Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента. Епископ Димитрий очень хитро проводит политику назначения своих попов на места, занятые попами-обновленцами, то есть попу, обращающемуся к нему за назначением, он предлагает идти в село и достать от группы верующих протокольное постановление о желании иметь посланного епископом Димитрием попа в приходе; конечно, при таком подходе к делу посланному попу ничего не остается делать, как вести агитацию против находящегося в приходе попа, обвиняя его в еретичестве, коммунизме и тому подобном. Со времени упразднения Епархиального управления вся полнота власти перешла в руки епископа Димитрия… которому… подчиняются попы, так как иначе неподчиняющийся при помощи агитации посланных Димитрием попов рискует потерять место и превратиться в еретика. Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам. Громаднейшим злом для обновленческого движения являются также монахи, назначение которых Димитрий отрицает, ссылаясь на то, что и здесь он ни при чем, так как монахи опять?таки являются избранниками народа. Возвращение Пятницкой города Козлова церкви по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности авторитет епископа Димитрия… А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%. В области работы среди духовенства нами приняты следующие меры: производится… срочный учет всего духовенства, принимаются меры к расторжению договоров групп тихоновского толка в пользу обновленцев… Предполагается создание Епархиального управления с равным процентом тихоновцев и обновленцев…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно тогда и состоялось знакомство владыки Фаддея с нашим городом. Он не доехал до столицы: по распоряжению начальника VI отделения секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова, возглавлявшего антицерковную работу и стремившегося любыми способами ослабить Церковь, в Саратове его сняли с поезда, задержали и отправили в уездный город Кузнецк Саратовской губернии (ныне Пензенская область), покидать который ему было запрещено. А заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал тогда священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович; †1937), который через некоторое время был арестован и расстрелян в лагере. Митрополит Сергий, освобожденный в марте 1927 года из тюрьмы, 27 июня 1927 года назначил владыку Фаддея архиепископом Пятигорским. Но с этим титулом он по-прежнему пребывал в Кузнецке и отбыть по назначению не мог. В связи с этим 27 октября 1927 года он был назначен на Саратовскую кафедру с титулом архиепископа Саратовского и Петровского. Вот фрагмент его письма конца 1927 года из Кузнецка духовным чадам в Астрахань, опубликованного игуменом Иосифом (Марьяном): «Писать сейчас много не могу вследствие неопределенности положения, связанных с переменой положения дел. Богу ведомо, суждено ли мне несколько приблизиться к Астрахани, соответственно назначению в С[аратов. - В. Т.]. Пока нужно выждать, что Бог даст. В Пятигорске оставлен прежний арх[иепископ] Димитрий [священномученик Димитрий (Добросердов; †1937). - В. Т.]. Назывался я по имени этого города, а видеть его не было суждено. Как-то теперь? Пока желаю Вам от всей души хранить любовь к молитве, св. Церкви, более и глубже внедрять в свои души слова Христовы со всем изобилием скрытой в них радости и жизни. Да хранит Христос от колебаний! Да даст легче избавляться от трудностей жизни!». Но из Кузнецка в Саратов владыке Фаддею разрешили вернуться, по всей видимости, лишь в декабре 1927 года. Это подтверждает то, что среди недавно опубликованных проповедей владыки, произнесенных в Саратове, есть датированные: 28 ноября (11 декабря) 1927 года - на тему «Как нужно не для себя, а " в Бога богатеть " », произнесена во Владимирской (Маминской) церкви Саратова; 13 (26) февраля 1928 года - на тему «Плач Адама о потерянном рае», произнесена там же, и в тот же день произнесенная на вечерне в Митрофаниевской церкви Саратова на тему «Внутренняя связь поста с прощением обид».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

