Чем изобильнее и явственнее сей Дух чистой любви Божией в Христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в сей Церкви; а чем более жизни и света Христова в Церкви, тем в ней более ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царства Божия на земле; тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее» С. 162–163]. В понимании архимандрита Макария Церковь Апостольская – это Церковь , имеющая дух Евангелия, дух чистой любви Божией и распространяющая этот дух на все новые и новые души (см.: Деян.2:41–47; 4:32–35; 5:14 ). Желая видеть Российскую Церковь в «сугубом качестве Церкви Апостольской» С. 162], преподобный Макарий в своей работе «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе» пишет следующее: «Поскольку Христианская Церковь в России есть церковь Апостольская, – то и над нею всегда гремит сие слово Спасителя: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал 54 вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века 55 . Поскольку Христианская Церковь в России есть Церковь Апостольская, то соделаться и явиться таковою для стольких народов, не знающих Иисуса Христа, но покоренных Державе Российской Вседержителем Иисусом Христом, есть священнейший подвиг и венец чести, который ей принадлежит; просветить сии народы, сидящие во тьме и тени смерти, верою во Иисуса Христа есть высокое назначение народа Российского; и племена сии преданы ему Провидением для того, чтобы он предал им тот же дар Божий, который самому ему предан от народа, предварившего нас в Царствии Божием» С. 6]. В то же время архимандрит Макарий считал, что обращение иноверных совершается по избранию Божию при помощи молитв всей Церкви 57 . Отказываясь в 1834 году от ордена Святой Анны 3-й степени, к которому он был представлен за обращение первых 100 душ иноверцев, архимандрит Макарий писал своему начальнику, архиепископу Тобольскому Афанасию: «Священный долг побуждает свидетельствовать, что все новокрещенные обращены не мною, но Провидением Божиим, по большей части, без предварительного содействия миссии в пунктах успехов, так что на коих наше действие устремлялось, те непреклонными оставались; но труд безуспешный в одних был награждаем приобретениями в других, которых мы прежде и не видали, и которые были всегда известны Всемогущему» 58 С.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ср. Деян. 17:27. 45 Никео–Цареградский Символ Веры. 46 1 Кор. 8:6. 47 Афанасий Великий (псевдоэпиграф), Свидетельства из Писания об общности по природе Отца и Сына, и Святого Духа, 48, PG 28, 72D–73A. 48 Т. е. Василий. 49 Василий Великий, Слово 24 против савеллиан, Ария и аномеев, 6, PG 31, 616С (р. п.: Ч. IV. С. 389). 50 Григорий Богослов, Слово 31, 14, PG 36, 148D–149A (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 451). 51 Точное изложение православной веры, 3, 5, op. cit., 49, 4–6 (р. п.: С. 131 (203)). 52 Ibid., 17, 69 (р. п.: С. 48 (120)). См. также Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 6, 2 (С. 98, р. п.: С. 99). 53 Γρηγορου Νσσης, Προς λληνας κ των κοινν εννοιν, PG 45, 1801В–С (р. п.: Творения св. Григория Нисского. M., 1862. Ч. 4. С. 183). 54 «μεταμανθνεις» — буквально: «переучиваешься». 55 Мк. 8:11. 56 Ин. 1:14. 57 Ин. 8:42. 58 Ин. 6:46. 59 Понятие «τρπος υπρξεως», встречающееся уже у таких ранних отцов, как св. Кирилл Александрийский (De sancta trinitate, 8, PG 77, 1136D) и св. Василий Великий (Adversus Eunomium, lib. 5, PG 29, 681C), наиболее полно было разработано в VII b. преп. Максимом Исповедником в его «Амбигвах» (PG 91, 1032–1417; ΜΑΞΙΜΟΥ ТОТ ΟΜΟΑΟΓΙΤΟΤ, ΠΕΡΙ ΔΙΑΦΟΡΩΝ ΑΠΟΡΙΩΝ, ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ ΚΑΙ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ, τ. 14 Δ, Ε (Θεσσαλονκη, ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΕΛΕΥΘΕΡΙΟΥ ΜΕΡΕΤΑΚΗ «ΤΟ ΒΥΖΑΝΤΙΟΝ», 1992–1993. См., также, наш русский перевод: Максим Исповедник, О РАЗЛИЧНЫХ НЕДОУМЕНИЯХ У СВЯТЫХ ГРИГОРИЯ И ДИОНИСИЯ (АМБИГВЫ), перевод с греческого архимандрита Нектария, М. (Институт Философии, Теологии и Истории св. Фомы), 2006. 