89. Сефербеков Р.И. Об одном земледельческом катартическом обряде табасаранцев//Кавказоведческие разыскания. Тбилиси: Тбилисский госуниверситет им. И. Джавахишвили, 2011. 3. С. 330-337 (на рус., груз., англ. яз.). 90. Сефербеков Р.И. Боги охоты у народов Кавказа//Кавказ и мир – Международный научный журнал. Тбилиси: Международный университет «Иберия», 2011. 11. С. 237-246. 91. Сефербеков Р.И. Мифологически персонажи, связанные с земледелием и скотоводством у аварцев//Кавказ и мир – Международный научный журнал. Тбилиси: Международный университет «Иберия», 2012. 12. С. 158-160. 92. Сефербеков Р.И. Культ кузнечного дела у табасаранцев и абхазов: мифологические параллели//Международный симпозиум «Фольклор и лингвокультурология народов Кавказа»: Материалы.  Тбилиси, 18-21 апреля 2012 г. Тбилиси, 2012. С. 212-213, 357-358 (на рус. и англ. яз.). 93. Сефербеков Р.И. Яр/Ярсель: К эволюции образа мифологических персонажей народов Дагестана//Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2012. 1. С. 49-50. 94. Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи традиционных верований азербайджанцев Табасарана//Материалы международного научного симпозиума «Историография и источниковедение средневекового Востока», посвященного 90-летию З.М. Буниятова. Баку, 7-8 мая 2012 г. Баку: «Элм», 2012. С. 189-191. 95. Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Боги охоты и «лесные люди» в работе Б.К. Далгата «Первобытная религия чеченцев и ингушей» и их дагестанские мифологические параллели//Материалы научной конференции «Видный ученый и общественный деятель Северного Кавказа», посвященной 140-летию Б.К. Далгата. Махачкала, 2012. С. 85-94. 96. Дадаев Ю.У., Сефербеков Р.И. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-салатавцев//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2012. 45. С. 71-76. 97. Сефербеков Р.И. Боги-патроны ремесел у народов Дагестана//Кавказ и мир – Международный научный журнал. Тбилиси: Международный университет «Иберия», 2012. 14. С. 117-124. 98. Сефербеков Р.И. Культ кузнечного дела у табасаранцев//Материалы международной научно-методической конференции XI Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Махачкала, 2012. С. 224-229.

http://bogoslov.ru/person/426785

Надпись, которой 2700 лет, обнаружили на постаменте алтаря храма 25 августа. ПРАВМИР. Археологи из Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили обнаружили на постаменте алтаря храма VII века до нашей эры надпись, которой 2700 лет. На данный момент это самое древнее свидетельство существования письменности на территории Грузии,  сообщает N+1  со ссылкой ha Georgia Today. «Находка сделана в ходе археологической экспедиции на горе Граклиани в Каспском муниципалитете. Ученые обнаружили храм VII века до н. э. и два алтаря, на постаменте одного из которых оказалась надпись на неизвестном языке. По словам одного из археологов, эта надпись может оказаться древнейшей не только в Грузии, но и на территории всего Кавказа», — говорится в сообщении. В ходе археологических раскопок на горе Граклиани ранее находили захоронения, остатки поселений с различными постройками. Большая часть находок относится к промежутку между IV и I веками до н. э. По некоторым оценкам, на территории археологического памятника могут быть найдены артефакты возрастом в несколько сотен тысяч лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2021 25 февраля, 2021 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 16 мая, 2023 16 мая, 2023 10 мая, 2023 24 июня, 2021 30 апреля, 2021 25 февраля, 2021 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-drevn...

