Память праведника чтится похвалами,/тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча,/ведь явился ты поистине из пророков славнейшим,/ибо удостоился в струях крестить Проповеданного./Потому за истину пострадав с радостью,/благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти,/подъемлющего грех мира/и подающего нам великую милость. Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродия,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11А, 2А Деяний святых апостол чтение (зачало 33): Деяния святых Апостолов, зачало 33 Во дни оны, якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти, несмь аз, но се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его. Мужие, братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас, боящиися Бога, вам слово спасения Сего послася: Живущии бо во Иерусалиме и князи их сего не разумевше, и гласы пророческия, по вся субботы чтомыя, осудивше Его, исполниша. И ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити Его. Якоже скончаша вся, яже о Нем писана, снемше со Древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых. Иже явися на дни многи совозшедшим с Ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие Его к людем. И мы вам благовествуем обетование, бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам, чадом их, воздвиг Иисуса. В те дни, когда завершал Иоанн поприще своё, он говорил: “За кого вы меня принимаете? Я не тот; но вот, идет за мною Тот, у Кого я недостоин развязать обувь на ногах”. Мужи братья, сыны рода Авраамова и боящиеся Бога между вами: вам послано слово спасения сего. Ибо живущие в Иерусалиме и начальники их, не узнав Его, исполнили и голоса пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его. И не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили все, написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу. Но Бог воздвиг Его из мёртвых. Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, которые ныне свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обещание, данное отцам, его исполнил Бог нам, детям их, воскресив Иисуса. Деян 13:25–32

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Поэтому и отошел юноша с печалью, и лишился жизни вечной, хотя все другие заповеди он как бы исполнил. Главной же заповедью была и остается все-таки любовь к ближнему. Поэтому надо помнить, что в христианстве существуют две основные заповеди - любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим существом, всем разумением, и ближнего своего как самого себя (Ср.: Мф. 22, 37-40; Мк. 12, 28-32; Лк. 10, 25-27). Нет заповедей больших, чем эти. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, и напоминаю вам и себе в наступившие дни Успенского поста, что помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою , - говорит Господь (Ин. 13, 34-35). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь. Будем подражать первым христианам, которые, как я уже говорил, хотя и претерпели страшное гонение: их грабили, отнимали имущество, кровь христианская лилась, но были соединены таким крепким союзом любви, что у них было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). И поэтому они переносили всякие напасти и гонения со стороны языческого мира. Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему. Богу нашему слава во веки! Аминь. О борьбе с искушениями Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Благодарение Господу Богу, дорогие во Христе братия и сестры, что Господь нас хранит, Господь нас любит. Вот уже прошло две недели великопостного поприща, две недели, как мы здесь, на этом святом месте, встречаем свое спасение и приносим покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

С пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа исполнились чаяния и надежды человечества на спасение, и чаемое стало живым словом апостольского благовестия: Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Принявшие Его, приняли Его благодать, окормляемые твердой надеждой на наследие Царства Небесного, обещанного Спасителем: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Царство Небесное, близость которого провозгласил Спаситель, есть зримое торжество Бога над всяким злом, грехом, хаосом и самой смертью через искупительную смерть и воскресение Сына Человеческого. Новый Завет открывает человеку возможность обрести общение с Богом благодаря воплощению и вочеловечению Самого Бога. Власть побеждать злых духов ( Мф. 8:28–34 ), повелевать морям ( Мф. 8:23–27 ), прощать грехи и исцелять ( Мф. 9:1–8 ), воскрешать умерших ( Мф. 9:18–26 ; Лк. 11:17 ) и даровать спасение ( Мк. 7:24–30 ; Лк. 10:25–37 ) – такая власть Господа Иисуса Христа обусловлена тем, что Он Богочеловек. Бог Отец положил Сыну принять Крестную смерть ради всего человечества, дабы Его последующим Воскресением победить зло и смерть, открыв всем людям путь к Жизни Вечной ( Ин. 1:29 ; Мк. 8:31–33; 9:29–31; 10:32–34; 42–45; 14:34–36 ). Принятие крестной смерти за грехи человечества было средоточием Божиего замысла о спасении ( Мф. 21:43 ; Втор. 10:14–15; 4:37; 7:6–7 ; Пс. 59:7; 107:7; 126:2 ; 2Цар. 2:11 ). Идея Креста, то есть таинства Христовой смерти, раз и навсегда явила Божию власть спасать людей от внутренней порабощенности греху: Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Kop. 1:21). Спасение совершается через веру в благодать, которую Христос преподал нам Своим Крестом ( Деян. 15:11 ). Христианин, надеющийся на последнее откровение славы детей Божиих ( Рим. 8:18–39 ), уповает на то, что он будет избавлен от зла и сохранен для Царствия Небесного ( 2Тим. 4:18 ), ибо, будучи оправдан смертью Христа, он будет спасен жизнью во Христе у Небесного Отца ( Рим. 5:9–10 ; Кол. 3:1–4 ). Всякий стремящийся к Нему будет принят Им с радостью: Бог наш Спаситель... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:4–6 ). Итак, смысл надежды в Новом Завете есть обретение Вечной Жизни, Царствия Божия, спасения души. Надежда как нравственная добродетель может быть направлена и на иные цели, в частности при исполнении земных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Также и Дамаск, имя которого значит: пьющий кровь или кровь мешка, будет оставлен милосердием Божиим, как груда соли. Действительно, так как князь его есть царь Арефа, и жители Дамаска хотели убить Павла, так что он был чрез стену спущен в корзине ( Деян.9:25 ; 2Кор.11:32 ), то Дамаску не говорится: Вы есте соль мира, и не называется он тою солью, которая всегда приносится на жертвах, но тою, которая лишилась силы, и о которой пишется в Евангелии: Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни на что не пригодна: ни на землю, ни в место отброса всяких нечистот; а выбрасывают ее вон, чтобы она была попираема людьми ( Мф.5:13 ). Итак, и Моав и Аммон, и Дамаск, которые восстали против богопознания, похулили народ Божий, нанесли ему весьма многие бесчестия и захотели расширить пределы свои на земле Церкви, и овладеть народом Божиим, будут покинуты и разрушены [или: низложены], и оставшиеся от народа Божия, т. е. мужи церковные, наученные Писаниями Господними, разграбят их, и уцелевшие от племени Господня овладеют ими, и это будет [им] за поношение, так как [или: которым] они ругались и величаво хвастались пред Господом Всемогущим. Обрати внимание на кротость, посмотри на милосердие Господа: Он претерпевает бесчестия, подвергается хулениям, Его пределы расхищаются; а что делает Он? Он отсылает к народу Своему тех, о которых мы выше сказали, чтобы [народ] разделил между собою хулителей и обратил их в свою собственность. Ибо для глупого гораздо лучше, чтобы он был в рабстве у мудрого, чтобы его безумие было исправлено мудростью Господа, чем быть предоставленным