60 ουστνου (ψευδ.) κθεσις της ορθοδξου πστεως, 9, PG 6, 1224Α. 61 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 736С (р. п.: С. 200). Также это выражение применительно к рождению Сына неоднократно употребляется у св. Григория Нисского (Contra Evnomium, Refutatio confessionis Evnomii, Ad Simplicium de fide, Antirrheticus adversus Apollinarium), св. Кирилла Александрийского (Thesaurus de sancta consubstantiali triniiate) и других отцов. И хотя обычно в словарных статьях «διος» переводится как «вечный», мы употребляем здесь настоящее сложное слово, следуя как славянской Библии (Рим. 1:20), так и отцам, разграничивавшим это понятие с понятием «αινιος». См., например, Точное / изложение, гл. 2, где Дамаскин употребляет оба слова через запятую (op. cit., 2, 9); на русский язык это переведено: «Бог… вечен и постоянен» (С. 3 (75)). Разница заключается в том, что «век» — «αιν» — это еще и тварное время, и отсюда «вечный» — это не имеющий ограничения в его пределах, тогда как «ιδιος» — это существующий вообще вне категорий времени, неизменно. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Истоки этого учения коренятся в самом сердце древнего Православия. В обоснование «боголепного почитания Имени Божия» иноки-исповедники имени Господня, или, как они себя называли, «имяславцы», приводили обширный свод из ссылок на Священное Писание 51 , богослужебные тексты 52 и писания святых Отцов 53 , приведём основные вероисповедные тезисы имяславцев, сформулированные в ходе спора 54 : 1. Исповедую, что Бог неотъемлемо присутствует в Своём имени Иисус. 2. Исповедую, что имя Иисус есть Сам Бог , то есть имя от Бога не отделяя и считая, что то и другое нераздельно. 3. Исповедую, что имя Иисус есть Богоипостасное и относится равно и к человечеству и к Божеству Его. 4. Исповедую, что имя Иисус вследствие присутствия в нём Божества, всесильно творить чудеса и знамения и спасает призывающих и надеющихся на него; и что чудо исцеления хромого апостолом Петром... соделалось божественною силою имени Господня, как он и сам (апостол Пётр) исповедал сие ( Деян. 3:16 ). 5. Исповедую, что имя Иисус нисколько не меньше и не больше других Имён Божиих, как то: Господь, Саваоф, и других имён, коими Бог именовался во вся веки от начала бытия мира. 6. Отрицаюсь тех, кто имя «Иисус» считают меньшим прочих Имён Божиих, и что оно аки бы не предвечно, но лишь не столь давно наречено Ангелом. Было предложено несколько кратких имяслав(че)ских исповеданий: «Имя Божие – есть Бог , но Бог не есть имя Его» 55 или: «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог» 56 . Одну из первенствующих ролей в обосновании имяслав(че)ских идей играли сочинения праведного Иоанна Кронштадтского , авторитет и святость которого уже в то время для многих были бесспорны. Отец Иоанн не раз говорил о своём опыте, свидетельствовавшем о живом присутствии Бога в Его имени. Можно привести лишь некоторые цитаты: «Имя Божие есть Сам Бог 57 ; «Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог , и низводят в душу нашу Самого Бога в Трёх Лицах» 58 ; «Имя Господа есть Сам Господь» 59 ; «Слово Бога – всё равно, что Сам Бог . Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога – дело... Потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною» 60 ; «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос » 61 и др. Слова святого Иоанна Кронштадтского приводились имяславцами в апологетических сочинениях наряду со святоотеческими писаниями. К тому времени дневник отца Иоанна «Моя жизнь во Христе», опубликованный на многих языках, был широко известен благочестивому читателю. До начала имяслав(че)ских споров, утверждения отца Иоанна у подавляющего большинства иерархов Российской Церкви не вызывали возражений, более того, сами оппоненты имяславцев допускали в своих сочинениях подобные выражения 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

