Когда Иосиф братьям своим, пришедшим в Египет и не узнавшим его, сказал: «Я брат ваш, которого вы продали в Египет», они не могли ничего ответить от страха и смущения. Так и в день суда каждый жестокий властелин, неправедный судья, грабитель, обидчик, увидевши в царстве небесном тех против которых он поступал несправедливо, смутится в страхе своем и не найдется, что отвечать им. При всем этом самый большой страх придется испытать грешникам, когда они предстанут перед лицом Господа нашего, праведного судьи и страшного мстителя: «От лица гнева Его кто постоите?» 28 говорит пророк Наум. Действительно, то самое лицо Иисуса Христа, которое во время его земной жизни являлось таким кротким и исполненным любви, в то время будет грозным и гневным; земля и небо побегут от лица Его. Святой Иоанн Богослов в Откровении так описывает страх, имеющий быть перед лицом прогневанного Бога: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещере и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто можете устоять?» 29 Не радостно лежать под гнетущим камнем, под упавшей горою; тем не менее грешнику в то время легче было бы терпеть тяжесть лежащей на нем горы, чем стоять перед лицом прогневанного Бога и созерцать Его. Что же ждем услышать мы грешные от прогневанного Бога в день суда? Ничто иное как только грозный голос Его, более страшный, чем все громы небесные: «Идите от Мене проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его». 30 О, как затрепещут тогда все творящие неправду и беззаконие, прелюбодеи, и воры, разбойники, хищники, грабители, мучители и прочие, навлекающие теперь на себя гнев Божий! Будем же памятовать, грешные люди, о предстоящем в день суда страхе и ужасе и станем бояться Господа; станем бояться страшного суда Его и отрешимся от грешных дел наших. Предстоит помнить – смерть, суд, геенну. Заслужим же милость страшного Судьи слезами, покаянием и милостыней прежде смерти нашей, чтобы тем избавиться от участи осужденных и стать в числе оправданных. Аминь. Плач на погребение Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда показывали на римской площади одежду римского кесаря Галлия, окровавленную и пронзенную мечами, во всем Риме был великий плач, вопли и рыдания. Вот Человек, имеющий Тело, как сеть изрешеченное ранами и плавающее в крови! Почему же окаменело сердце твое, человек? Почему не сожалеешь ты и не плачешь, взирая на столь жалостное зрелище? «Се, Человек!» Вот Он, веселие Ангелов, изумление Херувимов, страшное видение Серафимов, сделавшийся орудием страшного позорища! «Се, Человек!» Боже Отче! «Обличениями за беззакония Ты научал человека, и сокрушил как паутину душу Его» ( Пс. 38:12 ). «Се, Человек!» «Доколе вы будете налегать на человека, все вы убиваете его, подобно наклоненной стене и упавшей загороди?» ( Пс.61:4 ). «Се Человек! Человек родился в Нем, и Сам Вышний основал его» ( Пс. 86:5 ). «Се Человек», Который, исправляя человеческий образ, погубил Свой. «Се Человек!» Молился ты, человек: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» ( Ин. 5:7 ). Вот ты имеешь Бога и Человека, Исцеляющего нас в купели Крови Своей. «Се Человек! Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). «Се Человек», и Человек добрый, как говорит апостол, «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» ( Деян. 10:38 ). И Сам Он возвещал: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» ( Лк. 10:23 ); Авраам рад бы был, если бы видел день Мой. А проклятое сборище вопиет: мы не можем видеть Его: «Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин. 19:15 ). «Се Человек!» «Червь, а не человек; поношение у людей и уничижение в народе» ( Пс. 21:7 ). Он молит с Иовом: «Помилуйте Меня, помилуйте Меня, о друзья! Рука Господня коснулась Меня, если те, кого люблю восстали на Меня» ( Иов. 19:21, 19 ). Да, иудеи! Он плоть от плоти и кость от костей ваших, и, однако, вы кричите: «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф. 27:25 )! Не помогло показывание Пилатово: вместо того, чтобы умилосердиться, сжалиться над Ним, видя Его столь избитым, столь израненным и измученным, они, увидев Кровь, как псы, не знающие сытости, еще сильнее завыли: «Распни, распни Его» ( Лк. 23:21 ). Пилат умывает руки

