе. Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Очевидно, что отношение свт. Филарета к наследию блаженного Августина было неоднозначным. Тем не менее нельзя сказать, что Августиновы идеи остались вполне чужды святителю. В области триадологии они, очевидно, дают ему непосредственный толчок к развитию собственной мысли. В отношении учения о благодати, сохраняя свойственный блаженному Августину «антропологический пессимизм», святитель в то же время стремится уйти от крайностей Августиновой позиции в вопросе о предопределении. Избегает святитель и крайностей учения о «чистой любви», сосредотачиваясь на выборе в пользу страданий как на свидетельстве ее бескорыстия. Наибольшую близость к Августину обнаруживает в итоге у святителя Филарета учение о границах Церкви, хотя оно излагается у него и с неавгустиновой аргументацией. Последнее позволяет поставить вопрос о подлинно святоотеческом характере этого учения, через века обнаруживающего и воспроизводящего себя в Предании Церкви. 1 Как известно, блаженный Августин занимает в западной традиции уникальное место, которое уже в Новое время было подтверждено всплеском августинизма в XVII столетии. Очевидно также, что с конца того же столетия учитель Западной Церкви становится все более известным в России: его ценит святитель Димитрий Ростовский , к нему наравне с другими древними отцами апеллирует преосвященный Феофан (Прокопович) в «Духовном регламенте», особо высоко ставя его авторитет в вопросах триадологии и благодати; его труды – «Исповедь», «О граде Божием», «Монологи», «Ручник» 1 – переводятся на русский язык; востребованным становится также и наследие августинистов XVII в. – от Арндта до Фенелона, от Паскаля до Боссюэ 2 , все они становятся доступны русскому читателю уже к концу следующего XVIII столетия. Сказанного достаточно, чтобы нас заинтересовал вопрос: как соприкасались между собой две вершины – древней Западной и сравнительно молодой Русской традиции? Как мысль святителя Иппонийского отразилась в мысли Московского святителя, столь чуткого ко всему значительному в богословии и столь органично умевшего синтезировать самые различные и, на первый взгляд, чуждые влияния?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Чамерево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Спас-Чамерево (Чомерово по старым документам) находится на реке Войминги при ее впадении в р. Судогду, в 13 км. от г. Судогды и в 27 км. от Владимира. Церковь в этом селе впервые упоминается в 1670 году как строение помещика Владимира Новосильцева и освящена во имя Преображения Господня. Эта деревянная церковь простояла здесь до конца 18 века. В 1776 году по благословению еп. Владимирского Иеронима началось строительство каменного храма, а в 1785 году главный престол был освящен во имя Преображения Господня, другой придел - во имя блг. кн. Владимира. В 1820 году придел во имя князя Владимира был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1833 году с южной стороны храма был устрое другой придел на средства помещика Николая Александровича Хоненева во имя св. блг. кн. Александра Невского. Этот придел был распространен в 1863 году. Новая каменная колокольня при храме была построена в 1856-65 году. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена довольно богато. Из икон особо почиталась древняя икона Владимирской Божией Матери в серебряной позолоченой ризе, украшенной алмазами и бирюзой. По бокам иконы были небольшие финифтяные изображения св. Димитрия Ростовского, блг. кн. Владимира, св. мц. Веры, Глафиры, св. апостола Петра и св. мц. Фекусы. Эта икона была приложена в храм князем Друцким-Соколинским (Петром). На ней была следующая надпись: " от усердия князя П.Д.С. сей чудотворный образ украшен новою ризою в 1815 году, коим благословлена была моя прабабка из роду Голенищева-Кутузова в 1641 году, бабка Челищева в 1718 г. и мать моя Полибина (Вера) в 1745 г., а я благословлен в 1789 году. Сей образ в нашем роде 174 года. " Пожертвование этой иконы в Спас-Чамеревскую церковь было поводом к переименованию придела кн. Владимира в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тщанием того же князя и другие иконы этого придела были покрыты серебряными ризами. В главном приделе своей древностью отличались иконы: Преображения Господня, Владимирской Иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Сохранялось здесь и напрестольное Евангелие изд. 1668 года, Постная и Цветная триоди изд. 1670 года.