собственной глупости. Итак, придет и явится над ними Господь Всемогущий, Которого теперь они совершенно не знают и рассеет их учения, т. е. богов их и идолов различных народов, чтобы по ниспровержении кумиров, которых народы создали себе силою своего воображения, сами они обратились к Господу, и чтобы каждый от места своего поклонялся Господу, Которого прежде не знал. Соф.2:12–15 . И вы, Ефиопляне, избиты будете мечом Моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Эта проповедь или слово Божие и есть именно слово благодати ( Деян. 21, 32 ), не звук только, но дух и жизнь ( Ин. 6, 63 ), живое и действенное явление силы ( Еф. 6, 17 ); оно есть то доброе семя, из которого, по слову Самого Спасителя, вырастает царство Божие (Мф. гл. 13); в нём заключается сила божественной истины ( Ин. 8, 30–32 ); в нём заключается сила нравственного очищения ( Ин. 15, 3 ); оно вселяется в людей обильно ( Кол. 3, 16 ) и в известном смысле составляет их действительное, духовное, а не плотское родство со Христом ( Мф. 12, 46–50 ); оно же прежде всего и возрождает их ( Иак. 1, 18 ). Поэтому и верующие называются «возрождёнными не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век; ибо всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава и цвет отпал: но слово Господе пребывает во век; а это и есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет. 1, 23–25 ); лишь постольку христианин и есть христианин, верующий, поскольку он пребывает в слове Божием и слово Божие в нём пребывает ( 1Ин. 2, 14; 1, 10 ), как семя новой возрождённой жизни ( 1Ин. 3, 3 ); короче сказать: оно есть «сила Божия ко спасению всякому верующему» ( Рим. 1, 16 ). б) И где нет этой силы, где нет явления Самого Бога, возвещающего падшему человеку о его спасении, или где нет уже спасённых, продолжающих возвещать то же Евангелие неведущим Его, там нет ни веры во Христа, ни покаяния, ни вообще спасения, там нет и церкви, как благодатного царствия Божия или как общества спасаемых на земле. Все места Священного Писания, в которых говорится об условиях вступления в церковь со стороны самого человека, показывают, что хотя эти условия и коренятся в предшествовавшем явлению Спасителя нравственном состоянии человека, но действительная возможность ко вступлению в это царствие даруется только действием на человека этого явления, т. е. особенной или евангельской благодатью. Евангелие Иоанна более всех других новозаветных книг богато указаниями на эти условия; в нём беседа Спасителя с Никодимом ( Ин. 3, 2–21 ) прежде всего обращает на себя внимание в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

21) Подразумеваемое указание на стратегически важную роль Троады ( Деян. 20:7– 13 ). 22)       Подразумеваемая рискованность мореходства у этих берегов, которая вынудила Павла путешествовать по суше ( Деян. 20:13 ). Правильная последовательность посещённых городов и правильная форма множественного числа среднего рода в названии города Патара ( Деян. 21:1 ). 23) Уместный маршрут через открытое море, проходящий близ южной оконечности острова Кипр и облегчаемый устойчивыми северо-западными ветрами ( Деян. 21:3 ). Соответствующая расстоянию длительность перехода из Птолемаиды в Кесарию ( Деян. 21:8 ). 24) Обряд очищения, характерный для благочестивых иудеев ( Деян. 21:24 ). 25) Верная ссылка на иудейские законы относительно присутствия неевреев в храме ( Деян. 21:28 ). 26) Постоянная дислокация римской когорты в крепости Антония для подавления беспорядков во время праздников ( Деян. 21:31 ). Лестничный марш, которым пользовались воины ( Деян. 21:35 ). 27) Два распространённых способа получения римского гражданства ( Деян. 22:28 ). На трибуна производит впечатление не то, что Павел – гражданин Тарса, а его римское гражданство ( Деян. 22:29 ). 