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда старец окончил молитву, какой-то внутренний голос сказал ему: «Недостаточно только молиться о скорбящих, но необходимо еще утешить их словами, ибо это одно из дел милосердия. Апостол увещевает, чтобы мы утешали малодушных; пойди и ты и утешь!». Послушался старец этого голоса и, помолившись, направился к скорбящему. «Благо, что пришел ты к нам, отец, с благословением своим», – сказал скорбящий, принимая пришедшего старца. «Бог да благословит тебя в жизни твоей», ответил старец. Скорбящий. Нет ли, отец, еще какой-либо другой причины твоего посещения! Утешающий. Слышал я, что некая печаль от превратностей мира посетила тебя; ради этого я и решился прийти в дом плача, не могу ли чем-либо утешить скорбящего. Скорбящий. Благодарю Господа, что Он послал тебя ко мне: я давно ждал, но не было утешающего. Говори, я рад утешиться. Утешающий. Скажи ты мне прежде, что за причина твоей печали, чего ты скорбишь так сильно? Скорбящий. Не спрашивай, отец, об этом, чтобы не растравить раны сердца моего. Боюсь я, что когда начну рассказывать тебе о всем, еще большей горестью исполнится душа моя и вместо того, чтобы утешиться, она еще больше зарыдает. Утешающий. Ты знаешь ведь, что скорби посылаются нам по усмотрению Самого Господа. Не каждый ли день мы молимся к Отцу небесному: да будет воля Твоя, а воля Его не знает зла. Желает ли зла отец сыну своему, ищет ли мать злополучия и бед дочери своей? Так и Отец наш небесный никогда не хочет зла людям, а все им посылает ко благу их самих. Если же когда и попускает печали, то для того только, чтобы мы не гордились; если и наказывает нас, как наказывает отец сына своего, то для того, чтобы мы с благоговением и страхом ходили перед Ним и исполняли заповеди Его. Скорбящий. Если печали и посылаются нам по благой воле Господа, то они все-таки печали, и нельзя человеку не скорбеть и не плакать от них. Бедствие есть наказание за грехи, как же не печалиться от него? Утешающий. Правда, что часто Господь, казня нас за грехи наши, посылает нам бедствие. Но несмотря на это, Он по благости Своей и тогда не желает нам зла. Посмотри на врача. Иногда он приказывает пить самые горькие лекарства, иногда режет, жжет и причиняет страшную боль, а зачем? Затем, что невозможно вылечить без этого; хочет тебе врач не болезни, а здоровья, не смерти, а жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда я удивлялся этому, подходит ко мне ветхозаконная история царских деяний в Палестине и говорит следующее. Знаешь ли, какова любовь между царевичем Ионафаном и Давидом? Еще с того часа, когда Давид убил Голиафа, душа Ионафанова соединилась с душой Давида, и возлюбил его Ионафан всей душой своей (см. 1Цар. 20 ). Знаешь ли и то, сколь ненавидит царь Саул своего зятя Давида, как он ищет убить его? Не далее как вчера возобновился царский гнев на Давида. Вчера был праздник и обед у царя, во время которого царевич Ионафан нарочно упомянул при отце о своем возлюбленном друге. Царь же Саул, услышав имя Давидово, столь воспалился великой яростью, что, схватив копье, хотел ударить им Ионафана, сына своего, и убить его; и он убил бы его, если бы Ионафан не вскочил и не вышел из-за стола. Узнай еще и то, что накануне вчерашнего дня Давид тайно приходил к Иоанафану, и они, сидя в сокровенном месте, долго со слезами беседовали друг с другом и утвердили свою любовь вечными клятвами: «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу» ( 1Цар. 20:17 ). И дал Ионафан такой совет Давиду: «Ты уходи отсюда, чтобы не узнал о тебе мой отец, и скройся сегодня утром и после утра в одном месте у камня, – он указал ему место и камень. – Я же завтра, во время обеда, нарочно упомяну о тебе пред отцом моим и посмотрю, как относится к тебе мой отец: озлоблен ли еще против тебя, или уже престал от злобы? И о том извещу тебя таким образом: сам выйду в поле (так как не верю никому), чтобы никто не узнал нашей тайны и не возвестил царю и чтобы нам не пострадать обоим. Поэтому я приду сам с одним только малым отроком, хотя я и ему не доверяю. И когда приближусь к тому месту и камню, где ты будешь скрываться, выпущу три стрелы и пошлю отрока собрать стрелы. И если я крикну ему громким голосом: стрела около тебя! – то ты знай, что я возвещаю тебе мир, что отец не гневается на тебя. И тогда ты выйдешь ко мне из-за камня. Если же я скажу отроку: стрела далеко от тебя, – то ты, услышав это, знай, что отец мой не перестал гневаться, озлоблен против тебя, и тогда уходи и скройся там, куда тебя направит Господь» (см. 1Цар. 20:17 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Конечно, справедливо то, что Бог , как Вездесущий и Всяисполняющий, Своею всемогущею, всесодержащею и всем управляющею силою находится при всяком человеке, и при злом так же, как и при добром. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ). Так и Жизнь всех содержит, добрых и злых, праведных и грешных. «Вси бо Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ). Но своею особою благодатию, по милосердию спасающею, помогающею, покрывающею и соблюдающею, не со всяким пребывает человеком, но только с тем, который с сердечною любовью и со страхом, обратив к Нему свои умственные очи, всегда видит Его как бы присутствующим пред собою, по слову пророка Давида: «Предзрех Господа предо мною выну» ( Пс. 15:8 ), и ради присутствия Его, и любви и страха к Нему, все что ни делает, что ни говорит или помышляет, все делает богоугодно, говорит честно, помышляет доброе и полезное, всю жизнь свою как бы пред Всевидящими Очами Божьими проводит добродетельно и душеспасительно, часто со страхом повторяя в себе слова пророков Илии и Елисея: «Жив Господь... пред Которым я стою» ( 3Цар. 17:1 ), или, говоря пространнее: жив Господь, пред Всевидящими Очами Которого я хожу, стою, сижу, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю. И все, что ни делаю, делаю перед Его пресветлыми очами и потому не смею сделать что-нибудь худое, или сказать, или помыслить что-либо скверное, дабы Он, прогневанный мною, не поразил меня вдруг нечаянно с моими беззакониями. Таким образом, где человек созерцает Бога мысленными очами, там Он и пребывает; ибо Он приближается к тем, которые сами приближаются к Нему, присутствует с теми, которые ищут присутствия Его, и зрит на зрящих Его: это есть как бы зеркало. Кто смотрит в зеркало, тот видит и лицо, которое отражается в зеркале, а когда отвращается от зеркала, отвращается от него и лицо, видимое им в зеркале. Подобным образом и Господь Бог наш обращается к обращающимся к Нему и смотрит на смотрящих на Него; отвращает же лицо Свое от отвращающихся от Него и не призирает на тех, которые не смотрят на Него, не хотят видеть присутствия Его в себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Крест – это знамение духовной, христианской, крестной и сильной премудрости, как оружие крепкое, ибо духовная, крестная премудрость – это оружие против противящихся Церкви, как говорит апостол: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»; и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:18–19, 22–24 ). У людей в поднебесной живет двоякая премудрость: премудрость мира сего, которая была, например, у еллинских философов, не ведущих Бога, и премудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость – это безумие пред Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол ( 1Кор. 1:20 ). Духовная же премудрость почитается безумием у мира: «Для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Мирская мудрость – слабое оружие, несильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: «Оружия воинствования нашего сильные Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор. 10:4 ); и еще: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр. 4:12 ). Образом и знамением мирской еллинской мудрости являются содомо-гоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же них прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская исполнена бесполезного праха, а словом крестным мы получили все блага: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Когда мы видим крест в девических руках святой великомученицы Екатерины, то по этому кресту знаем и о ее духовной, христианской мудрости. Таковой мудрой деве уподобляется и само небесное царство: «Подобно будет царство небесное девам» ( Мф. 25:1 ). Ибо и небесное царство, когда восхочет явиться к нам в последний день, возьмет в руки крест, согласно словам Писания: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф. 24:30 ), то есть крест Христов. Оно придет к нам с крестом. И это для пристыжения неразумного мира сего, считающего себя мудрым, и обезумевшего, и для