Деян 15:5–34 Пятница 5 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 37 В те дни Павел и Варнава оставались в Антиохии, уча и благовествуя, совместно и с многими другими, слово Господне. Но через несколько дней сказал Варнаве Павел: “Вернемся, посетим братьев в каждом городе, где мы возвестили слово Господне: как они живут?”. Варнава же хотел взять с собой и Иоанна, называемого Марком. Но Павел настаивал на том, чтобы того, кто отстал от них в Памфилии и не пошел с ними на дело, этого с собой не брать. Произошло же острое разногласие, так что они расстались друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павла братья поручили благодати Господней, и он, избрав себе Силу, отправился в путь. И проходил Сирию и Киликию, утверждая церковь. Деян 15:35–41 Суббота 5 седмицы после Пасхи. Деяния святых Апостолов, зачало 38 В те дни, когда Апостолы шли на место молитвы, встретилась им некая служанка, имевшая духа прорицателя, которая, прорицая, доставляла своим господам большой заработок. Она, следуя за Павлом и за нами, кричала: “Эти люди – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения”. И это она делала много дней. Но Павел, досадуя, повернулся и сказал духу: “Повелеваю тебе именем Иисуса Христа выйти из нее”. И он вышел в тот же час. Увидев же господа ее, что ушла надежда их заработка, схватили Павла и Силу и потащили на площадь к начальникам, и приведя их к преторам, сказали: “Эти люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и вводят обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять”. И толпа также восстала на них, и преторы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, нанеся им много ударов, бросили в тюрьму, приказав тюремщику крепко стеречь их. Он, получив такой приказ, бросил их во внутреннюю тюрьму и ноги их забил в колодки. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога, и слушали их узники. Но вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебались основания тюрьмы. Тотчас отворились все двери, и со всех спали оковы. А тюремщик, проснувшись и увидев, что двери тюрьмы отворены, выхватил меч и хотел себя убить, думая, что узники бежали. Но Павел крикнул громким голосом: “Не делай себе никакого зла; мы ведь все здесь”. Потребовав огня, он вбежал и в трепете пал перед Павлом и Силой на землю, и, выведя их вон, сказал: “Господа мои, что мне делать, чтобы спастись?”. Они же сказали: “Уверуй в Господа Иисуса и будешь спасен ты и дом твой”. И проповедали ему слово Господне и всем, кто в доме его. И взяв их в тот же час ночи, он омыл им раны от побоев и тотчас был крещен сам и все домашние его и, приведя их в дом, предложил трапезу и возрадовался всем домом тому, что уверовал в Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Объясн. Здесь ясное доказательство того, что и в апостольское время существовали установленные во временах года посты. И из других мест Писания видно, что апостолы часто постились: 2Кор.6:5:11:27 ; учили тому же и других: 1Кор.7:5 ; Рим.14:15:20–21 . Рим.14:1–3 . «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». Объясн. Немощными в вере апостол здесь называет тех римских христиан, обратившихся из евреев и язычников, которые ели овощи, думая, что только овощами и можно питаться, и тех, которые совсем не ели мяса и не пили вина, думая, что то и другое нечисто: ср. ст.21 и 14. Православных же христиан нельзя назвать немощными в вере за соблюдение постов, установленных христианской Церковью, взявшей пример с Самого Господа и апостолов: Мф.4:2:6:16:9:15 ; Деян.13:2 ; 2Кор.6:4 ; Зах.8:19 . Рим.14:5–6 . «Иной отличает день от дня, другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Объясн. Пока не было церковного установления о днях, посвящённых посту, оставалось каждому, желавшему воздержания, самому себе назначать пост и определять его продолжительность «по удостоверению ума своего», но из Писания видно, что и в то время были установлены периоды для поста: Деян.27:9 . Во избежание соблазнить брата (нарушением поста) апостол готов был вовек не есть мяса: 1Кор.8:9–13 . Как можно различать дни для Господа? Очевидно, назначая некоторые дни для того, чтобы особенно послужить Господу постом, молитвой: Лк.2:37 . Едва ли возможна искренняя хвала Господу при вкушении пищи, запрещённой (в известные дни) Церковью, которая есть Тело Его: Еф.1:22–23 , и которая называется столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . Можно ли противиться ей и в то же время благодарить её Главу? Мф.18:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