Если Ан было изначальным именем Бога, то – цэа (рацэа) в абхазском языке представляет собой показатель множественного числа. В нем можно увидеть свидетельство имевшего место в прошлом политеизма. В то же время, исходя из безусловно господствующего в традиционной религии абхазов представления о Едином Боге, можно предположить, что имя Анцэа могло не трактоваться сугубо механически: как " боги " (аналогично бытовавшему ранее " матери " ). Думается, что смысловое значение Анцэа могло означать (либо изначально, либо это имя приобрело такое значение в процессе исторического развития) " Бог во множестве " – то есть Единый Бог во множестве своих проявлений. В пользу хаттского происхождения имени Ан говорит сходное имя Бога у абхазов и родственных им убыхов (анце) и абазин (нчва), несомненно восходящее к одному оригиналу, бытовавшему у их общих далеких предков. На имевшее место в древности большое влияние хаттов на религиозные представления других народов Кавказа, указывают некоторые грузинские ученые (И. Джавахишвили, Н. Абакелия и др.), приводящие в качестве примера хевсурское божество Анатори, мегрельское божество Жини Антари (в переводе – " верхний " , " небесный " Антари) и т.п. (19, с.6-13). Абхазский Анцэа, как и хаттский Ан, является небесным бездеятельным божеством (Деус оциозус), который управляет миром посредством своих слуг. Представление древних жителей Малой Азии о семи великих деятельных богах Ануннаках весьма сходно с представлением современных абхазов о семи аныхах и семи апаимбарах. Сохранение абхазами сакрального значения числа семь также свидетельствует о хаттских корнях религиозных представлений современных абхазов. Как подчеркивают некоторые современные религиоведы, " практически у всех народов практиковалась трехступенчатая модель посвящения " (172, с.14). Особенно наглядно влияние подобной трехступенчатой модели проявляется в традиционной религии осетин, подробно описанной Б.А. Калоевым (110, с.235-295). О том же свидетельствует ритуальная практика действующего в Абхазии осетинского святилища Ирон дзуар.

http://religare.ru/2_26856.html

Одним словом, название епископата Чкондиди, если и было связано с " дубовыми рощами " в местности Мартвили, то лишь по ассоциации с ветхозаветными мотивами, а потому может свидетельствовать о месте Ветхого Завета в формировании христианских представлений в Западной Грузии - на родине Давида и Константина. Другим мегрельским элементом в произведении является название г. Джихан-Куджи, под которым следует подразумевать известный по грузинским источникам Цихе-Годжи (Археополис греко-византийских источников, смысловое значение которого соответствует груз. Нокалакеви). Первая часть названия " Джихан " - мегрельская форма, соответствующая письменной форме " Цихе " - " крепость " ; вторая часть - " Куджи " в данном случае заменила летописное " Годжи " . Согласно грузинской исторической традиции, г. Цихе-Годжи был построен правителем западнокартвельских (западногрузинских) племен Куджи, жившим, вероятно, в первой половине III в. до н. э. [Меликишаили Г.А. К истории древней Грузии. С. 281-282 и др.] . По " Мученичеству Давида и Константина " видно, что память о воздвижении столицы Эгриси (древняя Колхида-Лазика) эгрисским (колхским) царем Куджи, носившим имя скифо-сарматского происхождения, жила даже в эпоху нашего метафраста. Отметим также, что в одной из синаксарных редакций " Мученичества Давида и Константина " местом их подвига названа не местность Цхалцители, как у метафраста, а Отмине. Издатель синаксарных редакций Э. Габидзашвили пишет, что " основания для появления этого названия нам пока неизвестны " [Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Т. 4. С. 158] . Неизвестного здесь ничего нет. Это название - Отмине - переводится с мегрельского как " место страстотерпцев " , соответствуя, таким образом, основе греческого названия Мартвили, и в этнолингвистическом отношении адекватно названию области Аргвети, точно так же, как и другим топонимам этого края,- Окриба, Опшквити, Опурчхети и т. д. [Джавахишвили И. А.История грузинского народа. Т. 1. Тбилиси, 1960. С. 428 (на груз. яз.)]. И наконец, не был ли первоначальный автор мартиролога аргветцев Давида и Константина сам аборигеном Аргвети, т. е. эгром (мегрелом)?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie: Exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881; Хаханашвили А. Гуджары. Кутаис, 1891 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис, 1904 (Зап. Кавк. отд. ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973 (КЦ; 4); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); он же. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2 (на груз. яз.); он же. О цихиставах Имерети в XVII в.//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тифлис, 1925. Т. 1. С. 86-95 (на груз. яз.); Материалы по экономической истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1938. Т. 1; 1955. Т. 3 (на груз. яз.); Документы по социальной истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); Исторические док-ты царства Имерети и княжеств Гурия и Одиши, 1466-1770. Тб., 1958. Т. 1/Сост.: Ш. Бурджанадзе (на груз яз.); Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Искандер Мунши. Сведения о Грузии/Введ., пер. на груз. яз.: В. Путуридзе. Тб., 1969 (на персид. и груз. яз.); Джавахишвили И. Памятники экономической истории Грузии. Тб., 1974. Т. 2: XIII-XIX вв. (на груз. яз.); Письменные памятники Сванети X-XVII вв. Тб., 1986. Т. 1/Сост.: В. Силогава (на груз. яз.); Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии/Пер. на рус. яз.: Р. К. Кикнадзе, В. С. Путуридзе. Тб., 1990; Толстой В. С. Сказание о Сев. Осетии/Сост., предисл., примеч.: Г. И. Цибиров. Владикавказ, 1997; Эпиграфические памятники Гареджи/Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: XI-XVIII вв. (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 2004. Т. 3; 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. документов. Тб., 2013. Т. 2: XIV-XV вв.; 2016. Т. 4: XVI в. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