пристыжения бесов и всех осужденных с ними. Ибо крестом, как крепким оружием, как острейшим мечом, поразит врагов своих и низринет их в геенну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы Чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, Которая по чистоте Своей телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда через девственную чистоту Свою взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась во единый дух с Богом, как сказано в Писании: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ), – так и в пречестном Успении Своем тою же ступенью взошла к небу, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение сделалась достойной быть Его Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых. Смирение – это лучшая ступень как к высоким земным, мирским почестям, так и к небесным. Некогда праотец Богородицы и Христа святой Давид, будучи преследуем своим тестем Саулом и, увидев его издали на одном месте, кричал ему: «За кем ты ходишь или за кем гоняешься? За псом ли мертвым или за одной блохой?» Саул же, убедившись в его невинности и кротости, отвечал ему: «Ныне знаю, что ты будешь царствовать, и твердо будет в руке твоей царство Израилево» ( 1Цар. 24:15, 21 ). Смотрите: когда смирился Давид настолько, что уподобил себя мертвому псу и блохе малой, тотчас же услышал уготованный ему Богом царский титул: «Будешь царствовать». Через смирение достиг царской чести, земных почестей. Святой Иоанн Предтеча смирил себя до ног и обуви Христова, сказав: «Недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк. 1:7 ). И что же услышал он от Христа: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11:11 ). Ступенью смирения взошел святой Иоанн к столь высокому достоинству, что удостоился возложить руку свою на пречестнейшую главу Божия Сына. Но и к высочайшим небесным почестям нет более лучшего восхождения и ступени, чем смирение, по словам Господа: «Кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф. 23:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Люди страшатся смерти, но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ). Своим воскресением Господь Иисус Христос открывает для человека двери столь желанного бессмертия. Для него теперь уже не может быть страшна смерть, если он верует во Христа, усвояет верою Его праведность, Его вечную жизнь, Его дух (см.: Рим.8:9–11 ; Гал.6:8 ), если он живет во Христе, то и жить будет с Ним (см.: Ин. 14, 19 ), сохраняя не только душу, но и тело. Христос в воскресении Своем приобрел прославление Своему человечеству, а вместе с тем приобрел надежду прославления и нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он и пребывает как Бог , Он вошел, как Богочеловек с душою и телом. В воскресении Богочеловека имеем поэтому неложное свидетельство, что и мы воскреснем и притом с телом непременно. Не будем спрашивать, как это произойдет. Если Господь Иисус веру Свою, в самом лице Его низринутую во гроб и низведенную в ад, воскресил, возвел, воцарил, то не можем сомневаться, что и нашу веру в воскресение чрез Него Он оправдает. Иначе христиане были бы несчастнейшими из людей на земле (см.: 1Кор.15:19 ). Христианин – временный гость, странник и пришлец на земле, которого неизбежно сопровождает злоба и ненависть со стороны большинства окружающих. Страдания так же неизбежны в его жизни, как и в жизни Спасителя (см.: 1Пет.2:21 ). Но Христос воскрес и через это основал нашу надежду глубже настоящего мира и воздвиг ее выше земли: если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ) 92 . Не один человек обременен грехом и жаждет бессмертия: смутно и неясное тяготение к избавлению от зла и стремление к бессмертию заложено и во всю природу; она, сведенная с настоящего пути развития грехопадением человека, страдает и томится (см.: Рим.8:20–22 ), ожидая того великого дня, когда последний враг истребится – смерть ( 1Кор.15:26 ), когда воскресший Сын Человеческий и Сам покорится Покорившему все Ему, да будет Бог ece во всем ( 1Кор.