C таким-то настроением и надо служить Богу, исполняя сказанное апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ) 716 . Печаль и радость о Господе I. праведника Скорби в настоящем мире не составляют чего-либо неожиданного для избравших благочестивую жизнь. Письмо 18 725 Благодеющий нам Господь знает, как и через самые скорби исполнять нас утешения. Письмо 323 726 Человеколюбец Бог со скорбями всегда соединяет и соответственные утешения, ободряя падающих духом, чтобы не были поглощены чрезмерной печалью. Письма 127 727 и 90 728 «Много скорбей у праведного» ( Пс.33:20 ). Скорби сопутствуют в жизни каждому праведнику. Тот, кто уклоняется от пути широкого и пространного и идет путем узким и тесным, сам избирает себе путь скорбей. И он постоянно окружен ими. Скорби, как будто некие одушевленные существа, уловляют нас и производят в нас терпение, а через терпение – испытанность, через испытанность – упование (см. Рим.5:3–4 ). Поэтому Апостол и говорит: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). И Псалмопевец сказал: «Много скорбей у праведного» ( Пс.33:20 ). Кто мужественно претерпит искушение скорби и не смутится, тот в торжестве скажет: «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» ( Рим.8:37 ). Такой человек далек от того, чтобы избегать скорбей или страшиться их; напротив, и множество скорбей он обращает в повод к хвале, говоря: «Хвалимся и скорбями» ( Рим.5:3 ) 729 . Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет ( Пс.33:18 ) Святой Бог силен избавить тебя от всякой скорби, если только с истинным и искренним сердцем возложишь на Него упование. Письмо 107 730 Вся жизнь праведника исполнена скорбей. Путь праведника – путь тесный и скорбный. Потому апостол и говорит: «Мы отвсюду притесняемы» ( 2Кор.4:8 ). И еще сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22 ). Избавляет же Бог святых Своих от скорби не тем, что оставляет их без испытания, но тем, что подает им терпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью Мк.4:11:25 . «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34 ; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 , и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2 . Мк.9:38–39 . «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16 . Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13 ; 1Кор.12:29 ; Тит.1:5 . Мк.13:37 . «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41 . К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20 . Лк.12:8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38 ; 1Ин.4:15 ; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29 ; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 5. Второе миссионерское путешествие По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» ( Деян. 15:36 ). Так начинает Лука рассказ о втором миссионерском путешествии Павла. Намерением Павла было посещение тех общин, в которых он вместе с Варнавой уже побывал. Ничего не говорится об основании новых общин, посещении других городов и регионов. Основная цель путешествия, как она объявлена Павлом: закрепить успех, достигнутый в предыдущий раз, вновь встретиться с христианами тех городов, где проповедь уже прозвучала. Реальность, однако, окажется иной. Второе миссионерское путешествие охватит многие новые земли и будет весьма продолжительным (no разным подсчетам, от двух до четырех лет); Павлу придется преодолеть около 3,5 тыс. км, из них не менее 2,7 тыс. км пешком. 176 1. Начало пути. Выбор спутников Конфликт между Павлом и Варнавой Путешествие началось с конфликта: Павел с Варнавой не смогли договориться о том, кого брать с собой. Варнава хотел взять Иоанна-Марка, но Павел напомнил, что в Памфилии Марк отстал от них и не пошел с ними «на дело, на которое они были посланы». Начался спор, в результате которого «произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией» ( Деян. 15:37–40 ). Почему Лука решил упомянуть об этом инциденте, а не обошел его молчанием? Во-первых, необходимо было объяснить, почему Павел больше не путешествует с Варнавой. Во-вторых, Лука был честным историком и не идеализировал своих героев: ценность его повествования заключается в том, что он рассказывал историю как есть, не утаивая от читателей тех конфликтов, которые периодически возникали между ее участниками. Он показывает Павла и других первых