В февр. 1923 г. К. вернулся в ТГУ, где под рук. груз. эллиниста и папиролога Церетели совершенствовался в вопросах классической филологии. На кафедре греч. филологии ун-та К. читал курсы по греч. литературе, истории Византии, классическим языкам, спецкурсы по византиноведению и классической филологии. В 1926 г. К. завершил изучение грузинского перевода «Хронографии» Георгия Амартола и издал 2-ю часть своего труда с обширным исследованием. Эта работа была представлена им в качестве докт. диссертации по византиноведению, к-рую он защитил в марте 1927 г. В 1926-1930 гг. К.- доцент ТГУ, в 1930-1938, 1940-1981 гг.- профессор ТГУ. С 1927 по 1938 г. К. заведовал основанной им кафедрой византиноведения ТГУ. В 1927 г. избран председателем Грузинского историко-этнографического об-ва. В 1932-1937 гг. ученый секретарь редколлегии Советской энциклопедии в Грузинской ССР. К. стал одним из инициаторов основания Кутаисского педагогического ин-та, профессором которого он был с 1933 по 1954 г. С февр. 1937 по окт. 1938 г. старший научный сотрудник Ин-та языка им. Н. Я. Марра Грузинской АН. 21 окт. 1938 г. как «агент немецкого империализма» совместно с груз. языковедом В. Беридзе и груз. философом Ш. Нуцубидзе был арестован по инициативе Л. П. Берии. К. инкриминировали его поездку в Германию (1921-1923), связи с фашистами и с братом, работавшим на заводах Круппа, антимарксистское мышление. В Москве учеными неожиданно заинтересовался И. В. Сталин, видевший сделанный Нуцубидзе перевод на рус. язык «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Это привело к освобождению 29 апр. 1939 г. всех троих. С июня 1939 по февр. 1940 г. К. работал в Москве в отделе античной лит-ры Ин-та мировой лит-ры АН СССР, где был привлечен к составлению плана-конспекта многотомного издания произведений греч. лит-ры. В 1940-1954 гг. возглавлял возрожденную им кафедру классической филологии в ТГУ. С июня 1940 г. заместитель заведующего отделом лексикологии и научной терминологии Ин-та языка, истории и материальной культуры АН Грузинской ССР. В 1945 г. по инициативе К. в Ин-те истории им. И. Джавахишвили АН Грузинской ССР был создан сектор филологии, который в 1960 г. был переведен в Ин-т востоковедения и переименован в отдел византинологии. К. возглавлял его до конца своих дней. В 1950 г. избран членом-корреспондентом АН Грузинской ССР, в 1969 г.- действительным членом АН с присвоением звания заслуженного деятеля науки.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