http://sobory.ru/article/?object=03454

Часть IV. История Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова Пустынь в доревалюционный период Одигитриевская пустынька до утверждения Спустя много десятилетий, когда Зосимова пустынь получила статус монастыря, благочинный уездных монастырей архимандрит Пимен в своем хвалебном отзыве об обители произнес знаменательные слова: «Зосимова пустынь во всех отношениях должна приснопамятовать основателя своего старца Зосиму, водворившего в ней подвижнический дух свой, который и поныне еще неослабно в ней обитает» 397 . При всех трудностях, с которыми сталкивался о. Зосима, обустраивая пустынь внешне, он никогда не забывал о главном – созидании храмов в душах своих учениц. Все, что способствовало этой цели, молитвенный круг (утреня, вечерня, келейное правило с положенным числом поклонов), выполнялось неукоснительно. В длинные зимние вечера сестры занимались перепиской духовных книг и рукоделием. Старец Зосима старался насадить в своих ученицах молчание, стремление к уединению, простоту, послушание, нестяжание, смирение и взаимную любовь. По кратким выпискам из Устава, сохранившимся с 1826 года, видно, что старец Зосима оставлял среди сестер те же правила и жизни, и молитвословий, которые разработал для них в Туринском монастыре 398 : «1) Не менее четырех разов говеют и причащаются Святых Тайн; 2) ни одна ничего собственного не имеет, но у всех общее и все в совершенном нестяжании... 6) постели из тонкого войлока и возглавие неуспокоительное; 7) прежде окончания утреннего моления ничего не разговаривают, кольми паче ничего не начинают делать; 8) в воскресные дни и в большие празднества всеночное совершают бдение, то есть сверх обычного церковного служения – в пении акафистов и канонов и Псалтиря и в чтении Нового Завета и поучительных слов провождают ночь; 9) во всякой и простой день сверх положенного церковного служения отправляют поклонение [страстям Христовым], сочиненное свт. Димитрием Ростовским чудотворцем, и еще поклонное правило и акафист и каноны и Псалтырь за здравие и за упокоение благотворителей и помянник, как обычно во всех общежительных монастырях... 21) Молочные снеди во весь год токмо на всеедных неделях.. 25) подобное чаю питие токмо в воскресные дни и на большие празднества подается всем сообща... 27) сама начальница с посещающими гостями не ест ниже пьет некое усладительное одна без сестр, якобы для угощения, хоть бы и от самих гостей было нечто такое принесено...» 399