христианских миссионеров людьми с присущими каждому человеку слабостями. Отметим, что Варнава в данном случае выглядит более мягким: он призывает к прощению и снисхождению. Это, впрочем, вполне объяснимо, поскольку Марк был его племянником ( Кол. 4:10 ). Павел, напротив, настаивает на том, что спутник должен быть надежным: нельзя брать с собой человека, который уже однажды проявил себя недолжным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кроме того, процесс освобождения душ из чистилища представляется чисто механическим, подобным освобождению заключенного из тюремного заключения, независимо от того, исправило его заключение или нет. Такая чисто внешняя, юридическая мерка неприложима к религиозно-нравственной жизни. Наконец, все души, находящиеся в чистилище, могли бы быть освобождены посредством полных папских индульгенций. Т. о. чистилище если и «существует», то по вине пап. Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 247–255, 269–274; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 325–338; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 277–288. Вопрос 59. Неизвестность времени Второго славного пришествия Господа Иисуса Христа и признаки его приближения (Мф.16:27, 24:14,30,36; Лк.18:8; Деян.1:11; Иуд.14–15; 2Тим.3:1–5; Евр.9:28). Понятие об антихристе (Ин.5:43; 2Фес.2:3–4,7–10) Ответ. Суд частный, которому подвергается каждый человек после смерти, не есть суд окончательный. После частного Суда и для праведников и для грешников открывается только предначинание того блаженства или мучения, которое они заслужили. Но придет последний день для всего человеческого рода, в который Бог произведет Суд всеобщий и окончательный. Когда придет этот день, Господу не было угодно открыть нам для нашей же нравственной пользы. О неизвестности этого события говорит Сам Господь Иисус Христос: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» ( Мф.24:42 ). Перед Вознесением Господь говорит апостолам: «...не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Второе пришествие Христово будет для большинства людей неожиданным, день Господень «придет, как тать ночью» ( 1Фес.5:2 ). «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф.24:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Лк.17:26–37 1Тим.5:11–21 Господь заповедал заботиться о нуждающихся, среди которых особую категорию составляли вдовы. И церковь с самого начала считала своим долгом поддерживать таковых. Книга Деяний рассказывает, как, едва послышались нарекания, что христианами это делается недостаточно усердно, Апостолы сразу избрали семерых мужей. Казалось бы, несложное дело «пещись о столах» ( Деян.6:2 ), но Апостолы избрали людей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» ( Деян.6:3 ). Потому что и тут все не просто. Апостол Павел, например, не советует брать на обеспечение церкви молодых вдов. Очевидно, женщина при этом давала обет навсегда оставаться в чине вдовства. А всякий шаг назад всегда – «в противность Христу». И, кроме того, женщины, имеющие достаток и не имеющие забот, «приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят чего не должно». Поэтому Апостол считает, что лучше, чтобы молодые вдовы «вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода для злоречия». Но и пожилых вдов, которые уже не помышляют о браке, Апостол советует принимать с большим разбором. «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим, и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим.5:9–10 ). Она должна была своей жизнью заслужить любовь и безбедную старость. А также – если у нее нет взрослых детей и внуков, которые могли бы ее содержать. А в современной церковно-общественной жизни мы иногда видим, как молодые, чистые сердцем люди, желающие послужить Богу и ближнему, вывешивают объявление о своем намерении. По этому объявлению начинают обращаться люди, самые разные, и чаще – неверующие. И вот, молодой человек начинает ухаживать за таким стариком. Разумеется, совершенно бесплатно. Хотя порой и есть чем заплатить; хотя порой есть и дети, и внуки. Но старик со всеми порвал, потому что всю жизнь любил только себя. Как последняя надежда, дана ему немощная старость, чтобы хоть тут разжал руку, попросил бы у родных помощи и прощения. А усердный христианин лишает его и этой возможности. Сам же часто оказывается на положении раба, которым помыкают, капризничают, и в результате – ни пользы, ни радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Почему