священника Виктора Каракулина (1887-1937), священника Ипполита Красновского (1883-1938), священника Николая Садовского (1894-1938), священника Василия Иванова (1876-1938), священника Николая Кулакова (1876-1938), священника Максима Богданова (1883-1938), священника Александра Саульского (1876-1938), священника Павла Попова (1890-1938), священника Павла Брянцева (1889-1938), псаломщиков Михаила Вознесенского (1900-1938) и Григория Богоявленского (1883-1938); от Ивановской епархии: архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972); от Московской епархии: архиепископа Можайского, викария Московской епархии Димитрия (Добросердова; 1864-1937); архимандрита Амвросия (Астахова; 1860-1937); игумена Пахомия (Туркевича; 1864-1937); диакона Иоанна Хренова (1888-1937); Николая Рейна (1892-1937); инокини Татианы (Бесфамильной; 1866-1937); Марии Волнухиной (1876-1937); Надежды Ажгеревич (1877-1937); иеромонаха Феодора (Богоявленского; 1905-1943); послушницы Татианы (Фомичевой; 1897-?); протоиерея Владимира Медведюка (1888-1937); протоиерея Георгия Колоколова (1876-1937); протоиерея Назария Грибкова (1879-1937); псаломщика Петра Царапкина (1883-?); священника Василия Архангельского (1874-1937); священника Иоанна Державина (1873-1937); протоиерея Сергия Знаменского (1879-1937); священника Константина Некрасова (1872-1937); священника Феодора Недосекина (1889-1942); священника Алексия Сперанского (1881-1937); протоиерея Василия Ягодина (1870-1937); священника Александра Буравцева (1886-1937); священника Сергия Бажанова (1883-1937); священника Сергия Фелицына (1883-1937); священника Сергия Розанова (1905-1937); священника Николая Пятницкого (1884-1937); игумена Варлаама (Никольского; 1872-1937); протоиерея Николая Виноградского (1873-1937); иерея Алексия Веселовского (1873-1937); протоиерея Алексия Никатова (1875-1937); протоиерея Владимира Писарева (1881-1937); иерея Александра Смирнова (1887-1918); иерея Феодора Ремезова († 1918); священника Димитрия Миловидова (1879-1937); священника Иоанна Виноградова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Надежда Ажгеревич. Фотография. 1937 г. Григорьевна Ажгеревич (1877, дер. Головенчицы Минского у. и губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. Не имела своего дома, жила подаяниями. Имела благословение на принятие монашества, но пострижена не была. Занималась сбором денежных средств для помощи сосланным священнослужителям. Была близка к кругу духовных детей Можайского архиеп. сщмч. Димитрия (Добросердова) . 8 окт. 1937 г. была арестована. Проходила по следственному делу «контрреволюционной группировки» монашествующих и мирян во главе с архиеп. Димитрием. Отказалась признать себя виновной в антисоветской агитации. На допросе заявила, что не распространяла слухи об имевшемся в СССР голоде, поскольку и без нее «все видели сидевших у церквей голодавших, которые приехали с Украины и просили себе на пропитание». На обвинение в «распространении провокационных слухов о якобы имевшемся в СССР гонении на религию и духовенство» ответила, что советская власть действительно арестовывает людей, бесчинствует и расстреливает безвинный народ. Подтвердила, что оказывала помощь арестованным священнослужителям из тех средств, к-рые ей удавалось собрать. Отказалась назвать фамилии и адреса людей, помогавших ей. Была расстреляна вместе с архиеп. сщмч. Димитрием (Добросердовым), архим. прмч. Амвросием (Астаховым) , игум. прмч. Пахомием (Туркевичем) , диак. сщмч. Иоанном Хреновым , мон. прмц. Татианой (Бесфамильной) и мирянами мч. Николаем Рейном , мц. Марией Волнухиной по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 17 окт. 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в общей безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-76555; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 320; ГАТО. Ф. Р-518. Оп. 1. Д. 230; Архив УФСБ по Московской обл. Д. 11013.

