4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос, – да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:44, 45 ). Так молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче! Прости им» ( Лк.23:34 ). И святой Стефан: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). О чем молиться, научает молитва Господня – «Отче наш», о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. § 334. Молитва Господня. «Отче наш, Иже еси на небесех!» Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) что Бог есть истинный Отец христиан, и «они суть сынове Божьи верою о Христе Иисусе» ( Гал.3,26 ). Следовательно, как Отца, с упованием должно Его призывать им, яко же дети плотские родителей своих призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: «Отче наш!» «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: «Отче наш», – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего». 5) Когда христиане – братья по Богу, то все одну честь и славу имеют. Все, говорю: господа и рабы, прославленные и неизвестные, богатые и нищие, сановитые и простые, как братья. И потому не должны друг друга презирать, так как " все они – одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). «Так, – говорит святой Иоанн Златоуст , – Он неравенство от нас выводит, и показывает великое равенство царя с нищим». 6) Как старательно должны от грехов беречься, более же добрыми нравами Богу уподобляться, как сыновья своему отцу, если без зазрения совести хотят Его призывать и называть Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

II. Давид. Оставаясь верным Саулу и по смерти его, Семей, сын Геры, из рода Саулова, питал самую глубокую ненависть к Давиду. Когда Давид, спасаясь от Авессалома, дошел до Бахурима, здесь Семей, вышедши из города, начал проклинать Давида, злословя его и бросая камнями в него и на всех рабов его. «Уходи, уходи, кровопийца и беззаконник, – говорил он. – Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, предав царство в руки сына твоего, и вот бедствие (достойно) обрушилось на тебя, ибо ты – муж кровей». Тут Авесса, сын Саруин, сказал царю: «Как этот издохший пес смеет злословить государя моего, царя? Я пойду и сниму с него голову». Но Давид сказал на это: «Оставьте его, дети Саруины! Пусть он проклинает меня. Может быть, ему Господь повелел проклинать Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?» И обратившись к Авессе и всем слугам своим, сказал: «Вот уже родной мой сын... ищет души моей; что же говорить об этом вениамитянине? Пусть он злословит: может быть, Господь призрит на мое уничижение, и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие». Давид продолжал идти своей дорогой; Семей же долго не отставал от него, идя стороной по окраине горы, шел и злословил его, бросая в него камнями... и пылью» ( 2Цар.16:5–13 ). III. Св. первомуч. Стефан: «Преклонив колена (Стефан), воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им (побивающим его) греха сего. И, сказав сие, почил». ( Деян.7:60 ). IV. Ап. Павел: «Кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» ( 2Кор.2:10 ). 9. Церковно-исторические примеры прощения обид врагам I. Во время святительства в Константинополе св. Иоанна Златоуста , при дворе императора Аркадия был сильный и славный вельможа Евтропий. Он старался убедить царя издать указ об отмене убежища в церквах для совершивших какое-либо преступление. Право убежища, данное благочестивым царем Константином, возвышало значение Церкви Христовой перед лицом язычников и в то же время было благодетельно для преступников, которые, прибегая под покров Церкви и оставаясь неприкосновенными, познавали благодать Искупителя, не хотящего смерти грешника, и слезами покаяния омывали свое преступление, исправлялись и выходили добрыми и честными на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

[P. 254] Ибо тот, кто произнес это в псалме, перечислил, сколько всего было предоставлено ему Богом, и искал, чем он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что ты хотел бы воздать, ты получил от Него, чтобы вернуть. И что он мог найти для воздаяния? Как мы сказали, братья, то, что он получил от Него, это он и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Ибо Кто ему дал чашу спасения, если не Тот, Кому он хотел принести воздаяние? Принять же чашу спасения и призвать имя Господне – значит испить любовь. И таким образом испить, чтобы не только не иметь ненависти к брату, но и быть готовым за брата умереть. Это и есть совершенная любовь, если ты готов умереть за брата. Ее показал Господь в Самом Себе, приняв смерть за всех, молясь за тех, кем был распят, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Но если бы Он так поступил и не имел бы при этом учеников, то не был бы Учителем. Последовавшие за Ним ученики поступали так же. Стефана забивали камнями, а он, преклонив колени, воскликнул: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Он любил убивавших его, ибо в том числе за них он умирал. Послушай и ап. Павла: я буду истощать себя за души ваши ( 2Кор.12:15 ). Ибо он пребывал среди тех, за кого молился Стефан, когда они его убивали собственными руками. 