б) Но так как у самих составителей иконописных подлинников часто встречаются грубые ошибки в исторических показаниях от недостатка исторического образования их, как между прочим увидим сие ниже в исследовании о времени кончины иконописцев Даниила и Андрея: то это же самое могло случиться и здесь; именно: первым составителем подлинника мог быть в XVII веке поставлен год кончины Андроника 6982 (1474). Есть тому и основание: в некоторых древних актах встречается имя игумена Андроника, который в 1472 г. июня 2-го был свидетелем завещания Александра Белеутова в Москве. 171 Равным образом единогласное ошибочное показание как в Книге глаголемой о российских святых, так и в подлинниках иконописцев указывает более на ошибку оригинала. Во всяком случае так как истина одна, а ошибок против нее может быть много и от весьма различных причин, то мы не решаемся признать год кончины святого Андроника 1374 только по исправлению вследствие догадок за несомненный. И это тем более, что святый Иосиф Волоколамский, также один из ближайших и древнейших писателей в отношении к обители Андроника, переписывавшийся с андрониковским архимандритом Митрофаном около 1500 г. и, без сомнения, посещавший в Москве Андроников монастырь, говорить в своей духовной грамоте (10-й), что с блаженным Андроником жили ученики его Даниил иконописец и ученик сего последнего Андрей, умершие, как увидим после, около 1427 года. Если предположить, что преподобный Андроник скончался в 1374 году, а они поступили в число братства до кончины его за 5 лет и младшему из них Андрею было не более 15, 172 а учителю его Даниилу не более 25 лет: то иконописцу Андрею Рублеву при кончине Андроника было в 1427 году 73 года, а Даниилу 83 года, между тем они в житиях преподобных Сергия и Никона хотя и представляются седовласыми старцами, но еще были совершенно способны к иконописным занятиям, требующим смелости и довольной крепости сил при расписывании стен, столпов и сводов в церквах. Так как свидетельство святого Иосифа Волоколамского о Данииле и Андрее дает им, особенно же Даниилу, большую старость, если признать годом кончины Андроника 1374; так как, с другой стороны, в сборнике Анфимовом, переписанном в 1404 году при игуменстве Саввы, монастырь называется уже Андрониковым, какая честь дается и давалась обыкновенно основателям монастырей не вдруг и после их блаженной кончины: то естественнее, кажется, предположить, что преставление его последовало в средний промежуток времени между 1374 и 1404 годами. Во всяком же случае святый Андроник преставился 13-го июня не раньше 1374 и не позже 1404 года. 173 О времени преставления святого Саввы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Духовная жизнь цвела в Андрониковой обители под надзором бдительного настоятеля; ученик Сергия пас стадо своё Богоугодно 138 . «Святой Андроник», пишет преп. Иосиф Волоколамский, «сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Сава и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным; ум и мысли их обращены были к невещественному, Божественному свету, а чувственное око их с любовью смотрело на написанные вещественными красками лики Владыки Христа, Пречистой Богоматери и всех святых. – В самый праздник светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея перед собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. – Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство» 139 . – Блаж. Андрей Рублёв в 1405 г. расписывал стены придворного Благовещенского храма и писал иконы его; в 1408 г. он и Даниил украшали соборный храм во Владимире 140 . – Затем украсили они стенописью Спасский храм в Андрониковой обители. Последние же труды их посвящены были, по просьбе преп. Никона, памяти преп. Сергия. «Преподобный, говорит летопись, поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников (поспешно совершает он дело, потому что предвидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела); при помощи Божией они усердно принялись за дело и весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени, в доброй старости прияли благий конец 141 . – По этому известью, преп. Андрей и Даниил преставились не позже 1424 г. 142 . Наставник их преп. Андроник почил прежде их. В 1403 г. инок Анфим списывал сборник Святославов «в монастыре Андроникове и при игуменстве Саввине 143 . По этим словам, при уважении пр. Андроника к пр. Сергию, надобно признать за несомненное, что Андроник, достигши глубокой старости, передал управление обителью ученику своему Савве, а