28) Правильные указания на Ананию в качестве первосвященника ( Деян. 23:2 ) и на Феликса в качестве правителя ( Деян. 23:34 ). 29) Указание общеизвестного остановочного пункта на пути в Кесарию ( Деян. 23:31 ). 30) Правильное указание на юрисдикцию Киликии ( Деян. 23:34 ). 31) Верное описание процедуры уголовного разбирательства в провинциях ( Деян. 24:1–9 ). 32) Согласие с Иосифом Флавием относительно имени Porcius Festus ( Деян. 24:27 ). 33) Упоминание права римского гражданина на апелляцию ( Деян. 25:11 ). Юридическая формула de quibus cognoscere volebam ( Деян. 25:18 ). Характерная форма именования императора ( Деян. 25:26 ). 34) Верное указание лучших путей судоходства на тот момент ( Деян. 27:4 ). 35) Употребление обычного соединённого названия «Киликия и Памфилия» для обозначения данного места на побережье ( Деян. 27:5 ). Указание на главный порт, где можно было найти корабль, отправляющийся в Италию ( Деян. 27:5 ). Замечание о типично медленном переходе до Книда курсом против северно-западного ветра ( Деян. 27:7 ). Местоположение Хороших Пристаней и близлежащего города Ласея ( Деян. 27:8 ) и справедливое указание на малую приспособленность Хороших Пристаней для зимовки ( Деян. 27:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Кроме того, в ИПЦ существовали служения «пророков» (Деян 15. 32) и 7 диаконов (Деян 6. 3-6). Сохранилась ли группа из 7 диаконов после казни одного из них (Стефана) и последовавшей за этим 1-й волны гонений или исчезла, неизвестно. Во всяком случае отождествлять этих диаконов со священным чином последующей христ. традиции не вполне правомерно (подробнее см. ст. Диакон ). Состав общины В кн. Деяний приводятся значительные цифры роста численности ИПЦ (ок. 3 тыс. новокрещеных в Деян 2. 41; ок. 5 тыс. уверовавших в Деян 4. 4; неск. тысяч «ревнителей закона» в ИПЦ в Деян 21. 20), достоверность к-рых долгое время оспаривалась. Однако, если принять во внимание, что только постоянное население Иерусалима в ту эпоху могло составлять до 120 тыс. чел., цифры становятся вполне реальными ( Reinhardt. 1995). Состав общины отличался весьма многообразной социальной стратификацией. Помимо галилейских рыбаков в нее входили бывшие домовладельцы (Деян 4. 36-37; 5. 1) средней руки (имевшие слуг) (Деян 12. 12-17), священники Иерусалимского храма (Деян 6. 7), левиты (Деян 4. 36), а также множество женщин (Деян 1. 14; 5. 14; 6. 1; 8. 3; 22. 4). Вероятно, с первых дней существования Церкви в христианство обращались целыми семьями (ср. «крещения домов» в кн. Деяния св. апостолов). Хотя одним из наименований состава ИПЦ могло быть определение «нищие», по свидетельству автора книги, «не было между ними никого нуждающегося» (Деян 4. 34). В этническом отношении ИПЦ также не была единой. Выделялись 2 большие группы - «евреи» и «эллинисты» (Деян 6. 1). В наст. время общепризнано, что это различие относится прежде всего к языку, т. е. указывает на семито- и грекоязычных христиан общины ( Hill. 1992). Рассказ о Пятидесятнице в кн. Деяний показывает, что в общине было множество паломников-евреев из диаспоры. Упоминаются и бывш. язычники (напр., Николай Антиохиец). Общинная жизнь и богослужение Согласно кн. Деяний, члены ИПЦ имели общее имущество и жили как одна большая семья (Деян 2. 44; 4. 32). Желавшие присоединиться к Церкви продавали свои земли и вырученные деньги приносили апостолам (Деян 2. 44-45; 4. 32 - 5. 11). На эти средства, а также за счет пожертвований, к-рые присылали христ. общины диаспоры (Деян 11. 29-30; 12. 25), устраивались ежедневные раздачи необходимого для жизни (Деян 6. 1). Хотя большинство ученых оценивают эти сведения как пример социальной утопии, идея обобществления имущества и ее практическое воплощение были известны в античном мире (см.: Plat. Crit. 110D; Idem. Resp. 3. 22. 416D; 5. 10. 462C, 464D; Idem. Leg. 5. 737C; Philo. Apol. 11. 4-11 (о ессеях); Epict. Diss. 3. 24. 68; Iambl. Pythag. 