Не оказываются ли, действительно, священнодействия Церкви «формой»?   Оказываются. Каждое священнодействие имеет известную форму, получившую свое начало от Христа и Апостолов, или Богопросвященных Отцев Церкви. Но каждая форма имеет мудрое содержание, согласное с духом и истиною Божьими; каждая форма имеет содержание, научающее верующих правде Божией. И Господь положил в Церкви много священнодействий, чтобы верующие чрез них поучались, благодатствовали и совершенствовались.    О всяком установлении, положенном в Церкви для совершенствования верующих будем говорить отдельно и покажем, что все они имеют Божественное основание и сектантские нападки на них неосновательны. О христианском посте Что такое пост христианский?   Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено.    Во-первых, пост есть или совершенное воздержание от пищи (пример Господа Иисуса Христа — Мф. 4 гл., пророка Моисея — Исх. 34 гл., Ниневитян — Ион. 3 гл., Ап. Павла — Деян. 9и др.), или временное и даже постоянное воздержание только от некоторых видов пищи, — например, от мяса, молока, вина, роскошных блюд и подобное. Временно воздерживался от известного рода пищи, например, пророк Даниил. Вот как говорит он о себе: «я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан. 10:2, 3).    Во-вторых, пост есть воздержание от брачного ложа (1 Кор. 7:5), от скромных и дозволенных радостей и развлечений жизни (напр. от зрелищ, посещений и приема гостей и под.)    В-третьих, пост есть преимущественная забота о бедных, т.е. отказ от своего излишка и довольства в пользу неимущих и несчастных, как это доказывают нижепомещаемые слова прор. Исаии (Ис. 58:3, 4, 6, 7). Правильно ли думают некоторые, что пост состоит только в том, чтобы скоромного не есть, а что душу можно и не смирять?   Такое понятие о посте — не христианское. Господь еще в Ветхом Завете через пророка Исаию обличал людей за такой показной пост и говорил, что не будет слушать их во время такого поста. «Почему мы постимся, — говорят такие лицемерные постники, обращаясь к Господу, — а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? И отвечает Господь, за что не любит Он поста лицемерного, наружного, напускного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте царство»: «Он не сказал приимите, но «наследуйте», как Свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям ( Рим.8:17 ; Гал.4:6–7 ; Евр.1:14 ; 1Ин.3:2 ; ср. прим. к Мф.5:5 ). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30 ; Еф.1:4–11 ; 2Сол.2:13 ; 1Пет.1:2 ; Ин.6:37 ). – «Сложение «мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним ( «Я»: ср. прим. к Мф.25:40 ). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры ( Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 и д.) и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва ( Иак.2:17 ; Гал.5:6 ). – «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на Востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт.18:1–8 ; Евр.13:2 ). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытая тела от жара или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16 ; Иак.2:5 ; Иов.22:6 ; Ис.58:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

178 Как надо понимать «место» применительно к Богу, когда Писание повсюду говорит, что Божество беспредельно и что «Небо – престол Его, а земля – подножие ног Его» ( Ис.66:1 ), – и еще: «Поставил холмы весами и землю горстью» (ср. Ис.40:12 ), – и опять же: «Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, и там Ты» ( Пс.138:8 )? Какое же место Иезекииль придумал для Бога? Мы говорим, что кажущееся нам непостижимым Бог для тех, кто всеми силами Его ищет, освещает. Говорит ведь божественное Писание: «Если заповеди Мои соблюдает кто, то Я и Отец придем и обитель у него сотворим» (ср. Ин.14:23 ). Так что и умопостигаемые силы, и души святых и всех хранящих заповеди могут воистину быть названы местом и покоищем Божиим. И еще где–то Он говорит: «Опочил Дух Мой на них» (ср. Чис.11:25–26 ). 181 Сказанное: «Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» ( Деян.7:49 ; ср. Ис.66:1 ), – показывает, что говорится не о чем-то воспринимаемом чувствами, но об этих божественных умах. Или и так: Бог захотел показать, что божественное неописуемо. И иначе, – что среди самих слушавших Его не было Богу места для покоя из-за их неверия, как говорит в Евангелиях Господь: «Сын же Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). 182 Трисвятой гимн и голос, славословящий Бога от «места Его» (ср. Пс.102:22 ), не только, говорит он, показывают, что и меньшим чинам предоставляется познавать и воспевать Бога, но вдобавок к этому и нечто иное означают. Это делает ясным речение, гласящее: мы говорим, что триипостасный Бог есть Единица и Монада и что Он промышляет всем, от первых до последних земли, всех содержа нерасторжимо, не телесно то есть удерживая, но божественным промыслом сверхсущественно. А что Он – Единица и Монада, и Евагрий непреподобный во второй сотице, в главе третьей, говорит так: «Сам Он есть Монада, поскольку Божество просто и нераздельно. Того ради – Монада, что монада, говоря языком арифметики, проста и несложна. А Единица – потому что Святая Троица едина в Себе по природе и всех приближающихся к Ней единит, согласно сказанному в Евангелиях: «Да будут они едино, как и Мы едино» ( Ин.17:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

