Как человек глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду… и творю волю пославшего Мя Отца». Но как Бог «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» 542 и «Отец суд весь даде Сынови» 543 . «Поймите, говорит Господь словами сими к Иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того что Я творю, и судить людей. Суд Мой есть суд Отца Моего». «Итак, (говорит на это место св. Иоанн Златоуст : стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельного от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд тем и другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйся (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь Иудеи считали его простым человеком». Ин.5:31 . Аще аз свидетельствую о мне, свидетельство мое несть истинно: Ин.5:32 . Ин есть свидетельствуяй о мне: и вем, яко истинно есть свидетельство, еже свидетельствует о мне: Памятуя то, что сказал Златоуст в только что приведенном месте, мы опять усматриваем, что Господь опять намеренно отделяет в Себе Богочеловеке, человека от Бога. Он указывает Иудеям, что Он не требует, чтобы Иудеи поверили, что Он послан от Бога только на основании Его свидетельства: но «дела яже аз творю» и свидетельства Бога Отца должны были бы убедить Иудеев, что перед ними Бог, а не человек. Переходя к ст. 32-му, мы должны указать, что хотя некоторые считали, что слово Ин и Он 544 относится к Иоанну Крестителю, но русский Синодальный перевод наш 545 , начертывая слово Он (32-го стиха) прописной буквой, указывает, что свидетельство, о котором говорит Господь, есть свидетельство Отца. «Трех свидетелей приводит Господь истинности Своих слов: дела, Им совершенные, свидетельство Отца и проповедь Иоанна» 546 . В подтверждение мысли, что ст. 32 относится к высшему свидетельству Божию, надо указать, что Господь в ст. 34-м говорит о свидетельстве Иоаннове: «Аз же не от человека свидетельства приемлю», здесь же, в ст. 32 Господь глаголет: «Есть другой свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует о Мне». А принимая это свидетельство, Господь сим указует, что это свидетельство Отца, о котором Он глаголет. Знаю, еще говорит Господь ιδα, scio, вем как Бог, и это знание выше вашего человеческого разумения 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Господа " Омовение Ног " Описания иконы Описание иконы Омовение Ног ОМОВЕНИЕ НОГ Омовение ног - описанное в Евангелии омовенение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерией. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских деноминаций. Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: ОМОВЕНИЕ НОГ АПОСТОЛАМ Византийские мозаики начало XI века. Греция. Монастырь Осиос Лукас (греч. σιος Λουκς). Апостол Андрей справа, устремленный ко Христу, омывающему ноги брату его Файл 15829.jpg:   Размер: 1387x831, 1.15 MPix, 542 Kb. Дата: 2012-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (298) , (11) . Описание: Омовение ног. Из праздничного чина иконостаса. 1520 - 1530-е годы. Псков. 76,1 х 53,4 х 3,7 см. Дерево (сосна), неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера. Музей русских икон, Москва. Файл 29629.jpg:   Размер: 515x737, 0.38 MPix, 176 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (0) . Описание: Омовение ног. XVI в. Россия. Дерево, темпера. Оклад - серебро, басма, золочение, оброн, эмаль. 73 х 70 см. Главный иконостас Софийского собора в Новгороде. Файл 29631.jpg:   Размер: 1430x1500, 2.15 MPix, 909 Kb. Дата: 2017-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (104) , (0) . Описание: Fußwaschung Christi. Relieftafel. Verbale Datierung: 10./11. Jahrhundert. Entstehungsort stilistisch: Konstantinopel. Elfenbein. Höhe: 16 cm. Breite: 13,7 cm. Tiefe: 1,1 cm. Museum für Byzantinische Kunst, Berlin Файл 35145.jpg:   Размер: 643x738, 0.47 MPix, 159 Kb. Дата: 2020-11-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (41) , (0) .

