Апостол Павел, служа Богу духом ( Рим.1:9 ), ходил в храм ( Деян.22:17 ; ср. Деян.3:1 ), преклонял колени во время молитвы ( Деян.20:36, 21:5 ; Еф.3:14 ; ср. Деян.9:40 ; 1Кор.14:25 ; Откр.4:10 ). Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (ср. Мф.2:11 ; Мк.5:6 ; Ин 9:38 ; Мф.28:9 ), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (ср. Ин 12:20 ) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27, 24:11 ). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεχεσθαι – Мф.6:5–6 ), чтить, почитать (σβεσθαι – Μф.15:9; Деян.18:13 ). 4) Иисус Христос учил в храме, а не приходил для молитвы (ср. Мф.21:23 ). Только сектанты могут допускать, что Иисус Христос, называя храм «домом молитвы» для всех народов, ревнуя о его святости, Сам не поклонялся, или не молился в нем. Неужели мог Он одно говорить, а другое делать?! Сам Он свидетельствовал: «кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ). Враги обвинили бы Его в нарушении закона, если бы Он не молился в храме, но «первосвященники и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти и не находили» ( Мар 14:55 ). В беседе с самарянкой Он сказал: «мы знаем, чему кланяемся». – «Между поклоняющимися», – объясняет святой Кирилл Александрийский , – «как человек, ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение, как от нас, так и от святых ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самим, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения со плотию... Каким образом Он был бы «подобным человекам» ( Фил.2:7 ), если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? Α наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга, воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он, как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцом, так как Он был, есть и будет Бог по природе и Истинный». 322

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

11. И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. 12. В нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. 13. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. 14. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. 15. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. 16. Сие было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. В этом чрезвычайном состоянии экстаза Петр видит отверстое небо (ср. Деян.7:56 и парал.) и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла там вверху в отверстом небе. Рассматривая содержащееся в нем ( Деян.11:6 ), Петр увидел, что в нем находятся всякие (собственно – все) четвероногие, пресмыкающиеся и птицы. Это было в экстазе, когда невозможное по естественным законам представляется возможным в образах и символах, о чем справедливо некто сказал, что «созерцание сие нельзя измерять человеческим способом, ибо экстаз даровал Петру иные очи». – Встань, заколи и ешь, повелевал Петру голос, принесенный из того же отверстого неба. Может быть Петр лежал простертым на земле во время экстаза и видения, что бывало иногда с ветхозаветными пророками при особенно поразительных видениях (ср. Дан.10:9 ), или в коленопреклоненном положении, в каком бывали во время молитвы (ср. Деян.20:36 ) и в каком может быть молился Петр; посему голос повелевал ему встать; впрочем выражение это означает иногда просто возбуждение к повелеваемому действию ( Деян.8:26 ; Деян.9:11 ; Деян.9:39 и др.). Заколи и ешь: приспособление видения к ощущаемому Петром голоду, – возьми какое из животных хочешь, приготовь его как должно и утоляй им голод свой. – Нет (собственно – никак, никоим образом, ни за что; более усиленное отрицание, чем простое – нет). – Господи: голос шел из отверстого неба, и Петр несомненно мог думать, что с ним говорит Господь Иисус, и потому обращается к Нему с обычным у апостолов еще во время земной жизни с ними Христа Иисуса наименованием Его – Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Этим признанием апостол не только отделял себя от той части собрания (саддукейской), которая позволяла себе отрицать некоторые истины закона Моисеева ( Деян.23:8 ), но и увлекал, так сказать на бой другую правомыслящую часть собрания (фарисейскую), указав и наиболее больное место раздора, с которого следовало начать. «За чаяние воскресения мертвых меня судят». Перевод подлинника в данном месте страдает важною неточностью. В греческом тексте это место читается так: περ ελπδος κα αναστσεως νεκρν εγ κρνομαι, точнее русского славянский текст: «о уповании и воскресении мертвых аз суд приемлю». Так как слово «чаяние», упование, надежда имело специальный смысл и относилось к Мессии, Мессианским чаяниям (ср. Лк.2:33 ), то и выражение Павла прежде всего хочет сказать, что он стоит пред судом за Надежду Израиля – Мессию (ср. Деян.26:6 ). Что касается второй половины обвинения – «воскресения мертвых», то здесь подразумевается, конечно, прежде всего христианская вера в воскресение Спасителя, а потом и вообще вера в «воскресение мертвых», по примеру сего уже воскресшего «Первенца мертвых». Как в той, так и другой части обвинения Павел указывает лишь общие соприкосновенные с фарисейским учением стороны, независимо от христианского понимания дела, чем и достигает страстной защиты себя в разгоревшемся на этой почве споре. Бесподобно мудрый и искусный прием! Лучшая и сильнейшая защита! Деян.23:7 .  