Соч.: Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. Отд. 2. С. 77-113; Народные переписи в Грузии. СПб., 1901; Государственный строй древней Грузии и древней Армении. Т. 1//ТРАГФ. 1905. Кн. 8; Царь и царская власть в Грузии. СПб., 1905; Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; История груз. народа. Тифлис, 1908. Т. 1; 1913. Т. 2; 1924. Т. 4. Ч. 1 (на груз. яз.); То же. Тбилиси, 1941-1949. 4 т. (на груз. яз.); То же. Тбилиси, 1960-1974. 5 т. (на груз. яз.); История церк. разрыва между Грузией и Арменией в нач. VII в.//ИИАН. 1908. Сер. 6. 5. С. 433-446; 6. С. 511-536; История груз. права. Тифлис, 1909, 19192. Т. 1; 1928. Т. 2. Ч. 1; 1929. Т. 2. Ч. 2 (на груз. яз.); Мат-лы для истории груз. патристической лит-ры. СПб., 1912; Термины искусств и главнейшие сведения о памятниках искусства и материальной культуры в древнегруз. лит-ре//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 1. С. 17-31; Об одном анонимном груз. историке XIV в. Пг., 1917; О необходимости основания Груз. ун-та: Докл. ... на Учредительном собр. Об-ва Груз. ун-та в Тифлисе 12 мая 1917 г. и в Кутаиси 17 мая 1917 г.//Труды ТГУ. Тбилиси, 1948. Вып. 33 (на груз. яз.); Границы Грузии исторически и с современной точки зрения. Тифлис, 1919 (на груз. яз.); Вновь обнаруженные «Житие Картли» и произведение неизвестного доселе историка царицы Тамар. Тифлис, 1923 (на груз. яз.); Груз. учение о ценах и мерах, или нумизматика-метрология//Цель, источники и методы истории в прошлом и настоящем. Тифлис, 1923. Т. 3. Кн. 3 (на груз. яз.); Груз. учение о способе написания, или Палеография//Там же. 1926. Т. 3. Кн. 1 (на груз. яз.); Груз. учение о грамотах, или Дипломатика//Там же. Т. 3. Кн. 2 (на груз. яз.); Экономическая история Грузии. Тифлис, 1930, 19342. 2 т. (на груз. яз.); Древнеарм. историческая литература. Тифлис, 1935. Т. 1 (на груз. яз.); Первоначальный строй и родство груз. и кавказских языков. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); Вопросы истории груз. музыки. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1946. Т. 1; 1962. Т. 3/4; 1965. Т. 2 (на груз. яз.); Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближ. Востока//Введение в историю груз. народа. Тбилиси, 1950. Т. 1 (на груз. яз.); Мат-лы по истории нар. кустарной промышленности и мелкого ремесла Грузии. Тбилиси, 1976. 5 т. (на груз. яз.); Сочинения. Тбилиси, 1977-1998. 12 т. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/171809.html

