Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Россия, Вологодская обл., с. Прилуки, в 5-ти км к северу от города Вологды, на левом берегу реки Вологда. Время основания обители относят к 1371 году, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в городе Переславле-Залесском, однако, стремясь к уединенным подвигам, святой Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Дойдя до берегов реки Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть «луку», подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам святой Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий. Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян. В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келий с братской трапезной. Для постройки келий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

18 декабря 2015 г. 12:25 Переданный Церкви ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря облегчит учебный процесс в Вологодской семинарии Федеральное агентство по управлению государственным имуществом к началу следующего года завершит передачу Вологодской епархии ансамбля Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря . Сформировавшийся 301 год назад ансамбль обители, отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения и занимающий 0,79-гектарный земельный участок, включает крепостные стены, четыре башни, кельи, колокольню, святые врата с надвратной Вознесенской церковью, собор Всемилостивого Спаса, кладовые палаты с галереей, трапезный комплекс, братские погреба, Всехсвятскую «больничную», Екатерининскую и деревянную Успенскую церкви и водяную башню. Епархия получает полностью сохранившийся архитектурный ансамбль в собственность на основании федерального закона 327 от 30 ноября 2010г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». «Собственно на деятельности обители, в которой сейчас полтора десятка насельников, этот факт не скажется. Уже почти четверть века только мы пользуемся ансамблем, других арендаторов здесь не было и нет, - прокомментировал «Церковному Вестнику» решение властей наместник монастыря игумен Игнатий (Молчанов). - Теперь в части получаемых епархией в собственность зданий разместится Вологодская духовная семинария , что позволит облегчить учебный процесс и сделать жизнь семинаристов комфортнее». 18 декабря 2015 г. 12:25 HTML-koд для сайта или блога: Переданный Церкви ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря облегчит учебный процесс в Вологодской семинарии Федеральное агентство по управлению государственным имуществом к началу следующего года завершит передачу Вологодской епархии ансамбля Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря. Сформировавшийся 301 год назад ансамбль обители, отнесенный к объектам культурного наследия федерального значения и занимающий 0,79-гектарный земельный участок, включает крепостные стены, четыре башни, кельи, колокольню, святые врата с надвратной Вознесенской церковью, собор Всемилостивого Спаса, кладовые палаты с галереей, трапезный комплекс, братские погреба, Всехсвятскую «больничную», Екатерининскую и деревянную Успенскую церкви и водяную башню. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/spaso_prilutski...

«Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря 25 апреля. ПРАВМИР. В среду Светлой седмицы, 23 апреля, на территории Вологодского кремля состоялась презентация отреставрированного житийного образа преподобного Сергия Радонежского. Икону гостям представил художник-реставратор Сергей Белов. Икона «Преподобный Сергий Радонежский в житии» была доставлена в музей 1926 году из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Обитель преподобного Димитрия Прилуцкого, сомолитвенника и сотаинника преподобного Сергия, с давних пор чтит день его памяти. О храме, где прежде находилась икона «Преподобный Сергий в житии», присутствующим рассказала заведующая епархиальным древлехранилищем Алла Анишина, сообщает пресс-служба Вологодской епархии. Архиепископ Вологодский Максимилиан отметил, что на презентацию отреставрированной иконы прибыло много людей. «Это свидетельствует, что люди имеют интерес к вопросам духовной жизни. Это очень важно, особенно в наше время, когда духовности бросается вызов. Очень важно показать правильный духовный путь, духовные образцы», — сказал он. На презентации выступил праздничный мужской хор Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Хор исполнил стихиры преподобному Сергию, другие духовные песнопения, песни русско-японской и Великой Отечественной войн. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 13 ноября, 2018 8 октября, 2018 6 августа, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-vologde-predstavili-...

