Печалится евангельский богач, которому нива принесла обильный плод, печалится, что некуда ему собрать те плоды, и говорит: «Сломаю житницы мои и построю большие, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». А Бог говорит ему: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:16–20 ). Думал жить долго, и неожиданно умер, ожидал прожить много лет, и не прожил одних суток. О, сколь неизвестен час смерти! Хорошо советует кто-то: ты не знаешь, на каком месте ожидает тебя смерть, и потому ожидай ее на всяком месте. Не знаешь, в какой день и час умрешь, будь же готов к смерти каждый день и каждый час. Мы творим поминовение скончавшегося не в старых годах раба Божия Иоанна Семеновича, о котором думали, что он проживет дольше. Но благодарение Богу, что он скончался христианской кончиной, с надеждой воскресения и вечной жизни, как один из тех, которых ублажает Святое Писание, говоря: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» ( Откр. 14:13 ). Блажен раб Божий Иоанн Семенович, умерший в Господе. Не дожив на земле до старости лет, он отошел в жизнь нестареемую, где лета его не оскудеют. Старость у Господа Бога не по числу лет исчисляется, а по добродетельному разуму, как говорится в Писании: «Мудрость есть седина человека, и возраст старости – жизнь непорочная; скончавшись в малых годах, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу» ( Прем. 4:9 и сл.). Обычно пересаживают с одного места на другое молодое, а не старое дерево, чтобы оно лучше принялось. И раб Божий пресажден из земного сада нашей жизни в сад райский в молодых летах, чтобы он процветал там «как дерево, насажденное при истоках вод» ( Пс. 1:3 ) Божия милосердия. Плачущему же о нем родителю да будет утешением надежда, что в свое время, во время переселения из этой жизни в жизнь будущую, он увидит его как живого, ибо в Боге все живы, а не мертвы. И пусть увидит его в благодати Божией среди праведных, упокоевающимся в месте светлом и прохладном. Об этом ходатайствует и умоляет Преблагого Бога Церковь своими молитвами и приношением бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Также и в то время, когда Пилат, бив Иисуса и увенчав Его терновым венцом, вывел Его из претории к народу и сказал: «Царя ли вашего распну?» – как один все закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин. 19:15 ). Они не хотели и слышать, чтобы кто-нибудь называл Христа Царем. Когда же Господь наш восшел на Крест, они уже не словом, а и самим делом титуловали Его Царем, ибо на Кресте была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». И хотя некоторые из них возражали Пилату: «Не пиши: Царь Иудейский», но когда Пилат сказал: «Что я написал, то написал», тотчас же согласились с ним, замолкли и уже без ропота и негодования смотрели на этот титул, и, читая надпись, именовали Христа Царем, ибо в Евангелии говорится: «Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города» ( Ин. 19:19–22 ). Весь Иерусалим читал эту надпись, называя Христа Царем. Что же так изменило сердца злобных людей, что они, не желая сначала и слышать, чтобы Его именовали Царем, потом и письменное титулование Его Царем терпели снисходительно? Воистину, это сделало крестное таинство: Господь наш хотел показать в том царском титуле честь Креста и воздаяние за страдания в небесном царствии. Честь Креста такова, что после страданий Господа Крест уже водружается наверху освященных глав и венцов царских, почему и назвал его святой Кирилл Иерусалимский венцом, сказав: «Крест есть венец, а не бесчестие». Издревле он был бесчестием, так как служил для казни злодеев, но он сделался венцом честным после того, как на нем добровольно пострадал Царь славы. Кроме этого, царским титулом на Кресте Господь показал и воздаяние за страдания, воздаяние царское, ибо каждый страждущий в жизни сей и несущий ради любви Христовой свой крест с терпением и благодарностью получит царский титул и венец в небесном царствии. Еще в Ветхом Завете это было прообразовано в лице прекрасного Иосифа, а исполнилось в лице Самого Христа и в Кресте Его. Посмотрим, какую ступень предназначил Господь прекрасному Иосифу, желая возвести его на царский престол в Египте и увенчать голову его царской диадемой: не ступень ли крестную? Не ступень ли страдания: внезапную напасть от любодейцы, мрачную темницу, тяжкие узы, наготу, голод и скудость? Тяжким был этот крест – долговременное узничество: «Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс. 104:18 ). Но посмотрим, что последовало за всем этим: не титул ли царский? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на царский престол, от рубища взошел к порфире, от уз к золотому ожерелью, от рабства к господству: «Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим» ( Пс. 104:21 ), – из уз на свободу, от нищеты к богатству, от бесчестия к славе. Одним словом, его крест и страдальчество сделались для него венцом царским, страдания его вознаградились ему славой и честью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда же? Тогда, когда уже приближался к Кресту, когда всходил на него. Будучи у врат страдания, Он изрек: «Ныне прославился Сын Человеческий». Может быть, кто-нибудь сказал бы Ему в то время: «Господи! Ты идешь на бесчестие, на страдание, на поругание, на заплевание, на ударение по ланитам, на уязвление, на вкушение уксуса и желчи, на самую горькую смерть. Как же Ты называешь Себя прославленным?» Однако Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий», ибо, говорит, Я иду на страдания, на Крест, и потому прославлюсь. Само это страдание – Моя слава, ибо «когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ). Когда Я умру, наполню ужасом вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу мертвых живыми, и не признающие ныне Меня Сыном Божиим тогда скажут: «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:54 ). Когда же пригвожден буду на Кресте, тогда сяду одесную Бога Отца. Когда пострадаю, – войду в славу Мою, «ибо так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» ( Лк. 24:26, 46 ). Здесь же воспомянем и Павлов крест, которым он хвалится: «Гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» ( 2Кор. 11:23, 25 ). Не есть ли это крест Павлов? Избиваем был палками и камнями, пребывал день и ночь в глубине, когда опрокинулся корабль: все это не крест ли Павлов? Послушаем же, как он хвалится им: «Охотнее буду хвалиться своими немощами» ( 2Кор. 12:9 ), то есть трудами и страданиями, которые он подъял до изнеможения тела. «Благодушествую, – говорит он, – в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» ( 2Кор. 12:10 ). И после всего того говорит: «Знаю человека, который восхищен был до третьего неба» ( 2Кор. 12:2 ). Вот что соделывает крест страдальчества! Возносит он на небо еще находящегося в теле, услаждая его слушанием ангельских пресладких песен. Взирая на вещественный Крест Господа моего, вижу написанный на нем титул царский: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ; Мк. 15:26 ). Достойна удивления злоба этих злых людей, ибо сначала никак не хотели не только писать, но и словами называть Христа Господа нашего царским титулом, не хотели слышать, что кто-нибудь именовал Христа Царем. Еще при рождении Его, когда пришедшие в Иерусалим волхвы спрашивали в Иерусалиме: «Где родившийся Царь?» ( Мф. 2:1–3 ), – весь Иерусалим пришел в смятение. Затем, при входе Господа в Иерусалим на вольную страсть на осле, когда младенцы и с ними ученики восклицали: «Благословен Царь грядущий». Это было столь неприятно злым людям, что некоторые из фарисеев сказали Иисусу: «Запрети ученикам Твоим», то есть прикажи им перестать называть Тебя Царем ( Лк. 19:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что же отклоняло от соизволения им целомудренную Сусанну и удерживало ее от грехопадения? То одно, что она имела Бога пред очами своими. Послушаем, что говорила она к оным грехолюбивым