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Много лет назад проблема раскола в русской православной церкви нешуточно меня увлекла. Будучи студентом филологического факультета, я был поражен своеобразной риторической страстностью полемических сочинений веков, выпускавшихся обеими конфликтующими сторонами, и написал даже несколько специальных исследований «отрицательно коннотированной» лексики этих трудов, попросту говоря – ругательств и нелестных прозвищ, содержащихся в них, – пытаясь таким путем выявить характерные составляющие одного старинного русского стереотипа: образа врага – еретика, отступника от истинной веры, или же от «единственно правильного учения», называйте как хотите. Попутно хотелось, конечно же, понять: в чем конкретно была суть возникшего некогда спора о вере? Что нового «внесли» никониане и какие «старины» отстаивали стойкие ревнители древлего благочестия? В чем заключалась реформа богослужения и почему некоторая часть русского общества ее не приняла? И в чем, наконец, принципиальная, смысловая разница двух этих позиций? Выяснилось следующее: филологическими методами сия «попутная» задача не решается. Или же решается неудовлетворительным образом: помимо, действительно, исключительно необычной для всей древнерусской литературы автобиографии протопопа Аввакума, скудная фактическая подоплека споров XVII в. – несколько по-разному понятых богословских и обрядовых вопросов – породила, в XVIII в. и соответствующую ей литературную полемику – пышную, многословную, но довольно однообразную... Удивительно было видеть, что такие известные духовные писатели, как, например, братья А. и С. Денисовы или свт. Димитрий Туптало, еп. Ростовский, использовали для очернения своих противников по вере принципиально одинаковую схему, – очевидно, заимствованную из более раннего византийско-славянского святоотеческого наследия. Аргументация обеих сторон зачастую представляет зеркальное отражение доводов противника: и те и другие превыше всего ставят авторитет древней традиции, – только продолжателями ее мыслят исключительно себя. Но неужели же, спрашивал я себя, за «сугубую» или «трегубую» аллилуйю стоило предавать друг друга проклятиям? Или рвать ноздри за «неправильное» число поклонов-«метаний», или сгорать заживо за «истинный» крест, а не какой-то «папский крыж», оттиснутый на просфоре? Сила словесных доводов, содержащихся в тех сочинениях, казалась недоумевающему студенту, весьма далекому от тонкостей внутрицерковной жизни, не пропорциональной размаху репрессий и страданий человеческих, прокатившихся по стране в XVII веке. Не в словах, которые произносились так пафосно и складно, как кажется, было дело...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, на исповеди покаялся за свои грехи, простились ли мне они, от того что я их на исповеди назвал, или нет? Ведь кажется, что очень просто совершить грех, а потом покаяться за него. 5 Ответов Иное дело грех, иное — любовь ко греху (страсть). По молитве священника совершенный греховный поступок прощается, если мы его ненавидим и обещаем исправиться. А вот страсть, которая сама по себе является нечистотой нашего сердца, нуждается в уврачевании через наши труды: молитву, воздержание от злых дел и помыслов, пост, деятельную любовь к ближним, терпение поношений и скорбей и проч. Через это в нас формируется любовь к добру и ненависть ко злу, которые свидетельствуют нашей совести об окончательном прощении греха Богом. Если человек “кается” неискренне, с прицелом обмануть Бога и грешить дальше, то будет только хуже. Бог не позволит Собой манипулировать, у Него есть все возможности для этого. Покаяние — это не ритуал, а преображение человеческой души. Грех прощается в случае искреннего покаяния, сопровождаемого твердым решением бороться с грехом и приложить максимум усилий для того, чтобы не повторять его. С уважением, Покаяние — это не просто рассказ о своих грехах на исповеди. Это еще и деятельное исправление. Бог на исповеди грехи прощает, но это не механическое действие. Бог видит сердце человека и неверно думать, что рассказом о грехах можно обмануть Его. Вы правильно заметили, что назвать грехи на исповеди было бы слишком просто. На самом деле, покаяние — это процесс, в котором исповедь занимает важное место, но все не ограничивается ею. Покаяться — это полностью измениться, не только перестать совершать названные грехи, но и начать жить противоположной грехам жизнью. Если этого изменения нет, то и покаяния не произошло. Покаяние включает в себя: осознание грехов, сокрушение о них, исповедь перед священником + принесение плодов покаяния (удовлетворение). Свт. Димитрий Ростовский пишет о покаянии: Истинное покаяние заключается в том, чтобы не только исповедать поистине грехи свои, но и не возвращаться также на прежние злые дела, но проводить жизнь свою в непрерывном ее исправлении; не только не возвращаться к прежнему, но и с сокрушением сердечным жалеть о преждесодеянном; не только же жалеть, но и дать удовлетворение за содеянные грехи немалыми трудами покаяния, которые не только сравнялись бы с содеянными грехами, но и превзошли бы их.

http://azbyka.ru/vopros/proshhajutsja-li...

