В монашеской жизни нередко бывают взлеты, но бывают и падения, которые связаны с тем, что появляется некое привыкание к монастырской повседневности, возникают разные чувства, беспокоящие монаха, нарушающие его духовный мир. Для того чтобы выйти из такого состояния с пользой для своей души, нужно повнимательнее посмотреть вокруг себя, увидеть все, что было построено руками предшествующих иноков, осознать весь масштаб подвига, который они совершили, а потом примерить это к самому себе и сделать соответствующие выводы. Мы живем в то время, когда комфорт проникает и за монастырские стены. Мы живем совсем не с таким напряжением физических сил, с какими жили предшествующие поколения иноков, но это не означает, что наш монашеский подвиг должен быть слабее. Просто мы должны концентрировать свое внимание за счет свободного времени, а свободное время появляется именно потому, что мы живем в XXI веке и за нас многое делают машины, механизмы, специалисты. Так вот, за счет этого свободного времени нужно совершать то, что является первостепенным для иноков: никогда не ослаблять молитву и никогда не останавливаться в своем развитии, в своем самосовершенствовании. Иноки должны много читать — это важное послушание инока, размышлять над прочитанным, формулировать для самого себя те вопросы, на которые сегодня необходимо отвечать современному человеку. Ведь вы знаете, что люди приходят в обитель, подходят к священнику на исповеди с разными вопросами, и мы должны помогать современному человеку укрепляться в вере, преодолевать искушения окружающего мира. А для этого нужно много знать, много прочувствовать и для самого себя ответить на многие вопросы. Поэтому главная задача иноков сегодня — это молитва и работа над самим собой. Никогда не ленитесь совершать эту работу. Если вы когда-нибудь скажете самому себе: " мне уже этого ничего не надо, я многое знаю " , — на этом ваш подвиг и закончится. Поэтому обязательно понуждайте себя к этому труду — для спасения души тех, кто к вам приходит, и для своей собственной души.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

1610 Цит. по: Полетаева Е.А. «Уход в пустыню» в древнерусской и старообрядческой традиции: (На материале северно-русской агиографии и старообрядческих сочинений)//Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 214215, Прил. II. 1611 См. об этом: Frank K.S. γγελικς βος: Begriffsanalytische und begriffsgeschichtliche Untersuchung zum «engelgleichen Leben» im frühen Mönchtum. Münster, 1964; Руди Τ.Ρ. «Imitatio angeli» (проблемы типологии агиографической топики)//Русская литература, 2003. 2. С. 48−59. О мотивах уподобления ангелам в болгарской и сербской агиографии см. также: Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865−1459. München, 2000. S. 300, 364 u. а. Ср. историко-культурный анализ использования «ангельских мотивов» в древнерусских источниках о монашестве как элемента парадигмы «социальной смерти» в статье: Steindorff L. Einstellungen zum Mönchtum im Spiegel altrussischer Quellen//Archiv für Kulturgeschichte. 1993. Bd. 75, Heft 1. S. 65−90. 1612 См. об этом: Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876. С. 212−213. (Записки Имп. Новороссийского ун-та; Т. 21). 1621 Там же, л. 447. Ср. в Житии Иоанникия Великого: «...поразумв же убо, яко яже в пустынях молва никакоже градскихъ разньствует ему мятежей» (цит. по: Леннгрен Т.П. Соборник Нила Сорского . М., 2002. Ч. 2. С. 182. (Studia philologia)). 1622 Житие Кирилла Белозерского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Д.Г. Демидов и др.; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2000. С. 28. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1623 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. С. 109. 1624 Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2004. С. 35. (Памятники рус. агиогр. литературы). 1627 Раздел «О монастырях» изданного в 1722 г. «Прибавления к Духовному Регламенту» запрещал строительство «скитов пустынных» (см.: Верховской П.В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2: Материалы. С. 28−29). Это не могло не сказаться на положении любителей пустынного безмолвия, которых принудительно возвращали в покинутые ими без игуменского благословения монастыри. Н.Н. Лисовой пишет об этом: «Так, монахов, сбежавших и возвращённых, надлежало держать по смерть во оковах в трудах монастырских» (Лисовой H.H. Восемнадцатый век в истории русского монашества. С. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