сам, по примеру наставника своего, готовился к переходу в другую жизнь в глубоком безмолвии, и кончина его последовала июня 13 не позже 1404 г. 144 . Мощи преп. Андроника и его ученика преп. Саввы покоятся в храме Спасителя, под спудом 145 . Преп. матери Анны и сына её Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Свое мнение о споре между стяжателем и нестяжателем Максим высказывает словами, которые влагает в уста последнего: «множае лучше и спасительнее нищенствующим за Христа обходити грады и страны, и аще негде случиться поношенным быти и обесчеститися, со благодарением терпети, заповедь Спасову соблюдающим и уставы иноческаго жития, нежели обливатися сребром и златом, и ограженым быти землями и селами, кроме заповеди Господня». Милостыня от мирян, оплачиваемая трудом их непрестанного христианского учения – вот, по Максиму, средство содержания монахов. Доводы Максима были убедительны, но практическое значение их и весь смысл их был в том, что ими он собирал угли огненные на свою голову. Митр. Варлаам не дожил на кафедре митрополичьей до своей смерти, а оставил ее при своей жизни, а именно, оставил так, как дотоле не оставлял ее еще ни один из русских митрополитов: он был согнан с нее государем. Варлаам низведен был 17 или 18 декабря 1521 года и сослан был в Каменский, на Кубенском озере, монастырь. Митрополит Даниил Варлаам был низведен Василием Ивановичем с митрополичьей кафедры за то, что не хотел ходить во всей его, государя, воле. Следовательно, вел. князю нужен был в митрополиты на место Варлаама такой человек, который имел бы это желание ходить во всей его воле. Выбор государя, как показали последствия, совершенно удачный, пал на игумена Иосифова Волоколамского монастыря Даниила. На игуменстве в Волоколамском монастыре Даниил непосредственно преемствовал его основателю пр. Иосифу. Он стал преемником, по словам одного из жизнеописателей, так: Иосиф перед смертью предоставил братии монастыря сделать выбор ему преемника, и братия остановилась на Данииле, потому что он был старец, «любяй нищету и пребывая в трудех и в постех и в молитвах», и что узнали о нем «яко хощет во ин монастырь на игуменство». Даниил избран был в игумены необычайно молодым, лет 30-ти, или немного старше. Избранный в игумены Волоколамского монастыря, Даниил, если не мог мечтать о митрополии, то вполне мог быть уверен в архиерействе. Волоколамский монастырь был любимейшим монастырем великого князя, a, следовательно, и игумен его, в случае угодности государю – одним из первых кандидатов в епископы. Даниил был человек специально способный угождать и особенно князю. Иосиф пред смертью со слезами молил вел. князя позаботиться, чтобы после него не были нарушены в его монастыре заведенные им порядки. Вел. кн., взявшийся быть нарочитым «прикащиком» монастыря, почасту навещал его после смерти Иосифа и убеждал монахов хранить преданный им от последнего закон с предупреждением, что, если не станут хранить, то он сам исправит их и тогда им будем не зело любо. Так как преп. Иосиф был ревностнейшим поборником строгого общежития, то заботы о поддержании его составляли главное, чем Даниил мог показать себя достойным преемником Иосифа в глазах великого князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Однако Вассиан Косой не успокаивался. Его продолжал занимать вопрос о монастырских имуществах. Так как одним из веских аргументов, какими пользовались его противники, служили данные канонического характера, то это обстоятельство обратило критический ум Вассиана на изучение современной ему Кормчей. Убедившись в ее неудовлетворительности, Вассиан задается планом составить новое собрание церковных правил. Это было около 1515 года. Иосиф Волоцкий не упускал из виду действий своего противника и чрез своих московских друзей зорко следил за ним, своевременно узнавая чрез них о всех тех, что делал его противник. Проведав теперь чрез тех «кто до него был добр» о новом предприятии Вассиана, Иосиф, сам уже будучи больной и не в состоянии трудиться, в соответствие и противовес труду Вассиана, поручает своему ученику и преемнику по игуменству заняться изучением и собиранием церковных правил. Таким образом Иосиф Волоцкий , сходя с исторической сцены, вместо себя выдвигает одного из своих преданных и способных учеников. Отсюда в своем новом литературном труде Вассиан вместо Иосифа встречается уже с новым противником. Не мало существовало и других вопросов, по которым расходились Иосиф Волоцкий и заволжские старцы. Один из таких вопросов касался положения вдовствующих священнослужителей. Собором 1503 г. 206 все вдовые священники и диаконы лишались права священнослужения 207 . На этом соборе присутствовали между прочим знаменитые старцы Паисий Ярославов с Нилом Сорским и Иосиф Волоколамский. 