17-18; Лк 22. 7), претерпел страдания и смерть (Мф 26. 37-38, 50, 59-67; 27. 11-50; Мк 14. 33-46, 55-65; 15. 1-37; Лк 22. 41-54, 63-71; 23. 1-37, 46; Ин 18. 3-12, 19-24, 28-40; 19. 1-18, 28-30). И. Х. Сам называл Себя «Человеком» (Ин 8. 40) и «Сыном Человеческим» (Мф 24. 27, 30, 37; 25. 31; Мк 9. 12; Лк 6. 22; 9. 56; 11. 30; Ин 1. 51; 3. 13-14 и др.). Сопоставляя И. Х. и Адама, ап. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47). Говоря о Посреднике «между Богом и человеками», он указывает, что таким Посредником является «человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). В проповеди, с к-рой ап. Павел выступил в афинском ареопаге, он называет И. Х. «Мужем», Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 17. 31). Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Как истинный человек И. Х. имел духовно-телесную природу. Его тело пред смертью было помазано драгоценным маслом (Мк 14. 3-9); после смерти оно погребается в пещере (Мф 27. 58-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-55; Ин 19. 38-42). Воскресает И. Х. также с телом, хотя для Его учеников это чудо оказалось столь необычным, что они долго не верили в него, а при встрече с Воскресшим думали, что «видят духа» (Лк 24. 37). Он укорял их за это: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24. 38-40; ср.: Ин 20. 27). Как истинный человек И. Х. имел и душу, о чем свидетельствуют Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26. 38); и: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). По словам ап. Павла, «первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам (т. е. И. Х.- Авт.) есть дух животворящий» (1 Кор 15. 45). Употребляемые в данных случаях понятия «дух» и «душа» обозначают духовную составляющую человеческой природы. Как человек И. Х.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

837 А сестру его... отослал и в м онастырь... — Сестра Хлодвига, по имени Базина, была отправлена в монастырь в Пуатье. См. кн. VI. гл. 34; кн. IX. гл. 39, 43. 838 Королевский конюший... — В подлиннике: comes stabuli — управляющий (граф) королевской конюшней. См. кн. VII, гл. 39; кн. X, гл. 5. 839 ...скончался епископ Ела фий из Шалона... — Имеется в виду г. Шалон на р, Марне. 840 Епископу же Евнию, о котором мы упоминали выше как о после бретонов.. — См. кн. V. гл. 26, 29. 841 ...не ра зрешили возвратиться в свой город... — Т. е. в город Ванн. 842 Мир, король Галисии... — Правил с 570 по 583 гг. 843 Югер — см. прим. 36 к кн. III. 844 Произошло затмение луны... — 5 апреля 58 1 г. 845 ...королевы Ультроготы... — О ней см. кн. IV, гл. 20. 846 ...«.Я спасал убогого — я был очами слепым, ногою — хромым и для немощных — отцом». — Ср.: Иов.:29. 12 — 16. Цитируется Григорием не дословно. 847 ...«Отец Мои более Меня». — Ин.. 14. 28. 848 «... он [Христос] уступа ет отцу [господу] и по возрасту, и по могуществу». — Сущность этой аргументации свойственна всем теологам-арианам. См. прим. 139 к кн. II. 849 ...«Я и Отец — одно». — Ия.. 10. 30. 850 ... " Отче, благодарю Тебя, что услышал Меня... чтобы поверили, что Ты послал Меня». — Ин 11:41, 42. 851 ...«Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя Самого прежде, до бытия мира». — Ин.:17,5. 852 ...«И прославил и еще прославлю». — Ин.:12, 28. 853 ...«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». — Пс.:109, 3. 854 ...«В начале было Слово... чрез Которого все произошло». — Ин.:1, 1; 14. 3. 855 ...«Если Я не пойду. У тешитель не приидет к. вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». — Ин.:16, 7. 856 «Дух Святой, — говорит Соломон, — удалится от лукавства». — Ср.: Прем.:1, 5. Цитируется Григорием не дословно. 857 ...«Хулящему Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем». — Мф 12 32. 858 ...«Зачем тебе понадобилось солгать Духу Святому? Ведь ты солгал не человекам, а Богу». — Деян.:5. 4, 3. 859 ... " Bce же cue производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно». — Ср.: 1 Кор.: 12, 11. Цитируется Григорием не дословно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