http://pravenc.ru/text/2564612.html

1918–1918: Леонтий фон Вимпфен, в. у. 1919–1920: Анатолий Соколов, в. у. 10 .1920–12.1920: Палладий Соколов 1920–1921: Анатолий Соколов. в. у. паки 1921–1923: Анатолий Соколов 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 25 .12(07.01).1921–06.1927: Фаддей Успенский 06(?).1927–1927: Иннокентий Ястребов 1927–1928: Стефан Гнедовский, в. у. 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Филипп Ставицкий 15(28).10.1929–30.09(13.10).1930: Андрей Комаров, в. у. 1931–1931: Алексий Орлов, в. у. 30 .09(13.10).1933–14(27).04.1939: Андрей Комаров 1939–1942: 1942–1943: Григорий Чуков , в. у. 12 .1943–17(30).10.1947: Филипп Ставицкий, паки Астраханская (григ.) 06 (?).1931 –1932: Иоасаф Рогозин, в. у. Астраханская (обн.) 1923–23.06(06.07).1927: Анатолий Соколов 1926–1926: Анатолий Левицкий 1927–1928: Модест Никитин 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Гервасий Малинин 1931–: Макарий Быстров 08 .1932–1935: Александр Шубин 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Павел Масленников, в. у. Аткарская 05(18).03.1923–1925: Николай Парфёнов Ахтырская (обн.) 11(24).05.1924–1925: Филарет Яценко 08(21).09.1923–1927: Серафим Лядэ 1928–10.1930: Николай Поликарпов Ахтырская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Ачннская 03(16).01.1934–20.04(03.05).1934: Дионисий Прозоровский 20 .04(03.05).1934–27.08(09.09).1935: Антоний Миловидов 1935–01(14).04.1936: Серафим Зборовский, в. у. 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Сергий Куминский Ачинская (григ.) 1941–1946: Феодосий Григорович-Борисов Ачинская (обн.) –07(20) .01.1928: Иоанн Житов Байкинская 02(15).11.1923–: Вениамин Фролов Бакинская 13(26).12.1912–13(26).11.1917: Григорий Яцковский 1917–1919: 01 .1919–1923: Павел Вильковский 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Димитрий Добросердов, в. у. 1923–1924: 1924–08.1924: Митрофан Огиенко 27 .08(09.09).1924–1928: Арсений Соколовский 23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930; Серафим Протопопов 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Никон Пурлевский 29 .10(11.11)1930–16(29).09.1931: Валериан Рудич 1931–1933: 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Александр Раевский Бакинская (обн.) см. Закавказскин митрополитанский округ (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Этот Синодик читают и на службах поминовения усопших (особенно — в день Всех святых, в земле Российской просиявших и в праздник Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви), и келейно. Он содержит 360 имен священнослужителей и мирян, убиенных в Бутово. Кто погребен в Бутово? Почти каждый десятый из расстрелянных — православный священник. Преобладают жители Москвы, Подмосковья и окрестных областей, но много жителей и уроженцев других мест страны и иностранцев: немцы, монголы, поляки, американцы, аргентинцы, индусы, афганцы… Много государственных и общественных деятелей, например, Председатель Второй государственной думы Федор Александрович Головин, один из первых русских летчиков Николай Николаевич Данилевский. Здесь покоятся останки новопрославленного святителя Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского; архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова); архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Добронравова); епископа Серпуховского, наместника Чудова монастыря Арсения (Жадановского); епископа Бежецкого Аркадия (Остальского); епископа Нижне-Тагильского Никиты (Делекторского). Но много и простых людей, которых зачастую расстреливали целыми семьями: пять братьев Макаровых из деревни Гостеевка Хоботовского района Тамбовской области; семья в семь человек по фамилии Монич из деревни Большие Жабовичи Крупского района Белоруссии; семья Пресновых — 6 человек — из села Крылатского Кунцевского района Московской области; девять человек из села Пертова Чучковского района Рязанской области и столько же — из села Пузас той же области. Здесь расстреливали и 15-летних мальчиков, и 80-летних неграмотных бабушек. Здесь расстреляли (в октябре, ноябре и декабре 1937 года) трех пожилых братьев-священников: иереев Александра, Василия и Николая Агафонниковых. Приведем один из тех документов, которые тщательно собирает и изучает Бутовская община. Это обвинительное заключение по делу священника Николая Агафонникова. Все особенности орфографии и пунктуации оригинала сохранены.