18. 30; 30. 167 (о пифагорейцах)). Напр., широкое хождение имели такие пословицы, как «У друзей все общее» или «Друзья - одна душа» (см.: Mitchell. 1992). Вероятно, под влиянием эллинистической культуры в Палестине еще в дохрист. эпоху идеал братской жизни нашел воплощение в практике кумранитов (ср.: 1QS 6. 13-23).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Как только на место Феликса заступил Порций Фест, иудеи обратились к нему с просьбой выдать им Павла в Иерусалим для суда. Фест, однако, предложил им прислать своих представителей в Кесарию. Представители явились, но не сумели доказать своих обвинений ( Деян.25:1–8 ). Фест ссориться с иудеями не хотел, а потому спросил Павла, не хочет ли он пойти в Иерусалим добровольно. И тогда апостол, сознавая, что искать справедливости в Палестине бессмысленно, заявил, что, как римский гражданин, он требует императорского суда в Риме ( Деян.25:9–12 ). Это, по крайней мере, делало его недосягаемым для иудейских сикариев, которые преследовали его по пятам в Палестине. Более того, на императорском суде перед ним открывалась новая возможность: проповедовать благую весть перед самой высокопоставленной аудиторией в мире. Однако еще до отправки Павла в Рим Фесту нанесли визит царь Ирод Агриппа II и его сестра Вереника. (Они прибыли из Халкиды, находящейся к северо-востоку от Галилеи, чтобы поприветствовать нового наместника.) Отчасти желая сделать комплимент Агриппе (титулярному царю иудейскому), отчасти желая получше составить рапорт в Рим, Фест предложил им всем послушать защитительную речь узника ( Деян.25:14–22 ). Так Павел выступил перед высокопоставленной аудиторией со своей самой знаменитой апологией ( Деян.25:23–26:23 ). Прослушав ее, Фест решил, что Павел – сумасшедший, а Агриппа надменно спросил, не пытается ли Павел его убедить. Между собой, однако, они согласились, что иудейские обвинения в адрес узника безосновательны, и можно было бы его выпустить, если бы тот сам не апеллировал к императору ( Деян.26:24–32 ). Путешествие в Рим описано в красочных деталях от первого лица множественного числа («мы», «нас»). Поэтому скорее всего мы имеем дело со свидетельством очевидца: Лука лично был на корабле, который увозил Павла и других узников в Италию ( Деян.27:1 ). Судно отплыло из Кесарии в начале осени 60 года н.э., но по дороге попало в шторм и потерпело крушение у берегов Мальты ( Деян.27:9 ). Следующей весной Павла и других пленников посадили на другой корабль, который благополучно прибыл в Путеолы, стоящие в Неапольском заливе ( Деян.28:11–13 ). Вести о его прибытии опережали его, и, когда он приближался к городу по Аппиевой дороге, к нему навстречу вышла делегация римских христиан ( Деян.28:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Даже если подходить к Д. с. а. со строгими критериями исторической достоверности, становится очевиден документальный реализм работы ап. Луки. В Д. с. а. упоминаются 32 страны, 54 города, 9 островов, 95 чел. названы по имени, детально описываются рим. и евр. институты власти, даются точные топографические и хронологические привязки событий и т. п. Так, описание путешествия ап. Павла из Троады в Милет (Деян 20. 13-15) содержит указание основных населенных пунктов на этом пути, хотя происшествий там не случалось. Такие точные описания пути встречаются неоднократно (13. 4; 19. 21-23; 20. 36-38; проблемы выбора дороги - 20. 2-3, 13-15; продолжительность путешествия - 20. 6, 15). В 27-й гл. Д. с. а., несмотря на обилие приемов художественного повествования, содержится детальное описание морского путешествия с использованием специальной терминологии. Точность в описании адм. устройства и институтов власти проявляется в том, что, напр., Филиппы названы «колонией» (16. 12), администрацию к-рой возглавляют преторы (στρατηγο) (16. 