84. Действительно, Иоанн, сын Зеведеев, говорит в Откровении: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу, и говорил громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» ( Откр. 14, 6–7 ). § XV 85. Все же, поскольку мы представили, что весь Ветхий Завет , обозначаемый именем Иоанна, по одному толкованию, – «начало Евангелия» ( Мк. 1, 1 ), то, чтобы не оставить это понимание недоказанным, предложим сказанное в Деяниях о евнухе царицы Ефиопской и Филиппе, а именно: «Филипп,.. начав от писания... Исаии: „Яко овча ведом был на заклание, и яко агнец пред лицом стригущего безгласен“,.. – благовествовал ему о Господе Иисусе» ( Деян. 8, 30 – 35 [ Ис. 53, 7 ]). Как же он, начав от пророка, благовествует об Иисусе, если Исаия не был некоей частью начала Евангелия? 86. Этим же можно одновременно подтвердить и сказанное нами прежде о том, что все Божественное Писание – Евангелие: если благовествующий благовествует благая (ср. Ис. 52, 7 [ Рим. 10, 15 ]), а все [пророки] до телесного пришествия Христа благовествовали Христа, Который есть «благая», как мы показали, то слова всех их являются в какой-то мере частью Евангелия. 87. Евангелие, о котором говорится, что оно рассказывается «в целом мире» ( Мф. 26, 13 , ср. Рим. 1, 8 ) 57 , мы [и] понимаем как возвещаемое «в целом мире " „ – не только земном пространстве, но и всей совокупности неба и земли или небес и земли 58 . 88. Но к чему затягивать речь о том, что такое Евангелие? Всего сказанного уже достаточно, чтобы [люди] небезыскусные смогли, [исходя] из этих [примеров], привести аналогичные [места] из Писания и увидеть, сколь славны блага в Иисусе Христе, из Евангелия, которому служат люди и ангелы, а по моему мнению – и начала, и власти, и престолы (ср. Кол. 1, 16 ), и господства, и «всякое имя, именуемое не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1, 21 ), если даже и Сам Христос [служил благовестию]. На этом мы закончим предисловие к совместному чтению написанного [в Евангелии от Иоанна].

