К сер. февр. 1920 г. на Елисаветградщине окончательно установилась советская власть. В апр. 1921 г. церковные учреждения в Елисаветградском и Александрийском уездах Херсонской губ. были выделены в «полусамостоятельное епископство с пребыванием епископа в г. Елисаветграде» (ГА Кировоградской обл. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 88. Л. 56), что было во многом обусловлено началом автокефалистского движения на укр. землях. Елисаветградская уездная ЧК в мае 1921 г. сообщала, что «среди православных граждан развивается усиленная агитация в пользу украинской церкви. В связи с введением украинского языка в церковное служение среди духовенства наблюдается недовольство и возможен раскол, так как русское духовенство отказывается служить по-украински» (Там же. Л. 77). Елисаветградским епископом был выбран протоиерей кафедрального Успенского собора Павел Колосов, к-рый после принятия пострига был хиротонисан во епископа 21 июня 1921 г. Успенский собор Елисаветграда являлся кафедральным, при нем действовало духовное правление (деревянный Успенский собор построен в 1755, в 1800 возведен каменный храм, разрушен в 1946). Еп. Павел развернул активную деятельность против распространения автокефалистского движения. По воспоминаниям священника из с. Компанеевка А. Бондаренко, «первое время службы еп. Павел разъезжал по приходам, где устраивались торжественные церковные церемонии». Об этом же свидетельствуют документы Елисаветградской ЧК: «Духовенство ведет усиленную агиткампанию против украинизаторов церкви, причем меры борьбы вырабатываются на устраиваемых заседаниях благочинных… Признано необходимым для поднятия своего авторитета среди прихожан улучшить церковную службу, требовать от рядового духовенства еще большего внимания к церковной службе, а также отменить торговлю требами, в особенности за браки. Кроме того, признано усилить борьбу с украинизаторами церкви путем частных бесед и проповедью, перебросив более сильных в богословии священнослужителей в те районы, где проявляется особенно сильно украинизаторское течение» (Там же. Д. 163. Л. 13). Борьба против автокефалистов на Елисаветградщине была успешной, впосл. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) имела здесь немного приходов - от 1 до 6 (наибольшее количество было в 1928-1929) (ЦДАВО. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1647. Л. 16).

http://pravenc.ru/text/1841109.html

    Иерей Антоний Щелкунов (Днепр, Украина), кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и педагогики Национального технического университета «Днепровская политехника», клирик храма прп. Сергия Радонежского. Тема доклада: «Священнослужители Днепропетровщины – жертвы Большого террора на судебных процессах 1939 года»;     Протоиерей Евгений Гуменюк (Кропивницкий, Украина), магистр богословия, глава Комиссии по канонизации святых Александрийской епархии, благочинный Компанеевского округа, настоятель храма св. мц. Виктории Кулузской пгт. Компанеевка. Тема доклада: «Репрессии против православного духовенства и верующих в Кировоградской области: 1918–1950 гг.»;     Иеромонах Митрофан (Божко) (Киев, Украина), преподаватель Киевской духовной семинарии. Тема доклада: «Закрытие и уничтожение храмов и молитвенных зданий в Кривом Роге во времена хрущевской антирелигиозной кампании (1958–1964)»;     Иерей Евгений Легач (Харьков, Украина), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем криобиологии и криомедицины, настоятель Преображенского храма с. Ледное Харьковской области; Драчева Александра Павловна (Харьков, Украина), кандидат наук по социальным коммуникациям, старший преподаватель Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Тема доклада: «Мученический подвиг священника Григория Доли, настоятеля Преображенского храма с. Ледное Харьковской губернии»;     Стец Николай Николаевич (Харьков, Украина), кандидат богословия, преподаватель Харьковской духовной семинарии. Тема доклада: «Священномученик Константин (Дьяков) и его служение на Харьковской кафедре с 1924 г. по 1934 г.»;     Петриско Милан (Прешов, Словакия), магистр богословия, докторант Православного богословского факультета Прешовского университета в Прешове, чтец Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Тема доклада: «Митрополит-исповедник Досифей Загребский (1877–1945) — владыка карпаторусинов, чехов и словаков». 16.20–16.50: Кофе-пауза     Иерей Алексей Игнатьев (Кропивницкий, Украина), бакалавр богословия, клирик соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кропивницкий. Тема доклада: «Крестный путь сщмч. протоиерея Василия Романовича (1886–1937)»;