208 Скитские заволжские старцы, и во главе их препод. Нил, были против соборного решения. Правильно развитое христианское чувство Нила, не заглушенное каноническими формальностями, давало ему возможность видеть всю несправедливость собора, который за проступки некоторых жестоко осуждал всех вдовых священнослужителей, и без того уже несчастных. На определение собора 1503 г. последовал сильный протест ростовского священника Георгия Скрипицы 209 , оставшийся к сожалению гласом вопиющего в пустыни и заглохший в воздухе церковно-обрядового формализма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

60       У Саввы Черного сказано, что несогласие явилось в монастыре лишь тогда, когда Иосиф захотел вводить все общее. У Досифея: «Видев же яко не согласуют ему нрави сущих ту, оставляет начальство» и далее: «разумев яко никая же полза самому, ни сущим ту, поручив монастырь первым от братия и т. д.». У неизвестного: «Но понеже явишася в братии несогласия, отнюду же пререкания и с противления к игумену, тем же сниде от настоятельства». 61       У Досифея сказано, что Иосиф игуменствовал один год (совершив едино лето); у неизвестного – около двух лет (предстояв тем негде до двою лету). Это небольшое разногласие можно объяснить тем, что первый считал игуменство Иосифа от поставления его в игумены, второй – от смерти Пафнутия. 62       Филарет, в Обзоре Русс. дух. литер., говорит, что Иосиф полтора года пробыл в Кирилловском монастыре, тогда как всё время путешествия его продолжалось месяцев 9, от осени 1478 до весны 1479. 63       Сведения о путешествии Иосифа дают нам житие его, написанное Саввою, другое, написанное неизвестным и, наконец, собственное его сочинение: «о монастырях Русской земли», вошедшее в одну из глав устава, написанного им для Волоколамского монастыря. 65       По возвращении со Св. горы Савва Бороздин основал монастырь близ Новгорода на р. Вишере, где и скончался. 67       Один только Топорков, в своем надгробном слове говорит, что Иосиф хотел безмолвия, не хотел начальствовать. Однако же через несколько строк он сам противоречить себе, говоря, что Иосиф вспомнил предречение Пафнутия – а предречение это состояло в том (как сказано у этого же самого автора), что Иосиф построит свой собственный монастырь. 68       Жития Дмитрия Прилуцкого, Даниила Переяславского, Макария Калязинского и некоторых других. 69       Савва говорит, что среди бела дня, при безоблачном небе молния осветила то место, которое было избрано Иосифом. 70       В этой местности охотился сам князь Волоцкий. Жития Иосифа указывают на обилие зверей, тут водившихся (зверьми перома). Князь Голенин, как увидим ниже, прямо с охоты повернул в монастырь Иосифа. Великий князь Василий Иванович ездил сюда для этой же потехи (П. С. Р. Л., т. V, стр. 266).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

– Господа мои и братья во Христе, болезнь мою сами видите. Года мои проходят, и день клонится к вечеру, и возвещает мне это не о чем ином, как о смерти. И теперь вам говорю: изберите себе игумена по мнению своему, а более того по обычаю монастырскому. Они же, это слышав, заплакали все, едва смогли ответить: – Ты, господин, отец наш и пастырь и духовный отец всем во Христе братьям и святой обители этой. Ты, господин, знаешь, кто к такому великому делу годится, кому такому братству отцом быть и иметь заботу о душах и телах. Ты, господин, всех знаешь, и разум, и способности, лучше же сказать – достоинство. И сказал им преподобный: – Так и есть, как вы говорите, но не хочу без вашего мнения поставить игумена, чтобы не стали вы говорить: «Не по нашему мнению поставил игумена» или чтобы он не начал пререкаться с вами, говоря: «Меня поставил Иосиф». Но вновь вам говорю: изберите себе игумена по обычаю монастыря этого и по мнению своему, чтобы вам безмятежно жить и в согласии, и обителью управлять. Они же к нему выводили одного и другого, говоря: этого или этого. И отвечал им преподобный: – Я всех знаю, но вы себе сами изберите из этих, кого хотите. И повелел им без него между собой совещаться. Они же без него, советуясь, предлагали один того, другой же иного. И полюбили, советуясь, старца, любящего нищету и пребывающего в трудах, и в постах, и в молитвах и не любящего