Во время эпидемии холеры в Вологде в 1830—1831 году в город были перенесены иконы Успения Божией Матери из Семигородней пустыни и Божией Матери Страстной-Семистрельной из Иоанно-Богословской Тошненской церкви, которые некоторое время находились в Димитриевских церквях. В пямять избавления от холеры с этих икон были сделаны списки, а престол церкви Всех Святых освятили заново в честь Семигородней иконы Успения Богородицы. В 1930 году храм был закрыт и занят складом. С 1999 года возвращён верующим и действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Описание [ править править код ] Архитектура [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм на подклете, увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками, закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века за исключением обходной галереи, которая здесь отсутствует. Тёплая Успенская церковь представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. Колокольня примыкает с тёплому храму с западной стороны. Её вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества. Стенные росписи [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого была расписана в фресковой технике в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов стенной росписи, библии Пискатора и выполнена в стиле барокко. Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Фёдор Фёдоров (также существует мнение, что им мог быть и Фёдор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового Завета. В среднем ряду стен расположены сцены из жития Димитрия Прилуцкого.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Димитрия_...

Демида Васильева на пустошь Кубцовскую в Городском стане ( Рыков. Новые акты. С. 95-96, 105; АСЭИ. Т. 3. 274). По данным окладной книги 1598 г., монастырскую вотчину составляли 6 сел и 61 деревня с 255 дворами. К нач. XVII в. владения Д. м. располагались в 9 волостях Вологодского, Тотемского уездов, а также в Радонежской вол. Московского у. (с. Яуртово). Поступления в мон-рь ржи, овса, пшеницы и ячменя вместе с остатками минувшего года в 1650/51 г. составили более 3700 пудов. К 1764 г. за монастырем числилось 9 сел, 4 сельца и 88 деревень - всего 632 двора с 2819 жителями муж. пола. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Наряду с землями с 1-й пол. XV в. Д. м. владел и промысловыми угодьями. В 1471/72 г. кн. Андрей Васильевич Вологодский дал подтвердительную жалованную грамоту на монастырские рыбные ловли, сенные покосы, лесные угодья на р. Сухоне в Комельской вол., на реке и озере Лоста в Лоскомской вол. и на приобретенные ранее деревни. В XVI-XVII вв. вел. князья и цари кроме пожалований земли предоставляли мон-рю различные льготы, к-рые способствовали развитию хозяйства. Большую роль в хозяйстве играли и соляные промыслы. По грамоте 1573/74 г. царя Иоанна IV Д. м. получил право на беспошлинную торговлю солью в Москве, Вологде, Коломне и др. городах, которая в XVII в. составляла самую крупную часть его денежного дохода. Той же грамотой обители разрешалось беспошлинно приобретать 14 тыс. пудов соли в Холмогорах, беспошлинно перевозить и продавать соль в Вологде, а на вырученные средства приобретать запасы для мон-ря. Д. м. купил варницы в Тотьме, Соли Вычегодской и на р. Уне. В 1568 г. царь Иоанн IV заменил оброком дани с монастырского подворья и варниц в Соли Вычегодской; с этого времени Д. м. мог торговать и собственной солью. Грамотой царя Феодора Иоанновича 1589 г. Д. м. освобождался от всех пошлин при продаже в Холмогорах 8 тыс. пудов соли, а грамотой 1596 г.- при продаже 14 тыс. своей соли в Холмогорах и на Двине.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Согласно Минейной редакции Жития, святой завещал свое тело бросить в болото. После его кончины мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был погребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», возможно союзники звенигородского кн. Василия Юрьевича Косого. Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1462 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича , кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет монастырь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Однако в XV - 1-й пол. XVI в. Д. м. не был связан с великокняжеским домом, из его членов лишь кн. Иван Борисович Рузский дал вклад в мон-рь 5 руб. (ДДГ. С. 352). Кн. Андрей Васильевич не завещал монастырю ничего, правда, грамотой 1474/75 г. заменил дань с вологодских владений монастыря оброком (5 р.). В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Севера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «было поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней ( Верюжский . Вологодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоаннович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская , и «милостыню велию давал и потешение братии» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кириллова Белозерского монастыря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34-1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в монастыре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Уставную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием , в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3; Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды свт. Макария, митр. Московского и всея Руси. М., 2002. С. 361). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном поставлении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