старцам: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан. 13:23 ). Но прекрасная жена, Бог высоко, ты не видишь Его чувственными очами, что же ты боишься Его? Отчего ты поставляешь себя как бы пред Его очами, когда говоришь: согрешить пред Господом! Оттого, что ты помнишь слово пророка и царя Давида, говорящее: «Предзрех Господа предо мною выну (всегда), яко одесную (по правую сторону) мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). И хотя ты не видишь Его плотскими очами, но видишь Его, стоящего пред тобою, очами внутренними, душевными, сердечными и боишься Его, как знающего и видящего все твои дела и помышления, как Истязателя и Судию; потому говоришь, что лучше для тебя, не сотворивши греха, впасть в руки судей неправедных, совещавшихся предать тебя на смерть, нежели согрешить пред Богом. О, какой прекрасный пример всегдашнего Богозрения! Какой прекрасный способ всегдашнего избегания греха! Поистине, кто так поступает по отношению к Богу, кто так всегда предзрит пред собою своего Господа, тот не подвижется вовеки, не прогневает Бога вовеки. Если же в чем-нибудь и преткнется, как человек, то тотчас, имея пред очами Бога, встанет и исправится, и на таком сбываются слова пророка Давида: «Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку Его» ( Пс. 36:24 ). Но обратимся опять к тем, которые не имеют пред своими очами Бога. Случается иногда так, что мы не только не боимся Бога, но несравненно хуже делаем – насильно и бесчестно отгоняем от себя Христа, Бога нашего. Но скажет кто: «Я никогда не гоню от себя Христа, Света моего, я не бесчещу Его». Если кто станет говорить так, то я скажу ему: «Ты всячески гонишь Христа и бесчестишь, гонишь – в ближнем твоем, бесчестишь – в себе самом». Хочешь ли знать, как гонишь ты Христа в ближнем твоем? Слушай. Все, что делается для ближнего, доброе ли то будет или злое, делается Самому Христу; как Он Сам говорит об этом в Евангелии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Подал ты нищему милостыню – подал Самому Христу; не дал нищему – не дал Христу; ибо Христос говорит: «Понеже сотвористе единому от сих братий моих меньших, Мне сотвористе». Оказал ты благодеяние ближнему – оказал Самому Христу; если же не оказал благодеяния ближнему, не оказал Самому Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При этом подумай ты, человек, сколько раз ты не только не благодетельствовал ближнему, но и озлоблял твоего ближнего? Сколько раз отказывал нищему в милостыне? Сколько раз был немилосердным к нуждающимся в милосердии? Поступая немилосердно и жестоко с твоим ближним, не с Самим ли Христом поступаешь так? Если гнал ты и обидел невинного, погнал и обидел Самого Христа. Сколько досадил ты ближнему и обругал его, столько досадил ты Христу и обругал Его. Что делаешь злого твоим ближним, то делаешь Самому Христу, по Его же слову: «Понеже сотвористе единому от сих братии моих меньших, Мне сотвористе». Так гонишь ты Христа в ближнем твоем! Как же бесчестишь ты Христа в себе самом? Слушай. Помнишь ли, что писал апостол Павел к Коринфянам: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор. 6:15 ). Понимаешь ли, что говорится здесь, человек? Члены твоего тела не суть твои, но Христовы, потому что Им созданы, сотворены и искуплены честною Его кровию; и кто нечистым плотским грехом оскверняет свои члены, тот бесчестит в себе Христа, делая члены Христовы членами блудницы. Подумай, сколько раз осквернил ты себя любодеянием действительным ли то или мысленным и иными, непотребными и богомерзкими, блудными делами! Но скажет кто: «Какая обида бывает Христу оттого, что кто-нибудь оскверняет тело свое грехом блудным?» – Поистине, великая обида: ибо тело христианина, освященное Таинством Святого Крещения, принадлежит не ему, а Христу, по Священному Писанию : «Вы – тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор. 12:27 ). И опять: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» ( 1Кор. 6:19 ). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18–19 ). Знай, христианин, глава, которою ты мыслишь плотское, не твоя, но Христова, и не должно тебе Христовою главою худое помышлять. Ноги, которыми ты на беззаконие ходишь, не твои, но Христовы, и не должно тебе Христовыми ногами идти на беззаконие. Руки, которыми совершаешь скверное, не твои, но Христовы, и не должно тебе делать скверны Христовыми руками. Все тело твое – не твое, но Христово, и потому не должно тебе тело Христово осквернять плотскими, сладострастными делами, ибо оно служит храмом Божиим, по слову апостола: «Храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:17 ). Будем же постоянно иметь пред очами Бога и бояться его. Страх Божий удержит нас от греха!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но «благословен грядущий во имя Господне!» ( Мф. 21:7 ) И провожаю Тебя в дорогу с тем приветствием, которым некогда напутствовал Гедеона Ангел: «Господь с тобой, муж сильный! Иди c этой силой твоей и спаси Израиля» ( Суд. 6:12, 14 ). «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон» ( Ин. 18:1 ). «И было слово Господне ко Илии: иди отсюда на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить» ( 3Цар. 17:2–5 ). После хлеба на Вечери спешит Христос Спаситель наш к воде, к потоку: «От потока на пути будет пить» ( Пс. 109:7 ). Учителя церковные, объясняя слова Давидовы: «Поток перешла душа наша» ( Пс. 123:4 ), – называют потоком гонения, скорби и беды. Вот через какой поток идет наш Господь – через гонения, через скорби: «Начал скорбеть и тосковать» ( Мф. 26:37 ), – через беды. Вот от какого «потока на пути будет пить, потому вознесет главу» ( Пс. 109:7 ), когда будет вознесен на Крест. Идет через поток скорбей, чтобы и нам оставить в нем Свои следы. «Стези в глубоких водах» ( Пс. 76:20 ) – во многих скорбях, чтобы и мы путем многих скорбей шли за Ним к небесному царствию, чтобы поток бед прошла душа наша, то есть «воду стремительную» ( Пс. 123:5 ) гонений, преследований, нападений от мира, плоти и дьявола. Бежит Давид от сына Авессалома «через поток» ( 2Цар. 15:23 ) с плачем, со скорбью: преследует и здесь злобный Авессалом, а грешник Отца своего, Который породил его водой и Духом. Идет и Господь через тот же поток со скорбью, говоря: «Объяли меня болезни смертные, и потоки беззакония смутили меня» ( Пс. 17:5 ), – ибо из-за потоков наших беззаконий Он переходит поток страстей. Соломон, призвав Семея, сказал ему: «Построй себе дом в Иерусалиме и живи там, и не выходи оттуда никуда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь» ( 3Цар. 2:36–37 ). Случилось, что Семей, забыв царский завет, уходил за бежавшими от него слугами, и он был умерщвлен за то, что перешел за поток Кедронский. Удалился грешник от своего Владыки: «Пошел в дальнюю сторону» ( Лк. 15:13 ), и вот, когда Ты, Господи, ищешь его, когда по милости Своей идешь за ним за поток Кедронский, я опасаюсь, чтобы Тебя не умертвили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Страждешь, Господи, – говорит святой Амвросий, – и мучаешься не Твоими, но моими ранами, болезнуешь не Твоей смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: «Болезни смертные объяли меня, сети смерти встретили меня» ( Пс. 114:3, 17:6 ). Избавляя нас от сей адовой болезни и сетей смертных, Христос Спаситель Сам подъял на Себя болезни и сети. Вот иудейское собрание, как ад, раскрыло против Него свои челюсти: «Раскрыли на Меня пасть свою, – говорит Господь, – как лев, похищающий добычу и рыкающий» ( Пс. 21:14 ). Вот Иуда еще во время трапезы, на Вечере, расставил против Него смертные сети, замыслив Его предать. «Сетью была трапеза для него», и: «в сети своей увяз грешник» Иуда ( Пс. 68:23, 9:16 ). «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается» ( Мф. 26:24 )! С ночи начинает болезнь Свою Господь, как бы говоря вместе с Иовом: «Ночи на болезни даны Мне были» ( Иов. 7:3 ). Еще на Вечере возмутился Иисус духом, сказав: «Один из вас предаст