W. Hoenerbach, O. Spies. Louvain, 1956–1957. 2 Tle in 4 Bde. (CSCO; 161–162, 167–168. Arab.; 16–19). Лит.: Braun O. Des Baraum von Nisibis Briefe an den Katholikos Aa//Actes du dixième congrès international des Orientalistes, session de Genève, 1894. Leiden, 1896. P. 86-101; Leclercq H. Katholikos//DACL. 1928. T. 8. Col. 686-689; Манандян Я. Феодализм в древней Армении. Ереван, 1934 (на арм. яз.); Кекелидзе К., прот. Канонический строй в Древней Грузии// Он же. Этюды. Тбилиси, 1957. Т. 4 (на груз. яз.); Dvornik Fr. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958. (DOS; 4); Vries W., de. Antiochien und Selevcia-Ctesiphon, Patriarch und Katholicos?//Mélanges Eugène Tisserant. Vat., 1964. Vol. 3/2. P. 429-450. (ST; 233); idem. Orient et Occident: Les structures ecclésiales vues dans l " histoire des sept premiers conciles œcuméniques. P., 1974; Adontz N. G. Armenia in the Period of Justinian/Transl. with partial revisions by N. G. Garsoïan. Lisbon, 1970; Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Eglise en Iraq. Louvain, 1970. (CSCO; 310. Subs.; 36); idem. «Rm» à l " est de l " Euphrate//Le Muséon. Louvain, 1977. Vol. 90. P. 365-420; Антабян П. Католикос//АрмСЭ. 1979. Т. 5. С. 164-165; Джавахишвили И. История груз. народа// Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); Nasrallah J. Réponse à quelques critiques récentes au sujet des catholicosats melchites de Bagdad et de Romagyris//Proche-Orient Chrétien. 1983. T. 33. P. 160-170; Esbroeck M., van. Primauté, Patriarcats, Catholicossats, autocéphalies en orient//Il primato des Vescovo di Roma nel primo millenio: Ricerche e testimonianze/Ed. M. Maccarrone. Vat., 1991. P. 493-521; Faris J. Eastern Catholic Churches: Constitution and Governance. N. Y., 1992; Pospishil V. Eastern Catholic Church Law. N. Y., 1993; Le Coz R. Histoire de l " Eglise d " Orient. P., 1995; Maksoudian K. H. Chosen of God: The Election of the Catholicos of all Armenians, from the Fourth Century to the Present.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Политические взгляды Т. Лапинского и отсутствие у него полноценного образования не могли не отразиться на его книге: в ней содержится множество несуразностей (армяне и грузины рассматриваются как один народ и т.п.), на каждой странице чувствуется буквально патологическая русофобия автора. Тем не менее, записи дневникового характера содержат ценные наблюдения о порядке функционирования традиционных институтов у адыгов, об особенностях положения местного дворянства, о религиозной ситуации, причем дается (редчайший случай) подробное описание традиционного моления адыгов середины XIX в. Ритуалы и обрядовая практика традиционных абхазских святилищ и действующего на территории Абхазии осетинского святилища Ирон дзуар свидетельствуют о несомненной близости и сходстве религиозных представлений этих двух народов. Для выявления общего и особенного в традиционной религии абхазов и осетин, наряду с данными полевых исследований, в работе используется широкий круг осетиноведческой литературы, в первую очередь работы В.И. Абаева, В.П. Алексеева, В.Н. Басилова, Ю.С. Гаглойти, В.С. Газдановой, Ф.Х. Гутнова, Б.А. Калоева, М.В. Кантария, В.П. Кобычева, Г.А. Кокиева, Л.П. Семенова, В.Х. Тменова, В.С. Уарзиати, Л.А. Чибирова и др. Обширный материал для сопоставительного анализа дает грузинская историческая наука. Большинство трудов по рассматриваемой проблематике были опубликованы на грузинском языке, поэтому автор был вынужден ограничиться в основном работами тех авторов, которые печатались на русском (Н.К. Абакелия, Ш. Амиранашвили, В.В. Бардавелидзе, С.И. Бахиа, И.А. Джавахишвили, Т.К. Микеладзе, Д.И. Ониани, Т.А. Очиаури, А.К. Сохадзе, В.М. Чиковани, Ж.Г. Эриашвили и др.). В последние годы наблюдается рост внимания отечественной науки к народам Кавказа. Среди работ по религиоведческой и этнологической проблематике необходимо отметить недавно опубликованные книги и статьи об адыгах И.Л. Бабич, кабардинцах Н.М. Емельяновой, народах Дагестана Т.Ф. Сиверцевой, В.О. Бобровникова, М.Ю. Рощина и ряда других авторов (см.: 46, 56, 57, 76, 89, 194, 195).

http://religare.ru/2_26937.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010