Выражение «близко, при дверях» не имеет подлежащего у Матфея и Марка, но у Луки – «близко Царствие Божие». Можно принимать γγς у Матфея и Марка за мужской род и переводить: Он, т.е. Мессия, близок; но можно и так, как в русском переводе. В последнем случае выражение должно означать скорое наступление предсказываемых событий. Мф.24:34 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; (Ср. Мк.13:30 ; Лк.21:32 .) Златоуст говорит, что Спаситель «здесь говорит не о поколении, тогда живущем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но по образу религии и жизни, как, например, когда говорится: «сей род ищущих Господа» ( Пс.23:6 )». Притч.21:11–14 ; Иер.8:3 . Иероним понимал выражение «род сей» двояко: aut omne genus hominum significat, aut specialiter Judaeorum (означает или весь род человеческий, или специально иудеев). Мф.24:35 .  небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. (Ср. Мк.13:31 ; Лк.21:33 .) У Марка и Луки выражения буквально сходны. У Матфея – незначительные отступления ( παρελεσεται согласовано с γ и παρλθωσαν). Подобные же слова сказаны были о ветхозаветном законе ( Мф.5:17 ; Лк.16:17 ). Теперь Спаситель говорит о Своих собственных словах. Мы не можем судить о том, какое исполнение получит это изречение в будущем. Но что слова Христа не «преходили» до настоящего времени, это засвидетельствовано историей. На этом основании следует думать, что они не прейдут и в будущем. Мф.24:36 .  О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; (Ср. Мк.13:32 .) В русском переводе у Марка прибавлено: «ни Сын»; но у Матфея эти слова опущены. Большинство экзегетов, в особенности древнейшие, считают, что выражение «ни Сын» было подлинным и у Матфея, причем неведение Сына относили к Его человечеству, а не к Божеству. Некоторые же объясняли неведение Христа Его смирением. Все, что Он слышал от Отца, Он сказал ученикам Своим ( Ин.15:15 ), но то, что Отец удержал в Своей власти, Ему не было известно в состоянии Его уничиженного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Высокомерное самопревозношение тотчас наказывается Господом, и не отсрочивается определение [Божие], чтобы не казалось, что милосердие к бедным не принесло никакой пользы. Но тотчас после своих высокомерных слов он утратил царство, которое было оставлено для него вследствие его дел милосердия (eleemosynas). Дан. 4:29 . Доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Великое утешение для несчастного, когда он, находясь среди страданий, знает, что за ними последует благоденствие; но Навуходоносор находился в таком исступлении и был столь безумен, что во время зол не вспоминал о тех благах, которые Бог обещал ему. Дан. 4:31 . Я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне. Если бы он не возвел глаз к небу, то не получил бы прежнего разума. Но когда говорит, что к нему возвратился разум, то показывает, что он потерял не образ [только человеческий], но способность мышления (mentem). И царство Его в род и род. Если эти слова Писания «в род и род» понимать просто в смысле: во все будущие времена, то не возникает никакого вопроса. Если же род и род означает два поколения: Закона и Евангелия, то должен возникнут вопрос: каким образом Навуходоносор мог знать тайны Божии. Но мы разве то только можем сказать, что когда он возвел глаза к небу и опять возвратился в прежнее состояние, и превознес и благословил Бога, живущего во веки, то он познал также и это. Дан. 4:32 . Ибо по воле Своей Он действует как с силами небесными, так с живущими на земле и проч. И это он говорит, как человек от мира. Ибо он не делает того, чего хочет; но что добро, этого хочет Бог . Навуходоносор же так говорит, что может казаться, что, прославляя могущество Божие, он осуждает правосудие Его, как понесший наказание незаслуженно. Дан. 4:33 . И вельможи мои, и сановники мои взыскали меня, и я восстановлен был на царстве моем, и величие мое еще более возвысилось. Поэтому, как полагают не признающие исторического характера, все ангельские силы взыщут диавола, и могущество его на столько возвысится, что тот, кто некогда возгордился пред Богом, будет более великим, нежели был до своего грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней»: «Яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася». Упомянув о небесах и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю и населяющих ее, научая, что они – Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: «да подвижутся» Симмах заменил словом: «да благоговеют», а Акила: «отступят в страхе», благоговение вселенной относя к будущему времени, потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произносил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа. Пс.32:10 .  Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов, [уничтожает советы князей]. Пс.32:11 .  Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род. «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей». «Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род». Сказанное Пророком допускает двоякое толкование, потому что Господь не только разорил советы Ассириян, Сеннахирима и Рапсака и показал силу и истинность собственнаго Своего совета, но и в целой вселенной разсеял возстания язычников на Апостолов, и явною соделал для всех державу собственной Своей силы. Сие и дает разуметь пророческое слово, сказав: «помышления сердца Его в род и род». Упоминать о двух родах показывает, и что было тогда, и что будет после. Пс.32:12 .  Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. «Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие Себе». Ублажать должно, говорит Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощию. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: «проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» ( Пс. 2, 8 ). Пс.32:13 .  С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, хлебы сделаны «из двух десятых» и положены «в два ряда», то есть в два порядка. Ибо если было бы одно устроение – слово, сказанное об Отце и Сыне, – было бы запутано и непонятно. Но теперь определенно есть «один хлеб» – ибо одна воля и одна сущность, – но два устроения, то есть свойства двух лиц. Ибо мы называем Сыном Того, Кто не есть Отец, и Отцом Того, Кто не есть Сын. Таким образом мы сохраняем «две десятых» в «одном хлебе» и исповедуем «пред Господом» два устроения, то есть свойства двух лиц. И нужно, если можно так выразиться, большое и искусное мастерство пекаря, чтобы тщательно соблюдать эти меры и таким образом устраивать слово об Отце и Сыне: когда нужно, соединять Их, и, напротив, разделять, когда требуется, чтобы и «две меры» никогда не отсутствовали, и «один хлеб» всегда наличествовал. Итак, предписано сделать «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки» по числу колен в те времена, когда Израиль был во плоти. В этом, как мне видится, заключается образ всей разумной природы; ибо считается, что существуют двенадцать основных видов разумных творений, образ которых содержится в этих двенадцати коленах. Одно – род царственный, именовавшийся коленом Иуды, другое – род священнический, называемый коленом Левия. Был и иной род, соседствующий с Иудой, нареченный коленом Вениамина, на земле которого располагались храм Божий и жертвенник. Иной род – колена Иссахара и Завулона и Ефрема, которых Божественное Писание называет поименно (ср. Быт.35:23 и далее), но сейчас не время объяснять их устроение. Каждое колено или род есть «хлеб пред Господом». Хотя был и иной род, происходивший не от свободной женщины, но от наложницы Израиля, и отчасти он был свободным, отчасти – невольническим (ср. Быт.30:5 и далее), от каждого приносится «пред Господом» хлеб «из двух десятых», и в совокупности получается «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки». Итак, повелевается положить хлебы «на чистом столе» (ср. Лев.24:6 ). У кого из нас есть чистый стол, чтобы на нем положить хлеб пред Господом? Соломон сказал: «Когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ). Что же это за «стол властелина», если не ум 78 того, кто сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ) и «Сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:10 )? На этом чистом столе властелина, то есть в этом сердце, в этом уме полагают пред Господом хлеб. «Когда сядешь вкушать пищу за» этот апостольский «стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), то есть духовно обращайся к сказанному, чтобы и ты мог сделать то, что добавлено: «Зная, что к такому тебе необходимо подготовиться» ( Прит.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мф.24:32–33 . От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. «От смоковницы»: Господь изрекал это пророчество на горе Елеонской, на которой росли не только оливковые (масличные), но и смоковничные (фиговые) деревья, так что предмет подобия, может быть, находился у них пред глазами. – «Возьмите подобие»: или пример... «Он привел в пример смоковницу не столько для означения времени, ибо мог бы означить оное и другим образом, сколько для подтверждения того, что Его предсказание непременно сбудется, ибо как необходимо быть первому, так равно и последнему» (Злат.). – «Когда увидите все сие»: все те предзнаменования пришествия Его на суд с Иерусалимом и второго пришествия на суд всего, о коих выше говорил Спаситель. – «Близко, при дверях»: первые из указанных предзнаменований будут непосредственно предшествовать разрушению Иерусалима; за последними скоро будет, не замедлит, второе пришествие Господа. Мф.24:34–35 . Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. «Не прейдет род сей» и пр.: не умрет поколение настоящее. Разрушение Иерусалима действительно было на глазах еще того поколения, коему проповедывал Господь (лет около 36 спустя после произнесения сего пророчества, в 70 г. по Р. Хр.). Относя же слова сии ко второму пришествию, св. Златоуст так толкует их: «что Он разумеет под словами – «все сие»? То, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия (второго). Как же Он сказал – «не прейдет род сей»? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ религии и жизни. Так сказано: «сей род ищущих Господа» ( Пс.23:6 )... Все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеозначенных бедствий. Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев; но ничто не преодолеет сего рода, ни голод, ни мор, ни землетрясения... ни другие подобные сим искушения» (Злат., ср. Феофил.). – «Небо и земля прейдут» и пр.: утверждение непреложности изреченного Пророчества (ср. прим. к Мф.5:18 ). Видя из истории, как точно исполнилось пророчество Христово о разрушении Иерусалима и бедствиях, сопутствовавших ему, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится пророчество и о втором пришествии Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но само ощущение близости конца мира бывает необходимо, ибо сказано: «а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» ( Иуд.1:23 ). Впрочем, как мы уже выяснили из сегодняшней беседы, не только мир природы испытает страх и стыд перед Лицом Господним в день Его Второго Пришествия, но и праведные и святые люди. Как поется в одном древнем латинском гимне «Deus Irae»: Царь величья неземного, Ты, спасающий святого, Не оставь меня в день судный… Кто спасет от кары строгой, Ведь и праведный в тревоге. С другой стороны, весть о приближении Христа в реальность этого мира – это и евангельская весть надежды на великие перемены, когда все несовершенные системы власти правления антихриста рухнут и будет установлен теократический порядок, о чем христиане на всей планете и просят Бога: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ). И далее мы читаем: Мф.24:34 . «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет». Слова: « не прейдет род сей » – означают второй мир, род, приготовленный для всецелого уничтожения в огне, в отличие от первого мира, рода, погибшего в водах Потопа. Сказано: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:7, 10 ). – Это сказано в эсхатологическом смысле, в применении к последним временам, но есть и прямой смысл слов: « не прейдет род сей, как все сие будет » – блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «…Другие относят “все сие” только к “не прейдет род сей”, то есть поколение, современное апостолам, уже увидит все происшествия с Иерусалимом» 425 . И действительно, если эти слова были сказаны Христом в 33-м году, то уже в 70-м году, 9-го Аба, Иерусалимский Храм был разрушен, и народ иудейский подвергнут жесточайшему истреблению. Дистанция между пророчеством и его исполнением – всего тридцать семь лет. Таким образом, слова « не прейдет род сей, как все сие будет », – исполнились буквально. Сказано: «Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» ( Ин.19:15 ). Произнеся слова «нет у нас царя, кроме кесаря», через 37 лет они и оказались в руках кесаря Тита, и он показал им, какая разница между Царем Небесным и кесарем земным. Это не первый случай, когда иудеи отвергали Царя Небесного во имя царя земного, так было и во дни пророка Самуила. Сказано: «И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» ( 1Цар.8:6–7 ). Во всех таких случаях Господь Бог строго наказывал иудеев, и последнее наказание длится почти две тысячи лет…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Процесс нравственного созревания мира не может остановиться, а может только временами замедляться. Но это дает нам основания не для уныния и отчаяния, а для бодрой работы, потому что впереди ее – светлое будущее: на новом небе и новой земле уже не будет места злу, а будет жить правда вечная. Христианство еще не завершило своей миссии в мире, не прошло до конца своего пути, и его назначение состоит в том, чтобы внутренне очищать и возвышать жизнь человечества, пока будет оставаться на земле человечество. Но, смотря на то, что было до Христа, и что сталось после Него, смотря на этот величайший мирный переворот в человечестве, мы окрыляемся верой и светлой надеждой на победу добра. В этот светлый праздник веры и радости нам близко становится старое, но вечное и трогательное приветствие ангелов, воспетое в час явления в мир нашего Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Памяти К.Д. Ушинского 213 Слово Божие и церковное, провожая умерших «в путь всея земли», или поминая их по смерти, неизменно говорит нам о всех усопших: «память их в род и род». Такова вера христиан в вечную загробную жизнь, таково убеждение в непристающем бытии духовной личности человека, такова уверенность в том, что память человеческая в церкви и в молитве обращается в вечную память пред Богом живых и мертвых... Но то же слово Божие отмечает особенных людей, о которых не в этом только общем смысле личного бессмертия можно сказать: «память их в род и род». Оно говорит нам выразительно: «Восхвалим славных мужей и отцов рода нашего. Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их, мужи, дела которых не забываются, телеса их в мире погребены быша, а имена их живут в роды. Народ будет рассказывать об их мудрости, и Церковь станет возвещать их хвалу» ( Сир. 44:1, 8–9, 13–14 ). Поистине таков поминаемый сегодня великий Сын земли святорусской Константин Димитриевич Ушинский. Поистине народ наш знает об его мудрости и возвестит ему хвалу. И поистине, память его в род и род, из поколения в поколения среди русских детей, в русской школе, которой он отдал всю свою жизнь и все великие дарования своего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Слова Божественного Максима: Еще вдова есть душа, умершая по естественному закону; а сирота есть скрытный образ жизни, который из тщеславия и больших выгод деятелен и не имеет отцом своим Бога. Итак, Господь условным советом сим естественный закон оживотворяет, а скрытный нрав исправляет, чтобы он совершался для самого блага, а не для тленной славы, и таким образом сироту и вдову поднимает, т. е. истребляя прежний образ жизни и злоупотребление. И путь грешных погубит. Путь грешников есть злонравие и лукавство, которое Бог истребит. О сем сказано и в конце первого псалма так: и путь нечестивых погибнет, и в 9м псалме: будут искать греха его, и не найдется. Златословесного: Замечай последние слова, с какою точностью они сказаны. Не сказал грешников погубит, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но: путь их, т. е. действия, жизнь; ибо он отвращается не от природы, но ненавидит зло. 10. Воцарится Господь во век. Сын Божий, пророчествует, царствующий как Бог, будет царствовать, и как человек, во век, как это значится и в словах Его: дана Мне всякая власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18). Или просто Бог будет царствовать вечно, и царству Его не будет конца. Бог твой, Сионе, в род и род. Бог твой, Сион, заключает, будет царствовать, или существовать в род и род. И в предыдущем сказано: царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Род и род суть один умирающих, а другой имеющих восстать из мертвых. А Сион есть Церковь из верующих, как сказано и в 96м псалме, где мы изъясняли слова: и возрадовались дщери Иудейские. Слова Златоуста: Итак, ежели Он царствует всегда, то нет места подозрению, но хотя до времени и не воздает, Он отлагает сие до воздаяния за большее. Посему мы не должны и во время искушений негодовать, если не вдруг подается свобода от них; но предоставим самому Господу избрать время для освобождения от оных, и если мы совершим что-либо доброе, не вдруг станем требовать награды, но и здесь станем ожидать Его на то воли. Потому что когда Он отлагает воздаяние, то дает большее; и всегда будем благодарить, постоянно хвалить Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Так, евангелист Матфей, сказав о Рождестве Христовом, говорит: «В те дни приходит Иоанн». В какие дни? В те ли, которые непосредственно следовали по Рождестве Христовом? Нет, но неопределенно. Так и здесь Христос говорит: тогда не прельститесь, то есть не в то время как опустошен будет Иерусалим, но во время пришествия антихриста. Не прельститесь, — говорит, — ибо многие станут называться именем Христа, дабы соблазнить и избранных. По пришествии же антихриста вся тварь изменится: звезды померкнут от преизбытка света Христова и ангельские силы «поколеблются», то есть ужаснутся, смотря на такой переворот в мире и видя сорабов своих судимыми. И тогда-то узрят Господа как Сына Человеческого, то есть во плоти, ибо видимое в Нем есть тело Его. Но хотя Он придет и в теле, и как Сын Человеческий, однако, «с силою многою и славою». И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви се становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви се становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Видишь ли, что и Сын посылает Ангелов, как и Отец? Где же те, кои говорят, что Он не равен Богу и Отцу? Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом встретить Господа. А что Я говорю, — продолжает Господь, — это можете уразуметь из примера смоковницы. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных — зима после жатвы. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей», то есть род верных или христиан, «как всё это будет» — все сказанное о Иерусалиме и пришествии антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо апостолы не продолжат жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет. Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эта непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Что же такое недро их? Геенна. Это место назначено им изначала, как свидетельствует Христос, когда говорит: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 15:41). « Мы же — народ Твой и овцы пажити Твоей, будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою » (ст. 13). Пророк разумеет все человечество. Противопоставляя нас демонам, низверженным с неба, он называет человека народом Божиим и овцами пажити Его. Почему же овцами пажити Его? Потому, что мы — верные — питаемся Им чрез участие в таинствах. « Будем исповедовать Тебя, Боже, во век, в род и род возвещать хвалу Твою ». Это исповедание означает, что раньше было уже некоторое другое исповедание. Наперед Христос исповедал нас овцами Своими, сказав: « овцы Мои слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27); затем, так как Он хотел принять и язычников, присовокупил: « есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести » (ст. 16). Ему приносим исповедание и мы, называя Его пастырем в следующем псалме. И делаем это не на короткое время, а на веки, т. е. непрестанно; и возвещаем хвалу Его в род и род, принося Ему благодарственную хвалу во все роды; или восхваляем Его от обоих родов — не только от пребывающих в плоти, но и от тех, которые уже отошли из плоти, когда в своих молитвах к Нему призываем патриархов, апостолов, пророков или мучеников. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 79   « В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа » (ст. 1).   1. Под изменяющимися пророк разумеет обновляемых чрез покаяние. Справедливо он присовокупил: « в конец », так как покаяние служит для нас последним якорем; кроме же того и возвещено оно было в самом конце веков с пришествием Христовым. В свидетельство этого Асаф и составил настоящий псалом, изложив в нем то, что потерпел народ иудейский за свои многочисленные грехи. « Пастырь Израиля, внемли, водящий, как овцу, Иосифа, сидящий на херувимах, явись!» (ст. 2). Видишь, как с этим согласуются слова Господа, который сказал Он в евангелии: « Я есмь пастырь добрый » (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010