до Христа не почитали святых и не обращались к ним за помощью, как стали делать после Христа? – Потому, что все святые были в аду, пока Христос не сошел во ад и не освободил их души. 7.3. Святые Мощи Что такое святые мощи? – Нетленные останки тел святых угодников, явившие чудотворную силу. Есть ли в Библии пример, подтверждающий чудотворную силу святых мощей? – Есть, смотри ( 4Цар.13:21 ). Обожествляем ли мы святые мощи? – Нет, мы обожествляем только Единого Истинного Бога, дающего силу мощам возлюбленных святых Своих, чтобы их прославить, как святые при жизни прославляли Его. Имеют ли мощи или другие священные предметы магическую силу? – Нет. Это заблуждение язычников. Чудотворная сила мощей и священных предметов исходит от живого Бога и Его вечно живых святых угодников, но не от самих предметов. 7.4. Как относиться к чудесам Божиим? Из Священного Писания мы знаем, что Всемогущий Бог иногда творил чудеса посредством неодушевленных предметов, к примеру, таких, как: – жезл Моисея ( Исх.4:2–5 ), – медный змей ( Чис.21:8–9 ), – кости Елисея ( 4Цар.13:21 ), – край одежды Иисуса Христа ( Мф.9:20–22 ), – земля и купальня Силоам ( Ин.9:6–7 ), – тень проходящего святого апостола Петра ( Деян.5:15 ), – платки и опоясания святого апостола Павла ( Деян.19:12 ). Поэтому нет и тени сомнения, что Господь Бог творит чудеса через святой Крест, святые иконы и святые мощи. Эти чудеса нужно понимать: – как милость Божию по отношению к немощным и измученным людям, – как Божие свидетельство, что Он, живой Бог, присутствует повсюду, все видит, в том числе и все наши дела, – как напоминание Божие о том, что, чем больше чудес мы видим, тем крепче должны веровать в Него с любовью и страхом, тем чаще должны исправлять свою жизнь в соответствии с Заповедями Господними. Иначе есть опасность, что и мы будем осуждены вместе с тем народом, в чьем присутствии Иисус столько чудес сотворил... пред ними, и они не веровали в Него ( Ин.12:37 ). Потому Господь и сказал: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего ( Ин.15:24 ). Глава 8. Церковные заповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Почему пальцы пригибаете? Господь велит важнейшие заповеди навязать в знак на руку ( Втор. 6:8 ) исправляя древний обычай ( Евр. 9:10 ), мы крест кладем знаком на руке и на всем теле. Слагаем пальцы во имя Троицы и во имя Богочеловечества Иисуса – это важнейшие заповеди. Сын мой, навяжи их на персты твои ( Притч. 7:3 ). Это ничуть не помогает! Опыт пустоты, нечувствия всегда ущербнее положительного. Если вы чего-то не чувствуете, это не значит, что этого нет. Атеисты с той же позиции отрицают бытие Бога. Пост Пост не заслуга, не ублажение Бога, а средство смирения плоти ради воспитания духа. Принцип православного поста: Все мне позволительно, но не все полезно ( 1Кор. 6:12 ). Календарность: Секта: Если Я желаю – Я пощусь, когда Я хочу и как Я хочу и т.д. Но, календарностью поста исправляется самое главное в нас – наше «я». Евреи держали 4 календарных поста в году: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца, и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина веселым торжеством; только любите истину и мир ( Зах. 8:19 ). Апостолы тоже: прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел ( Деян. 27:9 ). Постились по-разному: Давид: колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука ( Пс. 108:24 ). Ездра: Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев ( 1Ездр. 10:6 ). Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ). Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ), Иоанн (Креститель) имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на своей пояснице, а его пищей были саранча и дикий мед ( Мф. 3:4 ). Важность: Пост для христиан: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9:15, 6:16 ). Вся наша жизнь – борьба с диаволом, а с ним борются только молитвой и постом ( Мк. 9:29 ). Когда они служили Господу и постились… совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13:2–3, 14:23 ). Мы всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор. 6:4–5 ). Много раз был… в труде и в изнурении… часто в посте (ст. 26–27). Семейным парам Павел заповедал, дабы иногда, по согласию, уклонялись друг от друга на время, для упражнения в посте ( 1Кор. 7:5 ) («для упражнения», т.е. регулярно, чтобы духовно не зачахнуть).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010