52. Так соответствующий текст (Деян. 2) толковали уже раннехристианские апологеты. См.: Boerst, 1989–1991. 53. Такая концепция могла бы дать импульс славянскому «литератур­ному самодовольству». Но этого не произошло, ибо творцы раннеславянской литературной аксиоматики предвидели опасность духовной и ин­теллектуальной элитарности и наперед выработали противоядие — под­чинение автора тексту. 54. О люллианских компиляциях этого автора см.: Горфункель, 1962а, 188-213; Горфункель, 1962б, 336–348. 55. Его сочинение издано в кн.: Ягич, 122 и след. 56. Ср. крайне важные наблюдения о противопоставлении духовного и плотского начал, о контрастной бинарности и «приращении смысла» в «плетении словес» в кн.: Лихачев, 1979, 118–129. 57. Любопытно, что публикатор счел необходимым дать под строкой возражение относительно монашествующих лиц: «Вместе так, а порознь не возбраняется». Это точка зрения церковнослужителя середины XIX в., когда кресты в бане (во всяком случае в торговой, городской) уже не снимали и перестали воспринимать ее как нечистое место. 58. Инициал публиковался неоднократно. См., напр.: Буслаев, 1930, 18, рис. 25. 59. БАН. 34.5.20. Л. 87 об. См.: Рукописи БАН, 97, рис. 36. 60. Из Псалтыри, вложенной в 1421 г. в церковь Михаила Архангела смоленской княгиней Ульяной, в иночестве Еленой. Сходный инициал «М», изображающий ту же жанровую сценку, есть и в Боголюбовском Евангелии 1544 г. Этот рисунок — не копия инициала Псалтыри, он восходит к другому источнику. Значит, непристойная перебранка рыбаков принадлежит к топике книжного оформления. Это общее место, а не случайный плод фантазии какого–либо изографа. 61. Так писал в одном из катехизисных сочинений Карион Истомин (изд. текста см. в кн.: Браиловский, 375). 62. Здесь разбирается немецкий анекдот о царе-собаке, приводятся средневековые скандинавские аналогии и даются ссылки на египетские и античные источники этого сюжета, который некогда имел мифологи­ческое и культурное значение. Автор касается и пинежской былины. 63. Из стихотворной декларации 1646 г. самозванца Тимофея Акундинова, вологодского уроженца.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Пилат 283, 354, 366 Плиний (Plinius Major) 58, 58 19 , 59 25 , 60 28 , 60 30 Победоносцев К. П. 30 Поликарп Смирнский , сщмч. 100 141 , 158, 165, 239 Поликарп, хорепископ 75, 75 84 Поликрат 100 141 Порфирий (Успенский) , еп. 66 Поснов М. Э. 16 6 , 26 25, 26 ,28, 28 30 Поттер (Potter) 78 97 Преображенский Π., прот. 120 37 Птоломей II Филадельф, правитель Египта 54 Птоломей III Евергет, правитель Египта 54, 67 Птоломей V Епифан, правитель Египта 61, 62, 66 Р Раввула Эдесский 77 Ральфе A. (Rahlfs А.) 110 16 Раумер К., фон (Raumer, К. иоп) 52, 52 9 Рахав (Раав) (библ.) 287, 287 129 Ревиль 186 Редпат Г. (Redpath Н. А.) 55, 55 12 Реусс E. (Reuss E.) 133 57 , 186, ЗЗЗ 54 Реш A. (Resch А.) 101 144 , 248 49 Рис Р, фон (Riess, R. иоп) 52, 53 9 Ричль А. 25 Робинсон И. (Robinson J. А.) 69 64 , 72 73 , 82 115 , 253 70 Робинсон Э. (Robinson Е.) 52, 52 9 Рода, служанка ( Деян. 12, 12 ) 302 Руф, один из сыновей Симона Киринеянина (еванг.) 330, 354 Руфин (Rufinus) 236, 236 13 Руфь (библ.) 287 Рыбинский В. П. 25, 25 22, 23 , 362 128 Рэмзей У (Ramsay W. М.) 52, 53 9 , 307 12 , 309 15 С Савва Освященный, св. 139 Савич Д., свящ 30 35 , 31 36 Сахак, св. 81 Север Антиохийский 62, 337 62 , 338 Сенека (Lucius Annaeus Seneca) 63 47 , 362, 362 125 Сервул 165, 165 38 Сикст V, папа Римский 79 Силуан (Сила), ап. от 70-ти 98 Симеон Богоприимец, св. 220 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) 236, 236 13 Симон Киринеянин (еванг.) 330, 354 Сириций, папа Римский 64 Скривенер Ф. (Scrivener F. Н. A.) 58 18 , 59 26 , 64 51 , 66 56 , 67 57 , 58 , 68 59 , 60 , 69 62 , 72, 72 75, 76 , 75 83 , 80 109 , 81 112 , 82 115 , 87, 334, 334 57 , 336 59 , 60 ,339, 352 106 , 107 , 389 Смит Γ. (Smith G. A.) 52 9 Смит Э. (Smith E.) 52, 52 9 Сократ 44, 369 Сократ Схоластик (Socrates Scholasticus) 236, 236 13 Стефан, архидиакон, первомученик 179 Стуника И. Л., де (Stunica, J. L.) 83, 83 119 Суит Г. Б. (Swete Н. В.) 10, 12, 304 5, 6 , 305 8 , 306 9 , 307 11 , 309 15 , 311 23 , 314 27 , 316 28 , 318 32 Сэлмон Дж. (Salmon G.) 89 135 , 173 54