Москва. Церковь Димитрия Ростовского в Очакове. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Димитрия Ростовского была построена в 1757-1761гг. на месте деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы, имевшей придел Димитрия Ростовского. В советское время закрыта. Возвращена церкви и освящена в начале 90-х годов прошлого столетия. В 1757 г. Очаковым владеет тайный советник, президент Берг-коллегии Михаил Степанович Опочинин. По его тщанию и строится в Очакове каменный храм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, единственный сохранившийся до нашего времени из памятников Очакова. 5 мая 1757 года в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору от него поступило челобитье: “В Московском уезде в Сетуньском стане отстоящее от Москвы в семи верстах сельцо Очаково, в котором мой дом построенный имею и по болезням моим большее мое жительство с фамилиею, а особливо летом, состоит в том сельце Очакове; ныне я, по усердному моему намерению, желаю при тамошних моих покоях во имя св. Димитрия, митрополита Ростовского, устроить деревянную домовую церковь со всем, к ней принадлежащим, а будущего священника с причтом содержать на руге, на каковую они со мною полюбовно согласятся; дворовые с требами будут обращаться к приходскому священнику, а у меня священник будет только для священнослужения”. Вопрос о возведении первого в Московской епархии и, есть все основания полагать, во всей России храма во имя свт. Димитрия, митрополита Ростовского, был решен положительно и 19 мая 1757 года последовал Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Елизаветы Петровны и Святейшего Правительствующего Синода в Московскую Св. Синода контору: “...По указу Ее Императорского Величества и по определению Святейшего Правительствующего Синода, а по присланному из оной Конторы сего 1757 г. мая 15 дня доношению, коим по просьбе тайного советника и Берг-коллегии президента господина Опочинина требовано ... о построении в Московском уезде в Сетуньском стане в сельце Очакове, отстоящем от Москвы в семи верстах, церкви во имя вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского деревянной домовой ружной церкви, как относительно того требования будет положено, велено во оную Московскую Святейшего Синода контору послать Указ, в котором написать, что Святейший  Синод в означенном тайного советника Опочинина в Московском уезде Сетуньском стане в сельце Очакове вновь просиявшего Чудотворца Святителя Димитрия митрополита Ростовского церковь построить и по построении по церковному чиноположению освятить благословляет, точию во всем как от Ее Императорского Величества указы повелевают ... и в Московской Святейшего Синода конторе чинить в том по сему Ее Императорского Величества Указу” (Указ от 1757 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03296

Видное. Екатерининский монастырь. Надвратная церковь Димитрия Ростовского. Колокольня с надвратным храмом свт. Димитрия Ростовского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Ростовского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1800. Адрес: 142700, Московская область, г.Видное-2, Петровский проезд, монастырь. Координаты: 55.53693, 37.666562 Проезд:С Павелецкого вокзала на электропоезде до станции Расторгуево. Далее на автобусе 2, 359, 59 – 2 остановки до «Школы милиции». От ст.метро Домодедовская на автобусе 471 и 364 до станции Расторгуево, далее на автобусе 2, 379, 59 до «Школы милиции» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На северной стороне монастыря, в 1679 году, была построена каменная колокольня над трапезной. На колокольню приобрели семь колоколов, звон был, по свидетельствам современников, «довольно благозвучный», и далеко распространялся по окрестностям. После 1757 г. старая каменная колокольня, обветшала и была разобрана. С 1758 и 1764 гг. начинается строительство каменной ограды вокруг монастыря. Одновременно с каменной оградой между Святыми воротами на средства московского купца Демидова была возведена каменная одноглавая, покрытая тесом, колокольня. По офицерской описи, на 1764 г. на ней находилось 7колоколов: праздничный, полиелейный и др. Около 1800 г. Святые ворота с колокольней были полностью перестроены. На них была возведена монументальная надвратная церковь свт. Николая Чудотворца ( к концу XIX в. - свт. Димитрия Ростовского) с колокольней – яркий, нестандартный образец архитектуры московского классицизма. Вытянутый в ширину нижний объем (ворота с храмом над ними) контрастирует с легкой цилиндрической колокольней, увенчанной шпилем. Рустованный нижний этаж, прорезанный небольшой аркой св. ворот, воспринимается как цокольный. Здание церкви с юга и севера снабжено плоскими портиками, с широкими треугольными франтонами. В центральной части портиков включены неглубокие двухколонные лоджии. Внутри храм имеет форму ротонды с узкой апсидой и перекрытым крестовым сводом притвором. Храм имеет ротондальные угловые камеры. В западных находятся лестницы, северо-восточная служит жертвенником, а юго-восточная связывает храм с вост. прямоугольным пространством. Храм был расписан к 90 гг. XIX в. На колокольне имелись часы с боем.

http://sobory.ru/article/?object=04132

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010