Не введи нас во искушение. Бог зла не сотворил и не может быть причиной зла, но Он попускает сатане искушать для укрепления нашей доброй воли в борьбе за благо. Апостол Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:12–14 ). Искушение, побуждая нас с ним бороться, устремляет нас молиться, и Бог внимает такой молитве. Господь Иисус Христос, по словам апостола, «быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ). Кроме того, Бог знает меру наших сил и не попускает никому искушаться свыше его возможностей. Апостол Павел пишет: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении – даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Словом «искушение» в Священном Писании и в духовной литературе обозначается не только греховный соблазн, но также испытание страданием. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). В последнем прошении: «Но избавь нас от лукавого» мы отрицаемся всякого зла и тем самым от его носителя – сатаны и обещаем, молясь о помощи Всевышнего, бороться за добро, как истинные воины Божиего воинства. Святитель Симеон Солунский И не введи нас во искушение. Ибо много наветников, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела, от невнимания души, которые встречают всех, – и ревностно подвизающихся и нерадивых – только искушения праведных обращаются им во благо, служа к испытанию их и преспеянию. И праведные «терпения имут потребу» ( Евр.10:36 ); потому что «дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ). От искушений же таких, презришь, например, брата, или обидишь его, или скорбь ему причинишь, божественное что презришь, или понерадишь о нём, – кто бывает свободен? Но избави нас от лукаваго, ибо он Твой и наш враг, неукротимый, неусыпный, горящий злостью. Мы бессильны устоять против него, потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих, не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него? Нет у нас сил бороться с невещественным, и притом злючим, завистливым и всезлокозненным. Спаси нас, Господи! Архимандрит Борис (Холчев)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Неудивительно, возлюбленнейшие братья, что такова молитва , преподанная нам Богом, Который в Своём учении всё наше моление выразил кратким, но спасительным словом. Итак, когда пришёл для всех Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, и, собирая учёных и неучёных, излагал спасительные заповеди для всякого пола и возраста, тогда Он и заключил Свои заповеди в сжатой речи, чтобы не затруднять памяти учащихся в изучении небесного и чтобы скоро изучалось то, что необходимо для простой веры. Так, предлагая учение о жизни вечной, Он с краткостью, приличной Своему величию и божественности, выразил таинство жизни следующими словами: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Извлекая первые и главнейшие заповеди из закона и пророков, Он говорит: «Слыши, Исраилю, Господь Бог ваш Господь един есть. И возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего яко сам себе» ( Мк.12:29–31 ). «В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:40 ). И опять: «вся, елико, аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им. Се бо есть закон и пророцы» ( Мф.7:12 ). Не словами же только, но и делами учил нас Господь молиться: Сам Он часто воссылал к Богу моления и прошения, собственным примером показывая, что нам надлежит делать. В Писании говорится: «Той же бе отходя в пустыню и моляся» ( Лк.5:16 ). И опять: «Изыде в гору молитися, и бе об нощь в молитве Божией» ( Лк.6:12 ). Если молился Он – безгрешный, то не тем ли более должно молиться грешникам? Если Он, бодрствуя всю ночь, воссылал непрестанные моления, то не тем ли более надлежит бодрствовать ночью и нам в частом совершении молитвы? Господь молился и просил не за Себя, ибо чего же испрашивать для себя невинному? Он молился о грехах наших, как Сам поясняет это, говоря Петру: «Се,сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу; Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя» ( Лк.22:31–32 ). Молился Он потом Отцу и за всех, говоря: «Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут; якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:20–21 ). Велика благость и любовь Господа в устроении нашего спасения! Не довольствуясь тем, что искупил нас Своей кровью, Он ещё и просил за нас. А прося, смотрите, какое Он имел желание: чтобы и мы пребывали в том самом единстве, в каком Отец и Сын едины суть. Отсюда можно уразуметь, как грешат те, которые уничтожают единство и мир, уничтожают то, о чём просил Господь, желавший, чтобы народ Его был спасён, живя в мире, так как Он знал, что вражда не входит в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Но и Павел пишет к коринфянам, что благодать Божия не в том состоит, чтобы не подвергаться искушениям, а в том, чтобы не подвергаться нам искушениям свыше наших сил, ибо говорит: Вас постигло искушение не иное как человеческое (то есть соразмерное с человеческими силами); и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести оное ( 1Кор.10:13 ). Никогда мы не свободны от искушений: ни теперь, когда мы против плоти бороться должны, желающей противного духу или ему противящейся ( Гал.5:17 ), или против души всякой плоти, которая, нося одно и то же имя с телом, состоящим для нее седалищем, представляет собой начало повелевающее, так называемое сердце; ни тогда, когда в качестве борцов, вперёд движущихся и совершенных, уже не против плоти и крови бороться должны мы и не в побеждённых уже человеческих искушениях испытываемы бываем, а боремся уже против властей и сил, против мироправителей тьмы века сего и духов злобы ( Еф.6:12 ). Вся жизнь человеческая на этой земле есть время искушения. Потому мы должны молиться об освобождении от искушения не в том смысле, чтобы вовсе не быть искушаемыми (потому что это невозможно, особенно для жителей земли), но чтобы в искушении нам не падать. Побеждаемый же от искушения, по моему мнению, есть тот, кто впадает в него и запутывается в его сетях. В эти-то сети ради уловленных в них и вошёл Спаситель; и, зря чрез сеть, как говорится в Песне песней ( Песн.2:9 ), отвечает Он попавшимся в неё и впавшим в искушение и взывает к ним, как к своей невесте: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! ( Песн.2:10 ). В подтверждение, что всякое время для человека есть время искушения, хочу я добавить ещё следующее. Даже и тот, кто занят Законом Божиим день и ночь и слово «Уста праведника источают мудрость» ( Притч.10:31 ) старается исполнить в совершенстве, – даже и тот не свободен от искушений. Мы должны, следовательно, молиться не о том, чтобы не подвергаться искушениям (потому что это невозможно), а о том, чтобы не быть от искушений осиливаемым, как происходит это с теми, которые в искушениях запутываются и ими побеждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Богословие отшельников и религиозная идеология Богословие отшельников и религиозная идеология О том, как анализ событий Византийской эпохи помогает разобраться в трудных вопросах современных церковной жизни. И наоборот! (Лекция иером. Серафима (Захарова)) Комментарии Всего комментариев: 5 2021/01/01, 14:40:11 Братья с Праздником Ильи Муромца Желаю духовных Побед во Славу Отечества. Благодарю за молитвы н п Архимандрит Амвросий Диденко достиг Царствия Небесного сказал Иеромонах Спиридон нам всем на 40день после проповеди. Поцелуйте пожалуйста стопы Матери Божьей Экономису за меня с родами идущими. Воин Тамара 2020/12/21, 11:04:23 Почему же Церковь превращается в " религиозно-нравственную " систему? В Систему - несомненно, но что же может быть в обмирщении религиозного и нравственного? Нравственность, а за тем и религия, религиозный институт, может основываться только на живом опыте святых. " Стяжании Святого Духа " словами преп. Серафима. Вне Духа не может быть нравственности, и тем более не может быть религии. Василий О. 2020/12/20, 16:04:09 Дорогие Отцы, Ваши богословские труды необходимые для спасения душ верующих православных христиан :«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин.14 ). Помощи Вам Пресвятой Богородицы, всех святых Небесных сил. С наступающим Рождеством Христовым! Здоровья, благополучия Вам, крепости духовных и телесных сил, душевного спасения! Милости и щедрой всемерной помощи в спасительных трудах Господа Иисуса Христа, на многая и благая лета! С не достоинством, низким сердечным поклоном, благодарностью, прошением молитвы Нина. 2020/12/19, 12:55:55 Очень поучительно и познавательно. Спаси Господь! Константин4791 2020/12/19, 07:05:53 Благодарю за ваши публикации! Спаси Господи!!! Надежда Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&iid=3171

О Нём Господь предсказывал и раньше, в праздник кущей, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» ( Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен» ( Ин.7:37–39 ). Святитель Иоанн Златоуст называет славою Крест. И даже объясняет это: «Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу, а благодать есть свидетельство примирения, и дар подаётся не врагам и лицам ненавистным, но – друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас Жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам соделаться друзьями Божиими, и тогда уже получить этот дар» (т. 8, с. 336). Итак, ясно: Царство Божие, Дух Святой, благодать Божия ещё не были при жизни Господа Иисуса Христа, они только «приблизились» тогда. А пришли к людям – после «Жертвы» за нас на кресте Господа Иисуса Христа, примирившего этим нас с Богом ( Рим.5:10 ; 2Кор.5,18–20 ; Еф.2:16 ; Кол.1:20 ). И потому Христос Господь пророчески праотцом Иаковом наименован «Примирителем» ( Быт.49:10 ). Но в этом прошении можно видеть не только общее, для всех, пришествие Святого Духа или Царствия Божия, но и отдельное, на каждого человека, снисхождение Его. Это и происходит теперь в таинстве крещения, которым мы отрекаемся от царства диавола, и – по вере во Христа и благодатию Святого Духа – входим в Царство Пресвятой Троицы, во имя Которой и