Ошибочно мнение и тех, которые говорят о бесполезности этого таинства на том основании, что не от всех грехов можно получать прощение, ибо Сам Иисус Христос сказал: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» ( Мф.12:31 ). Если грех против Святого Духа не простится, то, именно, вследствие нераскаянности и очерствелости сердец тех, которые сознательно произносят хулу на Духа Святого; препятствие для прощения этого греха лежит не в Боге или бессилии Церкви, но в самом грешнике, который, вследствие своей очерствелости, противится и не хочет пользоваться благодатью таинства покаяния. Священство есть такое таинство, в котором сообщается власть священства вместе с благодатью, содействующей исполнять соединенные со священством обязанности. Что Иисус Христос установил особых священнослужителей для сохранения и совершения установленных Им благодатных средств, для распространения Его учения, для руководства верующих, это уже доказано, когда говорилось об устройстве христианской Церкви. Здесь мы покажем только, что Иисус Христос установил особое таинство священства для передачи власти священства отдельным лицам. Установление этого таинства Самим Иисусом Христом видно из Слова Божия. На тайной вечери Иисус Христос сделал Апостолов священнослужителями: Он дал им право и возложил на них обязанность совершать то, что Он совершил, именно, святое таинство причащения ( Лк.22:19 ). Далее Он дунул на Апостолов в знак передачи им Святого Духа и сказал: «примите Духа Святого» ( Ин.20:22 ). В книге Деяний Св. Апостолов мы читаем: «Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их» (13:2). Божественное установление священства видно из слов Святого Апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» ( Деян.20:28 ). Из Слова Божия мы видим, что лица, назначенные быть священнослужителями, посвящались через внешние знаки. О дьяконах говорится: «их поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:6 ). О Святых Павле и Варнаве говорится: «возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:3 ). «Рукоположил же им пресвитеров к каждой церкви». ( Деян.14:22 ). Апостол Павел говорит: «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Только для таких наступила эпоха животворящего духа, и душевное начало сменяться духовным. Для других душевная жизнь не осложнилась новым состоянием. Таким образом, рядом с духовным уживается душевное. У христиан оно подчинено пневматическому началу и является просто психическим состоянием человека, живущего в земных реальных условиях. У не христиан душевная жизнь проходит вполне автономно: люди продолжают ходить своими путями ( Деян.14:16 ). Христианством началась пневматическая фаза жизни. Эта фаза индивидуально закончена во Христе и с Ним сокрыта в Боге с тем, чтобы откровение её чрез явление Христа было откровением её и в жизни каждой отдельной личности ( Кол.3:14 ). Таким образом, тайна духа деется в каждой отдельной личности. Пневматическое скрытое состояние каждого христианина. В субъективном отношении оно сокрыто в процессе личной жизни, в объективном в тайниках божественной воли. В земных же условиях течет естественно определенная душевно-духовная жизнь. Христианам оставлена плоть и кровь, которая, однако, будет уничтожена в Божьем Царстве ( 1Кор.15:50 ). Такая оценка естественной жизни, с точки зрения будущей низводит плоть и её культуру в ряд условных ценностей. Часть вторая. Учение апостола Павла о духовном человеке У ног юноши, именуемого Савлом, лежали одежды убийц первомученика Стефана ( Деян.7:58 ). Это был будущий гонитель первенствующей Церкви. Об этом факте так свидетельствовал сам он пред Господом: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его ( Деян.22:1920 ). Наставленный в отеческом законе Савл ревновал по Боге ревностью еврея ( Деян.22:3 ) и потому терзал Христову Церковь , входя в дома и влача мужчин и женщин, чтобы водворять их в темницу ( Деян.8:3 ). С тем же намерением, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, он отправляется в Дамаск. И, вот, великий свет с неба осиял его. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? вопрошала гонимая любовь к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

23 и д.), – Отошел в Антиохию Сирскую (см. прим. к Деян.11:19 и парал.). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Злат.). Отправился: начало нового, третьего апостольского путешествия Павла. – Проходил страну Галатийскую и Фригию: см. прим. к Деян.16:6 . – Целью посещения этих стран было – утверждение в вере и христианской жизни основанных там прежде христианских обществ (ср. Деян.14:21–22 и Деян.16:6 ). О посещении Писидии, Памфилии и Ликаонии, где прежде основаны были Павлом и Варнавой христианские общества (гл. 13–14), не упоминается здесь, по краткости ли рассказа, или потому, что на сей раз Павел не был там. – Кто были спутниками Павла в сем путешествии, также здесь не упоминается, но из дальнейшего видно, что с ним были Тимофей и Ераст ( Деян.19:22 ). Аполлос Александрианин (24–28) 24. Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. 25. Он был наставлен в начатках пути Господня, и горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. 26. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его, и точнее объяснили ему путь Господень. 27. А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия писали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, благодатью много содействовал уверовавшим. 28. Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Некто иудей, именем Аполлос и пр.: Аполлос был сильным деятелем в утверждении христианства, особенно в Коринфе, как видно из первого послания апостола Павла к Коринфянам, и – в этом, вероятно, причина того, что дееписатель, прерывая рассказ о путешествии Павла, сообщает эпизодически сведения о начале деятельности Аполлоса в это время в Эфесе и в Ахаии (ср. ст. 12, 27), – Аполлос (сокращенное имя из Аполлониос, Аполлоний ) был Иудей из Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ангел заградил пасть львам, воспрепятствовал им повредить Даниилу во рве львином ( Дан.6:22 ). Ангел чрез пророка Аввакума доставил пищу пророку Даниилу, когда он был во рву львином ( Дан. 14:34–39 ). Ангел сохранил невредимыми от сильного огня в печи вавилонской трех отроков: Ананию, Азарию, Мисаила ( Дан. 3 гл.). Пророк Захария видел Ангела, просившего Бога о помиловании Иудейского народа и Иерусалима, семьдесят лет бывших под игом вавилонян, и Господь изрек ему слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12–13 ). Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о зачатии Христа и начале нашего спасения ( Лк. 1:26– 25 ). Ангелы несли на лоно Авраама душу нищего Лазаря ( Лк. 16:22 ). Ангел при гробе Господнем утешил жен мироносиц и повелел им возвестить ученикам Господа о Его воскресении ( Мф. 28:1–8 ). По свидетельству Стефана Первомученика и Апостола Павла, чрез Ангелов евреям был дан закон на Синае ( Деян. 7:58 . Гал. 3:19 . Евр. 2:2 ). Ангел привел диакопа Филиппа к евнуху царицы Кандакии для научения о вере во Христа ( Деян. 8:26–40 ). Ангел наставил Корнилия Сотника, что он должен делать для получения спасения ( Деян. 10:1–6 ). Ангел вывел Апостола Петра из темницы ( Деян. 12:1–6 ). Ангел успокоил Апостола Павла во время бурного плавания по морю относительно безопасности этой бури для плывших с ним Деян. 27 гл). Апостол Павел говорит, что все Ангелы суть споспешники спасения людей, что они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). В св. Писании есть не мало примеров почитания св. Ангелов и молитвенного обращения к ним. Однажды патриарх Авраам, сидя при входе в свой шатер, увидал Ангелов в образе мужей, стоявших против него и, пошедши на встречу им, поклонился им до земли ( Быт. 18:2 ). От Авраама два ангела отправились в город Содом, пред воротами которого сидел праведный Лот, и Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли ( Быт. 19:1 ). Пророк Валаам на пути к царю Валаку был остановлен Ангелом: открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге, и преклонился и пал на лице свое ( Чис. 22:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), и от видения в небесном восхищен, о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня. Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предъизбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ты сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень апостол Павел суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ), Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему разсмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце-концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И вот, «когда он шел, и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба»: момент этот просияния внезапного «света с неба» должен был быть и, действительно, был причиной не только изумления, но и ужаса как для Савла, так и для его спутников: «Бывшие со мною, – говорит Ап. Павел, – свет видели и пришли в страх ( Деян.22:9 ); все мы упали на землю» ( Деян.26:14 ). Принимая во внимание, что «просияние внезапного света» было «среди дня», – что «свет, превосходящий солнечное сияние, осиял вдруг Савла и шедших с ним, нельзя не видеть, что чудесное сие событие как для Савла, так и для его спутников было событием объективно-внешним, явлением для зрения настолько и так необыкновенно сильно и поразительно ощутимым, что с восприятием оного Савл и его спутники «упали на землю». Однако, до момента «падения на землю», в явлении чудесного «света с неба» Савл лично увидел больше и сверх того, чем что видели его спутники, ибо он увидел явившегося Господа Иисуса Христа в Его прославленном виде, т. е. в том виде, в котором он явился Ап. Петру, двенадцати ученикам и другим по Своем воскресении, как свидетельствует о сем Ап. Павел, – следовательно, явился Иисус Христос Савлу в очию, – «яве» ( 1Кор.15:4–9 ). Что именно узрение Савлом явившегося ему в «видении» Иисуса Христа нужно полагать до момента «падения его на землю», основанием сему служит то, что, с одной стороны, в дальнейшем течении совершения события Савл уже «лишился зрения от славы света того» ( Деян.22:11 ), и что, с другой стороны, «упавши на землю», он уже только слушал слово – «голос» Господа Иисуса Христа, и сам отвечал Господу ( Деян.9:4–6 ). То обстоятельство, что Савл в «видении» узрел явившегося Господа Иисуса Христа, а равно – что слушал потом слово Его и сам отвечал Ему, было причиной, почему он продолжал лежать на земле, между тем спутники его, вследствие естественно действующего психологического момента – не оставаться беспомощно лежащими на земле, встали и «стояли в оцепенении» 4 от всего того, понятно, необыкновенного события, которое случилось и продолжало быть ими видимо и слышимо, ибо все они не только продолжали видеть необыкновенный – чудесный «свет с неба», но, с момента падения Савла на землю, начали «слышать голос» (τς φωνς), хотя говорившего с Савлом не видели» ( Деян.