http://bogoslov.ru/event/6024079

Николай Виноградов объявил, что он перестает поминать экзарха. Часть клириков храма - священники В. Соколов, С. Ковалёв, М. Романовский, В. Поляков и псаломщик И. Запорожан не согласились с решением настоятеля, оставили приход и перешли в Скорбященскую ц. Вокруг Петропавловской ц. образовалась оппозиционная община, в к-рую вошли священники Н. Виноградов, П. Купчевский, П. Дашкеев, И. Любавский, В. Огнивцев, диаконы М. Донне, Азбукин, псаломщики Г. Недельский и Ф. Детковский. Идейным лидером зиновьевских противников «Декларации» стал прот. Г. Селецкий (его духовником был Н. Виноградов), к-рый в 1926 г. был выслан из Зиновьевска в Харьков и в нояб. 1927 г. выступил против «Декларации» митр. Сергия. Г. Селецкий прекратил общение с Зиновьевским еп. Онуфрием (Гагалюком), к-рый в авг. 1927 г. безоговорочно поддержал «Декларацию». Летом 1928 г. Н. Виноградов и Г. Селецкий ездили к одному из руководителей иосифлянского движения, Гдовскому еп. Димитрию (Любимову) , в Ленинград. Владыка согласился принять приходы Зиновьевщины, выдал об этом документ и назначил Виноградова благочинным. В дальнейшем еп. Димитрий рукополагал священнослужителей, освящал антиминсы, определял церковные наказания. Кандидаты на священнические должности перед поездкой к еп. Димитрию должны были получить рекомендацию от благочинного. Н. Виноградов имел большой авторитет в сельских приходах викариатства. Он и Селецкий уделяли значительное внимание сельским общинам, они обсуждали вовлечение их в иосифлянское движение путем усиления благолепия служб и произнесения священниками регулярных проповедей во время богослужений. Иосифлянская лит-ра поступала в Зиновьевск из Харькова, в 1928-1930 гг. было получено ок. 30 листовок. В 1928-1930 гг. в благочиние Н. Виноградова входило 16 храмов: в Бобринце, Савичевке, Компанеевке, Лелековке, Б. Виске, Оситняжке, Красновершке, Сасовке, Губовке, Севериновке, Гильнии, Фёдоровке, Орлове-Балке, Палиевке, Тарасовке и Калиновке. В 1929 г. в юрисдикцию еп. Димитрия (Любимова) решила перейти группа священников, служивших в храмах сел Благодатное, Семёновка, Воеводское и др.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

