Это учение о посте, а вот и примеры поста. V. Сам Спаситель наш постился сорок дней и сорок ночей, и искусителю сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:2–4 ; Мк.1:13 ; Лк.4:4 ). VI. Об апостолах говорится: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла, на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ); «рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу» ( Деян.14:23 ). VII. Св. Анна пророчица, вдова 84 лет, не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:36–37 ). VIII. Св. ап. Павел, в начале обращения своего, три дня не ел и не пил ( Деян.9:9 ); и вообще – о пощениях своих неоднократно говорит в посланиях своих. Кроме этих примеров можно бы указать и другие в новом завете, доказывающие, что в новом завете есть заповедь о посте, и она исполнялась в самые первые времена христианства. Но и приведенных указаний достаточно для наших целей. (Из кн. «Догмат о св. пост.» по Стефану Яворскому , изд. 2. стр. 7 и др.). б) Польза постов, по учению слова Божия. Первая польза, происходящая от поста, есть обуздание плоти. А это весьма радует Бога, Которому угодно, чтобы мы распинали грехолюбивую плоть свою со страстями и похотями. Об этом говорит св. ап. Павел: умерщвляю тело мое и порабощаю (т. е. духу). Обуздание св. постом плоти есть дело, по истине, весьма полезное, – ибо как, если стремление коня бывает необузданно, всадник несется на нем, куда тот желает, и носимый безпутным стремлением его впадает в ров или погибельную пропасть: так и для тех, которые имеют необузданную плоть, у которых нет правила, от пути лукавого уклоняющего и на путь правый наставляющего, открыты врата на всякое беззаконие. Вторая польза, происходящая от св. поста, заключается в том, что он делает душу способною к молитве и небесному мудрствованию. Моисей предуготовал душу свою постом прежде, чем дерзнул приступить к Богу, беседовать с Ним и принять от Него богоначертанные скрижали закона ( Исх.34 ). Илия сорок дней постился прежде, чем сподобился, на горе Хориве, видеть Бога во гласе хлада или света тонка ( 3Цар.19 ). Даниил трехнедельным постом приготовился к видению и разумению откровений Божиих ( Дан.10 ). Пост есть как бы лествица, возводящая умна небо, – есть как бы крылья, которыми душа возлетает к Богу, к богомыслию и горнему мудрствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

25 Это слово может получить различное значение в зависимости от того, к чему отнесено: 1) осторожно может значить: бережно, почтительно, не причиняя вреда и насилия, хотя такой смысл может казаться странным в применении к злобным врагам и грубым воинам; 2) осторожно может значить: внимательно, крепко, с молчаливым намеком на всю трудность Его удержать и, может быть, заранее торжествующую иронию этой попытки сделать это внешней силой. 26 К этому можно присоединить еще и другое предположение. Оно остроумно и убедительно развивается митр. Антонием в его небольшом очерке «Целование Иуды». По закону Моисееву, в случае обвинения в религиозном преступлении, угрожающем смертью , «рука свидетелей должна быть на нем прежде (всех), чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ) Иуда, выступая в качестве такого свидетеля, должен был исполнить этот закон, ибо без этого Иисус не мог быть взят, но он его исполнил, – конечно, коварно, – в виде дружеского приветствия. 27 Εταρος есть, конечно, иное чем φλος (личный друг, возлюбленный) и обозначает скорее: член одного содружества (гетерии), общины, собрат, содружник. 28 Ср. торжественное именование Сыном Человеческим в речи о Страшном Суде: «когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ..... и тогда скажет Царь» и т. д. ( Мф. 25: 31–34 ). 31 Рассказ у Мф. о покупке на сребреники земли горшечника для погребения странников ( Мф.27:6–10 ) сопровождается ссылкой на пророчество Иеремии ( Иер. 32:9 ), которое соединено здесь с Зах. ( Зах. 11:12–13 ). (Эта ссылка представляет пример неточности и вольности в истолковании, которые встречаются иногда у новозаветных писателей при пользовании их В. 3.). В Деян. ( Деян. 1:16–20 ) мы имеем в речи ап. Петра пред избранием двенадцатого апостола, вместо Иуды, стилизованный о отступающий от Мф. рассказ об его смерти. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего, но приобрел землю неправедной мздой, и когда низринулся, расселось чрево его, выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть, «цена крови». Очевидно, приобретение земли неправедной мздою, по сопоставлении с евангельскими рассказами, можно понимать только в смысле переносном, т. е. что тот именно участок, на котором повесился Иуда, и был куплен для кладбища на сребреники (точнее, они вошли в состав этой суммы, конечно, превосходившей значительно 30 сребреников). Далее в речи Петра сказано, что Иуда отпал от жребия его служения и апостольства τονπονττ: апостольского служения, «чтобы идти в место свое δυονν» ( Деян. 1:25 ) Это выражение в «место свое» является осторожным в неопределенности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Удовлетворявших этим условиям оказалось двое: «Иосиф», называемый «Варсавою», который прозван «Иустом», и «Матфей». Оба они неизвестны в евангельской истории. Есть предположение, что они были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного Апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Таким образом в избрании нового Апостола совершилось двоякое действие — человеческое и Божественное: Апостолы со всем обществом верующих избирают двух, Господь, по молитве их, указывает одного.     «Ты, Господи, Сердцеведец всех…» — так обратились они в молитве к Господу: Господь Сердцеведец, знающий душу каждого человека, знал, кто из двух более способен понести возлагаемое на него служение. Определение по жребию есть установление ветхозаветное и в решении дел по жребию видели действие Самого Бога (см. Лев. 16:8и д.; Числ. 17:1 и д.; Числ. 34:13; Нав.14:2; 1 Цар. 14:42).    Писались обычно имена на листках; листки вкладывались в сосуд, встряхивались, и чей жребий первый вынимался из сосуда, тот и считался избранным.     «И выпал жребий Матфию» — в этом увидели волю Божию, «и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». Святой Матфей проповедовал потом Евангелие во Иудее и Эфиопии и был побит камнями во Иерусалиме по приговору первосвященника Анана, особенного ненавистника христиан. Память его празднуется 9(22) августа. Другой кандидат Иосиф, он же Иуст, был после епископом Елевферополя в Иудее и тоже окончил свою жизнь мученической смертью. Память его 30 октября (12 ноября н.ст). Глава вторая Сошествие святого духа на апостолов в день пятидесятницы и недоумение народа (стихи 1—13). Речь апостола Петра и ее действие на слушателей (стихи 14—42). Религиозно-нравственное состояние первой христианской общины в Иерусалиме (стихи 43—47). Сошествие Святого Духа (Деян. 2:1—13) Деян.2:1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Деян.2:2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

в) призвания Божия: «Бог... призвавший меня благодатию Своею» ( Гал. 1:15 ). г) оправдания: «дар благодати – к оправданию от многих преступлений» ( Рим. 5:16 ). «Оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:7 ); д) веры: " Павел, прибыв... в Ахаию, благодатию много содействовал уверовавшим» ( Деян. 18:27 ). е) искупления и оставления грехов: «во Христе мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:7 ). ж) утешения и надежды: «Бог... давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца» ( 2Сол. 2:16, 17 ). Благодать необходима для служения Богу: «будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 12:28 ). Верующие а) суть под благодатию: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» ( Рим. 6:14 ). б) получают благодать от Иисуса Христа: «от полноты Его все мы приняли... благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ); в) богаты дарами благодати: «великая благодать была на всех уверовавших» ( Деян. 3:33 ). – «Бог... силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы... были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор. 9:8 ). г) укрепляются в благодати: «хорошо благодатию укреплять сердца» ( Евр. 13:9 ). «Итак укрепляйся, сын мой, во благодати Христом Иисусом» ( 2Тим. 2:1 ). д) возрастают в благодати: «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 3:18 ). – «Каждому... из нас дана благодать... дабы мы... истинною любовию все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:7, 14, 15 ). е) пребывают в благодати: «Павел и Варнава... беседуя с... обращенными из язычников, убеждали их пребывать в благодати Божией» ( Деян. 13:43 ). Слова верующих должны проникаться благодатию: «Слово ваше да будет всегда с благодатию» ( Кол. 4:6 ). Благодать даруется особенно а) смиренным: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Притч. 