Деян.8:3. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Деян.8:4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.    Убийство Стефана не осталось единичным фактом: оно было началом великого гонения на Церковь во Иерусалиме, продолжавшегося и потом некоторое время, — как долго, в точности неизвестно. Церковное предание сохранило воспоминание, что в тот же день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан (см. Четьи минеи 28 июля). Все, кроме Апостолов, рассеялись, то есть, следуя разрешению Господа (Мф. 10:23), бежали в другие города Иудеи и Самарии. Апостолы же смотрели на святой город, как на место, которое должно было стать средоточием нового Царства Божьего на земле, а потому не считали себя вправе оставить Иерусалим. Погребли Стефана, по-видимому, не христиане, которые не смели бы этого сделать, а «мужи благоговейные» из иудеев, тайно расположенных к христианству, имевшие мужество, подобно Иосифу Аримафейскому и Никодиму в свое время, придти и похоронить тело мученика. Этим мужам благоговейным Дееписатель противополагает фанатичных гонителей христианства, каковым был Савл, входивший в дома и влачивший мужей и жен в темницы. Видимо Савл был орудием синедриона и был уполномочен им на такой образ действий. В этом он сам признается в послании к Галатам (Гал.1:13). Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (Деян. 8:5—13) Деян.8:5. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Деян.8:6. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Деян.8:7. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. Деян.8:8. И была радость великая в том городе. Деян.8:9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Деян.8:10. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. Деян.8:11. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.11:15. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Деян.11:16. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым». Деян.11:17. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?    В объяснении Петр особенно подчеркнул, что язычники получили такой же дар Святого Духа, как и они в день Пятидесятницы и что это есть исполнение обетования Христова, данного пред Вознесением: «а вы будете крещены Духом Святым» (Деян 1:5). Характерно, что, по словам Петра, он только «начал говорить», как уже сошел Дух Святой на слушавших его, что сделало до времени ненужным более полное оглашение уверовавших. Своим рассказом Петр, собственно, не ответил на сделанный ему упрек, что он ходил к необрезанным и ел с ними, но лишь поставил явную волю Божью об этих язычниках, в качестве оправдания своего образа действий.    Если Бог при таких необычайных знамениях принял язычников в Свою Церковь, то разве не мог он, Петр, не обращаться с ними, как с братиями своими, жить у них и есть с ними? — Этот рассказ внес успокоение: слушавшие даже стали славить Бога за милость к язычникам. Эти упреки святому Петру со стороны христиан из Иудеев чрезвычайно характерны. Разве посмели бы они делать ему какие бы то ни было упреки, если бы Господь Иисус Христос поставил его Своим заместителем, «князем над Апостолами» и непогрешимым главой Церкви, как учат римо-католики? Да и стал ли бы Апостол Петр перед ними «оправдываться»? Он просто бы указал на свое полновластие, на свое право поступать, как находит нужным. Распространение христианства вне Палестины (Деян. 11:19—21) Деян.11:19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Деян.11:20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. Деян.11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.    «Гонение не мало принесло пользы проповеди евангельской, — говорит святой Иоанн Златоуст, — если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей». Рассеявшиеся в результате гонения христиане в начале никому не проповедовали евангельского учения, кроме Иудеев, живших за пределами Палестины в Финикии, на о. Кипре и в Антиохии. Но потом, возможно после того, как распространилась повсюду весть об обращении сотника Корнилия, стали благовествовать в Антиохии и «эллинам», то есть язычникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   Действие этого события — излияния Святого Духа на Апостолов и речь Апостола Петра было необыкновенно величественным: к первоначальному малому обществу христианскому «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41), которые приняли святое крещение. Первая христианская община (Деян. 2:42—47) Деян.2:42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Деян.2:43. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Деян.2:44. Все же верующие были вместе и имели всё общее. Деян.2:45. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. Деян.2:46. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, Деян.2:47. хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.    Все вновь крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» — для крещения требовалась только искренняя сердечная вера во Христа и покаяние; научение же новой вере совершалось потом, постепенно — Апостолы научали присоединенных истинам новой для них веры. Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».    Под «преломлением хлеба» обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии — принятие Тела и Крови Христовых. В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7—11), причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа) или «трапезой любви» (Иуд.1:12; 1 Кор. 11:20—34). Под «молитвами» здесь подразумеваются не молитвы в Иерусалимском храме, о чем речь идет ниже, а молитвы собственно-христианского характера по домам. Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.27:21 .  И как долго не ели, то Павел, став по­среди них, сказал: мужи! надлежало по­слушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затрудне­ний и вреда. Деян.27:22 .  Теперь же убеждаю вас ободриться, по­тому что ни одна душа из вас не по­гибнет, а только корабль. Деян.27:23 .  Ибо Ангел Бога, Которому при­надлежу я и Которому служу, явил­ся мне в эту ночь Деян.27:24 .  и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно пред­стать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Деян.27:25 .  Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне ска­за­но. Деян.27:26 .  Нам должно быть выброшен­ными на какой-нибудь остров. «Долго не ели...» – конечно, от страшной качки и от сильного беспокойства за свою судьбу. Недостатка провианта на корабле, по-видимому, не было: на нем еще оставалось довольно пшеницы ( Деян.27:38 ). В минуты всеобщего уныния и отчаяния апостол проливает в души всем отрадный луч надежды – объявлением бывшего ему откровения, что никто не погибнет, только корабль. «Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу» (ср. Рим.1:9 ) – этими выражениями апостол возбуждает доверие слушателей к словам своим, как человека, близкого к Богу и всецело преданного Ему. «Явил­ся мне в сию ночь» – как? во сне или видении наяву (ср. к Деян.25:11 ), не видно из текста. «Тебе должно предстать пред кесаря» – для решения твоего дела ( Деян.25:11, 12 ). Следовательно, апостолу не суждено погибнуть в море, как бы ни была велика опасность. И не только апостолу, а – вместе с ним и ради его – и всем его спутникам будет спасение: «Бог даровал тебе всех плывущих с тобою...» – в силу того же самого Своего милосердия! по которому прежде ради немногих праведников Он высказывал готовность сохранять от погибели целые города ( Быт.18:22–32 ). Для большого удостоверения в безопасности апостол указывает на свою веру откровению Божию, которая действительно не могла не действовать посреди всеобщего отчаяния, и уверенность, что вскоре всем им надлежит быть выброшенными «на какой-нибудь остров».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Риме первоверховный Ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего ( 2Пет.1:14 ), и это вскоре исполнилось. По повелению Нерона, который злился на Ап. Петра за погибель Симона волхва и за обращение любимых жён, Апостол 29 июня в 67 году по Р. X. был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая сим образом смерти показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя. Святой Ап. Павел, называвшийся до Апостольства своего по-Еврейски Савл, был родом Еврей из колена Вениаминова, из знатного Киликийского города Тарса ( Деян.21:39 ), имел право Римского гражданства, данное его предкам ( Деян.22:25–29 ); по закону фарисей ( Флп.3:5 ), Савл тщательно воспитан был в законе отеческом, так что пламенно ревновал по Боге ( Деян.22:3 ). Он имел и внешнюю учёность ( Деян.26:24,17:28 . Тит.1:12 ), знал и ремесло скинотворства ( Деян.18:3 ). Воспитание его вверено было законоучителю Гамалиилу, уважаемому всем народом ( Деян.5:34 ). Но ученик вначале не только не показывал наклонности к христианству, какую имел его благоразумный начальник, напротив пламенная ревность Савла к Иудейству вдыхала ему сильную ненависть против христиан. Ещё в юности своей Савл одобрял убиение архидиакона Стефана и стерёг одежды побивавших его ( Деян. 7:58,8:1,12:29 ). Дыша угрозами и убийством на учеников Господних, Савл терзал Церковь Христову, входя в дома христиан, влача мужчин и женщин и отдавая в темницы ( Деян.8:3 ). Он даже выпросил у синедриона власть преследовать христиан повсюду и связанных приводить в Иерусалим; поручение синедриона исполнял со всем тщанием. Он повествует сам о себе ( Деян.11:1–28,22:3–15,26:9–18 ): «я думал, что мне должно сильно действовать против имени Иисуса Назорея, и я делал это в Иерусалиме. Получив от первосвященников власть, я многих святых (т. е. христиан) заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам многократно мучил их и преследовал их даже и в чужих городах. В сих мыслях (около 35 года по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 22 Речь Павла к народу (1–21). Новое возбуждение народа, допрос Павла тысяченачальником, собрание Синедриона (22–30) Деян.22:1 .  Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед­ вами. «Мужи, братья и отцы!» Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян.7:2 ). «Мое оправдание» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями ( Деян.20:27–28 ). Деян.22:2 .  Услы­шав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: См. Деян.21:40 , прим. Деян.22:3 .  я Иудеянин, родив­шийся в Тарсе Киликийском, воспитан­ный в сем городе при ногах Гамалиила, тщатель­но наставлен­ный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе» (ср. Деян.9:11 и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду «против народа сего» ( Деян.21:28 ). «Воспитанный в сем городе» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства ( ανατεθραμμνος) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом. «При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя ( Деян.5:34 и дал.). Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, «постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу» со стороны Павла (Златоуст, ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из приведенного отрывка мы также узнаем, что основным своим делом Павел считал наставление в вере: он призван не столько крестить, сколько готовить людей к крещению, а новокрещеных укреплять в вере через проповедь. Возможно, именно таким было распределение сфер ответственности между Варнавой и Павлом, выступавшими в тандеме: один крестил, другой проповедовал, поскольку «начальствовал в слове» ( Деян. 14:12 ). Отметим, что на начальной стадии повествования об их совместной деятельности Варнава упоминается первым, а Павел назван своим еврейским именем («Варнава и Савл» в Деян. 11:30; 12:25; 13:1–2:7 ). Однако в дальнейшем первенство переходит к Павлу, и мы читаем о «Павле и бывших при нем» ( Деян. 13:13 ) и о «Павле и Варнаве» ( Деян. 13:43,46,50; 15:2,22:35 ). Лишь иногда Варнава упоминается первым ( Деян. 14:14; 15:12 ), в том числе в окружном письме иерусалимской общины ( Деян. 15:25 ), что может свидетельствовать о сохранявшейся в ней недооценке роли Павла. 2. Путешествие в Иерусалим Рассказ книги Деяний о пребывании Павла и Варнавы в Антиохии включает упоминание о поездке в Иерусалим. Он начинается так: В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла ( Деян. 11:27 30). Далее Лука рассказывает о событиях в Иерусалиме – гонении царя Ирода I Агриппы на христиан; убийстве Иакова, брата Иоаннова; заточении Петра в темницу и его чудесном освобождении; смерти Ирода ( Деян. 12:1–23 ), – после чего возвращается к повествованию о Варнаве и Савле: Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком ( Деян. 12:24–25 ). Русский Синодальный перевод здесь ориентируется на textus receptus, 128 основанный на конкретной группе рукописей. Добавка «в Антиохию», взятая в скобки, довольно поздняя. Однако в некоторых рукописях стоит не «из Иерусалима (ξ Ιερουσαλμ)», а «в Иерусалим (ες Ιερουσαλμ)». 129 При таком чтении получается, что Варнава и Савл берут с собой Марка не из Иерусалима в Антиохию, а из Антиохии в Иерусалим. Тем не менее чтение «из Иерусалима» предпочтительно с точки зрения логики рассказа (в конце 11-й главы Варнава и Савл отряжаются антиохийской общиной в Иерусалим, в конце 12-й они оттуда возвращаются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда Апостолы начали совершать это священнодействие?   С того часа, как сошел обетованный Св. Дух на верующих во Христа и началась на земле Церковь Христова. Ап. Петр произнес первую проповедь, в которой все слушатели призывались покаяться в грехах своих, креститься для прощения грехов и присоединиться к обществу уверовавших, т.е. к Церкви (Деян. 2:38—41). Что нужно для совершения таинства крещения?   Первое, что необходимо для таинства крещения, это — покаяние или раскаяние человека в своей негодной жизни; поэтому-то Апостол и взывал так: «покайтесь, и да крестится каждый» (Деян. 2:38); и в другом месте тот же Апостол говорит: «покайтесь, и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).    Во-вторых, для св. крещения нужна вера в Спасителя и вера в спасение и Его Церковь.     «Кто будет веровать , — сказал Господь, — и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). Поэтому и евнуху Ап. Филипп говорил: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься (Деян. 8:37).    