http://pravicon.com/icon-408

Когда мы переживаем какие-то искушения, мы должны понять, что Бог никого не искушает, в смысле – Он никого не подставляет! Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). Как пророк Божий, Авраам говорит правду. Он говорит: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Хотя как человек – он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Есть что-то знаменательное в этом 5м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: Останьтесь вы здесь с ослом . Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Останьтесь вы здесь с ослом – то есть у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский храм. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом ? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Быт. 16, 12). Архиепископ Арльский Цезарий (470–542 н.э.) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. Осел – обозначение синагоги» . В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь,– Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Мф.14:20 .  И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; (Ср. Мк.6:42–43 ; Лк.9:17 ; Ин.6:12–13 ). Первое предложение стиха Матфея буквально сходно с Мк.6:42 ; у Лк.9:17 переставлено слово «все»: «и ели, и насытились все». Иоанн дополняет: «когда насытились, то сказал (говорит) ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». Этого последнего повеления, которое косвенно свидетельствует о действительности чуда, потому что при вымысле показалось бы странным, нет у других евангелистов. Но все они согласно говорят, что кусков собрано было 12 коробов (у Марка, кроме кусков хлеба, говорится и об остатках рыбы). «Тем (т.е. умножением хлебов) чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было» (свт. Иоанн Златоуст ). На вопрос, откуда взялись эти «короба» ( κφινοι), отвечают, что они были обыкновенной принадлежностью иудеев. О них говорит даже Ювенал (Saturae, III, 14 и VI, 542: judaeis, quorum cophinus foenumque supellet). Иудеи часто пользовались ими во время путешествий. Впрочем, в настоящем случае коробов, по-видимому, было немного в сравнении с числом собравшихся. То, что в них было взято, было, вероятно, израсходовано на пути, и короба были уже пусты. Так как число коробов – 12, то, может быть, они принадлежали только апостолам. Мф.14:21 .  а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. (Ср. Мк.6:44 ; Лк.9:14 ; Ин.6:10 ). Лука и Иоанн сказали об этом раньше. У Марка просто «около пяти тысяч мужей», у Матфея – «около пяти тысяч человек» (мужей, νδρες), «кроме женщин и детей». Ориген эту речь Матфея считает «двусмысленной» ( μφβολον), потому что неизвестно, было ли при насыщении только пять тысяч мужей и не было ни одной женщины, и ни одного ребенка, или же что было пять тысяч мужей, не считая женщин и детей. Некоторые, по Оригену , так и толковали это место, что ни женщин, ни детей совсем не было при умножении пяти хлебов и двух рыб. Но если женщин и детей совсем не было, то зачем евангелисту нужно было присоединять эту прибавку? Он мог бы выразиться так же, как и другие евангелисты, которые ни о женщинах, ни о детях не упоминают. Нельзя согласиться с мнением, что у Матфея преувеличение, потому что чудо само по себе не представляется еще более великим, если среди собравшихся мужчин были еще женщины и дети. То, что последние были, Цан считает «самопонятным», потому что при таком большом числе мужчин, которые собрались преимущественно для того, чтобы получить исцеление, могли находиться и женщины, и дети. Сосчитаны были только мужчины. Женщин и детей было, вероятно, немного, и на них не обратили внимания при счете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не трудно угадать, кто и каков был этот дух. Он самый изображается в книге Иова, обходящим всю вселенную и являющимся пред Господа, дабы клеветать на праведников Его 542 . Он-то проникает иногда в будущее и делает предсказания для обольщения людей, как, напр., при истукане в доме Михи 543 , или у Аэндорской волшебницы 544 , или в Филиппах – устами вещей служанки 545 , или, наконец, при капищах языческих. Это – дух тьмы, преображающийся иногда в ангела света и воздвигающий пророков и сновидцев, которые говорят языком истины и творят даже знамения и чудеса для искушения людей 546 . Неудивительно, что и пророки Ахава, на вопрос его: – «идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет?» – отвечают ему, как бы, от имени Господня: «иди, Господь предаст его в руки царя» 547 . Наконец, что касается религиозного культа, которому служили пророки Ахава, то это уже вопрос второстепенный. Были ли они те четыреста Вааловы или Астартины пророки дубравные, о которых говорилось выше 548 , или же это были служители тельцов Иеровоама, мнившие под сим нечистым образом служить