Когда же он сказал это, про­изошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание раз­делилось. Деян.23:8 .  Ибо саддукеи говорят, что нет воскресе­ния, ни Ангела, ни духа; а фарисеи при­знают и то и другое. «Произошла распря» – из дальнейшего видно ( Деян.23:9 ), что распря сильная и страстная, вполне оправдавшая надежды Павла. «Саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа», с учением о которых тесно связано учение о воскресении. Ср. к Мф.3:7 ; подробнее о сектах сообщает Археол. Флав. XVIII, 1, 4; О войне Uyд. II, 8, 11 . Деян.23:9 .  Сделал­ся большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем про­тивиться Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.3:6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.    Как и в других случаях, от имени остальных, говорит Петр: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» — этими словами Апостол прямо разрушает надежду хромого получить от него денежную милостыню, но зато вселяет в него надежду на получение иного — высшего дара, которого хромой, конечно, не мог ожидать. Примечательно, что Апостол говорит с полной уверенностью в возможности совершения чуда. Эта уверенность основана несомненно на тех обетованиях, которые дал Господь Своим Апостолам (Мк. 16:18; Лк. 9:1; Ин 14:12), а вместе с тем и на ощущении в себе необычайной силы Духа Святого, что Апостол и выражает словами: «что имею».     «Во Имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи» — Апостол совершает чудо Именем Господа Иисуса Христа, удостоверяя сим наглядно, что распятый и умерший Иисус жив и что Он есть «источник исцелений для людей». Деян.3:7. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, Деян.3:8. и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Деян.3:9. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; Деян.3:10. и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним. Деян.3:11. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.    Для возбуждения еще большей энергии веры в хромом, Апостол берет его за руку и поднимает. Исцеленный пошел не домой, но в храм, чтобы возблагодарить Бога за свое исцеление. Весь народ, собравшийся также на молитву в храм в этот вечерний час, узнав хорошо всем известного хромого, исполнился ужаса и изумления. Исцеленный же, в чувстве благодарности к исцелителям не отходил от Петра и Иоанна, громко прославляя Бога и, очевидно, и их. Это, конечно, привлекло к Апостолам и исцеленному общее внимание. Они находились в это время в обширной крытой галерее, через которую вели в храм красные ворота и которая называлась притвором Соломоновым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Люди иногда «видят» или «слышат» что-то во время видений ( Лк. 1:11–20 ; Деян. 10:9–16 ), но не посредством своего физического зрения или слуха. Когда кто-то по-настоящему видит ангелов или прикасается к ним ( Быт. 18:8; 32:24 ; Дан. 8:18 ), это не видение, а явление ангелов в физический мир. На время таких явлений ангелы принимают зримую форму, а затем возвращаются в своё нормальное невидимое состояние. Однако явления Христа после Воскресения сводились к тому, что Его видели в Его постоянной, зримой, материальной форме посредством естественного зрения. То утверждение, что произошедшее с Павлом должно было быть видением, так как находившиеся с ним люди Христа не видели, тоже лишено оснований. Спутники Павла на пути в Дамаск не видели и не поняли всего, что там было, однако восприняли физические феномены в форме звука и света. В Библии сказано, что они «стояли в оцепенении, слыша голос» ( Деян. 9:7 ) и что они «свет видели» ( Деян. 22:7 ). Они слышали, но не поняли смысл того, что было сказано. В том, что они замерли, «никого не видя» ( Деян. 9:7 ), нет ничего удивительного. Павел был физически ослеплён сиянием этого света ( Деян 9:8–9 ). Очевидно, только Павел смотрел прямо на сияние божественной славы. Поэтому только он действительно видел Христа и только он буквально ослеп из-за этого (ср. Деян. 22:11; 26:13 ). Но тем не менее это было восприятие настоящей физической реальности, так как те, кто был с Павлом, тоже видели и слышали происходящее посредством своих естественных органов чувств. Явления