http://pravenc.ru/text/172064.html

В Троицкий собор, который сегодня превращен в музей, туристические группы едут, прежде всего чтобы посмотреть необыкновенный иконостас. Узнайте, откуда в Троице-Гледенском монастыре XII века взялся этот необычный «светский» иконостас с зеркалами в нашем материале: Куда пропали зеркала? 4. Успенский Трифонов монастырь Монастырь основал в 1580 году преподобный Трифон Вятский. Святой пришел в Вятку из чусовских владений солепромышленников Строгановых. Начался монастырь с двух деревянных храмов — Благовещенского и Успенского. Вскоре рядом с обителью появились две монастырские слободки. В последующие столетия деревянные монастырские постройки были перестроены в камне. В 1918 году монастырь был закрыт. Успенский собор продолжал действовать как приходской храм. Монахов репрессировали, в сохранившихся помещениях размещались коммуналки, общежития, швейная фабрика, пекарня, мазутная котельная… В Успенском соборе, где был архив, по счастью, сохранился дореволюционный иконостас. Реставрационные работы монастыре начались в 1950-е годы, продолжились в 1980-е. В конце 80-х — начале 90-х Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь был вновь открыт. Успенский собор стал кафедральным храмом епархии. Храмы и постройки монастыря восстановили, Успенский собор заново расписали, в 2004 году на пожертвования отлили самый большой в епархии колокол. Узнайте больше об этой обители и о других святынях Вятской земли: 8 святынь Вятской земли 5. Спасо-Прилуцкий монастырь В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Фото: spas-priluki.ru С момента своего основания Спасо-Прилуцкий монастырь стал основным форпостом Московского государства на Севере Руси. Он очень удобно и выгодно расположен — на пересечении и водных, и сухопутных путей. Его опекали князья и цари, видя в Спасо-Прилуцкой обители важный военно-стратегический и торговый пункт на Севере России. Но при этом обитель всегда оставалась духовным центром Вологодчины, связанным с именами великих святых и с почитанием значимых для всей России святынь.

http://foma.ru/monastyri-russkogo-severa...

Святыни этой обители следующие. В храме преподобного Кирилла Белозерского под спудом почивают его мощи. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные па латки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Россия, Вологодская обл., с. Прилуки, в 5ти км к северу от города Вологды, на левом берегу реки Вологда. Время основания обители относят к 1371 году, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в городе Переславле-Залесском, однако, стремясь к уединенным подвигам, святой Димитрий решил подвизаться на суровом Севере. Дойдя до берегов реки Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть «луку», подвижник построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам святой Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий. Благодаря поддержке великих князей и духовному опыту настоятелей обитель быстро развивалась и процветала. В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Инвалидов, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Николая Чудотворца , Георгия Победоносца Год постройки:1729. Адрес: Архангельская область, Коношский район, ур. Инвалидов (несколько км на юг от д. Даниловская Коношского м/о) Координаты: 60.863768, 40.658818 Проезд:С трассы Коноша-Вельск в д. Норинская сразу за домом, где жил Бродский (по ходу движения из Коноши) поворот направо. Далее по грунтовке до и через Данилово до ур. Инвалидов. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: ур. Дом инвалидов юго-восточнее д. Даниловская, Коношский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Кадниковский уезд, Вологодская губерния. В окладной книге 1638 года упоминалась церковь Илии Пророка на Глубоком, в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря, в Вологодском уезде. Ильинская Глубоковская церковь, 1829 г., каменная. Престолы пророка Илии, свт. Николая Мирликийского, великомученика Георгия Победоносца. 3 июля 1869 г. в Ильинском приходе от удара молнии сгорела деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Антиминс, напрестольный крест, Евангелие, одежду с престола, церковную утварь и местные иконы успели вынести. Иконы в 3 верхних ярусах сгорели. Убыток составил до 860 руб. Ильинская Глубоковская приходская церковь В переписных книгах имущества, казны и вотчин Спасо-Прилуцкого монастыря за 1688 год имеется запись о приходской Ильинской церкви «Того же Глубоковского ключа в другом приходе церковь святого Илии пророка теплая… Другой храм преподобного Димитрий чудотворца шатровый…». В клировых ведомостях Ильинской церкви 1850 года указаны приходская Ильинская деревянная церковь, при ней вторая деревянная церковь в отдельном здании – Димитриевская. Деревянная церковь Димитрия Прилуцкого сгорела от молнии в июле 1869 года. Ильинскую деревянную церковь заменили каменной в 1829 году. В этом году освящены престолы в тёплой церкви: святителя Николая Чудотворца – справа, великомученика Георгия Победоносца - слева. В 1842 году в холодной церкви освящен главный престол Илии пророка.

http://sobory.ru/article/?object=15933

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010