самому Иегове? И то, и другое мнение может быть принято, хотя последнее имеет больше вероятностей; ибо, едва ли Ахав, зная правоверие Иосафата, решился бы представить ему ненавистных служителей Вааловых, и, едва ли бы эти последние нашли нужным говорить не от имени своего бога, а от имени Иеговы. Ст. 7. …И сказал Иосафат: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?.. Иосафат, конечно, знал прежде, кто такие были пророки Ахавовы, но, по деликатности перед ним, не хотел прямо высказать, что этих пророков он не считает истинными и потому ставит ни во что все их предсказания. Должно быть, небезызвестно было Иосафату и о том, что какой-то человек Божий и в немилости, и в гонении у Ахава за неблагоприятные предсказания. И потому, делая вид, что хлопочет только о наиболее верном и полном разумении воли Божией, Иосафат косвенно дает заметить Ахаву, что он не всех собрал пророков в своем государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: «Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро ( 2Пар.24, 22 ). 538 Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? «Варахия» на нашем языке значит: «благословенный Господа», а имя священника «Иойад» – «праведность», в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: «сына Варахии» слова: «сына Иойада». Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. – Скажем кратко 539 о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, – как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его» ( Пс.23, 3 ). А когда он описал многих, которым предстоит 540 взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» ( Пс.23, 6 ). И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: «род правых благословится» ( Пс.111, 2 ). О злых же говорится как в настоящем месте: «Род ядовитых змей» и: «Взыщется все с этого рода». Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов», [и тогда] «Я не прощу грехов земли той» ( Иез.14, 14 ); 541 оно 542 хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отвечаю: каждая тварь причастна божественной благости так, чтобы сообщать имеемое ею благо другим, поскольку сама природа блага такова, что оно сообщимо другим. Поэтому даже телесные действователи, насколько могут, сообщают свою причастность другим. И чем больше действователь утвержден в божественной благости, тем больше он стремится, насколько может, сообщать ее совершенства другим. В связи с этим святой Петр и говорит тем, кто по благодати причастен божественной благости: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Петр. 4, 10 ). Поэтому тем более святые ангелы, наслаждающиеся полнотой своего участия в божественной благости, сообщают ее тем, кто находится ниже них. Однако этот дар обретается низшими ангелами не в той превосходной степени, в какой [сообщается им] высшими, и потому высшие ангелы всегда сохраняют свой высший порядок и обладают более совершенным знанием, что подобно тому как и учитель знает то, чему обучает, лучше, чем обучаемый. Ответ на возражение 1. О знании высших ангелов говорится как об универсальном постольку поскольку им присущ наиболее возвышенный модус познания. Ответ на возражение 2. Слова Мастера должно понимать не в том смысле, что будто бы низшие ангелы вообще не были осведомлены о таинстве Воплощения, а в том, что их знания об этом не были столь полны, как знания высших ангелов, и потому восполнение этих знаний происходило уже после того, как таинство было исполнено. Ответ на возражение 3. Иные из вещей, связанных с мирскими делами, и в первую очередь – со спасением святых, Бог будет открывать высшим ангелам вплоть до Судного дня. Следовательно, у высшего ангела всегда найдется, что сообщить низшему. 542 В каноническом переводе: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия... открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге». 548 В каноническом переводе: «Моисей сказал: «Покажите мне славу Твою!», -и сказал Господь Моисею: «Я проведу пред тобою всю славу Мою " ».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Отрывок из книги, описывающий пророчество Иезекиииля показывает, что предсказывалось на этот раз. ПАСТОР РАССЕЛЛ УМЕР — НО ВНОВЬ ГОВОРИТ Иез. 24:25-26 . А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украшение славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, — в тот день придет к тебе спасшийся, оттуда, чтобы подать весть в уши твои. В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Расселла, чтобы познать, что означает падение «христианства». Но в книге также предсказывались грандиозные события на 1920 год. Гигантские революции, которые должны были начаться в 191.8 году, достигнут в этом году кульминации, и в результате всякое упорядоченное правительство исчезнет: 258 Разгаданная тайна Отк. 16 Отк. 14:17-20 ; Иер. 8:14 ; Ис. 51:17-29 ; Иер. 25:26-28 ; Отк. 18:6 . Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его (вина от лозы земной). Отк. 16:20а. И всякий остров убежал. Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Отк. 16:206 . И гор не стало. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия. На с. 542 приводится объяснение Иез. 35:15: Иез. 35:15 . Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, — и узнают, что Я — Господь. Когда все вероотступники христианства, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию разрушения, которое достанется христианству после 1918 года, Бог так же поступит и с победным революционным движением; оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года (см. Отк. 11:7-13 ). «Мировая всепоглощающая анархия осенью 1920 года». Несмотря на эти грозные, тревожащие слова и убежденность этих заявлений, ничего подобного не произошло, так же, как прошли 1914й, 1918й и 1920й годы, но предсказанного «всплеска бедствий» в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

По их мнению, никто не должен прославляться за дары и чудеса Божии, а всякий только за собственные добродетели, которые требуют деятельности ума и усильного старания. Ибо весьма часто, как выше сказано, люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса. Когда апостолы, указывая на этих людей, говорили: Наставник, мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами (Лк 9, 49), то хотя в том случае Христос сказал: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (Там же, 50); однако, когда эти многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?, тогда Он даст им, как Сам свидетельствует, такой ответ: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7, 22, 23). Даже и тем, которым за святость жизни Сам Он даровал эту славу знамений и чудес, не позволяет превозноситься ими. 542// Однако тому не радуйтесь, говорит Он, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20). глава 7 Сила дарований состоит не в чудесах, а в смирении Наконец, Творец знамений и чудес, призывая учеников к принятию Своего учения, ясно показывает, чему особенно должны научиться от Него истинные Его последователи. Придите, говорит Он, и научитесь от Меня не тому, чтобы небесной властью изгонять демонов, очищать прокаженных, давать зрение слепым, воскрешать мертвых; ибо хотя Я творю и эти чудеса через некоторых рабов Моих, но человек не должен хвалиться ими; слуга и раб не может иметь никакой части той славы, которая принадлежит одному Божеству. Вы же, говорит Господь, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 28, 29). Ибо этим добродетелям вообще все могут учиться и приобретать их; совершение же знамений и чудес не всегда необходимо и не для всех доступно. Смирение есть наставник всех добродетелей; оно есть крепчайшее основание небесного здания; оно есть собственный и великий дар Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

По этой же причине блаженный Августин пишет: «Есть лишь одна истинная свобода – свобода блаженных и тех, кто прилепляется к Божественному закону» 536 . Это – продолжение учения Христа: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин. 8:31 ). «Свобода есть воля разумной души, готовой устремиться к своему предмету», – говорит блаженный Диадох Фотики йский 537 . Это была свобода, которой обладал Адам в раю. Его воля осуществляла свою естественную цель, которая состояла в том, чтобы стремиться к лучшему 538 , и непроизвольно тянулась к добру, ничем не смущаясь 539 . Зная истинное благо и не желая знать ничего, кроме него, человек стремился к нему без колебаний, он не взвешивал добро и зло, за и против, лучшее и менее хорошее. Зная, в чем подлинное благо, и абсолютно отвергая зло, он не делал выбора в обычном понимании этого слова, не рассматривал множество возможностей, не принимал решения: он тянулся к благу непроизвольно, реализуя через такое распоряжение собственной свободой подобие Божественному первообразу, ибо, учит преподобный Иоанн Дамаскин , «следует знать, что в Боге мы говорим о намерении, но не о выборе в собственном смысле. Бог не обдумывает. Ведь обдумывать свойственно неведению, и когда знают, не обдумывают» 540 . К Адаму в его безгрешном состоянии можно было приложить слова пророка Исаии: Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Ис. 7:15–16 ). Адам был сотворен Богом для обожения, поэтому он стремился к благу непроизвольно. Он удерживался на этом пути свободно, так как, помимо возможности «пребывать во благе и возрастать в нем с помощью Божественной благодати», у него была возможность «оставить благо, уйти ко злу, отделившись от Бога путем обдуманного выбора» 541 , «он был способен уступить натиску сатаны или не уступить и имел такую возможность» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010