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

92 . Если же ты отнесешь «из Него» к Отцу, то и здесь не погрешишь против истины. От Отца происходит Премудрость творящая, Она по Своей воле и по воле Отца дает бытие всему, прежде не существовавшему. «Им» – все сотворено Его Премудростью. «К Нему» – Он источник животворящей сущности, в Нем мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). 93 . «Из Духа» – Им мы созданы, в Нем укрепляемся и получаем дар вечной жизни. 94 . Все эти предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу, и значение их немаловажно и немалозначительно. Например, мы говорим, что одно происходит из Сына, а другое через Отца, и ты читаешь о Сыне: Чтобы мы возрастали во всем в Того, Который есть глава, Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ). И в Послании к колоссянам, обличая тех, кто не познал Единородного Сына Божия, тот же апостол говорит: Ибо они не держатся главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол. 2:19 ). Мы уже говорили, что глава Церкви – Христос ( Еф. 5:23 ) 58 . Посмотри в другом месте: И из Его полноты все мы приняли ( Ин. 1:16 ). Сказал и Сам Господь: Он из Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:14 ) – и еще: Я чувствовал силу, исшедшую из Меня ( Лк. 8:46 ). 95 . Как свидетельство о единстве природы, сказано тебе и о Духе: Сеющий в Духа из Духа пожнет жизнь вечную ( Гал. 6:8 ), также говорит Иоанн: А что Он пребывает в нас, узнаем через Духа, Который Он дал нам ( 1Ин. 3:24 ), говорит и ангел: Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго ( Мф. 1:20 ), свидетельствует Сам Господь: Рожденное из Духа есть дух ( Ин. 3:6 ). 96 . Мы читаем, что все происходит «из Отца», но также можно сказать, что всё из Сына, Которым оно сотворено, и что всё из Духа, в Котором оно пребывает. Это доказано приведенными свидетельствами. 97 . Теперь рассмотрим, чем можем мы подтвердить, что определенные вещи происходят через Отца. Написано: Павел, раб Иисуса Христа по воле Бога 59 , и в другом месте: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник через Бога ( Гал. 4:7 ), и еще: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца ( Рим. 6:4 ), и, наконец, Бог Отец говорит Сыну: Вот, новообращенные придут к Тебе через Меня ( Ис. 54. 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Без сомнения, вселенский характер апостольской проповеди никогда не опирался на бюрократическую диаконию. Хозяйственные вопросы, так часто доминирующие в жизни православных приходов сегодня, сводились к минимуму. Для их решения возникает и выделяется даже особый иерархический институт — диаконы. В Деяниях святых апостолов сказано: Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6, 2–4). Проповедь слова Божия выступает на первое место, и ее наиболее полным выражением является сама Трапеза Слова, мессианский пир — Литургия. Христиане провозглашали: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). Со стороны, для иудеев, это могло выглядеть как ежедневное празднование пасхи. Такое не могло не шокировать. Порядок ветхозаветной пасхальной агады разрушен. Прекращен даже цикл празднования седмичных суббот. Если иудеи один день недели посвящали Богу, успокаиваясь от житейских дел, то христиане имели дело с субботством уже как с постоянным пребыванием в покое (см.: 2 Пар. 36, 21; 2 Езд. 1, 58). Они уже не имели дел своих: шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои (Исх. 20, 9). Всякие дела свои отсутствовали, и не только дела, но и дни, и поступки. Мораль Нового Завета провозглашала: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 17). Всё, каждый поступок в жизни верующего, наполнялось религиозным содержанием. С таким образом жизни древние христиане и входили в Прославленную Субботу — субботство. Об этом апостол Павел говорил: Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). В этом смысле ни иудеи, ни другие субботствующие не вошли в покой Христа — субботство. Они находятся только в его преддверии, за порогом... Они не понимали и не понимают до сих пор святости воскресного дня, как символа нового образа бытия, выходящего за пределы чувственного, седмичного мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«В какой город войдете и не примут вас, бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать, бегите опять в другой город ( Мф.10:23 )». Сие не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы (насаждению) благовестия Его в народах и учения и наставления Его в тварях, для сего сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую». Если бы Апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями ( Деян.7:58–60 ), то они сами конечно не избегли бы мучений. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и Апостолов от мученичества, еще раз, – хорошо сие уразумей, – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, кои должны были вести Его на крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 )». И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить ( Мф.10:28 )». И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите», один за другим приносят себя в —125— жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, посему, дабы они не возгордились этою властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чём они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их». ( Лк.9:54 ). И поскольку ученики подумали в себе: так как сказал: «к самарянам и язычникам не ходите ( Мф.10:5 )» и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой», то что мы будем делать, если недостанет городов? – посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам ( Мф.10:23 )». Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их», означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А, если хорошо вникнуть, (сими словами) сказал им, что (сперва) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако, на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию; 1516 ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением ( Ин.20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в царствие небесное и жизни вечной .   Упоминается в богослужебных текстах и о распылении пепла сожженного тела Або: И гробом его стала вода, И ныне испрашивает дшам нашим великую милость . Эти слова являются переосмыслением замечания жития о том, что «волны Куры стали для костей святого одеждой, и глубина реки – гробом мученика, дабы нечестивая рука противников Христа не коснулась их» Что касается богословской стороны мученичества, то подчеркивается его универсальный характер, синтезирующий все иные виды святости. Во-первых, в образе св. Або можно увидеть архетип трех отроков в печи Вавилонской: Когда разъярился гневом тиран и ярость лица его обратилась На святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил. Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, Не отрекусь от Троицы Святой . Как мы уже упоминали, в тексте жития в отношении св. Або нет угроз огнем, подобная кара угрожала в Вавилоне трем еврейским юношам – Анании, Азарии и Мисаилу, которые отказались поклониться золотому истукану и вызвали гнев вавилонского царя Навуходоносора. Таким образом, «тиран» (тбилисский эмир) уподобляется разгневанному вавилонскому «тирану» Навуходоносору, а св. Або – одному из трех отроков – таинников святой Троицы . Во-вторых, в тексте службы особо подчеркивается то, что св. Або – преемник апостолов, в том числе – св. апостола Павла (см. выше) и не только потому, что он бесстрашно проповедовал Христа, ежедневно рискуя своей жизнью, но и потому, что повторяет их мученический подвиг. Особенно значимы следующие слова: «Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца». «Они связаны с воспоминанием о св. первомученике архидиаконе Стефане, точнее – с его речью перед синедрионом: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями». (Деян. 7, 54-58). Для иерусалимской традиции почитание св. мученика Стефана было весьма значимым и в значительной степени связано с обретением его мощей в 415 году и его образ, как невинного страдальца, проповедовавшего среди своих соплеменников и пострадавшего от них актуален, особенно в случае св. Або, араба, казненного своими соотечественниками после проповеди среди них. Эта актуальность усиливается и тем, что первый суд над Або состоялся 27 декабря, в день памяти св. Муч. Стефана. Здесь следует также отметить весьма архаичную черту – смешение Сына Божия со Святым Духом, что характерно для некоторых доникейских памятников, в частности – «Пастыря» Ерма . Каким образом автор службы познакомился с данной концепцией – дело дальнейших исследований.

http://bogoslov.ru/article/2368300

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010