Троицкая родительская суббота – в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших». Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан. Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин . Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни. Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии». «На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений», – писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский . Как часто следует подавать записки для поминания

http://azbyka.ru/zapiska-cerkovnaya

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II. 9. Димитревская родительская субботасуббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан. В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. — Как правильно вести себя на кладбище? На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились. – Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными? Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить — Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

http://pravmir.ru/otpevanie-smert-pomina...

Субботы Мясопустная и Троицкая по преимуществу называются вселенскими. Родительские субботы 2-й, 5-й и 4-й седмиц св. Четыредесятницы Вводя нас при наступлении Великого поста в теснейший союз христианской любви со всеми членами своими – со Святыми, с живущими и умершими, св. церковь особенно утверждает для нас этот союз среди самых подвигов благодатного освящения: непрестанно ободряя и утешая верующих призыванием, предстательством и примером Святых, возбуждая к делам благотворения ближним живущим – дать алчущим хлеб и разрешить всякий соуз неправды, она в субботние дни 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста благовременно руководствует нас также к прилежнейшему молитвенному ходатайству и об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою представившихся человек и вечном их упокоении со святыми». Кроме того, так как в обыкновенное время поминовения усопших совершаются ежедневно (так называемые сорокоусты и другие добровольные поминовения), а в Великий пост непрерывные поминовения при общественном церковном богослужении не совершаются, потому что они всегда бывают соединены с совершением полной литургии, которой в св. Четыредесятницу не бывает ежедневно: то св. церковь , чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Прочие же субботы Великого поста посвящены особенным празднованиям: первая – Св. Великомученику Феодору Тирону, пятая, – Похвале Богоматери, а шестая гиестая – воскресению праведного Лазаря. Частные родительские дни Частных родительских дней три: вторник Фоминой недели, 29 – е августа и Димитриевская суббота. Вторник Фоминой недели Во вторник (а в иных местах в понедельник) на Фоминой неделе православные христиане обыкновенно поминают усопших. В службе этих дней в уставе не положено особых молитвословий об умерших. Обыкновение же поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в неделю (то есть в воскресенье) апостола Фомы вспоминается, между прочим, сошествие Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы устав позволяет начинать сорокоусты об умерших 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

4 ноября. День народного единства. [Празднование установлено в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Кремль от польских интервентов — это был переломный момент в русской истории, завершение Смутного времени. В этот день Церковь чтит Казанскую икону Божьей Матери, которую по благословению святого Патриарха Гермогена доставили в ополчение. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе]. Ил.: Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин. 2009. - С.5; 6 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Она стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. Впоследствии этот день стал днем всеобщего поминовения усопших родственников. О возникновении такой традиции писал в середине XIX века святитель Филарет (Дроздов): «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его (Димитрия Солунского) субботу — обычный в неделе день поминовения усопших поминовение сделалось всеобщим»]. Фото пресс-службы Минской духовной академии. - С.5; Слово Патриарха : Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви». ноября исполняется 75 лет Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. К юбилею мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего]. Заголовки даны редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2021. - С.6-13. - (рубрика « Слово Патриарха »). Публикацию составили следующие материалы: Фото на развороте к подборке. Сделано на берегу Магелланова пролива перед перелетом в Антарктиду, где Патриарх Кирилл посетил российскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен». Февраль 2016. - С.6-7;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы. Частные родительские дни. Во-первых, вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницей или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи седмицы). Во-вторых, 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено Русской Церковью по указу императрицы Екатерины II в 1769 году, во время войны с турками и поляками. В-третьих, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед 8 ноября по Новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал субботу Димитриевской – по имени победителя. Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих. В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) – приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», перечислив имена умерших (только крещеных; кроме того, нельзя поминать покончивших жизнь самоубийством).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вот что пишет об этом архимандрит Иоанн Крестьянкин , известный наш старец («Опыт построения исповеди»): «Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них. А сейчас просите у Господа прощения за неразумие свое. Господи, прости нас, грешных!». 51. Когда установлено и с каким святым связано поминовение усопших в Димитриевскую родительскую субботу — великим князем Димитрием Донским или же со священномучеником Димитрием Солунским? Димитриевская суббота восходит к обычаю осенних поминок, возникшему еще в глубокой древности у языческих народов, например литовцев, германцев, а возможно, и у славян. С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает. В XIV веке нашли нужным установить особый день для поминовения воинов, убиенных на Куликовом поле. Считается, что, совершив в обители преп. Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, великий князь Димитрий откликнулся на пожелание бояр и впредь «память творити, кто сложил голову свою» и установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле. Однако для этого избрали не самый день битвы, 8 сентября (ст. ст.), так как это день двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, когда не может быть поминовения усопших, но и не субботу перед 8 сентября, ибо эта суббота в некоторые годы может совпадать с праздником Индикта (или Новолетия, т. е. началом нового богослужебного круга) или предпразднством Рождества Богородицы, а избрали субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского. Этого святого русские считали своим особым покровителем и помощи его, в частности, приписывали свою победу над Мамаем.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» ( Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви». На Руси в народной среде Д. р. с. (др. название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И. Чичеров уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли ( Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Поминовение в третий, девятый и сороковой день совершается также сообразно и с различными состояниями души за гробом. По откровению, полученному св. Макарием Александрийским от ангела, душа умершего в третий, девятый и сороковой день возносится на поклонение к престолу Божию, и после этого Праведный Судья назначает ей определенное место для пребывания до всеобщего суда. Что касается дней рождения и именин умершего, то и эти дни особенно прилично посвятить молитвенной памяти об умершем подобно тому, как мы освящаем молитвою дни рождения и именин нас самих и близких к нам лиц при жизни, равно как и день кончины умерших, как бы день второго рождения их для небесной жизни. Кроме дней молитвенного поминовения того или другого умершего Церковь назначает дни, в которые особенно благовременно помолиться о всех умерших в православной вере. Такие дни обыкновенно называются родительскими. Это – субботы мясопустная н Троицкая, называемые иначе вселенскими, потому что уставлены издревле вселенскою Церковью, – затем субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста, вторник Фоминοй недели, Димитриевская суббота и день усекновения главы Иоанна Предтечи. Мясопустная суббота бывает пред Сырной неделей. Церковь , как чадолюбивая мать, поминает в молитвах своих всех умерших от Адама до ныне в благочестии и правой вере – «праотец, отец и братий наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшия снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молии и измерзшия мразом: яже уби меч, конь совосхити: яже удави плинфа или персть посыпа: яже убиша чаровная напоения, отравы, костныя удавления – всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения» (Синакс. в суб. пред недел. мясоп.). Основанием поминовения в этот день служит то, что в следующее за этою субботою воскресенье, называемое мясопустным, Церковь на евангельском чтении вспоминает о страшном суде. Посему накануне этого дня, как бы в день предшествующий страшному суду Христову, Церковь умоляет Праведного Судию о милости ко всем умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Троицкая родительская суббота. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь , воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий , оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы. Во Святую Четыредесятницу – дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы. Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной. § 5. Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010