5 . И чтобы вы знали, что именно та любовь совершенна, которую человек, рожденный от Бога, не нарушает и против которой не погрешает, Господь сказал Петру: любишь ли ты Меня? ( Ин.21:17 ), а тот ответил: «Люблю» (ср.: Ин.21:17 ). При этом [Господь] не сказал: «Если Ты любишь Меня, прислуживай Мне». Ведь когда Господь пребывал в смертной плоти, Он алкал и жаждал; когда же Он алкал и жаждал, Его принимали как гостя и прислуживали Ему люди имущие, [отдавая] из своей собственности. Об этом мы читаем в Евангелии (ср.: Лк.8:3 ). В качестве гостя принял Его Закхей и был исцелен от болезни, приняв Его как Врачевателя (ср.: Лк.19:2–10 ). От какой болезни? От болезни алчности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   «Их же поставим над службою сею». Избрание семи достойных мужей Апостолы возложили на общество верующих, а поставление избранных на дело служения предоставили себе, как дело Апостольского служения.    Ст.4. «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». Мы постоянно будем делать то, что преимущественно соответствует нашему призванию: будем молиться и проповедовать слово Божие. Так Апостолы высоко ценили пребывание в молитве и проповедании слова Божия! Молитвы приближали самих Апостолов к Богу и ходатайствовали через них о других; а проповедание слова Божия призывало и привлекало других на путь спасения, к единению с Богом. Апостолы не могли оставаться без молитвы, потому что они пребывали в Боге и все получали от Бога; молитва для них была ключом к сокровищнице всех благодатных даров, которыми пользовались они в прохождении апостольского служения. И служение слову или проповедание Евангелия не могло быть без молитвы, или без духовного единения с Богом, посредством благоговейного возношения ума и сердца к Богу. По учению апостола Павла, никто не может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3); никто не может назвать Иисуса Господом, т.е. с живою верою в Его Божественное величие, как только при содействии Святого Духа.    Ст.5. «И одобрено было сие предложение всем собранием». Всем было понятно, что Апостолам, по их званию, невозможно было взять на себя попечение об удовлетворении нуждающихся житейскими потребностями; всем также было понятно и то, что Апостолы указывали наилучший способ к отклонению возникших неудовольствий, — потому все и одобрили Апостольское предложение.    «И избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца, обращенного из язычников». Из семи мужей Святой Лука отличает Стефана, называя его мужем, исполненным веры и Духа Святого, без сомнения, потому, что его дела и подвиги свидетельствовали о постоянстве и силе веры его и об обилии даров присутствующего в нем Святого Духа. Для показания высокого достоинства Стефана, Апостол далее раскрывает доблестный апостольский подвиг его, увенчавший его мученичеством и приобретший ему наименование первомученика (Деян. 6:8, 15; 7, 1—60).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Апостол испытывал нечто, подобное тому, что было с Его Божественным Учителем в Гефсиманском саду. Помните, как евангелист Иоанн говорит: «оставивши Его, все бежали» — испугались и разбежались. Так и тут. Когда апостолам пришлось идти к кесарю, к императору на допрос, то все разбежались. Почему? Кто тогда был кесарем? Нерон, жесточайший гонитель христиан, как вы знаете. Спутники апостола перепугались и оставили его — «но все меня оставили, да не вменится им!» Апостол тут просит Господа, чтобы Господь не наказывал их за это, подобно тому, как его великий сродник архидиакон Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи, не поставь им греха сего» (Деян. 7:60)! «Господь же предстал... и укрепил меня, дабы через меня укрепилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился от львиных челюстей» (2Тим. 4:17). Что это значит? Что лев схватил его, и он вырвался? О ком он говорит? Он говорит о Нероне. «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царствия, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим. 4:18).    