празднословия, по имени Даниила, по прозванию Рязанца, о котором знали, что хочет в другой монастырь на игуменство. И сообщили о нем преподобному. Он же одобрил, чтобы так было. И призвал его и сказал: – Видишь, сын, немощь мою, вернее, уже и старость. И ныне тебе говорю, избрали тебя братья на мое место игуменом, и я тебя благословляю. Ты же, не нарушая обычая монасты ря этого, как братья живут, знаешь и потому советуйся с братьями во всем, как видел, что и я делаю. И заботься о душах и телах братьев, и храни обычай монастыря этого. И у других монастырей обычаев не перенимайте. Как я на писал и завещал вам, так и пребывайте. И если я получу от Бога милость, вам знамение будет: обитель эта ничем не оскудеет. Это же говорил не прямо от лица своего, но словно загадками, приводя в пример святого Кирилла и иных святых. Слышав это, старец Даниил не смел что-либо возражать, но сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Будь, господин, Божия воля и твоя, отца нашего. Я перед тобою. Преподобный же благословил его и повелел возвестить всем братьям, что по мнению первых старцев избрал старца Даниила на игуменство. Все же знали, что преподобный в великой болезни. И по совету и повелению державного царя, великого князя всея Руси Василия Ивановича поставил его преосвященный Варлаам, митрополит всея Руси. Преподобный же часто его к себе призывал, и учил, и советовал, как о братьях заботиться. И всем братьям приказал приходить как к духовному отцу к игумену Даниилу. И сам возложил на себя святую схиму и причастился святых Христовых Тайн, Животворящего Тела и Крови Христовых. И к себе не велел пускать, разве что по большой нужде. И начал тяжело болеть и вновь причастился Божественных Тайн. Братья же неотступно у него пребывали и к каждой службе его носили и клали в скрытом месте, чтобы мог слышать святую службу: пение и чтение, – ибо он и сидеть уже не мог. И месяца сентября 9-го, в утро Рождества Пречистой, в воскресенье, отпели у него заутреню в келье. На память святых преподобных богоотцов Иоакима и Анны в 10 часов ночи, когда братия все пели в святой церкви песнь исхода «Святой Боже», преподобный игумен Иосиф, перекрестив лицо свое, предал дух тремя вздохами, исповедуя Святую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа. Отошел ко Господу, которого возлюбил с младых ногтей, в год 1516, а прожил с рождения своего в послушании в миру – 20 лет, постригся преподобный и был в послушании у преподобного игумена Пафнутия 18 лет, и после Пафнутия был игуменом 2 года. И во святой своей обители 36 лет, и всех лет жизни его 76. И положили его против алтаря, где и гробница над ним каменная. Державный же государь, великий князь всея Руси Василий Иванович, стал в обитель часто ездить и всячески берег и питал братьев и говорил им часто: «Храните данный вам устав, который дал вам старец игумен Иосиф, а из других монастырей обычаев не перенимайте. Я же у вас – тоже уставщик, если не будете соблюдать устава, я исправлю вас, и вам будет не очень сладко».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аз днесь родих Тя ( Пс. 2:7 ); г) се дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил ( Ис. 7:14 ); д) и ты Вифлееме, доме Ефрафов... из тебе изыдет Старейшина…, исходи же его из начала от дней века ( Мих. 5:2 ). Наконец, между свидетельствами о личности и божестве Св. Духа, встречаем следующее: а) и почиет на нем (Мессии) Дух Божий, Дух премудрости и разума и проч. ( Ис. 11:2–3 ); б) Дух Божий, сотворивый мя ( Иов. 33:4 ); в) Господь посла мя и Дух его ( Ис. 48:16 ): г) Дух Господень на мне, его же ради помаза мя и проч. ( Ис. 61:1 ); д) и будет в последние дни, излию от Духа моего на всяку плоть и проч. ( Иоил. 2:28 ). Все эти свидетельства действительно относятся к подтверждению тех догматов, которые защищал Иосиф, и доселе употребляются православными богословами в подобных трактатах. Притом, приводя эти свидетельства, Иосиф старался объяснять их, по крайней мере важнейшие, показывал их смысл и силу, и ниспровергал ложные толки еретиков. Но, с другой стороны, нельзя не сознаться, что многие другие свидетельства, приведенные Иосифом, мало соответствуют его цели или даже совсем не имеют того значения, какое он им приписывает, и что большая часть из них приведены без всякого объяснения и толкований. Вопрос, которым занимался Иосиф, в первом своем слове, для него не был нов. Еще до игуменства Иосифа (1 мая 1479 г.), какой-то архимандрит Вассиан просил его написать о Пресв. Троице на основании