http://pravmir.ru/zemlya-svyataya/

А все-таки, несмотря ни на какие личные невзгоды и напасти, следует спешить делать добро». В июле 1920 года Василий Федорович вернулся в Москву, сдать выпускные экзамены в Академию. Выпускники для сдачи экзаменов приходили на квартиру к отцу Владимиру Страхову. Еще после смерти сестры Анны Василий Федорович принял решение перебраться поближе к Москве, а теперь представилась возможность. В начале 1921 года Василий Федорович устроился счетоводом в Построечном управлении узкоколейки города Орехово-Зуево. Состоялся переезд в Петровско-Разумовское, к тестю Василия Федоровича, отцу Елены Сергеевны, Сергею Андреевичу Борисоглебскому. 3 июля 1921 года Василий Федорович был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во диакона, а уже 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи — во иерея. Приписан к церкви во имя святителя и Чудотворца Николая у Соломенной Сторожки. Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки — единственное место священнического служения отца Василия до самого дня его ареста в 1929 году. Храм был построен усердием офицеров 675 пешей тульской дружины, расквартированной в Петровско-Разумовском. Автор проекта — Федор Шехтель. Храм освящал Можайский епископ Димитрий (Добросердов) в 1916 году. Церковь была построена на земле Сельскохозяйственного Института и приписана к Институтской Петропавловской церкви. Институтский храм, как и все храмы при учебных заведениях, после революции был закрыт, а его прихожане стали посещать Никольскую церковь. К 1924 году в южной части летнего неотапливаемого храма был устроен теплый придел. Прихожане Никольского храма в начале двадцатых годов были, в основном, из научной интеллигенции, служившей при Сельхозинституте. Новый священник всем пришелся по душе, и вскоре группа профессоров Института — после того, как институтский храм был закрыт, — обратилась к отцу Василию с просьбой заняться христианским просвещением их детей. Отец Василий словно бы ждал этого предложения. Ведь он готовил себя именно к этой деятельности! Вскоре в храме появился большой прекрасный хор, составленный из приходской молодежи. Отец Василий очень много времени проводил с детьми, и, кажется, просто не мог от них устать. Вел с ними долгие беседы об основах христианского нравственного учения и отвечал на бесконечные вопросы. Вместе с подопечными посещал порой концерты классической музыки, разбирал литературные произведения. Помогали члены приходской общины.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Что на это можно сказать? Мы имеем богатый опыт Гражданской войны, которая длится уже, по крайней мере, век. Впрочем, противостояние в нашем обществе началось еще до революции. И, к великому сожалению, оно не заканчивается. Сейчас мы должны решить, желаем ли мы продолжать гражданскую войну или хотим найти выход из той ситуации, в которой находимся в настоящее время. Если мы считаем необходимым продолжать войну, со всеми вытекающими последствиями, то давайте искать родственников тех, кто в годы сталинских репрессий работал в органах госбезопасности, и устраивать показательные бои на ринге. Кто должен нести ответственность – А кто-то должен нести ответственность за трагические ошибки истории? – Нужно признать, что ответственность за то, что произошло в России, лежит на всем народе. Гражданскую войну большевики выиграли благодаря тому, что им удалось купить крестьян обещанием дать землю. И земля была дана. На 10-15 лет. Потом началась коллективизация со всеми страшными последствиями, когда крестьянские семьи выбрасывались в тайгу и оказывались в условиях худших, чем заключенные – строители железных дорог или работавшие на лесозаготовках. Заключенным выдавалась дважды в день какая-то горячая бурда, а крестьянским семьям ничего. Даже лопаты, чтобы выкопать себе землянку. – Церковь тоже несет ответственность? – Я не приемлю высказывания (в том числе и наших православных собратьев), что Церковь сама виновата в гонениях. Вместе с тем ответственность есть. Можно вспомнить слова священномученика Димитрия Добросердова, убиенного в Бутово, который своему келейнику в 1920-х годах говорил: «Васенька, мы так много могли сделать – и ничего не сделали». Хотя если говорить о владыке Димитрии, он был очень активным человеком, который еще до революции многое делал. Нельзя сказать, что Церковь бездействовала и никаких шагов не предпринимала, несмотря на то, что находилась в угнетенном состоянии в течение двух веков до начала ХХ века. Но ответственность остается: что-то не досмотрели, не доделали.

http://pravmir.ru/napitsya-i-ne-poyti-na...

