Димитриевская родительская суббота в этом году совершается 2 ноября, то есть прошло более полутора месяцев. Это время понадобилось для того, чтобы захоронить всех воинов, павших в Куликовской битве. Когда поле Куликово разобрали от тел, и всех православных, погибших в этой битве, с честью похоронили, было принято решение отслужить общую заупокойную службу обо всех воинах, павших на Куликовом поле. Приурочили это к памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя победителя – князя Димитрия Донского. Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Мы привыкли считать ее шестым днем недели, которую отсчитываем с понедельника. Но изначально суббота, по-еврейски шабат, — седьмой день недели. А воскресенье – первый день недели после субботы. Именно воскресенье – начало седмицы, как по-славянски называется наша неделя. Так вот, еще когда в первых главах Библии описывается Творение, говорится о том, что Бог сотворил в первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой день, а на седьмой упокоился от всех дел Своих. И затем заповедовал людям, принявшим закон Моисея, чтить день субботний и посвящать его Богу. Это день покоя, никакой работы не делается. Дальше, уже в христианской традиции, суббота стала особым днем поминовения усопших – тех, кто уже упокоился от всех земных дел. Фото: hram-troicy.prihod.ru В этот день мы поминаем усопших, наших сродников, ближних и дальних. Есть Вселенские родительские субботы – они совершаются во всех храмах, во всех Поместных Церквях. Димитриевская родительская суббота – не Вселенская. Это дань именно русской истории. Конечно, мы и сегодня можем молиться и молимся и за наших сродников, и за всех знакомых, которые уже покинули этот мир, за всех, от века усопших православных христиан, но в первую очередь Церковь молится о павших воинах. Павших не только на поле Куликовом, но и в последующих войнах, в том числе жестоких войнах XX века.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

Ольга Киселева: мои размышления, думается, встретят разный отклик. Но для меня бережное отношение к созданной Господом природе и к природному здоровью человека — ценность. Исходя из этого, я и пишу заметки, которые, возможно, станут поводом для конструктивной дискуссии. « Пять вопросов о Димитриевской родительской субботе» Диакон Алексей Ремизов: история, традиции и богослужебные особенности праздника. Почему называется Димитриевской? Что такое парастас? За кого можно молиться об упокоении? Можно ли причащаться в родительские субботы? Зачем в этот день приносят в храм еду? «Вам вслух или на Брайле? Почему «доступная среда» остается недоступной для инвалидов» Любовь Молодых: где у меня гарантия, что, тронься автобус, я успею отдернуть руки? А ведь пальцы слепого — это его последние глаза! Вячеслав Иванов — изысканейший, изощренейший интеллектуал Серебряного века, мыслитель, богослов, философ искусства, поэт. Проблемы религии, искусства, общественности здесь разбираются в некоем единстве: Ницше, Байрон, дионисийство, трагедия, анархизм, феминизм, Достоевский, Толстой, Соловьев, символизм, театр, славянство, байронизм, еврейский вопрос, Шекспир, Сервантес, Скрябин, революция и пр. здесь анализируются, осмысляются в некой общей перспективе. Это единство, эту перспективу можно было бы передать так: современная культура в кризисе — искусство в тупике, индивидуализм дошел до предела, религия в упадке, общественные проблемы неразрешимы. Исход Иванов видит в чем-то, что можно назватаь христианским теургическим анархизмом: индивидуализм, достигая предела, самопреодолевается в анархизме как синтезе свободы и соборности; общественные проблемы сгорят в революционном пожаре, в гибели государства и частной собственности, где родится общество самоуправляемых свободных общин; так и только так искусство выйдет из тупика: новая соборность и новая свобода породит новое искусство как свободное соборное творчество; это творчество будет и теургическим, религиозным действом, возрождением религии. В мышлении Иванова все высочайшие достижения древней и новой культуры собираются в ожидании очистительного огня, дабы обновиться и возродиться.

http://blog.predanie.ru/article/govorim-...

Следующая поминальная суббота вновь Вселенская. Она называется Троицкая, так как предшествует дню Святой Троицы. Дата ее, как и дата Пятидесятницы, связана с датой Пасхи. В 2023 году поминать всех когда либо живших христиан верующие будут 3 июня. И наконец, последний в году день особого поминовения усопших - это Димитриевская родительская суббота – ближайшая перед 8 ноября, днём памяти великомученика Димитрия Солунского. В 2023 году она приходится на 28 октября. Обычно накануне всех этих дней в православных храмах совершается панихида, а утром служится заупокойная Литургия и панихида повторяется. Верующие также стараются побывать на кладбище и привести в порядок могилы. Но нужно понимать, что первоочередное в эти дни – именно церковная молитва. Умершие уже не могут ничего изменить, не могут покаяться, и главными их помощниками становятся те, кто просит милости Божьей к ним здесь, на земле. По словам святых отцов, «Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них» (святитель Марк Эфесский). Читайте также: • Родительские субботы в 2023 году • Православные похороны. Как проходят, что можно и что нельзя до, во время и после похорон • Как поминать усопших? Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-kahaл " Вопросы священнику " Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли долго держать прах родственника дома? 27.12.2023 23.11.2023 20.11.2023 17.11.2023

http://foma.ru/kogda-pominat-usopshih-v-...