Апостол видит, что приблизился конец его жизни, но не опирается даже и теперь на себя, хотя он был закаленный в подвигах человек, и то он не говорит, что он сам удержится от всякого злого дела, а «избавит меня Господь от всякого злого дела» . Вот так смиренны и были всегда действительно духовно высокие люди.    Известен случай, о котором Житие Святых рассказывает, как скончался преподобный Макарий Великий. Вы знаете, конечно, что когда человек умирает и душа его отходит в небесный мир, то ее пытаются задержать на мытарствах. Кто? дьявол. Но когда преподобный Макарий умер, и Ангелы понесли его душу в Царство Небесное, то злые духи отступили, потому что они ничего, никаких обвинений не могли предъявить великому подвижнику и только кричали, видя, как он во свете поднимается вверх: «Макарий, какой славы ты сподобился!» А подвижник им смиренно ответил: «Не знаю, я не знаю за собой ничего доброго». И дальше (это Житие говорит), когда Ангелы с радостью вводили его во врата Царствия Небесного, то злые духи снизу кричали: «Победил ты нас, Макарий!» И тут смиренный подвижник сказал: «Покрываемый благодатью Господа моего, я избежал ваших козней!» Так и апостол говорит: Я никакому злому делу никогда не поддался. Да избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит меня для Своего Небесного Царствия. Отец Иоанн Кронштадтский не раз писал в своем дневнике: «Благодарю Господа, что Господь сохранил меня от многих грехов, и если бы, Господи, не Твоя благодать, я совершил бы всякий грех, какой только можно. Ему Слава во веки веков. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Возлюбленный христианин! О важном деле здесь говорится, в котором или вечное спасение, или вечная погибель состоит. О прощении грехов говорим мы, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыха­ние и даже слезы нам бесполезны, если ближ­ним нашим не оставляем согрешений. Ибо в этом лукавство и неправда сердца человечес­кого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, но сам не хочет подобному себе ми­лость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, но сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека?    Но это ли только повелено нам, христиа­нин? Нам сказано Господом нашим: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Не достаточно христианину любящих себя лю­бить, ибо это и язычники делают, которые ис­тинного Бога не знают и Христа не принима­ют. Так говорит Господь: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари ? И если вы приветствуете только друзей ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники» (Мф 5:46—47)? Христианам должно превосходить язычников в любви, и превосходство и совер­шенство (своей веры) на себе показывать. По­скольку христиане святым Крещением воз­рождены и обновлены для вечной жизни и но­вой святой жизни, то не только друзей, но и врагов своих им должно любить. Ибо из этого истинная христианская душа познается. Так и Отец Небесный делает: «повелевает солнцу Сво­ему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Ему христиане, как чада отцу, должны подра­жать, по увещанию апостольскому: «Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф 5:1).    Знаю, что мне возразят: невозможно, мол, любить врагов и делать им добро. Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о по­гибших врагах своих — Сауле и Авессаломе (2 Цар 1:17). Ибо плач о погибели врагов — это явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). Возможно было и всем святым. Потому возможно и те­бе. Ты человек, и они людьми были. Ты немо­щен, и они такую же немощь имели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

  О ненавидящих и обидящих нас Тропарь, глас 4-й О распе€нших Тя моли€выйся 1 , любоду€шне 2 Го€споди, и рабо€м Твои€м о вразе€х моли€тися повеле€вый 3 , ненави€дящих и оби€дящих нас прости€, и от вся€каго зла и лука€вства к братолю€бному и доброде€тельному наста€ви жи€тельству, смире€нно мольбу€ Тебе€ прино€€сим; да в согла€сном единомы€слии 4 сла€вим Тя, Еди€наго Человеколю€бца. 1 О распенших Тя моливыйся – см. Лк. 23, 34: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. 2 Любодушне – любящий души человеческие. 3 Рабом Твоим о вразех молитися повелевый – см. Мф. 5, 44: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. 4 Да в согласном единомыслии – см. 1 Пет. 3, 8: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры.   Кондак, глас 5-й Якоже первому€ченик Твой Стефа€н о убива€ющих его€ моля€ше Тя, Го€споди 1 , и мы припа€дающе мо€лим, ненави€дящих всех и оби€дящих нас прости€, во е€же ни еди€ному от них нас ра€ди поги€бнути 2 , но всем спасти€ся благода€тию Твое€ю, Бо€же всеще€дрый. 1 Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи – см. Деян. 7, 59–60: И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. 