3:34 ; Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Деян. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 59 И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего ( Деян. 7:55–60 ). Так сочетается в писаниях св. Луки – Евангелии и Деяниях Апостолов – труд культурного, язычески образованного писателя, добросовестного исследователя и в то же время сведущего в библейской традиции, уверовавшего ученика, апостола, евангелиста и первого церковного историка. 591 Об этом кратко, а также библиография см.: Мень А., прот. Аргафы.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 34–5. 592 В Brown R. P. 107–11 говорится о трех фазах формирования Евангелий, которые хронологически соответствуют трем третям I века: 1) Проповедь Самого Иисуса (1-я треть I века); 2) Устная апостольская проповедь (2-я треть); 3) Написание Евангелий (последняя треть). 594 В Малой Азии (Приена, Priene) обнаружена надпись на календаре 9-го года до Р.Х., возвещающая о рождении Августа как радостную весть для всего мира: ?негсеп de t%=ko/sm% tw=n di )au)ton eu)aggeli/wn h(gene/qlioj h(me/ra. tou=qeou==«Рождение бога стало для мира началом радостной вести, которая была провозглашена ради него». – См. Kummel W.G. P. 35. 595 Подобные цитаты можно найти почти исключительно у Исайи, а точнее, в подавляющем большинстве случаев у Девтероисайи, весть которого в условиях заканчивающегося Вавилонского плена действительно звучала как никогда радостно. Это еще одно объяснение (хотя и не единственное), почему Исайю называют ветхозаветным евангелистом. 596 Эта строчка псалма стала прокимном на православной Утрене в праздник Благовещения (то же слово eu)agge/lion, переведенное на славянский язык лишь с другим окончанием, чем «Благовестие») Пресвятой Богордицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Духа, понимаемого в смысле происхождения, могут быть сделаны из факта ниспослания Св. Духа от Отца Христом, – за или против filioque это можно истолковать? Схоластические призраки мнимого догмата заслонили в глазах богословов всю великую силу события, которому равно по силе лишь Рождество Христово. 5. Дары Пятидесятницы А). Сошествие Св. Духа. Сошествие Св. Духа дало «ученикам и апостолам», а через них и всей Церкви ведение Богочеловечества. Содержание апостольской проповеди относится ко Христу распятому ( Деян. 2, 33 ). Вся Книга Деяний есть торжественный и победный гимн о Воскресении 334 и проникнута торжествующей радостью о Снятом Духе (почему, естественно, она читается в Церкви в светлые дни Пятидесятницы). Новое чувство Церкви, как жизни во Христе Духом Святым, единства в любви церковной, родилось в мире кафолическое чувство церковного единства, во исполнение таинственной заповеди Христовой: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга». И мы сразу же имеем перед собой факт этой новой жизни в соборности тела церковною, которая рождается одновременно с апостольской проповедью, как первый и основной дар Духа Св. органическое, онтологическое многоединство. Крестившиеся под влиянием первой проповеди Петра (до 3000) «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2, 42 ), и «все верующие были вместе и имели все общее» (2, 44) (до общения в имуществе включительно). «У множества верующих было одно сердце и одна душа, и никто из своего имения не называл своим, но было все общее... и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося» (4, 32 –34). (Поэтому-то попытка утаить часть денег от проданного имущества Анании и Сапфиры рассматривается Петром как мысль «солгать Духу Св.», Деян. 5, 3–9 .) Эта кафоличность, соответствующая и заповеди Христовой: «шедше научите вся языки», свидетельствуется и символическим чудом (как бы его ни уразумевать в его совершении) проповеди, понятной на всех языках, в противоположность вавилонскому смешению языков как разрушению кафоличности: «и исполнились все Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Заботясь об их спасении, она самой себе приготовляет спасение. Жена, говорит Апостол, спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2:15 ), и если упражнением в сих добродетелях будет служить примером для детей, ибо не одним словом, но наипаче жизнью благочестивою и добродетельною матери семейства должны назидать своих чад. Не всякая из них обладает даром учительства, но всякая может послужить спасению своих чад ревностью к исполнению заповедей Христовых. Да поможет им Господь Иисус в этом святом деле своею благодатью. Источник благодатных даров и раздаятели их Поучение в неделю расслабленного и в праздник перенесения св. мощей святителя Николая. 