Меня», а после Вечери изрек: «Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» ( Мф. 26:21, 46 ). Куда же Ты спешишь ночью, Господи? Еще недавно Ты поучал учеников Своих, чтобы ходили днем, а не ночью: «Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин. 11:9–10 ). Опасаюсь я, как бы не случилось с Тобой какого-нибудь преткновения, как бы Ты не упал: «Да не когда споткнешься о камень ногой Твоей» ( Пс. 90:12 ). «Ты простираешь тьму, и наступает ночь» ( Пс. 103:20 ). С ужасом помышляю, как бы Ты, Агнец Божий, не попал на свирепых зверей, ибо " в ней (в ночи) ходят все звери лесные, молодые львы рыкающие о добыче» ( Пс. 103:21 ). Боюсь я, как бы Ты не впал в какую-либо немощь, в какую-либо болезнь и потом не сказал: «Скорбь и болезнь приобрел» ( Пс. 114:3 ). Ночью ходят злодеи, разбойники, и я так ужасаюсь, Господи, чтобы и Тебя не сочли за злодея и не сказали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» ( Ин. 18:30 ), чтобы и Тебя не приняли за разбойника и посреди двух разбойников не поставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, в этой истории можно видеть, во-первых, то благодеяние, творимое нам святыми Ангелами, Хранителями нашими, что они приносят молитвы наши, творимые с сокрушением сердечным, пред славой Вышнего Бога, к Божественному Престолу Его, о чем свидетельствует и святой Иоанн в Апокалипсисе, говоря: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед Престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этого можно видеть, что святые Ангелы возносят наши молитвы к Богу и делают их известными всем прочим предстоящим Богу небесным чинам. Идет молодой Товия, посланный старым, в мидийский город Раги, сопровождает его Ангел в образе человека-наемника. Благословил отец сына своего в путь, сказав: «Идите во благо, и да будет Господь с вами и Ангел Его да проведет вас». Обещает и Ангел неложно: «Я здорового веду и здорового приведу к тебе сына твоего» (см. Тов. 5 гл.). Мы же отсюда можем видеть, что святые Ангелы, Хранители наши, пребывают с нами неотступно в путях наших, невидимо сопутствуют нам, охраняя нас во всех путях наших по велению Человеколюбца Бога, в чем проявляется превеликая и неизреченная любовь и милость Его к нам, недостойным рабам Его, как из многих иных неизреченных благодеяний, постоянно являемых нам, так и из того, что Он заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших. Знать, любит нас Господь наш, если имеет о нас такое попечение, что ограждает нас святыми Своими Ангелами, «да ополчением их соблюдаемые и наставляемые достигнем» спасения (см. молитву на Часах). Достойные блюстители приставляются к достойным вещам. Знать, и мы достойны в очах Творца нашего, если Он приставил к нам таковых достойных блюстителей, бесплотных и бессмертных духов, жителей небесного града, предстоящих Престолу Божию. К малым детям обычно приставляются пестуны-хранители, чтобы носить их на руках. Мы малы в очах Владыки нашего, «умалены пред Ангелами» ( Пс. 8:6 ), однако мы возлюбленные дети Его: «Дал нам власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ); «Я буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», – говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор. 6:18 ). И как к малым детям, Он приставил к нам пестунов и хранителей – святых Ангелов, чтобы носить нас на руках: «На руки возьмут тебя, чтобы не преткнулся ты ногою своею о камень» ( Пс. 90:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Другие считают драгоценным бисером чистую совесть, и это правда. Душа человеческая – это невеста Христова. Как невеста украшается драгоценными утварями, бисерами и жемчугом, чтобы понравиться жениху, так и душа человеческая должна украшать себя, как бы бисерами и жемчугом, многими добрыми делами, чтобы ее возлюбил Христос. Но и чистая совесть есть украшение немалое. Ею, как прекрасной утварью, украшались души святых апостолов, от лица которых апостол Павел