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

9  ср.: Откр.12:9 и 12; 1Пет.5:8 . 10  см.: Лк.13:11–16 ; Мф.8:28 ; Мк.5:4 ; Мф.17:15 . 11  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 67. 12  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 257. 13  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 67–68. 14  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 620–621. 15   Ин.3:15 . 16   Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. — Сергиев Посад, 1904. — С. 80. 17  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 6 т. 3е изд. Т. 5. — СПб., 1905. — С. 315. 18  Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина . — М. 1892. — С. 446. 19  Добротолюбие. Т. 1. — М. 1905. — С. 348. 20  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 253. 21  Там же. С. 254. 22  Добротолюбие. Т. 3. — М. 1905. — С. 211. 23  Добротолюбие. Т. 5. — М. 1905. — С.212. 24  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 26–27. 25  Добротолюбие. Т. 2. — М. 1905. — С. 685. 26  Добротолюбие. Т. 3. — М. 1905. — С. 99. 27  Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина . — М. 1892. — С. 446. 28   Ин.8:44 . 29   Еф.6:11–12 . 30   Лк.11:21, 22 . 31   1Пет.5:8 . 32  Христианское чтение. 1825, 19. 33   1Пет.1:10–11 . 34   1Пет.5:8 . 35   2Кор.12:9 . 36   1Тим.4:1 . 37   Мф.13:25 . 38   Ин.8:44 . 39   Деян.26:18 . 40   Ин.16:11 . 41   1Пет.5:8–9 . 42   Еф.6:12 . 43   Еф.6:11 . 44   2Кор.4:4 . 45   Лк.8:12 . 46   Ин.13:2 . 47   Деян.5:3 . 48   1Пет.5:8 . 49   Мф.28:20 . 50   Ин.14:26; 16:13 . 51   Мф.18:17–18 . 52  Молитва об оглашенных. Запрещение первое. 53  Молитва об оглашенных. Запрещение второе. 54  Молитва об оглашенных. Запрещение третье. 55  Молитва четвертая. 56  Добротолюбие. Т. 1. — М. 1905. — С. 32. 57  Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона, Нового Богослова//В переводе на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. Выпуск 1. — М., 1882 — С. 206. 58  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 3. 59  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 158–159. 60  Собрание писем святителя Феофана. — М., 1900. — С. 156. 61  Симеон Новый Богослов. Слова преподобного Симеона, Нового Богослова//В переводе на рус. яз. с новогреч. еп. Феофана. Выпуск 1. — М., 1882. — С. 222.

http://azbyka.ru/nevidimyj-mir-demonov

       В Единственный список Апостола третьей редакции, драгоценная рукопись, содержащая весь Новый Завет и писанная собственноручно святителем Алексием, хранится в ризнице Московского Чудова монастыря в деревянном среброокованном футляре, обитом внутри желтым штофом. Она переплетена в доски, которые с обеих сторон, с корешком и застежками, обнизаны сплошь жемчугом и украшены изумрудами, яхонтами и алмазами. Украшена митрополитом Платоном в 1798 г. Рукопись написана на тонком, отлично выделанном пергамине, в малую 8-ку (4 в. длиною, 2½ в. шириною), в два столбца, по 38–41 строк, на 170 листах, весьма мелким, как бисер, и четким полууставом XIV в. Правописание русское. На первом нумерованном листе (бумажном) греческая надпись от митрополита Платона: τοτο εαγγλιον, ς τιν θυσαυρν, δε φειλττειν. Ταπεινς Πλτων, ρχιεπσκοπος Μσκβας κα Καλογας πγραφα, δ χειρ 1781 τους. На об. 1-го л. славянская надпись: вышеписанный нын же недостойныи Платонъ, и ки завщаваю хранити ко собственною ркою стител писанное: вкп же со своерчною его дховною на конц се книги приложенною. 1798года. подписано в Трцкой Лар. На л. 2-м (первом пергаминном) помещен отрывок нравоучительного содержания, и на об. 2-го л. – десять заповедей, писанные тою же рукою, которою писана и вся рукопись. На л. 2 запись: крашено жемчуги и 1798 года, того же и Архимандрита Лары. На об. л. 2 рукою митроп. На об. л. 2 рукоп митроп. написано Тетро, чютвоца алез уюва митыр. Сов даю в се чести за здравие на болщими. На л. 3–52 помещается четвероевангелие по порядку евангелистов. Л. 52–54: слово 41 Никона черногорца «о ко не вс обо во власть поставле бъ. всми же Л. 54 об. –55 белые (не дописано слово Никона черногорца). Л. 56–57 предисловие к Деян. Св. Апостолов. Л. 57 об. –58 белые (не дописано предисловие). Л. 59–166: Деяния Апостольские, послания Апостолов, Апокалипсис и оглавление чтений из Евангелия и Апостола (л. 96–98 опять белые; на них следовало бы быть предисловию к посланию к Римлянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