9-го мая Рече Петр Енею: Енее, исцеляет тя Иисус Христос; востани с постели твоея. И абие воста ( Деян. 9:34 ). В сегодняшних чтениях Евангельском и апостольском содержатся повествования об исцелении двух расслабленных. В Евангельском чтении идет речь о расслабленном, который исцелен непосредственно Самим Иисусом Христом при силоамском водоеме после тридцати осми годов его болезни. В апостольском чтении идет речь о другом расслабленном – Енее, который восемь лет лежал в постели без движения, и исцелен апостолом Петром. То и другое чудо совершено словом: востани; но разность в том, что Христос исцелил расслабленного единственно своею всемогущею силою, а Петр – силою и именем Иисуса Христа: Енее, исцеляет тя Иисус Христос. Подобное он сказал, исцеляя хромого от чрева матери его, которого носили и сажали при дверях Иерусалимского храма: во имя Иисуса Христа Назорее востани и ходи ( Деян. 3:6 ). Разъясняя народу, сбежавшемуся посмотреть на исцеленного хромого, значение этого чуда, Петр от своего лица и от лица бывшего с ним апостола Ион., сказал зрителям: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что хромой ходит? Нет, ради веры во имя Христа, имя Его укрепило хромого, которого вы видите и знаете» ( Деян. 3:12,16 ). Вообще все чудеса, совершенные и совершаемые людьми, совершались и совершаются не собственною их силою, но вообще силою Божиею и в частности силою второго лица Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Наименьший из апостолов Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. 10 июля, 2014 Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. В Новом Завете — 27 книг. Половина из них написана одним человеком. Большую часть богослужебного года именно его творения читаются в храмах во время Божественной литургии. Имя этого человека — апостол Павел. Он называл себя наименьшим из апостолов, и недостойным называться апостолом, потому что гнал церковь Божию (ср.: 1 Кор. 15, 9). И подробно объяснял в своих посланиях к христианам разных малоазийских церквей, почему так случилось, упоминал важные факты своей биографии. Сегодня мы начнем разговор о посланиях святого апостола Павла, но вначале вспомним о его жизни. По дороге в Дамаск Жизнь апостола Павла можно условно разделить на две части: жизнь до встречи с Богом и жизнь после. А привел ко Христу гонителя христиан путь из Иерусалима в Дамаск, который стал для будущего апостола язычников переломным моментом. Но предоставим слово ему самому. Святой апостол Павел называет себя Иудеянином, родившиймся в Тарсе Киликийском, воспитанным в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленном в отеческом законе, ревнителем по Боге (ср.: Деян. 22, 3). Во времена апостола Павла Тарс был процветающим городом, столицей обширной области. Вероятно, именно там будущий благовестник получил первоначальное образование, которое продолжил затем в Иерусалиме. Он называет своим наставником известного еврейского законоучителя Гамалиила. На авторитет, которым пользовался Гамалиил среди иудеев, указывает книга Деяний, называющая его законоучителем, уважаемым всем народом (ср.: Деян. 5, 34). Именно он произносит речь в защиту апостолов, представших перед синедрионом, в которой увещевает своих собратьев: если христианство — это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5, 38–39). Но ученик мудрого Гамалиила сначала предпочел не следовать совету учителя. Почему тот, кто в церковном предании будет назван «первоверховным» апостолом, изначально был в числе ярых противников христианства? Апостол сам отвечает на этот вопрос: он преуспевал в Иудействе более многих сверстников, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий (Гал. 1, 14).