говорит: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире» ( 2Кор. 1:12 ). А златые уста говорят: «Как очам человеческим приятно видеть прекрасное лицо, так очам Божиим приятна чистая совесть» (Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на евангелиста Матфея). Однако и этот бисер сам по себе не удовлетворяет нас, ибо говорит апостол: «Я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор. 4:4 ), – то есть, хотя я и знаю, что не сотворил зла и совесть не зазирает меня, однако не дерзаю считать себя праведником, ибо кто может сказать: чисто сердце мое? Принес свои товары и святой Иоанн Златоуст из Царьграда: книги его как сундуки великие. Он, как проповедник покаяния, называет бисерами слезы кающегося человека. Указывая на лицо кающегося Давида, он говорит: «Очи Давидовы были украшены, как бы бисером, дождем слезным». Кается человек, плачет о грехах, и каждая слеза его в очах Божиих столь же прекрасна, достойна, как драгоценный бисер. Не напрасно сказал Давид Господу: «Ты положил слезы мои пред Собою» ( Пс. 55:9 ). Ибо как любящий какую-либо вещь желает всегда иметь ее пред очами и постоянно смотреть на нее, так и Бог, любящий слезы покаяния, полагает их пред Собой, чтобы всегда смотреть на них. О некоем грешнике пишется, что он, придя в разум после многих грехопадений, сделался монахом и ежедневно неутешно плакал о своих грехах, вспоминая о Судном дне, и в таком сокрушении сердца прожил несколько лет. Господь, восхотев утешить плачущего Своего раба и показать, как Он любит и принимает слезы кающегося человека, явился ему в видении, облаченный в иерейские ризы, держа в руках и показывая чашу, полную слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслед за тем Господь отправился в храм для преподания учения народу. Заметив здесь торговцев и меновщиков, обративших дом Божий в дом торговли, Господь изгнал их из храма и грозно заметил им: – Дом Мой есть дом молитвы. Вы же сделали его вертепом разбойников! Бывшие в храме и около храма увечные, хромые и слепые приступили к Господу, и Он исцелил всех их. Юные дети, окружавшие Господа в храме, увидев такие чудеса, не могли остаться безмолвными, но в общем со всеми радостном чувстве восклицали: – Осанна Сыну Давидову! Книжники 37 и фарисеи 38 , эти суровые блюстители обрядовой законности, с мрачным умом и холодным сердцем, которым незнакома была безыскусственная радость простых душ, и на этот раз омрачили торжество. Они подошли к Господу и с укором сказали Ему: – Слышишь, что они говорят? Господь же ответил им: – Что же в том вы находите удивительного? Разве вы не читали в Писании: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс.8:3 ). Оставив их, Господь отправился в Вифанию, где и провел ночь. Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубокопоучительный смысл и значение как для самих современников Господа, так и для нас – христиан, несмотря на то, что нас отделяют целых два тысячелетия от того момента, когда славный Царь Израилев с торжеством вступил в Иерусалим. Для современников Господа вход Господень был поучителен потому, что Господь явил Себя при вшествии в Иерусалим как Мессия, как славный Царь Израилев. До сих пор Господь не выступал еще вполне открыто. Он проповедовал и учил постоянно, по всякому поводу и при каждом удобном случае, но проповедовал и учил, по-видимому, как один из многих, как раввин, как народный законоучитель. Правда, многие из слушателей Господа чувствовали, что учение Его какое-то особенное, не похожее на учение книжников и фарисеев, учение святое, возвышенное, и подчиняли сердца свои этому учению. Притом же и многочисленные чудеса, творимые Господом так многократно, говорили сердцу всех последователей Его, что Иисус из Назарета не простой человек, а великий Чудотворец, Сын Божий. Но все-таки многим еще нужно было открытое всенародное засвидетельствование того, что Иисус из Назарета истинно Сын Божий, истинно обетованный Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010