20; в синодальном переводе - воеводы). Во главе Фессалоники верно указаны πολιτρχαι (17. 6; в рус. переводе - городские начальники). Дееписатель использует точную терминологию для передачи названий рим. должностей, напр. проконсул называется νθπατος (13. 7-8; 18. 12). Описание первых лет жизни Иерусалимской церкви (прежде всего царившего в ней единодушия и обобществления имущества) (2. 42-47; 4. 32-35; 5. 12-16) после открытия и изучения жизни кумранитов более не может считаться идиллическим. К числу проблем, требующих экзегетических усилий, относятся хронологическая непоследовательность в речи Гамалиила (5. 33-39), расхождения в 3 повествованиях об обращении ап. Павла (9; 22; 26), нек-рые несоответствия в описании жизни и содержании проповеди ап. Павла в его Посланиях и в Д. с. а. Так, неск. отличаются оценка закона Моисеева (ср.: Рим 7. 5, 12, 14 и Деян 15. 10; но ср.: 1 Кор 9. 19-33 и Деян 16. 3; 18. 18; 21. 20-26; 24. 14), решение вопроса об оправдании делами закона (ср.: Рим 3. 28 и Деян 13. 38-39; но ср.: Гал 3. 19-21), естественное богословие (ср.: Рим 1. 18-25 и Деян 17. 22-31), отношение к ветхозаветным праздникам (ср.: Гал 4. 10 и Деян 20. 16) и к обрезанию (ср.: Гал 6. 15 и Деян 16. 3).

http://pravenc.ru/text/171799.html

Противились и злословили: упорное противление иудеев проповеди апостольской дошло до открытого злословия в синагоге; злословили они, вероятно, не только проповедников и их учение, но и проповедуемого ими, т.е. самого Господа Иисуса Христа (ср. Деян.13:45 и прим.). Тогда Павел решился прервать всякие сношения с коринфской синагогой и обратился к коринфским язычникам. – Отрясши одежды свои: то же, что – отрясши прах от ног своих (см. Деян.13:51 и прим.), – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. – Кровь ваша на главах ваших ( Мф.23:35 ; Мф.24:25 и прим.): на вас, на головы ваши обрушатся страшные (кровавые) бедствия, как неминуемое наказание Божие за ваше неверие и упорство, и вы одни виновны в этих бедствиях, вы одни ответственны за них; я чист: я не виновен в этих бедствиях и этом наказании, я проповедовал вам единственный путь, которым вы могли избегнуть этого наказания, – путь евангельской истины, вы не пошли по нему, вы и виновны в этом и ответственны, а не я. Наказание, которым угрожает здесь Павел иудеям, есть вечная погибель, которая олицетворяется как вечная смерть ( Рим.1:32 ; Рим.6:16 ; Рим.6:21 ; Рим.6:23 ; Рим.7:5 ; Рим.7:10 ; Рим.7:13 и др.), а потому чувственно представляется здесь под образом крови (изливающейся), так как в крови душа животного (прим. к Деян.15:20 ). – Отныне, если вы так упорно отвергаете проповедь мою, пойду с этой проповедью к язычникам ( Деян.13:46 и прим.). – И пошел (точнее – перешедши оттуда, т.е. из синагоги прямо), пришел не к какому-либо иудею, даже не к Акиле и Прискилле, а к прозелиту ( Деян.13:16 ; Деян.13:26 и прим.), по имени Иусту. Что он перешел в дом, который находился подле синагоги, а не далее, это вполне соответственно с возбужденным состоянием, в каком находился Павел, и с решительностью его характера, и сообразно с его правилом возбуждать ревность в сродниках своих по плоти ( Рим.11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Злат.). Этот решительный поступок апостола и решительная речь его произвели на многих решительное действие: подготовленные, без сомнения, прежними беседами и действиями Павла, многие уверовали в Господа и крестились. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 и прим.) по имени Крисп, который уверовал в Христа и крещен был самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). В последствии он был епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин. Янв. 4). – Многие из Коринфян: иудеи, прозелиты и язычники, потому что дом прозелита, где теперь пребывал и проповедовал Павел, был доступен для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010