На заседании Свящ. Синода 25 мая 1965 г. говорилось о крайне сложном положении дел в Кировоградской епархии, тогда же епископом Кировоградским и Николаевским был утвержден Боголеп (Анцух) . При нем закрытие храмов продолжилось. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. решениями Совета по делам религий были упразднены храмы в Кировоградской обл.: в с. Братолюбовка Долинского р-на (13 июля 1966), в с. Головковка Александрийского р-на (14 июня 1967), в с. Оситняжка Кировоградского р-на (9 авг. 1967), в с. Терновка Новоархангельского р-на (6 мая 1970), в с. Анновка Петровского р-на (29 июля 1971), в с. Новогригоровка-Вторая Долинского р-на (29 июля 1971), в с. Красноселье Александровского р-на (26 авг. 1971), в с. Раздел Голованевского района (25 июля 1973), в пос. Компанеевка Компанеевского р-на (28 авг. 1973), в с. Надлак Новоархангельского р-на (25 дек. 1975). Закрылись церкви в Николаевской обл.: в с. Михалково Кривоозерского р-на (14 янв. 1967, здание решено снести), в пос. Казанка Казанковского р-на (28 апр. 1967). 6 сент. 1967 г. принято решение о снятии с регистрации общины Варваринской ц. в г. Первомайске и о сносе здания, 18 дек. 1968 г. снят с регистрации приход в с. Новопавловка Баштанского р-на, закрыт храм в с. Александровка Вознесенского р-на, 10 апр. 1969 г.- в с. Мостовом Доманевского р-на, 6 мая 1970 г. снята с регистрации община Николаевской ц. в Первомайске, здание храма решено снести, 30 мая 1974 г. упразднили приход в с. Степковка Первомайского р-на. Деятельность еп. Боголепа (с 1974 архиепископ) вызывала недовольство уполномоченных Совета по делам религий. В 1976 г. уполномоченный по Николаевской обл. В. А. Чунихин в характеристике архиерея написал, что он «принадлежит к числу наиболее реакционных и фанатичных правящих архиереев» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 134). В 1973 г. архиерея обвинили в «негласной подготовке кандидатов в священники... за счет принимаемых на работу в аппарат Кировоградского епархиального управления» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 294. Л. 90). Против архиеп. Боголепа шла клеветническая кампания в советской прессе. 6 окт. 1977 г. он, согласно прошению, был уволен на покой в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. 1977 г. на должность управляющего Кировоградской епархией рассматривался секретарь епархии прот. Всеволод Затовский. Он был вдовцом и собирался принять монашеский постриг, но его кандидатуру не одобрила гражданская власть (вероятно, из-за его автокефалистского прошлого: он был доверенным лицом Уманского еп. УАПЦ Игоря Губы в 1942-1943). 6 окт. 1977 г. указом патриарха Московского и всея Руси Пимена и Свящ. Синода епископом Кировоградским и Николаевским определено быть архим. Севастиану (Пилипчуку) .

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Компанеевка. Церковь Виктории мученицы. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:Между 2006 и 2010. Ссылки:   Адрес: 28400 Кировоградская область, Компанеевский район, Компанеевка, ул. Калинина,д.11А Координаты: 48.249875, 32.202824 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Храм Святой мученицы Виктории Кулузской построен по благословению схиархимандрита Ионы (Игнатенко), заложен 10 июня 2006 г. Возведён в память трагически погибших Виктории и Игоря Тумановых. Поэтому знаменательно то, что закладка состоялась в день поминовения усопших – Троицкую родительскую субботу. Строительные работы начались в августе того же года. В октябре 2008 г. уже освящены накупольные кресты. По окончании внутренних работ 16 июля 2010 г. Преосвященным Антонием епископом Александрийским и Светловодским храм освящён храм в честь мученицы Виктории. Святыни храма: частица Креста Господнего, копия Почаевской иконы Божией матери, образ святой мученицы Виктории Кулузской, икона свят. Луки Крымского с частицей мощей, мощевики с частицами мощей святого апостола Андрея Первозванного, свят. Николая чудотворца, Инокентия Херсонского, вмч. Георгия Победоносца, прпмч. Ефимия и Игнатия Афонских из монастыря Давида Гореджийского, свящ. мч. Николая Искровского, муч. младенца Вифлиемского, преп. Герасима Иорданского, Гавриила Афонского, Амфилохия Почаевского, Варсонофия Херсонского, преп. Марфы Дивеевской, Евторопии Херсонской, св. блж. Домники Олешковской. Информация с сайта храма, http://saintvictoria.church.ua/main-page/ Комментарии и обсуждение Освящен 2010г. 16 июля. Настоятель прот.Евгений Гуменюк 16 августа 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=25315