только для верующих. Утверждают, будто бы власть Иисуса над Его явлениями свидетельствует, что Он был сущностно незримым и делал Себя видимым, только когда хотел этого. В связи с этим указывают на то обстоятельство, что Иисус не являлся неверующим людям, предположительно свидетельствующее, что Он не был виден для естественного зрения. Но в Писании нигде не сказано, что Иисус являлся только верующим. Он явился своему неверующему брату Иакову ( 1Кор. 15:7 ), а в Мф. 28:17 сказано, что уверовали не все, кто видел Его. Он явился самому злейшему неверующему, Савлу из Тарса ( Деян. 9 ). Что касается Его воскресения, в него сначала не поверили даже Его ученики. Когда Мария Магдалина и другие сообщили ученикам, что Иисус воскрес, «показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк. 24:11 ). Позже Иисусу пришлось упрекнуть двух учеников на дороге в Еммаус за их неверие в Его воскресение. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» ( Лк. 24:25 ). Даже после того, как Иисус явился женщинам, Петру, двум ученикам и десяти апостолам, Фома всё-таки сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин. 20:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

«Мы», т. е. спутники Павла, «пошли вперед» на корабле в Ассу, куда Павел отправился пешком. Хотя историк не объясняет ни цели, ни причины этого намерения Павла, однако можно с вероятностью полагать, что Павел чувствовал потребность уединиться на день-другой, чтобы наедине с Богом подготовить душу свою к ожидавшим его вскоре великим событиям. «Асс» – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу. Деян.20:14 .  Когда же он сошел­ся с нами в Ассе, то, взяв его, мы при­были в Митилину. «В Ассе», соединившись со спутниками, все вместе отплыли и прибыли «в Митилину» (ныне Кастро), главный город на о. Лесбосе, на восточном берегу. Деян.20:15 .  И, отплыв оттуда, в следу­ю­щий день мы остановились про­тив Хиоса, а на другой при­стали к Самосу и, по­бывав в Трогиллии, в следу­ю­щий день при­были в Милит, «Хиос», «Самос» – острова в виду Малоазийских берегов. «Трогиллия» – прибрежный город к югу от Ефеса. «Милит» – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса. Деян.20:16 .  ибо Павлу рас­судилось мино­вать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; по­тому что он по­спешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для свидания (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу. Деян.20:17 .  Из Милита же по­слав в Ефес, он при­звал пре­свитеров церкви, «Призвал пресвитеров церкви» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах ( Деян.20:25 ). Деян.20:18 .  и, когда они при­шли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который при­шел в Асию, все время был с вами,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   В Иконии Апостолы вновь проповедовали в синагоге и обратили ко Христу великое множество иудеев и язычников. Но и тут неверующие Иудеи сумели раздражить против них известную часть язычников, что, однако, не помешало Апостолам пробыть в Иконии «довольно времени», проповедуя и творя чудеса. Народ в городе разделился: одни были на стороне иудеев, а другие на стороне Апостолов. Но все же злоба их врагов достигла такой степени, что они устремились на Апостолов, дабы побить их камнями. Это замечание ясно указывает, что подстрекателями были именно иудеи, так как побиение камнями было иудейским родом казни для богохульников. Узнав об этом, Апостолы решились бежать в другие города Ликаонии — «Листру» и «Дервию» на юго-восток от Иконии. В этих городах и их окрестностях Апостолы занялись проповедью Христова учения. Исцеление хромого в Листре (Деян. 14:8—18) Деян.14:8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил. Деян.14:9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, Деян.14:10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.    Апостолы в первый раз находились здесь перед языческим обществом. Жители Ликаонии достаточно знали греческий язык, чтобы понимать проповедь. Среди слушавших Апостола Павла был хромой от рождения. Увидев его душевное настроение, Апостол счел его достойным чудесного исцеления: видимо, проповедь Апостола возбудила в этом хромом веру во всемогущую силу Того, о Ком он проповедовал. Деян.14:11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. Деян.14:12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.    Чудо, совершенное затем Павлом над хромым, произвело необыкновенно сильное впечатление. Язычники, конечно, истолковали его со своей обычной, естественной для них точки зрения: они приняли Апостолов за богов, сошедших с неба, и начали приготовления, чтобы принести им жертву, как богам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.4:7. и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?    