крещаемся: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Потом, когда согрешаем, возвращаем благодать Духа, через покаяние, которое именуется «вторым крещением». Таково пришествие Царствия Божия в нас, в каждого из нас – в крещении. Но так как Царствие Божие очень многообразно, как выше говорилось нами, то можно нам просить в этом прошении высших ступеней его, как это мы видим в чудной беседе о. Серафима с Мотовиловым. И это ведомо нам даже по близким примерам. Я сообщу здесь о двух случаях нашего недавнего прошлого. Первый – о. иеросхимонах Иосиф, Оптинский старец, скончавшийся 9 мая 1911 года. Замечательный угодник Божий. Вот что говорится о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Одумайтесь же и не дерзайте просить у Бога прощения ваших грехов, если сами не прощаете обидевших вас! Спешите скорее простить всех, чтобы не было поздно! ведь вы не знаете, когда будете отозваны из этого мира! а за пределами этой жизни нет места ни покаянию, ни всепрощению. Бог благоволил вступить с нами в договор (говорит Августин); «Он говорит тебе: прости, и Я прощу! не простил ты – сам против себя идешь, а не Я». Необходимость прощать все обиды, чтобы получить прощение своих грехов, Христос объяснил особенно наглядно в притче о должнике, которую окончил такими словами: «Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф.18:32–35 ). Бывают случаи, когда мы прощаем согрешившего против нас брата, но прощаем не чистосердечно, не из любви к согрешившему, не из-за желания снять с него тяжесть греха, а по особым соображениям, находя это в данное время выгодным для себя; словом, прощаем не охотно, а как бы по принуждению. Хотя такое вынужденное прощение всё-таки лучше гнева и затаённой злобы на брата, но оно не даёт нам права надеяться, что и Бог простит нам наши прегрешения. В приведённых выше словах Господа, которыми Он окончил притчу о должнике, заключается положение, не возбуждающее ни малейшего сомнения: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Да, надо прощать охотно, искренно, чистосердечно, из любви к ближнему, а не по иным соображениям просить прощения, включая покаяние; и только тогда мы вправе надеяться, что и Господь простит нам наши грехи; только тогда мы можем обращаться к Богу с мольбою: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

По тому или иному попущению Божию делается это, но только не следует нам страшиться подобных искушений, и не смущаться ими, не считая их грехом своим, а вражиим наваждением. К искушениям относятся и всякого рода трудные обстоятельства, в которые может впасть человек. Например: болезни, бедность, ещё более – богатство, войны, ссылка и т. п. Обыкновенно эти скорби считаются нами искушениями, соблазном, поводом к ропоту. И, конечно, это отчасти так и бывает у нас. Но по существу, со спасительной точки зрения, далеко не так может быть на деле. Например, возьмём вопрос о бедности. Нигде – ни в Евангелии, ни в Посланиях – не сказано, что в бедности трудно спасаться, тогда как про богатство, которое почти всеми почитается за счастье и от которого никто, решительно никто (кроме редчайших исключений: я их всё-таки видел в жизни!) не просит Господа избавить, – однако сказано Господом: «Как трудно богатому войти в Царство Божие» ( Лк.18:24–25 ). Подобным образом нужно смотреть и на другие искушения скорбями: болезни, войны и прочее. Даже можно сказать обратное: скорби, с точки зрения спасения, нам полезнее в веке сем. И не случайно Господь и Сам о Себе сказал, «что Ему должно... много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников и быть убиту» ( Мф.16:21 ); и крест заповедает всем своим последователям ( Мф.16:24–26 ). А апостола Петра, который после исповедания Христа Сыном Божиим стал противоречить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф.16:22 ) – назвал «сатаной» – то есть противником, соблазнителем, «потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:23 ). И в прощальной беседе, на Тайной вечере, Он предсказал апостолам неизбежные скорби: «Если мир вас ненавидит,знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ( Ин.15:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Прославляя себя, мы обманываемся. А прославляя Его – реализуем свою природу, своё назначение. Осознаём, что не мы центр вселенной, не мы – источник жизни и святости, что мы сами по себе не бесконечны и подвержены смерти. Иными словами, признаём свою ограниченность. Люди не могут прославить Бога, прославляя себя. Это то, что случилось с прародителями. Это то, что случилось с израильскими книжниками, которым Господь говорил: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ). Это то, что теперь происходит с гуманистической философией, которая хочет поставить человека в центр всех вещей.Религиозные взгляды гуманизма точно выражены французским атеистом Ж.