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Церковное поминовение в родительскую субботу Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

http://pravoslavie.ru/42594.html

Притом нужно заметить, что, молясь в эти, да и в иные, дни, мы не должны молитвенно вспоминать лишь своих родственников и друзей. Мы как члены Церкви должны молиться о всех преставльшихся христианах, более того, о всех почивших людях. Как бы нас ни любили и как бы о нас ни помнили, через два-три столетия о нас позабудут. Не получится ли, что мы останемся совсем одинокими в ином мире?.. А на что надеяться не имеющим вообще родственников и друзей? Поэтому не будем лениться не только о себе, но и о других православных христианах (а в домашней молитве – и о всех вообще усопших людях) молиться и просить Господа, Божию Матерь и святых. В своей проповеди на одной из таких Родительских суббот священномученик Сергий Мечев обращался к верующим: «Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва. А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за которых пришли помолиться другие, которые дороги им. Не отягчайтесь именами, которые будут здесь поминаться. Помните, что каждое имя кому-нибудь дорого… Нам бесконечно дороги имена тех, за кого мы молимся, так давайте же в кротости и смирении помолимся и за них, и за тех, кто дорог другим. Помните, что когда-нибудь и мы отойдем в другую жизнь и будет эта служба совершаться без нашего участия, и мы были бы тогда в радости, если бы о нас вспомнили и помолились за нас и те, кто нас знает, и кто не знает, но пришел и молится здесь о всех прежде почивших праотцах, отцах и братьях наших, зде лежащих и повсюду православных». Кроме двух Вселенских родительских суббот, существуют еще три простых родительские субботы. Но они уже не Вселенские. Это субботы вторая, третья и четвертая Великого поста. В России приняты и еще три дня особого поминовения усопших. Первый – это так называемая Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю) установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским в память воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем осенью 1380 года.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/etot-m...

2) Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (29-го августа). 3) Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник (5-го января). 4) Рождественский сочельник (24-го декабря). 5) Среда и питок на каждой неделе. Родительские субботы Святою православною Церковью установлены особенные дни для поминовения умерших – субботы, называемые родительскими. Таких суббот три: Мясопустная, Троицкая и Димитриевская. Первая из них бывает на мясопустной неделе, иначе называемой пестрой. Православная Церковь в эту субботу поминает усопших царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев и всех православных христиан, в вере скончавшихся. Троицкая суббота бывает накануне Троицына дня. В этот день поминают всех вообще умерших. Суббота Димитриевская бывает пред 26-м октября и предшествует дню памяти св. великомуч. Димитрия Солунского. Начало поминовению усопших в этот день положил Дмитрий Донской, который первый совершил поминовение о воинах, убиенных во время Мамаева побоища, в лавре препод. Сергия. Богослужебные книги Книги, по которым совершается богослужение в православной Церкви, следующие: Служебник, в котором изложено все, что должен говорить или читать священник и диакон во время службы. Часослов, по которому чтецы читают полуночницу, утреню, часы, вечерню и повечерие. Псалтирь, в которой находятся псалмы Давида. Октоих, в котором на восемь напевов расположены стихиры, каноны, тропари, кондаки и др. молитвословия. Минея месячная содержит стихиры, каноны, тропари, кондаки и пр. на каждый день месяца. Минея общая содержит те же молитвословия, применяемые для всех святых известного лика. Триодь постная: по ней совершается служба Великим постом, от недели мытаря и фарисея. Триодь цветная: по ней совершается служба от Пасхи до недели всех святых. Ирмолог содержит в себе преимущественно ирмосы, поемые при канонах. Типикон, или устав: в нем содержатся указания на то, как совершать службы; порядок и изменения их. Требник, в котором изложен порядок различных треб. Например: крещения, покаяния, елеосвящения, погребения, водоосвящения и проч. Всенощное бдение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. (РГБ. Унд. Ф. 310. 149. Л. 76) предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь» . Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Д. р. с. определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот ; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу. В совр. традиции РПЦ в Д. р. с. совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Д. р. с. осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Д. р. с. с праздничным днем (напр., с 22 окт.- днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Д. р. с. совпадала с 21 окт.- днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт.- день кончины имп. Александра III. В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Д. р. с. совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма (см., напр.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2006 г. [М., 2005]. С. 183). В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери (см.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2000 г. [М., 1999]. С. 124). Особенное значение придается и всей седмице перед Д. р. с., к-рая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Д. р. с. подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Могут ли эти тексты являться косвенным свидетельством того, что обычай «молится за павших врагов» хоть фрагментарно, но имел место в истории Церкви, вопрос открытый. Но за века своего служения в армии Церковь, столкнувшись с новой реальностью, сделала определенные выводы и сформировала самобытную богослужебную практику. См. [v] Miguel Ataliates, Historia, introd., éd., trad. et comm. Im. PÉREZ MARTIN, Madrid, 2002, p. 110. [vi] Nicephori Bryennii historiarum libri quattuor, ed. P. Gautier, CFHB 9, Series Bruxellensis, Bruxelles, 1975, p. 101. [vii] Th. Detorakis, J. Mossay. Un office byzantine inédit pour ceux qui sont morts à la guerre. Cod. sin. Gr 734-735, Le Muséon 101, 1988, pp. 183-211. [viii] G. Dagron, Byzance et le modèle islamique au X e siècle: à propos des Constitutionis Tactique de l’empereur Léon VI, CRAI, 1983, p. 230. [ix] Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. Статьи по истории и типологии русской культуры. Сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский, Москва, 2002, стр. 98. [x] Nicetae Choniatae Historia, ed. I.A. Van Dieten, CFHB IX, Series Berilonensis, Berlin-New York, 1975, p. 16. [xi] См.: Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1999. [xii] См.: Ветелев А., прот. Поминовение усопших: Ко дню Димитриевской родительской субботы//ЖМП. 1959, 12. [xiii] Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). Киев, 1869, стр. 167-169. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/4515727