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Между тем и другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою ( Ин.21:8 ). Выйдя на берег, они увидели разведенный огонь, а на нем рыбу и хлеб. – Принесите рыбы, которую вы теперь поймали ( Ин.21:10 ), – сказал Господь ученикам. Симон-Петр вытащил на землю сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три больших рыбы; то было новое чудо, так как при таком множестве не прорвалась сеть ( Ин.21:11 ). Ученики окончательно уверились, что пред ними Господь. И когда Он пригласил их за трапезу, – придите, обедайте, то они молча расположились вокруг разведенного костра; из них никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь ( Ин.21:12 ). Так, по словам святого Иоанна Златоуста , при этом явлении Спасителя апостолы «уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него». В начале трапезы Господь подошел, взял хлеб, разломил и подал ученикам; затем Он разделил рыбу. Когда апостолы обедали, Господь обратился к апостолу Петру с вопросом: – Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Называя апостола прежним его именем Симона, хотя за свое исповедание он был удостоен Господом наименования камня с присоединением великого обетования (см.: Мф.16:16–18 ), Христос как бы намекает ему, что, отрекшись от Учителя и обнаружив таким образом слабость, свойственную человеческой природе, он утратил право на это высокое наименование. Последние слова вопроса указывают и на источник этой слабости – излишнюю самонадеянность апостола на свои силы, когда в ночь пред Гефсиманским томлением Учителя и незадолго до своего отречения он горделиво уверял Господа: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф.26:33 ). Горькой волной нахлынули на душу апостола воспоминания о том постоянно оплакиваемом событии, когда он, призванный Господом тоже после чудесной ловитвы рыбы (см.: Лк.5:10 ), в страшные часы поругания Спасителя на суде у первосвященника, сидя так же, как сейчас, у костра, троекратно отрекся от Него. Но искреннее и глубокое раскаяние в своем согрешении благотворным образом отразилось на павшем апостоле, воспитав в нем в противовес прежней самоуверенности дух смирения; это выразилось в ответе апостола, в котором он не только не ставит свою любовь ко Христу выше любви других учеников, но и не сравнивает с нею, – он просто говорит: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Молился Давид: «Яви лицо Твое, и спасены будем» ( Пс. 79:4, 8, 20 ). Покажи нам, Господи, лицо Твое, и мы будем иметь надежду на спасение! Сии же разбойники не ожидают избавления и потому не хотят видеть лицо Божие, в чем единственное утешение, единственная радость святых Божиих. Но как же сыны погибели стараются о спасении? Они закрывают Его, как бы считая недостойным очей человеческих. «Создавший око не видит ли» ( Пс. 93:9 )? Когда неповинную Сусанну хотели побить камнями, закрыли лицо ее. Закрывают и лицо Христово, побивая Его более тяжелым, нежели камни, словами язвительными «Взяли каменья, чтобы бросить на Него» ( Ин. 8:59 ): бесчестные ругательства, жестокие заушения, удары и лжесвидетельства. Он же вместе с Сусанной взывает: «Боже Вечный, ведающий сокровенное! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против Меня, и вот Я умираю, не сделав ничего» ( Дан. 13:42–43 ). Повелено было в Ветхом Завете закрывать Ковчег, чтобы нечестивые не могли его видеть. И здесь также лицо Христово закрывают, чтобы нечестивые никогда не увидели Его и на небе. Нечестивые не узрят славы Твоей, Христе Боже! Закрывают лицо свое Серафимы, не могущие смотреть на славу лица Господня. Здесь же лицо Господа закрыто скверным покрывалом, как солнце темным облаком, чтобы до Него не дошла их молитва , как говорит Иеремия: «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила к Тебе молитва наша» ( Плач. 3:44 ). Закрывают Бога, чтобы жить безбожно: «Не увидит Господь, не узнает Бог Иакова!» ( Пс. 93:7 ). Они не знают, что «очи Господни в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир. 23:27–28 ). Моисей положил покрывало на лицо свое. Ты же, Господи, не закрывай предо мной ласкового лица Твоего: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего» ( Пс. 68:18 )), чтобы я мог смотреть на него, сбросив с моего сердца покрывало духовной слепоты, о котором говорит Павел: «Доныне покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор. 3:15 ). Проводят эту ночь безбожные люди, дожидаясь дня, и как хотят, надругаются над незлобивым Агнцем, Который «как овца на заклание ведется» ( Ис. 53:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010