298 Л. 49–50: жертвователь, боярин Роман Иванович, „посылаетъ грамоту ко святому на та села, святыи же яко npiamъ посланную грамоту, и начатъ размышляти въ себ. аще села восхощемъ держати, болми будетъ въ насъ noneчehie могущее бpamiaмъ бeзмoлbie пресцати. и отъ насъ будутъ поселники и рядники. но паче тако лучши есть жити намъ безъ селъ. уне бо есть единаго брата душя, паче всего uмhia. таково убо любомудрая она душя, noneчehie духовное имяше о бpamiu. тмъ же паки отсылаетъ тую грамоту къ предреченному болярину, и другую грамоту написа глаголя. аще изволися теб человче бoжiu дати село къ монастырю дому пречистыя, въ npenumahie бpamiu. се убо даеши по 50 мръ жита, даждь убо аще хощеши, по 100 мръ бpamiaмъ и сими доволни будемъ, села жъ своя самъ ими, не суть бо намъ потребна ниже полезна бpamiu». По преставлении святого село было приложено к монастырю, кратко замечает биограф („и есть до нын»). 300 Жития Варлаама Хутынского (срв. В. О. Ключевский, 140 слл.), арх. Моисея (– 147 слл.), Алексия м-та (– 133 слл.) 301 В. О. Ключевский, н. соч., 270. К сожалению, текст, в котором исследователь предполагает первую редакцию жития, и который сохранился в немногих рукописях, мне остался недоступным. Второй же редакцией я пользовался в рукописях: М. Син. Б-ки 84, 90, 556; кн. Оболенского (Арх. М. Ин. Д.) 105; Киевской Дух. Акад. 516 (по Описанию Н. И. Петрова ). Я касаюсь этого жития однако в данном месте, так как, насколько можно судить по указаниям г. Ключевского, отличия 2-й редакции, составленной для Великих Четьих Миней, от 1-ой состоят главным образом в стилистической отделке (как это можно сказать вообще о редакциях данных Миней) и в прибавке новых чудес; основа же жития осталась прежняя. 302 Чтения... 1895, 4 (и отдельно); о пр. Димитрии – стр. 34–38; другие пересказы: Филарет, Рус. св., I, 215–224 (11 февр.); Р. Фив., 366–376. 304 Дополнение: Лишь после напечатания страниц, посвященных разбору жития преп. Димитрия Прилуцкого, я получил, благодаря любезности С. О. Долгова, возможность ознакомиться с текстом жития по рукописи Румянц. Музея 96. Чудо с женой излагается здесь (л. 291–292) согласно второй из разобранных мной его версий, представляющей святого более кротким и терпимым. Если данный текст действительно представляет (как не без достаточных оснований думает В. О. Ключевский : Жития, 270) древнейший вид жития, писанного в прилуцком же монастыре (вологодском), то мы получаем возможность считать эту версию основной, исконной в житии, другую же – результатом позднейшей переделки; а такое заключение согласуется с изложенными выше наблюдениями над особенностями заволжских житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великаго в чудесех преподобнаго Трифона воспоим, Кольскаго просветителя,/в последних концех северныя страны возсиявша,/и от горькия работы бесовския люди избавльша,/и святым крещением просветивша. Радуйся, пустыне, прежде безплодная и необитаемая,/ныне же, яко крин, цветущая и иноков множеством исполненная;/взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/хваляще Сергия и Германа,/вкупе же и Арсения Коневскаго со Александром Свирским,/отцы всехвальныя. Жития сего непостоянную пучину/немятежно прешел еси, преподобне Кирилле,/кормчую Матерь Божию имея,/и ты, Иосифе, Волоцкая похвало, и Ниле нестяжателю,/на воде покойне и на злаце воздержания/ученик ваших стада мудре упасшии,/и ныне с ними невидимо водворяющеся,/молитеся о чтущих память вашу. Яко солнце просиял еси в монашеских соборех,/от юнаго возраста освящен был еси,/якоже зарю испущая добродетели твоего жития, Прилуцкий Димитрие,/Богоносе отче преподобне. Богоугодно пожив, пустыни, яко грады, сотворил еси потребны и душеполезны,/источник исцелений проливая верою чтущим тя, Дионисие преподобне. Слава:  Ликуй, Фиваидо Русская,/красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белозерския и Вологодския,/возрастившия святое и славное отцев множество,/чудным житием всех наставляющих мipy не прилеплятися,/крест же свой на рамена взяти и во след Христу шествовати. И ныне:  Твоею Дево, всечестною иконою Творец всех чудодействова,/спасе царский град от нахождения иноплеменных;/сице и Российстей стране буди, Госпоже Царице, покров и заступление,/спасающи от всех навет вражиих. Кондак воскресен, глас 1. Подобен: Егда приидеши: Воскресл еси, яко