Поставив обвиняемых «посреди», как было в обычае (ср. Ин 8:3), их спрашивали: «какою силою или каким именем», то есть чрез призывание какого имени, они сделали это. Члены синедриона, конечно, знали, что Апостолы совершили это чудо Именем Иисуса Христа, но им хотелось на собственном признании Апостолов основать обвинение их или в еретичестве и богохульстве, или в мятежнических стремлениях, или, быть может, они рассчитывали, что Апостолы, испугавшись, отрекутся от сделанного ими. Деян.4:8. Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Деян.4:9. Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, Деян.4:10. то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Деян.4:11. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, Деян.4:12. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.     «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им» — исполнился Духа Святого особенным образом для защиты правого дела, как это и обещал Господь Иисус Христос Своим ученикам прежде — см., напр., Мф 10:19—20.     «Начальники народа и старейшины Израильские!» — начиная с почтительного обращения, святой Апостол Петр с особой силой, прямотой и дерзновением отвечает на поставленный вопрос, тем не менее отдавая должное властям, хотя и недостойным.     «Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен» — дальнейшая условная форма речи Апостола тонко и остро указывает на несправедливость теперешнего суда над Апостолами. И в самом деле: они оказали благодеяние несчастному человеку: неужели за это следует судить их? Вместе с этим Апостол торжественно и дерзновенно свидетельствует перед всеми, что чудо действительно совершено и совершено притом «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.6:2 .  Тогда двенадцать Апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников»...», т.е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили Апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (срв. Златоуст и Феофил.). «Не хорошо нам...», ουκ αρεστν εστιν ημς»..., «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т.е. проповедание Слова Божия – эту главную свою обязанность. Деян.6:3 .  Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «Выберите...», всему обществу верующих Апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек...» Священное число. «Исполненных Духа Святого..». так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам. «И мудрости..». в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно – чисто практическая, житейская добродетель. Деян.6:4 .  а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова. «В служении Слова», т.е. евангельской проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян.6:5 .  И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» – в смысле особенного дара Св. Духа – веры чудодейственной ( 1Кор.12:9 ), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения ( Деян.6:8 ). После «Стефана» более других известен «Филипп» ( Деян.8 ). Об остальных в писаниях Апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: «Прохор» был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян 6:2. Тогда двенадцать апостолов, созвав множе­с­т­во уче­ников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. «Созвав множество учеников», т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Златоуст и Феофил). «Не хорошо нам», ουκ αρεστν εστιν ημς , «не угодно есть нам», не нравится. «Оставив Слово Божие», т. е. проповедание Слова Божия — эту главную свою обязанность. Деян 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу, «выберите», всему обществу верующих апостолы предоставляют избрать из среды своей людей, чтобы поставить их на эту службу. «Семь человек» Священное число. «Исполненных Духа Святого», так как и для сего служения потребны особые дары Св. Духа, ибо служение бедным есть не исключительное служение их телесным потребностям, но и духовным их нуждам.  «И мудрости», в обыкновенном смысле слова, чтобы устроять все дело умно, успешно, аккуратно — чисто практическая, житейская добродетель. Деян 6:4. а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии Слова. «В служении Слова», т. е. евангельской  проповеди, в отличие от попечения о столах. Деян 6:5. И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников; «Исполненного веры» — в смысле особенного дара Св. Духа — веры чудодейственной (1 Кор 12:9), которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (Деян 6:8). После  « Стефана»  более других известен  « Филипп»  (Деян 8). Об остальных в Писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения:  «Прохор»  был спутником сначала ап. Петра, потом спутником и писцом ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010