Викариями двух московских митрополитов в начале XX в. были епископы Дмитровский (Трифон [Туркестанов], 1901–1916), Можайский (Парфений [Левицкий], 1899–1904; Серафим [Голубятников], 1905–1908; Василий [Преображенский], 1908–1914; Димитрий [Добросердов], 1914–1923), Волоколамский (Арсений [Стадницкий], 1899–1903; Евдоким [Мещерский], 1904–1909; Феодор [Поздеевский], 1909–1923), Серпуховской (Никон [Рождественский], 1904–1906; Анастасий [Грибановский], 1906–1914; Арсений [Жадановский], 1914–1923) и с 1913 г. Верейский (Модест [Никитин], 1913–1917) 51 . Московская епархия охватывала 13 уездов, каждый из которых делился на благочинные округа: Московский (7 округов), Богородский (5 округов), Бронницкий (6 округов), Верейский (3 округа), Волоколамский (3 округа), Дмитровский (7 округов), Звенигородский (6 округов), Клинский (4 округа), Коломенский (6 округов), Можайский (3 округа), Подольский (5 округов), Рузский (3 округа), Серпуховской (5 округов). Город Москва делился на 17 благочинии. В каждом округе назначался благочинным один из заслуженных священников округа. Всего в Московской епархии было 80 благочинии, при каждом по штату полагалось по 1 благочинному и 1 духовному следователю. Функции благочинных состояли в контроле за поведением духовенства, точным исполнением им своих обязанностей, за благосостоянием церквей, правильностью ведения церковного хозяйства и церковных документов, в наблюдении за взаимными отношениями между причтом и прихожанами и в доставлении отчетов и донесений епархиальному начальству о важных случаях и происшествиях. Через благочинного приводились в исполнение распоряжения епархиального начальства, благочинный имел право разрешать священникам отлучаться из прихода на расстояние не далее 25 верст (около 26,7 км) 52 . Благочинные составляли расписание крестных ходов, собирали сведения для различных отчетов, необходимых Св. Синоду и статистическим комиссиям, контролировали выполнение приказов консистории – в целом деятельность благочинных была обременена множеством делопроизводственных обязанностей. Духовные следователи, как и благочинные, назначались из среды духовенства. В их обязанности входило расследование многочисленных жалоб и доносов прихожан на своих клириков. Следователь выезжал на место, проводил допрос заинтересованных сторон, по его представлению духовная консистория выносила решение. Духовным следователям по долгу службы часто приходилось ездить по благочинию, что отрывало их от исполнения священнического служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800 Павел Иванович Горсский-Платонов, профессор еврейского языка и библейской археологии в Московской академии, заявивший себя обширными научными познаниями в своей специальности. 801 Анатолий Мартыновский , архиепископ Могилевский; в 1860 г. уволен на покой и сконч. в 1872 г. В журнале «Странник» он напечатал свои «мысли по случаю учреждения губернских комитетов для изыскания средств к улучшению быта приходского православного духовенства». Автор пишет, что «теперь можно утишаться надеждой, что состояние приходских православных священников будет улучшено. Но кто и какими средствами поднимет их на степень уважения, соответствующего служителям Евангелия?» Решая вопрос: отчего на Руси проявилось презрение к священникам, какого нет у лютеран, армян, евреев, татар – к своим духовным лицам, автор причину этого видит в тлетворном влиянии на высшие сословия русского общества западных религиозных сект и философских систем. По вопросу об обеспечении духовенства в средствах для жизни преосвящ. Анатолий высказывает, что самым благонадежным средством было бы наделение священников с причетниками землей, затем уменьшение числа духовенства; исключением из этого сословия причетников и воспитанием детей духовенства не исключительно в семинариях, а в школах светских, технических, архитекторских. Для улучшения быта приходского духовенства, по мнению преосв. автора, не требуется никакого преобразования епархиального управления. «Епископы русской церкви, почти без исключения, украшают ее своим просвещением, назиданием, ревностью о славе Божией и поистине таким отеческим управлением подчиненного им духовенства, что ни одна христианская церковь ни на востоке, ни на западе в настоящее время не может похвалиться столь образцовыми епископами, какими украшена русская церковь » – См. Странник. 1866 г. Т. IV. 802 Герасим Добросердов , с 1864 г, епископ Ревельский, потом Самарский и Астраханский, поместил в Страннике за 1866 г. статью под заглавием: «3амечательная рукопись». Эта рукопись составлена в 1853 г. иеромонахом Киево-Печерской Лавры со слов крестьянина восточной Сибири Якова Лавшакова, который, заболев лихорадкой, в горячечном бреду видел видения, открывавшие ему не открытые людям тайны загробной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010