Бог, из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:/Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение. Икос воскресен: Воскресшаго тридневно воспоим яко Бога Всесильна,/и врата адова стершаго,/и яже от века из гроба воздвигшаго,/мvpohocuцaм явльшагося, якоже благоизволил есть,/прежде сим еже радуйтеся, рекий:/и апостолом радость возвещая, яко Един Жизнодавец./Темже верою жены учеником знамения победы благовествуют,/и ад стенет, и смерть рыдает:/мip же веселится, и вси с ним радуются./Ты бо подал еси, Христе, всем Воскресение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Божественное просветление таких страждущих личностей могло быть предоставлено искусству художника, согласно высокому учению живописца Иосифа; но составитель нашего Подлинника, не находя светлых красок в своих источниках, ограничивается только мрачными тенями и очертаниями резкими, не смягченными светом надежды на небесное возмездие за страдания на земле. Впрочем, там, где предание повествует о красоте телесной, он никогда не упускает случая тем воспользоваться: чем также отличается его Подлинник от старинных, не приписывавших особенной важности таким указаниям. Например: Декабря 1 дня. В Подлиннике гр. Строганова, в Толковом древнем: «Филарет Милостивый: брада и власы Дмитрея Прилуцкого, поуже; риза преподобническая». В Сборном: «сед, борода и волосы, как Димитрия Прилуцкаго: борода мало поуже и подоле, риза преподобническая, а инде – княжеская; на голове шапка». В Подлиннике г. Долотова: «подобием стар, сед, борода, как у Афанасия Великого , подоле; волосы просты, риза княжеская. В Минее пишется: преставился стар, имея девяносто лет; но и в такой старости не изменялось лицо его, но благолепно и прекрасно видением, как яблоко доброродно казалося». Декабря 4 дня. В моем Подлиннике: «Св. мученица Варвара: около головы плат бел, на голове венец царский, риза празелень, испод бакан». В древнем Толковом Подлиннике графа Строганова: «на главе венец царьской по обычаю, риза празелень, пспод киноварь». В Сборном почти то же. Но у г. Долотова: «Подобием млада, лицом прекрасна, волосы прекрасны, на голове покров; риза празеленная, испод киноварь; предобре устроенная; в руке свиток, а в нем написано: три ипостаси» и проч.; и далее в Минее и Прологе пишется: «Св. мученица Варвара дочь Диоскора, некоего Еллина, на высоком столпе отцом хранима, цветения ради телесныя красоты ея; была дева и весьма прекрасна». Мая 4 дня. В моем Подлиннике: «Св. мученица Пелагея: риза празелень, испод бакан». В Сборном Подлиннике гр. Строганова то же, с прибавкою: «в руке крест», и только. Но у г. Долотова: «подобием молода, лицом прекрасна, зрением весела, власы предобре распущены, на голове наметка травчатая; риза зеленая, исподняя багряная светлая».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Представлен словарь терминов радикальных религиозных субкультур апреля 2023 Экспертно-аналитический " круглый стол " " Термины и понятия радикальных религиозных субкультур " состоялся 24 апреля в пространстве " Точка кипения " РГПУ имени Герцена. Он был посвящен особенностям современной терминологии, популярной среди представителей радикальных религиозных сообществ, и презентации одноименного словаря-справочника. В работе " круглого стола " приняли участие преподаватели вузов Санкт-Петербурга, сотрудники правоохранительных органов, представители общественных организаций, религиозные деятели. Ведущим выступил директор института истории и социальных наук РГПУ профессор Роман Соколов. В обсуждении принимал участие заведующий кафедрой богословия СПбДА иерей Димитрий Лушников . Предложенное вниманию участников " круглого стола " издание содержит персоналии и определения терминов и понятий радикальных псевдоправославных обществ и течений, радикальных направлений ислама и восточнославянского неоязычества. Словарь рекомендован в качестве учебного пособия для студентов, изучающих религиоведческие дисциплины, и справочного издания для экспертов, проводящих религиоведческую экспертизу. Руководитель авторского коллектива словаря-справочника, председатель экспертного совета регионального отделения ВРНС, завкафедрой истории религии и теологии РГПУ, преподаватель СПбДА Александр Прилуцкий рассказал о концепции словаря, его важности для учебных и практических целей, в частности, для осуществления экспертной деятельности и работы специалистов, ответственных за гармонизацию этноконфессиональных отношений на местах. Профессор той же кафедры и автор одного из разделов словаря Дмитрий Головушкин отметил необходимость большей терминологической четкости при разграничении понятий " фундаментализм " , " радикализм " , " экстремизм " и " терроризм " . Доцент Алексей Гайдуков посвятил выступление различиям, существующим между радикальными неоязыческими общинами и направлениями современного язычества, не связанными с экстремистскими идеологиями.