48 Но Вышний не в рукотворенных церквах живет, якоже пророк глаголет: 49 Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? 49 небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима: кий храм созиждете Ми, глаголет Господь, или кое место покоищу Моему; 50 Не Моя ли рука сотворила всё сие? 50 Не рука ли Моя сотвори сия вся; 51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 51 Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы: 52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - 52 кого от пророк не изгнаша отцы ваши? и убиша предвозвестившыя о пришествии Праведнаго, Егоже вы ныне предателе и убийцы бысте, 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. 53 иже приясте закон устроением Ангелским и не сохранисте. 54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. 54 Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань. 55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, 55 Стефан же сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию и Иисуса стояща о десную Бога, 56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. 56 и рече: се, вижу небеса отверста и Сына Человеча о десную стояща Бога. 57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 57 Возопивше же гласом велиим, затыкаху ушы свои и устремишася единодушно нань, 58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 58 и изведше вне града, камением побиваху его: и свидетелие (снемше) ризы своя положиша при ногу юноши нарицаемаго Савла, 59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

http://drevo-info.ru/articles/6877.html

О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» ( Ин. 6:53–54 ) Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть а) теснейшее соединение с Господом ( Ин. 6:55–56 ); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной ( Ин. 6:57 ); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной ( Ин. 6:58 ). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор. 11:29 ). 2.4. Таинство покаяния «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» 443 . Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ). От приступающих к таинству покаяния требуется: а) вера во Христа, ибо «всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10:43 ). б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ). в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» ( Иез. 33:19 ). Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва 444 . 2.5. Таинство священства

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

До сего пятидесятого дня Христос бывал с ними и пред ними, а теперь Он, будет в них через Святого Духа, Который освятил и просветил их. Посему и говорил Ап. Павел: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Галат.2:20 ). – Впрочем, мы обещали прежде выяснить действия Св. Духа в жизни общественной, в жизни общецерковной, участие Его силы, Его Божественной Личности в той борьбе добра со злом, веры с неверием и противлением Богу, в которой проходит жизнь мира и будет проходить до последнего конца. Сам Господь в Своих предсказаниях о ниспослании Святого Духа, упомянув кратко о том, что Утешитель пребудет с Его последователями вовек и напомнит им все, о чем говорил им Христос ( Ин.14:17,26 ) вскоре же переходит к выяснению Его действий в мире, в мире, враждебном Христу и Его ученикам. «Он, пришедши обличить мир о грехе, о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден есть» ( Ин.16:8–11 ). Слова не сразу понятны читателю, как и первоначальным Его слушателям, что видно из дальнейшей речи Христовой ( Ин.12:13 ). На этих словах необходимо остановиться. Хотя Христос Спаситель даёт и Сам некоторое им разъяснение, но, всё-таки, для понимания нашего недостаточное и нуждающееся в дополнении. – Каким же способом Св. Дух обличает мир? Кто этот мир? Очевидно, что мир, враждебный Христу и обществу Его проповедников и вообще Его последователей. – В каком же смысле Дух обличил его в грехе неверия во Христа? В том, конечно, что неверие было посрамлено и безответно и могло противопоставить проповеди учеников Христовых только грубое насилие, но не действительное возражение. Сие сказалось с особенной силой в повествовании о мученичестве св. Стефана. Его противники «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян.6:10 ). Они тогда его оклеветали, повлекли на суд Синедриона, где согласно закону потребовались свидетели; но на этот раз выступили лжесвидетели-клеветники, а когда Стефан произносил пространную речь в своё оправдание, в которой исповедал себя истинным иудеем и чтителем закона, то, все «сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ); но когда он в заключение своей речи, начал обличать их, в том, что они всегда противились Святому Духу, как отцы их, так и они сами ( Деян.7:51 ), то они «разрывались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Ин.7:54 ) – явление – обнаруживающее всегда бессильную злобу) и забыв требование о суде ( Втор.13:14 ) и о свидетелях ( Втор.19:15–19 ), устремились на Стефана и избили его камнями, подвергнув сами себя ( Ин.18:31 ) судебной ответственности за самовольную расправу, ибо в порыве злобы оставили вещественные доказательства своего преступления у ног юноши Савла ( Деян.7:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010