2 Во еже ни единому от них нас ради погибнути – чтобы ни одному из них не погибнуть из-за нас (из-за ненависти к нам).   Во время бедствия и при нападении врагов Тропарь, глас 4-й Ско€ро предвари€, пре€жде да€же не порабо€тимся враго€м 1 хуля€щим Тя и претя€щим 2 нам, Христе€ Бо€же наш: погуби€ Кресто€м Твои€м борю€щия нас, да уразуме€ют, ка€ко мо€жет 3 правосла€вных ве€ра, моли€твами Богоро€дицы, Еди€не Человеколю€бче. 1 Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом – незамедлительно опереди нас (Господи,) до того, как мы будем порабощены врагами; спаси нас от них раньше, чем они нас поработят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

§ 333. Христианский долг требует молиться не только за себя самого, но и за всех человеков: 1) За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2). 2) За проповедников Слова Божия, пастырей и учителей, чтобы Слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3:1), и чтобы они в житии и в звании своем были исправными и непорочными, чтобы правильно учили, и, чему учат, того пример на себе показывали. 3) Друг за друга, как апостол увещает: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5:16). Поэтому и Христос повелел молиться Небесному Отцу, как бы единым гласом, всем христианам, и говорить: Отче наш, Иже еси на небесех (Лк. 11:2; Мф. 6:9). 4) Не только за братию и друзей, но и за врагов должно молиться христианам. Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, – говорит Христос (Мф. 5:44), да будете, – говорит далее, – сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Так молился Сам Христос за врагов Своих: Отче! Прости им (Лк. 23:34). И святой Стефан: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7:60). О чем молиться, научает молитва Господня – Отче наш, о которой в следующем параграфе предлагается рассуждение с кратким изъяснением. §334. Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Этот стих есть предисловие молитвы, из которого научаемся: 1) Что Бог – Истинный Отец христиан, и они все сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3:26). Следовательно, как Отца, должно им с упованием Его призывать, как дети по плоти своих родителей призывают и руки свои к ним во всяких нуждах простирают. 2) Бог христианам – один Отец. Следовательно, они между собою братья, как имеющие одного Отца. 3) Должны христиане, как братья духовные, любовь между собою иметь. 4) Друг за друга к Богу молиться, и как бы один голос от сердца испускать к Небесному своему Отцу: Отче наш! «Этим Он научает, – говорит святой Иоанн Златоуст в беседе на это слово, – общую за братию творить молитву. Ибо не говорит: «Отче мой», но говорит: Отче наш, – за общее тело воссылать молитвы, и везде видеть не только свою пользу, но и ближнего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

абз. 42, 49, 60, 62, а также гл. 14. абз.73). Гал. 3:27 : «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 476 . Как можно спастись, не облекшись во Христа? Никак, ибо облекаясь во Христа, человек соединяется с Ним и становится Его Телом – Церковью! И раз облечение во Христа происходит именно в Крещении, то очевидно, что Крещение совершенно необходимо для спасения. В Деян.4:12 сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Как же нам спастись именем Христа? А так, что нужно уверовать и креститься (погрузиться) во имя Отца, и Сына , и Святаго Духа. Тогда имя Христово нас сможет спасти, когда мы погрузимся (крестимся) в Его имя. Рим.6:2–7 : «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха». Приведенные рассуждения ап. Павла о том, почему христиане не должны грешить, основаны на той главной мысли, что они умерли для греха и воскресли для жизни Божьей, жизни новой. Слова «в обновлённой жизни» как раз таки указывают на новую, вторую жизнь, на возрождение . Как же человек умирает и воскресает, то есть возрождается для обновлённой жизни? В Крещении! Именно Крещение есть «подобие смерти и воскресения Христова», с чем полностью согласны протестанты. Но если так, то верующий умирает для греха и воскресает для Бога в Крещении, а не в покаянии. Ректор ДХУ, Мельничук А.И., на своих лекциях постоянно повторял: «наше спасение – в союзе (то есть единстве) со Христом». Совершенно справедливая мысль, и с этим согласны все – и православные, и протестанты. Но как же мы можем соединиться со Христом? Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010