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели нашя душевныя и телесныя язвы, грехом же нашым прощение и дешевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство и душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Февруариа 11. Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому. Из акафиста О священная главо, предивный чудотворче, преподобне и богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви нам смиренным и грешным многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших не имамы дерзновения ко Господу, просити Его даров нам благопотребных, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем, и просим: умоли нам от Его благости вся, яже на пользу душам и телесем нашым: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, во благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и да не во зло обратим дары Его, но во славу имени Его святаго и в прославление твоего о нас ходатайства. Испроси, угодниче Христов, у Царя царствующих и Господа господствующих, благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Николаю Александровичу всея Россиии здравие, долгоденствие, на враги же победу и одоление, и всему богохранимому царству его тишину и благостроение. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати град твой и обитель твою и вся грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякаго зла.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

В оговоренные Советом общества дни трезвенники собирались в чайной для бесед и чтений с показом «туманных картинок» (диафильмов) о вреде пьянства. На этих встречах оговаривались «проповеди идей трезвости», которые в дальнейшем, по уполномочию Совета общества и «по билетам, выдаваемым гражданским начальством», зачитывались в волостных трактирах, чайных, пивных и других местах публичного скопления народа. После одной из таких «проповедей» прошел слух, что, услышав рассказ о том, что пьяный отец, отмечая рождение ребенка, дал ему водки, от которой ребенок умер, какой-то крестьянин громко сказал: «Окаянные мы!» — и тут же записался в члены общества. В день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого (11 февраля по старому стилю) ежегодно от чайной общества трезвости до церкви направлялся крестный ход с иконой покровителя общества, при этом впереди колонны шли дети. После обнесения вокруг храма с чтением акафиста икону возвращали в чайную. Год от года количество участников этого крестного хода росло. Если становилось известно, что какой-либо член общества тайно нарушает данный при товарищах обет трезвости, его подвергали взысканиям и лишали членства. Повторное вступление изгнанного в общество могло состояться только по особому постановлению Совета общества, который назначал человеку «особое испытание твердости нового обещания». В случае смерти кого-либо из членов общества живые провожали своего «друга трезвости» на место вечного упокоения, а его осиротевшему семейству, если оно пребывало в нужде, оказывали посильную помощь. Такая активная деятельность трезвенников и поддержка друг друга в трудную минуту стали привлекать «посторонних лиц, прежде глумившихся над непьющими». Доходы местных питейных заведений и винных лавок стали падать. Звучали даже призывы вовсе прикрыть таковые за ненадобностью, «ибо пьянство способствует упадку нравственности и развитию хулиганства». Вступление России в Первую мировую войну требовало отправки на фронт здоровых и трезвых солдат. В связи с этим 19 июля 1914 года царское правительство приняло решение прекратить продажу спиртных напитков и закрыть все казенные питейные заведения. Винокуренные заводы были остановлены, а склады с алкоголем опечатаны. Самогоноварение каралось пятью годами тюрьмы и одним годом поражения в правах. Такие меры весьма быстро сказались на улучшении жизни и здоровья людей, работы заводов и фабрик, а также общественного порядка в городах и деревнях по всей России. 29 и 30 августа 1914 года был объявлен Всероссийский праздник трезвости.