Также и темничному стражу Ап. Павел и Сила сказали: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31), а затем крестили его (Деян. 16:33).    В-третьих, для крещения нужно «обещание доброй совести», обещание нести подвиг добродетели. Поэтому и говорит Ап. Петр, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петр. 3:21). А Ап. Павел пишет: «мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).    В-четвертых, для крещения нужно погружение верующего в воды крещения. Когда Ап. Филипп крестил евнуха, то «сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» Филипп (Деян. 8:38).    В-пятых, священнодействующий должен крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Что происходит в таинстве крещения?   Во-первых, во св. крещении даруется прощение грехов, как говорил Ап. Петр: «да крестится каждый из вас для прощения грехов» (Деян 2:38). Грехи крещающегося человека омываются в воде крещения. Поэтому Ап. Анания говорил призванному Самим Спасителем Павлу: «встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). «Вы, — пишет Ап. Павел к Коринфским христианам, — омылись, осветились, оправдались» (1 Кор. 6:9—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Деян.18:20 .  Когда же они про­сили его по­быть у них долее, он не согласил­ся, Деян.18:21 .  а про­стил­ся с ними, ска­за­в: мне нужно непремен­но про­вести при­ближа­ю­щийся праз­дник в Иерусалиме; к вам же воз­вращусь опять, если будет угодно Богу. И отправил­ся из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.) Обычная проповедь Ап. Павла в синагоге пришлась, по-видимому, по сердцу ефесских иудеев, которые «просили его побыть у них долее», но " «приближающийся праздник в Иерусалиме»«, – вероятно, Пасхи или Пятидесятницы – было «нужно непременно провести» апостолу (почему? неизвестно) «в Иерусалиме», и он не мог исполнить их просьбы, обещая вернуться опять, что и исполнил ( Деян.19:1 ). «Если будет угодно Богу» – ср. Иак.4:13–16 . Деян.18:22 .  Побывав в Кесарии, он при­ходил в Иерусалим, при­вет­с­т­во­вал церковь и отошел в Антиохию. «Побывав в Кесарии», так называемой Стратоновой, приморском городе Палестины, где апостол высадился после переезда через море. Кратковременное пребывание Павла в Иерусалиме, без указания на особенную какую-либо деятельность его в этом городе, объясняется, вероятно, осторожным опасением его, как бы не возбудить излишнего раздражения иудеев, могущего расстроить его дальнейшие планы, как случилось в следующее посещение им Иерусалима ( Деян.21 и дал.). Посему, боясь не смерти и страданий за Христа, а лишения возможности проповедать Слово Божие, он спешит в новое путешествие в языческие страны ( Деян.18 и д.). Апостол направляется прежде всего в «Антиохию» Сирийскую (см. Деян.11:19 ). «Он питал к этому городу особенную любовь – это человеческое чувство: потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения об обрезании» (Златоуст). Деян.18:23 .  И, про­ведя там несколько време­ни, вышел, и про­ходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех уче­ников. Отправился... – начало третьего апостольского путешествия Павла. «Проходил страну Галатийскую и Фригию, – см. к Деян.16:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, апостол Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Раннехристианская проповедь — это и проповедь о Духе Святом; это отличает новозаветную Церковь от наследия Крестителя. Но вместе с тем в ней содержится возможность стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих Апостолов и всех верующих, — исключение, продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17–19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним Апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом. Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28). Впрочем, евангелист Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять то, что они собираются делать (Деян 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, апостол Павел понуждается ( Духом свидетельствовать о Христе (Деян 18:5). Здесь это показывается как соработничество, когда личное произволение и делание Апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого. 3. Апостол Иоанн Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три Послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное”, написанное для общего назидания Церкви 27 как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю и к некой благочестивой (избранной) госпоже. Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: Святой Дух, Дух истины и Утешитель; из них только термин Святой Дух используется в Ветхом Завете 28 . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в писаниях апостола Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010