Память предков как священная идея русского мировоззрения Ярче всего значение Матери-Земли для восточных славян проявляется на фоне культа рода, т. е. культа предков, как справедливо отмечает Г. П. Федотов , поскольку именно с землей связаны две главные тайны: рождения и смерти. Происходя от предков, человек к ним же и возвращается через лоно Матери-Земли. Русское общинное сознание воспринимало появление на свет отдельного индивида всего лишь как один из кратких, переходных моментов в бытии всего рода. Внимание и благоговейное отношение к памяти почивших предков – пожалуй, одна из наиболее отличительных черт народного христианства на Руси и характерная особенность национального мировоззрения в целом, для которого поддержание связи между миром «этим» и «тем» является зримым свидетельством и ярким символом единства рода как на частном уровне (одной семьи), так и в самом широком смысле этого слова (всего народа), помогающим ощутить свою причастность к общей исторической судьбе народа. Поминальная обрядность и круг связанных с ней понятий составляют, без преувеличения, «самую сердцевину традиционной славянской культуры», занимают «осевое место в славянских верованиях, причем это так и для их архаического дохристианского слоя, и для того, который принято называть “народным христианством”» . Подобное отношение выразилось, в частности, в обилии дат церковного поминовения усопших. Сегодня в календаре Русской Православной Церкви насчитывается по крайней мере 11 таких дней. Помимо упомянутых в Типиконе двух Вселенских родительских суббот, обрамляющих пение Триоди, усопшие сугубо поминаются в Димитриевскую субботу, на Радоницу, во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. В ряде епархий Поволжья (Татарстанской и Вятской митрополиях), Прикамья (Удмуртской митрополии) и Урала (Екатеринбургской митрополии) существует также местная традиция поминовения усопших в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы – так называемая Покровская суббота, установленная Патриархом Иовом в 1552 г. в память о воинах, павших при взятии Казани.

http://bogoslov.ru/article/6191854

Поминовение в третий, девятый и сороковой день совершается также сообразно и с различными состояниями души за гробом. По откровению, полученному св. Макарием Александрийским от ангела, душа умершего в третий, девятый и сороковой день возносится на поклонение к престолу Божию, и после этого Праведный Судья назначает ей определенное место для пребывания до всеобщего суда. Что касается дней рождения и именин умершего, то и эти дни особенно прилично посвятить молитвенной памяти об умершем подобно тому, как мы освящаем молитвою дни рождения и именин нас самих и близких к нам лиц при жизни, равно как и день кончины умерших, как бы день второго рождения их для небесной жизни. Кроме дней молитвенного поминовения того или другого умершего Церковь назначает дни, в которые особенно благовременно помолиться о всех умерших в православной вере. Такие дни обыкновенно называются родительскими. Это – субботы мясопустная н Троицкая, называемые иначе вселенскими, потому что уставлены издревле вселенскою Церковью, – затем субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, вторник Фоминοй недели, Димитриевская суббота и день усекновения главы Иоанна Предтечи. Мясопустная суббота бывает пред Сырной неделей. Церковь , как чадолюбивая мать, поминает в молитвах своих всех умерших от Адама до ныне в благочестии и правой вере – «праотец, отец и братий наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молии и измерзшия мразом: яже уби меч, конь совосхити: яже удави плинфа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костныя удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения» (Синакс. в суб. пред недел. мясоп.). Основанием поминовения в этот день служит то, что в следующее за этою субботою воскресенье, называемое мясопустным, Церковь на евангельском чтении вспоминает о страшном суде. Посему накануне этого дня, как бы в день предшествующий страшному суду Христову, Церковь умоляет Праведного Судию о милости ко всем умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010