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Сравним тексты. В качестве полного списка Антониевской редакции Жития Федора Ярославского выбираем хорошего качества список в составе сентябрьской Минеи четьи РГБ, ф. 732 (Собр. Нижегородской области), 39 (л. 13–52 об.), содержащий все три части произведения. В первой части Г. Ленхофф выделила ряд фрагментов, источниками которых служили соответствующие тексты Житий митрополита Алексия и Димитрия Прилуцкого 525 , однако не все параллели были определены. Поэтому систематизируем наши наблюдения. Заголовок произведения: «Съставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом иноком того же манастыря по благословению господина пресвященнаго митрополита Ионы всея Росии, волею же боголюбиваго и вседерьжавнаго государя великаго князя Ивана Васильевича всея Росии, и при благороднем его сыне князе Иване Ивановиче. Благослови, отче» (Нижегор., 39, л. 13), – является легкой переделкой заголовка Жития митрополита Алексия: «Съставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом Пахомием по благословению господина пресвященнаго архиепископа Киевьскаго и всеа Руси Ионы митрополита и проразсужением еже о нем честьнаго събора святительска, волею же боголюбиваго и вседръжавнаго господаря великаго князя Василиа Василиевича всеа Руси и при благороднем и благочестивемъ его сыну великом князе Иоане Василиевиче всеа Руси. Благослови, отче» 526 . Далее Г. Ленхофф правильно определяет фрагменты, заимствованные из Жития митрополита Алексия: «Елма убо божественым мужем, хотящим повести написати . зелному преизяществу и любви еже к Богу» (Нижегор., 39, л. 13–13 об.); «Не тех токмо слушающе похвал … не сия бо токмо едина» (Нижегор., 39, л. 13 об.); «Отнюду же въистинну похваляемыи всесветлую нам вину настоящаго слова предлежит . ни зависть оставляет познати истинну; но о тако[во]м зде конець да приимет» (Нижегор., 39, л. 19 об. – 15) 527 ; «Аз же убо, предреченныи инок Антоние, нечто мало о святомь списах … словом устремихся к повести» (Нижегор., 39, л. 15 об.). Но исследовательницей не отмечен еще один фрагмент, заимствованный из Жития митрополита Алексия: «Тем же и повсюду слава о нем происхожаше, яко легкым пером, произношашеся по всем странам, даждь и до великаго князя Ивана Васильевича всея Росии и до сына его князя Ивана Ивановича, тогда тому великое княжение держащю. Но не мощно утаитися иже посреди стекла светило утаити хотящему, но не подобно бяше светилнику под спудом быти или под одром, но на свещнице возложену быти, яко да светит всем, иже в храмине суть. Ни же пакы граду укрытися, верху горы стояще. Помышьляше еуангельское слово оно, глаголющее: Ему же дано много, много и взыщется от него. И пакы: Уведевыи раб волю господина своего и не сътвори, бием бываетъ много» (Нижегор., 39, л. 16– 16 об.) 528 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Вологодской епархии проходит VIII Духовно-просветительский молодежный форум «Наставничество» 19 мая 2023 г. 17:46 18 мая 2023 года в конференц-зале Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды открылся VIII Духовно-просветительский молодежный форум «Наставничество». Организаторами выступили молодежный центр «ГорКом35» при поддержке управления по молодежной политике Администрации города Вологды, молодежный совет Вологодской епархии , Вологодский государственный университет, духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» и клуб молодых семей «Счастливая семья». Перед началом форума для его участников была проведена экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю. Заседание предварило выступление хорового ансамбля «Истоки» Отделения дополнительного духовного образования и творческого развития для детей и молодежи при Вологодской духовной семинарии. Собравшихся приветствовали митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , мэр Вологды С.А. Воропанов и проректор по образовательной и воспитательной деятельности Вологодского государственного университета С.Б.Виноградова. Ведущая форума начальник управления по молодежной политике Администрации Вологды Я.Н. Филиппова познакомила присутствующих с программой. «2023 год объявлен Годом педагога и наставника, — подчеркнула Яна Николаевна. — Наставник важен и необходим в каждой сфере, будь то сфера образования, духовная сфера, медиасфера или сфера организации деятельности молодежных объединений». Что же такое наставничество для нашего молодого поколения? Этот вопрос организаторы форума задали активистам молодежных объединений. Их ответы участники мероприятия узнали, посмотрев видеоролик «Что такое наставничество?». В рамках форума работали несколько образовательных площадок. Обсуждение темы «Разговор о важном» вели известные в области лидеры общественного мнения. Участники форума встретились с заслуженным тренером России, кандидатом педагогических наук Т.Н. Карамышевой, которая создала знаменитый баскетбольный клуб «Вологда-Чеваката» и в течение 10 лет была его главным тренером. В «Разговоре о важном» участвовали также профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории и мировой политики Вологодского государственного университета В.А. Саблин и директор департамента по работе с некоммерческими организациями акционерного общества «Апатит», заместитель председателя Общественной палаты Вологодской области А.Е. Дубровин. Эта образовательная площадка работала в конференц-зале, для остальных были предоставлены помещения духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010