http://pravmir.ru/naimenshiy-iz-apostolo...

Павел, хотя признаваемый невинным, но как требовавший суда у кесаря, в узах отправлен в Рим (Деян, XXV–XXVI), которого доселе он не видал ( Рим.1:13 ). Во время плавания по Средиземному морю узник Апостол был пророком и утешителем для плавающих. По прибытии к острову Кандии он советовал сотнику помедлить у острова. «Я вижу, говорил он, что дальнейшее плавание сопряжено будет с затруднениями и с большим бедствием не только для груза и корабля, но и для самой жизни нашей». Но сотник не послушался, и все плывшие подверглись страшному кораблекрушению, так что не оставалось никакой надежды ко спасению. И как бывшие на корабле от страха долго не ели, то Павел, став посреди их, сказал: «государи мои! убеждаю вас ободриться; потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль. Ибо Ангел Бога, Которому служу, явился мне в сию ночь и сказал: «не бойся, Павел, се Бог даровал тебе всех плывущих с тобою» (т. е. ради тебя все спасутся). И так ободритесь. Нам надобно быть выкинутым на какой-нибудь остров. Потому прошу вас принять пищу; волос с головы не пропадёт ни у одного из вас». Сказав сие и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Корабль действительно сел на мель и разбился стремлением волн (Деян. ΧΧΥΙΙ). В Мальте, куда сошли с разбившегося корабля, когда Ап. Павел разводил огонь, ехидна повисла на руке его; но он не потерпел никакого вреда, и язычники говорили об Апостоле, что это бог. На острове Апостол чудесно исцелил одержимого горячкой через возложение на него руки. Когда сие чудо сделалось известным, то и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. И за то все прибывшие на корабле почтены были великой честью и при отъезде снабжены нужным. Итак, Апостол прибыл узником в Рим, в котором жил целые два года и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и невозбранно уча о Господе Иисусе Христе со всей смелостью (Деян. ΧΧΥΙΙΙ). Из Рима, около 62 года, верховный Апостол написал послание к Филимону, гражданину города Колосс ( Фuлuм. IX, 22 ); Колоссянам, не видав Церкви их ( Кол.1:4,8–9 ); к Филиппийцам ( Флп.1:7,4:22 ); к Ефесеям ( Еф.6:20 ) и около 63 года к Евреям ( Евр.13:23–24,10:34 ) на Еврейском языке, с которого оно переведено на Греческий св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви – и хорошие, и дурные члены ( Мф.13:47 ). Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные – все заснули ( Мф.25:1–13 ). На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:10 ). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (например, оставшиеся не в брачной одежде) ( Мф.22:2–14 ) Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение: 2 гл. – предрассудки (Посл. ап. Иак.). 3 гл. – невоздержание языка (там же). 4 гл. – распри и вражды (там же). 5 гл. – грех Анании и Сапфиры (Деян.). 6 гл. – споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же). 6 гл. – обида вдовиц (там же). «Некоторые отвергнувшие имевшуюся у них веру» и «добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр», преданные апостолом сатане ( 1Тим.1:19–20 ). Симон Волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешил ( Деян.8:9–24 ). Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Огорчение в отношениях Апостолов между собою ( Деян.15:36–39 ). тяжбы и взаимные обиды ( 1Кор.6:1–6 ). пьянство после Причастия ( 1Кор.11:21 ). нечестие и незнание Бога ( 1Кор.15:34 ). Согрешающих, – научает апостол, – должно «обличать», «запрещать», «увещевать со всяким долготерпением». Если все безгрешны, зачем это? ( 2Тим.4:2 ). Все послания ап. Павла обличают греховность христиан: «многие поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:18 ). даже Апостолы лицемерят ( Гал.2:12–13 ). Церкви в Откровении изображены согрешающими ( Откр.2, 3 ). Все христиане должны мыслить (понимать) о себе, что они многогрешные и ничего не стоящие: «вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010