ветхого завета. Почему родилось у архимандрита такое желание – не известно; но он мог уже слышать о лжеучении жидовствующих, которые начали действовать у нас с 1471 года. Как бы то ни было, только Иосиф, еще вовсе не знавший тогда о жидовствующих, исполнил желание архимандрита, хотя неохотно, и в послании к нему изложил учение ветхого завета о Пресв. Троице. Впрочем это послание Иосифа несравненно короче его слова и, представив пять- шесть ветхозаветных свидетельств собственно о Пресв. Троице, вовсе не касается свидетельств о божестве Сына Божия и о божестве Св. Духа 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный святителю, теплый о нас к Богу молитвенниче, угодниче Христов, преподобне отче Германе, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед твоим предстательством избавляй, да зовем ти: Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче. Икос 1 Ангелом уподобляя непорочным житием Святыя твоя, Господи, отверзи ми ум и язык восхвалити богоугодную жизнь и преподобныя деяния святителя твоего Германа, да зовем ему, вземшему от юности благий ярем твой на рамо свое: Радуйся, благочестиваго корене благочестивая отрасль; радуйся, от чрева матерня избранный служителю в преподобии и правде. Радуйся, от отроческих лет кротким и благим нравом себе украсивый; радуйся, от младого возраста в посте и молитве паче возраста преуспевый. Радуйся, с учением книжным паче страху Божию себе обучавый; радуйся, в юных летах крепким подвижником воздержания себе явивый. Радуйся, манием божественным издалеча к великому твоему избранию ведомый; радуйся, тем же вседетельным манием исперва, яко зеница ока блюдомый. Радуйся, святителю Германе, великий чудотворче. Кондак 2 Видя тщету мирскаго жития многомятежность человеческих попечений, блаженне, жизнь твою исперва посвятил еси Богу, во еже непрестанно и устами и сердцем воспевати ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом посвящаемым свыше, и желанием влекомый к горней жизни, ты вкупе с богомудрым родителем твоим, паче всего тщася о угождении Богу, отвергшие красная мира, тесный иноческий путь избрал еси. Восхваляя твое благое изволение, взываем тебе: Радуйся, вне мирскаго мятежа от младости работати Богу предложивый; радуйся, юность твою, яко жертву непорочну, отвержением от мира Богу принесый. Радуйся, в жизни по Бозе под духовным игуменством будущаго святителя Гурия преспевавый; радуйся, емуже вкупе в великом пастырском служении в споспешника и преемника благодатию уготовлявыйся. Радуйся, в тойжде (Волоколамской) обители и сам в меру духовнаго вожденачальства достигнувый; Радуйся, первым тщавыйся быти в послушании, аще и последним во иноцех себе именовавый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

При Д. Иосифов Волоколамский монастырь совершил 12 сделок ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 174, 200, 201): получил 6 вкладов (АФЗХ. Ч. 2. С. 65. 65; С. 66. 66; С. 68. 70; С. 73. 76; С. 82. 84) и потратил их большую часть на приобретение земель в Рузском и Волоцком уездах, совершил еще 4 земельные купли и 2 мены (Там же. С. 66-67. 67; С. 67. 68; С. 69-70. 72; С. 74. 77; С. 79-80. 81; С. 81. 83). Волоколамская обитель получила жалованные грамоты (АФЗХ. Ч. 2. С. 68. 69; С. 69. 71; С. 80-81. 81; Архив П. М. Строева. Стб. 146). Вклады и земельные сделки показывают, что в годы игуменства Д. связи с мон-рем поддерживал тот круг лиц (гл. обр., вотчинников зап. уездов), к-рый был прочно связан с мон-рем уже в игуменство прп. Иосифа. Эти данные характеризуют Д. как умелого организатора большого монастырского хозяйства. Управляя Волоколамским монастырем, Д. стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава. Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на Д., в к-рой писали, что чтут Иону, как «отца своего Иосифа», и просили ходатайствовать перед Д. о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Д. занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Д. это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым, то позднее выдвинулись др. лица, напр., Герасим (Ленков), пользовавшийся позднее особым доверием вел. князя и Д. При Д. в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Д.- митрополит Московский и всея Руси 17 дек. 1521 г. оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь на Кубенском оз. 27 февр. следующего года на митрополичью кафедру, очевидно по желанию государя, был поставлен Д.

http://pravenc.ru/text/171216.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010