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.    III. Наконец, замечательнейшие из мест Библии, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа Божеских Лиц. суть следующие:    1) Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаии, которое описал он в 6 главе своей книги. Пророк повествует. что он удостоился однажды видеть Господа (Всевышнего) Саваофа сидящего на престоле высоком и превознесенном во всей своей славе (ст. 1—4), и что тогда же Господь сказал ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего (9—10). Здесь, очевидно, имеется ввиду Бог Отец, который преимущественно был известен в Ветхом Завете и назывался Всевышним и Саваофом. Но святой Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нем (Иоан. 12:40-41), а апостол Павел свидетельствует, что повеление Исаии: пойди к народу сему и скажи..., изрек Дух Святой (Деян. 28:25-27). Как же могло случиться, что видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Святого Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различны как Лица, но суть едино по существу (1 Иоан. 5:7), что у всех Их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование?    2) Изречения Нового Завета, показывающие тождество власти Отца и Сына и Святого Духа. Вот как, например, сносит между собой такого рода изречения святой Василий Великий: »иди в Дамаск, и там тебе сказано будет (Деян. 22:10), он есть Мой избранный сосуд (Деян. 9:15), сказал с небес Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входящему в Дамаск Павлу сказал: брат Савл! прозри,… Бог отцов наших предызбрал тебя; и чтобы не почли этого сказанным о Христе, присовокупил: чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника — Иисуса (Деян. 22:13-14). Да и сам Павел, предавая писанию о своем звании и предызбрании, сказал: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол; а потом наименовал и другое нечто, кроме звания: избранный (αφορισμνος, отделенный) к благовестию Божию (Рим. 1:1). А что отделил его Дух, узнаем это из книги Деяний Апостольских; ибо сказано: когда Апостолы служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13:2). Если же кого Бог Отцов предызбрал, и Сын призвал, того избирает Господь и того же отделяет Дух по полномочию своего естества, то как же допускать различие сущности в Троице, в которой обретается тождество действования?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Вообще сам Павел отличал это первое и главное свое видение Господа от видения в исступлении, которое имел он, когда возвращался в Иерусалим по первом видении на пути в Дамаск ( Деян.22:17–20 ), «и от видения в небесном восхищении», о котором пишет коринфянам ( 2Кор.12:1–4 ). Посему как Господь Иисус, так и сам Павел хотел, чтобы в нем другие видели, как и видели, действительно, очевидца свидетеля Господня, Анания говорит ему в Дамаске: «Бог отец наших предызбрал тебя, чтобы ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его: потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» ( Деян.22:14–15 ). Сам Господь Иисус говорит ему: «на се бо явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, яже видел еси и яже явлю тебе» ( Деян.26:16 ). Посему сии двенадцать избранных апостолов, и особо избранный между ними сосуд Господень, апостол Павел, суть непосредственные свидетели Христовой истины, как самовидцы Христовы и непосредственные свидетели Его учения, как апостол Петр и говорит, что «Бог дал воскресшему Иисусу являться не всему народу, но свидетелям предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть предопределенный от Бога Судия живых и мертвых, как и все пророки свидетельствуют о Нем, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:40–43 ). Сверх того св. апостолы, в особо важных случаях, подвергали некоторые вопросы общему своему рассмотрению и решению, которое опять же приписывали в конце концов Духу Святому ( Деян.15:23–28 ). Следовательно, вот коренной признак истинных апостолов, которые суть несомненные свидетели истины Христовой, – это принадлежность к числу двенадцати избранных апостолов, которых имена записаны в евангелиях и в книге Деяний, к которым причисляется еще особо избранный сосуд Христов, апостол Павел. Кто же не согласен с сими апостолами и их учением, тот не Христов ученик. Тщательно оберегая чистоту Христова евангелия, истинные Христовы апостолы указали своими поступками и писаниями множество лиц и общих начал, несогласных с Христовым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010