П. Сартром в таком обращении к Богу: «Когда Ты есть, я не могу существовать. Или Ты, или я». Однако святитель Григорий Палама свидетельствует о том, что, напротив, человек тогда достигает подлинной славы, когда прославляет Бога. В том его слава, чтобы стать в Боге (не вне Его, не ложным богом), стать подлинно богом по Благодати, неограниченным и вечным. Новейшая история Восточной Европы стала еще одной иллюстрацией того, как, не желая воздать славу Богу, люди начинают воздавать божеское поклонение кому-нибудь из политиков. И вот идолы – в прахе, а отвергающие поклонение Богу – в смятении. Кроме того, тот, кто отвращается от прославления Бога, оказывается в конце концов окружён вместо славы невыразимым бесчестием страстей и пороков. Христиане умножают славу Божию, когда живут свято. Нам не следует забывать, что Господь сказал нам: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). И наоборот, когда мы не живём в согласии с волей Бога, в Которого верим, то из-за нас «Имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ). Поэтому святой Златоуст говорит о том, что «да святится значит – да прославится. Сподоби нас, учит нас молиться Спаситель, так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили». И далее говорит, что признаком совершенной мудрости является жизнь настолько безупречная, чтобы все видящие её возносили хвалу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Прощается этот долг по вере в Искупителя нашего, взявшего на себя все грехи людей и тем давшего нам возможность просить во имя его у Бога прощения грехов наших. Как и мы прощаем: это необходимое условие прощения Богом грехов наших (ср. ст. 14). Должники наши суть все люди, чем-либо согрешившие против нас, словом или делом, волею или неволею. Б.И. Гладков Прости нам грехи наши так, как и мы прощаем согрешившим против нас. Христос заповедал нам любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас. Кто исполняет эту заповедь, тот, несомненно, прощает своих врагов и за то сам заслуживает прощения грехов. Но если кто и не достиг такого совершенства, кто ещё не может любить врагов своих и благотворить им, но, однако, не гневается на них и прощает им все обиды, тот всё-таки вправе просить у Бога прощения грехов своих. Но кто не прощает согрешившим против него, кто гневается на них и желает им зла, – смеет ли тот самый просить у Бога прощения своих грехов? Ответ на этот вопрос содержится в следующих пояснительных словах Иисуса Христа: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Итак, прежде чем просить у Бога прощения грехов наших, мы сами должны простить всем своим обидчикам; мало того, мы должны примириться с тем, на кого сами не гневаемся, но кто имеет нечто против нас, то есть считает себя обиженным нами; и тогда только мы можем молиться о прощении грехов наших. Вдумайтесь в эти слова молитвы; прости нам грехи наши так, как и мы прощаем согрешившим против нас! И если вы не прощаете обидевших вас, то вы должны прийти в ужас от этих слов, которые произносите ежедневно. Ведь вы просите, чтобы Бог не прощал вас! Вы просите, чтобы Он простил вас так, как и вы прощаете; а если вы таите злобу против обидевших вас и не хотите простить их, то, значит, вы просите Бога, чтобы и Он не прощал вас.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Пс.2:4; 102:19; 112:4 , Иов.22:12 и далее, Деян.7:55–56 , 1Тим.6:16 ); оттуда нисходит Дух Святой (3, 16. Деян.2:3–4 ); оттуда глас Божий (3, 17, Ин. 12:28 ) и Ангелы Божии ( Ин.1:51 ). Произнося эти слова, молящийся призывается отложить все земное и телесное и возносить ум свой и сердце к небу, куда должны стремиться все наши силы (ср. Злат., Феофил.). Б.И. Гладков Отче наш! Бог, как Творец мира и людей, считается Отцом всех Своих творений. Но все ли люди смеют называть Его своим Отцом? Для того, чтобы иметь право называть Бога Отцом, надо исполнять заповеди, данные Христом: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Да будете сынами Отца вашего Небесного;» ( Мф.5:44–45 ). Следовательно, только исполняющие заповеди Христовы, стремящиеся к совершенству, могут называть Бога своим Отцом; все же остальные люди, не переставая быть творениями, или, по ветхозаветному, рабами Божиими, недостойны именоваться сынами Отца Небесного. В этом убеждает нас происшедший после Нагорной проповеди разговор Иисуса с Иудеями. Иисус сказал Иудеям: «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего;» ( Ин.8:41–44 ). Сыны Отца Небесного должны быть чужды себялюбия; они должны любить весь род человеческий, даже врагов своих, и за всех молиться. Вот почему, уча Своих последователей молиться, Христос повелевает им говорить – Отче наш, а не Отче мой, то есть молиться за всех, а не за себя только. Называя в этой молитве Бога Отцом нашим, мы тем самым признаем всех людей, как детей одного Отца, нашими братьями; а так как братья должны быть равноправны, то и все люди равны перед Богом; ни богатство, ни знатное происхождение не могут выделить человека из общего уровня; только благочестие, исполнение воли Божией, искание Царства Божия и правды Его могут отличить человека и сделать его достойным сыном Отца Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010